Чем в старину отбивали зерно
Чем в старину отбивали зерно
У восточных славян русских, белорусов, украинцев до начала XX в. преобладали архаические способы молотьбы. Наиболее древним среди них считается самый простой вколачивание, когда снопом бьют (а в разных областях это происходит по-разному) либо о край бочки, корзины, ступы, куда и падает зерно, либо о край доски, лавки, к о зел, под которыми расстелен холст для зерна. Такой способ молотьбы упоминается в рассказах жителей Московской, Нижегородской, Псковской, Новгородской обл. Им пользуются, если нужно срочно получить немного зерна для сиюминутных нужд, при этом солома остается неповрежденной, ее можно использовать в хозяйстве, например для покрытия крыш.
Другой способ топтание снопов, при котором зерна вытаптывались людьми или рабочим скотом. В ряде мест лошадей и волов к тому же впрягали в телеги или катки большие каменные валы с выступами (обычно на Украине) или деревянные валы с зубьями (в Сибири).
Существовала и молотьба самыми что ни на есть примитивными орудиями типа изогнутой палки, толстой ветви с суком, которые назывались кич и га, л а па, п а лица. Обычно ими обивали лен и коноплю, но на территории северного наречия Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонецкая губ. так обмолачивали и хлебные злаки.
Но самым распространенным орудием молочения, конечно же, был цеп.
1. Цеп с капицами (русско-украинское пограничье) | 2. Цеп (Тульская губ.) |
Готовую жатву подрежут серпами, В снопы перевяжут, на ригу свезут, Просушат, колотят-колотят цепами, На мельнице смелют и хлеб испекут. |
В южном наречии бытует лишь одно название цеп. Вспомним стихотворение «Молотьба» С. Есенина, уроженца Рязанской земли:
Вышел з а раня дед На гумно молотить: «Выходи-ка, сосед Старику подсобить». | Положили гурьбой Золотые снопы. На гумне вперебой Зазвенели цепы. |
В крестьянской культуре трудовые процессы получили отражение в играх, песнях, загадках, пословицах.
Вот примеры загадок про цеп, в которых передается ритм молотьбы:
1) Летят гуськи, деревянные носки, Летят и говорят: « мы, мы!» 2) Чикатунчики летят, «Чи-ка-чок! Чи-ка-чок, |
А в этой загадке обыгрываются особенности работы цепа:
Над головой крутится, в руках вертится, стучит и гремит, ничего не говорит. |
Пословица учила: Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб.
Молотьба и веяние
У восточных славян издавна применялись различные способы обмолота хлеба. Самым примитивным можно считать «хвыстание»; сноп брали за комель и ударяли колосьями о доску, край кадки и т. п. Такой способ применялся в старину в некоторых местностях. Гораздо более был распространен сохранившийся местами до сих пор способ обмолота цепами. Цеп — это две крепкие палки, длинная и короткая, скрепленные между собой ремнем; длинную (рукоять, держак) берут в руки, короткой (било) ударяют по расстеленным на земле снопам. Расстилают их на «току», — плотно утрамбованной площадке перед гумном или внутри него. Молотят — или в одиночку, или группами по 2—3—4 человека, причем бьют в такт, по очереди, что требует особой сноровки. Устройство цепа, хотя и несложно, но различается у русских, белорусов и украинцев по длине и по способу скрепления рукояти и била.
Цеп (Черниковская обл.)
В южной части Украины, в степной полосе, издавна известен совсем иной способ обмолота: копытами скота или при помощи молотильных досок, или вальков, которые рабочий скот волочит по снопам, расстеленным на земле. Этот способ вообще характерен для южных народов: на Кавказе, в Средней Азии, в Южной Европе.
Теперь в колхозах почти повсеместно практикуется механическая молотьба при помощи конных, паровых или электрических молотилок, в высокой степени увеличивающих производительность труда и облегчающих его. Зачастую молотьба как особый процесс вообще отпадает, ибо хлеб убирают комбайнами. Но обмолот цепами частично сохраняется: или при нехватке машин или в тех случаях, когда нужно приготовить немытую солому — «старновку».
Обмолоченное зерно провеивали обычно лопатой, подбрасывая его вверх или перебрасывая маленькой лопаткой вперед (в Новгородской обл.), чтобы отделить зерно от мякипы и остатков соломы. Это ручное веяние теперь почти заменено работой веялок и сортировок.
Молотьба. 40 веков.
Они встречаются мне всюду. В густой траве, в дальних степных уголках.
Тихо лежащими в тенистых палисадниках.
Их выставляют на углах сельских улиц как защиту от лихих шоферов.
Это каменные катки для молотьбы пшеницы и других зерновых.
Идея молотить зерновые культуры при помощи тягловых животных, двигающихся по кругу, пришла людям в голову не вчера.
На этой картинке реконструкция молотьбы в древнем Египте. Пара быков таскает по кругу волокушу, под которую из центра круга постоянно подбрасывают пшеничные стебли. Перемолотая масса скапливается на внешнем кольце, откуда ее берут лопатами и провеивают на искусственно создаваемом ветру. Собирая в бурт чистые зерна.
Так молотили в древней Индии. Технология та же.
Художник Пиросмани, Грузия, конец 19-го, начало 20-го века. Ничего не изменилось.
Тоже время, только не Грузия, а Малороссия. Просто гоняют лошадей по кругу, где насыпана необмолоченная пшеница. Без всяких премудростей.
Африка. Тоже колесница, но в качестве тягла верблюд.
Художник Аракелян. Армения.
Но каменные зубчатые катки я встречал в описаниях молотьбы только в нашем крае. От скифов что ли?
Где сохранились станки с каменными катками? Одна в Танаисе. Хоть сейчас запрягай и молоти. Хотя я не знаю, это старинное орудие или реконструкция?
И, конечно, в Глафировке в музее у Николая Ивановича Новака. Светлая ему память.
Здесь есть и отдельные катки
и сохранившийся станок.
Два интересных катка лежат в центре Маныческой.
Они в стальных бандажах для крепления катка в станок.
В упомянутом музее Чалтыря помимо каменного выставлен чугунный каток.
И последним покажу каток, найденный мной на окраине Арпачина. Гигант диаметром около 70-ти сантиметров.
Несколько слов о дальнейшей технологии молотьбы. Перемолотая масса зерен, половы и соломы отправлялась на веялку. На картине художника Лебедева живописно показана эта сцена сельской жизни.
Мне известно об одной сохранившейся веялке в нашем крае. Все в той же Глафировке. Действующая!
Заканчивалось все праздником и запахом свежеиспеченного хлеба, заполнявшего все улицы села.
Художник Веницианов. Покой и умиротворение после большой работы.
Фея Фанни (26.10.15 21:11)
По-моему, это очень удачный материал. Интересный, занимательный и хорошо проиллюстрированный. Спасибо. В который раз смотрю и наслаждаюсь.
По-моему, это очень удачный материал. Интересный, занимательный и хорошо проиллюстрированный. Спасибо. В который раз смотрю и наслаждаюсь.
Stanichnik (26.10.15 22:39)
Сам удивился сколько таких иллюстраций и какая древняя культура.
Сам удивился сколько таких иллюстраций и какая древняя культура.
Каштан (12.02.16 01:17)
может для вас это будет интересно, в южных регионах Украины такие тоже есть
может для вас это будет интересно, в южных регионах Украины такие тоже есть
Stanichnik (12.02.16 21:40)
Конечно интересно. Сфотографируйте и выставите здесь.
Конечно интересно. Сфотографируйте и выставите здесь.
Пишут, что они не такие уж и древние.
Пишут, что они не такие уж и древние.
«Каменные катки. До начала 20-го века использовались для молотьбы зерновых культур (такой процесс еще называли «гарман»). Этот способ применялся лишь в южных районах, (на Кубани и Дону), так как зерновые должны были хорошо высохнуть, тогда из колосьев легко отделяется зерно. Сначала готовилась площадка: очищалась от мусора, притаптывалась, поливалась водой и на влажную землю раскладывались снопы. По ним пускали с такой молотилкой лошадку, которая ходила по кругу, то приближаясь, то отдаляясь от центра и ГАРМАН своими гранями выбивал зерно из колосьев. Потом солому убирали и зерно веяли на ветру, отделяя его от половы. Жива бабулька, которая ещё помнит весь процесс.»Можно даже купить при желании на Авито 🙂
«Каменные катки. До начала 20-го века использовались для молотьбы зерновых культур (такой процесс еще называли «гарман»). Этот способ применялся лишь в южных районах, (на Кубани и Дону), так как зерновые должны были хорошо высохнуть, тогда из колосьев легко отделяется зерно. Сначала готовилась площадка: очищалась от мусора, притаптывалась, поливалась водой и на влажную землю раскладывались снопы. По ним пускали с такой молотилкой лошадку, которая ходила по кругу, то приближаясь, то отдаляясь от центра и ГАРМАН своими гранями выбивал зерно из колосьев. Потом солому убирали и зерно веяли на ветру, отделяя его от половы. Жива бабулька, которая ещё помнит весь процесс.»Можно даже купить при желании на Авито 🙂
Stanichnik (14.04.16 23:48)
Я часто встречаю эти катки в глухих балках и на деревенских улицах. Все хочу взять какой ни будь.
Я часто встречаю эти катки в глухих балках и на деревенских улицах. Все хочу взять какой ни будь.
Валерий, Украина (04.09.16 12:57)
Такие катки есть и на Украине, юг и восточная часть. Скорее всего по причине того, что в этих краях как и на Кубани, есть известняки, из которых их было легко делать. Это очень древний способ обмолота
Такие катки есть и на Украине, юг и восточная часть. Скорее всего по причине того, что в этих краях как и на Кубани, есть известняки, из которых их было легко делать. Это очень древний способ обмолота
Stanichnik (04.09.16 19:08)
Валерий, у нас на Дону, редко в каком селе не лежат на обочине эти катки. Все хочу утащить себе один.
Валерий, у нас на Дону, редко в каком селе не лежат на обочине эти катки. Все хочу утащить себе один.
Борис Иванович (02.11.18 08:02)
В Крымском селе Ходжа сала по ул. Челеби д. 7 можно увидеть и потрогать такой ГАРМАН. Есть здесь и каменные ядра для турецкой пушки
В Крымском селе Ходжа сала по ул. Челеби д. 7 можно увидеть и потрогать такой ГАРМАН. Есть здесь и каменные ядра для турецкой пушки
Stanichnik (01.12.18 23:49)
Все молотильные катки, которые мне приходилось видеть, сделаны из светлого кварцита. Но в Вешенской, в самом центре станицы, лежит этот красный каток. Разгадки не знаю.
Все молотильные катки, которые мне приходилось видеть, сделаны из светлого кварцита. Но в Вешенской, в самом центре станицы, лежит этот красный каток. Разгадки не знаю.
Молотьба
Полезное
Смотреть что такое «Молотьба» в других словарях:
молотьба́ — молотьба, ы … Русское словесное ударение
молотьба — молотьба, молотьбы, молотьбы, молотьб, молотьбе, молотьбам, молотьбу, молотьбы, молотьбой, молотьбою, молотьбами, молотьбе, молотьбах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
молотьба — ы; ж. 1. к Молотить (1 зн.). Машинная, ручная м. На току шла м. 2. Время, когда молотят. Отремонтировать молотилку к молотьбе. ◁ Молотильный, ая, ое. М ые работы. М ая установка. * * * молотьба (обмолот), выделение семян (или плодов) из колосьев … Энциклопедический словарь
Молотьба — извлечение зерна из колоса. Древнейший способ М. битье колосьев о бревно или край доски. Наиб. распростр. способ М. у русских с помощью цепа, к рый состоял из трех осн. частей: ручки, била и связ. их ремня. Перед началом М. устраивались замолотки … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
МОЛОТЬБА — МОЛОТЬБА, молотьбы, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. молотить. 2. Время, когда молотят хлеб (с. х.). Наступила молотьба. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
молотьба — обмолот, сторновка Словарь русских синонимов. молотьба см. обмолот Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
МОЛОТЬБА — см. молотить. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
молотьба — МОЛОТЬБА, ы, ж Процесс выбивания зерен, семян из колосьев, метелок, початков, стручков, а также время, когда производятся эти действия. За одним из невысоких плетней, там и сям пересекавших большой двор, происходила молотьба (Ч.) … Толковый словарь русских существительных
МОЛОТЬБА — выделение семян (или плодов) из колосьев, метелок, корзинок, бобов, початков растений. Проводят комбайнами и молотилками, в поле и на току, обычно совмещая с очисткой и сортированием … Большой Энциклопедический словарь
Молотьба — см. Мельница … Библейская энциклопедия Брокгауза
Молотьба — ж. 1. процесс действия по гл. молотить I 1. 2. Результат такого действия; выбивание семян или зёрен из колосьев, стручков и т.п. 3. Временной период такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
t_kudelina
для домашних пекарей и минипекарен
профессия пекарь, оформление выпечки, опыт пекарей, рецепты, советы
Хорошо, что многие делятся воспоминаниями о традициях от выращивания и помола зерна до замеса и выпечки хлеба.
Как, например, в воспоминаниях Венедикта о тех временах, когда хлеб выпекали его бабушка и мама.
Их я нашла в комментариях к статье на сайте Интерфакс.
Снопы ставили таким образом, чтобы 11 снопов образовали устойчивую конструкцию, при этом все колосья располагаются в центре; 12-й сноп расправлялся в круглый веер колосьями вниз и укрывал все остальные (или 12-й сноп переламывали пополам, получалась «крыша», ею накрывали 11 снопов). Бабка защищала зерно от дождей; в то же время зерно в колосьях высушивалось под солнцем и на ветерке, до необходимой кондиции.
После обмолота и проветривания живое зерно жита становилось пригодным для длительного хранения. Его можно было смолоть на хлеб, использовать в качестве семенного материала, да и солод из такого зерна можно изготовить.
МУКА. На мельнице зерно мололи в муку высокого качества.
На домашних жерновах получалась мука грубого помола; возможно, из такой грубой муки получался наиболее полезный хлеб.
ХРАНЕНИЕ. Раньше зерно и муку хранили в сусеках амбара, отдельно стоящего небольшого строения с невысокой входной дверью. Внизу дверь имела небольшое квадратное отверстие, для входа кота. В мое время муку в домашних хозяйствах хранили в большой деревянной бочке или просто в мешках на лавке в сенях или в чистом сухом сарае.
Если хлеб выпекался зимой, часть муки загодя вносили в теплый дом, для обогрева. Затем муку обязательно просеивали. На сите отбрасывались посторонние включения, а мука насыщалась воздухом, необходимым для хорошей работы закваски.
ЗАКВАСКА. Обычно дежку (квашню) для замешивания хлебного теста (расчины) изготавливали из липы, другие виды древесины тоже пригодны. На стенках дежки живут бактерии и дрожжи хлебной закваски.
Полезные молочнокислые бактерии разных видов, образовывали микробиологическое сообщество, симбиоз с дрожжами. Закваска обладает свойством самосовершенствования, ее качество со временем только улучшается.
Хорошая дежка передавалась по наследству, и внучка могла пользоваться дежкой с закваской, которой пользовалась ее мама, бабушка и прабабушка. Буквально живая связь времен. Дежку не принято было давать попользоваться в другую семью, как например, мясорубку.
Откуда берется закваска?
После покупки новой дежки первоначально ее стенки и дно изнутри с силой натирались луковицей, разрезанной пополам и посыпанной крупной солью. Если были, в первый раз добавляли также и дрожжи. На стенках дежки уже находились разные дикие бактерии и дрожжи, имеющиеся в воздухе дома. Поэтому каждая закваска была в чем-то индивидуальна, отличалась от закваски у соседей.
После обработки луковицей с солью выживали и получали возможность преимущественного развития в основном полезные микроорганизмы. Через сутки-двое в дежке «расчиняли» хлебное тесто, выпекался хлеб приемлемого качества. Дежку не промывали, немного теста после тщательной очистки рукой оставалось на стенках и дне, закваска сохранялась до следующего раза. Иногда специально оставляли в дежке небольшой шарик теста. К следующей выпечке закваска самопроизвольно улучшалась; через некоторое время закваска приобретала стабильное качество и хорошо поднимала тесто совсем без внесения дрожжей.
ТЕСТО для хлеба расчинялось в дежке накануне выпечки. Затем дежку ставили на ночь на теплую печь и укрывали; к утру тесто поднималось, с печки доносилось своеобразное пыхтение, по избе распространялся аромат расчины. Далее в расчину вмешивали ещё муку и соль; могли также вмесить размятый вареный картофель, сыроватку, тмин. Тесто еще раз поднималось.
Наконец одна из самых важных операций при выпечке хлеба: тесто в дежке месили руками до тех пор, пока оно не переставало прилипать, а начинало полностью отставать от рук. Это весьма трудоемкая часть всей работы, требует некоторых усилий и немного терпения.
ВЫПЕЧКА. Из хорошо протопленной ольховыми и березовыми дровами печи уголья и пепел тщательно отгребали кочергой к устью. Остатки пепла начисто выметались с раскаленного пода помелом из сосновых лапок на длинной ручке.
Аромат сосны разносился по всему дому.
Большая деревянная лопата обильно посыпалась отрубями или мукой. Были любители ароматного хлеба, на лопату сплошь укладывали листья клена, или сабельки аира. Затем сверху формировался овальный или круглый хлеб, его после короткой выдержки сажали в печь. Лопата мелкими рывками выдергивалась, а тесто на подкладке «съезжало» с лопаты и оставалось на поду раскаленной печи. За один раз выпекали 2-4 каравая, в зависимости от числа едоков в семье. После закрытия устья печки заслонкой через примерно полтора часа тесто достаточно пропекалось. Аромат свежевыпеченного хлеба добрым теплым облаком накрывал всю усадьбу…
Выпеченный хлеб с помощью той же лопаты осторожно, без толчков и излишних усилий, доставали из печи и помещали на деревянный стол или лавку. Верхнюю корку смачивали водой, хлеб накрывали полотенцем или скатертью из домотканого льняного полотна, оставляли в покое примерно на 3-4 часа, до полного остывания.
Ломоть свежеиспеченного теплого хлеба, намазанный маслом и посыпанный солью, имеет ни с чем не сравнимый великолепный вкус!
Остывший хлеб хранили в прохладном чистом месте, на деревянной полке под потолком. В течение 2-3 недель хранения домашний хлеб черствел, но никогда не плесневел.