Чем грозит если уехал с места дтп
Уезд с места ДТП
В п. 2.5 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090 (далее — Постановление №1090) установлены обязанности водителя в случае совершения дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). Автомобилист должен:
немедленно остановить транспортное средство;
не двигаться с места;
включить аварийную сигнализацию;
выставить на дороге знак аварийной остановки;
не перемещать предметы, которые имеют отношение к ДТП.
За нарушение требований о включении сигнализации и установке знака водитель может быть привлечен к административной ответственности. Несоблюдение правил влечет наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Ответственность и наказание
Если водитель транспортного средства скрылся с места происшествия, то его действия будут квалифицированы по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Автомобилисту грозит одна из следующих административных санкций:
лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет;
арест на срок до 15 суток.
Срок давности составляет два месяца.
От ДТП необходимо отличать ряд происшествий на дороге, которые не влекут для участников негативных правовых последствий:
если пешеход, переходя дорогу, упал на автомобиль;
в случае, если выброшенный из окна автомобиля мусор попал в пешехода. Но если в ходе движение одного транспортного средства из него выпал груз и повредил другую машину, это будет считаться аварией;
столкновение автомобилей, если визуально не видны признаки повреждение транспортных средств.
К оставлению места ДТП нельзя отнести случаи, когда виновник отъехал на небольшое расстояние и ожидал приезда сотрудников ГИБДД. Также автомобилиста не привлекут к ответственности, если он уехал с места аварии по следующим причинам:
водители на месте составили европротокол и мирно разошлись, не вызывая сотрудников ГИБДД.
Этот документ можно использовать только при одновременном соблюдении ряда условии:
участниками ДТП стали не более двух автомобилей;
в результате аварии не пострадали люди и имущество третьих лиц;
водителям удалось самостоятельно выявить виновника происшествия и договориться о сумме компенсации;
размер полученного ущерба не превышает 50 000 рублей;
у участников ДТП имеются актуальные страховые полисы;
возникла необходимость освободить дорогу, так как авария спровоцировала возникновение затора;
необходимо было отвезти пострадавших в больницу.
Согласно ПДД водитель обязан оказать потерпевшему первую медицинскую помощь на месте, а если это невозможно, немедленно отвезти его в ближайшую больницу.
Причины уезда с места ДТП
Для квалификации деяния как административного правонарушения не имеет значения, по каким причинам водитель незаконно покинул место ДТП. Личные обстоятельства, опоздание на работу или спешка по иным основаниям не могут служить оправданием.
Одной из самых частых причин оставления места ДТП является алкогольное опьянение водителя. Таким образом, нарушитель пытается избежать ответственности, которая предусматривает более строгое административное наказание.
В случае, если лицо управляло транспортным средством в нетрезвом виде, и в результате этого был причинен вред здоровью третьих лиц, автомобилиста могут привлечь уже к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. По ней нарушителю грозит до девяти лет лишения свободы.
Также среди популярных причин — шоковое состояние, страх получить строгое наказание и невнимательность. В некоторых случаях автомобилист может даже не заметить, что своим авто повредил чужую машину.
Что грозит, если уехал с места ДТП?
За оставление места ДТП грозит административная ответственность. Однако в ряде случаев за данное деяние может применяться уголовная санкция по ст. 125 УК РФ «оставление в опасности».
Вид и размер наказания в данном случае определяются судом исходя из множества факторов: обстоятельства совершения ДТП, погодные условия, поведение водителя, потерпевшего и иных лиц, имеющих отношение к аварии, послужной список автомобилиста (привлекался ли ранее он к административной ответственности).
В юридической практике нередки случаи, когда уехавший с места ДТП водитель, даже будучи невиновным, сталкивался в дальнейшем с негативными последствиями:
был признан виновником аварии;
должен был возместить потерпевшему вред, причиненный его жизни, здоровью и имуществу.
Тот факт, что водитель уехал с места аварии, автоматически не свидетельствует о его виновности или невиновности в совершении ДТП. Вина будет установлена позже в ходе расследования.
Могут ли найти?
На дорогах страны с каждым годом появляется все больше технических средств, поэтому процент водителей, которых удается задержать после оставления места ДТП, постоянно растет.
Почти по всем крупным автомобильным магистралям установлены автоматические системы, которые фиксируют все проезжающие автомобили, поэтому установить, куда направился виновник аварии, как правило, несложно.
Кроме того, в настоящее время многие авто оснащены видеорегистраторами, которые фиксируют все происходящее на дороге. Нередко в их объективы попадают машины нарушителей, таким образом, полицейским становятся известны все необходимые характеристики ТС: цвет, марка и номер. Данные факторы не позволяют виновным уйти от ответственности за совершение ДТП.
Размер штрафа
Это нарушение не предусматривает денежного штрафа за оставление места ДТП. Кроме того, административное законодательство РФ не позволяет заменять арест штрафом.
Что делать, если участник ДТП скрылся?
Ситуации, когда виновник скрылся с места происшествия, можно условно разделить на две группы:
пострадавший водитель непосредственно принимал участие в ДТП;
происшествие случилось без участия пострадавшего водителя.
В первом случае необходимо предпринять следующие действия:
запомнить максимально возможное количество информации о нарушителе, который уехал с места совершения ДТП;
если имеются пострадавшие, необходимо оказать им медицинскую помощь и отправить в медицинское учреждение попутным транспортом. Если это невозможно, или существует реальная угроза жизни человека, — лично доставить его в больницу. Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, необходимо зафиксировать положение автомобиля на проезжей части, а позже, при необходимости, отогнать его на обочину, чтобы не мешать иным участникам дорожного движения;
найти свидетелей ДТП. Данные лица могут иметь информацию, которая в дальнейшем облегчит поиск виновного и позволит привлечь его к ответственности. Если авария случилась в зоне видимости каких-либо стационарных видеокамер, следует обратиться к организациям, их обслуживающим, и попросить показать вам или сохранить видеозапись;
сообщить о случившемся в дежурную часть ГИБДД;
дождаться приезда инспекторов для составления схемы ДТП и заполнения необходимой документации;
Если ДТП было совершено без непосредственного участия водителя, например, владелец автомобиля оставил его во дворе, а при возвращении увидел, что ТС повреждено, ему необходимо предпринять следующие действия:
сообщить в дежурную часть ГИБДД о случившемся и ждать приезда инспекторов;
попытаться найти свидетелей произошедшего;
если во дворе есть камеры, необходимо сообщить об этом сотрудникам полиции, чтобы они изъяли видеозаписи;
совместно с сотрудниками полиции заполнить все необходимые документы для оформления аварии.
Правильность заполнения документов о случившемся дает пострадавшему право на получение возмещения от страховой компании.
Если водитель скрылся с места ДТП
Согласно КоАП РФ оставление места ДТП влечет за собой лишение водительских прав сроком от одного до полутора лет или административный арест до 15 суток (ст.12.27 ч.2 КоАП РФ).
По статистике ГИБДД УМВД России по городу Пскову, за 9 месяцев 2020 года произошло 419 ДТП, водители которых скрылись с места ДТП.
Оставить место ДТП – значит покинуть его любым способом: пешком, бегом, на своем или попутном транспорте. Не станет оправданием и тот факт, если водитель сбежал, но оставил машину на месте аварии или покинул ДТП из-за агрессивного поведения, а также конфликта с другими участниками столкновения.
Местом ДТП является не только дорога, но и прилегающая территория, например, парковка, двор, автозаправка.
Наказание за оставление места аварии наступит, если:
Считается, что водитель скрылся с места ДТП, если:
К ответственности за оставление места ДТП может быть привлечен как виновник аварии, так и потерпевший.
Ответственность за оставление места ДТП
Зачастую водители оставляют место ДТП, так как в момент его совершения находились в состоянии опьянения и таким образом пытаются избежать наказания. Не редкость сейчас и такая ситуация. Автомобилисты договариваются о деталях урегулирования последствий ДТП, разъезжаются, а потом один из водителей заявляет под нажимом окружающих о произошедшей аварии в ГИБДД. И поскольку никаких документов, подтверждающих достижение мирного соглашения сторон, нет, то второй участник признается покинувшим место ДТП самовольно.
ДТП без пострадавших
Такое нарушение регламентируется ст.12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В этом случае тот, кто покинул место ДТП, будет лишен права на управление транспортным средством на год-полтора или получит административный арест до 15 суток.
ДТП с пострадавшими
Кроме того, водитель дополнительно будет лишен права управления транспортным средством на 3 года.
Как нужно действовать, если вы попали в ДТП, а другой его участник скрылся
Помните: сегодня вы уедете с места ДТП, а завтра вас могут лишить прав! Будьте аккуратны и бдительны за рулем!
ГИБДД УМВД России по городу Пскову
Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел
По своей правовой природе уголовная ответственность направлена не только на справедливое наказание лица, совершившего преступное деяние, но и на предупреждение таковых.
Однако выполняет ли введенная уголовная ответственность за оставление места ДТП названные функции? Попробуем разобраться.
Справедливое наказание
За оставление места ДТП до 24 апреля 2019 г. была установлена только административная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года или административный арест на срок до 15 суток.
Таким образом, судя по размеру наказания, пьяному водителю «выгоднее» было скрыться с места ДТП и, появившись в ГИБДД через пару дней трезвым, признаться в содеянном, избежав усиленной ответственности за причинение в состоянии опьянения тяжкого вреда здоровью потерпевшему или смертельного исхода.
Два водителя совершили наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Оба признаны виновными в ДТП.
Первый водитель был трезв, остался на месте аварии и предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности на месте происшествия и оказания своевременной помощи пострадавшему. В итоге суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы.
Второй водитель в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения и скрылся с места происшествия, оставив на трассе сбитого им пешехода без помощи. В такой ситуации не исключено, что на пострадавшего может быть совершен повторный наезд, что приведет к смерти, другие водители также могут пострадать, объезжая место аварии, и т.п.
В данном случае наказание также составляло два года лишения свободы и лишение прав или административный арест за оставление места ДТП, поскольку состояние опьянения виновного на момент аварии не установлено. Дополнительно данный водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности – в таком случае наказанием может быть как штраф в размере от 80 тыс. руб., так и лишение свободы сроком до года.
Итак, прежнюю ситуацию назначения одинакового наказания для добросовестных и недобросовестных водителей нельзя было назвать справедливой. Недобросовестные водители несли такое же наказание, как и добросовестные, в то время как последствия оставления ими места ДТП могли быть гораздо более трагическими.
С точки зрения субъективной стороны наезд на пешехода – это неосторожность, а оставление места ДТП – умысел.
Поэтому и наказание за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или в случае смертельного исхода в ситуации оставления места ДТП должно быть более суровым, чем если бы водитель остался на месте аварии.
После внесения в УК РФ поправок водитель, оставивший место ДТП, даже если он был трезв, несет такую же ответственность, как и пьяный. При этом сроки лишения свободы существенно увеличены. Так, пьяному водителю и водителю, оставившему место ДТП, срок наказания за причинение тяжкого вреда здоровью составляет от трех до семи лет; в случае смерти потерпевшего – от 5 до 12 лет лишения свободы.
В итоге по сравнению с добросовестным водителем, оставшимся на месте аварии, для недобросовестных установлено, на мой взгляд, справедливое более суровое наказание.
Предупреждение совершения преступления
Чтобы понять, выполняет ли превентивную функцию усиление уголовной ответственностии за оставление места ДТП, проанализируем данные статистики ДТП по России, опубликованные на сайте ГИБДД.
С апреля 2018 г. по март 2019 г. количество ДТП, в которых водители оставили место происшествия, составило 17 552. При этом погибли 820 человек.
С апреля 2019 г. по март 2020 г. (с учетом ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19 и введения режима самоизоляции в марте 2020 г.) показатель таких ДТП – 15 848. В них погибли 764 человека.
Таким образом, количество случаев оставления места ДТП начало сокращаться. Можно сделать вывод, что усиление уголовной ответственности выполняет превентивную функцию.
Судебная практика также демонстрирует «работоспособность» внесенных в ст. 264 УК РФ поправок – в отношении водителей, оставивших место ДТП (если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть), возбуждаются уголовные дела. Некоторым уже вынесены приговоры (см., например, апелляционное постановление Ставропольского краевого суда от 5 ноября 2019 г. № 22-5618/2019, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 марта 2020 г. по делу № 22-378/2020, апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 10 декабря 2019 г. № 22-8552/2019 по делу № 1-768/2019).
В связи с тем что оставление места ДТП теперь является одним из квалифицирующих признаков, образующих состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного п. «б» ч. 2 и 4 ст. 264 УК РФ, административные дела, возбужденные с момента вступления в силу уголовной ответственности за оставление места ДТП, при наличии тяжкого вреда здоровью или смерти прекращаются. В отношении водителей, оставивших место аварии, возбуждаются уголовные дела.
Штраф за оставление места ДТП
Если водитель по неосторожности поцарапал другой авто на стоянке или уехал после серьезной аварии — это правонарушение. Его могут лишить водительского удостоверения. Рассказываем, можно ли отделаться штрафом за уезд с места ДТП, как поступить, когда второй водитель уехал, и как не получить штраф самому.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Что значит покинуть место ДТП
Иногда автовладельцы попадают в ДТП. Например, сбивают пешехода, сталкиваются с другой машиной на дороге или царапают ее на парковке. Если после такого сразу уехать — считается, что водитель покинул место аварии. Это грубое нарушение.
Часто скрыться пытаются пьяные водители, так как за пьяную езду наказание строже — 30 000 рублей штрафа и лишение на два года.
Оставлять место ДТП нельзя, но можно переместить машину. Более того, водитель обязан это сделать, если она мешает проезду других авто и не пострадали люди. Вот как различаются эти понятия:
Когда запрещено оставлять место аварии
Если в аварии пострадали люди или чужой автомобиль, уезжать с места ДТП запрещено. Водителя привлекут к ответственности за оставление места ДТП. За это лишат прав или арестуют на 15 суток.
Когда разрешено оставить место ДТП
Оставление места ДТП разрешено только в двух случаях:
Схема ДТП — это нарисованная от руки траектория движения машин до того, как они столкнулись. На схеме изображают знаки, разметку и части дорожной инфраструктуры типа бордюров и светофоров. Так можно задокументировать нарушения ПДД, которые привели к аварии. Инспектор прикрепляет схему к справке о ДТП. Эти документы нужно будет приложить к извещению о ДТП и подать в страховую.
Причины оставления места ДТП
ДТП — стресс для водителя. В таком состоянии он может принять неверное решение. Вот несколько причин, по которым водители скрываются с места аварии:
Все такие действия — нарушение закона. За это могут оштрафовать.
Какой штраф за оставление места ДТП в 2021 году
Денежного штрафа за такое нарушение нет, наказание серьезнее. За него по закону придется сдать права в ГИБДД на год-полтора или получить 15 суток административного задержания.
Что будет за скрытие с места ДТП
Представим, что водитель выезжал из двора задним ходом, и нечаянно задел припаркованную машину. Он торопился и уехал. Он не знал, что грозит за скрытие с места ДТП и решил, что не нанес большого ущерба. Однако соседи потерпевшего записали номер виновника и позвонили в ГИБДД.
Придется ехать на место ДТП и подписывать протокол. Копию протокола отправят в суд — там назначат арест или лишение прав на срок до полутора лет.
Ответственность за скрытие с места ДТП
Ответственность за скрытие с места ДТП — арест на 15 суток или лишение прав на срок до полутора лет. Строгость зависит от истории нарушений водителя. Если он часто нарушал или не платил штрафы, судья, скорее всего, лишит прав.
Какой штраф за скрытие с места ДТП, в законах не описано. Это значит, что денежного штрафа за это нарушение нет.
Лишение прав за уезд с места аварии
Срок лишения. В случае когда водитель покидает место аварии, могут лишить прав на полтора года.
Происходит это так:
Судья учтет, насколько опасны для общества были последствия аварии. Если в ней не пострадали люди, то вместо лишения могут назначить 15 суток ареста в спецприемнике.
Возврат водительского удостоверения после лишения. Чтобы вернуть права, придется:
Оставление места ДТП без пострадавших
Когда разрешается уехать. Эту ситуацию разъяснил Верховный суд. Уехать разрешено, когда имеется два условия:
При этом водитель обязан составить схему аварии и по возможности снять место ДТП на фото или видео. Схему можно нарисовать на листе бумаги или на планшетном компьютере. В схеме необходимо указать движение машины до и после столкновения, а также все элементы дорожной инфраструктуры: разметку, светофоры, знаки и ограждения. Эти материалы понадобятся, когда автовладелец обратится в страховую за компенсацией.
Когда можно не звонить в ГИБДД и уехать обоим участникам. Сделать так можно, если выполнены два условия:
Если соблюсти эти условия, участники не обязаны обращаться в полицию.
Неумышленное оставление места ДТП
Такое часто бывает, когда водитель едет по парковке. Он нечаянно задевает чужой бампер или мнет номерной знак и уезжает не заметив. В такой ситуации водитель действовал без намерения избежать наказания.
Если умысла повредить чужую машину не было, от наказания все равно не освободят. Если потерпевший найдет запись камер и виновника, отвечать за такой маневр все равно придется — арестом или лишением прав.
Что делать, если другой участник скрылся
Если это случилось и вы хотите доказать его вину — ищите записи камер или видеорегистратора.
Найти видеозаписи. Материалы с дорожных камер можно получить в Едином центре хранения и обработки данных (ЕЦХД). Телефон центра в Москве: 8 495 587-00-02
В остальных городах такие центры тоже есть. Обратитесь туда и назовите оператору дату, время и адрес нарушения. В ответ на запрос оператор назовет номер заявки. Укажите этот номер в заявлении в ГИБДД — получить запись могут только сотрудники дорожной инспекции. На записи будет видно, что виновник уехал с места аварии.
Также можно попросить у водителей проезжающих авто записи с регистратора. Запишите телефон водителя и в ближайшее время попросите отправить запись на электронную почту.
Если ДТП произошло на парковке торгового- или бизнес-центра, попросите записи с камер у охранников или автовладельцев, что постоянно паркуются рядом. Это могут быть работники ТЦ или офисные сотрудники бизнес-центра с видеорегистраторами в салоне.
Приобщить записи к заявлению в полицию. Лучше всего записать материалы на флешку или диск и отдать сотруднику полиции вместе с письменным заявлением о возбуждении административного дела.
Какой срок давности у оставления места ДТП
Срок административного привлечения. Дело считается административным, если в деле о ДТП есть одно из условий:
Если за два года со вступления постановления в законную силу водителя не привлекут к ответственности, сделать это будет уже нельзя.
Срок административного рассмотрения. Судья по закону обязан рассмотреть дело в течение двух месяцев.
Срок уголовного привлечения. Дело считается уголовным, если водитель оставил место ДТП, в котором:
Если за 2 года со дня судебного постановления виновника не привлекли к ответственности, сделать этого будет уже нельзя.
Срок уголовного рассмотрения. В законах нет точной формулировки, есть лишь понятие «разумный срок». При расчете срока учитываются сложность материалов проверки по делу, а также что действия всех участников дела, включая судью, прокурора, адвоката и дознавателя эффективны и достаточны.
Как избежать наказания
Составить схему ДТП. Наказание за скрытие с места ДТП не будет, если в аварии пострадала только машина виновника, а люди — нет. Схема ДТП поможет избежать наказания и получить выплату по каско, если есть эта страховка.
Составить Европротокол. Это оформление ДТП для последующего сообщения в страховую — привлечение инспектора ГИБДД не потребуется. Оформить такой документ можно, если выполнены условия:
Найти видеозаписи, если обвиняют вас. Такое бывает, когда оба водителя договорились, что претензий друг к другу не имеют. Но через некоторое время один из участников, даже если он виновник, решает получить страховую выплату на ремонт. Он нарисует свою схему аварии и вызовет ГИБДД. Сотрудники полиции найдут второго участника, и, если он не сможет доказать свою невиновность в суде, его лишат прав или арестуют. Доказательствами могут послужить те же записи с регистраторов или камер охраны парковки.
Такие случаи действительно происходят. В последнее время все меньше — стало много камер и доказать правду стало проще.
Права, если попали в ДТП
Каждый месяц в России происходит около 10 тысяч ДТП с погибшими и пострадавшими. На самом деле ДТП гораздо больше: не все попадают в официальную статистику.
ДТП — это событие во время дорожного движения, из-за которого пострадали машины, люди, какое-то другое имущество. Если никто не пострадал, а машина просто уехала в кювет, это не ДТП. Или когда машины не двигались, а стояли на парковке, но что-то все равно повреждено — это может быть страховой случай, но не ДТП.
Если попали в аварию, оцените обстановку и вспомните о своих правах. Пусть в доступе будет таблица со ссылками на нормативку: она поможет принять взвешенное решение в непростой ситуации. А еще есть карточки со списком прав.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
И не забывайте про бесплатный курс для тех, кто решил купить первую машину. Он пригодится, чтобы избежать аварии.
Потребовать от других участников оформить ДТП
Как это работает. По правилам дорожного движения при любом ДТП положено остановиться, включить аварийку и выяснить обстоятельства. Если есть пострадавшие, нужно сразу вызывать медиков и полицию.
Если пострадали только машины, есть варианты. Разъехаться без полиции можно, если участники ДТП подписывают европротокол. Иначе надо сообщать в полицию. А вот варианта перевести деньги за разбитую фару и сразу поехать по своим делам в законе нет вообще.
На практике такое, конечно, случается. Но помните, что эта ситуация — рискованная. С точки зрения правил дорожного движения нельзя просто договориться на месте без каких-либо документов. Уехать по своим делам после этого — значит оставить место ДТП. Теоретически вы можете уехать, а другой участник останется на месте и вызовет инспектора. Штрафа за оставление места ДТП нет, но могут лишить прав или арестовать.
Если пострадала ваша машина или вы сами, риски тоже есть. На месте не всегда можно правильно оценить ущерб. Могут быть скрытые повреждения, или последствия травмы проявятся не сразу. При оформленном ДТП все это оплатила бы страховая или виновник. Но если вы договорились на месте и разъехались, второй участник ДТП может отказаться потом что-то доплачивать. И заставить его будет сложно. Чтобы зафиксировать, когда и кем причинен вред, нужны официальные документы. Их можно оформить, даже если второй участник уехал.
Конечно, ситуации бывают разные. Но если хотите обезопасить себя по полной, требуйте от других участников ДТП сообщить в полицию или составить европротокол. Если они отказались что-то оформлять и уехали, запишите номер машины и постарайтесь заручиться поддержкой свидетелей. Вызывайте инспектора ДПС и оставайтесь на месте. Инспектор зафиксирует ДТП, а тому, кто уехал с места аварии, грозит лишение прав.
Как победить выгорание
Покинуть место аварии для перевозки потерпевших в больницу
Как это работает. Если в ДТП пострадали или погибли люди, уезжать никуда нельзя. Это грозит не только административным, но и уголовным делом. Если вам предлагают расплатиться на месте и разъехаться — оцените последствия такого решения. Уехать с места ДТП закон разрешает только в экстренном случае, когда пострадавших нужно отправить в больницу.
Везти пострадавшего в больницу на своей машине — это вариант на крайний случай, если нет возможности отправить его туда на скорой или с попуткой. При вызове скорой помощи опишите травмы и состояние пострадавшего, чтобы убедиться, что перевозка без спецтранспорта не навредит еще больше.
Уехать с места аварии, чтобы освободить дорогу
Как это работает. Если машины после аварии не дают проехать другим, место ДТП тоже можно покинуть. Тут нужно учитывать, пострадали люди во время аварии или нет.
Если люди пострадали, освободить проезжую часть можно и нужно, когда движение других транспортных средств невозможно. То есть даже объезд устроить не получается. Нужно постараться сохранить следы машин или предметы, которые остались на дороге после аварии. Например, обломки. Можно отгородить их знаками аварийной остановки. Уехать далеко в любом случае не получится, так как нужно ждать скорую и полицию. Но это можно делать на обочине.
Если вред причинен только машинам, можно никого не ждать и уехать с места ДТП. Если водители подписывают европротокол, то уехать можно куда угодно.
Европротокол не всегда подходит. У кого-то из участников, например, может не быть полиса ОСАГО. В этом случае уехать можно до ближайшего поста ДПС. Сначала нужно будет позвонить в полицию, сообщить о ДТП и отсутствии потерпевших. Вам могут предложить составить схему ДТП и привезти ее в отделение. Если скажут ждать инспектора — придется ждать.
Перед тем как куда-то уезжать или переставлять машины, обязательно нужно все сфотографировать, описать, можно снять на видео. По фотографиям и записям должно быть понятно, где находились машины во время аварии и какие повреждения они получили.
Оформить европротокол и обойтись без инспектора ДПС
Как это работает. Европротокол — это упрощенный порядок оформления ДТП для получения выплат по ОСАГО. Он удобен тем, что не нужно вызывать инспектора ДПС и представителей страховой. Можно оформить ДТП на месте, отправить фотографии в страховую через приложение и уехать по своим делам.
Чтобы оформить европротокол, должны совпасть несколько условий:
ДТП по европротоколу можно оформить:
Составьте извещение о ДТП, по возможности приложите фотографии и видео с места происшествия. Бумажное извещение нужно будет отправить своему страховщику, а электронное автоматически отправится из приложения.
Оформлять через приложение выгоднее, если повреждения серьезные. Страховая сможет компенсировать ремонт в большем размере.
Лимиты возмещения по европротоколу
Согласие насчет обстоятельств ДТП | Фото и видео с места ДТП | Максимальная сумма выплат |
---|---|---|
Есть | Отправлены через приложение | 400 000 Р |
Нет | Отправлены через приложение | 100 000 Р |
Есть | Не отправлены | 100 000 Р |
Не платить за причиненный ущерб при наличии ОСАГО
Как это работает. ОСАГО ввели для того, чтобы пострадавшие в ДТП по вине других водителей гарантированно получили возмещение вреда — даже если у виновника нет денег или желания платить компенсацию.
Работает это так: каждый водитель покупает страховку на год. И если он становится виновником ДТП, вред пострадавшему возмещает страховая компания. То есть по ОСАГО автовладелец страхует свою ответственность, а не машину.
Если произошла авария по вашей вине, возмещать ущерб будет страховая. Поэтому вы сами можете никому ничего не платить.
Лимиты возмещения по ОСАГО
Последствия ДТП | Максимальная сумма |
---|---|
Вред жизни и здоровью | 500 000 Р |
Вред имуществу | 400 000 Р |
Платить из своего кармана придется только в том случае, если страховые выплаты не покрывают реальный вред здоровью или стоимость ремонта. Например, если пострадавшую машину нельзя восстановить. Тогда разницу между суммой возмещения по ОСАГО и реальным ущербом придется выплачивать виновнику аварии.
Есть случаи, когда страховая сначала выплатит возмещение по ОСАГО, а потом взыщет все с виновника — это называется регрессным требованием. Так бывает, если виновник аварии намеренно нарушил закон: сел за руль пьяным, без прав или техосмотра, уехал с места ДТП, намеренно врезался в другую машину. Все случаи указаны в ст. 14 закона об ОСАГО.
Обращаться за возмещением вреда в свою страховую компанию
Как это работает. В ДТП чаще всего несколько участников, и у них могут быть разные страховые компании по ОСАГО. Кажется логичным, что вред за виновника ДТП возмещает его страховая компания. Но это может быть неудобно пострадавшему. Например, страховая компания может вообще не работать в его регионе. Чтобы получать возмещение по ОСАГО было проще, закон разрешает обращаться напрямую в свою страховую компанию — ту, что продала полис. А дальше страховые разберутся между собой, кто, что и кому должен.
Вот при каких одновременных условиях можно обратиться за прямым возмещением по ОСАГО в свою страховую:
То есть в самой распространенной ситуации, когда на дороге столкнулись две машины, обращаться за выплатами можно в свою страховую компанию, которая выдала полис ОСАГО.
Если есть раненые или погибшие, действует общее правило: обращаться за возмещением нужно в страховую, которая выдала полис виновнику ДТП.
Получить от страховой компенсацию вреда здоровью и утраченного заработка
По ОСАГО можно не только получить компенсацию расходов на лечение, но и возместить утраченный заработок или иной доход. Для этого должна быть какая-то официальная занятость, чтобы подтвердить размер дохода.
Для оформления компенсации нужны:
Деньги на лечение нужны сразу, но вред здоровью и объем расходов порой можно правильно оценить только по окончании лечения. Поэтому выплаты делят на две части:
Во вторую выплату также можно включить расходы на лечение сверх полиса ОМС, лекарства и компенсацию потерянного заработка. В правилах ОСАГО особо отмечено, что эти выплаты не зависят от выплат по больничному листу.
Компенсация морального вреда по ОСАГО не предусмотрена. Но ее можно взыскать напрямую с виновника ДТП. Также обращаться к виновнику следует в том случае, если выплаты от страховой не покрыли всю стоимость лечения. Он должен будет оплатить разницу.
Отремонтировать машину за счет страховой
Как это работает. Ремонт — это основной вид возмещения ущерба по ОСАГО. Если вы попали в ДТП не по своей вине, страховая компания оплатит ремонт. Мастерскую тоже выберет страховая — вы получите от нее направление на ремонт.
Вот основные условия возмещения в виде ремонта:
Если эти требования выполнить нельзя, страховая выплатит деньги. Но если требования соблюдаются, отказаться не получится. Даже если автосервис не вызывает доверия.
Можно попробовать договориться со страховой. По письменному соглашению она может одобрить ремонт на выбранной вами СТО и перевести деньги ей. Есть еще один вариант, как заранее обеспечить ремонт в проверенной мастерской: выбрать ее при заключении договора ОСАГО.
Страховая может сама предложить деньги вместо направления на ремонт после осмотра машины. Не торопитесь соглашаться: получить выплату вместо направления — это ваше право, а не обязанность. Проверьте, соответствует ли предложенная сумма будущим затратам на восстановление автомобиля. Если она значительно меньше, настаивайте на выдаче направления на ремонт.
Получить деньги на ремонт машины
Как это работает. Есть несколько случаев, когда вместо ремонта по ОСАГО можно получить деньги — по договоренности со страховой или по закону.
Вот когда ремонт машины оплачивают деньгами:
В этих случаях вы можете забрать у страховой деньги и ремонтировать машину там, где посчитаете нужным. Размер выплат рассчитывается по методике Центробанка. Учитывают износ деталей и берут среднюю стоимость запчастей. На практике стоимость ремонта по оценке страховой может отличаться от того, что реально придется потратить. Разницу потом можно взыскать с виновника ДТП.
Взыскать с виновника ДТП доплату до реальной стоимости ремонта
Как это работает. Если ремонт машины обошелся дороже, чем насчитала страховая по методике Банка России, можно получить разницу между возмещением и фактическими расходами. Взыскивать доплату придется через суд — с виновника ДТП.
Логика здесь такая: водитель причинил ущерб другой машине, значит, он должен его возместить. Вместо виновника это делает страховая, в которой он купил полис ОСАГО. Но у страховой есть установленные законом лимиты и правила расчета страхового возмещения. Больше этих лимитов она выплатить не может. Поэтому разницу должен заплатить тот самый виновный человек. Полис покрывает его ответственность только частично, остальное пусть отдает за свой счет.
Не учитывать износ при расчете выплат, если не было направления на ремонт
Как это работает. Иногда страховые компании ведут себя недобросовестно. Не дождавшись направления на ремонт или хоть какой-то выплаты, владельцам машин приходится ремонтировать машину самостоятельно. В этом случае затраты на ремонт можно взыскать со страховой, причем без учета износа машины.
В одном из дел, которое дошло до Верховного суда, разница между оценками расходов на ремонт БМВ Х5 — с учетом износа и без — составила 90 тысяч рублей. Так как страховая вовремя не отремонтировала машину, владелец потребовал компенсировать ему расходы на ремонт без учета износа. И Верховный суд с этим согласился. Потому что убытки, причиненные неисполнением обязательств, нужно возмещать.
Потребовать от страховщика провести техническую экспертизу за его счет
Как это работает. Чтобы оценить размер повреждений и стоимость ремонта, страховая компания осматривает пострадавшую машину. Иногда этого достаточно для того, чтобы определить размер возмещения вреда. Страховая после осмотра может сообщить владельцу машины, какое возмещение она готова предоставить. Если он согласен, то получит направление на ремонт или деньги.
Соглашаться на предложение страховой необязательно. Если кажется, что вам предлагают заниженную сумму, можно требовать от страховой компании организовать независимую экспертизу. Ее стоимость покрывается страховкой. Направить машину на экспертизу — обязанность страховой компании, если владелец машины об этом попросил. При отказе можно провести экспертизу самому, а ее стоимость требовать со страховщика.
Страховая может назначить экспертизу сразу, по собственной инициативе. Например, чтобы оценить, чем вызваны повреждения машины: ДТП или какой-то старой аварией.
В любом случае представить машину на экспертизу — обязанность водителя. Если этого не сделать, страховая ничего выплачивать не будет. Неважно, кто был инициатором: страховая компания или вы сами.
Провести экспертизу самостоятельно
Как это работает. На осмотр и экспертизу машины у страховщика есть 5 рабочих дней после того, как он получит заявление о страховом возмещении. Если страховщик не уложится в этот срок, владелец машины может организовать экспертизу самостоятельно. Результаты такой оценки страховщик обязан принять.
Если воспользовались таким вариантом, предупредите страховую как минимум за 3 дня. Желательно — в письменном виде. Это необходимо, чтобы она могла прислать своего представителя. Потом расходы на экспертизу компенсирует страховая компания.
Порядок проведения экспертизы регламентирован законом об ОСАГО, чтобы результат оценки не зависел от того, кто ее проводит. Однако на практике оценки разных экспертов могут различаться. Поэтому иногда есть смысл провести повторную экспертизу, чтобы через суд взыскать разницу со страховой компании. В этом случае оплачивать экспертизу придется самостоятельно, но в случае выигрыша в споре расходы компенсирует страховая.
Если решите обжаловать решение страховой компании в суде, заявляйте ходатайство о проведении судебной экспертизы транспортного средства. При вынесении решения суд будет ориентироваться именно на нее.
Расходы на экспертизу можно взыскать, даже если лимит страхового возмещения исчерпан. Это подтверждает практика Верховного суда по защите прав потребителей.
Получить выплаты или направление на ремонт в течение 20 дней
Как это работает. Выдать направление на ремонт или перечислить выплаты в счет ремонта страховая компания должна в течение 20 дней. Имеются в виду календарные дни. Но праздничные нерабочие дни не учитываются. То есть новогодние каникулы и другие официальные праздники продлят срок для ответа, если попадут в 20-дневный период.
Срок для принятия решения о страховом возмещении может быть дольше в двух случаях:
Отсчитывать срок начинают от даты, когда потерпевший подал в страховую компанию заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с документами, которые необходимы для принятия решения. Перечень этих документов установлен в правилах ОСАГО.
Если страховая компания не успевает ответить в срок, владелец машины может организовать ремонт там, где ему нравится, а потом взыскать со страховой компенсацию. Суд назначит экспертизу для оценки расходов на ремонт — и сумму, указанную в заключении, взыщет со страховщика. А еще страховщик заплатит неустойку — 1% от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки.
Получить страховое возмещение, даже если виновник был без ОСАГО
Как это работает. Водить машину можно только при наличии полиса ОСАГО. Но он есть не у всех. Кто-то забывает продлить полис, кто-то принципиально его не оформляет, а кого-то обстоятельства заставляют сесть за руль без страховки. Если в ДТП оказывается виноват человек, у которого в принципе нет полиса ОСАГО или который в него не вписан, страховая компания не возместит ущерб. Виновник должен сделать это сам.
Но это не значит, что нужно ждать суда с виновником ДТП. Есть случаи, когда выплаты можно получить быстрее и без суда. Ущерб в ДТП за автовладельцев, у которых нет ОСАГО, компенсирует РСА — Российский союз автостраховщиков. Потом он сам разберется с виновником аварии.
РСА выплатит компенсацию, если выполняются два условия:
Если пострадали только машины, придется обращаться в суд. Тут уже страховые компании не помогут.
Больше информации о компенсационных выплатах — на сайте РСА.
Получить компенсацию по каско, даже если сами виноваты в ДТП
Как это работает. По ОСАГО страхуют ответственность, то есть риск навредить кому-то на дороге и потом платить за это. Это никак не поможет получить деньги на ремонт, если ваша машина пострадала, но виновным признали вас. Да и когда у другого водителя нет полиса, от ОСАГО тоже мало пользы. Тут помогает традиционное имущественное страхование — каско.
Оформить каско может любой автовладелец. Обычно его требуют банки, когда выдают автокредит. Поэтому многие воспринимают каско как неприятную финансовую обязанность. Но в целом это надежный способ сохранить деньги и нервы, если с автомобилем что-то случится.
Каско позволяет получить страховое возмещение, когда ОСАГО не действует. Например:
Бесплатно утилизировать машину, если ее нельзя восстановить
Как это работает. В серьезной аварии машина может превратиться в металлолом. Если ее нельзя восстановить и некому продать в таком состоянии, остается снять с учета и утилизировать.
Утилизировать машину можно бесплатно. Расходы покрывает утилизационный сбор. Чаще всего его платят производители машин, поэтому владельцы о нем даже не задумываются — хотя в конечном счете эти расходы просто включают в цену. Если машину ввозят из-за рубежа, утилизационный сбор нужно уплатить на таможне. Если сбор уплачен, никакой платы за утилизацию с владельца машины брать нельзя.
До 1 сентября 2012 года утилизационного сбора не было. Поэтому за машины, зарегистрированные в России раньше, его никто не платил. За утилизацию таких автомобилей могут взять деньги по тарифу утилизирующей компании. На практике утилизировать бесплатно можно практически любую машину. Проверить, уплачен сбор или нет, можно по ПТС — в него ставят штамп-отметку.
Перед утилизацией нужно снять машину с учета в ГИБДД. Заявление можно подать через госуслуги. Это бесплатно. Если не снять машину с учета, придется дальше платить за нее транспортный налог или отдельно сообщать в ИФНС о гибели автомобиля.
Не знаю как сейчас, лет 7 назад это был не самый приятный опыт. Прождали несколько часов ГАИ, потом провели пол ночи в отделении. Затем ездил еще дополнительно на разбор.
Обратился в страховую свою, отправили в страховую виновника, поскольку он повредил еще 2 машины. Поехал, потратил половину дня в очередях. Оттуда меня отправили в ГАИ за какой-то дополнительной справкой.
Дополнительную справку ГАИ сказали, что не могут дать, потому что дело ушло в суд (виновник был пьян). В суде сказали, что поскольку я к этому делу не имею отношения мне ксерокопию какой-то там бумажки не выдадут. Поехал снова в страховую виновника. Оттуда меня направили на экспертизу. Через пару дней пришлось ехать еще в какой-то другой офис страховой, уже не помню зачем.
От первичного обращения в свою страховую до получения денег на расчётный счет прошло порядка месяца.
С учетом того, что машина была ВАЗ-2104 раз 5 пожалел о том, что не отремонтировал за свой счет, хоть и была повреждена вся левая часть авто. 🙂
Виновник в ДТП, не явился на разбор в течение двух месяцев. ГИБДД не выдают справку о ДТП, (хотя виновник признал свою вину) соответственно не могу обратиться с страховую (без справки не принимают). Взывать к виновнику, похоже бесполезно, (очень занят, постоянные командировки) хотя у него есть полис ОСАГО. Дальнейшее обращение в суд, его абсолютно не пугает. Делать автомобиль, даже за свой счет пока тоже не могу, возможно назначение судом экспертиз. Европротокола на покрытие не достаточно, наверное проще доплатить за ремонт и сэкономить время и нервы
В законе прописано, что страховая компания может выдать направление на ремонт на СТОА, которая не соответствует критерию 50 км дальности от места жительства потерпевшего или места ДТП, при условии оплаты эвакуации автомобиля. В данном случае, страховая будет права и требовать денежную выплату не получится. Страховые иногда этим злоупотребляют и по нашим клиентам выдают направление на ремонт на СТОА, которая находится вообще в другом регионе, с указанием готовности оплатить эвакуацию автомобиля.
> Если пострадали только машины, есть варианты. Разъехаться без полиции можно, если участники ДТП подписывают европротокол. Иначе надо сообщать в полицию. А вот варианта перевести деньги за разбитую фару и сразу поехать по своим делам в законе нет вообще.
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72020406/
Вот тут постановление ВС на эту тему.
Если коротко, то можно на месте договориться и это не будет нарушением закона.
Но по сути первого вопроса: если нет пострадавших и повреждения только у участников ДТП и им не нужны документы о ДТП, то они имеют право решить вопрос промеж себя.
А вообще, у нас сейчас относительно просто с такими мелкими ДТП. ГИБДД не любит выезжать на мелочи и зовет к себе. В итоге при ДТП достаточно позвонить в ГИБДД и сообщить о ДТП, звонок будет зафиксирован и со звонящего автоматически снимаются обвинения в оставлении места ДТП. А дальше хочешь решай на месте, хочешь оформляй европротокол (что, опять же, в наших условиях особого смысла не имеет, а риск немаленький), а хочешь едь в ГИБДД оформляться там. Времени потратишь чуть больше, но оформишься традиционно, но зато машина попадет в базу ДТП, чего многие не хотят.