Чем грозит не подача 3 ндфл

Штрафы за пропущенные сроки подачи 3-НДФЛ

Чем грозит не подача 3 ндфл. Смотреть фото Чем грозит не подача 3 ндфл. Смотреть картинку Чем грозит не подача 3 ндфл. Картинка про Чем грозит не подача 3 ндфл. Фото Чем грозит не подача 3 ндфл

Неприятным сюрпризом может стать уведомление о штрафе за неподанную декларацию 3-НДФЛ или требование об уплате налога для человека, который не подозревал о возникшем обязательстве.

Расскажем, в каких случаях оно появляется, и каковы размеры штрафных санкций за неисполнение.

Кто должен отчитаться о доходах

Если по трудовому, брокерскому и договору ГПХ налог удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то с остальных доходов нужно самостоятельно платить и отчитываться перед налоговой инспекцией.

Перечень лиц, обязанных подавать 3-НДФЛ, обозначен в ст. 228 НК РФ. В него вошли:

Состав декларации, сроки подачи и уплаты налога

В 3-НДФЛ отражаются сведения о полученных доходах и произведенных расходах, а также налог, подлежащий уплате.

Налоговым кодексом РФ установлены сроки для подачи декларации и уплаты налогов. Подается 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, срок уплаты — не позднее 15 июля.

Виды нарушений и штрафные санкции

Отчитаться и заплатить НДФЛ нужно в установленные сроки. За опоздание с отчетом и платежом для физических лиц предусмотрены штрафные санкции, которые регулируются ст. 75, 119, 122 НК РФ.

Что считается нарушением:

Декларация с заявленным доходом сдана с опозданием. За несоблюдение сроков грозит штраф в размере 5% от суммы НДФЛ за каждый полный и неполный просроченный месяц. За повторное нарушение размер штрафа могут увеличить, но он не должен превышать 30% от суммы НДФЛ. Минимальный размер штрафа — 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Пример:

В 2020 году вы продали автомобиль за 300 000 руб., которым владели один год. Когда в ФНС поступят сведения о полученном доходе, вам отправят уведомление о необходимости сдать 3-НДФЛ.

Допустим, вы отправили декларацию 30 июня 2021 года, то есть с опозданием в два месяца. За не предоставленную в срок декларацию на вас наложат штраф в сумме 3 000 руб. (300 000 х 5% х 2 мес.) и направят решение.

Просрочена нулевая декларация. Это также считается правонарушением. Штраф за несдачу декларации взыскивается и при отсутствии суммы налога к уплате. Размер штрафа 1000 рублей. Если вы получали доход, но документально подтвержденные расходы его превысили, ничего не платите. Но отчет нужно сдать в общем порядке.

Декларация сдана вовремя, НДФЛ уплачен позднее срока или не уплачен вовсе. Наказание предусмотрено п. 1, 3 ст. 122 НК РФ. За уплату после установленного законодательством срока или неполную уплату физлицу могут наложить штраф в размере 20% от суммы подлежащего уплате НДФЛ.

В случае умышленного занижения или сокрытия дохода и, соответственно, налога — 40 % от его размера. Не уплаченный в бюджет НДФЛ будет значиться как недоимка. На нее начисляются пени в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Пример:

В 2020 году вы продали автомобиль, которым владели один год, и в положенный срок задекларировали доход в 300 000 рублей.

Но НДФЛ в размере 13% (39 000 руб.) вы заплатили не 15 июля 2021 года, а 25 июля. То есть опоздали на 10 дней.

Налоговый инспектор начислит:

На заметку. Если подали 3-НДФЛ с завышенной суммой налога, например, не указали расходы либо вычеты, вы вправе подать уточненную декларацию. Штрафные санкции в этом случае применяться не будут.

Если, наоборот, занизили сумму к уплате, неправомерно включив расходы, придется пересдать уточненную декларацию и доплатить налог. Пени за просрочку уплаты части НДФЛ начисляются, а штраф — нет (п. 19 Постановления Пленума ВАС № 57 от 30.07.13 г.).

Декларация не сдана, НДФЛ не уплачен. Отсутствие декларирования дохода вкупе с неуплатой влечет за собой ответственность в виде штрафа (ст. 119, 122 НК РФ) и пени за просрочку платежа (ст. 75 НК РФ).

Пример:

В 2019 году вы продали автомобиль за 300 тыс. рублей, декларацию не подавали и НДФЛ в размере 39 000 рублей не заплатили. После получения писем ФНС вы отчитались и заплатили налог 25 июля 2021 года, то есть с опозданием на 10 дней.

На заметку. Применить штрафные санкции налоговики вправе только в том случае, если прислали требование. Если вы отчитались и уплатили налог самостоятельно, будет только штраф за несдачу декларации НДФЛ в установленный срок.

При уплате штрафа обязательно указывайте в платежке номер решения ФНС. В противном случае он может повиснуть на лицевом счете, так как налоговики не засчитают его уплату. В этом случае вам придется писать заявление на розыск платежа, приложить квитанцию об оплате и направить в налоговый орган.

Кого нельзя привлечь за опоздание с 3-НДФЛ

Если вы подаете 3-НДФЛ только с намерением получить налоговый вычет, а доходов у вас не было, инспектор не вправе применить административные меры наказания. Для таких деклараций сроки подачи не регламентированы.

Чтобы не сталкиваться с проблемами, которые могут возникнуть при получении налогового вычета или запросе справки об отсутствии задолженности, лучше вовремя исполнять свои обязанности.

Источник

Что будет, если не подать декларацию или не уплатить налог?

Какими неприятностями грозит ФНС неплательщикам и какой назначит штраф, если вовремя не сдать декларацию.

Граждане, которые обязаны подать декларацию, должны сделать это не позднее 30 апреля следующего за отчетным года. А уплатить налог по поданной декларации — не позднее 15 июля. Если пропустить сроки, то нерадивому налогоплательщику грозят штраф и пени.

Если последний день сдачи выпадает на выходной или праздничный день, то он переносится на ближайший рабочий день. Так, подать декларацию за 2017 год необходимо не позднее 3 мая 2018 года, а уплатить налог — не позднее 16 июля 2018 года.

Обратим особое внимание, что санкции будут применены только в том случае, когда подача декларации является обязанностью, а не правом. То есть если в декларации будут отражены только налоговые вычеты, налогоплательщику ничего не грозит.

Подробнее о том, когда возникает обязанность подачи декларации 3-НДФЛ, читайте в статье «В каких случаях нужно сдавать НДФЛ самостоятельно?». А из статьи «В какие сроки можно сдать декларацию 3-НДФЛ?» вы узнаете, как могут изменяться сроки сдачи декларации.

Нарушение срока сдачи 3-НДФЛ влечет за собой штраф в размере 5% от суммы налога к уплате согласно этой декларации за каждый полный/неполный месяц со дня, установленного для представления декларации. При этом размер штрафа не может быть более 30% от суммы к уплате и не может быть менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Разберем на примерах.

Пример 1

Прохоров Виталий Олегович, механик, 43 года, г. Тула, продал автомобиль в 2017 году, который был в собственности менее трех лет. Сумма налога к уплате составила 25 000 руб. Налогоплательщик представил декларацию 12.08.2018, а должен был — не позднее 03.05.2018. Сдачу он просрочил на 3 месяца и 9 дней, поскольку 5% штрафа рассчитываются не только из полных месяцев, но и из неполных, то расчёт будут производить из 4 месяцев. То есть за нарушение срока его оштрафуют на 5 000 руб. (25000 руб. х 5% х 4 мес.).

Пример 2

Антонова Валерия Константиновна, стилист-парикмахер, 33 года, г. Владивосток, продала валюту в 2017 году, которая находилась в собственности менее 3 лет. Сумма налога к уплате составила 15 000 руб. Она представила декларацию 03.06.2019, а должна была — не позднее 03.05.2018. Несмотря на то, что просрочка составила больше года, штраф не может быть больше 30%, а значит, за нарушение срока ее оштрафуют на 4500 руб. (15000 руб. х 30%).

Пример 3

Колань Арсений Борисович, сметчик, 41 год, г. Ижевск, продал квартиру в 2016 году, которая находилась в собственности менее 3 лет. Сумма налога к уплате составила 1000 руб. Налогоплательщик представил декларацию 10.05.2017, а должен был — не позднее 02.05.2017. Несмотря на то, что он опоздал со сдачей всего на несколько дней, а сумма к уплате невелика, его все равно за нарушение срока оштрафуют на 1000 руб., поскольку это минимальный размер штрафа.

Уплатить налог следует в срок не позднее 15 июля следующего за истекшим года.

Если была занижена сумма налога к уплате в декларации, то на физическое лицо может быть наложен штраф в размере 20% от неуплачённой суммы налога или 40% при совершении деяния умышленно (п. 1, 3 ст. 122 НК РФ). Штраф применяют только тогда, когда неуплата налога возникла в результате занижения налогооблагаемой базы. Если суммы в декларации отражены верно, а вы просто не уплатили, то штрафа не будет.

В любом случае, за просрочку уплаты налоговики начислят пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый просроченный день (после 15 июля).

Спорным остается вопрос, включается ли день фактической уплаты налога в расчёт пеней или нет. По мнению Минфина, включать не нужно — количество дней просрочки пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (письмо Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318), по мнению судебных органов — нужно (п. 57, 61 постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Поскольку налогоплательщик не обязан самостоятельно рассчитывать пени, то их можно не уплачивать сразу с налогом, а дождаться актуального расчёта по уплате пеней от своей налоговой инспекции.

Уплатить налог за налогоплательщика может иное лицо. Однако требовать возврата из бюджета может только сам налогоплательщик.

Пример 4

Абакумов Константин Романович, проектировщик, 39 лет, г. Владивосток, должен был уплатить налог не позднее 17 июля 2017 года в размере 45 500 руб. Однако уплатил он только 11 декабря 2017 года. Помимо уплаты налога, физлицу следует уплатить пени за каждый день просрочки. Общая сумма пеней составила 1913,28 руб. (в расчёт пеней день оплаты не включен):

846,3 руб. = (45 500 руб. × 62 дн. × 9% / 300);
541,45 руб. = (45 500 руб. × 42 дн. × 8,5% / 300);
525,53 руб. = (45 500 руб. × 42 дн. × 8,25% / 300).

При уплате налога он указал КБК 182 1 01 02030 01 1000 110.
При уплате пеней он указал КБК 182 1 01 02030 01 2100 110.

Для упрощения процедуры оплаты налога (пени, штрафа) советуем воспользоваться сервисом ФНС России « Заплати налоги ». Данный интернет-сервис позволяет распечатывать сформированные документы для оплаты в любой кредитной организации или осуществлять безналичную оплату.

Источник

Какова ответственность за опоздание с декларацией?

Чем грозит не подача 3 ндфл. Смотреть фото Чем грозит не подача 3 ндфл. Смотреть картинку Чем грозит не подача 3 ндфл. Картинка про Чем грозит не подача 3 ндфл. Фото Чем грозит не подача 3 ндфл

Виды ответственности за просрочку декларации

За нарушение срока представления налоговой декларации (а также расчета по страховым взносам) установлено два вида ответственности:

Привлечь к ответственности могут каждого из указанных субъектов одновременно. Двойного наказания здесь нет.

Подробнее о санкциях за налоговые правонарушения узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и узнайте все возможные негативные последствия.

Налоговая ответственность за опоздание с декларацией

Согласно ст. 119 НК РФ штраф за просрочку рассчитывается в процентах от не уплаченной в установленный срок суммы налога, отраженной в «опоздавшей» декларации. Его величина составляет 5% этой суммы за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, но не менее 1000 руб. и не более 30 % от суммы.

Неуплаченную сумму налога при расчете штрафа нужно определять на дату истечения срока перечисления налога.

Минимальный штраф в размере 1000 руб. может быть предъявлен и в том случае, если недоимка либо сумма налога к уплате отсутствует, но декларация представлена с опозданием (абз. 3 п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письма Минфина России от 14.08.2015 № 03-02-08/47033, ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

ВАЖНО! Оштрафовать по ст. 119 НК РФ могут только за декларацию по итогам налогового периода. Если для налога предусмотрена сдача промежуточной отчетности за отчетные периоды (как, например, по налогу на прибыль), за опоздание с ней применяется не 119-я статья, а ст. 126 НК РФ. То есть штраф составляет 200 руб. (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). А вот за промежуточный РСВ должна применяться именно ст. 119 НК РФ. Так считает ФНС (см. решение от 19.08.2019 № СА-4-9/16407@).

Налогоплательщики вправе ходатайствовать о снижении размера штрафных санкций. Для этого нужно подать заявление в ФНС, если штраф выставили налоговики. Либо подавать прошение в суд, если санкции от ПФР.

Как составить ходатайство о снижении штрафных санкций, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Административный штраф за декларацию

Нарушение сроков представления налоговой декларации является также административным правонарушением по ст. 15.5 КоАП РФ, за которое должностные лица налогоплательщика могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб. Таким должностным лицом может быть руководитель организации, главбух или другое лицо, которое отвечает за ведение учета и налоги.

Что касается ИП, то к ним ст. 15.5 КоАП РФ не применяется. Они платят только налоговый штраф по ст. 119 НК РФ (ст. 2.4, 15.3 КоАП РФ).

И не забывайте, что за просроченную декларацию или РСВ могут заблокировать счет.

Подробнее — в нашей рубрике «Блокировка счета».

Итоги

Два штрафа и блокировка счета — вот что может ожидать налогоплательщика, который не сдаст вовремя налоговую декларацию или расчет страховых взносов. Не нарушить отчетные сроки вам всегда помогут материалы нашего сайта. Например, этот.

Источник

Подать декларацию 3-НДФЛ нужно даже в случае, если отсутствует налог к уплате

Чем грозит не подача 3 ндфл. Смотреть фото Чем грозит не подача 3 ндфл. Смотреть картинку Чем грозит не подача 3 ндфл. Картинка про Чем грозит не подача 3 ндфл. Фото Чем грозит не подача 3 ндфл
inspiring.vector.gmail.com / Depositphotos.com

Налоговая служба рассмотрела жалобу налогоплательщика на действия инспекции, которая привлекла его к ответственности в виде штрафа за непредставление декларации по форме 3-НДФЛ. С текстом этого решения по жалобе, а также с другими рассмотренными налоговой службой случаями, можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России в разделе «Решения по жалобам».

В рассматриваемом случае налоговая инспекция привлекла гражданина к налоговой ответственности в виде штрафа за несвоевременное представление декларации по НДФЛ (ст. 119 Налогового кодекса). Налогоплательщик продал транспортное средство, которым владел менее трех лет. В соответствии с нормами налогового законодательства он должен был задекларировать доход и представить отчетность по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию (подп. 2 п. 1 ст. 228, ст. 229 НК РФ).

НАША СПРАВКА

Начиная с этого года при продаже недорого имущества (недвижимости на сумму до 1 млн руб. и иного имущества на сумму до 250 тыс. руб.) граждане освобождаются от обязанности представлять декларацию по форме 3-НДФЛ.

Однако собственник декларацию не представил, посчитав это необязательным, поскольку налогооблагаемая база равнялась нулю. Налоговая инспекция расценила такие действия нарушением законодательства и привлекла налогоплательщика к ответственности в виде штрафа за несвоевременное представление отчетности.

Не согласившись с позицией проверяющих налогоплательщик обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Рассмотрев материалы, налоговая служба пришла к выводу, что даже при отсутствии исчисленного к уплате НДФЛ, налогоплательщик не освобождается от обязанности по представлению декларации по форме 3-НДФЛ, если это предусмотрено законодательством. В данном случае, штраф налагается на гражданина в минимальном размере.

Источник

Ответственность за непредставление налоговой декларации. Разъяснения официальных органов и судебная практика

Способы представления налоговых деклараций

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Для сдачи отчетности необязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат); не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях; сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности); оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде); гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки); защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами; возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *