Чем говорит народ в своих пословицах какие темы отражены в них
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Пословицы и поговорки (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 16-17)
Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?
Народ говорит в пословицах о Родине, о труде и семье, о поведении человека и его взглядах на дружбу. Немало пословиц о лодырях и болтунах.
Пословица легко запоминается благодаря ритму и рифме.
Общее в пословицах и поговорках то, что они не имеют автора. Отличается пословица от поговорки тем, что в ней есть законченная мысль. А поговорка служит украшением речи.
Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «лень», «нерадивость», «трусость».
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.
Не мил и свет, когда друга нет.
Один в поле не воин.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
К большому терпению придёт и умение.
Делу — время, потехе — час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Без наук как без рук.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Дело не медведь, в лес не уйдёт.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Молодец на овец, а на молодца — сам овца.
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Пуганая ворона куста боится.
На печи не храбрись, а в поле не трусь.
Дураков не сеют, не жнут — сами родятся.
На голове густо, а в голове пусто.
В трёх соснах заблудился.
Лоб что лопата, а ума небогато.
Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.
Я знаю такую пословицу: “Лень добра не делает”. Она означает то, что у ленивого человека, который ничего не делает, и добра не будет. Для того чтобы получить что-то хорошее, нужно приложить усилия.
Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.
Развиваем свою речь
Определите смысл поговорок:
Заткнуть за пояс — победить кого-то. Он любого заткнет за пояс.
Рвёт да мечет — злится. Моя мама после школьного собрания рвет и мечет.
При царе Горохе — очень давно. Это случилось при царе Горохе.
Медведь на ухо наступил — отсутствие музыкального слуха. Катя говорит, что мне медведь на ухо наступил.
На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.
Я думаю, что В.И. Даль выбрал именно эту пословицу неспроста. Я понимаю ее так: нельзя оспаривать смысл пословиц. Ведь они существуют с древних времен и в них заложена мудрость многих поколений. (Любая пословица несудима. Пословица несудима, так как является суждением).
Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.
Как-то раз мы с Ваней нашли на улице деньги. Большая голубая бумажка лежала возле лавочки. Я увидел ее первый и положил в карман. Где-то полчаса точно мы обсуждали, куда потратим найденные деньги. Нам хотелось много вкусностей: чипсы, сок, мороженое, шоколадки. Пока мы мечтали, из подъезда вышла мама Вани и спросила не находили ли мы 1000 рублей? Как оказалось, она шла из магазина и потеряла деньги, когда доставала ключи из кармана. Купюру мы ей отдали. Вот что значит делить шкуру неубитого медведя.
Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведении?
Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав ее по первой части:
Пень не околица, глупая речь не пословица.
Своя земля и в горсти мила.
Делу время, а потехе час.
Волка бояться, так и в лес не ходить.
Красно говорить, а слушать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья
По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный).
Когда я приезжаю к бабушке на летние каникулы, то все соблюдаю ее распорядок дня. С утра ношу ей воду, потом мы завтракаем. И уже в 7 утра начинаем работать на огороде. Бабушка старенькая у меня, но работать любит до сих пор. В 11 мы идем обедать, еще часик работаем во дворе, наводим порядки. Только потом мы отдыхаем. Бабушка часто мне повторяет: “Делу время, а потехе час”.
Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.
К примерам меткости я бы отнес “ Без труда не выловишь и рыбку из пруда”.
Напишите рассказ на школьную тему озаглавив его одной из пословиц.
В феврале я с одноклассниками играл в снежки. Мороз стоял сильный, а снежки так и норовили упасть мне за шиворот. На следующий день я почувствовал себя плохо: сильно болела голова, сопли ручьем текли и было жарко. Мама сказала мне оставаться дома, но брать домашнее задание у одноклассников. А также повторять пройденный материал.
Как только мама уходила на работу, я играл в компьютер или смотрел телевизор. Учебники лежали на столе по-прежнему нетронутыми. Так прошли две недели моего больничного.
Когда я пришел в школу, то понял, что много материала я пропустил, я не понимаю темы. Только тогда я понял, как важно повторять изученное.
Образовательный сайт
Пословицы и поговорки в 6 классе изучают с самого начала учебного года. Народная мудрость способна обучить и наставить. Каждая пословица несет глубокий смысл, который достоин внимания.
Народ создавал пословицы, как непреходящую мудрость. В них отражены темы о самых разных сторонах жизни человека:
Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?
Пословицы легко запоминаются, потому что в них есть рифма и ритм. В ней отсутствуют лишние слова.
Общая черта пословиц и поговорок – они представляют собой краткие высказывания, которые легко запомнить. Отличия:
В учебнике по порядку перечислены такие группы пословиц:
о родине, о дружбе, о трудолюбии, об ученье, о лени, о трусости, о нерадивости.
Среди других пословиц можно вспомнить:
«Большому кораблю – большое плавание». Эта пословица говорит о возможностях человека. Если у человека есть талант или желание, ум, воля, идея – он может достичь очень многого.
«Береги платье снову, а здоровье – смолоду». В этой пословице говорится о необходимости следить за своим здоровьем с ранних лет. Иначе в зрелом возрасте Это обернется множеством болезней.
«Не с богатством жить, с человеком». Пословица указывает на важность человеческих отношений и противопоставляет их корысти.
Припомните, из каких басен эти пословицы :
Определите смысл поговорок:
«Заткнуть за пояс» — победить кого-либо;
«Рвёт и мечет» — злится
«При царе Горохе» — очень давно
«Медведь на ухо наступил» — у человека нету слуха
Составьте предложения с этими поговорками.
Ее не заткнуть за пояс – она многого добьется
Как же мне его успокоить – после того случая он рвет и мечет
Вспомнил еще, было то это при царе Горохе
Играет он еще сносно, но как петь начнет, сразу ясно – медведь на ухо наступил
Пословица несудима – означает, что ее нельзя расценивать, как бессмыслицу. Пословица – отражение мудрости народа. Она поучает в любой сфере жизни человека.
Даль выбрал это изречение для своего труда «Пословицы русского народа», поскольку в народных высказываниях отражен русский менталитет – склад ума, понимание мира. Если часть русских пословиц воспринимать как ненужные (судить их), то и менталитет уже будет другим.
Придумайте предложения с этой пословицей.
Нельзя трактовать народную мудрость, она как пословица – не судима.
Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.
Рассказы по представленным выше пословицам вы найдете по ссылке конце статьи.
Умный без денег богат
Дело мастера боится
Не в бровь, а в глаз
Пень не околица, глупая речь не пословица
Своя земля и в горсти мила
Век живи — век учись
Делу — время, потехе час
Назовите пословицу по её второй части:
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Мелет день до вечера, а слушать нечего.
Малое дело лучше большого безделья.
Назовите пословицы полностью, объясните их смысл. По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный).
Рассказы по пословицам вы найдете по ссылке в конце статьи.
Меткость, образность пословиц и поговорок отражается в следующих высказываниях:
Из худого кармана и последний грош валится
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом
Где коза прошла, там и солдат пройдет
Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком
Рифма в пословицах :
Грязью играть — руки марать
На грушу лезть — или грушу рвать, или платье драть
Что с возу упало, то пропало
Выбирай епанчу по плечу (епанча – широкий и длинный плащ старинного образца)
Рассказы на школьную тему по пословице можно найти по ссылке:
Конспект занятия «Пословицы и поговорки — мудрость народа»
Ление Кадировна
Конспект занятия «Пословицы и поговорки — мудрость народа»
Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса обучающихся.
1. Развитие интеллектуальных, и творческих способностей обучающихся;
2. Выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи;
3. Прививать интерес к устному народному творчеству;
4. Речевое развитие и обогащение словаря обучающихся;
Наглядность и оборудование:
— презентация «Пословицы и поговорки»
Ход мероприятия
Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. В одном предложении заключён огромный смысл, есть ритм, рифма. Каждое слово весомо, содержательно и точно. О ценности русских пословиц, и поговорок сказано в них самих. Слайд 1
Чем пословица отличается от поговорки?
Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения. Слайд 2.
-Отгадайте, где пословица, а где поговорка?
*Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица)
*Как сыр в масле катается. (Поговорка)
*Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)
Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки!
Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.
Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.
На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.
(Всему своё время; Делу – время, а потехе – час; Лень – прежде тебя родилась.)Слайд 4
Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу. (Тише едешь, дальше будешь.) Слайд 5
Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.) Слайд 6.
Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. За правильно выполненные задания командам начисляются баллы. Та команда, которая наберёт большее количество баллов – и выиграет!
Наш первый конкурс – «Разминка».
Задание – продолжить пословицы и поговорки:
1. Что посеешь… (то и пожнешь).
2. Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).
3. Сделал дело… (гуляй смело).
4. В гостях хорошо… (а дома лучше).
5. Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).
6. С кем поведешься… (от того и наберешься).
7. Готовь сани летом… (а телегу зимой).
8. Как аукнется… (так и откликнется).
9. За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).
10. Заставь дурака богу молиться… (он себе и лоб расшибет).
11. Сколько волка не корми… (а он все в лес смотрит).
12. Чем дальше в лес… (тем больше дров). И др.
Дидактическая игра «Путаница»
(Каждая команда получает карточки на которых написаны части пословиц. Задача ребят собрать пословицы из двух частей)
— В каждой игре есть победители и проигравшие. Но, несмотря на это, можно сказать, что в нашей сегодняшней игре проигравших нет, так как каждый из вас получил новые знания о пословицах и поговорках о труде, а значит, стал умнее и смог лучше узнать культуру русского народа.
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки» Схема конспекта занятия. Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор Возраст детей: 10-11 лет Тема занятия: «Малые жанры.
Загадки, пословицы, поговорки, приметы, стихи, потешки о птицах Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Богатырь» города Курчатова Курской области Картотека.
Логопедический фольклор «Пословицы и поговорки» Логопедический фольклор. Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения.
Народные приметы о живой и неживой природе по сезонам, пословицы, поговорки, загадки о природных явлениях Народные приметы о живой и не живой природе по сезонам Зима Снежный и вьюжный январь – к дождливому июлю. Крупные хлопья снега – к мокрой.
Пословицы и поговорки как средство умственного воспитания дошкольников Развитие ребенка Существуют различные средства и технологии умственного воспитания для детей. Одним из эффективных и простых способов является.
Пословицы и поговорки о семье Когда нет семьи, так и дома нет. Люблю своих детей, но внуки милей. На что и клад, когда в семье лад. Нет друга супротив родного брата.
Пословицы и поговорки по лексическим темам, в том числе с учетом регионального компонента: казачьи пословицы и поговорки Месяц Неделя Тема недели Пословицы и поговорки по лексическим темам Пословицы и поговорки (казачьи) Сентябрь 1-2 Мониторинг. День знаний.
Пословицы и поговорки про растения Пословицы и поговорки про растения. • Растенье — земли украшенье. • Зеленая ограда — живая отрада. • Зеленый наряд радует взгляд. • Сломить.
Загадки, пословицы и поговорки о растениях и животных. Приложение к проекту «Будь другом природе!» Приложение 5 Загадки о растениях Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать, Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать (Подснежник).
«Сравнительный анализ пословиц и поговорок разных народов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Городская научно-практическая конференция школьников
« Сравнительный анализ пословиц и поговорок разных народов»
Выполнила
Молодова Александра,
ученица 8 «Н» класса
МБОУ Школы №42
г.о. Самара
Научный руководитель
Найда С.Г.,
учитель русского языка
и литературы
Сравнительный анализ русских пословиц
и пословиц разных народов……………………………………….5
Трудности толкования пословиц разных народов мира…………10
Тематические группы пословиц разных народов………………..12
Что написано пером, то не вырубишь топором.
Но недавно я задумалась: ведь у других народов также есть свои народные мудрости, и они также выражают их через пословицы и поговорки. Похожи ли они на наши русские народные? И есть ли что-то в них общее?
Тема моего доклада – «Сравнительный анализ пословиц и поговорок разных народов».
Цели и задачи моей работы –
узнать, как пословицы и поговорки разных народов мира отражают их образ жизни, мировоззрение, национальную культуру и традиции;
выявить общее и различное в этих пословицах и поговорках путем сравнительного анализа. Я не ставила своей целью произвести языковой анализ, а хотела рассмотреть пословицы в культурно-содержательном аспекте;
классифицировать тематически объект исследования;
провести практическое исследование на знание пословиц и поговорок на примере своего класса.
Объект исследования – пословицы и поговорки разных народов мира. Ясно, что представить весь спектр пословиц разных народов мира и проанализировать их в одной работе мне не удастся, поэтому была сделана выборка пословиц разных народов.
А теперь необходимо дать четкое научное определение пословицам и поговоркам.
Мы также употребляем пословицы и поговорки в повседневной жизни, в разговоре, но уже не так часто, как раньше. Вряд ли кто-то из нынешнего подрастающего поколения будет пестрить в разговоре пословицами. Сейчас это, увы, выглядит старомодно. Хотя пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. Речь становится разнообразной.
Некоторые путают пословицы и поговорки. Многие из-за незнания. Пословицы и поговорки похожи, но различий между ними больше, чем схожих черт.
Пословица — это малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание. [7]
Поговорка — это словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни (чаще в быту), часто с долей юмора.
Поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и более образны, чем пословицы. Они наиболее точно определяют какое-либо жизненное явление. [8]
На самом деле, поговорки мы используем чаще, так как они более ясны и проще для нас, понятнее. Некоторые прочно укоренились в нашей разговорной речи. Например:
«Яйца курицу не учат».
«Друзья познаются в беде».
«Дорога ложка к обеду».
Но все же четкую границу между пословицей и поговоркой провести нельзя.
В пословице преобладает смысл, нежели красота и складность. А вот у поговорки главное – складность, красота звучания.
Сравнительный анализ русских пословиц и пословиц разных народов.
Я выбрала двенадцать наиболее часто употребляемых пословиц и нашла, как мне кажется, самые подходящие аналоги в пословицах других народов. Я сравнивала русские пословицы с английскими, немецкими, индийскими, японскими.
Значение: всё привлекательное имеет свои недостатки.
Значение: какие-либо обстоятельства могут очень быстро в человеке уничтожить любовь и возбудить чувство ненависти.
Значение: Только терпением и трудом можно добиться результата.
Значение : Бедность, необходимость научат быть изобретательным, трудолюбивым и т. п.
Значение: так говорят про лукавых людей, которые внешне приветливы, а на деле враждебны.
Значение: чтобы чего-то добиться, надо трудиться.
Значение: говорится тогда, когда жизненные обстоятельства складываются у кого-либо не так, как он думает, хочет, рассчитывает.
Значение: Не нужно выражать недовольства подаренной (или доставшейся даром) вещью.
Значение: Не в меру усердный человек только вредит делу.
Значение: В детях повторяются недостатки, пороки их родителей. [1]
Пословицы одного ряда очень похожи между собой по смыслу. Несмотря на то что складывались они в разное время, в совершенно разных географических местах, разными народами, они схожи содержанием. В них заключено одно и то же значение и вековая мудрость.
Люди тогда (да и сейчас), независимо от национальной принадлежности, имели примерно одинаковые проблемы. Так почему у них должны быть разные пословицы и поговорки?
Главное различие в этих пословицах – формулировка, написание. Но не только стилистические и грамматические особенности разделяют их. Один и тот же поучительный смысл пословицы как бы облачается в разные национальные костюмы. Но, если бы представители разных народов встретились, я думаю, они бы поняли друг друга. Ведь если поглядеть на устное народное творчество, на фольклор, мы все не так уж и отличаемся. У нас, разных народов мира, одна и та же мудрость на всех, тот же опыт, только обычаи разные.
Значение поговорки «Нет розы без шипов» говорит о том, что одно без другого не может существовать. Всё привлекательное имеет свои недостатки. Так же и лотос защищает его ядовитый стебель. То есть эти прекраснейшие цветы таят для окружающих опасность.
Почему у русских «яблоко от яблони недалеко падает», а у индийцев «каков раджа, таковы и его поданные»? [3]
Яблоки у древних славян были олицетворением положительного символа здоровья, плодородия, достатка, брачной любви и здорового потомства, весеннего возрождения.
В сопоставленных выше пословицах мы видим, что каждый народ использует в них свои предметы домашнего быта и хозяйства, национальную символику, элементы обрядовой атрибутики – то есть то, что он уважает, почитает, или то, что просто считается заметным и важным в жизни человека. Можно заметить, что эти пословицы очень схожи по формулировке и смысл в них один и тот же.
Сравнение пословиц и поговорок разных народов показывает, как много общего имеют народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.
В нашем великом русском языке есть пословицы с одним смыслом, но разными формулировками.
Значение : За неимением кого-либо (чего-либо) лучшего, годится и тот (то), кто (что) есть.
Нет худа без добра. – Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Значение : говорится тогда, когда удача, что-л. полезное, хорошее являются следствием беды или чего-либо неблагоприятного.
Значение: молодой, менее опытный не научит старшего, более опытного.
Гусь свинье не товарищ. – Пеший конному не товарищ.
Значение: разных по своей природе, характеру или общественному положению людей ничто не может объединить. [5]
Из приведенных примеров можно сделать вывод, что в цепочке синонимичных пословиц одна, как правило, является более употребительной, лучше прижилась в нашем языке, ее я поместила на первое место. То же самое явление синонимии мы видим и в пословицах других народов мира.
Малые удары валят и большие дубы (англ.). – Только упрямому это под силу. (англ.).
Значение такое же, как в русской пословице: Кто учится смолоду, не знает на старости голоду. [ 6]
Трудности толкования пословиц разных народов мира.
Понять смысл пословицы не всегда просто. М ногие пословицы и поговорки многозначны, что делает их трудными для толкования и сравнения. Тем не менее важно помнить, что они складывались в различных исторических условиях.
В каждом языке существуют фразы и выражения, которые нельзя понимать буквально, даже если известно значение каждого слова и ясна грамматическая конструкция. Но смысл может ускользать от нас.
Любопытно было мне посмотреть американские (именно американские, не английские) поговорки и пословицы, составленные современным человеком . [3]
В колледже девушка четыре года учится тому, как вести себя в хорошем обществе, а всю остальную жизнь пытается найти это общество.
Заинтересовала меня вот эта вот американская поговорка:
Бармен-это тот, кто наливает тебе рюмку за рюмкой и молча слушает, как ты изливаешь ему свою душу.
Если бы получить кредит в банке было так просто, как утверждает реклама, никто бы не грабил банки.
Красота ослепляет, а слепого легко обокрасть.
Прежде чем занять у друга деньги, подумай, что тебе нужнее: друг или деньги.
У правительства столько дурных привычек, что содержать его становится все дороже. [ 5]
Тематические группы пословиц разных народов.
О чем люди составляли пословицы и поговорки? Да практически обо всём. Все стороны жизнедеятельности человека отражены в пословицах и поговорках. Пословицы можно разделить на десятки групп: о Родине, о любви, о взаимопонимании, о ненависти, о дружбе, о зависти и т.д.
Здесь представлены пословицы разных народов, разделенные на тематические группы. Перечислить все группы, по понятным причинам, я не смогу, но некоторые приведу. И начну, разумеется, с пословиц о Родине. [4]
Нет для любого человека ничего ближе и дороже, чем Родина. Как много людей погибало, защищая Родину. Многие пословицы построены на противопоставлении Родины и чужбины.
Горе в чужой земле безъязыкому. (рус.)
Любишь жену — люби и ее родину. (евр.)
Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни. (осет.)
Лучший друг — мать, лучшая страна — Родина. (азерб.)
На чужбине еще больше родину ценят. (афган.)
Самое дорогое для человека на чужбине – родина. (араб.)
Лучше на родине быть чабаном, чем на чужбине султаном. (узбек.)
Труд необходим человеку, как воздух. Если бы человек не трудился, он бы давно уже исчез с лица Земли. Труд облагораживает человека. Только с помощью труда человек может добиться поставленной цели. Все достижения человечества связаны с его трудовой деятельностью. В труде очень важны упорство и выдержка. А торопливость в работе может помешать. В коллективе, особенно дружном, работать легче. Работу надо всегда доводить до конца, нельзя ее бросать не закончив. Но если ты хорошо потрудился, то и голодным не останешься, и отдохнуть хорошо сможешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (рус.)
Без усилий нет достижений. (англ.)
Когда работающих много, работа спорится. (чуваш.)
Коли весело живется, к работе сердце рвется. (украин.)
Пока железо в работе, его ржа не берет. (узбек.)
У бросившего работу останавливаются челюсти. (авар.)
Труд приносит хлеб, лень – голод. (нем.)
Долог день, коли трудиться лень. (исп.)
Торопливая работа вкривь идет. (марийск.)
Кто не знает, как работать, для того работа не кончается. (груз.)
Быстро сделанная работа хорошей не бывает. (инд.)
Неторопливая работа указывает на искусного мастера. (кит.)
Работу делают умением, трудность преодолевают согласием. (монг.)
Летом лень — зимой м у ка. (чечен.)
В последнем случае мы видим разные по звучанию, но одинаковые по смыслу поговорки, в данном случае осетинские. [ 6]
Опыт, приходящий с годами, мудрость и ученье на собственных ошибках в пословицах и поговорках, приведенных ниже, показаны на животных, наших братьях меньших. Ведь в древности люди очень часто присматривались к поведению зверей, например, предсказывали погоду по полету птиц.
Старая кошка лисой становится. (вьет.)
Старая крыса ловушку обходит. (рус.)
Старая раковина жемчуг дает. (вьет.)
Старого волка в тенета не загонишь. (рус.)
Старую птицу приманкой не проведешь. (осет.)
Старая кобыла борозды не портит. (рус.)
О бедности и прочих несчастиях.
Бедность не грех. (англ.)
Беда и помучит, и мудрости научит. (украинск.)
После горя приходит радость. (чуваш.)
Ржавчина проедает железо, а горе – сердце. (якут.)
Радость — не радуйся, печаль — не печалься. (исп.)
Не надо отчаиваться, даже в плохом есть что-то хорошее, после черной полосы в жизни обязательно будет белая.
Пословицы и поговорки об удали, расторопности, хитрости и таланте людей.
Бей в решето, когда в сито не пошло! (рус.)
Бывалая птичка в тенета не попадет. (груз.)
В царском дворце поест, в мечеть спать идет. (бенг.)
Великие таланты зреют медленно. (япон.)
Вьется и ужом и жабою. (рус.)
Даже у дурака может быть какой-нибудь талант. (япон.)
Его на кривых оглоблях не объедешь. (рус.)
Жизнь теряю, но удобного случая не упускаю. (бенг.)
Жить как ворон на месте паломничества (т.е. на всем готовом.) (бенг.)
Журавль летает высоко, да видит далеко. (рус.)
Даже из самой сложной и трудной ситуации найдется выход. Только не надо унывать. Человеческая хитрость и удаль не знает границ, особенно когда речь идет о жизни и смерти. В каждом человеке есть искра Божья, есть, хоть и маленький, но талант.
Пословицы о правде, значении ее в нашей жизни.
В бобах столько соли, сколько лжи в правде. (инд.)
В каждой шутке есть доля правды. (рус.)
сказать правду.) (лакск.)
Где не выслушивают, там правда пропадает. (груз.)
Даже для врага будь правдивым свидетелем. (осет.)
Даже обезьяну слушай, если она говорит правду. (монг.)
Даже самого изолгавшегося плута можно обмануть. (итал.)
словам, сказанным за спиной, разве можно верить? (кит.)
Дерево правды не сохнет, даже если его посадить на камне. (груз.)
Добро тому врать, кто за морем бывал. (рус.)
Если правда на твоей стороне, любого переспоришь. (кит.)
Знает сила правду, да не любит сказывать. (нем.)
И во лжи бывает правда. (япон.) И лжец правду скажет, коль не о чем лгать. (уйгур.)
И сам себя стыду ты предаешь, когда твой рот твердит повсюду ложь. (перс.)
Кривда отстанет, правда перегонит. (туркм.)
Кто говорит правду, тот держит наготове коня. (груз.)
Человек, который любит только себя, живет впустую. Любовь и дружба делают человека чище и добрее. Тем не менее это два разных понятия. Приведу народную присказку:
«Встретились как-то Любовь и Дружба. Любовь спросила:
— Зачем на свете нужна ты, если есть я?
Дружба ответила ей:
— Чтобы оставлять улыбку там, где ты оставляешь слёзы. ».
Только друг, настоящий и преданный, сможет поддержать нас в нелегкую минуту горести или утраты, только с друзьями мы можем быть настоящими и естественными, не примерять лживые маски. Друзья обязательно поймут нас, поскольку они знают о нас многое, и мы порою понятны им гораздо больше, чем сами себе. Только дружба способна помочь человеку преодолеть самые дальние горизонты и обрести гармонию с окружающим и внутренним миром.
Пока не пожертвуешь душой, не обретешь любимую. (курд.)
Где нет любви, там нет и радости. (груз.)
Разлука для любви, как ветер для огня: слабую любовь гасит, а большую — раздувает. (исп.)
Если любовь закончилась — она и не начиналась. (евр.)
В любви всегда один целует, а другой только подставляет щеку. (франц.)
Сухое дерево легко копать, с притворной любовью легко расставаться. (монг.)
Друг не всегда бывает тот хорош, который правдою твою считает ложь. (тадж.)
Там, где пользу принесет дружеская речь, не должны пускать мы в ход золото и меч. (перс.)
Друг ближе брата. (афр.)
С волком не дружат. (армян.)
Забор между друзьями продлевает дружбу. (англ.) [12]
Я в своей работе попыталась показать, как пословицы и поговорки разных народов мира отражают образ жизни, мировоззрение, национальную культуру и традиции, что есть между пословицами общего и различного. Я пришла к выводу, что в пословицах и поговорках гораздо больше общего, чем различного. Особенно это заметно, когда я классифицировала пословицы по тематическим группам. В языках разных народов есть тысячи пословиц, но все их можно разбить на тематические группы. И тогда сходство мышления людей разных национальностей неоспоримо, просто часто оперируем мы в нашей речи разными понятиями, потому что реалии вокруг нас разные и образ жизни неодинаковый.
Я провела небольшое социологический опрос. Его целью было:
выявить у ребят знание пословиц и владение ими;
проверить работу ассоциативного мышления, связанного с подбором пословиц из языков разных народов;
вызвать интерес у учеников к этой области человеческой культуры.
Я разбила класс, в котором я учусь (20 человек), на две группы по 10 человек. Каждой группе я дала свое задание.
Первая группа должна была подобрать к 6 иностранным пословицам русские эквиваленты. Русские пословицы не были даны.
1) Сын леопарда тоже леопард (африканская).
2) Если леди сойдёт с экипажа, он поедет быстрее (английская).
3) Раз пробка вынута – надо пить шампанское (французская).
4) Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец (вьетнамская).
5) Очень резво белка прыгает, а иной раз срывается (индонезийская).
6) Хлопок с огнем не дружит. (афган.) [11]
1 человек (10%) справился с заданием полностью.
5 человек (50%) подобрали эквиваленты к 4 пословицам.
1 человек (10 %) – только к 1 пословице.
Другая группа должна была к русским пословицам из первого столбика подобрать иностранные пословицы из второго. В идеале это должно было выглядеть так:
Яблоко от яблони не далеко падает.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Тише едешь, дальше будешь.
Конь о четырех ногах и тот спотыкается.
Гусь свинье не товарищ.
Сын леопарда тоже леопард. (африканская).
Если леди сойдёт с экипажа, он поедет быстрее (английская).
Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец (вьетнамская).
Очень резво белка прыгает, а иной раз срывается (индонезийская).
Хлопок с огнем не дружит. (афган.)
Обе группы я попросила указать, какие пословицы (и иностранные, и русские) им известны.
Задание для второй группы оказалось гораздо легче, чем для первой.
8 человек, т.е. 80 % опрошенных, справились с заданием полностью (сделали 100%).
2 человека, т.е. 20 % ошиблись в одном случае (выполнили 83 % работы.)
Все 20 человек (100 %) ответили, что им знакомы все 6 русских пословиц, и все 20 человек (100%) указали, что ни одна иностранная пословица им неизвестна.
Из проведенного исследования я делаю вывод, что мои ровесники неплохо знают русские половицы, верно понимают их поучительный смысл, но пословицы других народов мира им практически незнакомы. В то же время элементарные знания об обычаях и образе жизни народов мира помогают подросткам понять смысл этих пословиц.
Мои одноклассники заинтересовались темой опроса – пословицами, а я им посоветовала сайты, где можно найти много познавательного материала, связанного с пословицами и поговорками.