Чем вы можете объяснить что средние века явились периодом
ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 2 Становление наук о человеке
Стр. 17. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что вам известно о древней греко-римской культуре?
Греко-римская культура – это сочетание идей, знаний, обычаев и традиций. Такая смесь была сформирована в результате объединения римского и греческого народов. Она стала отправной точкой всей западной культурной традиции. В центре греко-римской культуры сбалансированная красота, гармоничность и совершенство.
№ 2. С какими именами она связана?
Греко-римская культура связана с именами таких людей:
Гераклит – первым высказал мнение о том, что все организмы на планете развиваются по законам природы, и настоял на том, что полученные знания об этих законах можно использовать и на благо людей.
Аристотель – занимался детальным сравнением органов людей и животных, тщательно изучал их развитие.
Гиппократ – врач-асклепиад, исследования которого оказали значимое влияние на медицину, как на научную, так и на теоретическую ее часть.
№ 3. Почему эпоха Возрождения получила такое название?
В Римской империи культура, искусство и наука так и оставались бы в «мертвой точке», если бы не Великие географические открытия, а также открытия в сфере астрономии, физики и медицины. В христианстве начинает проявляться светское начало, человек осознает, что он творец не только своего мира, но и окружения. Это влечет за собой полную перезагрузку понимания о человеке и о его ценностях. Именно они выходят на первый план.
Стр. 21. Вопросы
№ 1. Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы?
Греческий мыслитель Гераклит в конце VI – начале V века до н.э. сказал, что в мире все постоянно меняется, все циклично и развивается исключительно по законам матушки-природы. Именно его фразу «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!» мы используем до сих пор.
№ 2. Кому из ученых принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии?
Греческий мыслитель Аристотель занимался сравнением органов человека и животных. Именно ему принадлежит термин «организм», который произошел от слова «организация». Во время своих исследований Аристотель заметил, что живые существа отличаются от неживых тел строгой и четкой организаций.
№ 3. Как решал Аристотель проблему души и тела?
Великий греческий мыслитель Аристотель не только ввел термин «организм», он еще первым заметил, что свойством тела человека является и душевная деятельность. Она связана с активной работой мозга, главный аспект которого – получение и обработка информации из окружающей среды. Пока тело живет – происходит душевная деятельность.
№ 4. Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья?
Гиппократ первым стал изучать влияние на человеческий организм всех природных факторов: воды, земли, пищи, температуры, влажности воздуха. Он определил, что главной причиной большинства болезней является именно несоблюдение гигиены.
№ 5. Чем вы можете объяснить, что Средние века явились периодом застоя в изучении человека, его строения и особенностей жизнедеятельности?
После распада Римской империи царил хаос во всех европейских странах. Викинги, саксы и полудикие восточные народы постоянно воевали между собой, что разделило земли на мелкие территории. Огромное влияние на народ имели и идеологические мышления римско-католической церкви. Главная цель мышлений – полное подчинение, смиренность, оправданность феодальным порядкам. На фоне этого светское образование, разные науки, включая медицину, были практически на грани уничтожения.
№ 6. Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей?
Бельгиец Андреас Везалий преподавал в Италии и смог точно передать с помощью своих учеников-художников расположение и размеры человеческого скелета и внутренних органов. Именно он первым выяснил, что правый и левый желудочки сердца человека между собой не сообщаются.
Позже уже английский ученый Уильям Гарвей внес решающее заключение в понятие основных законов движения крови в человеческом организме. Он открыл, что существует два круга кровообращения: большой и малый. Его заслуга в том, что он первым применил экспериментальные методы для разрешения физиологических задач.
№ 7. Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?
С начала 19 века начались большие открытия в сфере анатомии, физиологии и гигиены. Был изобретен сначала оптический, а потом и электронный микроскоп. Это дало возможность изучать строение тканей и клеток на субмолекулярном уровне. С помощью электронных приборов получалось устанавливать природу нервных импульсов, приникать в секреты работы головного мозга.
Стремительное развитие техники помогло химикам и медикам разработать эффективные препараты, включая целый класс антибиотиков, для борьбы с самыми сложными болезнями, инфекциями и патологиями. Кроме того, развилась и такая отрасль медицины, как иммунология. Огромный вклад в это внесли Луи Пастер и Илья Ильич Мечников.
Стр. 21. Задания
№ 1. Систематизируйте знания, полученные из этого параграфа. Составьте и заполните таблицу «Ученые и их достижения в изучении человека»:
Ученый | Достижения в изучении человека |
---|---|
Гераклит (греческий мыслитель) | Определил, то все живые организмы развиваются по законам природы, и что мир постоянно и непрерывно меняется. |
Аристотель (греческий мыслитель) | Первым понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живет тело. Занимался изучением строения и сравнения органов человека и животных. |
Гиппократ (медик античности) | Изучал влияние природных факторов (воды, пищи, земли, воздуха) на здоровье человека. |
Клавдий Гален (римский врач) | Вскрывал тела домашних и диких животных, детально описывал их органы, изучал строение костей, мышц и суставов. Предположил, что человек устроен аналогично строению тела обезьяны. |
Леонардо да Винчи (итальянский ученый и художник) | Изучал, описывал и зарисовывал строение человеческого тела. |
Андреас Везалий (преподаватель из Бельгии) | Описал и отобразил расположение внутренних органов и строение скелета человека. Установил, что левый и правый желудочки сердца человека не сообщаются между собой. |
Уильям Гарвей | Впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем. |
Рене Декарт | Открытие понятия «рефлекс». |
Луи Пастер и Илья Ильич Мечников | Развитие науки об иммунитете, проведение операций по пересадке органов. |
№ 2. Используя дополнительную литературу и интернет-источники, подготовьте сообщение или презентацию о современных достижениях медицины или фармакологии – науки о лекарственных веществах и их действии на организм.
Фармакология – это целый комплекс медико-биологических исследований лекарственных веществ и их действий на организм. В широком понимании фармакологией называют науку о физиологических активных веществах в целом.
Уже в 20 веке в фармакологии, как в науке в целом стали появляются такие основополагающие научные теории:
Теория синоптической передачи,
Принципы молекулярной фармакологии.
Все они несут в себе как теоретическое, так практическое развитие данной науки.
Огромное внимание в течение последних десятилетий в фармакологии уделяется разработке инновационных лекарственных средств. Их изготовление и внедрение в медицинской практике обосновано повышением эффективности лечения различных заболеваний, которые когда-то считались неизлечимыми. Также это ведет и к постепенному отказу от тех способов терапии, которые уже устарели и считаются менее эффективными, либо оказывают необратимые побочные эффекты на человеческий организм.
За последние десятилетия весомыми открытиями в области фармакологии можно считать:
Разработку и внедрение гормональных препаратов современного поколения,
Создание целого ряда противопаразитарных и противомикробных средств,
Открытие и выпуск психотропных лекарств,
Создание синантропных препаратов и открытие нервной медиации,
Разработку средств на основе простагландинов.
В первую очередь средние века являлись периодом застоя в вопросах изучения анатомии и физиологии из-за того, что в те времена абсолютную власть во всех общественных процессах, в том числе и в научной среде, имела за собой церковь и её служители. А согласно существовавшим в те времен законам никто не имел права, например, проводить эксгумации и/или вскрытия умерших.
Оплодотворенные яйца вместе с калом выходят наружу. Из яйца выходит личинка, покрытая ресничками(личинка первого поколения). Потом личинка попадает в организм прудовика. В теле прудовика появляется хвосатая личинка(личинка второго поколения) и она вновь попадает в воду. Попав в воду, она теряет хвост и покрывается оболочкой. Образуется циста. Оболочка цисты, попавшей в кишечник крупного рогатого скота растворяется и молодой сосальщик переходит в кровь, а оттуда в печень. Там он превращается во взрослый паразит.
Стадии развития:
1. Яйцо
2. Личинка с ресничками
Дальнейшее развитие происходит в организме промежуточного хозяина.
3. Хвостатая личинка
4. Циста
5. Взрослый паразит (в организме основного хозяина)
2. Клетки бактерий НЕ ИМЕЮТ ядра и у них отсутствует большинство органелл. Есть плазматическая мембрана и цитоплазма
3. Клетки бактерий разнообразны по форме. Есть палочковидные, шаровидные, спиральные и изогнутые (бобовидные)
4. Бактерии живут во всех средах обитания.
5. Некоторые бактерии могут вызывать болезни человека, животных, растений, но их гораздо меньше, чем остальных
Углерод растения получают преимущественно из воздуха, водород, азот и кислород – частью из атмосферы, частью из почвы. Соли в растения поступают через корни. И они для растений то же, что рот для животного; листья же заменяют растению легкие. В атмосфере растение получает неисчерпаемый источник воды и углекислоты.
Из следующих составных частей состоит, главным образом, каждое растение: воды, азотистого вещества, именно: белковины, фибрина, клейковины и казеина; безазотистого вещества, клетчатки, или древесины, крахмала, камеди, сахара и других минеральных веществ и солей.
Вода содержится во всех растениях, но больше всего в сочных зеленых травах и корнеплодных растениях, как, например, картофель, свекла, капуста и т.д. Азотистые вещества особенно важны в растениях, так как они совершенно похожи с составом органов животных и, когда они принимают их, эти вещества превращаются в мясо или мускулы. Безазотистые вещества, съедаемые с растениями животными, поддерживают в теле последнего теплоту, доставляя для процесса дыхания углерод и водород.
Безазотистые вещества: древесина, или клетчатка, составляют основу растения, волокна; камедь содержится в растениях в разных видах, например, вишневый клей.
Минеральные вещества в растениях служат для образования костей животных. Содержание их в различных растениях различно.
Чем вы можете объяснить, что средние века явились периодом застоя в изучении человека, его строения и особенностей жизнедеятельн
потому что во время сна,он не слышит своего храпа
то что озеро это сообщество под водой лес это на суше
Железами внутренней секреции, или эндокринными, называются железы, не имеющие выводных протоков. Продукты их жизнедеятельности — гормоны — выделяются во внутреннюю среду организма (кровь или тканевую жидкость). Гормоны обладают высокой биологической активностью, специфичностью действия, дистантным воздействием (влияют на жизнедеятельность органов, расположенных вдали от места образования гормона). Гормоны сравнительно быстро разрушаются, поэтому необходимо их постоянное поступление в кровь.
Гормоны оказывают влияние на обмен веществ путем активации или блокирования синтеза тех или иных ферментов, в результате чего осуществляется регуляция деятельности внутренних органов. Наименование желез внутренней секреции, выделяемых ими гормонов и их физиологическое действие приведены в таблице:
Железы внутренней секреции, выделяемые ими гормоны и их физиологический эффект Железа Гормоны Место действия Физиологический эффект
Щитовидная Тироксин, трийодотиронин Не локализовано Ускоряют обмен веществ и потребление кислорода в тканях
Кальцитонин Кости Влияет на обмен кальция и фосфора
Паращитовидная Паратгормон Кости, почки, желудочно-кишечный тракт Влияет на обмен кальция и фосфора
Поджелудочная (островки Лангерганса) Инсулин Не локализовано Способствует усвоению глюкозы клетками и синтезу гликогена
Глюкагон Печень Стимулирует распад гликогена до глюкозы
а) корковый слой Глюкокортикоиды (кортизон и др.) Не локализовано Влияет на обмен углеводов, белков, жиров
Минералокортикоиды (альдостерон) Канальцы почек Влияет на обмен электролитов и воды
б) мозговое вещество Адреналин Мышца сердца, гладкие мышцы артериол Повышает частоту и силу сокращений сердца, тонус артериол, артериальное давление и др.
Печень, скелетные мышцы Стимулирует распад гликогена
Жировая ткань Стимулирует распад липидов
Норадреналин Артериолы Повышает тонус артериол и артериальное давление
а) передняя доля Соматотропин (гормон роста) Не локализовано Ускоряет рост мышц и костей. Стимулирует синтез белка. Оказывает влияние на обмен углеводов и жиров
Тиреотропин Щитовидная железа Стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы
Кортикотропин Кора надпочечников Стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников
Фолликулостимулирующий гормон Яичники, семенники Стимулирует рост фолликулов в яичнике женщин и начальные стадии сперматогенеза у мужчин
Лютеинизирующий гормон Яичники, семенники Стимулирует развитие желтого тела после овуляции и синтез им прогестерона у женщин. У мужчин стимулирует развитие ткани семенников и секрецию андрогенов
Пролактин Молочная железа Разрастание ткани молочной железы, продукция молока
б) задняя доля Антидиуретический гормон (вазопрессин) Канальцы нефрона Усиливает обратное всасывание (реабсорбцию) воды
Артериолы Увеличивает тонус, повышает артериальное давление
Окситоцин Мускулатура матки Сокращение мышц матки, изгнание плода
Семенники Тестостерон Мужские половые органы Стимулирует их рост и функционирование
Не локализовано Стимулирует развитие вторичных половых признаков
Яичники Эстрон, эстрадиол Женские половые органы Стимулирует их рост, развитие и циклическую функцию
Молочная железа Стимулируют развитие протоков
Весь организм Стимулируют развитие вторичных половых признаков
Поджелудочная и половые железы являются железами как внешней, так и внутренней секреции, т. е. смешанными.
Кроме упомянутых выше эндокринных желез, гормоны выделяются некоторыми органами и тканями. Это гормоны местного действия: например, гастрин желудочно-кишечного тракта усиливает секрецию желудочных желез и поджелудочной железы, усиливает моторику желудка, тонкой кишки и желчного пузыря; секретин усиливает секрецию поджелудочной железы; ренин почек оказывает сосудосуживающее действие и т. п.
Чем вы можете объяснить что средние века явились периодом
Подробное решение параграф § 17 по истории для учащихся 6 класса, авторов Бойцов М.А., Шукуров Р.М. 2016
1. Пока города ещё были слабы.
1. Объясните подробнее причины упадка образования в Западной Европе.
2. В каких регионах бывшей Римской империи дело с образованием обстояло лучше?
В тех регионах, где было сильнее влияние христианской церкви, а также в тех, которые были ближе к Риму: Италия, юг Франции.
3. Чем обучение в средневековой школе отличается от ваших школьных занятий?
Тем, что школы в Средневековье основывались при Церкви и все предметы были связаны с религией. Ученики изучали Священное писание, псалмы, а также «семь свободных наук». Кроме того, образование в Средневековье было не общедоступным, а являлось привилегией тех, кто должен был служить Богу.
2. Новые школы.
1. Чем городские школы отличались от церковных?
Городские школы не подчинялись церкви и в них изучалось не Священное писание, а «практические дисциплины» (математику, медицину и др.).
2. Как вы думаете, почему во врачебных школах изучали сочинения античных и восточных авторов?
Потому что новых работ и достижений в области медицины не создавалось, так как основное внимание уделялось религиозной литературе. А в Античности и на Древнем Востоке было написано много трудов на тему медицины.
3. Рождение университетов.
1. Почему именно право, медицина и богословие стали высшими предметами в университетах?
Возможно, потому что они отыгрывали важнейшее значение для общества. Богословие изучалось по причине большого влияния церкви, медицина была необходима для выживания людей, а изучение права давало возможность поддерживать порядок в обществе
2. Почему университеты так дорожили своей свободой и почему городские власти вынуждены были терпеть университетские вольности?
Свобода университетов давала возможность быть независимыми в программах изучения, в денежных средствах, правилах приема и т.д.
Городские власти вынуждены были терпеть университетские вольности, потому что они давали образованных людей, которые потом руководили городами (или давали советы в управлении), служили в церкви, лечили людей, а главное передавали свои знания дальше.
4. Университетская жизнь.
Каким образом университеты способствовали сближению европейских стран? Почему богатые и влиятельные люди считали нужным поддерживать университеты?
Благодаря тому, что университеты находились в разных странах, многие люди переезжали из одного государства в другое для того, чтобы послушать лекции и получить знания. Также европейские страны сближало использование одного языка – латинского.
Я думаю, что богатые и влиятельные люди поддерживали университеты для того, чтобы в случае необходимости получить советы или помощь в тех или иных вопросах.
Вопросы в конце параграфа.
1. Почему именно Церковь сохраняла и распространяла образование в Средние века?
Потому что пока города Западной Римской империи находились в упадке вначале из-за нападения варварских племен, а потом из-за междоусобных войн и нападения соседских племен, только Церковь, благодаря своему влиянию и богатству, могла создавать и содержать школы. Тем более именно Церковь нуждалась больше всего в образованных людях.
2. Почему городские школы начали со временем соперничать с церковными?
Потому что по мере роста городов им в управлении также стали быть нужны образованные люди, прежде всего юристы и врачи.
3. Почему в средневековом обществе возникла потребность в университетском образовании?
Развитие ремесла, рост городов, расширение торговых связей требовали большое количество образованных людей. В свою очередь и церковь нуждалась в распространении своего авторитета, поэтому в университетах открываются богословские факультеты
Вопросы к дополнительному материалу.
Как вы думаете, в рамках какого из «семи свободных искусств» раньше всего начала развиваться схоластика?
Объясните требования, предъявлявшиеся к магистрам и студентам. Почему выдвигаются такие требования? Почему постановление выносит посланник папы римского?
Потому что студентом должен быть образованный человек, который будет достойно представлять себя и свою профессию. Кроме того студенты должны были получить свои знания от известного ученого. А постановление выносит посланник папы римского потому, что в университетах обязательно изучалось богословие, как неотъемлемое составляющее средневекового общества.
Попробуйте предположить, почему лучшим был признан первый способ чтения лекций.
Возможно, потому что при восприятии информации на слух человек запоминает лучше, чем при механическом записывании.