Чем в православном храме украшали стены

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства

Партнерский материал

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Зачем читать письма графа Строганова, готовясь к росписи храма? Какой должна быть эргономика… богослужения? Можно ли защитить стены церкви от копоти?

«Фома» рассказывает о том, как создаются современные проекты храмового убранства. На этот раз — на примере храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Добрянке Пермского края. Автор проекта — художник Дмитрий Трофимов и мастерская «Царьград».

1. Встреча

Сначала была встреча на Каме — там, где возвышается изящный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Проект всегда начинается с разговора настоятеля, донатора-жертвователя (в церковном мире он называется ктитором) и художника. Ктитор и настоятель — это коллективный заказчик, а порой и соавтор художников.

На чем строится первый разговор? Сначала нужно «привязать» будущую роспись к самому храму, а значит, определить стиль постройки. От архитектурных особенностей и объемов здания, от посвящения храма зависит иконография и вся последующая работа. Мастера «Царьграда» стремятся создавать новую иконографию — например, редкие, слабо разработанные житийные циклы, а также символически интересные композиции. По итогам первой встречи составляется техническое задание на роспись и начинается работа над проектом.

Каким быть убранству храма Рождества Богородицы в Добрянке? Дискуссия шла долго. Дело в том, что архитектор С.И. Тунёв построил здание в духе позднего классицизма. А вот что касается икон, то ктитор храма, граф Сергей Григорьевич Строганов, основатель знаменитой художественной академии, не признавал традиционный для середины XIX века академический стиль. Он писал управляющему пермским имением: «Пока я и Наталья Павловна будем живы — не ставить иконы в иконостасах, ни церквях образов академического письма… держаться старого древнего иконописания».

Чем в православном храме украшали стены. Смотреть фото Чем в православном храме украшали стены. Смотреть картинку Чем в православном храме украшали стены. Картинка про Чем в православном храме украшали стены. Фото Чем в православном храме украшали стены

Сергей Григорьевич нарисовал эскиз иконостаса Добрянской церкви и передал для неё фамильные образы «строгановского письма», которое прославилось в конце XVI — начале XVII века. А новые иконы писали с «замечательных по древности и хорошему письму» святынь из церквей Соликамского уезда.

Прошло почти 200 лет. Новые меценаты — энергостроители занялись реставрацией Добрянской церкви. Ктитор храма, директор Пермского филиала компании «Уралэнергострой» Сергей Ложкин, прекрасно зная историю церкви Рождества Богородицы, вдумчиво отнёсся к предложениям художников. В ходе серьёзных обсуждений со всеми, кто болел за проект, родилось решение: взять за основу декора стиль XVII века и соединить его с храмовой архитектурой.

2. Поиск решения: эстетика и эргономика

Что входит в проект? Он может быть узким — только росписи, или комплексным. Мастерская «Царьград» с особым интересом берется за многогранные проекты. Они включают в себя роспись, иконостас, пол, утварь, светильники, мебель и даже двери храма.

Только при всеобъемлющем подходе можно получить цельный образ, в котором не будет разнобоя — неумелого, случайного, хаотичного смешения стилей и колоритов. Не возникнет чувства дисгармонии, когда часть интерьера выглядит чужеродной по окончании росписи. Ведь человек в храме воспринимает его убранство целостно. Во время молитвы он, может быть, и не разглядывает детали, но ощущает и впитывает образ пространства во всей полноте.

Если мастерская делает многоплановый проект, она работает над эстетикой, гармонией, единством цвета и стиля. Но это только одна сторона. Другая, не менее важная, — эргономика, удобство во время богослужений — как для клира, так и для прихожан.

Иногда, заходя в храм, невольно спрашиваешь: а был ли автор проекта в алтаре, хотя бы раз в жизни? Вдруг оказывается, что некуда вешать кадило и облачения. Или нет места для воздуховода дымоудаления. Словом, не предусмотрены важные детали.

В мастерской «Царьград» понимают, что происходит во всех частях храма во время богослужений. В юности Дмитрий Трофимов был алтарником и знает изнутри, как проходит литургия, чинопоследование Крещения, литийные службы. Есть представление о том, как должны распределяться потоки прихожан.

Архитекторы «Царьграда» просчитывают габариты всего, что находится в алтаре, закладывают в проект удобные проходы, оптимальную ширину солеи, царских и диаконских врат. Как будут открываться двери? Куда поставить жертвенник, кадильный шкаф, умывальник? Сколько нужно светильников и где их разместить? Все эти вопросы авторы задают себе и настоятелю, чтобы потом ничто не отвлекало священников и диаконов от богослужения. При таком подходе в храме становится не только красиво, но и комфортно.

«Царьград» внедряет системы дымоудаления для кадильного шкафа и кануна во всех текущих проектах. Для чего это нужно? Чтобы красивая роспись была долговечной, а не покрылась через несколько лет темной пеленой сажи. Проблему отвода копоти лучше решить на этапе проектных работ.

3. Проект иконостаса. Образцы

Самая значимая часть проектных работ — иконостас и роспись. Так как в храме Рождества Богородицы решили отдать дань «строгановскому духу», то и иконостас по силуэту напоминает алтарные преграды конца XVI — начала XVII века. При разработке орнаментов художники обратились к прекрасному образцу того времени — иконостасу из Благовещенского собора в городе Сольвычегодске, который был одним из центров строгановской империи.

Совместно с «Абрамцевскими мастерскими» Андрея Вуколова уже на стадии проекта была разработана уникальная технология. Сначала команда провела исследование. Дмитрий Трофимов показал заказчикам иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, выполненный в стиле XVII века, с соединением литых элементов и слюды. Фоны здесь не покрашены, а укрыты слюдой, что создает интересный оптический эффект.

Этот художественный прием и взяли в работу, немного осовременив технологию: Андрей Вуколов предложил отказаться от слюды в пользу цветных лаков. «Абрамцевские мастерские» создали множество образцов, прежде чем заказчики выбрали лучший.

Иконостас деревянный, резьба покрыта белым золотом, её оттеняют цветные лаковые фоны. Серебристый оттенок иконостаса — принципиальное решение. Внимание сосредоточено на главном — золотофонных молитвенных образах.

Проектные работы — это не только задумка и работа над эскизами. Это большой труд по выбору материалов, цветовой гаммы, колеров. Задолго до так называемого «выхода на стену» мастерская делает образцы деревянных элементов, орнаментов для росписи. Только когда заказчик их утверждает, проект двигается дальше.

4. Иконографическая схема. Проект росписи

Программа росписи начинается с того, что художественный руководитель мастерской приходит в белый храм. Он видит нетронутые стены, столбы, своды, купола. Всё это пространство нужно структурировать, упорядочить, выстроить. Будущая роспись начинается с идеи в голове художника. Он представляет, какими будут стены храма. Дальше возникают ярусы, цветовые пятна, акценты, детали. Первой рождается структура, а потом она наполняется иконографическим содержанием.

Иконографическая схема — своего рода техническое задание, которое утверждает настоятель. Вместе с ним авторы выбирают святых, образы которых будут включены в программу росписи. То есть уже на уровне концепции понятно, сколько в храме будет композиций, медальонов, других образов. Все они символически связаны между собой. Архитекторы и художники создают эскизы, где формы, ритм, колорит уже проработаны.

Почему пишут те или иные композиции? Храм в Добрянке — трёхпрестольный, посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Поэтому на южных и северных стенах центрального четверика располагаются житийные образы Богородицы — от Рождества до бегства в Египет. Рядом с ними — медальоны с образами святых круга Богоматери: праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы, Иоанна Предтечи.

В центральном куполе размещен образ Спасителя, окруженный херувимами, под ними — восемь архангелов. Ниже — шестнадцать медальонов с ветхозаветными пророками, которые возвещали воплощение Христа. Дальше ветхозаветная тема переходит в новозаветную: под пророками, в парусах храма изображены четыре евангелиста. Это каноническая схема. В подпружных арках размещены медальоны с образами двенадцати апостолов, а также других святых — мучеников, выбранных настоятелем.

Заглянем и в алтарь, который прихожанам обычно видно лишь частично. В нижнем ярусе — «Собор святителей», или так называемая «Служба святых отец». Они как бы сослужат священнику, который совершает литургию. Над фигурами отцов Церкви изображена Небесная Евхаристия, где Спаситель причащает апостолов Телом и Кровью.

Чем в православном храме украшали стены. Смотреть фото Чем в православном храме украшали стены. Смотреть картинку Чем в православном храме украшали стены. Картинка про Чем в православном храме украшали стены. Фото Чем в православном храме украшали стены

Помимо этого, в алтаре находятся композиции Страстного цикла: «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Моление о Чаше». В алтаре часто пишут Страстной цикл, поскольку он прямо связан с Евхаристией.

На Горнем месте — очень крупный, почти трехметровый витражный образ «Христос Великий Архиерей». Это своего рода список с иконы XVII века, хранящейся в Третьяковской галерее. Написали ее мастера Оружейной палаты, которым Строгановы часто заказывали иконы.

Приделы посвящены святителю Николаю Чудотворцу и благоверному князю Александру Невскому. Поэтому в Никольском приделе мы видим «Чудо спасения на море» и «Чудо о трех девах», а в княжеском — житийные сюжеты «Александр Невский принимает послов папы Римского» и «Успение Александра Невского».

На стенах трапезной — святые Пермской земли. Это дань памяти тем, кто крестил здешних жителей, как Стефан Пермский, кто принял мучения или явил своей жизнью пример христианского подвига.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы — очень цельный, выдержанный, с гармоничной и понятной иерархией смыслов. В росписи отражено посвящение престолов, история храма и местности, на своем месте и незыблемая часть — образы Спасителя, архангелов, связь Ветхого и Нового Заветов.

5. В храме

У проектирования нет четкого начала и конца. Это непрерывный творческий процесс. Концепция, чертежи, образцы утверждены — и коллектив из Москвы приезжает в храм. Перед тем как перенести уже согласованные, казалось бы, эскизы на стену, Дмитрий Трофимов снова отрисовывает их — лично, вручную. Только в этом случае композиции будут соразмерны и роспись будет смотреться гармонично. Впрочем, о том, как художники создают росписи, мы расскажем в следующей публикации.

Источник

Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве

Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Чем в православном храме украшали стены. Смотреть фото Чем в православном храме украшали стены. Смотреть картинку Чем в православном храме украшали стены. Картинка про Чем в православном храме украшали стены. Фото Чем в православном храме украшали стены

Декоративно-отделочные работы в храмостроительстве

Наружные поверхности кирпичных храмов могут быть украшены выступающими элементами фигурного кирпича, в т.ч. карнизами, обрамлениями окон и дверей, декоративными фризами, аркатурным поясом и т.д.

Стены могут быть отделаны также известково-песчаной, известково-цементной штукатуркой, а также натуральным камнем. Использование цементно-песчаной штукатурки не позволяется ввиду ее паронепроницаемости. Штукатурными могут быть декоративные элементы стеновых поверхностей и карнизов.

Виды штукатурок (простая, улучшен­ная и высококачественная) должны устанавливаться проектом.

Высококачественная и улучшенная штукатурки должны выполняться путем нанесения слоя обрызга, одного или нескольких слоев грунта и накрывочного слоя, а простая штукатурка — путем нанесения слоя обрызга и одного слоя грунта.

Штукатурка фасадов должна производится сверху вниз захватками, начиная от венчающего карниза здания.

До начала работ по оштукатуриванию фасадов должны быть установлены коробки дверей и окон, по­ставлены ухваты для водосточных труб, установлены крепления пожарных лестниц, закончено устройство козырьков, поясков, карнизов и т. п.

Внутреннее оштукатуривание по­верхностей храма надлежит выполнять из растворов на извести, позволяющих вести роспись различными красками.

Выступающие кирпичные и деревянные архитектур­ные детали (карнизы, пояски и т. п.), места сопряжении деревянных частей зданий с ка­менными, кирпичными и бетонными конструк­циями, а также другие поверхности в случае необходимости нанесения на них штукатур­ного намета общей толщиной более 20 мм должны до оштукатуривания покрываться металлической сеткой с размером ячеек 10х10 мм или плетением из проволоки с ячей­ками не крупнее 40х40 мм.

Места сопряжения оштукатуриваемых кон­струкций, выполненных из разных материа­лов, обиваются металлической сеткой на 4— 5 см по обе стороны стыка.

Средняя общая толщина штукатурного на­мета не должна превышать для простой шту­катурки 12 мм, улучшенной 15 мм и высоко­качественной 20 мм.

Толщина слоя накрывки после ее вы­равнивания и затирки войлочными терками должна составлять не более 2 мм. Для на­ружных декоративных штукатурок толщина накрывки должна составлять 4—7 мм и нано­ситься по окрепшему, заранее нарезанному грунту.

Для защиты оштукатуренной поверхности здания от атмосферных осадков ее обрабатывают гидрофобной жидкостью, которая состоит из 2 ч по массе метилсиликоната натрия и 98 ч. воды. В известковые или цементно-известковые растворы перед нанесением на фасад вводят гидрофобизирующие добавки.

Для вытягивания свода в центре свода устанавливают жесткую ось и на ней укрепляют шаблон-лекало таким образом, чтобы оно свободно держалось и вращалось, а между лекалом и стенками свода оставалось пространство, равное толщине штукатурки. Когда на своде расположены тяги или карниз, сначала вытягивают гладкие места свода захватками, идущими сверху вниз, а затем тяги.

При вытягивании карнизов, поясков в круглых помещениях в правилах делают пропилы на половину толщины и сгибают в сторону пропилов. При вытягивании тяг с наружной стороны вместо правила можно навесить канат, примороженный гипсом. Для шаблона салазки и полозок делают вогнутым или выпуклым.

Штукатурные наличники криволинейной формы у оконных и дверных проемов могут быть тянутыми или гладкими. Наличники без тяг выполняются по приставным лекалам, вырезанным из широких досок, фанеры или ДВП по кривым, образующим форму наличника. В пространство между лекалами наносят раствор, который разравнивают и затирают.

Архитектурные детали оштукатури­ваемых поверхностей (карнизы, тяги и др.) могут выполняться из сборных элемен­тов. Способы крепления деталей назначаются проектом. В исключительных случаях допу­скается применение тяг сложного профиля.

Лепные работы

Лепные изделия, доставленные на стройку, должны быть готовыми к установке и не требовать дополнительной обработки.

Установка лепных изделий на оштукатуренные поверхности должна производиться только после затвердения и просушки штука­турки.

Архитектурные лепные детали фаса­дов устанавливаются одновременно с кладкой стен и закрепляются за арматуру, заложен­ную в конструкцию. Арматура должна быть защищена от коррозии. Способ крепления де­талей должен предусматриваться проектом отделки фасада.

На наружных частях зданий лепные детали, как правило, должны изготовляться из цементных растворов. Гипсовые детали должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков водостойкими покрытиями (олифа, парафин).

Крепление архитектурных деталей должно производиться с соблюдением следующих требований:

а) легкие погонные и штучные гипсовые детали высотой до 10 см и бетонные до 5 см крепят к поверхностям простой присадкой (примораживанием) на гипсовом или цементном растворах;

б) детали среднего веса (гипсовые высо­той более 10 см и цементные высотой более 5 см) крепятся на костылях, шурупах и пр., одновременно примораживая их на растворах;

металлические части крепления должны при­меняться из нержавеющего металла или оцинковываться;

в) тяжелые детали, изготовленные с кар­касом из стальной арматуры, крепятся с ее помощью к основным конструкциям здания; способ крепления особо больших элементов должен указываться в проекте здания.

Камнерезные и облицовочные работы

Резной естественный камень применяется для декоративного убранства фасадов современных храмов в основном в карнизах, оконных наличников и обрамлений порталов входов. Внутри резной камень используется в основном в капителях колонн, а также при выполнении иконостасов и киотов.

Облицовочные плиты и камни изготов­ляются путем раскалывания или распиливания блоков-полуфабрикатов из природного камня.

Выбор фактуры лицевой поверхности облицовочных плит и камней производится в соответствии с требованиями проекта.

К профильным элементам облицовки стен относятся цокольные плиты и кордонные камни, обрамления порталов, пояски, карни­зы, подоконные плиты, плин­тусы и т. п.

Конструкция облицовки вертикальных поверхностей должна устранять возможность проникания влаги через стыки облицовочных деталей.

Растворы, применяемые для облицо­вочных работ, не должны содержать растворимых солей, образующих высолы на поверх­ности облицовки.

Стальные элементы конструкций, примыкающие к облицовке, а также стальные крепления, используемые для монтажа плит и деталей облицовки, должны быть защищены от коррозии.

Наружные облицовочные работы должны производиться преимущественно одновременно с кладкой стен; при этом следует учитывать усадку раствора в швах кладки стен.

Плиты и детали наружной облицовки, за исключением облицовки на относе, устанавливаются на растворе. Крепежные детали (скобы, пироны, крючья) должны быть оцин­кованы или изготовлены из нержавеющей ста­ли. Для крепления плит мраморной облицовки применяются детали латунные, медные (обмедненные) или из нержавеющей стали.

Барельефы и горельефы должны монтироваться одновременно с облицовкой стен.

Облицовка мрамором панелей стен, а также балясника и косоуров лестниц должна производиться до облицовки пола и сту­пеней.

Для облицовки фасадов применяются плиты и детали из гранитов, плотных известняков и песчаников, белых мраморов, туфов и др.

В целях предотвращения коррозии облицовки и появления высолов необходимо соблюдать следующие требования:

а) верхние грани всех выступающих гра­нитных деталей (карнизов, поясков, сандриков) должны иметь уклон наружу для стока воды и капельники;

б) уширение верхней плоскости гранитных карнизов между пилястрами и гранитного цо­коля необходимо перекры­вать плитой;

в) верхние плоскости карнизов, поясков и сандриков из известняка и песчаника должны иметь металлические покрытия;

г) в местах, где облицовка из известняка устанавливается на гранитное основание, горизонтальные выступы гранита не допу­скаются.

Внутренняя облицовка природным камнем

Для облицовки поверхностей должны применяться плитные и профильные детали из мрамора и гипсового камня.

Фактура облицовочных деталей должна быть зеркальной или лощеной, что определяется проектом.

Облицовка стен должна выполняться до устройства покрытия пола.

Облицовочные изделия из мрамора в целях сохранения их декоративных качеств устанавливаются с относом от стен без за­ливки раствором. Смежные плиты рисунча­тых мраморов подбираются по цвету и ри­сунку.

Плиты и детали сопрягаются насухо с толщиной шва между ними в 1 мм с точностью ±0,5 мм. Швы заделываются гипсом, окрашенным в цвет камня.

Заливка раствором зазора между облицо­вываемой конструкцией и плитами производится слоями за несколько приемов, во избе­жание смещения плит.

Полы в храме рекомендуется выполнять из шлифованного природного камня, керамики или дерева, допускающих мокрую уборку. Предпочтение следует отдавать камню типа доломит, хорошо впитывающего влагу, имеющего не скользкую поверхность и теплого, что особенно важно при коленоприклонениях во время богослужений.

При реконструкции храма и устройстве новых полов не рекомендуется устройство цементной стяжки, которая препятствует испарению влаги, которая может при этом концентрироваться в стенах, что приведет к появлению высолов, грибка и разрушению стен.

Мозаика

Для изготовления мозаик применяется смальта – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок но можно взять и разноцветные квадратики из камня. Каждый материал имеет свои особенности. Камень не прозрачен и не светится изнутри как смальта. Смальта имеет ряд неоспоримых достоинств: это покрытие очень морозостойкое и жаропрочное, поэтому стеклянную мозаику можно применять на фасадах. Благодаря широкому выбору цветов из смальты можно создавать любые мозаичные композиции. Сегодня для изготовления мозаик чаще всего используют не чистую смальту (поскольку она весьма дорога), а ее сочетание со стеклом с добавлением авантюрина и стекла с сусальным золотом.

В современной практике используют технологию набора мозаичных композиций в условиях художественных мастерских на основу их полимерной сетки при помощи клеящих составов типа цементно-полимерного состава «КЕРАБОНД» с добавлением дисперсии «ИЗОЛАСТИК» увеличивающей пластичность клея. Готовые мозаичные композиции наклеиваются на подготовленные поверхности клеящими составами.

Основанием под римскую мозаику служит известковый грунт, состоящий из гашеной извести (1 часть), мелкого кварцевого песка (2 части), сухого пигмента (до 20% от массы песка).

Основанием флорентийской мозаики, состоящей из подобранных по рисунку пластин шлифованного мрамора, служат асбестоцементные плиты, к которым они приклеиваются клеем.

Окрасочные работы

Перед окраской фасадов должны быть покрыты все оконные сливы, пояски, сандрики и другие выступающие архитектурные детали, закончено устройство желобов и свесов кровли.

Материалы для окрашивания фасадов должны быть долговечными. Из современных лакокрасочных материалов для этой цели используют известковые, органосиликатные (ВН-30, ОСМ-5), кремнийорганические (КО-174) эмали, перхлорвиниловые фасадные краски (ХВ-161), фасадные краски на основе хлорсульфированного по­лиэтилена (ХП-71Ф), эмульсионные казеиновые краски. Воднодисперсионные краски применять не рекомендуется в связи с их низкой атмосферостойкостью. Не следует применять также алкидно-акриловые краски с органическими пигментами, так как происходит быстрое выгорание пигментов, а покрытия притягивают пыль и быстро загряз­няются.

Традиционным является окрашивание кирпичных и оштукатурен­ных фасадов зданий храмов известковыми красками на основе маломагнезиаль­ной извести с добавкой неорганических пигментов или силикатов. По­крытия на основе известковых красок декоративны, отличаются ярко­стью цвета. Применение магнезиальной и доломитовой извести заметно снижает срок службы таких покрытий. Чтобы продлить их службу, в краски вводят парафин, алюмокалиевые квасцы, гидрофобизирующие средства или проводят дополнительную обработку поверхности гидрофобизаторами. Гидрофобизацию окрашенных известковыми красками фасадов проводят с помощью алкилсиликонатов натрия (ГКЖ-10, ГКЖ-11), полиэтилгидридсилоксана (ГКЖ-94), силазанов (174-71 бывш. К 15/3).

Окрашивание проводят по кирпичу или прочному штукатурному слою после завершения фасадных работ. При наличии дефектов после очистки поверхность штукатурки перети­рают известью (известковым тестом), смешанной, с мелкодисперсным отмытым песком в соотношении 1:1,2. Грунтом под известковые краски служит известковый мыловар, следующего состава, кг: известь-кипелка 1,2-2,0, олифа, мыло хозяйственное 0,15-0,2, вода не более 0,025-0,3 10 л.

Для увеличения адгезии в известковые краски, содержащие большие количества пигментов, можно вводить 35—40 г/л казеина.

При окраске фасадов перхлорвиниловыми красками поверхности, в случае необходимости, шпаклюются перхлорвиниловой шпаклевкой и огрунтовываются 5%-ным перхлорвиниловым лаком.

При окраске внутренних поверхностей поливинилацетатными составами поверхности следует подготовлять так же, как и под мас­ляную окраску, с обязательной огрунтовкой перед покраской поливинилацетатной грун­товкой

Силикатная многоступенчатая окрасочная система «Кайм-Фарбен» (Германия) предназначена для наружных и внутренних работ. Широкая палитра глубоких бархатистых цветов позволяет выполнять монументальные росписи на фасадах и в интерьерах храмов, напоминающие древние фрески. Окраска может вестись по цементной штукатурке, бетонному основанию и натуральному камню. Как система, окраска может вестись с использованием «каймовских» штукатурок, грунтовок и шпаклевок, обеспечивающих высокое качество и долговечность.

Альфрейные отделки поверхностей, как правило, производятся по высококачественным ма­лярным покрытиям. Отделка поверхностей с окраской от­дельных участков (панелей, фризов, бордюров и т. п.) в различные цвета производится так, чтобы линии стыков окрашенных участков были декорированы филен­ками или багетами с соответствующим обра­зом подобранным цветовым тоном, объединяю­щим участки с различными цветовыми тонами в одно гармоническое целое.

Фресковая живопись

Фресковую роспись наносят на специаль­ную штукатурку, которую выполняют по кирпичным, каменным и бетонным поверхностям при соблюдении следующих условий:

кирпичные поверхности не должны выделять солей, кладка должна быть выполнена на известковых или смешанных растворах с применением пуццоланового портландцемента;

бетонные поверхности из обычных портландцементов без специальной их подготовки непригодны для исполь­зования под фресковую роспись из-за известковых со­лей, выделяемых во время твердения из цементных растворов. В этом случае де­лают защитную облицовку с отделением штукатурки от бетона с нанесением ее на металлическую сетку, закрепленную на каркасе, с обя­зательным образованием воздушной прослойки толщи­ной 2. 3 см между бетоном и штукатуркой;

поверхности из природного камня — неплотного из­вестняка, туфа и песчаника — лучшие основания для фрески, но и они перед оштукатуриванием должны быть обработаны бучардой для более прочного сцепле­ния со штукатуркой.

Для оштукатуривания под фреску применяют известко­вые растворы с использованием воздушной строительной извести первого сорта с содержанием оксида магния не выше 3 %. Гашеную известь в тесто добавляют только после годичного ее выдерживания, а известь-пушонку после смешивания с водой до тестообразного состояния выдерживают не менее двух недель. Для особо ответственной монументальной фресковой живо­писи рекомендуется использовать наиболее чистые раз­новидности извести, получаемые обжигом белого мра­мора с содержанием углекислого кальция (СаСОз) око­ло 99. 99,5 %.

Наполнителем для раствора служит промытый реч­ной песок различного зернового состава в зависимости от назначения раствора.

Стена, предназначенная для фресковой живописи, сначала покрывается известково-песчаной штукатуркой толщиной слоя 3-4 см с шероховатой поверхностью. Следующий слой с мелкозернистым кварцевым песком, предназначенный под живопись щелочеустойчивыми пигментами на воде, накладывается на плоскость такого размера, какую можно записать за один сеанс до засыхания штукатурки. При больших размерах росписи, когда она не может быть выполнена в течение одного дня, рисунок фрески расчленяют на несколько участков. Членение делают по контурам отдельных детали композиции, стремясь к тому, чтобы шов был малозаметным, сливался с линиями рисунка. Те участки, которые не удались или не успели расписать, срезаются до нижнего слоя штукатурки с тем, чтобы возобновить операцию в следующий раз.

Золочение на лаковой основе

Этот вид отделки заключается в наклеивании на поверхность очень тонких листков чистого золота, так называемого сусального, или тонких листков, приготовленных из сплава металлов, называемого поталью.

Сусальное золото хранят в книжечках, между лис­тами которых уложены 60 листочков золота размером 72Х120 мм. Поталь укладывают также в книжечки по 100 листков в каждой размером 100Х100 или 150Х150 мм.

Сусальное золото применяют для наружных и внут­ренних отделок деревянных и металлических поверх­ностей, в том числе, крестов, глав, иконостасов и киотов; поталь — только для внутренних с обязательным покрытием бесцветным лаком, предохраняющим от потемнения.

Поверхности под золочение готовят так же, как под окраску масляными составами, но выравниванию и шли­фованию поверхностей уделяют еще больше внимания, создавая безукоризненно гладкую поверхность. Метал­лические изделия тщательно очищают от пыли, раствора и коррозии и окрашивают два раза свинцовым суриком на масле. Иногда второй раз окрашивают под цвет зо­лота, при этом рекомендуется для подцветки колера применять только золотистую охру, а не крон желтый, который очень часто является причиной потемнения позолоченной поверхности вследствие почернения крона от сероводорода. Золочение производят на масляном лаке «Мордан», который высыхает «от пыли» в течением 12 ч и сохраняет отлип не менее 24 ч.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *