Чем владели посадские люди

Посадские люди

В этой статьи поговорим про то кто такие посадские люди, что они из себя представляли и где искать о них информацию.

Белая и черная слобода

В средневековом русской городе существовала торгово-ремесленная часть. Она называлась посадом. Жители посада и именовались посадские люди. Иногда частью посада владел князь или боярин, но обычно земля принадлежала общине. Поскольку вероятность, что посад может быть подвергнут нападению, исключить было нельзя, он имел укрепления. Чаще всего в качестве строительного материала использовалось дерево, но при возможности стены возводились из камня.

Посадские люди занимались торговлей и ремеслом. Они были свободными людьми, на которых был возложен определенные обязанностей. Это оплата податей, в натуральном виде и деньгами, а также целый ряд повинностей. Посадские объединялись по профессиональному признаку. Исследователь Древней Руси Б.А.Рыбаков отмечал, что в городах X—XVIII веков насчитывалось 64 различные специальности. По его мнению, ремесленники, живущие в посадах, объединялись по цеховому принципу. Подати, которые были обязаны платить посадские люди, называли также тяглом.

Нередко происходило деление жителей посадов на две категории. Первая именовалась черной слободой, вторая – черной сотней. Черную слободу составляли люди, поставлявшие к царскому двору натуральные подати. Люди сотни занимались ремеслами и торговлей. Они сами выбирали себе старост и сотников, то есть, эта категория характеризовалась самоуправлением. В тех и других выплата повинностей производилась не с учетом числа людей в конкретном дворе, а просто со двора. При этом распределение выплат производила община. При выходе из нее посадского человека, его доля подати распределялась между остальными членами общины.

Кроме двух названых существовала еще белая слобода. Исчезла она в середине XVII века. В отличие от двух вышеназванных, посадские, населявшие ее, государственные подати не платили. Дело в том, что земля, на которой располагалась такая слобода, принадлежала князю или монастырю.

Посадские люди. Права и обязанности

Хотя посадские люди были свободными людьми, государством предпринимались меры для их закрепления к конкретным территориям. Это было необходимо для гарантированного получения податей. Удерживали людей за счет угрозы довольно серьезных наказаний. Так, если человек покидал посад или девушка, на которой он женился, была из другого посада, его могли казнить. Постепенно посадских ограничивали в правах. К примеру, с 1949 года они не имели право продать или заложить свой двор, амбар, погреб и прочее имущество.

Российское государство было сословным. Посадские входили в одно из них. Но внутри своего сословия они подразделялись на части: лучшую, середнюю и молодшею. Деление обеспечивал имущественный признак. Большими правами обладали лучшая и средняя. Так, посадские могли получить разрешение на держание «безвыемочного» питья. Однако, обладая определенными правами, посадские люди, имели и ограничения. Они не могли стать собственниками участка земли, принадлежащей общине. Не имели они права в одиночку подавать челобитную. Это могла сделать только община. Однако все ограничения, ущемлявшие личную свободу, обеспечивали и плюс. В случае, если посадскому была нанесена обида, признавалось, что обидели всю общину.

Самоуправление в посадах

Порядок в посадах поддерживался на высоком уровне. Для этого людей делили на малые и большие группы. Первые называли десятками, вторые – сотнями. Надзор осуществлялся выбранными сотскими, пятидесятскими и десятскими. Во время правления Ивана Четвертого (Грозного) в посадах выбирались суды и управления. Позже, в XVII веке вместо них были созданы земские избы. Такая изба возглавлялась земским старостой. Вся необходимая работа выполнялась ларечным целовальником и земскими целовальниками.

Должность земского старосты была выборной. Чаще всего к работе он приступал 1 сентября, и сдавал свои полномочия ровно через год. В некоторых случаях в Посаде выбирали и излюбленного судью. Пожалуй, можно отметить, что он занимался тем, чем в настоящее время занимается мировой судья – рассмотрением имущественных дел между жителями посада. Уголовные дела не относились к его ведению.

Сбором доходов занимались избранные таможенные головы и целовальники. Случалось, что таможенного голову посадские люди не выбирали, а он назначался Москвой.

Конец истории посадских людей

Разрушение посадских общин началось в начале XVII века, практически сразу, как позади осталось смутное время. Тогда у посадского человека будущее могло пойти по одному из путей. Его могли записать крестьянином или холопом. Но был вариант и попасть в гулящие люди. Такие открывали торговые лавки, строили или выкупали большие склады, именуемые амбарами, становились владельцами погребов. При этом подати (тягло) они не платили. Однако такое раздолье продолжалось не особо долго. 1649 год стал временем, власти потребовали от всех посадских (в том числе и не живущих там постоянно) записаться в тягло. Тех, кто ударился в бега, возвращали назад.

Постепенно жизнь посадских людей менялась. В середине XVII века царь Алексей Михайлович ликвидировал белые слободы. Причиной стало то, что посадские люди в черных слободах выражали недовольство, поскольку подати платили только они.

Шли годы. Посадские люди приобретали все то, чем в России характеризовались сословия. В конце XVIII века их лишь изредка называли посадскими, поскольку в это время уже укоренилось новое название мещане, просуществовавшее вплоть до начала прошлого века, когда сословия в Российской империи были отменены.

Прочитать статью про мещан можно здесь

Где искать сведения о посадских людях

Сведения о посадских людях можно найти в архиве РГАДА в следующих фондах

Источник

Посадские люди

Посадские люди — сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В случае выхода человека из посада община должна была продолжать платить за него тягло.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы.

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью. В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и т. д.

По имущественному признаку (как и все сословия Московского государства) посадское население делилось на людей лучших, середних и молодших.

Права жаловались лучшим и средним. Например, посадским людям разрешалось держать «безвыемочно» питьё для разных торжественных случаев.

Земля под посадами принадлежала общине, но не частным лицам. Челобитные подавались от имени всей общины. Обида, нанесённая посадскому человеку, считалась обидой всей общины.

Посадские люди делились на сотни и десятки. За порядком наблюдали избираемые сотские, пятидесятские и десятские. При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд. В XVII веке эта система была заменена земскими избами. В земской избе сидели: земский староста, ларёчный целовальник и земские целовальники. Земские старосты и целовальники избирались на 1 год — с 1 сентября. В некоторых городах кроме земских старост были ещё и излюбленные судьи. Излюбленные судьи разбирали имущественные дела между посадскими людьми, кроме уголовных дел.

Для сбора тоговых доходов избирали таможенных голов и целовальников. Иногда таможенных голов назначали из Москвы.

После смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов. Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад.

С конца XVIII века посадские люди начали называться мещанами, хотя иногда употреблялось название посадские.

Интересные факты

Память о сословии сохраняется в топонимике некоторых городов России, где оно увековечено в названиях улиц: 1-я и 2-я Посадские улицы в Орле, Посадская улица в Екатеринбурге, Большая Посадская в Санкт-Петербурге, а также в Уфе (Посадская).

Источник

Какие права и обязанности имели посадские люди?

Посадскими людьми называли на территории Российского государства XV-XVIII вв. отдельные группы податного торгово-ремесленного населения. Позднее, в середине XVII века, данный термин использовался для обозначения сословия.

Какую работу выполняли посадские люди?

Упоминания о посадских людях зафиксированы в источниках, датированных 1440 г. Эти группы населения проживали в составе посадской общины, основу для их существования составлял институт круговой поруки. Оплата дани и прямых налогов производилась в соответствии с системами сошного письма и подворного обложения.

Чем владели посадские люди. Смотреть фото Чем владели посадские люди. Смотреть картинку Чем владели посадские люди. Картинка про Чем владели посадские люди. Фото Чем владели посадские люди

После 1724 г. посадскими людьми выплачивалась подушная подать. Для данной категории населения Российского государства предусматривалась обязанность отбывать повинность строительного, дорожного, постойного, рекрутского и иного типа. Часто посадских людей привлекали для работы при таможне, на кружечных дворах, мельницах и т.д. на безвозмездной основе. Известна и практика организации службы как посошных людей.

Права посадских людей

Применительно к посадским людям тягловой размер устанавливался в зависимости от их категории. Среди них выделялись «лучшие», «середние», «молодшие» и «самые молодшие». По Судебнику 1550 г. устанавливались высочайшие размеры штрафов, которые применялись в случае бесчестья посадских людей. Земская реформа 1555-1556 гг. наделила посадских людей правом избирать органы самоуправления:

С учетом имущественного состояния правами наделялись только некоторые посадские люди — «лучшие», «середние». Посадские люди могли иметь «безвыемочно» питье для проведения разных торжественных мероприятий. Землей под посадами владела община, а не частные лица. Подача челобитных осуществлялась от имени общины в целом. Если нанести обиду посадскому человеку, то это оскорбление распространялось автоматически на всю общину.

Чем владели посадские люди. Смотреть фото Чем владели посадские люди. Смотреть картинку Чем владели посадские люди. Картинка про Чем владели посадские люди. Фото Чем владели посадские люди

Земские избы

В этот период существовало деление на сотни и десятки. Ответственность за порядок несли назначаемые на выборной основе сотские, пятидесятские и десятские. Во времена Ивана Грозного у посадов были собственные управления и судебные органы, формируемые выборным путем. В XVII в. на смену этой системе пришли земские избы. В них присутствовали:

Срок полномочий старост составлял 1 год. В ряде городов наряду с земскими старостами существовали излюбленные судьи. Ими рассматривались имущественные дела, связанные с отношениями между посадскими людьми, за исключением дел уголовного характера. Функция сбора доходов торгового происхождения возлагалась на избираемых таможенников. В некоторых случаях таможенные головы назначались из Москвы.

Сословный статус посадских людей

Известно о частом участии посадских людей в работе Земских соборов. Однако это были, главным образом, представители из Москвы. У отдельных посадских людей появлялась возможность войти в другие более привилегированные сословные корпорации купечества. В частности, речь идет о гостях, гостиной сотне, суконной сотне.

Однако в большинстве случаев данное население было прикреплено к посаду. Такое прикрепление шло постепенно, но неуклонно в ходе реализации принципов политики «посадского строения» в течение XVI-XVII вв. Окончательное прикрепление состоялось в результате утверждения Соборного уложения в 1649 г. Посадские люди получили законодательно оформленный, передающийся по наследству сословный статус.

Чем владели посадские люди. Смотреть фото Чем владели посадские люди. Смотреть картинку Чем владели посадские люди. Картинка про Чем владели посадские люди. Фото Чем владели посадские люди

Дальнейшая судьба посадских людей

Важную роль играли посадские люди в процессе формирования сил Второго ополчения в период 1611-1612 гг. Приняли они участие в Соляном бунте 1648 г., Псковском и Новгородском восстаниях в 1650 г. Не прошли без участия посадских людей такие события:

Из источников известно, что поступившие от них челобитные были учтены во время подготовки Новоторгового устава в 1667 г. Численность этой группы населения неуклонно росла. Если в 1680-х годах насчитывали 135 тыс. человек, то в 1720-х гг. их стало 183 тыс. человек, а в 1760-х гг. — 228 тыс. человек.

Манифест, принятый императрицей Екатериной II 17 марта 1775 г., предусматривал переход посадских людей с учетом суммы имеющегося у них капитала в сословие купцов (при наличии у них накопленных сумм капитала более 500 руб.) и мещан. В жалованной грамоте городам в 1785 г. прошло выделение посадских людей в качестве одной из категорий мещанства. Они наделены были правом приобретать и пользоваться ткацкими станками, организовывать лавки в своем доме, принимать участие в выборном процессе в Шестигласную думу.

Источник

посадские люди

Полезное

Смотреть что такое «посадские люди» в других словарях:

Посадские люди — Посадские люди сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Тяглое население было разделено по чёрным… … Википедия

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ — торгово ремесленное население русских городов и части поселений городского типа (посадов, слобод) … Юридический словарь

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ — ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Современная энциклопедия

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ — в Русском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Большой Энциклопедический словарь

Посадские люди — ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Посадские люди — ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Посадские люди — черные посадские люди в Московском государстве так назывался торгово промышленный класс, который, выделив из своей среды гостей (см.) и торговых людей гостинной и суконной сотни (см. Сотни) в привилегированный разряд полуслужилых людей, составлял … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Посадские люди — торгово ремесленное население рус. городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «П. л.» («посажане») происходит от слова Посад и встречается в источниках с 40 х гг. 15 в. Но в исторической литературе П. л. принято… … Большая советская энциклопедия

Посадские люди — торг. ремесленное нас. рус. г. и ч. пос. гор. типа (посадов, слобод). На У. формирование П. нас. нач. в процессе освоения края и возникновения городов в XVI в. Категория П.Л. складывалась из переселенцев с посадов сев. Поморья, крест. округи,… … Уральская историческая энциклопедия

Источник

История России, всемирная история

Наши проекты

Посадские люди

Разделы библиотеки:

Чем владели посадские люди. Смотреть фото Чем владели посадские люди. Смотреть картинку Чем владели посадские люди. Картинка про Чем владели посадские люди. Фото Чем владели посадские люди Телеграм-канал

Добавили уже 8416 раз!

Реклама

В Московии XVII века жизнь горожан очень мало отличается от жизни крестьянства. Горожан обычно называют «посадскими людьми» — от слова «посад». Посадами в Средневековье называли неукрепленную часть города; посад было то же самое, что и «подол», лежащий ниже укрепленной «горы», места обитания знати. Посадами называли и города, с самого начала не имевшие укрепленной части.

Посадские люди — это и купцы, и ремесленники, и мелкие торговцы. Слова «мещанин» в Московии нет и никогда не было, оно появится в конце XVIII века, принесенное из Западной Руси.

Только не надо думать, что всякий город на Руси — это место обитания посадских! Во многих городах, особенно на юге страны, близ Дикого Поля, есть города, где вообще посадских нет; по переписи 1668 года, таковы Орел, Кромы, Ряжск, Шацк, Севск, Мценск, Оскол, Тамбов, Из-борск и многие другие. Живут в них только государевы служилые люди.

Конечно, важнейшим торговым центром была Москва, а кроме нее — Новгород, Астрахань, Псков, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Торжок и другие. Но легко заметить: все эти города, кроме богатевшей на торговле с Востоком Астрахани, — все это города центра и севера Московии.

И на посадах занимаются сельским хозяйством. Огороды, конечно же, имеют все, даже в Москве. Но в маленьких городках не только разводят огороды, но пашут землю и сеют хлеб многие ремесленники, потому что труды их рук плохо кормят. Не потому, что эти люди малоискусны и недостаточно трудолюбивы, а потому, что страна еще мало живет разделением труда и обменом. Слишком многое делается там же, где потребляется; люди мало продают и покупают, и у них обычно мало денег. Характерен их обычай завязывать деньги в пояс, класть в шапку или даже совать за щеку. С большими суммами так поступать нельзя, но кошелек-калита есть только у богатых купцов. У остальных людей так мало денег, что им и кошелек еще не нужен; им вполне хватает поясов, шапок и собственных ртов.

Сами деньги большие, с неровными краями, выкованные на наковальне кузнецом. Поэтому монеты того времени совсем не такие стандартные, как их современные сестры, и не такие «красивые». В них важнее то, что они одинакового веса: монета ценится не тем, что на ней написано, а весом. И у правительства всегда есть соблазн — написать на монете большее достоинство, чем в ней содержится металла. Скажем, выпустить копейку, в которой не 7 граммов серебра, а только 5. Вроде бы копейка и копейка, а на самом деле правительство наживает на этой не слишком честной операции приличные денежки. Называется это «порча монеты», и время от времени такие вещи происходят.

Жители посадов, даже маленьких, живут свободнее и интереснее крестьян. Они зарабатывают на жизнь более разнообразными способами, у них гораздо больше впечатлений, и они несравненно меньше зависят от погоды. Наконец, у них водятся деньги, а в деревнях денег почти нет, да они и не особенно нужны.

Положение в обществе и образ жизни купцов просто невозможно сравнить с образом жизни даже богатых крестьян.

Но посадские люди — вовсе не горожане, которые отличаются от остального населения страны своими правами и обязанностями; не индивидуалисты и не самостоятельные люди, которые могут делать все, что хотят. У них нет общин, к которым человек принадлежит просто по факту рождения. Но все они входят в объединения-корпорации — в слободы. Если город большой, слобод много и слобода большая, она может разделиться на сотни и полусотни. Каждый купец и каждый ремесленник входит в «свою» слободу и сотню. Он всегда знает, кто еще входит в корпорацию и кто у них в корпорации главный.

Города в Московии — вовсе не те места, где живут горожане-граждане. Посадские люди — такие же забитые и бесправные, как в деревнях. С одной стороны, они ищут защиты у своего государства, если их «обижают» — например, если «уездные людишки», «государевы хрестьяне» начинают их теснить: строить дома «на посадах», держать там лавки и заниматься ремеслом. Сами по себе такие попытки очень интересны — получается, что есть в Московии крестьяне и достаточно активные, и достаточно «капиталистые», чтобы легко выйти в «посадский люд».

Но посадские, конечно же, хотят прекратить конкуренцию! И не только с богатыми крестьянами, но и с жителями «белых» слобод. Дело в том, что и монастыри, и отдельные феодалы до 1649 года, до Соборного уложения, могли владеть такими слободами. Жители «белых», частновладельческих слобод занимаются теми же ремеслами и торговлей, что и жители «черных» слобод, тянущих тягло государево. Но ведь жители «белых» слобод не платили податей государству! И оказывались в очень выигрышном положении, могли легко конкурировать с «черными» посадами.

Государство охотно подыграло верным слугам, доносившим на менее верных, и по Соборному уложению 1649 года все «белые» слободы «велено было взять за Государя». Речь шла о прямом перекладывании денег из кармана тех, кто строил эти слободы, вкладывал в них деньги, в карман государства: «потому, не строй слобод на государевой земле».

А для жителей «белых» слобод речь шла об исчезновении последнего островка свободы. Потому что государство включило их в число тяглых людей и другой своей державной рукой постановило: посадские должны были «тянуть тягло». Теперь они не имели права самовольно выходить из посадов, не могли продавать своих домов и лавок нетяглым людям.

К тому же в Московии посадских очень мало в сравнении с крестьянами, даже таких тяглых посадских людей.

В Москве есть богатые купцы, ворочающие десятками тысяч рублей — сказочные деньги для времен, когда за рубль покупали корову, за два или три рубля — избу. Но сколько таких купчин? По мнению Василия Котошихина, «близко 30 человек». Остальные, менее богатые, объединены в «суконной сотне» и в «гостиной сотне», а всего их порядка 200—250 человек. Эта цифра, конечно, показывает число глав больших семей, своего рода «большаков» купеческого звания. За каждым таким «большаком» стоят десятки членов его семьи. Вся мужская часть этой семьи помогает главе, как-то участвует в деле. Но и это дает цифру в несколько тысяч человек на всю огромную страну.

«Меньшие» же посадские люди на Москве и в провинциальных городах, все эти мелкие купчики и ремесленники с достатком и без достатка в своих «сотнях» и «слободах» не достигают и числа 300 тысяч. Это — на всю страну с ее 12—14 миллионами населения/Посадские — это исключения среди «правила» — среди крестьян.

Московское государство использует посадских людей не только как уплатчиков государевых податей. Это государство имеет обширнейшее хозяйство со множеством натуральных и денежных податей, сборов, системой казенной торговли. Государство нуждалось во множестве сборщиков, таможенных голов и целовальников. Казалось бы, ну кто мешал завести целую армию специальных чиновников?! Не мешал-то совершенно никто, но ведь чиновникам надо платить.

А тяглые посадские общества были обязаны поставлять правительству кадры бесплатных, и притом достаточно квалифицированных, умеющих писать и считать работников: таможенных голов, целовальников, сторожей, извозчиков. Целовальник — это тот, кто давал клятву на своем нательном кресте —- целовал крест. Такую клятву россиянин практически никогда не нарушал, боясь погубить свою душу.

Вся эта армия добровольных временных чиновников, помощников государства, занималась сбором пошлин таможенных и проездных на мостах и перевозах, разных натуральных платежей, заведовала казенными промыслами — винными, хлебными, соляными, рыбными и так далее, торговала казенным товаром, а до того собирала его, сортировала, везла и распределяла.

Со стороны правительства это был способ получить даровые услуги со стороны посадских, но для самого населения это оборачивалось своего рода кооперацией с правительством, такой же, какая была свойственна для уездного населения.

Впрочем, материальных выгод посадским от этого не было никаких, а, наоборот, было сплошное разорение — ведь пока «правилась служба государева», их собственные нехитрые, но требующие постоянного внимания дела и хозяйства только приходили в упадок.

Без ненужных комментариев приведу кусок челобитной, поданной во время Азовского собора 1642 года: «. а мы, сироты твои, черных сотен и слобод старостишки и все тяглые людишки ныне оскудели и обнищали. и от даточных людей и от подвод, что мы, сироты твои, давали тебе, государю, в Смоленскую службу, и от поворотных денег, и от городового земляного дела, и от твоих государевых великих податей, и от многих целовальничьих слу-жеб, которое мы тебе, сироты, служили. И от тое великие бедности многие тяглые людишка из сотен и из слобод разбрелися розно, и дворишка свои мечут».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *