Чем владели князья и бояре
Кто такие бояре: определение, история. Чем отличается боярин от дворянина
При слове «боярин» в голове сразу возникает образ довольно дородного мужчины в яркой парчовой шубе в пол и высокой шапке, отороченной мехом. И это понятно, ведь именно такое представление нам дает художественная литература, телевидение, кино, театр…
Однако даже само значение слова «бояре» остается загадкой, и споры среди историков и лингвистов на эту тему продолжаются до сих пор. Может быть правильней ставить вопрос, не кто, а что такое бояре?
Значение слова «боярин»
Откуда произошло слово «боярин», до сих пор остается вопросом дискуссионным как среди лингвистов, так и среди историков.
Одна из версий предполагает, что основой для словообразования могут служить такие славянские корни, как «бой» (битва) или же «болий» (большой). По другой считается, что этот термин произошел из тюрского языка и означает знатный, богатый муж.
Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре.
В любом случае ясно одно – вопрос «что такое бояре?» звучит некорректно, потому что боярами называли не какой-то предмет, а людей, причем занимающих особое, привилегированное положение в обществе.
Бояре на Руси
По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре?
По определению, бояре – это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя.
Вплоть до конца XII века звание «боярин» было жалованным (наградным) и являлось высшим чином при дворе, позже его стали передавать по наследству.
Важные советники князя
Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.
При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.
Бояре введенные и путные
Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.
Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству.
На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).
Земские бояре
Кто такие бояре земские, отчасти понятно из их названия. То есть это были потомки той родоплеменной знати, в собственности которых находились земельные участки, доставшиеся им, как и сам титул, по наследству. В своих землях этот вид бояр имел практически неограниченную власть и влияние, что придавало им дополнительную значимость и авторитет, так как во время ведения междоусобных войн именно земское боярство со своими людьми служило серьезной опорой и поддержкой для князя.
Вдобавок к боярству в XII веке начало зарождаться новое сословие – дворянство, которому было суждено играть важную роль в жизни России вплоть до 1917 года. Но если кто такие бояре, уже понятно, то откуда взялись и кто такие дворяне, – не совсем. И в этом стоит разобраться.
Кто такие бояре и дворяне
В XII веке дворянами стали называть вольных слуг, состоящих в услужении князей или же крупных бояр, из которых и состоял их двор. Дворян за свою службу поощряли помимо денежных вознаграждений еще и земельными наделами, но без передачи их в полную собственность, то есть земля продолжала оставаться во владении князя. И лишь с XV века дворянам было предоставлено право передавать жалованные участки по наследству либо отдавать их в качестве приданного, что существенно подняло их общее положение в обществе.
Таким образом, если в XII веке бояре и дворяне могли быть связаны между собой, как хозяин и слуга соответственно, то уже к XV веку по своему социальному статусу они практически сравнялись.
С XVI века звание «боярин», которое с конца XII могло только передаваться по наследству, вновь становится чином для «служилых людей», автоматически дававшим право его владельцу посещать заседания Боярской думы.
Боярские чины
Вытеснение боярства
К концу VII века какая-либо грань между двумя сословиями вообще стала незаметной. Так как к этому времени большинство знатных родов, представлявших боярство, попросту вымерло, оставшиеся же экономически ослабли, а соответственно и утратили свою значимость, при этом нетитулованные бояре наряду с дворянами, наоборот, укрепляли свои позиции.
Окончательный крах боярства случился при Петре I. Царь и бояре находились в постоянном противоречии, которые в итоге привели к упразднению Боярской думы. По сути, боярство, как сословие, прекратило свое существование.
Но до той поры потомственные бояре и дворяне сосуществовали параллельно. И те и другие служили при дворе и выполняли практически одни и те же функции, поэтому на том, чем отличается боярин от дворянина, следует остановиться подробнее. Ведь в некоторых моментах разница была существенной.
Чем отличается боярин от дворянина
Последние бояре на Руси
Несмотря на то, что при Петре I боярства не стало, само звание боярин формально еще существовало, и уже c начала XVIII его удостоились еще четыре человека: граф Апраксин, Ю. Ф. Шаховской, П. И. Бутурлин и С. П. Нелединский-Мелецкий.
История боярства закончилась в 1750 году, со смертью последнего русского боярина – князя И. Ю. Трубецкого.
Как была устроена жизнь всех русских князей Рюриковичей от рождения до последней воли
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Рождение будущего князя
Рождение мальчика в семье князя было поистине началом своеобразной новой вехи в истории всей династии правителей Руси. Родственники и домочадцы воспринимали появление княжича, как надежду на новые перспективы: как для рода, так и для всего государства. И обозначить такие перспективы старались сразу же после рождения малыша, дав ему не одно, а сразу два имени.
Первое имя будущего князя («дедне имя») было родовое – как правило, это было имя близкого родственника (отца, деда или дяди). Однако по негласному правилу в «домонгольской» Руси называть новорожденного княжича именем живого на то время родственника ни в коем случае нельзя было. Второе «дедне же имя» маленькому наследнику княжеского престола присваивали в честь определенного ангела или Архангела. Этот святой образ на протяжении всей жизни должен был оберегать будущего князя.
Еще одним правилом (которое являлось скорее прерогативой великих князей) была постройка в честь рождения княжича православного храма в городе, где тот появился на свет. В этом не было ничего необычного: настоящая жизнь князей не предполагала рассиживаться в хоромах Киева, Новгорода или Москвы. Правитель Руси всегда обязан был находиться в самом центре жизни своего государства. Будь то военный поход или простой объезд подконтрольных уездных владений.
Постриги и посажение княжича
В возрасте 2-3 лет молодым княжичам предстояло проходить свой второй в жизни (после крещения) обряд инициации – «постриги». Историки уверенны, что данный обычай был присущ не только Руси, но и другим славянским народам и племенам. Заключался он в том, что княжичу впервые стригли его волосы. До наших дней и не сохранилось доподлинных описаний этого обряда. Поэтому исследователи полагают, что каких-либо особых «ритуалов» во время постригов не соблюдалось.
С древних времен всадники на Руси ассоциировались с воинским мужеством и физической силой. Этот обряд был неким антагонистом определения старого или же физически слабого человека. Про таких на Руси часто говорили «немочен сесть на коня», или «не может даже в седле держаться». Таким образом, обряд «посажения» символизировал достижение молодым человеком возраста, с которого он становился настоящим мужчиной.
Первое правление «под отчей рукой»
Очень часто первое правление молодого княжича начиналось довольно рано. Иногда сразу же после «постригов» ребенка отправляли (естественно, в сопровождении матери и охраны) в другой город. Таким образом князь как-бы обозначал, что хоть он и находится в ином месте – его власть в лице княжича сосредоточена и здесь.
Естественно, маленькие княжичи не могли самостоятельно вести государственные дела. Для этого при них обязательно были «регенты». Чаще всего в их роли выступали родные братья или дядья князя. Этот период жизни княжичей был одним из самых опасных. Ведь даже среди кровных родственников попадались такие, кто всерьез рассчитывал свергнуть князя, заняв его престол. И для достижения этой цели корыстные родичи могли идти на любые поступки – вплоть до убийства законных наследников.
Обычная роль заложника у врагов отца
Быть сыном правителя – не всегда приятная и безопасная роль. Довольно часто практически все свое детство и часть юности молодой наследник был вынужден проводить в стане бывшего врага своего родителя. Держа наследника своего «заклятого друга» в заложниках, любой вельможа мог обеспечить себя гарантиями ненападения со стороны владыки-отца.
Заканчивался такой «вынужденный плен» по-разному. Часто против того, кто удерживал наследника, отец последнего развязывал войну. Однако перед этим обязательно проводились «спасительные операции», в результате которых дружинники освобождали княжича. Далее, естественно, начинались уже полномасштабные боевые действия.
Однако иногда история с заложником заканчивалась настоящим «хэппи-эндом»: невольник влюблялся в дочь своего «тюремщика». Молодые женились, чем несказанно радовали обе стороны. Именно такая история произошла с Глебом – сыном черниговского князя Святослава Всеволодовича, которого пленил князь киевский Всеволод Юрьевич «Большое Гнездо».
У отца «по правое стремя»
Если же политическая и военная ситуация складывалась в пользу князя – его сыновья оставались при нем. Принимая участие во всех делах и военных походах, которые были в те времена отнюдь не редкостью. Такая «жизненная школа» для княжичей была как нельзя кстати: молодые люди на практике познавали азы государственного и военного правления.
В летописях встречается описание того, как Ярослав (Галицкий) давал клятву Изяславу Мстиславовичу – «Как и сын твой, Мстислав, ездит у твоего правого стремени, так и я у левого твоего ездить буду». Действительно, Мстислав везде сопровождал своего отца, по его поручению ездил с посольствами к соседним князьям и королю Гезе II – венгерскому монарху, а также самостоятельно возглавлял военные вылазки против половцев.
Свадьба княжича и первые дети
Свадебную церемонию княжича устраивал, как правило, кто-нибудь из старших близких родственников. Кроме отца-князя это мог быть дядя или дедушка. Кстати, довольно часто свадьбы в Древней Руси устраивались парные: 2 брата или 2 сестры, или же просто близкие родственники сочетались браком и праздновали это событие в один день.
Что касается возраста молодых, то по современным меркам
он был до неприличия ранним. Княжичи «обзаводились» женами в возрасте 17-20 лет. Что же касается невест, то они были еще моложе. Самой юной княжной (если верить летописям) была дочь князя Всеволода «Большое Гнездо». Девочке было всего 8 лет, когда ее выдали за Ростислава – сына Рюрика Ростиславовича.
Что же касается детей, особенно мужского пола, то тут крайности были чреваты огромными проблемами для отца-князя. Отсутствие наследников делало правителя уязвимым для его недоброжелателей еще при жизни: не имеющего детей князя легко могли «сместить» с престола. Однако и наличие нескольких сыновей (у Всеволода «Большое Гнездо», например, их было 9, а у основателя Москвы Юрия Долгорукого – целых 11) было значительной проблемой.
Ведь все они являлись претендентами на «должность». Можно было конечно же раздать всем им земли, сделав таким образом их удельными князьями. Но в таком случае риск обострения борьбы за главный престол возрастал в разы. Кроме того, разрозненное подобными распрями государство было обречено перед внешними угрозами.
Смерть отца
Как пример историки вспоминают князя Изяслава Мстиславича. Отношение к нему братьев нельзя было назвать теплыми. Однако племянницы и сестры Изяслава в свое время были выданы замуж за весьма влиятельных вельмож на Руси и правителей европейских государств. Именно этот аспект во многом и стал решающим в успешном соперничестве Изяслава Мстиславича за киевский княжий престол.
Для того, чтобы после смерти отца молодые княжичи не оказывались в положении ущемленных и преследуемых по отношению к своим дядям, была учреждена практика передачи детей покойного «на руки» его братьям. Работало это так: между двумя братьями-князьями заключался специальный договор, согласно которому один из братьев обязывался помогать детям того, кто раньше уйдет из жизни. При этом племянник и его дядя, если их отношения были скреплены подобным документом, могли обращаться один к другому, как «отец» и «сын».
Последняя воля князя
Историки приводят весьма интересный случай передачи власти одним бездетным князем своему приемнику из родственников. Речь идет о последней воле галицкого князя Владимира Васильковича. Имея на воспитании только приемную дочь и беспокоясь за ее дальнейшую судьбу, Владимир, выбрав перед смертью наследником своего престола двоюродного брата Мстислава Даниловича, заключил с ним договор.
По этому договору после смерти Владимира Васильковича все его земли и трон переходили Мстиславу. За это последний взял обязательство после смерти князя заботится о его родных: приемную дочь выдать за того, за кого та захочет, а к вдове Владимира, княгине Ольге – относится, как к родной матери. Этот договор был полностью Мстиславом исполнен.
Такой была настоящая жизнь практически каждого князя из рода Рюриковичей. За богатство и почет большинство молодых наследников престола терпели испытания и унижения. А многие из княжичей и умирали еще в раннем детстве лишь только за то, что им уготовано было родиться сыновьями правителя земли русской.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
В чем разница между боярами и дворянами?
Бояре
Кто же они такие? Это родоплеменная знать.
Они представляли собой феодалов с личным родовым наделом. Имели свой укрепленный замок (усадьбу), свою армию и являлись мощной политической силой, с которой князьям и царям, волей не волей, приходилось считаться.
Бояре служили князю в качестве независимых вассалов.
Участвовали в решении государственных вопросов, обязаны были предоставлять свою армию во время войны, выполняли важнейшие административные и хозяйственные функции при княжеском дворе. Однако, князю ничем обязаны они не были. Если мнения бояр и князя разделялись, феодалы могли перейти на службу к другому сюзерену или даже восстать и сместить неугодного лидера с трона.
Особенно туго сословию пришлось в XVI веке в правление Ивана Грозного, который организовал опричнину. Выступления бояр жестоко подавлялись, наиболее родовитые бояре были перебиты, а всё большее значение приобретало дворянство. В правление Петра I звание боярин было официально отменено. Последним боярином считается генерал-фельдмаршал И.Ю. Трубецкой умерший в 1750 году.
Дворяне
«Не хочу быть черною крестьянкой, а хочу быть столбовою дворянкой!» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
В некоторой мере, дворяне были закреплены за военной службой, как крестьяне за землей. Постепенно дворянство усиливалось. Иван Грозный, взявший курс на построение самодержавия, в свое борьбе с боярами опирался именно на дворянство. Петр I окончательно отменил всякое различие между боярами и дворянами.
Таким образом, бояре были выше по статусу, чем дворяне. Имели право переходить на службу к другому князю, имели право голоса в княжеской думе и занимали главенствующее положение почти до XVII века.
Дворяне, в свою очередь, полностью зависели от милости князя, не имели права оставлять военную службу и не оказывали существенного влияния на государственное управление.
Боярство: блеск и нищета древней русской знати
Боярская дума пятисотлетней давности чем-то походила на нынешнюю Государственную.
Представителей родовой знати в южнославянских землях стали называть боярами или балярами ещё в середине первого тысячелетия. Учёные до сих пор спорят о происхождении этого слова. Одни считают, что термин имеет славянские корни и восходит к «бой» или «большой». Другие настаивают, что слово тюркского происхождения. Третьи — что оно пришло к славянам из Скандинавии. Как бы то ни было, но во времена Киевской Руси боярами называли тех, кто командовал княжеской дружиной. Войны тогда велись почти непрерывно, и даже в редкие мирные передышки княжеские бояре, как величали этих воевод, являлись ближайшими советчиками князя.
Существовали и так называемые земские бояре — самые знатные люди княжества. Однако значение этого сословия почти во всех русских землях, за исключением Новгорода и Пскова, быстро сошло на нет, и боярами стали называть только ближайшее окружение князя.
Бояре на Руси
Бояре были почти полным древнерусским аналогом западноевропейских феодалов. Они служили князю, как французские маркизы своим королям. Бояре имели собственные владения, где были полновластными хозяевами, и вассалов, которые служили им, как немецкие бароны — графу. Когда Киевская Русь стала дробиться на мелкие княжества, у бояр появилось право отъезда: если им чем-то не нравился собственный князь, они могли поехать служить соседнему правителю, при этом их прежние земли сохранялись в полной собственности.
В период феодальной раздробленности значение княжеских бояр резко возросло. Там, где князья были сильнее, они держали своих вассалов в узде, поощряя верных людей щедрыми подачками. В других княжествах бояре брали верх, правили и обогащались без посторонней помощи.
В этот период усилилась роль и боярских дум. Теперь эти коллегиальные органы уже не только давали князю советы, но и принимали важные решения по военным, экономическим и политическим вопросам, которые монарх лишь визировал, иногда под явным принуждением. А куда ему было деваться? Общая площадь владений всех членов думы часто превышала владения самого князя, а это значило, что и вассалов у них больше, и войско в случае конфликта они смогут выставить такое, что княжеская дружина с ним просто не совладает. В таких княжествах (примерами могут служить Минское, Черниговское или Муромо-Рязанское) бояре держали своих князей в чёрном теле, контролируя каждый их шаг.
Особая роль была у бояр в Новгороде и Пскове. Формальной власти они не имели — все важные решения принимало вече. Однако то, какие вопросы выносить на эти собрания горожан, решал совет бояр, куда входили знатнейшие и богатейшие граждане. Интересно, что большинство бояр сколотило состояние за счёт ростовщичества — они ссужали купцам капиталы под солидный процент. В случае военных конфликтов бояре командовали войсковыми подразделениями и чаще всего вели себя в сражениях очень храбро.
В пору монгольского нашествия и последовавшего за ним ига роль русских бояр изменилась не сильно. Во время нападения на города они отважно сражались с захватчиками. Множество бояр полегло в сражениях.
На северо-востоке Руси отношения князей и бояр ещё с домонгольских времен складывались несколько иначе, чем на юге и западе. В этих краях князь считался хозяином всех земель. Уделы своим дружинникам и советникам он давал во временное пользование в качестве награды за верную службу. Бояре фактически работали на своего господина. Он поручал им различные сферы жизни княжества и своего двора. Эти занятия назывались «путями», а бояре, на которых возлагалась ответственность за них, — «путными». Такие бояре занимали должности конюшенных (фактически министр транспорта и путей сообщения в одном лице), постельничих (первыми информировали князя обо всех событиях), чашников, сокольничих при княжеском дворе. Самые приближённые путные бояре входили в думу.
С ростом влияния Московского княжества бояр в нём становилось всё больше — на службу к богатому и всё более могущественному правителю отъезжали бояре из ближних и дальних регионов. Хозяева Москвы приветствовали этот процесс, так как он ослаблял их конкурентов. К концу правления Дмитрия Донского бояр при его дворе развелось столько, что в их среде началось расслоение. Те, кто не мог доказать свою значимость с помощью ума, храбрости или других важных качеств, смешивались с обычными дворянами. Думу составляли лишь самые родовитые мужи и те, кто мог быть действительно полезен в управлении государством. При этом шанс стать членом думы появлялся у людей не знатных. Известны случаи, когда боярами за особые заслуги становились даже купцы, что было немыслимо в прежние века.
Василий III и московские бояре принимают крымского посла. Источник: wikimedia.org
Когда Москва поглотила большинство русских княжеств, её правители начали ограничивать права боярства. Теперь старинное право на отъезд уже не отвечало княжеским интересам, и Иван III его попросту отменил. Одновременно с этим исчезла возможность укрыться от княжеского гнева в своих владениях — власть великого князя распространилась и на них.
Закат древних чинов
Влияние и экономическая мощь боярских родов сильно ослабли во время правления Ивана Грозного.
Сидение Михаила Фёдоровича с боярами. А. П. Рябушкин, 1893. Источник: Третьяковская галерея
В Смутное время Боярская дума пыталась обезопасить через ограничение власти монарха. Царь Василий Шуйский в 1606 году даже крест целовал, что будет во всех делах советоваться с думой. Неудивительно, ведь он сам был представителем одной из древнейших боярских фамилий. Впрочем, его правление продолжалось всего четыре года, после чего к власти уже официально пришли бояре. Эпоха так называемой Семибоярщины длилась менее двух лет. Люди, кичившиеся тем, что они самые знатные в России, оказались неважными правителями государства.
При первых Романовых родовитое боярство становилось всё менее заметным в руководстве страной. Всё больше мест в думе занимали люди, попавшие туда не по знатности, а из-за того, что они были родственниками очередной царицы. Так, фактически через постель стали боярами Стрешневы, Нарышкины, Милославские. Гораздо более важное место в думе занимали люди, получившие боярский чин за реальные заслуги в деле государственного управления. При царе Алексее Михайловиче боярские чины получили такие худородные, но заметные в истории России люди, как Афанасий Ордин-Нащокин и Артамон Матвеев. Большинство же потомков древних фамилий беднели и становились трудноотличимыми от обычных дворян.
Окончательно подорвала древние устои боярства отмена в 1682 году местничества — системы, когда на высшие государственные должности назначались не самые достойные, а самые знатные претенденты. В начале правления Петра I одряхлевшее боярство уже было явным анахронизмом. Пётр Алексеевич формально не отменил этот титул и даже пожаловал его троим придворным. Однако это было скорее данью традициям, а не признанием заслуг. Руководили государством при Петре люди, которых он сам примечал и выдвигал, обращая мало внимания на их происхождение.
Последний раз в истории боярским чином наградила дворянина Степана Нелединского-Мелецкого Екатерина I, а когда в 1750 году умер князь Иван Трубецкой, носивший боярский чин более 60 лет, слово «боярин» окончательно исчезло из российской истории. В русском языке оно, однако, осталось, трансформировавшись в слово «барин».