Чем вредят ходунки детям

C какого возраста можно ходунки ребенку?

Некоторые родители считают приобретение детских ходунков чем-то важным и ставят такую покупку в один ряд с кроваткой, коляской и ванночкой. Нередко их дарят родственники молодых родителей. Но вопрос о том, нужны ли ходунки ребенку, остается открытым. Давайте разберемся, стоит ли вообще их покупать и с какого возраста можно использовать?

Историческая справка

Изначально ходунки появились еще в 1940 годах и были придуманы в качестве вспомогательного приспособления для инвалидов и пожилых людей. Задачей этого устройства было сохранение вертикального положения и равновесия при ходьбе. Ходунки для детей появились несколько позже — в 1953 году. А современный облик они приобрели только в семидесятых. В России же ходунки появились на прилавках магазинов двадцать лет назад. Советские врачи считали ходунки вредными для развития детей, так что в стране был установлен запрет на их производство и продажу. Некоторые современные специалисты полностью согласны со своими старшими коллегами, заявляя о вредности устройства. Тем не менее многие родители продолжают использовать этот девайс для своих малышей. Так что, если Вы задумались о приобретении ходунков, нужно хорошо взвесить все за и против.

Преимущества

Чем вредят ходунки детям. Смотреть фото Чем вредят ходунки детям. Смотреть картинку Чем вредят ходунки детям. Картинка про Чем вредят ходунки детям. Фото Чем вредят ходунки детям

Известный педиатр Евгений Комаровский считает ходунки приспособлением, нужным родителям, а не их ребенку. Достаточно просто посадить ребенка в ходунки и заниматься домашними или рабочими делами. Малыш из них никуда не денется, не упадет, не налетит на острый угол и, конечно, не будет доставлять лишних хлопот*. При этом современные ходунки — это вещь, которая действительно способна привлечь внимание ребенка. Их делают яркими, нередко дополняют игровой зоной, даже музыкальными приспособлениями. Ребенку в ходунках гораздо интереснее, чем в кроватке или манеже. А некоторые сторонники этого приспособления заявляют, что ходунки несут в себе пользу, так как имеют развивающую функцию.

Недостатки

Ходунки все-таки не обеспечивают полноценной безопасности ребенка. Они вполне могут перевернуться, если:

Существует обоснованное мнение врачей, которые говорят о прямой опасности ходунков. Разумеется, речь идет не о часе, проведенном малышом в таком положении, а о нескольких*.

Опасность для позвоночника

Новорожденный малыш может только лежать, затем он учится переворачиваться, потом — садиться, и только после этого — стоять и ходить. Такая последовательность важна для правильного развития опорно-двигательного аппарата. Сидеть ребенок начнет только тогда, когда его позвоночник достаточно окрепнет, а пойдет, когда мышцы ножек станут сильнее. Евгений Комаровский считает, что все эти этапы ребенок должен проходить самостоятельно, и только тогда, когда детский организм будет к этому готов*. Вынуждать ребенка принимать вертикальное положение до того, как его позвоночник окрепнет — верный путь к болезням позвоночника. Но это опасно лишь в том случае, если родители решают использовать ходунки для ребенка, который еще не умеет самостоятельно передвигаться или хотя бы сидеть. Со скольких месяцев ребенок может передвигаться самостоятельно? Врачи говорят, что малышу до 9 месяцев ходунки противопоказаны.

Опасность травм

Чем вредят ходунки детям. Смотреть фото Чем вредят ходунки детям. Смотреть картинку Чем вредят ходунки детям. Картинка про Чем вредят ходунки детям. Фото Чем вредят ходунки детям

Исследователи из Национальной детской больницы США говорят о другой опасности устройства: с 1990 по 2010 год более 250 тысяч детей попали в отделения неотложной помощи из-за травм, связанных с использованием ходунков. Так что покупать ходунки, чтобы оставить ребенка в комнате одного, не лучшая идея. Какие выводы можно сделать?

Можно ли детям ходунки? Если соблюдать все правила — да, риск использования ходунков можно легко минимизировать.

Как выбрать?

Выбрать ходунки очень непросто. Ассортимент этого товара довольно велик: есть и бюджетные варианты, и модели из «люксового» сегмента. При этом они могут различаться не только материалами, но также наличием дополнительных модулей, специальными тормозами безопасности, предотвращающими падение с лестницы, и массой других характеристик. Прежде чем выбирать подходящие ходунки, стоит ознакомиться с отзывами реальных владельцев. На что стоит обращать внимание?

Надежное основание. Оно должно быть достаточно широким, изготовлено из металла или толстого пластика. Важно крепление и качество колес. Обычно они сделаны из прочного пластика, который используется для офисных кресел. Колеса у ходунков могут быть силиконовые. Они бесшумные, не царапают напольные покрытия.

Отдельно стоит обратить внимание на крепления: они не должны вылетать, но при этом — легко вращаться. Неплохо, если у них есть фиксатор, который позволяет «обездвижить» ходунки.

Сиденье и спинка. Сиденье должно быть мягким, с регулируемой глубиной посадки. Предпочтительно сиденье из гидрофобного материала и съёмное, чтобы постирать.

Спинка мягкая, но с плотной основой, чтобы поддерживать спину ребенка в анатомически правильном положении. Высота сиденья и спинки должна регулироваться по мере роста ребенка.

Дополнительные модули. Это может быть столик (тогда ходунки можно использовать и как стульчик для кормления), музыкальные кнопки, игрушки и другие яркие дополнения.

Противопоказания к использованию

Чем вредят ходунки детям. Смотреть фото Чем вредят ходунки детям. Смотреть картинку Чем вредят ходунки детям. Картинка про Чем вредят ходунки детям. Фото Чем вредят ходунки детям

Сажать ребенка в ходунки нельзя, если:

Для детей с ДЦП существуют специальные ходунки, которые следует покупать только после консультации со специалистом. А для других детей врачи рекомендуют придерживаться следующих рекомендаций:

Отдельно о мальчиках

Из-за физических особенностей мальчиков многие родители опасаются их длительного пребывания в ходунках. Аргументируют они это возможным негативным влиянием на формирование мочеполовой системы мальчиков из-за постоянного трения промежности, сдавливания половых органов и возникновения опрелостей. Однако педиатры советуют придерживаться общих рекомендаций, выполняя все те же правила для использования ходунков: ребенка нужно сажать в них не более чем на час в день.

Отдельно о девочках

Пока родители беспокоятся о мальчиках, больший вред ходунки представляют именно для девочек, так как они более подвержены риску развития дисплазии тазобедренных суставов. Это заболевание опорно-двигательного аппарата усугубляется нахождением в ходунках, особенно если его не успели диагностировать вовремя. Так что ходунки для девочек могут быть более опасными, чем для мальчиков. Прежде чем покупать этот девайс, стоит проконсультироваться со специалистом.

Источник

Ходунки — польза или вред?

Чем вредят ходунки детям. Смотреть фото Чем вредят ходунки детям. Смотреть картинку Чем вредят ходунки детям. Картинка про Чем вредят ходунки детям. Фото Чем вредят ходунки детямОчень часто на приеме у детского ортопеда родители задают нам вопрос: «Можно ли использовать ходунки?». И хотя в медицине в целом, и в ортопедии, в частности, существует много тем для споров между врачами, но что касается использования ходунков, прыгунков и т.п. приспособлений, ортопеды всего мира давно пришли к однозначному ответу — ходунки приносят гораздо больше вреда, чем пользы.

Обучение, начало ходьбы — это очень важный этап для любого ребенка, и это прекрасно понимают и родители — ведь одной из самых значимых вех развития малыша, наряду с первым словом, первой улыбкой, первым «гуканьем», являются и первые шаги, которым радуются, о которых помнят и стараются запечатлеть на фото и видео. Однако для того, чтобы ребенок начал устойчиво ходить, в его организме должна произойти огромная трансформация от лежащего до прямоходящего человечка. И в этой трансформации задействован целый спектр органов и систем — от мозга и вестибулярного аппарата, до костей и мышц. Причем, весь этот процесс должен проходить естественно, можно сказать «природно» и постепенно — именно тогда все органы и системы маленького человечка смогут правильно подготовиться, развиться и «созреть» для перехода к этапу ходьбы.

Так почему же на этом этапе нельзя использовать ходунки? Ведь казалось бы, помещая малыша в это приспособление мы помогаем ему становиться на ноги. На самом деле все с точностью наоборот.

Детские ходунки нельзя использовать потому, что:

Мы постарались достаточно подробно объяснить, почему детские ходунки приносят гораздо больше вреда, чем пользы. В принципе, польза у них только одна — ребенок «освобождает руки» матери, и с этой своей ролью они очень хорошо справляются. Конечно, нельзя говорить о полном и безоговорочном запрете ходунков. Если малыш будет находиться в них не более 15 минут, не более двух-трех раз в день, например, когда мама хочет выпить чая или сходить в туалет, то вреда они не принесут. Если злоупотреблять — будут проблемы.

Если у вас еще остались какие-то вопросы, вы можете записаться на прием к ортопеду здесь.

Источник

Детские ходунки и феномен ходьбы на носках

Чем вредят ходунки детям. Смотреть фото Чем вредят ходунки детям. Смотреть картинку Чем вредят ходунки детям. Картинка про Чем вредят ходунки детям. Фото Чем вредят ходунки детям

Полный текст

Аннотация

Актуальность. При обзоре исследований выявлен малый объем данных о возможном влиянии ходунков на формирование паттерна ходьбы на носках.

Гипотезы и цели исследований. В работе рассмотрена гипотеза о формировании аномального двигательного паттерна в виде предпочтительного перемещения без опоры на пятку при использовании детских ходунков. Цель исследования — определение ряда эпидемиологических аспектов использования ходунков, выявление аномального паттерна ходьбы на носках, определение достоверности его связи с ходунками, оценка особенностей явления.

Материалы и методы. Было проведено три ретроспективных когортных исследования. В выборки включено 749 детей; количество детей в «ходунковых» группах составило 363. В качестве методов выбраны анамнестический опрос родителей по специально разработанным анонимным вопросникам и статистический анализ данных.

Результаты исследований. Определено снижение использования ходунков в популяции в течение нескольких лет. Установлены причины использования детских ходунков. Рассчитан относительный риск ходьбы без опоры на пятку в «ходунковых» группах: RR2 = 3,555 (2,535–4,990 95 % ДИ) и RR3 = 2,766 (1,178–6,494 95 % ДИ) для второго и третьего исследований соответственно. Выявлен более продолжительный период ходьбы на носках в «ходунковой» группе: М ген. = 14,58 ± 3,49; 11,09–18,07 мес. (95 % ДИ). Установлено увеличение корреляции между ходьбой на носках и ходьбой при помощи детских ходунков при большем времени их использования. Был рассчитан популяционный риск ходьбы на носках в «ходунковой» группе: PAR = 19,647 %. В работе не выявлены статические деформации, ассоциированные с использованием детских ходунков.

Заключение. Детские ходунки определены как фактор, способствующий формированию паттерна ходьбы на носках. Возможно, ходунки являются этиологическим фактором идиопатической ходьбы на носках.

Ключевые слова

Полный текст

Введение

В современном мире человек испытывает воздействие не только природных факторов, но и значительное влияние антропогенной среды. И подобное влияние начинается уже с младенческого возраста, в том числе в виде использования различных приспособлений: кроватки с электронными компонентами, развивающие коврики, автоматические качалки, «прыгунки» и др. В работе представлены данные изучения определенных аспектов воздействия устройства, называемого «детские ходунки». Вопрос о влияния ходунков на младенцев неоднократно возникал в мировом научном сообществе, однако информация о негативном воздействии не является достаточно исчерпывающей.

Современные детские ходунки — это технические устройства на колесной основе, удерживающие ребенка в вертикальном положении. Точное время появления ходунков в подобном виде неизвестно. Однако первые патенты на усовершенствование ходунков появились уже с 80-х гг. XIX в. [1, 2].

Детские ходунки используются родителями в мире довольно широко и в силу различных причин. Исследователи из Дублина (Ирландия, 1995 г.) установили, что 55 % из 158 младенцев находились какое-то время в подобных устройствах. Среди основных причин указывались положительные эмоции ребенка и опыт раннего использования у старших детей [3].

По данным проведенного в США опроса (Вирджиния, 1998 г.), у 77 % из 119 первенцев и у 85 % вторых и последующих детей родители применяли детские ходунки. При этом 78 % респондентов считали, что ходунки были полезны и 72 % рассчитывали, что они помогут ребенку развиться [4]. В Австрии (1994) при опросе семей с малышами в возрасте от 2 до 6 лет выявлено, что 55 % из 240 респондентов пользовались ходунками [5].

В Великобритании (Ноттингем, 1998 г.) у 55 % из 2152 детей, участвовавших в исследовании, родители приобретали ходунки [6].

В работе, проведенной в Ираке (Багдад, 2006 г.), было установлено, что устройства использовались у 83 % младенцев из 100 (44 % девочек, 39 % мальчиков) с 5 и до 8 месяцев. Причинами были следующие: «занять ребенка» — 71 %; «научить ходить раньше» — 54 %; «укрепить ноги» — 28 % [7].

В Объединенных Арабских Эмиратах (2015) данные исследования показали, что из 619 семей 90 % использовали ходунки. В 92 % в качестве причины указывалась безопасность ребенка [8].

Изучение непосредственного влияния детских ходунков на структуру ходьбы в медицинской науке началось с исследования докторов I.R.A.B. Kauffman и M.V. Ridenour в Нью-Джерси (США) в 1977 г. [9]. Изучались электромиограммы нижних конечностей 6 пар гомозиготных близнецов мальчиков. По результатам исследования авторы заключают, что, поскольку структура ходьбы у «ходунковых» и «бесходунковых» детей заметно отличается, положительный эффект от использования ходунков кажется им сомнительным.

В 1999 г. частично данной проблемы в своем исследовании коснулись доктора A.C. Siegel и R.V. Burton из Нью-Йорка [10]. Они проанализировали моторные навыки и умственное развитие 109 детей. В результате было установлено, что «ходунковые» младенцы сидели, ползали и пошли позднее, чем в контрольной «бесходунковой» группе, и они получили более низкие баллы по шкале психического и моторного развития Bayley (BSID). Закономерен вывод авторов, что риски использования ходунков перевешивают их преимущество.

Примерно с конца 80-х гг. параллельно с указанными выше проблемами за рубежом изучалась так называемая «идиопатическая ходьба на носках» (ИХН, англ. idiopathic toe-walking, ITW) [11–14]. В свете изучаемой темы о возможной связи детских ходунков и ИХН упоминали R.H.H. Engelbert et al. в 1999 г. [15]. Аналогичные предположения высказывались и позднее [16, 17]. Однако на данный момент оценка детских ходунков, как этиологического фактора ИХН, не привела к успеху. P. Martín-Casas et al. в исследовании, опубликованном в сентябре 2017 г., не выявили статистически достоверного влияния [18].

Очевидно, что в литературе информации об исследованиях по данной тематике крайне мало. Непосредственно об изменении структуры моторных навыков говорится только в одном наблюдении, и имеется всего одно сообщение о двух случаях контрактуры икроножных мышц и состояния, имитирующего спастическую диплегию. Учитывая структуру данных исследования и сообщения о 6 близнецах и двух пациентах [9, 15], можно заключить, что полученные результаты носят приближенный характер и требуют уточнения.

Собственные эмпирические наблюдения и указанные выше причины подтверждают необходимость дополнительного изучения данной проблемы.

Гипотезы и цели исследований

По современным представлениям, превалирующей является гипотеза о формировании двигательных навыков в виде первоначального «примитивного» паттерна мышечной активности, который сохраняется, но совершенствуется и дополняется новыми элементами по мере развития [19].

На основе эмпирических наблюдений мы выдвинули базовую гипотезу о том, что ходунки нарушают естественный процесс формирования навыка самостоятельной ходьбы как по времени, так и по структуре. Это происходит за счет порочного научения и развития локомоции именно в ходунках, отличающейся от обычной ходьбы. Влияние ходунков, вероятно, имеет несколько точек приложения.

Первый момент — относительно жесткая фиксация в устройстве, что мешает должному динамическому контролю равновесия.

Вторым моментом можно считать препятствие визуальному контролю движений нижних конечностей, что влияет на пирамидно-стриальный уровень, так как, по Н.А. Бернштейну, «сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации» [20].

В исследованиях П.И Иваненко установлено [19, 21], что особенностью вертикальных движений таза (как точки центра масс) в течение периода формирования ходьбы является отсутствие характерного первого пика на диаграммах, указывающее на отсутствие выраженного «маятникообразного» характера движения центра масс в фазу опоры. Следовательно, во второй фазе — выпрямления ноги, когда наступает спад опорной реакции (в конце фазы обозначается ее минимум), подъем общего центра масс менее выражен, чем у взрослого человека. В третьей фазе — наклона голени вперед, когда развивается задний толчок, общее снижение центра масс, при работе мышц в уступающем режиме, менее выражено либо отсутствует. При влиянии ходунков снижение центра масс дополнительно ограничено их конструкцией (наличие «беседки»), а горизонтальное, частично пассивное перемещение ограничено преодолением сил трения в колесной системе устройства. Это, в нашем понимании, увеличивает нагрузку на икроножно-камбаловидный комплекс голени.

Еще одну интересную особенность выявил Ю.П. Иваненко [22]. У ребенка при разгрузке веса тела поднятие стопы в фазу переноса сильно уменьшается и движения ноги напоминают маятниковые движения с заметным выбросом ноги вперед. Кроме того, ребенок при этом имеет тенденцию к ходьбе без опоры на пятку. Аналогичная «разгрузка» происходит и при использовании детских ходунков, в которых ребенок «подвешен» в удерживающей беседке.

Таким образом, при применении ходунков во второй и третьей фазах двойного шага имеется повышенная нагрузка на мышцы – разгибатели стопы, а в фазу переноса — тенденция к опоре на переднюю часть стопы. В совокупности, по нашему мнению, это способствует, согласно классической концепции о доминанте и динамическом стереотипе, формированию аномального двигательного паттерна в виде предпочтительного перемещения без опоры на пятку или ходьбе на носках. Также, вероятно, изменение нагрузки может вызывать различные приобретенные статические деформации стопы.

Указанные изменения нивелируются в ходе онтогенеза, однако на это затрачивается определенное время, следовательно, самостоятельная локомоция задерживается [23], изменяется ее структура. Феномен ходьбы на носках может сохраняться определенное время, а гипертрофированность икроножно-камбаловидных мышц может иметь выраженность до имитации спастической диплегии нижних конечностей, что отмечают в своем сообщении доктора R.H.H. Engelbert et al. [15].

Для изучения различных аспектов влияния детских ходунков были проведены три исследования. В представленной работе мы проанализировали данные, связанные с перемещением без опоры на пятку. С этой позиции целями исследований являлось определение ряда эпидемиологических аспектов использования ходунков, выявление феномена ходьбы на носках, определение достоверности его связи с ходунками, оценка особенности явления.

Ходьба на носках (ХН) — перемещение ребенка на двух ногах без опоры на пятку более 5 шагов подряд, с повторениями в течение 1 недели, в начале ходьбы. Приподнимание на носках без перемещения не учитывалось. Термин введен для интеграции обывательской оценки состояния при анкетировании и нашего понимания гипотетического аномального локомоторного паттерна. В зарубежной литературе встречается в виде термина tip-toe-walking или, чаще, toe-walking.

В исследованиях нами был введен индекс хóдункодень (х/д), который равен нахождению ребенка в ходунках 1 час в день в течение 1 мес. Данный термин заменяет равный по смысловому наполнению, но более громоздкий термин «агрегированный час (день) использования ходунков». Также уменьшается размерность данной варианты, что облегчает расчеты. Термин аналогичен по структуре термину «пачка-год» (англ. pack-year), используемому в крупнейших обсервационных исследованиях ВОЗ о вреде курения.

Пример: 30 мин в день в течение 1 месяца — 0,5 х/д; 2 часа в день в течение 3 месяцев — 6 х/д; 6 часов в день в течение 5 месяцев — 30 х/д.

Материалы и методы

Материалом для работы послужили три ретроспективных когортных исследования, проведенных на базах детской поликлиники ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» и четырех МДОУ г. Ржева (Тверская обл.). Общее количество детей в выборках составило 749; в «ходунковых» группах — 363.

Первое исследование — «Эпидемиологические аспекты использования ходунков и корреляция с вальгусной установкой стоп». Сбор данных проводили с февраля по сентябрь 2016 г. среди детей, рожденных в 01.2015–09.2015 в г. Ржев (Тверская обл.). Всего за учетный период родилось 468 детей, были на приеме 284 (57,14 %). Исключались пациенты, родители которых не могли точно указать необходимые данные, а также дети с тяжелыми врожденными патологиями (всего 16). Включено в выборку 268 младенцев в возрасте с 11 до 18 месяцев. Половой состав выборки: девочки — 133 (49,63 %), мальчики — 135 (50,37 %). Методы исследования — анамнестический опрос родителей согласно стандартизированному, специально разработанному анонимному вопроснику и объективная оценка деформаций стоп. Результаты заносились в таблицу (табл. 1).

Таблица 1. Регистрационный лист исследования

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *