Чем водят по струнам гитары вместо пальцев
Как играть медиатором на гитаре — техника игры на гитаре
Для чего нужен медиатор
Медиатор – это пластинка небольшого размера удобной формы, которую удерживают пальцами правой руки (для правшей), в то время как левая струна зажимает струны на грифе, меняя их тональность.
В более древние времена медиатор называли «плектром», а представлял он собой костяную пластинку. Ее использовали для игры на лире, цитре, кифаре. Позднее стали использовать плектр для извлечения звуков из лютни, виуэлы (прародительницы современной гитары) и мандолины. К концу XVIII века на многих струнных инструментах, в том числе и гитаре, основной стала игра пальцами. Надо сказать, что название «плектр» сохранилось до сих пор. В среде рок-гитаристов прижилось название медиатора словом «пик».
Современные медиаторы различаются по форме, размеру, толщине, материалу, из которого они изготавливаются, и оформлению. Обычно медиаторы изготавливают из материалов, которые мягче струн, поскольку металлические медиаторы сильно стачивают струны даже на электрогитаре. Наилучшим считается медиатор, который изготовлен из черепаховой кости.
Медиатором играют на гитарах практических всех видов и типов, то есть медиатор подходит для игры, как на электрических, так и на акустических гитарах.
Игра медиатором даёт определённые преимущества:
Как держать медиатор
В целом, держать медиатор можно так, как удобно вам, однако существует несколько уже давно отработанных правил, на которые стоит опираться. Они верны именно на техническом уровне – не соблюдая их можно серьезно затормозить свое развитие в скорости и чистоте игры.
Внимание! Важная роль уделяется постановке правой доминантной руки. Необходимо почувствовать контроль над приспособлением. Для этого выбирается удобное фиксирующее положение.
Медиатор захватывается разными вариантами:
1. Медиатор нужно зажимать между большим указательным пальцем. Некоторые новички берут плектр «щипком» из всех пальцев – и это неправильно. Держать его надо именно двумя пальцами.
2. Положите пластинку на костяшку указательного пальца так, чтобы она делила плектр примерно пополам. Зажмите медиатор большим пальцем так, чтобы он высовывался из-под него примерно на 0.5 сантиметра. Некоторые гитаристы зажимают пластинку подушечками пальцев — однако таким образом не образовывается нужный угол, а также перенапрягается рука.
3. Держите руку расслабленной, как при игре боем рукой. Это важно – только так вы придадите руке нужную скорость.
4. Медиатор не должен быть расположен параллельно струне. Держать его надо так, чтобы он находился под углом относительно нее и бил как бы ребром, а не всей плоскостью.
В остальном действуйте так, как удобно вам. Не существует единых правил по тому, как правильно держать медиатор – но есть рекомендации, представленные выше. Кроме того, нужно обратить внимание на постановку рук на гитаре в целом – именно это и есть залог высокой техники игры.
На акустической
Кладем на последнюю фалангу указательного пальца, и сверху накрываем большим пальцем, таким образом, чтобы выступающая часть медиатора была недостаточно длинной, и ее полностью хватало бы для зацепа струны.
При этом положение вашей руки имеет большое значение, и над ним необходимо будет серьезно поработать. Дело в том, что в игре медиатором работает только наше запястье, вся остальная рука находится в состоянии покоя, иначе вы очень быстро устанете и не сможете играть. Положите тыльную часть запястья на корпус гитары над струнами, таким образом, чтобы иметь возможность дотягиваться медиатором до каждой из них. При этом по отношению к струне, медиатор стоит держать не прямо, а немного под углом, чтобы струны не ударялись об острие, а как бы сталкивались и огибали его под воздействием вашего давления.
Именно это положение руки позволит вам продуктивно заниматься и осваивать различные техники игры медиатором. Старайтесь привыкать класть руку именно так, потому что в других положениях вы рискуете столкнуться с быстрой утомляемостью, которая неизменно ведет к снижению точности игры, неприятным ошибкам, лишнему шуму и так далее.
На бас гитаре
Приятной новостью для вас станет то, что, если вы еще не знаете, как держать медиатор для гитары при игре на басу, научиться этому достаточно просто. Вся процедура схожа с акустическим инструментом, однако стоит отметить, что из-за наличия всего 4 струн на стандартном басу, вы легко сможете закрепить свое запястье на деке над струнами, и практически не двигать им, всегда имея подходящую опору. Это особенно важно при длительной игре, когда рука может устать очень легко.
Способы игры медиатором на гитаре
Первый способ игры медиатором
Кисть руки должна находиться параллельно подставке гитары и свободно перемещаться над струнами. Не следует прижимать ее к подставке струн. Играя отдельные аккорды, работают лишь предплечье и локтевой сустав.
Также можно выделить еще два способа, игры медиатором на гитаре:
Иногда гитаристы пользуются приемом pick scratch, когда медиатор скользит по струнам вдоль грифа и извлекает визжащий скребущий звук. Нередко используют медиатор при игре тэппингом на гитаре.
Как правильно играть медиатором
Игра медиатором – основной навык, который должен освоить каждый без исключения гитарист, независимо от желаемого уровня навыка. Главная причина этого в том, что никакая игра пальцами не даст такого четкого, звонкого, ясного и читаемого звука, как эта небольшая пластина. Вместе с ней звучание боя станет более ярким и насыщенным, а переборы – разборчивее. Если же вы помимо акустической гитары хотите вскоре перейти на электроинструмент – то тогда освоить штрихи медиатором просто необходимо, поскольку именно им играют на них играют.
Игра боем
Игра боем на медиаторе делает звук сочнее и звонче. Если у вас нейлоновые струны, то плектр даст более жёсткий и резкий звук. На металлических струнах увеличится громкость и чёткость акцентных ударов.
Метод состоит в последовательных ударах вверх, вниз. Он происходит с приглушением и без, повторяющейся комбинацией нескольких ударов. Простой прием освоить несложно и быстро.
Движения кистью при игре боем не отличаются от таковых при игре пальцами. Правда, ладонь чуть больше напряжена. Пока вы осваиваете игру с медиатором, не держите его строго параллельно струнам. От этого он начинает цепляться и «вязнуть», даже если очень тонкий, исчезнет скорость. Ведя руку вниз, слегка приподнимайте кончик, чтобы он проходил по странам под углом, поднимая кисть вверх, меняйте положение кончика на противоположное. В итоге получаются волнообразные движения и гармоничное звучание.
Бой состоит из стандартных элементов:
Таким стилем играют бардовские, эстрадные, армейские, дворовые песни.
Игра перебором
Сыграть медиатором на отдельных струнах намного сложнее, чем бой. Ведь если при пальцевом методе в распоряжении музыканта несколько пальцев, каждый из которых находится ближе к той или иной струне, то кончик медиатора всего один, поэтому стоит тщательно поработать над координацией.
Для повышения скорости перебора применяют следующую технику: первая струна играется движением снизу вверх, вторая – сверху вниз, и так далее по очереди. Это экономит движения, позволяя достичь высокой скорости.
Недостаток — невозможность воспроизвести скоростное извлечение нот некоторых пассажей.
Даунстроук
Стиль подразумевает движения только вниз. Звук получается ровный, однообразный. Удары сильнее, чем обычно. Прием подчеркивает мелодию, не позволяет вылететь из ритма. Преимущество — при исполнении любой сложной партии гитарист заранее не продумывает последовательность движений плектром. Концентрация внимания идет на ноту, какую нужно взять, а не на движение.
Начинайте играть медленно, чисто. Затем, добившись идеального звучания, скорость увеличивайте. Держите кисть ближе к грифу. Качественные переборы требуют скорости, координации.
Техника игры медиатором
Этот аспект отличается от классической игры пальцами – как в плане боя, так и переборов. Главное в игре плектром – это звукоизвлечение и четкость игры. Как уже было сказано выше, игра медиатором очень требовательна к постановке рук, и важно держать его так, чтобы звук был как можно более ровным и четким. Для того, чтобы развить ее, существует ряд упражнений.
На акустической
Чтобы понять, как играть медиатором на акустической гитаре, вам также понадобиться постоянно практиковаться. В целом первичные упражнения точно такие же, как и на басу, только с учетом наличия большего числа более тонких струн, по которым сложнее попасть.
Именно поэтому начинайте максимально медленно, и помните, что при игре на тонких нижних струнах запястье должно упираться в деку над струнами, а при игре на басовых струнах, рука немного поднимается, но всегда должна иметь нормальную опору, и не висеть в воздухе.
На бас гитаре
Вопрос о том, как играть медиатором на бас гитаре, не так уж сложен. Во-первых, данный инструмент вполне подходит и под пальцевые техники, а именно под игру слэпом. Если вы придерживаетесь классического подхода, то вам предстоит играть именно с помощь медиатора. Для этого просто возьмите его удобно в руку, зафиксируйте запястье, и начинайте тренировать бой каждой струны по очереди. Сначала ударьте 4 раз вниз на первой струне, затем на ней же вверх. Поднимите руку, и повторите это со второй струной, и повторяйте так, пока не доберетесь до самого верха.
Ваша основная задача заключается в том, чтобы отработать движения автоматизма для того, чтобы вы не ошибались, даже несмотря на руку. После успеха, начинайте постепенно повышать скорость. Очень удобно тренироваться с метрономом.
Когда и с этим у вас не будет проблем, подключайте левую руку, стараясь концентрироваться именно на мелодии, но при этом внимательно следить за правильностью звукоизвлечения. Справедливости ради, на басу довольно редко играют переменным штрихом, однако для повышения своих умений, в конце вам стоит точно также бить по струнам, но уже через одну. Для того чтобы ваша мышечная память запомнила высоту каждой струны, и рука без труда могла выходить на нее без вашего особенного контроля.
Как играть бой медиатором
Бой медиатором в целом никак не отличается от игры боем пальцами – за тем лишь исключением, что движение вверх и вниз совершается без разделения на указательный и большой. Все существующие и возможные виды штрихов без проблем воспроизводятся с пластиной – нужно лишь помнить о том, как правильно его держать.
Старайтесь, чтобы удары по струнам ощущались как можно более естественно. Если вы чувствуете, что они дерутся, и медиатор натыкается на препятствие на своем пути – то попробуйте взять его поближе к краю, чтобы кончик выглядывал поменьше, или же не держать его параллельно струне.
Структура каждого вида боев на гитаре не меняется при этом никак.
Особый тип игры – даунстроук – осуществляется абсолютно по тем же правилам, за исключением того, что движение совершается только вниз. Во время музицирования таким образом старайтесь выставлять акценты – чуть более сильными ударами по струнам, чем обычно. Это поможет не вылетать из ритма и чувствовать мелодию лучше.
Возьмите плектр, проведите, легко касаясь гитарных струн. Постепенно ускоряйте ритм, добиваясь быстрого скольжения. Важно соблюдать ритм.
Внимание! Если медиатор натыкается на препятствие, возьмите поближе к краю, чтобы кончик оставался маленьким.
Способ имеет двенадцать видов:
Самый простой прием — циклично повторять комбинацию нескольких ударов. Игра выполняется кистью, предплечье не двигается. Незачем делать лишних движений, используйте адекватную силу.
Детальнее о том, как играть медиатором на гитаре, смотрите в видео ниже.
Как играть перебор медиатором
Как только рука привыкает брать медиатор правильно, можно приступать к упражнениям по различным техникам игры. Для этого важно найти спокойное место, где не будет ничего отвлекать. Следует понимать, что с первого раза играть медиатором на гитаре получится довольно неуклюже. Понадобится большое количество упражнений и повторений, чтобы довести все до автоматизма. На это нужно настроиться, не волнуясь насчёт своих способностей раньше времени.
Метод заключен в извлечении звуков по отдельности. Игра таким способом расширяет простор мелодичных ходов и аранжировок. Используется большое количество привычных и простых схем. Распространенные вариации:
Перебирать струны медиатором можно точно так же, как и пальцами, учитывая при этом, что медиатор всего один. Поэтому надо постоянно поддерживать более высокую скорость и точную координацию.
Воспроизведение звука переменным штрихом на одной ноте называется тремоло. Медиатор дергает гитарную струну с одинаковой силой вниз, вверх. Прием отличается пульсирующим звучанием. Эффект вызывает интересный звук.
При игре перебором движения необходимо совершать исключительно кистью. Амплитуда должна быть небольшой, а рука ощущать свободу. В идеале ее следует опереть на корпус гитары, чтобы достичь оптимального расслабления. Важно добиваться, чтобы звук получался ровным и четким, без каких-либо сбоев или пауз.
Перебор отдельных струн с помощью медиатора считается более сложным по сравнению с боем. При такой технике не получится при игре не обращать внимание на свою правую кисть. Постоянно надо наблюдать, в каком положении она находится и что делают пальцы. Пластина не должна отклоняться вбок или становиться параллельной линиям струн, не говоря уж о выскальзывании её из пальцев.
Чтобы увеличить скорость перебора плектром, можно изучить особую технику. Она заключается в том, что первая струна цепляется снизу-вверх, а следующая – сверху-вниз. Далее такая очередность соблюдается на всех струнах. При этом совершается меньше движений, а скорость игры возрастает.
Упражнения для игры медиатором на гитаре
Хорошая игра требует практики, концентрации. Следует уделить внимание всем элементам, влияющим на звук.
Игра медиатором на акустической гитаре требовательна к постановке рук. Следует держать так, чтобы звучание было ровным, четким. Каждая рука гитариста выполняет определенные действия.
Доминирующая правая отвечает за:
Руки должны одновременно входить в контакт с музыкальным инструментом.
Перерыва в звучании аккордов можно достичь с помощью приглушения струн, когда гитарист ослабляет прижатие струн пальцами на ладах.
Многих интересует секрет, как научиться быстро играть медиатором. Для этого предлагаем Вам несколько упражнений с разным чередованием аккордов и пауз. Когда освоите технику игры в медленном темпе, постепенно переходите к игре медиатором в быстром темпе.
Предлагаем Вам опробовать различные варианты извлечения медиатором звуков аккорда.
Пальцы левой руки должны размещаться на грифе так, чтобы извлечь можно было все шесть звуков. На первую долю такта извлекайте 3-4 нижних звука аккорда, а на вторую – несколько верхних звуков.
На сильной доле такта исполняйте аккорд без глушения звуков, не очень стремительным движением кисти, а на слабой доле такта – стремительным движением и отрывисто.
Достичь тембровых оттенков в аккордах можно ударяя медиатором в разных точках струны. Для более быстрого исполнения некоторых партий необходимо чередование медиатора по струнам. Все аккорды на первой доле такта исполняются не отрывисто, в отличие от аккордов на второй доле такта.
Движение кисти вниз обозначаем П, вверх – V.
Также рекомендуем исполнение гаммовых нотных последовательностей медиатором, но чередуя удары. Например:
Очень эффективно упражнение, когда гитарист ударяет вверх-вниз медиатором сначала по первой струне, затем по второй, затем комбинации, увеличивая темп игры.
Помните главное правило: чтобы научиться быстро играть медиатором на гитаре, не следует спешить, а постепенно размеренно разучивать каждое движение, ведь данная техника впоследствии влияет на мелодичность и качество извлечения звука.
Переменный штрих
Это не совсем упражнение – скорее, основной способ игры плектром, и именно поэтому его надо отрабатывать в первую очередь.
Возьмите в руку медиатор. Даже не зажимая струну – ударьте по ней несколько раз, вниз и вверх поочередно, начиная с движения вниз. При этом старайтесь совершать движения только кистью, используя как можно меньшую амплитуду, и максимально свободно. Рука должна быть расслаблена – в идеале нужно опереть ее на бриджевую часть гитары. Нужно добиться как можно более четкого и ровного звука, без сбивания и пауз. Постепенно увеличивайте темп, с которым вы играете, в идеале упражнение должно совершаться под метроном.
Освоив переменный штрих на одной струне – усложните упражнение. Теперь играйте на разных струнах по отдельности, не сбиваясь. Поиграли на пятой – переходите на четвертую – и так далее.
Игра боем
Игра боем при помощи медиатора хоть и схожа практически во всем с игрой пальцами – но имеет техническое различие – это движение от кисти, а не от плеча. Задача этого упражнения – сделать так, чтобы вы совершали при музицировании как можно меньше ненужных движений и били по струнам с адекватной силой. В идеале ваше предплечье вообще практически не должно двигаться – и уж тем более совершать поступательные действия.
Для отработки этих навыков отлично подойдет изучение песен – например, «Спокойная Ночь», аккорды к которой можно найти на нашем сайте.
Тремоло – техника игры и тремоло-система
Тремоло – что это такое?
Многие начинающие гитаристы задают вопрос «тремоло – что это такое?». Тремоло – это вид множественного повторения одного или нескольких звуков. В свою очередь, осуществляется через прием тирандо (после щипка палец не опирается на более толстую струну, «пролетая» над ней). На электрогитарах музыканты используют специальные медиаторы – плекторы, совершая быстрые, отточенные движения вверх/вниз.
Внимание! Основной момент исполнения – скорость. Для тремоло темп быстрее в два, три, четыре раза основной мелодии. Техника является обязательной для освоения каждому гитаристу.
Другое определение – устройство тремоло с педалью (рычагом) на электрогитарах. Изменяет тональность звука. Гитаристы используют приспособление во время выступления соло.
1. Техника игры тремоло
Тремоло – это прием игры на музыкальном инструменте, который состоит в быстром повторении одной или нескольких нот, или же созвучий, зачастую на скорости в два или четыре раза больше, чем текущий темп произведения. На электрогитаре он выполняется медиатором путем быстрых ударов переменным штрихом. Стоит сказать, что тремоло – очень важная техника, которую должен освоить любой гитарист. Она не только даст возможность разнообразить свои собственные произведения, но и поможет отработать игру переменным штрихом и различные технические аспекты.
В плане музыкальных жанров данная техника очень часто используется в пост-роке, чтобы в комбинации с различными эффектами, гитарные звук полностью заполнил композицию своей текстурой. Кроме того, тремоло лежит в основе метал-жанров, таких как блэк-метал, дет-метал и треш-метал – именно там используется эта техника в комбинации с эффектом дисторшна для достижения агрессивного, злого и мрачного звучания.
2. Система на электрогитаре
Кроме того, в гитарном мире «тремоло» имеет еще одно значение – это машинка, которая крепится к бриджу инструмента и управляется при помощи рычага. Данное устройство позволяет изменять тон звука и обычно используется в соло-партиях.
Данная система стала стандартом для многих производителей гитар, особенно форм различных Fender-моделей, например, стратокастеров или ягуаров.
Как играть тремоло на гитаре пальцами
Исполнение на классической шестиструнной акустической гитаре: большой палец отвечает за звучание басов (опоры), три следующих – безымянный, средний, указательный (в таком же порядке) – тремоло. Пальцами левой руки зажимаются аккорды на грифе.
Тремоло на классической гитаре производится повторяющимися ударами по одной струне двумя (пальцы «i», «m») или тремя («i», «m», «a») пальцами. Также существует новая техника: тремоло играется чередованием пальцев p-i-m.
Тремоло на классической гитаре может также производиться повторяющимися ударами по двум и более струнам, путём чередования четырёх пальцев (включая мизинец).
Разрабатывается новый технический приём, который исполняется пятью пальцами «p», «i», «m», «а», «e» — мизинец. Большой палец «р» в этом случае создаёт аккомпанемент «верхним ударом».
Тремоло на электрогитаре производится быстрыми короткими движениями медиатора вниз-вверх. При этом плектр дёргает струну с одинаковой силой как при движении вниз, так и при движении вверх, а рука максимально расслаблена для достижения большой скорости. В большинстве случаев приём тремоло используется вместе с эффектом дисторшн и/или дилэй.
Наиболее активно применяется в тяжёлых направлениях музыки, например трэш-метале, блэк-метале, дэт-метале. Также используется в панк-роке, альтернативном роке. Часто используется в пост-роке, для достижения максимальной плотности звучания фонового инструмента.
На некоторых электрогитарах используется система тремоло, позволяющая изменять тон звука рычагом тремоло.
Этот раздел особенно актуален бас-гитаристам, которые не пользуются медиатором. Дело в том, что сейчас встретить кого-то, кто исполняет этот прием на гитаре не медиатором или плектром для пальцев, можно очень редко, а вот исполняющие тяжелые или необычные жанры басисты всегда сталкиваются с проблемой играть тремоло именно пальцами.
Техника звукоизвлечения
В этом вопросе все достаточно очевидно – оно играется при помощи перебора двумя или тремя пальцами по одной струне. При этом важно двигать ими так, чтобы в идеале звук был ровным и непрерывным. В этом вопросе важно сразу не начинать играть быстро, а сначала достичь именно хорошего звукоизвлечения, а не высокой скорости.
Большой палец при игре
В данном случае все зависит от инструмента, на котором вы осваиваете эту технику. Если имеет место бас – то большой палец по стандарту опирается на деку или верхнюю струну, чтобы играть «с опорой».
Если же вы играете на классической гитаре, то положение руки такое же, как и при игре обычным перебором. То есть большой палец перпендикулярен указательному и образует с ним крест. Он также опирается на верхнюю струну, и при необходимости играет вторую линию – например, басовую партию, однако такая рассинхронизация конечностей требует определенной практики.
Вообще, самое главное правило при игре тремоло на одной или двух струнах на любой гитаре – это иметь опору руки, иначе она быстро перенапряжется и устанет.
Движения левой руки
Именно в плане данного приема постановка левой руки частично отходит на второй план, поскольку вся проблема заключается именно в правой конечности.
Развитие техники правой руки
Есть несколько важнейших правил, которые следует соблюдать для достижения ровного и четкого звука тремоло:
1. Начинайте играть медленно и обязательно следите за звукоизвлечением. Это очень важный аспект, поскольку именно так вы сможете добиться сплошного и непрерывного звука.
3. Используйте опору. Об этом уже говорилось в предыдущих разделах – если ваша рука будет просто висеть в воздухе, то можете даже и не мечтать о ровном звуке и легком исполнении. Кроме опоры помните о том, что рука должна быть максимально расслаблена.
Проблемы, возникающие при игре приемом
1. Рука быстро устает и забивается. Это говорит о том, что вы не используете опору – поэтому следует уделить больше внимания своей правой руке.
2. Неровный, прерывистый, заикающийся звук. Данная проблема, опять же, исходит от вашей правой руки. Попробуйте немного снизить темп, в котором вы играете произведение, и поработать над более грамотным звукоизвлечением.
Ноты и табулатуры
Освоение техники любого стиля начинается с изучения нотной грамоты. Табулатуры (табы) – описание мелодии с помощью символов, нотной грамоты. Гитарные обозначения отличаются от общепринятых типов. Достоверным нотное описание игры на гитаре считать нельзя, однако, подобные схемы позволяют записывать основную часть.
Каждый гитарист обязан иметь представление о табулатуре, символике. Линиями обозначены струны, обычно шесть. Цифры – лады (гриф инструмента). Аккорды – ноты расположены на одной вертикальной линии (играются одновременно). Схемы читаются стандартным способом – слева направо. Некоторые композиции состоят из нескольких повторяющихся аккордов. Нотная запись в таком случае упрощается – песня не описывается полностью, перечисляются названия аккордов, частота повторений.
Упражнения на тремоло на гитаре
Как и для любого другого приема игры, для отработки тремоло существуют определенные упражнения, представленные ниже. По большей части, они направлены на развитие вашей правой руки и звукоизвлечения.
Главное в освоении любой техники – практика. Профессиональными гитаристами разработаны специальные упражнения, повторяя которые будут разработаны необходимые движения. Для тремоло существует два основных направления тренировок – с гитарой и без. Тремоло – непростая методика, для полного ее освоения потребуется немалое количество времени.
Начинать обучение следует с медленного темпа. Движения пальцев необходимо доводить до уровня автоматических. Как можно дольше играют на медленном темпе, раннее ускорение может «сломать» уже появившуюся технику. Торопиться не стоит, правильная подготовка обеспечит необходимое звучание. Ударные движения запрещены. Начинают с коротких упражнений.
После начального этапа можно добавить простую мелодию. Задача – избегать пауз при исполнении.
Внимание! Правильная техника вырабатывается со временем.
Не следует торопиться – лучше потратить больше времени на тренировки.
Видео на английском Ana Vidovic. Обучающая информация начинается на 5:37
Упражнение №1
Тремоло — название особенного приема игры на музыкальных инструментах. Это быстрое повторение одной и той же ноты.
Для начинающих гитаристов периодическое его проигрывание очень полезно для развития пальцев правой руки.
Гитарное тремоло отличается от других тем, что сочетает в себе и мелодию и аккомпанемент. И играется таким образом:
На всякий случай напомню буквенные обозначения пальцев правой руки:
p – большой палец
i — указательный
m – средний
a – безымянный
Сначала нужно постепенно и медленно отрабатывать тремоло на открытых струнах, а затем ускоряйтесь. Старайтесь, чтобы кисть руки была неподвижной, а шевелились только пальцы.
После хорошей тренировки переходите на вторую струну. Это уже задача посложнее, т.к есть большая вероятность зацепить соседние струны.
Пример тремоло в стиле фламенко:
Здесь добавляется еще один звук в начале — ударом указательного пальца: i, a, m, i. Таким образом, тремоло получается четырех звучным.
Упражнение №2
Упражнение №3
Упражнение №4
Упражнение №5
Это упражнение предназначено для отработки тремоло одновременно с игрой левой рукой. В седьмом и восьмом тактах тремоло играется на внутренних струнах, что сначала может показаться довольно сложной задачей, поскольку пальцы лишены пространства для маневра. На четвертом счете третьего такта верхнюю часть баррэ (кончик пальца левой руки) нужно отпустить, чтобы па следующий счет можно было сыграть открытую А (ля).
В конце девятого такта четвертый палец используется как направляющий для того, чтобы перейти на C# (до-диез) в десятом такте. Все полубаррэ в трех последних строках должны захватывать четвертую струну и удерживать ноты на этой струне.
Упражнение №6
Этюд № 9 из «60 мелодических и прогрессивных этюдов» Маттео Каркасси (1792-1853).
Хотя в строгом смысле эта пьеса и не является тремоло, главный рисунок в правой руке в ней тот же, что используется в тремоло, и это произведение поможет вам развивать умение пользоваться техникой тремоло в пьесах с иными музыкальными рисунками.
При игре этого этюда важно, чтобы две мелодии, создаваемые басовыми и верхними нотами в арпеджио, были отчетливо слышны. В первую очередь следите за тем, чтобы басовые ноты всегда соответствовали своей указанной длительности и соединялись друг с другом, образуя непрерывную мелодию.
То же самое касается и верхнего голоса. Например, во втором такте F (фа), верхняя нота первого аккорда, должна удерживаться вплоть до Е (ми), третьей шестнадцатой ноты второго счета.
Этот эффект также ясно должен быть слышен в первом такте шестой строки, где верхняя G (соль) соединяется с F# (фа-диез), затем с F (фа) и наконец с открытой E (ми) второго такта. Слово «росо» во втором такте четвертой строки означает «немного» — в данном случае «немного ‘rit’».
Вот такой получился урок, посвященный исполнению тремоло на классической гитаре. Если остались вопросы, спрашивайте в комментариях. Так же предлагаю подписаться на рассылку уроков от Гитаршколы в верхнем правом углу сайта.
Упражнения на тремоло без гитары
Плюс занятий без инструмента – тренироваться можно в любом месте. В пробке, трамвае, на учебе, перед компьютером, в кинотеатре. Занятие заключается в отработке действий пальцев – последовательные движения безымянным, средним, указательным, большим пальцами как бы по струнам. Проводить кончиками можно по любой поверхности (по куртке, например). Главное, чтобы положение руки сохранялось, как с инструментом. Можно использовать различные предметы – вместо струны взять карточку, цеплять кончиками пальцев за нее. Отрабатывается плавность, последовательность движений.
Как играть тремоло медиатором
Медиатор – небольшое приспособление для извлечения звука, используется вместо пальцев, ногтей. Положение медиатора в руке при проигрыше тремоло отличается. Держат практически параллельно линии струны, наклон меньше, чем при классической технике. Важно, чтобы не происходило цепляние струн – звук станет выше, возникнет диссонанс.
Главное, что нужно понять в этом плане – это то, как правильно держать медиатор. Именно от этого впоследствии вы и будете отталкиваться в обучении исполнения этого приема плектром. Дело в том, что при тремоло держать его надо под меньшим наклоном, и более параллельно струне, чем при игре обычным штрихом. Это нужно для более четкого звука, чтобы струна не жевалась. Важно в этом плане не переборщить – иначе медиатор начнет цеплять струну за собой, и нота начнет подниматься, создавая диссонанс.
Все те советы, которые были представлены в прошлом разделе, работают и здесь. Начинайте с медленного темпа и обычного переменного штриха – и только потом постепенно разгоняйтесь, достигая ровного и четкого звука.
Кроме того, помните про расслабленную руку и опору – в плане игры медиатором этот аспект еще более важен, чем при игре пальцами.
Тремоло на электрогитаре
Для электрогитары существуют специальные небольшие устройства – машинки тремоло на бридже. Могут быть съемными, встроенными. Оснащены специальным рычагом. Использовать в игре достаточно легко – при возникновении звука рычаг отводится в сторону, тональность меняется. Машинки дают простор фантазии, экспериментам, позволяют создать неповторимость в звучании песен.
Классические гитары не предназначены для дополнения устройствами тремоло. Например, Gibson. Купить систему можно отдельно, затем просто установить на инструмент.
По большей части, плюс всего один – значительное увеличение пространства в звуке. У вас появляется еще одно средство изменения вашего звучания, при помощи которого можно творить поистине удивительные вещи – например, так называемая, дайв-бомба – когда звук вашего инструмента становится похож на падение бомбы с неба. Некоторые музыканты в направлении Shoegaze используют тремоло постоянно, чтобы добиться еще большего искажения в своем саунде.
Минус, по большей части, тоже только один – это сложность в настройке самого прибора. Например, вам придется регулировать натяжение пружины, если будете ставить струны большего калибра, чем у вас были до этого. Кроме того, могут возникнуть небольшие проблемы с регулировкой грифа гитары, поскольку машинка может вести себя в этом плане немного неадекватно. Однако в целом, достаточно пару раз понять принцип и настроить тремоло самостоятельно, чтобы забыть об этой проблеме.
Тремоло бридж (машинка)
Это устройство, которое либо уже встроено, либо крепится к бриджу, и управляется при помощи рычага. Пользоваться им очень просто – как только вы задаете на гитаре ноту, потяните рычаг в сторону, и звук мгновенно изменится. Таким образом можно создавать уникальное звучание, и использовать различные фишки в качестве дополнения к песням.
Бридж без системы тремоло
Разумеется, существуют гитары и без системы тремоло – например, классические модели от Gibson. Разумеется, существуют специальные системы тремоло, которые можно закрепить на корпусе гитары, купив отдельно.
История появления системы тремло
Впервые стратокастер появился в продаже в 1954 году. Одной из его фишек стало некое «Synchronized Tremolo», которое теперь все знают как «Vintage tremolo». Представляет собой рычаг, позволяющий «качать» бридж и изменять высоту нот, и сам бридж, имеющий особую конструкцию. Настолько эта штука оказалось простой и популярной, что их ставят в огромное количество гитар, а на дешевых инструментах vintage-tremolo встречается едва ли не чаще, чем фиксированный бридж. Позже появились разные модификации и интерпретации этой системы, в духе Wilkinson или Babicz но суть у них примерно одинаковая. Поэтому знать, что это такое, и как это обслуживать, крайне полезно. И я сейчас вам в этом помогу.
Как устроена тремоло-системы
В отличие от фиксированных бриджей, у тремоло нет плотного крепления. Vintage Tremolo (оно же «шестиболтовое») имеет 6 отверстий, и на шесть, соответственно, болтов крепится к корпусу, но не затягивается, чтобы не ограничивать его ход. (примечание: некоторые крепят не на шесть, убирая несколько). Более современный вариант — тремоло, которое держится на двух опорах, причем бридж к ним не прикручен, а просто упирается одним краем. Но в остальном конструкция у них похожа — к пластине с седлами снизу прикреплен так называемый «сустейн-блок», который проходит корпус насквозь. В задней части гитары располагается отсек с пружинами (от одной до пяти штук, как правило 3-4), которые крепятся одним концом на сустейн-блок, а с другой — на корпус гитары. Получается, что они тянут всю конструкцию на себя. А в противоположную сторону эту конструкцию тянут струны, крепящиеся сквозь тот же самый блок. В итоге соблюдается определенный баланс, струны и пружины тянут каждый в свою сторону с одинаковой силой. И тут в это «противостояние» вступает гитарист. Мы давим на рычаг, и конструкция наклоняется в сторону датчиков. Натяжение струн ослабляется, ноты уходят вниз. Отпускаем рычаг — пружины возвращают всё это дело обратно.
Да, в корпусе гитары для этого делается огромная дыра. Сквозная для сустейн-блока, и просто фрезеровка отсека для пружин.
В самых дешевых тремоло рычаг крепится на резьбу. Просто вкручивается в соостветствующую дырку. И это плохо — он будет изнашиваться со временем, начнет шататься, да и крутить его туда-сюда тоже чревато. В более дорогих системах есть альтернативы — это и специальный стакан (рычаг крепится в стакане, и его можно крутить сколько вздумается), и резиновые прокладки, и всякое-разное, в зависимости от производителя.
Про сустейн-блок также стоит сказать отдельно. Являясь штукой, через которую идет резонанс струн в остальную гитару, он завоевал пристальное внимание гитаристов, и это привело к большому ассортименту этих самых блоков. Разной толщины, веса, материалов (есть силуминовые (в дешевых), литые стальные, латунные, бронзовые, и даже гранитные с недавних пор) — насколько это все повлияет на звук — решать вам. Только если будете менять, убедитесь, что он подойдет к вашему бриджу, и не вынудит вас дополнительно фрезеровать корпус вашей гитары.
Про пружины все попроще. Это самые обычные пружины. Разве что во избежание дребезга под них подкладывается кусочек чего-нибудь мягкого.
Минусы тремоло машинки
Если отбросить полемику про то, как эта система влияет на резонанс дерева и прочие пафосные телеги, то главное, что должно нас волновать — будет ли строй гитары сохраняться после таких манипуляций? При малейшем изменении натяжения струна изменит свое звучание, поэтому нужно быть уверенным, что все точки соприкосновения не помешают нормальной работе тремоло:
!Важно: не нужно затягивать до упора винты на шестиболтовом тремоло, в противном случае мы наглухо прикрутим его к корпусу, и никуда оно плавать не будет!
Система Vintage tremolo для электрогитары
Разработанное специально для Fender Stratocaster, Vintage tremolo на данный момент является наиболее распространены гитарным бриджем, в особенности в бюджетном сегменте.
Данное тремоло крепится на шести опорных винтах. Станина в которую продеваются струны проходит сквозь корпус, натяжение струн уравновешивается с помощью пружин крепящихся на скобу (прикрученную напрямую к корпусу) с обратной стороны деки.
Рычаг вкручивается внутрь станины по резьбе. Vintage tremolo предназначено для неглубокого, деликатного изменения строя и способно понижать его в пределах одного-двух тонов, а при активной работе неизбежно расстраивается.
Fender Stratocaster и различные его клоны
Gotoh 101T — классическое 6-ти болтовое тремоло изготовленное из высококачественных материалов в Японии, имеет крайне доступную цену около 2,5-3 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Система Bigsby для электрогитары
Bigsby — одно из первых в мире тремоло, является прародителем всех ныне существующих тремоло систем. Было разработано механиком проектировщиком мотоциклов Полом Бигсби, для кантри музыканта Мерлона Тревиса, недовольного качеством вибрато на своем инструменте.
Тремоло применяется в основном на полуакустических гитарах, в следствии того, что верхняя часть деки на подобных инструментах довольна хрупкая и использование машинки напрямую прикрученной к ней болтами, может привести к повреждению древесины, которая напрямую влияет на звук (об этом в статье о типах древесины для гитар).
В Bigsby же, машинка как бы висит, а струны соприкасаются лишь с нижним порожком, что сводит нагрузки на корпус гитары практически к нулю. Тремоло необычайно управляемо, послушно реагирует на минимальные усилия на рычаг, как на повышение так и на понижение строя.
Так же с помощью Bigsby можно относительно легко (без фрезеровки) модифицировать практически любую электро гитару, существует множество моделей этого тремоло, разработанных под различные виды гитар, как полуакустические так и цельно корпусные.
В основном — это гитары фирмы Gretsch, однако зачастую можно увидеть и на инструментах фирм Gibson и Fender.
Bigsby B3 — подходит практически для всех типов гитар, при этом не требуется сверлить посадочные отверстия в корпусе. Стоит около 8 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Wilkinson как эволюция Vintage tremolo
Этот тип бриджа является прямой эволюцией Vintage tremolo. Благодаря тому, что струны зажимаются непосредственно на самом бридже, данное тремоло дает возможность намного активнее работать рычагом в сравнении с классическим 6-ти винтовым.
Если же гитара оборудован локовыми колками и роликовым порожком, растройка инструмента сводится к нулю. Не смотря на то что тремоло разработано на понижение строя при правильной настройки можно добиться и небольшого натяжения вверх.
Так же большим плюсом является безрезьбовое крепление рычага и как следствие полное отсутствие люфта.
В основном данное тремоло применяется, на современных прогрессивных инструментах таких как Reverend
Wilkinson by Gotoh VS-100, имеет существенное преимущество в сравнении с другими клонами: опоры тремоло имеют потайной болт для фиксации в стакане, что позволяет устранить их люфт, производится в Японии, стоит около 7-8 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Kahler — современное небюджетное решение
Тремоло Kahler ближе всего к Floyde Rose, так же имеет топ-лок и микроподстройки, однако конструктивно существенно отличается. Для установки данного бриджа в корпусе гитары делается небольшой вырез, чтобы разместить блок с пружинами. Этот вырез значительно меньше необходимого для установки Floyd Rose, что позволяет избежать значительных ухудшений тона и сустейна.
Тремоло Kahler обычно имеют 4 точки контакта с корпусом и это обеспечивает качественную передачу вибрации струн корпусу гитары, по звуковым характеристикам наиболее близко подходя к тону Tune-O-Matic.
Функциональность Kahler так же на высоте, высота каждой струны регулируется индивидуально, натяжение пружин регулируется одним поворотом ключа и без необходимости лезть «под бридж», легко можно установить удобное расстояние между струнами, соответственно верхнему порожку, есть возможность регулировки «степени свободы» рычага.
В серии Hybrid можно легко превратить тремоло в фиксированный бридж. Нельзя не отметить плавный и податливый рычаг, глубокие «дайвы» и «пул-апы» могут быть легко выполнены мизинцем. Kahler практически не изменяет строй при изменении положения гитары и особенно при глушении струн ладонью.
В 80-е и 90-е — это в основном суперстраты от американских мелкосерийных (на тот момент) компаний, таких как Carvin и B.C.Rich, на данный момент в связи с конструктивными особенностями полюбились компаниям изготавливающим модерновые гитары с 7-10 струнами и мульти мензурой, к примеру Agile.
2350 FF, безусловно 10-тиструнный тремоло бридж для мультимензурных инструментов является самым интересным предложением от Kahler, однако цена в 699$ не способствует экспериментам.
Jaguar/Jazzmaster и его тремоло
Ещё один вариант нестареющей классики от Fender, были разработаны в эпоху Surf Rock, в следствии чего не приспособлена для сильных и глубоких движений рычагом, однако при умеренном использовании отлично выполняет свои функции, отличаясь сбалансированным и плавным ходом, а так же железным строем.
Плюс ко всему благодаря функции запирания (фиксации) — trem-loc, можно легко превратить тремоло в фиксированный.
Fender Jaguar/Jazzmaster и их клоны
Hosco HK41 — бюджетный вариант офсетного тремоло, хорошего качества, по доступной цене — около 3 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Floyd Rose — одна из самых популярных систем
Floyd Rose тремоло бридж названный так в честь собственного изобретателя Флойда Роуза, разработавшего его в 1977 году для собственных нужд, однако после получения патента в 1979 году, начавшего серийный выпуск совместно с компанией Kramer. Популярность к данной тремоло системе пришла в начале 80-х, благодаря такому музыканту как Эдди Ван Хален.
В систему, помимо плавающего бриджа зажимающего струны, так же входит топ-лок — механизм, зажимающий струны на грифе у верхнего порожка. Запирающая система снижает нагрузку на колки и помогает удерживать строй струн, тогда как плавающий бридж позволяет изменять натяжение струн, изменяя высоту звучащих нот как в низ так и вверх.
В тоже время когда струны зажаты с помощью топ-лока, использование колков для настройки гитары невозможно в следствии чего гитара настраивается до того, как закручивается топ-лок, а после для точной и более тонкой настройки используются специальные винты «микроподстройки», имеющиеся на нижнем порожке.
Не смотря на то что тремоло отлично держит строй у него есть и значительные минусы, к примеру заменить порванную струну бывает целым приключением, так как после обрыва плывет строй и для замены необходим целый набор ключей.
Так же тремоло очень чувствительно как к окружающей температуре так и к перемещение гитары в пространстве, излишний нажим при глушении струн ладонью может вызвать проблемы со строем.
В основном — это суперстраты из 80-х и различные их производные, от таких компаний как Kramer, Jackson, Fernandes, B.C.Rich и т.п.
Высококачественная копия тремоло Floyd Rose произведенная в Японии, ничуть не уступающая качеством оригиналу, благодаря тому что сустейн блок имеет длину 36 мм, подходит для большинства инсталляций.
Так же существенный плюсы — это: опоры имеющие потайной болт для фиксации в стакане, что позволяет устранить их люфт (в отличии от опор OFR и Schaller), а также форма станины, а именно свободная фиксация одного из её краёв, делает это тремоло более простым в отстройке, в отличии от станин имеющих 2 симметричных ножа.
Так и цена значительно ниже OFR 8-9 тысяч против 12-14 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Schaller Tremolo LP — без повреждений дерева
Данное тремоло разработано для установки на штатное место Tune-O-Matic без фрезеровки корпуса. Тремоло имеет достаточно глубокий, но плавный ход рычага и работает как на повышение, так и на понижение строя. Из-за того, что тремло по сути «висит в воздухе» настроить его довольно сложно и трудоемко, однако при грамотной настройке строй при активной работе рычагом держится хорошо.
Любые инструменты с Tune-O-Matic
Она одна Schaller Tremolo LP, стоит порядка 10-11 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого года.
Преимущества и недостатки тремоло
В качестве недостатка отмечают длительное время тренировок. В начале кисть будет быстро уставать, появится ощущение «забитости» мышц. Причина – отсутствие опыта, правильной опоры. Звук может получаться резким, прерывистым, дерганым. Не следует отчаиваться. Необходимо больше времени. Терпение – основной компонент обучения. Долго придется проигрывать упражнения в медленном темпе. Эффект отразится на звучании.
Обучение методикам игры на гитаре не может быть легким. Учитывают разные моменты – положение тела, гитары, регулировку ремня. Усидчивость и практика – основы правильного развития техники.