Чем важна детская дружба
Консультация для родителей «Зачем ребенку дружба?»
Шимон Ольга
Консультация для родителей «Зачем ребенку дружба?»
Дружить или не дружить? Зачем нужна дружба ребенку?
О дружбе написано много стихов и песен, сняты фильмы, в основу которых положены сюжеты о верной дружбе и предательстве. Однако немногие родители осознают важную роль дружбы в психоэмоциональном развитии ребенка с первых лет жизни. Что же такое дружба?
Согласно словарю Ефремовой «дружба – отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. п.». Филипп Зимбардо и Ширли Рэдл в книге «Застенчивый ребенок» объясняют, почему человек нуждается в дружбе с другим человеком:
1. Успокоение (после обиды, боли, разочарования).
2. Стимуляция (соперничество, помощь в общении, возбуждение).
3. Внимание (осознание своей личности).
4. Гордость (общественное признание за те или иные достижения).
5. Совместная работа и отдых (занятия, которые невозможны в одиночку, например, игра квартетом).
6. Привязанность (любовь и другие нежные чувства).
7. Социальное сравнение (оценка собственного мнения, способностей и эмоций относительно мнений, способностей и эмоций других людей).
Все это привычно для нас, на это мы не обращаем внимания, но ищем в другом человеке.
Нереализованная потребность ребенка в общении приводит к снижению самооценки, провоцирует уход во внутренний мир. У него могут появиться воображаемые друзья, развиться тревожность, страхи, застенчивость (боязнь общения, что накладывает серьезный отпечаток на дальнейшую взрослую жизнь, плохо влияет на реализацию в профессии и личной жизни.
Известный американский психолог Абрахам Маслоу, создавший классификацию потребностей человека из пяти ступеней, отвел две ступени связям с общественностью.
Реализовав первые две ступени (потребности в еде, убежище, сексуальных взаимоотношениях и безопасности, человек начинает стремиться к следующим. Третья ступень – чувство принятия себя другими, социального взаимодействия, привязанности, поддержки. Четвертая – потребность в личностных достижениях, уважении со стороны окружающих, признании.
Иногда человек готов пренебречь первоочередными физиологическими потребностями и безопасностью, чтобы избежать мук одиночества. Добившись дружбы, принадлежности к определенной социальной структуре, он начинает искать признания собственных достоинств, компетентности, уважения окружающих. Проще говоря, нуждается в статусе, репутации, славе, осознании превосходства, чтобы затем перейти к реализации последней ступени – самовыражению. Потребность в общении играет значимую роль в жизни человека. Задача родителей – развить ее у своих детей на разных возрастных этапах. Нужно помочь ребенкуосвоить важные элементы взаимоотношений: знакомство, умение поддержать общение, при необходимости прийти на помощь, навыки разрешения конфликтов.
Зачатки дружбы
Дети в возрасте 2–3 лет еще не умеют согласовывать свое поведение. Забрать заинтересовавшую игрушку у соседа и поделиться своей считается зачатками коммуникации. Если взрослый не поддерживает совместную игровую деятельность нескольких детей, ее не будет. Основные игры в этом возрасте – наблюдение, когда ребенок смотрит за игрой детей рядом и тем самым, можно сказать, участвует в ней, и параллельная игра, когда малыш копирует игровую деятельность других детей, не взаимодействуя с ними.
– Играть в коллективные игры типа «Ручеек», «Платочек», водить хороводы, привлекать детей к совместной деятельности.
– Научить ребенка делиться игрушками. Если малыш не дает игрушку, нельзя ругать его. Пройдет время, и он поделится. Не следует настаивать, тем более забирать игрушку. Если ребенок постоянно гуляет на одной и той же площадке, чтобы ему было комфортно в замкнутом маленьком коллективе,можно просто спокойно сказать: «Сережа сегодня не расположен делиться».
Дружба как зеркало
С 4 лет просыпается потребность общаться со сверстниками, которую невозможно заменить общением со взрослым человеком или игрушками. Дети с удовольствием делятся игрушками, но еще не согласовывают свои действия относительно сюжета игры. Усиливается интерес к совместной игре (катать машинки, строить дом). В этом возрасте игра своего рода зеркало, в котором ребенок видит модели поведения и, подражая, закрепляет их на практике.
В сюжетно-ролевых играх, например дочки-матери, игра в доктора и больного, шофера, космонавта, дети разыгрывают ситуации и роли, копируя внешность и поведение персонажей, задействуя при этом свою фантазию и ища новые способы взаимодействия.
Расширяющийся круг общения приводит к избирательности в дружбе. Дети становятся популярными и отвергаемыми. В журнале Asher et al., 1982; Asher, 1983 приводился перечень социальных навыков популярных детей. Так,они:
– чувствительны к интересам других;
– не навязывают другим свою волю;
– умеют поддержать игру;
– разрешают конфликтные ситуации без агрессии и применения физической силы.
Чтобы ребенок был успешным, требуется развивать социальные навыки, и важная роль в этом отводится родителям.
– Обеспечить ребенку возможность общаться со сверстниками.
– Обучить навыкам знакомства.Можно проиграть с куклами разные приемы общения:
А. Первый прием – привлечь внимание партнера («У меня большая красная лопата, а у тебя какая?»). Если привлечь внимание удалось, следует продолжить разговор («Давай вместе копать большую яму»). Можно предложить игру в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Например, если дети играют с машинками, можно устроить гонки или построить гараж. Вопросы «Можно с вами?» «Во что вы играете?» «Как тебя зовут?» и предложение «Давай играть вместе» могут быть не услышаны или проигнорированы детьми, которым в этом возрасте свойственен эгоцентризм.
Б. Второй прием – спросить об интересах ребенка («Как зовут твою любимую куклу?», «Какой мультик ты любишь?», «Какие у тебя есть машинки?»).
Отказ в дружбе – это повод искать дальше.
– Рассказать и показать на примере, как дети взаимодействуют между собой в процессе игры.Объяснить простые действия: делиться, меняться, предлагать игру, помочь товарищу, если что-то не получается, и др.
– Создать условия, позволяющие приобретать опыт общения. Выделить комнату, куда ребенок мог бы приглашать друзей, и подготовить игровой материал.
– Научите ребенка задавать развернутые вопросы (как? почему).Например: «Ваня, расскажи о том, как…» Такие вопросы помогут разговорить собеседника и наладить контакт, если в начале встречи возникла напряженная пауза либо кто-то из детей растерялся или застеснялся.
– Стать для своего ребенка наглядным примером. Больше общаться с разными людьми, ходить в гости, выезжать несколькими семьями на природу, посещать общественные места.
В 6–8 лет дети общаются на площадке более длительное время. В процессе они делятся игрушками, устанавливают новые правила, помогают друг другу освоить новые роли, разрешают конфликты, принимают в игру новых детей. В этом возрасте ребенок открывает для себя морально-этическую сторону дружбы: способность прийти на помощь, сопереживать, чувствительность к интересам другого. Он видит, что драчунов, ябед и прилипал не любят принимать в компанию. Иногда приятель, появившийся в первом классе, может стать настоящим другом на долгие годы. А ссоры в этом возрасте уже способны вылиться в серьезные душевные переживания.
– Поощрять дружбу ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Старшие всегда снисходительнее относятся к младшим, играют по их правилам, опекают и защищают. Младшие же помогут ребенку самоутвердиться как лидеру, чтобы увереннее чувствовать себя в компании сверстников. В то же время основными друзьями должны быть ровесники.
– Обсуждать с ребенком плохое поведение других детей («Максим, как ты считаешь, Вася правильно поступил, когда? А ты бы как сделал? А что бы сделал папа?»). Во время таких разговоров прививаются морально-этические принципы, которые впоследствии помогут отличать хороших людей плохих.
Каждый человек ищет себе друга, способного быть добрым, внимательным, щедрым, приходить на помощь в трудную минуту, сочувствовать и понимать позицию другого, умеющего справляться с собственным эгоизмом и уважать людей. Такие качества родители должны воспитать в детях, чтобы им было легко идти по жизни.
Подготовила физинструктор Шимон О. А.
Консультация для родителей «Дом, где ребенку безопасно!» Уважаемые родители! Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка.
Консультация для родителей «Как адаптироваться ребенку в ДОУ» Консультация для родителей «Как помочь адаптироваться ребенку в ДОУ» Уважаемые родители! Ваш ребенок скоро в первый раз переступит.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку с ЗПР?» Диагноз «задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое.
Консультация для родителей «Наказывая, подумай «Зачем?» Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Наверное, невозможно.
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Книжку с мамой я читала, А потом чуть-чуть устала. Я проснулась, мама спит, Книжка рядышком лежит. Книжка называется «Спящая красавица».
Консультация для родителей «Зачем нам детский сад» Когда мы говорим «детский сад», какая картинка возникает в голове? Цветущие деревца, клумбы и фонтанчики. Еще 15–20 лет назад вопрос, «В.
Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.
Консультация для родителей «Зачем родителям играть?» Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка — игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период — через игру. Этим.
Консультация «Логопедическая группа, зачем она нужна моему ребенку?» Уважаемые родители сегодня мне хотелось бы рассказать вам, кто такой логопед, чем он занимается, что такое логопедическая группа, и чем.
Консультация для родителей «Зачем нам нужно общение?» Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, именно в дошкольном возрасте происходит начало развития и становление.
Детская дружба и роль родителей в ее понимании
Не отмахивайтесь от своих детей. Не прикрывайтесь детским садом и школой. Все равно ваши дети будут брать пример, в основном, именно с вас.
Детская дружба как она есть
Когда дети совсем маленькие, они объединяются по сходствам характера. Так, у шумного и шустрого ребенка, скорее всего, появится такой же друг.До школьного возраста игры между детьми отмечаются конфликтами. Это касается игрушек. Пытаться вмешиваться, чтобы научить детей правилам добра или стараться не вмешиваться в их разборки? Второе дается для родителей труднее, но зато позволяет ребенку получать собственные опыты.
В детском саду, дети безостановочно меняют друзей. Это нормально, так как это – “исследования дружбы”. Роль родителей здесь, не пытаться заставлять их примириться, а успокаивать их и разъяснять, что жизнь, иногда, состоит из таких поисков.
Также в этот момент, они проживают свой “Эдипов период”: ощущение чувства любви к родственнику противоположного пола и враждебности по отношению к родственнику того же пола, они встревожены. В этот момент друзья служат для разгрузки их агрессивности, которая вытекает из этой тревоги.
Правила для родителей
Девять правил, которые надо знать родителям:
Технология отношений
К сожалению, городская жизнь сегодня не может предоставить детям возможность осваивать азы приятельских отношений. Интересы дворовых компаний сводятся только к неким “шатаниям в поисках приключений”. Нет мест и условий, которые бы являлись центрами притяжения детей разных возрастов.
Частично можно надеяться на детский сад и школу. Но только частично. Да, вроде бы и в детском саду, и в школе (например, в “продленке”) есть возможность свободной игры, но где уверенность в том, что в таком небольшом замкнутом коллективе найдется партнер для дружбы вашему ребенку. Ну а присмотр взрослого человека с целью обеспечения безопасности детской дружбы нужен. Стоит максимально исключить возможность попадания вашего ребенка под дурное влияние.
Однако есть родители, которые принимают слишком активное участие в детской дружбе. Если им кажется, что что-то в дружбе не вяжется с их представлениями, то они пытаются навязать ребенку свое мнение. Это неправильно.
Кстати о деталях. Обратите внимание на то, что детская дружба может быть представлена отдельными навыками, которым можно обучать целенаправленно.
Вот примерный перечень навыков, которые можно развивать:
Наблюдая за детской дружбой, родители не должны забывать о возможных неприятностях и конфликтах, которые могут возникать. Психологи подчеркивают, что такие явления, как разочарование друзьями, ревность, разрыв отношений не стоит драматизировать. Более того, эти явления “в малых дозах” полезны для укрепления духа и лучше было бы пройти этап становления в доподростковом возрасте, когда отношения между детьми еще находятся в более или менее спокойном состоянии.
Этапы детской дружбы
Изменения в понимании жизни в ходе взросления ребенка приводят и к изменениям в понимании дружбы. Этот момент родителям тоже следует учитывать при анализе дружеских отношений.
Вот как меняется отношение ребенка к детской дружбе с возрастом:
Описанные изменения в понимании дружбы касаются отношений, в которых нет места дурному влиянию. Анализируя взаимоотношения вашего ребенка со сверстниками делайте корректировку на то, что в его окружении наверняка есть “друзья”, которые могут привнести долю неверного представления о взаимоотношениях.
Чем важна детская дружба
Как понять, есть ли у вашего ребенка проблемы в общении? Лидер он или чувствует себя лишним в компании сверстников? Отличает ли плохое от хорошего? И что делать, если у него совсем нет друзей?
Педагоги-психологи Сандра Дансмьюир, Джессика Дьюи и Сьюзен Бёрч объединили в своей книге «Дружелюбные» научные данные и личный опыт. Получилось пошаговое руководство для родителей, которые хотят научить своих детей дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя в случае травли.
В книге есть все, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, когда вас нет рядом. Давайте посмотрим ↴
Не все гладко
Книга написана для родителей, которые хотят узнать, как их дети заводят друзей и поддерживают дружеские отношения, и что делать, если не все складывается гладко.
Дружелюбные
Внутри три части: первая — о правильном понимании дружбы и ее роли в жизни ребенка, вторая — о том, как справляться с трудностями в дружеских отношениях, третья — о проблеме буллинга.
Все люди разные. И все дети хотят дружить. Именно поэтому в книге есть главы для родителей особенных детей: с РАС, ЗРР и СДВГ.
Почему важно дружить
Дети учатся ладить друг с другом благодаря дружбе. Для них — это источник веселья и радости, умение сопереживать, по-разному воспринимать те или иные события, отличать правильное от неправильного, договариваться и разрешать конфликты.
В этом поможет самостоятельность, умение справляться с эмоциями и эмпатия. Книга рассказывает, как научить ребенка всему этому.
Психологи утверждают: детям, в семьях которых теплые и доверительные отношения, легче заводить друзей и разрешать конфликты на детской площадке. Если же родители регулярно играют со своими детьми, те, скорее всего, будут с удовольствием играть со сверстниками.
В книге есть упражнения на развитие эмоционального интеллекта, например, вот так выглядит термометр гнева, который помогает справиться с этой сложной эмоцией. Иллюстрация из книги
Отпусти меня
Чрезмерная опека родителей, когда они слишком активно вмешиваются в жизнь ребенка и контролируют каждый его шаг, вредит. Стоит найти баланс между контролем и самостоятельностью.
Если вы не ограждаете ребенка от сложных ситуаций и позволяете искать из них выход, это положительно влияет на его самооценку. Чрезмерная опека может сформировать у ребенка мнение, что мир слишком страшен и обойтись без взрослого нельзя. Это может навредить развитию и сделать ребенка беспомощным в глазах сверстников.
Меня никто не любит
Иногда родителям непросто определить, когда ребенок сталкивается с проблемами в дружеских отношениях. Если вы слышите подобные фразы: «Меня никто не любит» или «Никто не хочет со мной играть», значит проблемы скорее всего есть.
Подозреваете, что ваш ребенок не признан в коллективе? Проверьте себя и ответьте на эти вопросы.
— Выглядит ли он встревоженным в компании других детей, опасается ли их, относится ли к ним настороженно?
— Подходит ли он к другим детям, чтобы поиграть с ними и/или начать разговор?
— Демонстрирует ли он какие-то негативные эмоции, связанные с его отношениями с одноклассниками?
Затем предложите ребенку нарисовать, то, что происходит на игровой площадке и как он там себя чувствует. Вы можете изобразить конкретных людей и записать их мысли и речь. Это поможет ненавязчиво определить, есть ли проблемы.
Как помочь ребенку, если его травят
Когда родители узнают, что их ребенка травят в школе: их одолевает буря эмоций — от паники до замешательства. И многие не понимают, как им действовать в подобной ситуации.
Во-первых, важно понять, что такое буллинг. Неоднократное исключение ребенка из общей деятельности, игнорирование его или отказ общаться с ним могут считаться буллингом и травмировать так же, как и физические издевательства (удары, пинки, толчки).
Если ребенка игнорируют или исключают из игр — это тоже может быть буллингом
Если вы поняли, что ребенка травят:
— Не говорите ему, что это нормально, такова жизнь и не стоит переживать.
— Не говорите, что он должен разобраться сам.
— Не предлагайте не обращать внимания на агрессоров: дети, подвергающиеся издевательствам, не могут проигнорировать их или забыть о случившемся.
Пассивный подход может привести к усилению тревоги и даже к депрессии. В этом случае ребенок еще больше замкнется в себе и в будущем не пойдет на откровенный разговор с вами.
Естественное желание взрослых — защитить ребенка: от проблем в школе, конфликтов и сложных отношений. Но задача родителей другая: мы должны советовать и направлять, помогать и объяснять, рассказывать о своем опыте, выслушивать и делиться — эмоциями, мыслями, умением дружить и любить. Это и есть счастливый билет во взрослую жизнь, который мы так хотим подарить нашим детям.
По материалам книги «Дружелюбные».
Детская дружба: нужно ли учить ребенка дружить
Как помочь своему ребенку научиться строить связи, дружить и сохранять дружбу.
Дружба имеет огромное значение для развития и самочувствия человека. Друзья поддерживают друг друга, расширяют кругозор и выводят на новые рубежи. Они дарят нам радость бескорыстного искреннего общения, сочувствия, единства, игры. Уже более 75 лет в Гарварде идет исследование о том, как развиваются люди во взрослом возрасте, и теперь ученые могут с уверенностью сказать: на качество жизни и ее продолжительность, на состояние здоровья больше всего влияют хорошие отношения, которые человек поддерживает в течение жизни. Если ты умеешь заботиться и принимать заботу, радостно общаться, дружить – то будешь жить долго и счастливо. В общем-то, мы и так это знали, но теперь получаем научное подтверждение. Так что помочь малышу научиться дружить, строить добрые связи, налаживать благодатный обмен с людьми – очень даже важно.
При этом стоит держать в уме одно обстоятельство в отношении детей и дружбы. Маленький ребенок – заслуженный эгоист, и это нормально! Он смотрит на мир как на игровую площадку, а себя ощущает сияющим пупом земли. Постепенно он растет, развивается, открывает для себя странное обстоятельство, что другие люди – любят и защищают прежде всего самих себя, а не его (и это не всегда приятное открытие). Он проникается волшебной возможностью – сочувствовать другому и ценить другого. Так постепенно человек развивается и зреет. К сожалению, преодоление детской эгоцентрической позиции случается не со всеми и не всегда, некоторые люди так и застревают в инфантильном эгоизме на годы и десятилетия. Это печально и страшно неудобно, особенно для близких, это тормозит развитие самого человека и преодолевается с трудом. Так что лучше помочь ребенку постепенно выходить из эгоистических оболочек еще до взросления, и дружба здесь будет очень полезна.
От года до трех
Строго говоря, ребенку до трех лет дружба просто не нужна, поэтому не стоит специально сводить малышей и пытаться их подружить, скорее всего, они будут развлекаться «друг об друга» или шкодить. В этом возрасте отличный воспитательный вариант – найти площадку с «правильными» малышами более старшего возраста, с которых можно брать пример. Ваш ребенок будет с любопытством и жадностью следить за детьми, копировать их игры, копать ямки в песочнице, кататься с горки и катать машинки или кукол в коляске… Так он научится многим замечательным вещам и благополучно пройдет предварительный этап социализации, убедившись, что другие дети тоже могут быть интересны и полезны.
От трех до пяти
В этом возрасте ребенок продолжает ценить других детей за их «интересность». Детям важны друзья, которые любят те же игры, которые носят красивые вещи, у которых есть интересные игрушки. Другом может стать удобный ребенок: например, отлично подружатся яркая девочка-лидер и тихий задумчивый мальчик, который готов слушаться подругу и с интересом участвовать в ее затеях. Дружба у малышей еще не крепка, друзья могут меняться каждый день: сегодня товарищем назначается тот, кто дал покататься на велосипеде, завтра с ним уже происходит ссора из-за того, что он дерется или дает покататься на велосипеде другому ребенку. Не нужно к этим переменам относиться строго, пусть ребенок сам выбирает, с кем ему играть и дружить.
Кроме того, в этом возрасте малыш уже должен уметь сознательно наладить контакт и постоять за себя. Поэтому нужно научить его правильным словам: как познакомиться («Привет, меня зовут Саша, а тебя как зовут? Давай играть в поезд!»), как и за что благодарить, извиняться, просить, отказывать… Малыш учится играть по правилам, давать свои игрушки другим и забирать их назад, соблюдать принцип «очереди», участвовать в ролевых играх типа автомобильных гонок или «дочки-матери». Ситуации для тренировки этих навыков будут возникать каждый день, и нужно учить малыша действовать правильно, самостоятельно добиваться своего, стоять за себя, но и не влезать в чужие границы. Если расстроенный ребенок, у которого отобрали игрушку или с которым не хотят играть, приходит за помощью к вам – сначала помогите ему самому решить конфликт, подскажите слова и поведение. И только если конфликт затягивается – корректно вмешайтесь, дайте ребенку пример вежливого и уверенного взаимодействия с обидчиком. После конфликта можно обсудить события с ребенком, помочь ему понять, кто был прав, а кто нет, и как нужно было себя вести.
От пяти до семи
Чем старше становятся дети, тем дольше они могут играть вместе. При этом их общение не ограничивается игрой или выполнением ролей, они уже разговаривают на отвлеченные темы, обсуждают мультики, книжки, события, даже сплетничают. В этом возрасте становится важна хорошая репутация у друзей, поэтому на площадке или в садике наши дети могут вести себя совсем не так, как дома. Это нормально, ведь и взрослые на работе или в дружеской компании часто ведут себя иначе.
Чтобы не навредить репутации ребенка и не ранить его, не ругайте его при всех, не зацеловывайте, держитесь рядом с ним уважительно, ребенок это оценит и будет благодарен. Если случается конфликт – наблюдайте, пока ситуация не выходит из-под контроля. И только в случае драки или затяжного конфликта можно подойти к детям и выяснить подробности, помочь им разобраться в ссоре с позиций независимого судьи, не принимая чью-то сторону. Объединяйте детей по интересам: гуляйте с детьми, с которыми ваш ребенок ходит на танцы или на рисование, вместе они учатся обсуждать увиденное и услышанное. В этом возрасте дети уже начинают оценивать личные качества друзей (а не просто красивую кепку, платьице или велосипед), они могут привязываться к друзьям и страдать, если те обходятся с ними несправедливо. Обсуждайте с ребенком сложные ситуации, поясняйте мотивы поведения друзей и проговаривайте мотивы поведения самого ребенка. Это поможет ему лучше понимать людей, быть наблюдательным и меньше раниться в отношениях, не принимать чужие неловкие поступки близко к сердцу.
Младшие школьники
Если прежде мама могла выбирать ребенку «приличную компанию», то теперь дети уже полностью сами выбирают друзей, даже если мама считает их выбор «плохой дружбой». В этом возрасте дети в основном руководствуются личными симпатиями: они могут дружить с мальчиком или девочкой, который восхищает их своей ловкостью или веселостью, с которым интересно играть и общаться. Поэтому даже если ваш сын или дочка выбрали себе пугающих (для вас) друзей, не переживайте и будьте терпеливы, обычно время само все расставляет на свои места. Может быть, ребенок учится: у друга-агрессора – стойкости и энергичности, у невоспитанного – независимости, а у жадного – бережливости. Это пройдет. Стоит бить тревогу, только если вы замечаете нежелательные изменения в поведении своего ребенка в повседневной жизни.
Поскольку в этом возрасте контролировать дружбу ребенка все сложнее, чаще приглашайте его друзей в дом. Пока дети играют вместе, пьют чай и разговаривают, вы сможете понять, как вашей детке удается общение, стоит ли ему в чем-то помочь и кого он выбирает в друзья. В этом возрасте ребенка уже можно учить самостоятельно делать выводы, разговаривая о дружбе: друзья звонили или проведывали его, когда он болел? Будут ли они дружить, если у ребенка не станет игровой приставки или айфона?
Подростки
С 11-12 лет у ребенка возникает потребность сопереживать и делиться сокровенным – по крайней мере, он начинает этому учиться. И другом становится тот, кому можно рассказать о наболевшем, кто поймет и выслушает. Теперь отношение к другу становится особенным, именно подростки часто очень ревнуют друзей. Близкие друзья порой делаются авторитетом поважнее мамы с папой, и родителей такое поведение может задевать. Но нужно помнить, что ребенок получает с друзьями очень важный для жизни опыт. Именно в более «взрослой», а не ранней детской дружбе ребенок учится осознавать самого себя, свои потребности, включая потребность в близком человеке. На этих отношениях он будет учиться соотносить свои и чужие переживания, интересы, цели и ценности.
Подростковая дружба необходима ребенку для обмена эмоциями, ощущения принадлежности к полу, социальной среде, ради ощущения духовного родства. Теперь друзья и «тусовка» становятся важны для общения, а игра остается лишь дополнением к дружбе, а не её основой. И если вы спросите ребенка, почему он дружит с этим человеком, то он назовет привлекательные качества друга: добрый, веселый, всегда поможет, честный, умный. Хотя раньше вы бы услышали, что друг просто умеет быстро разбирать машинки или придумывать игры. Ссоры между друзьями старшего возраста хоть и возникают, но от этого дети дружить не перестают, в то время как младшие просто прекратили бы общаться на следующий же день. Это и говорит об осмысленности и важности дружбы для детей школьного возраста, они начинают ценить дружбу и понимают, что без друзей жизнь не так полна и интересна. При этом чем старше становится ребенок, тем меньше настоящих друзей у него остается. Если раньше друзьями могли считаться хоть вся детсадовская группа, то в школе выделяются до 5-ти человек, которых ребенок может назвать своими друзьями.
В то же время родителям стоит следить за тем, с кем дружит их ребенок и в какой компании вращается. И если ребенок водится с откровенно опасными подростками – нужны меры: займите его разными секциями и кружками, а в серьезных случаях смените школу или даже место жительства.
Воображаемые друзья
Некоторые дети «заводят» себе воображаемых друзей, а их мамы тут же начинают переживать: малышу не хватает общения, он растет замкнутым, его никто не понимает. Но психологи говорят, что чаще всего воображаемый друг – это признак хорошей фантазии. Так малыш интуитивно находит способ бороться со страхом (в темноте вместе с «другом» не так страшно) и другими переживаниями, проявлять свои новые интересы и способности. Поэтому не смейтесь над вымышленным другом крохи и не критикуйте их общение, потому что ребенок скорее будет обижаться на вас, а все свои переживания высказывать невидимому товарищу.
Конечно, если вас тревожит поведение ребенка, то стоит посоветоваться с психологом, но опасной ситуация становится тогда, когда воображаемый друг захватывает сознание и жизнь ребенка, и он больше не может отличить игру от реальности. Стоит еще обратить внимание на то, жестоки ли истории и игры ребенка со своим «другом». Еще один повод обратиться к специалисту – отказ ребенка играть с реальными детьми и появление воображаемых друзей в подростковом возрасте.
Родительское поведение
Детскую дружбу называют репетицией взрослых отношений. Часто именно друзья детства остаются самыми родными людьми и во взрослой жизни, а полученные в детстве радость и трепетность дружбы становятся важными маячками все дальнейшие годы. Поэтому так важно помочь своему ребенку научиться строить связи, дружить и сохранять дружбу!