Чем вредны частые перелеты на самолете
В путешествие c болезнью сердца
Каким пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями не показаны длительные поездки? Может ли аспирин снизить риск тромбоза глубоких вен? Какие советы следует дать отправляющимся в путешествие пациентам, принимающим ингибиторы АПФ для предупреждения
Каким пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями не показаны длительные поездки?
Может ли аспирин снизить риск тромбоза глубоких вен?
Какие советы следует дать отправляющимся в путешествие пациентам, принимающим ингибиторы АПФ для предупреждения обезвоживания?
|
Рисунок 1. Ненужное ограничение передвижения усугубляет снижение качества жизни у страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями |
Пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями зачастую не решаются на длительные поездки. Однако необоснованное запрещение путешествовать усугубляет снижение качества жизни, связанное с болезнью. Поэтому врачи должны поддерживать пациента в желании путешествовать, если, конечно, нет каких-либо особых причин, делающих дальние поездки невозможными.
Чтобы дать правильный совет, необходимо принять во внимание вид транспорта и цель путешествия (см. раздел «Опасности и преимущества каждого вида транспорта»). Научно-исследовательских работ, посвященных путешествиям пациентов, страдающих серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями, очень мало, поэтому в основе приведенных здесь рекомендаций лежит скорее опыт, накопленный автором и его коллегами, и здравый смысл, нежели строгие факты.
При поездках за границу необходимо адекватное медицинское страхование. В Британском фонде больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями можно получить информацию о страховых компаниях, оказывающих такого рода услуги.
Как и положено, перед путешествием надо провести вакцинацию, профилактику малярии и т. п.
Обезвоживание. При желудочно-кишечных расстройствах потеря жидкости происходит быстро, а это может усугубить гипотензию, особенно если пациент принимает ингибиторы АПФ.
При жарком климате наблюдается усиленное потоотделение; если не происходит адекватного восполнения соли и воды, это может привести к умеренной дегидратации. У пациентов с сердечной недостаточностью нередко развиваются тяжелые нарушения функции почек.
Таким больным сразу же по прибытии к месту назначения рекомендуется взвеситься при первой же возможности (как правило, весы в ванных комнатах отелей не точны, поэтому лучше пользоваться одними и теми же весами). В случае потери веса более чем на 3 кг необходимо принять меры.
Если пациент принимает мочегонные, их следует отменить до восстановления веса. Необходимо увеличить потребление соли (в виде соленых орешков, хрустящего картофеля и т. п.), а также объем выпитой жидкости. Не следует возмещать недостаток жидкости, употребляя алкогольные напитки.
Пациентам с поносом и рвотой нужно сразу же взвеситься, чтобы следить за последующей регидратацией. Можно посоветовать не принимать диуретики до восстановления массы тела.
Полезно также отменить ингибиторы АПФ до тех пор, пока пациент не возвратится к нормальному весу, так как обезвоживание обычно ведет к активации ренин-ангиотензиновой системы как защиты против гипотензии. В этих условиях даже низкая доза ингибиторов АПФ короткого действия вызывает сильную и длительную гипотензию и может привести к почечной недостаточности.
|
Рисунок 2. Дегидратация за счет повышенного потоотделения, наблюдаемого в жару, как правило, умеренная |
Изменения в диете. Такие изменения могут повлиять на обмен натрия. С уменьшением потребления соли снижается давление, особенно у пациентов, принимающих ингибиторы АПФ. Значительное увеличение концентрации натрия в организме зачастую вызывает отек легких или периферические отеки у пациентов с сердечной недостаточностью. Изменения в диете могут отразиться и на антикоагулянтной терапии за счет влияния на кишечную флору, так как происходит поглощение витамина К и всасывание некоторых препаратов. Нужно предупредить пациентов о необходимости соблюдать умеренность в употреблении алкоголя.
Ежедневное взвешивание позволяет оценивать гидратацию и солевой баланс. Коагуляционные тесты должны проводиться до путешествия. В случае пребывании за границей более двух — трех недель эти анализы необходимо по возвращении сделать вновь.
Алкоголь. При сердечном заболевании неалкогольного происхождения допускается умеренное потребление алкоголя.
Фоточувствительность. Терапия амиодароном вызывает острую повышенную чувствительность кожи к солнечному свету, хотя проходят месяцы или годы, прежде чем в коже накапливается достаточное количество препарата.
Повышенную реакцию вызывает свет видимого спектра, поэтому стандартные кремы для загара считаются неэффективными. Необходимо порекомендовать пациентам носить панаму и прикрывать руки и ноги, выходя на солнце. Если это по каким-то причинам невозможно, целесообразно использовать крем, блокирующий весь видимый спектр. Он имеется в специальных аптеках.
Пароксизмальная фибрилляция предсердий. Если пациент беспокоится перед полетом, предложите ему за час до вылета принять бета-блокатор (25 — 59 мг атенолола, к примеру), чтобы предотвратить приступ.
Проверьте, нет ли противопоказаний к назначению бета-блокаторов. Непременно за несколько дней проведите пробное лечение, чтобы убедиться в отсутствии обратной реакции, способной причинить пациенту вред в полете. Для пациентов с болезнями органов дыхания альтернативным препаратом может служить верапамил (80 мг внутрь).
Больных нужно обучить приемам, помогающим остановить приступ (проба Вальсальвы, погружение лица в холодную воду; можно также порекомендовать быстро выпить большой стакан ледяной воды).
Верапамил и бета-блокаторы (но не в комбинации) — единственные препараты, которые пациенты могут безопасно назначать себе сами. Эти лекарства останавливают некоторые приступы и контролируют скорость желудочковых сокращений.
Атенолол или верапамил (один раз в день) контролируют скорость сердечных сокращений; при этом большинство пациентов возвращаются к синусовому ритму в течение 24 часов. Риск тромбоэмболии сохраняется все время, пока отсутствует синусовый ритм. Поэтому, если нет уверенности, что синусовый ритм восстановился, необходимо срочно обратиться за помощью.
Стенокардия. Для беспокойных больных оптимальной защитой может служить прием лекарственного препарата за час до путешествия. Бета-блокатор может быть добавлен к обычной схеме лечения. Не назначайте вместе бета-блокатор и верапамил.
Пациенты, принимающие ингибиторы АПФ в связи с гипертензией или сердечной недостаточностью, должны избегать обезвоживания. Для контроля за гидратацией достаточно внимательно следить за весом. В большинстве отелей имеются напольные весы, а сопровождающие туристическую группу операторы всегда готовы прийти на помощь.
Инфаркт миокарда в недалеком прошлом. В первые две недели после инфаркта миокарда поездки и полеты запрещаются; желательно также воздерживаться от ненужных переездов в течение шести недель. При отсутствии противопоказаний пациентам назначается ежедневный профилактический прием бета-блокатора, так как доказано, что он снижает смертность по крайней мере в течение года после инфаркта.
При приемы ингибиторов АПФ, как уже было сказано выше, необходимо избегать обезвоживания. Имеется повышенный риск венозных тромбозов.
Недавнее хирургическая операция на сердце. Следует воздерживаться от длительных поездок в течение минимум двух (а предпочтительно даже шести) недель после операции. В послеоперационный период повышается риск ТГВ.
Сердечная недостаточность. Основная опасность для таких пациентов заключается в излишествах разного рода, будь то алкоголь, соль или инсоляция. Все эти моменты освещены выше.
Поражения клапанов сердца. Особых рекомендаций для таких больных не существует, но при развитии на фоне этого состояния аритмий, стенокардии или сердечной недостаточности необходимо принять соответствующие меры.
British Heart Foundation, 14 Fitzharding St, London, WIH 4DH, tel 0171 935 0185, fax 0171 486 1273.
The Medical Officer, British Airways PLC, PO Box 10, Healthrow Airport, London TW6 2JA.
1. Green P. L., Mooney S. E. Carrige of individual passengers by civil airlines. Aviation Medicine. London: Butterworth, 1998.
2. Cleland J. G. F., Cowburn P. J., McMurray J. Managment of Heart Failure: A systematic aproach to clinical practice. London: Science Press, 1997, P. 1 — 112.
3. Cleland J. G. F., McMurray J., Ray S. Prevention Strategies After Myocardial Infarction: Evidence Based Medicine. London: Science Press, 1994, P. 1 — 92.
4. Cleland J. G. F., Findlay I., Lowe G. D., McMurray J., Wood D. Asymptomatic Coronary Artery Disease and Angine. London: Science Press, 1996, P. 1 — 122.
Обратите внимание!
Опасности и преимущества различных видов транспорта
Преимущества. Автомобиль считается наиболее привычным и почти не вызывающим у больного тревоги видом транспорта. Пациент, как правило, едет «от двери до двери» и в любой момент может остановиться.
Недостатки. Длительные поездки могут вызывать напряжение, особенно если пациент сам ведет машину.
Советы. В случае длительных поездок необходимо делать остановки.
Противопоказания. Для пассажиров четких противопоказаний нет, но любое состояние, сопряженное с риском внезапной потери контроля над управлением, исключает возможность вождения.
Преимущества. С поездкой на поезде или автобусе связано меньше стрессовых ситуаций, чем при вождении. Обычно есть возможность сходить в туалет; пациенты могут встать и размять ноги.
Недостатки. В случае возникновения проблем не всегда просто остановиться.
Советы. Для многих поезд и автобус — идеальные средства передвижения.
Противопоказания. Для пассажироров четкие противопоказания отсутствуют.
Преимущества. Отсутствие стрессовых ситуаций (если, конечно, пациент не страдает морской болезнью).
Недостатки. Бывает нелегко получить квалифицированную медицинскую помощь, хотя на борту имеется медицинский персонал. Недомогания чаще развиваются именно во время морских путешествий и связаны с потерей солей и воды при рвоте. Кроме того, не исключено, что пациент не будет иметь возможность принять препарат обычным образом.
Советы. Больным, недавно перенесшим тяжелые заболевания, например, инфаркт миокарда или приступ стенокардии, путешествовать морем не рекомендуется. Изменения в диете и образе жизни могут существенно повлиять на состояние сердечно-сосудистой системы (см. ниже раздел «Подготовка к путешествию»)
Полезно иметь с собой антигистаминные препараты от морской болезни, которые в случае предрасположенности следует принимать профилактически, или же просто иметь с собой на всякий случай. Ниже приводятся рекомендации на случай обезвоживания.
Преимущества. Самолет — самый быстрый способ передвижения на длинные расстояния, с ним, как правило, связано меньше неудобств, чем с остальными видами транспорта.
Недостатки. Некоторые пациенты очень волнуются перед полетом. У самых заядлых путешественников после возникновения у них сердечных проблем может наблюдаться повышенная тревожность; тревога же нередко провоцирует аритмию или приступ стенокардии. Даже в специальных кабинах напряжение кислорода падает примерно до 75 mmHg (103 mmHg на уровне моря). Это приводит к пониженному насыщению крови кислородом, что очень опасно для пациентов с тяжелыми легочными заболеваниями, а также сопутствующими им сердечными заболеваниями или сердечной недостаточностью и стенокардией. Длительное ожидание в аэропортах и долгий путь к выходу после приземления могут создавать дополнительные трудности. Воздействие длительных перелетов на водный баланс неоднозначно. Пониженное давление в кабинах может привести к увеличению вентиляции и потере жидкости в процессе дыхания. Недостаток питья или же избыток алкоголя только усугубляют ситуацию. У пациентов, получающих ингибиторы АПФ и диуретики, при обезвоживании развивается гипотензия. Длительное обездвиживание, особенно с опущенными ногами, может стать причиной тромбоза глубоких вен (ТГВ). Риск снижается, если пациент уже принимает варфарин, но другие сердечные больные относятся к группе повышенного риска.
Советы. Следует поинтересоваться, предоставляет ли аэропорт соответствующее обслуживание (носильщик, электрические вагонетки, кресло для больных и т. п.). Все авиалинии IATA имеют единый медицинский сертификат и врачебную комплектацию, с которой пациент может ознакомиться во время покупки билета. Пациенты со стенокардией или пароксизмальной фибрилляцией предсердий должны до вылета принять бета-блокатор (при отсутствии противопоказаний).
С гипоксией можно бороться путем дополнительной оксигенации, которую предоставляют сами авиалинии (если это указано в перечне услуг). Риск отравления двуокисью углерода для пациентов с респираторными заболеваниями стоит оценить предварительно: перед тем как заказать билеты, необходимо сделать специальные анализы газового состава крови.
Для предовращения ТГВ пациентам следует пить столько, сколько необходимо. Во время длительного перелета следует также регулярно делать упражнения для ног. Неясно, снижает ли риск ТГВ прием аспирина. Нужно обязательно предупредить пациента о последствиях чрезмерного употребления алкоголя.
Пациентам с тяжелой стенокардией или сердечной недостаточностью не стоит летать самолетом без крайней необходимости. В общем случае, если пациент способен пройти сотню ярдов по ровной местности с обычной скоростью без затруднений дыхания и болей в груди, значит, он может путешествовать на самолетах. В течение десяти дней после кардиохирургических манипуляций или неосложненного инфаркта миокарда летать запрещается. В более тяжелых случаях этот интервал удлиняется.
Если в аэропортах имеются кресла для больных, это должно быть указано в рекламных проспектах.
Проблемы со здоровьем при путешествиях на самолете
Противопоказания для полета на самолете
Авиакомпания имеет право отказать в перевозке пассажирам, состояние которых может ухудшиться во время полета или у которых могут возникнуть негативные последствия для здоровья после. Авиакомпания может потребовать пройти медицинское освидетельствование, если появится подозрение, что пассажир страдает от заболевания, в том числе и психического, потому как:
Воздушные путешествия противопоказаны:
Инфекционные болезни
Для того, чтобы свести риск передачи инфекции в салоне самолете, пассажирам с плохим самочувствием желательно отказаться от полета.
Ниже приведена таблица продолжительности заразного периода нескольких часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Заболевание | Заразный период |
Ветрянка | 1-2 суток перед появлением сыпи и до появления корочек на всех ранках (обычно 5 суток) |
Грипп | До 3-5 суток с начала заболевания |
Корь | От 4 суток до появления сыпи и 4 суток после |
Свинка | От 6 суток до появления симптомов и 5-9 суток после |
Коклюш | С 1-го до 25-го дня заболевания |
Краснуха | За неделю до высыпаний и 2 недели после |
Туберкулез | До 2-х недель после окончания лечения |
Туберкулез
Всемирная Организация Здравоохранения сообщает, что во время авиаперелетов существует небольшой, но реальный риск заражения туберкулезом. Передача инфекции была зафиксирована только в полетах, длившихся более 8 часов. Риск заражения увеличивается, когда на борту много пассажиров из стран с высоким уровнем заболеваемости этой болезнью. Далее ВОЗ сообщает, что врачи всего мира обязаны информировать всех пациентов с диагнозом инфекционный туберкулез о том, что они не должны путешествовать на самолете, по крайней мере, в течении 2-х недель после окончания надлежащего лечения.
Аэрофобия
Советы путешественникам, которые бояться летать:
Недавние исследования показали, что когнитивно-поведенческая психотерапия может быть полезна в особо тяжелых случаях. Человек определяет истинные причины своего страха, а затем узнает способы борьбы с ними.
Безопасность в самолете
Ничего из нижеперечисленного не разрешено брать собой на борт самолета:
Проблемы со здоровьем во время полета
Обезвоживание
Циркулирующий воздух в салоне самолете крайне сухой по причине того, что его запасы пополняются из-за пределов самолета, а на большой высоте в воздухе очень мало влаги. Увлажнители кожи помогут смягчить сухую кожу. В случае возникновения раздражения от ношения контактных линз необходимо заменить их на очки.
Нет никаких доказательств о том, что сухой воздух вызывает внутреннее обезвоживание.
Плохое кровообращение и венозный тромбоз
Длительное сидение в стесненном положении неизбежно приводит к отеканию лодыжек, а иногда и мышечным спазмам. Может возникнуть венозный тромбоз в ногах, а иногда и легочная эмболия, но они не является чем то уникальным для авиаперелетов и могут возникать всякий раз, когда люди находятся долгое время в неподвижном состоянии: в автобусе, поезде или автомобиле. Профилактические меры включают в себя общие рекомендации для всех пассажиров: обеспечение обильного питья, ограничение употребления алкоголя и кофе, регулярная растяжка и упражнения.
Те, кто подвергаются повышенному риску и должны в преддверии поездки показаться врачу:
Повышенная агрессивность во время полета
Этот термин был введен не так давно для описания психологического и физического насилия на борту самолета. Особое беспокойство вызвано в связи с ограниченным пространством внутри самолета и вовлечением не только экипажа, но и других пассажиров. Были случаи, когда самолет совершал вынужденную посадку для того, чтобы высадить дебошира и передать силам правопорядка.
Что такое повышенная агрессивность во время полета?
Цепочка событий из задержек вылетов, истощение из-за недосыпа, чрезмерное употребление алкоголя (в том числе в попытке уменьшить страх полета), незначительные раздражения, вследствие поведения других пассажиров (оставшиеся бы незамеченными в других условиях), а иногда и нехватка кислорода вызывает раздражительность у лиц, страдающих гипоксическими заболеваниями. Было замечено, что появлению агрессивности во время полета также способствует никотиновая зависимость у заядлых курильщиков, во время длительных полетов. Запрет на курение в туалетах самолета вызывает у них возмущение.
Нарушение биоритмов при смене часовых поясов
При смене часовых поясов режим сна саморегулируется, но для того, чтобы он приспособился к местному времени потребуется целый день. Путешествие в западном направлении переносится лучше, нежели в восточном, проблемы возникают при поездках в обоих направлениях. К последствиям нарушения биоритмов относятся: нарушение сна, потеря аппетита, тошнота и иногда рвота, расстройство кишечника (например запор), общее недомогание, слабость, снижение концентрации внимания.
Горная болезнь после посадки на больших высотах
Некоторые аэропорты расположены выше 2400 метров, например в Андах или Гималаях, где здоровые люди, после посадки могут ощутить недомогание (головная боль, тошнота, затрудненное дыхание, спутанность сознания).
Те, кто имеет респираторные или сердечно-сосудистые проблемы, склонны испытывать подобные симптомы и во время полета и после него. Полезно понимать, что они могут возникать вследствие влияния большой высоты. Обезвоживание усиливает симптомы. Больным хронической гипоксией необходимо получить консультацию врача.
Авиаперелеты и их опасности — ответы на самые частые вопросы
Пилот British Airways Стив с говорящей фамилией Олрайт отвечает на частые вопросы пассажиров о безопасности полетов.
Зона турбулентности — опасна ли она?
Несмотря на неудобства, она абсолютно безопасна, на наших курсах Fly With Confidence мы стараемся максимально доходчиво это объяснить. Те самолеты, на которых осуществляются пассажирские авиаперевозки, могут выдержать огромную турбулентность, значительно большую той, что вы, скорее всего, испытывали.
Проблема зон турбулентности в том, что их невозможно обнаружить заранее. Правда, пилоты, пролетевшие сквозь эти зоны, рапортуют об этом факте — эта информация доходит до тех пилотов, кто летит вслед за ними. Подчас из этой зоны можно выйти, если поменять высоту полета (взлететь выше или снизиться), но это не всегда помогает. Влияет это исключительно на ощущения пассажиров, но никак не на безопасность полета.
Wind shear, или сдвиг ветра. Что это? Опасно?
Сдвиг ветра — опасное явление при посадке и взлете. Это резкое изменение скорости или направления ветра в тот момент, когда самолет наращивает или снижает скорость. Если ветер повлияет на скорость таким образом, что она упадет ниже минимально допустимой, то велика вероятность падения самолета. Все пилоты проходят многочасовые тренировки, а самолеты и некоторые аэродромы оснащены системами оповещения о потенциальном сдвиге. Подробнее почитать об этом и о том, как с этим справляются пилоты, можно в ЖЖ пилота S7.
Стоит ли волноваться, если полет проходит при плохих погодных условиях (снег, дождь)?
Нет. Пилоты очень хорошо разбираются в погодных условиях, всегда изучают текущие прогнозы в аэропортах вылета и прилета, а также погоду в аэропортах по маршруту. Что касается запасов топлива, то у нас всегда залито большее количество, если по прогнозу в аэропорту прилета ожидаются проблемы — в такие моменты может потребоваться повременить с посадкой и уйти на второй круг.
Является ли слишком ветреная погода препятствием к посадке?
В сети существует множество видео, когда самолет заходит на посадку под углом, это безопасно?
У каждого типа воздушного судна есть предел, который пилоты не будут нарушать при боковом ветре. Зачастую в небольших аэропортах нет полосы «в ветер», так что да, ветер в очень небольшом количестве случаев может быть препятствием при посадке. Но скорость и направление ветра анализируются заранее, в редких случаях рейс может быть отменен или перенесен в близлежащий аэропорт по этой причине.
Что касается видео, то они выглядят пугающими, но для посадки при сильном боковом ветре существует специальная техника управления, все это безопасно и отработано пилотами.
Как пилоты осуществляют посадку самолетов в густом тумане?
С помощью программы Autoland. Это сложная система, использующая ILS — Instrument Landing System — сочетание наземных лучей, которые направят самолет на посадочную полосу. Пилоты в таком случае могут не увидеть полосу до момента соприкосновения шасси с землей. Так может быть, скажем, в аэропорту Хитроу, где стоит современная система ILS. Пилоты сажают самолеты вручную в 98% случаев, но тренировки по системе Autoland проводятся в British Airways каждые полгода на протяжении всей карьеры пилота.
Ничего, все коммерческие самолеты сконструированы так, чтобы попадание молнии никак не влияло на работоспособность. На самолеты устанавливают электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если молния все-таки попадает в самолет, то они отводят электричество в воздух. После любого подобного происшествия (а это также большая редкость) самолет инспектируют на предмет повреждений обшивки.
Что будет, если лопнет шина?
На низких скоростях взлета это может стать причиной, по которой взлет может быть отменен, а вот на высоких скоростях полет не будет прерываться. Сесть самолет может с любым количеством лопнувших шин
Стоит ли бояться столкновения с птицами?
Конечно нет, такие вещи происходят крайне редко. Если это случается, то ущерб для самолета минимален или его не будет вовсе, а все двигатели проходят испытания, чтобы выдержать столкновение с птицей.
Столкновение в воздухе — какие на это шансы?
Есть три вещи, которые вы должны знать об этом. Первое — диспетчеры аэропортов проходят жесткий отбор, обучение и лицензирование. Их задача состоит в том, чтобы создать так называемый защитный пузырь (protective bubble), который увеличивается в размерах с увеличением высоты и скорости самолета. Второе — пилот — профессионал своего дела, он проходит огромное количество тестов, отборов и проверок. Третье — все самолеты оборудованы электронными системами, которые позволяют пилотам осуществлять переговоры между собой.
Если авиакомпания — лоукост-перевозчик, то летать ею опаснее? Экономят же.
Не могу отвечать за другие компании, но для всех авиакомпаний-членов ICAO (Международной ассоциации гражданской авиации) есть минимальный уровень подготовки и тестов. И уровень этот на самом деле очень высок.
В небольших самолетах опаснее летать?
Нет, у них те же стандарты оборудования и безопасности, просто турбулентность в небольших авиасудах ощущается сильнее. Поэтому большинству пассажиров может казаться, что полет на таком самолете опаснее.
Какая самая опасная часть полета? Считается, что это взлет или посадка.
Поверьте, ваша поездка на такси в аэропорт по статистике намного опаснее, чем любая часть полета на самолете.
Вскоре после взлета я ощущаю падение самолета, что это?
Это всего лишь особенности нашего вестибулярного аппарата, который привык к нахождению на земле. Что касается самолета, то пилот лишь снизил скорость набора высоты.
На крейсерской высоте я иногда могу услышать внезапный громкий гул из двигателей, как будто сила работы турбин увеличивается?
Это стандартный прием step climb (шаг-подъем), он проводится с целью повышения эффективности двигателей, когда самолет становится легче (вырабатывается часть топлива).
Как понять, что самолету хватает топлива?
Уровень топлива — это то, что пилот контролирует всегда. По закону самолет должен нести запас топлива для непредвиденных случаев.
Могут ли телефоны повлиять на работу самолета?
Спят ли пилоты на борту?
На дальнемагистральных перелетах (более девяти часов) с нами всегда летит третий пилот. Пилоты по очереди отдыхают в зоне для персонала. В некоторых случаях на борту может быть сразу четыре пилота.
Что будет, если один из двух пилотов потеряет способность управлять самолетом? А если оба?
Один пилот вполне способен управлять самолетом — это стандартная тренировка на симуляторе. В мире ни разу не было случаев, чтобы отключались сразу два пилота, это выдумки из кинофильмов. Как было сказано выше, часто в состав экипажа входят три или даже четыре пилота.
Опасно ли летать ночью?
Нет, так как техника и все инструменты используются точно так же, как и днем.