Чем грозит процесс автоматизации кратко

Социальные последствия автоматизации производства

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Непрерывное повышение уровня автоматизации производства приводит к достаточно серьезным социальным последствиям, требующим их изучения с целью исключения возможных конфликтов между человеком и техникой. Причем, наряду с повышением производительности труда и эффективности производства, автоматизация может вызвать в социальной сфере как положительные, так и отрицательные изменения.

К положительным социальным итогам автоматизации можно отнести:

· снижение физической тяжести и монотонности труда;

· устранение или значительное сокращение доли ручного труда;

· повышение безопасности труда на производствах с наличием в технологии вредных, взрывоопасных или травмоопасных операций, высоко- или низкотемпературных объектов и средств производства и т.п.;

· повышение содержательности, квалификации и интеллектуальности труда и, естественно, оплаты труда;

· повышение культуры производства и др.

Вместе с тем могут возникнуть или обостриться отрицательные социальные последствия автоматизации на тех участках производства, которые по тем или иным причинам остались неавтоматизированными:

· повышение интенсивности, монотонности и нервнопсихологической напряженности труда;

· возрастание требований к точности и быстроте движений;

· снижение квалификации и, соответственно, заработной платы рабочих, выполняющих элементарные действия по обслуживанию полуавтоматических технологических машин и их комплексов;

· повышение опасности воздействия на работающих автоматически действующих машин и механизмов (особенно при «экономии» на оснащении их надежными защитно-блокирующими устройствами);

· сокращение занятости и числа рабочих мест, что способствует росту безработицы;

· сложность получения новой специальности для рабочих, высвобождаемых при автоматизации производства.

С целью устранения или ослабления отрицательных социальных последствий автоматизации производства специалистам по психологии, социологии, технике безопасности, эргономике, а возможно и других специальностей, необходимо вырабатывать конкретные мероприятия уже на предпроектных и проектно-конструкторских стадиях разработки новой технологии, оборудования и средств автоматизации.

Можно привести ряд примеров таких мероприятий, достаточно эффективно нейтрализовавших некоторые отрицательные последствия автоматизации. На Волжском автомобильном заводе в целях снижения неблагоприятного воздействия на рабочих жесткого ритма сборки автомобилей скорость главного конвейера изменяется в течении смены от 4 до 4,3 м/мин согласно оптимальной физиологической динамике труда. В начале смены скорость конвейера минимальна и через каждые 10 минут увеличивается на 0,1 м/мин, достигая через 30 минут (период «втягивания в работу») максимального значения. Такой же режим устанавливается и после обеденного перерыва, перед которым конвейер останавливается с постепенным замедлением до 4,1 м/мин. Кроме того, организация на сборочном конвейере бригадных форм труда поощряет (в том числе и материально) освоение смежных профессий и переходы рабочих с одной операции на другую как в течении рабочей недели, так и течении одной смены. Для снижения утомляемости и монотонности труда практикуется трансляция функциональной музыки, производственная гимнастика и дополнительные оплачиваемые перерывы для отдыха в течении смены.

Для автоматизации сборочного производства малогабаритных изделий с чередованием ручных, механизированных и автоматизированных операций перспективна организация автономных высокомеханизированных рабочих мест постовой сборки, на которых один рабочий выполняет частичную или полную сборку изделия от начала до конца. Кроме устранения монотонности труда, обеспечения возможности проявления профессиональных качеств и способностей рабочего, такая форма организации труда способствует возрастанию ответственности за качество выпускаемой продукции.

Источник

Офисная война: чем грозит автоматизация в бизнесе и почему не надо ее бояться

Может показаться, что из-за повсеместного внедрения роботов и систем искусственного интеллекта сотни миллионов людей должны остаться без работы. Однако дело обстоит ровно наоборот: аналитики подсчитали, что в ближайшие пять лет распространение AI-алгоритмов станет причиной появления 2 млн новых рабочих мест. О том, как в мире бизнеса уживаются эти две взаимоисключающие тенденции и как с этим справляются интеллектуальные компьютерные системы, объясняет генеральный директор UiPath в России и СНГ Светлана Анисимова.

Читайте «Хайтек» в

История автоматизации

Использование инструментов и даже специальных установок, облегчавших труд человека, началось уже до нашей эры. Например, по данным Смитсоновского института, сверлильный станок — одно из самых древних механических устройств, оно было создано около 35 тыс. лет до н. э. Однако машины начали выглядеть угрозой для рабочих намного позже. Например, движение луддитов в первой четверти XIX века против внедрения машин во время английской промышленной революции привело к тому, что самые активные из них даже были казнены. Предводителю движения приписывалось уничтожение двух чулочных станков, которые «угрожали» работе опытных вязальщиц.

Под автоматизацией часто понимается замена человеческого труда машиной, призванной освободить работника от однообразных, физически тяжелых и опасных работ. Развитие инженерной мысли и совершенствование принципов построения автоматизированных производств сделало возможным первую промышленную революцию, или индустриализацию, — массовое внедрение в производство обрабатывающих машин и вытеснение ручного труда. Вторая и третья промышленные революции принесли с собой непрерывное конвейерное производство, широкое использование научных разработок, переход к цифровым технологиям, роботизацию и новые методы управления бизнесом.

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Компьютер в бизнес-приложениях впервые применила группа ученых и инженеров из Кембриджского университета в 1951 году по заказу британской компании J. Lyons & Co., владевшей тогда крупными сетями магазинов, ресторанов, отелей и фабрик по производству продуктов питания. Первоначально компьютер, названный LEO (Lyons Electronic Office), выполнял задачи по расчету стоимости и требуемого объема выпуска хлебобулочных изделий в зависимости от поступивших заказов, но вскоре на него перенесли расчет заработной платы, учет складских ресурсов, ведение интегрированной управленческой документации и отчетности. Промышленный робот с числовым программным управлением (ЧПУ) от компании Unimation в 1961 году впервые был использован в литейном производстве концерна General Electric, заменив сразу три смены рабочих в самом травмоопасном участке цеха. Спустя четыре года инженер этой же компании Ральф Мошер разработал «Walking Truck» для переноски грузов.

В постиндустриальную эпоху, или, как принято говорить, в Индустрии 4.0, предметом автоматизации стало последнее, что еще не поддавалось массовой цифровизации — интеллектуальный труд человека и автоматизация рабочих процессов (Intelligent Automation, «интеллектуальная автоматизация» — «Хайтек»). Системы корпоративного планирования и учета ресурсов, появившиеся еще в 60-х годах, существенно изменились. Весомый вклад в этот процесс внес экспоненциальный рост вычислительных ресурсов, технологий хранения и обработки информации.

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Концепция современного бизнеса требует высокой степени интеграции внутренних и внешних бизнес-процессов на основе анализа больших объемов информации, автоматизации рутинных процессов, сокращения расходов и быстрого принятия решений. Появление инструментов для мониторинга и анализа операций, основанных на системах искусственного интеллекта и машинного обучения, позволило сотрудникам посвятить себя решению более сложных задач.

Автоматизация интеллектуального труда

Автоматизацию бизнес-операций можно сравнить с лакмусовой бумагой. По словам Билла Гейтса, автоматизация хорошего процесса увеличит его эффективность, плохого — усилит неэффективность. Как человек принимает решения, основываясь на своих знаниях и опыте, так же и компьютеры используют постоянно обновляемые базы данных. Но это не панацея от всех проблем, а интеллектуальный инструмент, требующий точной настройки, обучения, контроля, анализа ошибок и постоянной корректировки имеющихся знаний.

Далеко не все могут позволить себе использовать дорогостоящих и дефицитных специалистов машинного обучения для обучения ИИ-систем. Поэтому бизнесу потребовался инструмент, который настраивается на выполнение четких алгоритмов по примеру пользовательского интерфейса, а с интеграцией ИИ даже способен самообучаться.

Технологию создания таких программных роботов (ботов), основанных, в первую очередь, на бизнес-логике и работе со структурированной информацией, назвали RPA — Robotic Process Automation. Несмотря на то, что примитивная версия была уже конце XX века, сам термин появился лишь в начале 2000-х годов. Робот действует как пользователь: как и человек, он оценивает происходящее на экране и совершает действия, чтобы добиться от запущенной на компьютере программы требуемых результатов.

Robotic Process Automation, с англ. «роботизированная автоматизация процессов» — это форма технологии автоматизации бизнес-процессов, основанная на метафорическом ПО роботов (ботов) или работников ИИ. Роботы RPA используют пользовательский интерфейс для сбора данных и управления приложениями.

По сути, это подход к автоматизации бизнес-процессов, при котором программа по заданным правилам имитирует действия пользователя для достижения необходимого результата: входит/выходит из систем, вводит данные в формы, кликает кнопки, копирует в буфер обмена и выполняет другие действия, как если бы их выполнял живой человек.

Основными преимуществами RPA-систем является более быстрое и эффективное выполнение рутинных задач с максимальной точностью. Сценарии RPA варьируются от простых действий, например, автоматического ответа на электронную почту до многоступенчатой обработки информации, ее сортировки, проверки на достоверность и пересылки соответствующему лицу.

Задачи, которые взял на себя RPA

Роботы лучше людей справляются с трудоемкими задачами по обработке информации. Эффекты проявляются не только в сокращении времени на выполнение процесса, но в других показателях — увеличивается производительность, повышается удовлетворенность сотрудников и клиентов.

Руководитель отдела автоматизации и безопасности Expo Group (логистика) Фейсал Мухаммед признается: «Робот UiPath сократил среднее время обработки операций, связанных с перевозкой грузов (бронирование, прием, доставка), с 8,35 человеко-часов в день до 48 минут (экономия на 87%). Это позволило реинвестировать человеческие ресурсы в более важные задачи. Например, в результате более тесного взаимодействия с клиентами мы улучшили общий уровень удовлетворенности и привлекли больше потенциальных заказчиков».

«Технологии избавляют от рутинной работы, не требующей высокой квалификации. Это повышает эффективность бизнеса в целом», — говорит гендиректор Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Павел Шиляев. Предприятие запустило масштабный проект по роботизации и создало отдельную структуру — Центр компетенций RPA и инноваций. Десятки роботов выполняют действия, которые раньше требовали от людей большого напряжения. Например, софт, ответственный за банковские операции, отправляет в год около 20 тыс. платежных документов, разгружая тем самым четырех сотрудников. Другие цифровые помощники занимаются финансовой отчетностью и анализом работы транспорта, обрабатывают электронные больничные листы и заказы на трудовые книжки. До конца этого года ММК планирует делегировать софтовым роботам более 100 бизнес-процессов. За счет цифровизации прибыль компании может подняться на 4,5%.

Трудности автоматизации интеллектуального труда

Боты пока еще несовершенны. Не все компании, предлагающие соответствующие продукты, могут проанализировать текущее состояние и сопровождать внедрение RPA-систем с учетом требований клиента. По статистике Deloitte, в 2017 году только 3% предприятий, заявившим о внедрении RPA, удалось завершить этот процесс на приемлемом уровне. Но аналитики Deloitte уверены, что этот рынок имеет большие перспективы, и в ближайшие несколько лет не менее 72% компаний начнут использовать роботизированный софт.

Трудности роботизации можно разделить на четыре категории по классификации The Economist Intelligence Unit:

А информационная безопасность — наиболее актуальная проблема для представителей государственного сектора и здравоохранения.

Человеческий фактор — серьезное препятствие на пути к внедрению ботов. Нехватка скиллов и нежелание цифровых перемен стали самыми главными препятствиями во время внедрения RPA для 29% опрошенных. Решение проблемы кроется не только в прохождении дополнительных курсов, как считают 42% опрошенных, но и в последовательной работе с коллективом для принятия ботов в качестве полезных помощников, а не угрозы.

Как роботы меняют требования на рынке труда

Автоматизацию стоит воспринимать не как «упразднителя», а, скорее, как трансформатора бизнес-среды. Несмотря на то, что ряд профессий всё же исчезнет, появится несравнимо больше рабочих мест. По подсчетам консалтинговой компании McKinsey, дополнительный спрос на рабочую силу к 2030 году варьируется в пределах от 21 до 33% (между 555 млн и 890 млн мест).

История технологического процесса — прямое этому доказательство. Внедрение персонального компьютера в 1970–1980 годах создало миллионы рабочих мест не только для производителей полупроводников, но и для разработчиков ПО и приложений, представителей службы поддержки клиентов и информационных аналитиков. Всё, что требовалось от человека, — получить новые навыки и знания.

Внедрение автоматизации приведет к аналогичному эффекту. Однако технические знания — не единственное направление развития навыков сотрудников будущего. Учитывая перераспределение человеческих ресурсов на более важные задачи, ожидается повышенный спрос на аналитические способности и креативные навыки. К примеру, 39% респондентов опроса The Economist Intelligence Unit считают «комплексные навыки решения проблем» наиболее важным активом на рынке труда будущего. Треть выбрали «креативность», а еще сколько же — «открытость к переменам».

Soft skills (навыки межличностного общения — «Хайтек») будут играть важное значение. Взаимодействие, управление людьми, эмоциональная чуткость, прочные моральные ценности — всё это имеет место в HR-среде будущего.

Тем, кто опасается за свое рабочее место, можно сказать только одно: для любого предприятия основной потенциал — это люди. Именно с обученным, доказавшим за долгие годы свою значимость для компании сотрудником руководство расстанется в самую последнюю очередь. Кроме того, роботы — это инструмент, который повышает производительность компании именно в тандеме с человеком: этот эффект отмечает половина представителей компаний, использующих RPA.

«Я не уверен, что страх потерять работу когда-либо уйдет. Но гораздо большее значение имеет то, что автоматизация даст бизнесу. Менеджеры очень рады, что могут повысить квалификацию всей нашей рабочей силы», — объясняет Скотт Ликенс, директор по новым услугам и технологиям PwC.

Компания J.Lyons, переложив огромный объем работы на компьютер LEO в 1951 году, не уволила ни одного сотрудника. Наоборот, через некоторое время Lyons стали предоставлять услуги по различным расчетам для Ford UK и других фирм, став тем самым пионерами в ИТ-аутсорсинге.

Для любой организации всегда дешевле и быстрее переобучить уже имеющийся персонал, чем нанимать новый и тратить огромное количество ресурсов на обучение с нуля. Тем же, кто не хочет идти в ногу со временем и постоянно учиться, остается только посочувствовать. «Жизнь несправедлива, прости!» — как говорил Билл Гейтс.

Источник

Чем грозит преждевременная автоматизация

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Оды автоматизации на основе технологий перевода речи в текст и обратно не утихают. Кто только не хвалится тем, как оптимизировал бизнес и сократил издержки. Да взять хотя бы нас самих: не только автоматизируем собственные процессы, а еще и другим помогаем. Но важно понимать, что автоматизация не только полезна, но и вредна. Под катом пара примеров второго вида (без имен, разумеется) плюс чек-лист, с помощью которого удастся не превратить первое во второе.

Начнем с вредного

В недрах одной компании зарождался интерактивный помощник для клиентов. Очень многообещающий. Ну то есть как. Автоматический секретарь, который должен был помочь клиентам сориентироваться среди множества телефонных сервисов компании.

Из-за ограничений технологии распознавания и возможности робота понимать живую речь получилось громоздко и неудобно. Клиентам приходилось использовать строго заданный набор слов (чтобы робот их понимал). Для этого составили подсказки для «правильных» ответов на поставленный роботом вопрос. Несмотря на инструкцию, робот переспрашивал, правильно ли он понял решение человека.

Все это сделало общение с машиной крайне утомительным и неприятным для людей, и помощника тихо погасили, заменив старым добрым IVR с передачей решений человека по DTMF. И правильно сделали.

Кстати, о DTMF. Еще один неудачный пример автоматизации — объединенный сервис рекомендаций и бронирования, в котором клиенту нужно провзаимодействовать с роботом-ассистентом, выпытывающим предпочтения и на их основе предлагающим различные варианты досуга.

Подготовили динамическое голосовое меню, которое формировалось под каждого клиента в зависимости от его решений на предыдущих шагах. То есть как таковой строгой структуры меню не было, зато была возможность выразить свои предпочтения ответами на вопросы робота в виде сигналов DTMF.

Проект запустили в эксплуатацию, не озаботившись серьезным тестированием на своей целевой аудитории. И после этого внезапно выяснилось, что люди не очень любят подолгу выслушивать робота и выбирать минимум из пяти вариантов, чтобы ответить на его вопрос.

Оба кейса объединяет одно: интеллект ассистента и ограничения технологии не позволяют строить сложные дискуссии с автоматизированной системой по телефону. Люди быстро устают от механического помощника и пытаются соединиться с живым оператором. Либо просто отказываются от использования.

Запилим автоматизацию с распознаванием и роботами

Как же понять, что пора браться за автоматизацию с использованием этих технологий? Если на все вопросы из списка ниже можно ответить утвердительно, значит, время пришло:

Добавить общение с роботом можно, если он сможет ответить на ряд вопросов и разгрузить службу поддержки. Поставить робота перед продавцом — практически подарить клиента конкуренту.

Еще несколько рекомендаций, которые помогут при внедрении технологии Text-to-speech:

А вот на что стоит обратить внимание при использовании обратной технологии, Speech-to-text:

Text-to-speech мы внедрили давно, на ее основе работает несколько инструментов Виртуальной АТС, а прямо сейчас тестируем Speech-to-text, о чем я писал в прошлом материале. Интерактивная обработка вызова поможет увеличить отдачу от этих технологий, например, с помощью Text-to-speech можно для каждого звонящего «на лету» готовить персональное приветствие или меню с индивидуальными опциями.

Источник

Последствия автоматизации для занятости в России

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Павел Луговсков, руководитель технического отдела ГК “Системные Технологии”:

Как вы считаете, каковы “риски автоматизации” – то есть риски потери людьми работы в результате автоматизации бизнес-процессов в России?

Прежде чем рассматривать риски в автоматизации, нужно определиться с контекстом. Что такое автоматизация, например, дистрибуции? Это переход на следующий технологический уклад. Отдельная компания может оттянуть момент перехода, попробовать как-то работать по старинке, но отрасли в целом невозможно избежать изменений.

Драматические изменения: сокращение штатов компаний, исчезновение специальностей — это изменения, сопутствующие технологическому прогрессу с древнейших времен. Шорники, писари, машинистки, операторы ЭВМ — эти и многие другие профессии исчезли. Изначально бухгалтерию вели в бумажных книгах. Появился инструмент автоматизации — учетные системы. И долго обсуждалось — переходить или не переходить, какие есть сопутствующие риски, но в конце концов установить какую-либо систему ведения бухучета пришлось 99,9% компаний. Потому что, несмотря на “риски”, других вариантов ведения бухгалтерии с адекватными трудозатратами нет.

Фирмы работают в конкурентной среде. И те, которые автоматизируются, получают огромные плюсы к ведению работы. Компания на старом технологическом укладе, при наличии уникальных преимуществ, наверно, может оставаться на плаву. Но без автоматизации она теряет часть возможностей по зарабатыванию денег и завоеванию доли рынка. А чаще всего просто разоряется. Автоматизация сейчас — это вопрос выживания.

После автоматизации персонал на фирме сокращается, потому что эффективность труда возрастает в разы. С точки зрения сотрудников, это, конечно, риск. Но у нас капиталистическая экономика, в которой государство не дотирует фирмы ради того, чтобы они просто платили зарплату.

Вполне возможно, что ресурсы, которые высвободились внутри фирмы, позволят ей развивать другие направления, на которые раньше ресурсов не хватало. Но очень часто компании выбирают экономию на фонде оплаты труда.

Автоматизацию в целом Вы склонны скорее видеть в положительном ключе, или же с отрицательной стороны?

Как я уже сказал, автоматизация — это неизбежный процесс. Чтобы жить, а не выживать, нужно измениться и участвовать в этом процессе. ГК “Системные Технологии” более 15 лет автоматизирует FMCG-компании, на основе нашего опыта я могу перечислить, что именно изменяется после автоматизации. Но сначала хочу предупредить: если вы автоматизировались, вы уже не сможете отказаться от автоматизации. Это другой уровень работы и сервиса. Представьте, что вы перестроили бухгалтерию на работу с 1С и электронным документооборотом, а потом перешли обратно на бумагу. Итак, изменения, которых не избежать при переходе на новый технологический уклад:

Риски для процесса автоматизации:

Согласны ли Вы с выводом о том, что профессиональные услуги в РФ — это область с наибольшими рисками сокращений в результате замены людей машинами?

Наверняка будут специальности, в которых роботы полностью заменят людей. На автомобильном конвейере половину действий можно заменить на робота. Потому что рабочий целыми днями выполняет одну и ту же операцию: взял 4 гайки, прикрутил деталь. Я не вижу человеческой удовлетворенности в такой работе: вижу усталость, отсутствие времени и желания на развитие. Роботы заменяют механистический труд, а люди освобождаются для решения задач, требующих большей квалификации. Роботизация в тех отраслях, где работа приносит удовольствие людям, маловероятна.

В торговле наблюдается тренд к исключению цепочки перепродаж между производителем и покупателем. Все идет к тому, чтобы конечный покупатель заказывал у производителя сам, что он хочет. То есть развитие технологий ведет к исчезновению целых отраслей.

Уйдут в прошлое профессии, в которых основной навык — знание компьютера. Оператор ЭВМ, например. Сейчас это часть образования. Точно также как раньше была профессия, которая требовала умения писать. Раньше писарь, потом – машинистка. Где сейчас эти специальности?

Любой шаг технического прогресса — это облегчение жизни человека. Это получение большего количества энергии от того же самого. Вспомните феодализм, когда люди работали, чтобы выжить, чтобы завтра проснуться и пойти зарабатывать еду. Времени ни на что больше не оставалось. Роботизация — это технология: не что-то прекрасное или ужасное, а шаг, от которого не уйти.

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Артур Булатов, руководитель отдела маркетинга, Brooma:

На мой взгляд, очевидно, что технологии сделают колоссальное количество людей безработными. Это не произойдет одномоментно, но процесс уже запущен и будет развиваться в геометрической прогрессии.

Технологии в первую очередь жестко разделяют труд на два вида: “Работа головой” и “Шаблонные процессы”. Во втором случае человек нужен только для настройки и разрешения ошибок, а дальше компьютер делает работу лучше и быстрее человека. Какие профессии попадут под первые волны автоматизации? Бухгалтеры, юристы, низкоквалифицированные менеджеры-продавцы и, конечно же, водители. В России это практически половина населения, поэтому логично было бы государству готовить программу по переобучению и переквалификации таких кадров.

Наша компания разрабатывает систему автоматизации юридической службой Jeffit, и мы уже видим, как технологии могут влиять на процессы, делая их эффективнее и более управляемыми. Мы не видим задачи полностью заменить юристов, но многие рутинные задачи уже делаются в системе автоматически. От юриста в итоге требуется только использовать свои знания и навыки, не тратить лишнее время на “работу руками”. Юрист должен заниматься экспертизой и управлением рисками, а типовые задачи максимально автоматизируются.

Сегодня уже всерьез говорят о машиночитаемом праве, что позволит, например, полностью передать работу с типовыми договорами машинам, а также существенно изменить судебную профессию. Машины способны быстрее, качественнее и не предвзято анализировать огромные массивы данных и предлагать решения. Все это положительно скажется на качестве и себестоимости юридической (и правовой) функции.

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Владимир Панушкин, руководитель формирования спроса ГК “ИМПУЛЬС-ИВЦ”:

Да, конечно, автоматизация предприятий может вести к сокращению персонала. Но, думаю, будет очень большим преувеличением считать, что автоматизация в обозримом будущем вытеснит бухгалтеров.

Наша компания активно разрабатывает и внедряет деловое программное обеспечение в строительной отрасли. Задача всегда состоит в оптимизации бизнес-процессов для принятия адекватных и своевременных управленческих решений. Да, действительно, бухгалтерия полностью должна и руководствуется в своей работе международными стандартами, существующим законодательством и стандартами конкретной фирмы. Но мир меняется, а с ним меняются и все стандарты. Меняются технологии, запросы клиентов. То, что казалось фантастическим вчера, сегодня широко используется, а завтра будет забытым заблуждением. Да и любая фирма не стоит на месте. Автоматизация представляет большую угрозу не профессионалам, а людям с низкой квалификацией труда, так как сложные процессы для автоматизации, принятие решений в сложных ситуациях остается за профессионалом.

Но если говорить именно о бухучете (бухгалтерский и управленческий), он прописан жестко в регламентах, поэтому малые компании, как правило, не вносят корректировки в программный код, а более крупные, девелоперские, значительно перерабатывают его под себя. Люди и машины работают в симбиозе. Машины не могут работать без людей, и наоборот. Машины сильно упрощают жизнь. Новые организации в среднем все равно будут покупать ПО для примерно 5 бухгалтеров, а потом еще и расширяют количество рабочих мест.

Тенденции, что стали покупать меньше, пока не видно. Бухгалтеры увольняются из-за того, что им не платят адекватную зарплату, но от этого компании не перестают нуждаться в бухгалтерах. Все равно в 90% связующим звеном между нами как разработчиком и компанией являются бухгалтеры, а не сметчики или прорабы.

Сейчас проекты внедрения осовременились, стали сложнее. Автоматизация происходит не с целью заменить людей и даже не с целью облегчить их труд, а оптимизировать рабочие процессы и облегчить получение выходных данных о бизнесе.Автоматизация не предполагает, что вместо 3 бухгалтеров через полгода–год будет работать только один. Порой сам ввод документов становится сложнее, но на выходе будет проще получение информации. Внедрение делового ПО, по сути, представляет собой реформацию “первички” и учетных регистров.

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Антон Лавров, управляющий партнер интернет-агентства “Квестор Ай Ти»:

Любые глобальные нововведения всегда имеют две стороны: отрицательную и положительную. В исторической перспективе автоматизация таит обширные возможности. И, безусловно, все будет зависеть от того, как люди распорядятся этими возможностями.

Появление атомной физики привело как к созданию атомной бомбы, так и к появлению атомной энергетики, что позволило продвинуть промышленность на несколько шагов вперед. Можно рассматривать процесс автоматизации в призме сокращения людей. Можно внедрить автоматизацию так, что потеряется безопасность и свобода человека.

Но есть и другой вариант: правильнее будет говорить о том, что автоматизация может принести улучшение качества жизни, например, поможет человеку больше времени уделять семье и грамотно распределять рабочее время.

Возвращаясь к теме сокращений: когда вместо телег появились автомобили, такая профессия как извозчики исчезла. Вряд ли сейчас кто-то сильно скорбит по этому вопросу.

Автоматизация бухучета

По роду деятельности им не так часто приходится решать нестандартные задачи. Большинство задач связано с тем, что нужно разобраться в текущей системе и поставить еще один кирпичик в сложившейся бухгалтерской системе.

С точки зрения автоматизации даже изменения в программе “1С – Бухгалтерия” часто приводят к тому, что все архивные данные за большой период времени нужно переносить в новую систему.

Новые версии профессиональных программ, действительно, имеют полезные функции, которые в дальнейшем будут экономить время и нервы специалистов.

С другой стороны, в момент внедрения программ автоматизации специалистам отдела бухгалтерии будет непросто. Поэтому нужно обращаться в профессиональные компании, оказывающие поддержку бухгалтерских программ, которые помогут безболезненно пережить период адаптации к новым программным продуктам.

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Антон Смирнов, руководитель отдела маркетинга, фотоподарки “ПАПАРА.РУ”:

Область с наибольшими рисками сокращений не только в России, но и во всем мире – это низкооплачиваемая (в основном) и среднеоплачиваемая работа. Эта проблема широко обсуждается по всей планете, и главный тезис, который выделили ведущие специалисты: “Реформы в сфере образования”.

Утверждение, что автоматизация процессов “убивает” рабочие места, верно только наполовину. Ведь она и создает их. Чем больше вещей нужно автоматизировать, тем больше инженеров и других специалистов для этого необходимо. Отсюда следует вывод, что все упирается в качество предоставляемого образования, и ждать реформ в этой сфере нужно от правительства.

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Николай Пацков, генеральный директор “Конструктор документов FreshDoc.ru”:

Несомненно, автоматизация несет в себе риски. Но только для тех работников, которые ничем не превосходят роботов. Несомненно, перемены встретят определенное сопротивление, но, в конечном итоге, пойдут на пользу всем сторонам. Вспомните, как спустя поколения традиционного ведения бухгалтерии было воспринято появление 1С? Однозначно негативно! Еще бы, огромные отделы, которые занимались “перекладыванием бумажек”, сегодня сокращены до 3-4 высокооплачиваемых специалистов. Остальные заменены программой, но можем ли мы говорить о том, что профессия бухгалтера теперь неактуальна? Еще как актуальна! Просто теперь это высококвалифицированный, интеллектуальный труд, который машина может упростить, но заменить неспособна.

Наталия Смыслова, финансовый директор и главный бухгалтер РусХОЛТС:

Я думаю, что есть риск потери только малоквалифицированной работы, но в настоящее время достаточно трудно найти людей на рутинную, низкооплачиваемую работу, поэтому следствием автоматизации будет не сокращение количества рабочих мест, а повышение количества качественных рабочих мест, представляющих интерес для потенциальных работников, что улучшит положение и соискателей и работодателей.

Согласны ли Вы с выводом о том, что профессиональные услуги в РФ – это область с наибольшими рисками сокращений в результате замены людей машинами?

Автоматизацию в целом Вы склонны видеть скорее в положительном ключе, или же с отрицательной стороны?

Исключительно с положительной стороны, так как я вижу дефицит кадров, согласных на рутинную работу. Автоматизация повышает качество и скорость работы, что положительно сказывается на всей деятельности компании и, соответственно, на ее финансовых результатах. Кроме того, повышается престижность работы и интерес к ней со стороны соискателей, поэтому проще заполнить вакансии более адекватными и творческими людьми.

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС):

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Денис Балыбин, директор по развитию практики BPO компанииMAYKOR:

Риски потери работы в результате автоматизации присутствуют, и это вполне ожидаемое явление. Большинство компаний не проводят автоматизацию спонтанно. Это поступательный процесс, который вписан в бизнес-стратегию, он не наступает внезапно, как экономический кризис. Поэтому к возможной потере работы можно подготовиться – получить новую профессию, повысить квалификацию, подняться за счет этого по карьерной лестнице и дорасти до специалиста, которого ни одна машина не заменит.

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade:

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Станислав Романов, руководитель отдела продвижения, Startpack.ru:

Риски везде есть: где-то маленькие, где-то большие. Но даже если вспомнить про бухгалтерию: пока мало предпринимателей, готовых целиком и полностью перевести учет в ту же “Эльбу” или “Мое дело”. Один из пользователей мне так недавно и сказал, что проще нанять бухгалтера и решать с ним все сложные вопросы. Какие-то инструменты действительно могут облегчить работу и повысить эффективность, но некоторые вещи попросту сложно доверить машинам: создание качественной презентации, email-рассылки, Landing Page или программы лояльности.

Хотя кто-то уже умудряется вместо заказа услуг каким-то фирмам сам проводить опросы в Сети, собирать данные для SEO-продвижения, автоматизировать складские процессы, искать тендеры, подключать облачную АТС, проверять контрагентов, вести бизнес-аналитику. Сейчас есть неплохие сервисы для замены лишнего человека.

Рынок облачных сервисов для бизнеса активно развивается, и текущий год не исключение. Достаточно взглянуть хотя бы на число продуктов российских разработчиков. Наша компания наблюдает активный рост влияния сервисов на все процессы в торговле, образовании, здравоохранении, транспорте и других отраслях, особенно если речь идет о СМБ. Это неизбежно, поскольку облака предлагают ряд преимуществ предпринимателям. Западный рынок активно переезжает на облачные решения. Кому-то так проще принимать заказы, кому-то — управлять проектом, оформлять документы, изучать языки, записывать пациентов на прием к врачу или проводить инвентаризацию на складе. В ближайшее время сервисы будут занимать конкретные ниши в индустриях бизнеса. И это вполне может повлиять на сокращения.

Несмотря на это, вижу автоматизацию скорее в положительном ключе. Это помогает людям избавляться от рутины, ускорять работу и акцентировать внимание на более важных вещах. С другой стороны, никакая автоматизация не избавит бизнес от главной цели — поиска способа заработка и увеличения прибыли.

Мы сотрудничаем с 144 облачными интеграторами, которые работают как по России, так и по СНГ, включая “Информатика и Сервис”, TRACE, ИТКОМ и других. Именно интеграторы оказывают услуги тем, кто обращается за внедрением и интеграцией сервисов. SaaS-системы зачастую необходимы организации, которыми управляют люди, ориентированные на повышение эффективности. От небольших стоматологий и оружейных магазинов до гостиниц и инвестиционных компаний. Зачастую это СМБ, с оборотом от 20 млн. в год до 1 млрд.

У каждой компании свои предпочтения при выборе продукта. Кому-то достаточно порекомендовать сервис, другому посоветовать конкретные шаги, третьему порекомендовать команду специалистов для интеграции или обучения сотрудников. Большинство клиентов, обратившихся в Startpack, уже стихийно использует облака.

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Александр Карягин, директор по маркетингу компании LiveTex:

На самом деле, автоматизация бизнес-процессов только начинает захват российского рынка. Техническое саморегулирование, за исключением простейших случаев, требует комплексного, системного подхода к решению задач. То есть невозможно полностью исключить человеческий фактор.

Один из инструментов автоматизации профессиональных услуг – чат-боты. Задействовав их, мы даем клиенту возможность решить вопрос самостоятельно, что существенно экономит время и бюджет компании. Однако такая автоматизация несовершенна, поэтому клиент в любой момент может переключиться на “живого” оператора, а чат-бот, в свою очередь, сохранит историю запросов и общения для оказания более корректной и полной консультации. На наш взгляд, на данный момент именно схема “бот + оператор” является наиболее актуальной для рынка, так как позволяет предоставить полный комплекс клиентской поддержки.

В целом, я склонен рассматривать автоматизацию бизнес-процессов в положительном ключе, ведь насколько бы чат-бот ни был отлажен, он все же не станет причиной увольнения сотрудника, а лишь предоставит техническую поддержку и упростит коммуникацию с клиентом.

Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть фото Чем грозит процесс автоматизации кратко. Смотреть картинку Чем грозит процесс автоматизации кратко. Картинка про Чем грозит процесс автоматизации кратко. Фото Чем грозит процесс автоматизации кратко

Дмитрий Карев, операционный директор компании Acsour:

Автоматизация бизнес-процессов является сегодня отдельным сектором профессиональных услуг, демонстрирующим уверенный рост. Возникла она не без оснований: это вынужденный ответ общества и необходимая мера в условиях развития экономики, роста деловой активности и объемов производства. Однозначными и самыми активными сторонниками автоматизации являются профессиональные бухгалтеры, что объяснимо бюрократичностью и сложностью бумажного документооборота в России. Печально представить себе, если весь объем отчетов, заявлений и поручений создавать вручную: это неизбежное увеличение расходов на поддержание финансовой службы и административных затрат. Кроме того, нельзя предотвратить человеческий фактор – банальная ошибка специалиста, его невнимательность к мелочам может стоить компании очень дорого.

Конкуренции с машинами за рабочие места бухгалтеры не боятся, потому что полная автоматизация бизнес-процессов в России невозможна. Все IT-операции должны быть контролируемыми, причем высококвалифицированными сотрудниками. По этой причине профессионалы, знающие и понимающие свою сферу деятельности, всегда будут востребованы на рынке труда, даже несмотря на кризисные явления в экономике.

Что касается низкоквалифицированных работников, то им придется или переучиваться, или кардинально менять род занятий. Оставаться в компаниях, ведущих бухгалтерию вручную – это путь в никуда. Если организация не пройдет автоматизацию, то рано или поздно она окажется неконкурентоспособной и будет вытеснена с рынка, а ее сотрудники потеряют работу.

История знает примеры, когда были упразднены целые профессии – наборщики книг, стеклодувы и пр. Бухгалтерам не стоит переживать – их специальность останется и будут востребована, хотя сильно изменится с течением времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *