Чем вредны игры на телефоне
Мобильные игры для детей: психологи не возражают
Давать ли ребенку гаджеты, с какого возраста и на какое время. Памятка для родителей
Институт современных медиа (MOMRI) провел исследование (первое в России!) — как распространены мобильные игры на планшетах и телефонах среди детей 3-10 лет, изучил мнение психологов и опасения родителей по поводу компьютерных игр и развивающих приложений. Вывод: мобильные игры полезны для детей — при правильном подборе контента, времени игры, необходимом и достаточном участии взрослого. Как все это отрегулировать, рассказывают авторы исследования.
Оказывается, к 10 годам почти у каждого ребенка в крупных городах России есть собственный мобильный телефон или планшет, а то и оба устройства сразу. Среди 4-летних детей счастливых обладателей собственного гаджета — 25%. В 3-4 года в мобильные игры играют 49% детей, в 5-8 лет — 75-76%, в 9-10 лет — 84%.
И это несмотря на то, что у родителей — множество опасений, связанных с использованием детьми планшетов и телефонов для игр. 83% опрошенных считают, что общение с гаджетами может навредить психике ребенка. За ухудшение зрения и осанки беспокоятся 82% и 77% родителей соответственно. Еще 36% опасаются грозящей детям компьютерной зависимости.
А что же думают об этом психологи? Психическое здоровье ребенка зависит в большей степени от общего здоровья ребенка и обстановки в семье, считает Максим Прохоров, детский и подростковый психолог, ассистент кафедры Первого МГМУ им. И.М. Сеченова: «Если ребенок здоров, у него хорошие отношения с родителями, друзьями, никакая мобильная игра, никакой фильм не смогут ему психику сломать».
По словам Марина Богомоловой, эксперта в области подростковой интернет-зависимости, детского и семейного психолога, зависимость детей от гаджетов — признак скорее подросткового возраста, и у родителей есть все возможности ее не допустить: быть в контакте с ребенком, поддерживать его увлечения и общение со сверстниками.
Что же касается возможных нарушений зрения и осанки у детей, которые злоупотребляют гаджетами, теперь существует памятка для родителей (публикуется ниже) — сколько времени ребенок может проводить за планшетом или телефоном, в какой позе это лучше делать и какие упражнения для глаз помогут снять напряжение после общения с гаджетами.
Итак, в целом профессиональное сообщество — «за» гаджеты. Более того, психологи полагают, что попытка оградить ребенка от новых устройств может иметь больше негативных, чем положительных последствий. Ребенок вовремя не получит навыков, которыми обладает большинство его сверстников, а родители упустят возможность дополнительного контакта с ребенком.
Сложность в том, что для родителей пока непривычны игры и общение с ребенком с привлечением гаджетов. Но за этим — будущее, считает Алёна Короткова, руководитель программы исследований «Дети. Подростки. Медиа» Института современных медиа (MOMRI): «Образовательные мобильные игры, при сохранении других форм общения, досуга, открывают ряд уникальных возможностей для развития ребенка, укрепления детско-родительских отношений и достижения эмоциональной близости».
Иными словами, родителям предстоит научиться не делать из планшетов и телефонов «запретный плод» и настроить свое общение с детьми на современный лад. Как это сделать, подскажет памятка, выпущенная по результатам исследования.
Памятка для родителей по безопасной и эффективной интеграции гаджетов, мобильных игр в досуг детей от 3 до 10 лет
1. Знакомьте малыша с гаджетами
Спокойно рассказывайте малышу 1,5-2 лет о мобильном телефоне и планшете — так же, как рассказываете о других предметах (кастрюлях, сковородках, одежде, книгах и пр.), давайте пояснения об их назначении. Не формируйте у ребенка образ «запретного плода».
2. Давайте детям гаджеты начиная с 3-5 лет
До 3 лет не рекомендуется давать детям гаджеты, так как от 1 до 3 лет ведущей в развитии ребенка является предметная деятельность. Родителю необходимо создать для ребенка богатую и разнообразную сенсорную среду, с которой малыш активно действует: трогает, нюхает, облизывает. Именно она является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Овладение речью у малыша проистекает также из потребностей в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать.
Дети будут жить, работать, отдыхать, коммуницировать, используя гаджеты. Но для того чтобы использовать их разумно, надо пройти предварительный путь развития.
С трех лет у ребенка начинается новый этап развития — социализация. С этого момента мы можем начинать учить детей взаимодействовать с гаджетами. Если родители полностью лишают ребенка доступа к планшету, мобильному телефону, то рано или поздно он столкнется с ними в полном объеме, и, если был «не привит», ему будет тяжело освоиться.
Для дошкольников и младших школьников планшет, телефон, компьютер оказываются хорошим полем для совместных игр, с заданными извне и соблюдаемыми всеми участниками правилами. Знание игр, гаджетов позволяет ребенку поддерживать контакт с другими детьми, пока они не могут построить этих отношений без их использования.
3. Выбирайте лучшее — участвуйте в выборе подходящих возрасту ребенка и полезных игр
Правильное содержание мобильной игры, равно как мультфильма или книги, будет оказывать положительное влияние на ребенка, способствовать его обучению и развитию. Поэтому важно не только следить за временем, которое ребенок проводит у экрана, но и тщательно отбирать соответствующие приложения. Участвуйте в выборе мобильных игр, изучайте описание разработчиков, смотрите скриншоты и обсуждайте все это вместе с ребенком. Понаблюдайте, как играет ребенок, поинтересуйтесь, сложно или легко ему. Обратите внимание на графику, темп и звук игры. По возможности, прежде, чем дать игру ребенку, пройдите её сами.
4. Играйте в мобильные игры вместе с детьми
Совместные игры отличаются от привычного совместного досуга, такого как прогулки, чтение или настольные игры, но являются значимыми и ценными. В мобильной игре вы можете узнать много нового о своем ребенке — его представлениях, поведенческих особенностях. Вы можете помочь ребенку освоить новые навыки, получить знания, научить справляться с незнакомыми ситуациями, добиваться побед и достойно принимать поражения.
У ребенка до 7 лет не сформирована произвольность — способность владеть и управлять своими функциями. Без родителей ребенок, не имея чувства времени, не сможет вовремя «выйти» из увлекательной игры.
По мере того как ребенок осознает, что и как он делает, его функции становятся произвольными. Произвольность в поведении ребенка проявляется в выполнении требований, конкретных правил. Помогайте ребенку.
5. Встаньте на путь разумного ограничения
В отношении мобильных игр должны существовать ясные ребенку правила, устанавливаемые родителями, режимные моменты — равно как и в отношении сна, приема пищи, прогулок и др.
Дети к 10 годам могут проводить у экрана, включая, ТВ, планшет, мобильный телефон, до 1,5-2 часов досугового времени в день.
С учетом физиологических особенностей рекомендуемое для детей время мобильной игры:
3-4 года — не более 10-15 минут 1-3 раза в неделю;
5-6 лет — до 15 минут непрерывно 1 раз в день; 7-8 лет — до 30 минут 1 раз в день;
9-10 лет — до 30-40 минут 1-3 раза в день.
Родители, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, возраст, состояние здоровья, режим дня и недели, могут выбрать наиболее подходящее время для игры и договориться с ребенком о правилах. Возможен, например, режим, когда ребенок играет дома, или наоборот в дороге. Важно, чтобы это была система.
6. Сочетайте современные и классические развивающие технологии
Мобильные игры — это вид развивающих игр, которые нужны для детей, и они должны встать в один ряд, не должны выбиваться, не должны быть «запретным плодом», инструментом наказания или поощрения. Они должны быть тем предметом, который помогает развитию и познанию.
Используйте мобильные развивающие игры по возрасту наравне с другими развивающими пособиями, занятиями для детей. Мобильная игра, обучающее приложение с любимыми мультгероями ребенка привлекут внимание и помогут ему с удовольствием освоить новое или закрепить уже пройденный материал.
7. Демонстрируйте ребенку правильную модель поведения
Вы служите примером для своего ребенка, в том числе в вопросе использования цифровых медиа. Ребенок копирует вашу модель использования мобильных устройств. Ограничьте собственное время, которое вы проводите перед электронными устройствами, оставайтесь этичными в онлайн-общении. Постарайтесь, проявляя заботу, чуть больше времени уделять реальному общению с детьми.
8. Создавайте мedia-free зоны
Договоритесь не использовать гаджеты за едой и перед сном. Выберите и установите в вашей семье определенные дни и часы без гаджетов. Помните, что двойная мораль здесь недопустима. Исключите фоновый просмотр телевизора, телефона, когда вы общаетесь с ребенком.
9. Помогите ребенку, и он сможет завершать игру без истерики
10. Обратите внимание, не вытесняют ли гаджеты другие формы досуга ребенка
Достаточно ли времени у ребенка для общения, разговоров, игр, прогулок, творчества и прочего? Если вам кажется, что у ребенка формируется игровая зависимость, обратитесь к специалисту.
Если вы заметили, что у вашего ребенка нет других желаний и интересов кроме мобильных игр, что он играет в одну и ту же игру, у него снижен аппетит, появились проблемы со сном, усталость, напряжение, то не ругайте его и не запрещайте играть. Обратитесь к специалистам: психологу, неврологу, психотерапевту, они помогут диагностировать состояние и подскажут схему дальнейшей работы.
Помните, что гаджеты не являются источником возникновения зависимости. Зависимость возникает тогда, когда ребенок пытается «уйти» от реальных проблем, когда мобильная игра — это единственный «свет в окошке». Зависимость не формируется, если у ребенка есть интересы вне мобильных игр, если у него есть доверительные отношения и общение с родителями, сверстниками вне гаджетов.
11. Опыт — сын ошибок
Время от времени дети совершают ошибки при использовании гаджетов и интернета. Это не страшно и исправимо, если родители рядом.
12. Заботьтесь об осанке и зрении
Подберите мебель (стол и стул) в соответствии с ростом ребенка. Необходимо следить за соблюдением правильной осанки. За монитором ребенок должен сидеть не сутулясь, не наклоняясь, уши должны находиться в одной плоскости с плечами. Во всех остальных случаях позвоночник испытывает дополнительную нагрузку. Держать смартфон лучше непосредственно перед глазами, как будто пользователь что-то фотографирует им — это снизит нагрузку на шею.
Источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране. Ни в коем случае не позволяйте ребенку играть в темноте. Для профилактики нарушения зрения старайтесь регулярно выполнять гимнастику для глаз (2-3 раза в день по 3-5 минут).
Психиатр рассказала, в каком случае игры на телефоне могут быть полезны
Она отметила, что это не всегда является зависимостью.
Психиатр, кандидат медицинских наук, специалист по игровым зависимостям Наталья Шемчук рассказала, что игры на телефоне не всегда несут вред. Об этом она сообщила в интервью радио Sputnik.
Многие считают, что телефонные игры, не требующие особой сосредоточенности, например шарики, которые необходимо выстроить по три в ряд, являются просто способом скоротать время. Однако, как утверждает Шемчук, в этом всё же есть определённая польза.
Эксперт сообщил, чего ни в коем случае нельзя говорить незнакомцам по телефону
— Шарики позволяют расслабиться всем отделам мозга. Наш мозг сам выбирает способы расслабления. Кто-то для этого слушает классическую музыку (один слушает Вагнера, другой — Чайковского, но оба они расслабляются, хотя музыка разная), а другой человек скажет: «Как можно под это расслабиться?» — отметила специалист.
По словам Шемчук, если человек иногда играет, то в этом нет ничего страшного — это не зависимость, а просто вид отдыха.
— Нельзя путать просто расслабляющие игры с игровой зависимостью. Если человек ехал в метро — играл, вышел из метро — играет, пришёл домой — опять продолжил или играет вместо работы, это зависимость. А когда человек чем-то занят в свободное время два-три часа, то в этом нет никакой зависимости, — уточнила эксперт.
Как на ладони. Эксперт рассказал, что можно узнать о человеке по его номеру телефона
Кроме того, она добавила, что такие игры не несут никакой опасности, если они помогают человеку избавиться от эмоционального, умственного или физического напряжения. При этом Шемчук заметила, что главное, чтобы игры не мешали выполнять социальные и рабочие обязанности.
Ранее эксперт объяснил, почему стоит вернуться к использованию кнопочных телефонов. В частности, он сообщил, что такие устройства дольше держат заряд батареи и более устойчивы к перепадам температуры.
Мнение невролога: последствия использования смарт-устройств для детей 6
Она отметила, что все больше людей жалуются на нарушения сна. Кроме того, люди любого возраста испытывают трудности с засыпанием.
Невролог рекомендует перед сном почитать книгу или журнал, а не «прокручивать» телефон.
Ребенок с телефоном в руках
Вредность экранов для здоровья связана с тем, что сегодня дети начинают использовать различные смарт-устройства в более раннем возрасте. Люди, которым сейчас 30-40 лет, не имели доступа к экранным устройствам в раннем детстве, в то время как современные дети начинают использовать их практически во младенческом возрасте.
Последствия появляются в школе
Обычно последствия того, что маленький ребенок использует слишком много смарт-устройств, проявляются в школьном возрасте, когда ему приходится сидеть на школьной скамье, общаться с другими людьми и слушать то, что говорит учитель.
«Мозгу скучно, потому что раньше он находился в виртуальной среде, где было намного интереснее. Реальная жизнь для ребенка становится непривлекательной, скучной».
Чрезмерное использование умных устройств может привести к ухудшению моторики детей и затруднениям с чтением и письмом в школьном возрасте. «В школе мы можем замечать у таких детей проблемы с обучением, а также трудности с общением и регулированием эмоций, поведенческие расстройства, расстройства пищевых привычек, а также нарушения сна и другие проблемы».
Маленьким детям не нужны смарт-устройства!
Поэтому специалисты рекомендуют запретить детям до трех лет использование смарт- устройств. Их также не рекомендуют до школьного возраста. «Вы можете разрешить полчаса, час в день использовать смарт-устройство, но строго контролировать, и ни в коем случае не давать полуторагодовалому ребенку телефон, чтобы обеспечить маме покой на весь день. Этого не должно быть!»
«Мозг ребенка в дошкольном возрасте растет и развивается очень быстро. Приобретаемые ребенком в это время навыки и способности пригодятся ему на всю жизнь. Если ребенок проводит много времени в смарт-устройстве, он не узнает того, что необходимо для реальной жизни, и это с трудом можно выучить позже, а иногда даже невозможно».
«Мозг на одном пальце»
Считается, что даже контент, предназначенный для детей, не подходит до трехлетнего возраста.
Когда ребенку придется начать писать или выполнять какую-то другую работу руками, это будет неловко. Рукоделию и другим утонченным вещам научиться в более позднем возрасте будет значительно труднее. Поэтому контент, предназначенный для детей, в некоторой степени считается самообманом родителей. Хорошо, если это занимает 15 минут в день, но в принципе, в этом нет необходимости».
Опасные игры
Вестермане также подчеркнула, что интернет-контент также должен контролироваться и для детей школьного возраста. Им нельзя разрешать играть в игры или смотреть видео на YouTube в течение всего дня.
Взрослым легче отделить игры от реальной жизни, а детям сложнее. Например, школьники, которым теперь приходится учиться дистанционно дома, должны прилагать определенные усилия, чтобы делать, по их мнению, скучные вещи. Это связано с тем, что большая часть времени проводится в виртуальной среде. «Они привыкли все время быть интересными в виртуальной среде. Но в реальной жизни не может быть все интересным и захватывающим. Чтобы чего-то достичь, вам часто приходится делать то, что вам не нравится или не вызывает интереса».
Врач отмечает, что в настоящее время все чаще приходится дифференцировать, действительно ли у молодого человека есть неспособность к обучению, которая была обнаружена в ситуации дистанционного обучения, или ему просто впервые в жизни нужно много работать, заставлять себя делать то, что не увлекает, планировать свое время и работу при неясной мотивации.
Родители, которые успокаивают детей с помощью смарт-устройств, должны знать, что после этого у детей могут возникнуть большие проблемы в школе. «Тогда это будет сложно исправить».
Протезы, помогающие адаптироваться к жизни
Невролог также добавила, что смарт-устройства в настоящее время можно использовать как своего рода протез, который помогает адаптироваться к жизни, например, если человек не умеет писать рукой, он может хорошо писать на компьютере.
Есть вероятность, что будущие поколения не будут читать книги или писать рукой, но будут делать это на смарт-устройствах. Опасность в том, что мы все больше полагаемся на такие технологии, как различные виды навигации, и поэтому меньше используем наш мозг. «Если мы попадаем в незнакомое место, где у телефона нет зоны, мы становимся беспомощными».
«Информация о мусоре». Зачем знать, что делают 100 друзей?
Технологии неизбежно входят в нашу жизнь, но мы должны попытаться использовать их разумно и задействовать свой мозг. Не стоит полагаться исключительно на технологии. У взрослых проблемы, потому что мы работаем за компьютерами и другими экранами, а также отдыхаем за ними. Это нагрузка не только для зрения, но и для мозга. Когда вам нужно заснуть, мозг не может выключиться. Для всех нас поток информации усилился по сравнению с тем, что было 20 лет назад. Нам нужно научиться регулировать скорость и интенсивность потока информации. Часто люди осознают это только тогда, когда они «выгорели». Вы должны научиться выключать компьютер в 22:00 и организовать свою жизнь так, чтобы уменьшить зависимость от экранов.
В настоящее время человек начинает свое утро не с общения с членами семьи, а с просмотра социальных сетей и новостных порталов. С одной стороны, возможно, так легче проснуться. Но, с другой стороны, вопрос в том, насколько важно знать, что мои 100 друзей делают в социальных сетях. Это можно назвать «информацией о мусоре».
«Почему я должен знать, что делают и публикуют мои условные 100 друзей? Это может быть интересно, но отвлекает меня от основной работы. Тратится много времени, взрослые отмечают, что при входе в Facebook теряется время, которое следует уделять работе или другим обязанностям».
Фоновый шум телевизора
Невролог также обратила внимание на то, что нехорошо, если телевизор все время работает в фоновом режиме. Лучше, если фоновый шум не будет непрерывным, потому что после этого могут быть трудности нахождения в тишине, например, спокойно заснуть, расслабиться и сосредоточиться на любой работе. Также следует понимать, что человеческий мозг не может одновременно сосредоточиться на передаче телевидения и информации, имеющейся в телефоне, учебниках, разговорах и т. д. «Наше внимание одновременно может быть сконцентрировано только на одном деле».
Чем вредны игры на телефоне
Зависимость от телефонных игр
Среди зависимостей, которые есть в нашей жизни, есть зависимость от мобильного телефона. Нынешние технологии дошли до того, что мобильный телефон стал глобальным средством связи по средствам звонков, смс и интернет. Кроме того, в телефонах присутствует ряд дополнительных функций: фото-видео камеры, игры, программы, записные книжки, будильники, MP3 плееры, радио и т.д.
Настораживает мобильная зависимость у детей и подростков, ведь вместо того чтоб на уроках заниматься учёбой они играют в игры, общаются, слушают музыку, сморят фото, видео ролики многие из которых никогда бы не прошли цензуру, хотя помимо детей страдают также и сами взрослые. Ученые не как не определятся, есть ли физическое воздействие на здоровье человека мобильного телефона, но зависимость от него очевидна.
Зависимость — отношения между объектами, характеризующиеся подчинением одних объектов другими. Разница же между привычкой и зависимостью заключается в неспособности человека противостоять зависимости, он всецело поглощен ею, в то время как привычка просто делает обращение с предметом более простым, легким и занимающим меньше времени и внимания выполняющего. Игровая зависимость— это такая форма психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении играми.
На данный период времени, мы просто не представляем свою жизнь без сотового телефона. Сейчас, практически каждый человек использует мобильную связь. Согласитесь, ведь это очень удобно и не слишком дорого.
Мобильный телефон помимо функций связи стал использоваться как средство «убивание времени». Это может быть как не осознанное включение телефона, просмотр приложений, но так же, как форма игры. Зависимость от телефонных игр можно сравнить как зависимость и от компьютерных игр, отличие это его удобный способ перемещения и использования в любое время и в любом месте.
Зависимость от игр — новая болезнь, которая поражает преимущественно молодых людей, подростков и детей, хотя, конечно, есть исключения. Хоть такого рода зависимость не имеет ничего похожего с инфекцией, она все же распространяется со скоростью эпидемии по всему миру.
Зависимость от телефонных игр формируется постепенно, но если заядлого игромана отвлечь от телефона больше, чем на два часа, у него формируется ломка и необходимость играть, как у алкоголика — пить.
Есть несколько признаков зависимости от игр:
— Нежелание оторваться от игры на телефоне;
— Неспособность спланировать свою работу;
— Раздражение и агрессия в случае отрыва от игры;
— Отказ от общения с друзьями;
— Пренебрежение домашними делами;
— Пренебрежение сном и личной гигиеной;
Если у вас или же у кого-то из вашего близкого окружения наблюдаются подобные симптомы, то это, скорее всего зависимость от игр. Но зависимость от игр успешно лечится, в итоге, человек может вернуться к нормальной жизни. Важным этапом на пути к излечению будет выявление причин, которые побудили игромана уйти из реальности в игровой мир.
Итак, что же делать, если вы обнаружили, что у вас присутствуют некоторые признаки зависимости от телефона? Ну, во-первых, вам нужно научиться ограничить время, потраченное на телефон. И вот несколько советов, которые вам в этом помогут:
И в заключение, нужно сказать, что если вы обнаружили у себя телефономанию, то не стоит отчаиваться, ведь любая проблема решается. Если приведенные выше советы вам не помогают, то обратитесь к психологу, и обсудите с ним эту проблему.
ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи»
Не увлекайтесь. К чему приводит чрезмерное использование телефона и планшета
Существуют ли заболевания, вызванные слишком активной эксплуатацией электронных гаджетов?
Насколько опасно излучение, которое дают гаджеты? И способно ли оно вызвать онкозаболевания и психические расстройства? Об этом в материале «Белгородских известий»
Утомление глаз и ослабление зрения
Если вы постоянно сидите в смартфоне, увлёкшись очередной игрой или листая странички в соцсетях, то перенапрягаете глаза. Рассматривать мелкие предметы и читать текст с экрана некомфортно, даже если у вас самый большой дисплей. Конечно, это можно делать недолго. Но постоянная привычка зависать в телефоне через год-два скажется на здоровье глаз. Именно с мобильниками врачи связывают резкое падение зрения у подростков. В мире даже появилось понятие «экранная близорукость». Чрезмерное увлечение смартфонами может провоцировать дистрофию сетчатки и астенопию – повышенную утомляемость глаз.
Что делать? Держите телефон на расстоянии не менее 40 см от глаз. Не читайте и не смотрите фильмы со смартфона и планшета в темноте. Прерывайтесь каждые 20 минут и дайте глазам отдохнуть. Чаще моргайте. Постарайтесь не читать в транспорте: там не всегда хорошее освещение и постоянная тряска, отчего глаза перенапрягаются.
Боль в спине, искривление позвоночника
Если вы долго сидите со смартфоном в руках или играете в приставку в неудобном положении, быстро утомитесь. В перспективе могут возникнуть различные искривления, артриты и артрозы. Вспомните, как вы наклоняете голову, когда читаете что‑то с экрана. Чем ниже наклон, тем больше нагрузка на шейный и грудной отделы. Ещё одно возможное последствие – появление второго подбородка. А если вы готовите что‑то на кухне, зажав телефон между ухом и плечом, то ждите проблем с мышцами шеи, искривления позвоночника в шейном отделе, а также ущемления нервов.
Что делать? Во время разговора держите голову прямо. Телефон должен находиться в руке. Не читайте со смартфона или планшета на ходу. Сидя, следите за осанкой, старайтесь не наклонять голову вперёд.
Проблемы с кожей
Наш телефон так же, как и клавиатура компьютера, – рассадник бактерий. А ведь мы постоянно держим его у лица. Когда смартфон нагревается, бактерии становятся ещё активнее, а потому могут провоцировать сыпь и дерматиты. У тех, кто любит держать ноутбук на коленках, высыпания возможны и на ногах.
Что делать? Следите за чистотой ваших гаджетов, ежедневно протирайте их антибактериальными салфетками.
Тугоухость и синдром фантомной вибрации
Когда мы на большой громкости слушаем музыку в наушниках, барабанная перепонка травмируется, а в слуховом нерве происходят негативные изменения. Со временем слух ухудшается, могут возникать головные боли. Частые разговоры на большой громкости провоцируют боль и шум в ушах, вызывают неврит слухового нерва.
Что делать? Не слушайте музыку в наушниках на максимальной громкости. Телефонные разговоры сокращайте до 5 минут. Общее время дневного телефонного общения не должно превышать 30–40 минут. Если приходится разговаривать дольше, не подносите смартфон близко к уху, по возможности используйте громкую связь.
Психические расстройства
Чрезмерная привязанность к гаджету – это уже отклонение. Человек боится потерять свой телефон и всю информацию на нём. Он постоянно достаёт его и проверяет, нет ли новых сообщений. А если забывает смартфон дома, то и вовсе впадает в панику. Некоторые регулярно чувствуют фантомную вибрацию, однако, когда достают телефон из сумки, видят, что никто не звонил и не присылал сообщения. Электромагнитное излучение от телефона хоть и считается относительно безопасным, но может вызывать бессонницу и головную боль.
Особенно подвержена изменениям детская психика. Если ребёнок постоянно пользуется телефоном и долго сидит в Интернете, он начинает плохо усваивать информацию, может стать нервозным. Его внимание ухудшается, становится сложно концентрироваться на одном занятии даже в течение часа – так проявляется зависимость от мобильных устройств.
Что делать? Ограничьте время использования мобильных гаджетов. Если вы ловите себя на мысли, что от безделья пролистываете первые попавшиеся странички в Интернете, откладывайте смартфон подальше. Не оставляйте телефон на ночь близко к своей кровати, особенно на уровне головы. Не давайте девайсы детям до 3 лет. Время, которое ребёнок 3–5 лет проводит с планшетом, не должно превышать 60 минут. В 5–17 лет рекомендуют пользоваться мобильными гаджетами не более 2,5 часов.
Проблемы с руками
Когда мы часто пользуемся смартфоном, наши пальцы постоянно повторяют одни и те же движения. Это провоцирует боль и напряжение в руках. Одно из возможных последствий – синдром запястного канала. При этом сдавливается срединный нерв под поперечной связкой запястья, пальцы немеют, появляются боли в руках. Если вы часто набираете текст или прокручиваете экран, то можете приобрести тендовагинит – воспаление сухожилия и его оболочки. Ещё один сравнительно новый синдром – боли и судороги в большом пальце. Им страдают те, кто постоянно задействует этот палец в работе с телефоном и планшетом.
Что делать? Во время работы с гаджетами регулярно прерывайтесь, встряхивайте и разминайте руки.