Чем вы можете объяснить восстановление железного занавеса после окончания второй мировой войны
Задания к § 37 «Идеология и культура»
Задание № 1. Ответьте письменно на поставленные вопросы.
1. Чем вы можете объяснить восстановление «железного занавеса» после окончания Второй мировой войны?
2. В чем конкретно это проявилось?
3. Какие последствия имело для советской культуры и науки проведение в жизнь курса на самоизоляцию?
1. Испортились отношения СССР с союзниками. «Железный занавес»был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом».
2. Это сильно повлияло на деятелей культуры. Многие произведения, журналы и др. творчество объявлялось пропагандой «чуждой духу партий», усиливалась цензура.
3. Многие деятели культуры были отправлены в ссылку. Научные дискуссии проводились не с целью развития науки, а использовались партией для усиления партийной направленности науки. Вся культура и наука были направлены на нужды партии. Роль науки сводилась, кроме этого, еще и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться «партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук.
Задание № 2. Напишите под портретами фамилии деятелей культуры и кратко ответьте на поставленные вопросы.
1. Авторами каких произведений они являются?
2. Как отнеслась власть к их творчеству в послевоенные годы?
3. Как сложилась личная судьба этих людей в дальнейшем?
4. В чем вы видите причины такого отношения властей к творчеству этих представителей отечественной культуры?
1. Ахматова : «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник». Зощенко: «Забавное приключение», «Голубая книга», «Аристократка», «Агитатор», «На живца», «Стакан»
2. Обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Тематика Ахматовой ограничена, а Зощенко изображает советских людей бездельниками.
3. Их жизнь стала ограниченной, их сделали невыездными.
4. В их произведениях присутствовала критика власти, они могла открыть глаза на это своим читателям.
Задание № 3. Прочитайте документ и письменно ответьте на поставленные вопросы.
1. Чем можно объяснить резкое падение интереса зрителя к театральным постановкам в послевоенные годы?
2. Чем можно объяснить изложенное в отрывке воспоминаний Г.П.Вишневской отношение к ситуации в одном из ведущих театров? Что нового проявилось именно в послевоенные годы?
1. Спектакли прославляли партию, её политику, лидеров. Люди устали от политизации культурных произведений.
2. ЦК контролировал деятельность театров. Текст опер заменялся и политизировался; прославлялись только указанные партии и герои.
Задание № 4. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
1. Каково ваше отношение к позиции академика Л. Ландау?
2. Чем вы можете объяснить кампанию по борьбе с «космополитизмом» в советской науке и культуре в эти годы?
3. В чем конкретно эта борьба выражалась?
4. Какие деятели культуры и науки пострадали в ходе этой кампании?
5. Как вы можете оценить последствия борьбы с «космополитизмом» для развития советской науки и культуры?
1. Я поддерживаю позицию академика, так как считаю, что наука это достояния всего мира, ее нельзя делить на советскую науку и науку остальных стран. Но, и, полностью забывать о успехах советской науки не следует.
2. Я думаю, чтобы избежать утечки информации в другие страны, чтобы они не могли использовать открытия советских ученых.
3. Но, и, полностью забывать о успехах советской науки не следует.
4. Академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А. Сперанский, И. Шмальгаузен и их ученики, Г. Ф. Александров.
5. Страну изолировали от мировых результатов. СССР отставал от запада по важнейшим направлениям наук, в частности кибернетика и биология.
Задание № 5. Дайте определения понятиям, приведенным ниже:
Задание № 6. 1. Кратко опишите достижения отечественной науки и культуры в послевоенные годы, которые произвели на вас наибольшее впечатление.
2. В чём вы видите главные предпосылки этих достижений?
Восстановление «железного занавеса»
С лета 1946 года власти развернули широкое наступление против «западного влияния» на развитие отечественной культуры. По существу, речь шла о наступлении на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней. Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию, А. А. Жданов. «Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 года кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.
Литература
В постановлении оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года № 274 «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Особой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова. «борьбы за чистоту литературы» стало закрытие ряда журналов, запрещение литературных произведений, «проработка», а порой и репрессирование их авторов, а главное — застой в отечественной литературе.
Театр и кино
Вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино. В постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» ЦК потребовал исключения из репертуара театров всех пьес зарубежных авторов, что начало массовую компанию против «декадентских тенденций» в театре.
Музыка
В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке». Вместо произведений опальных композиторов звучали хоровые и сольные восхваления Сталина и счастливой жизни советских людей, строящих под руководством партии райскую жизнь на земле. Всё это не только обедняло отечественную культуру, но и изолировало её от лучших достижений мировой культуры. И всё же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь — в освоении огромного классического наследия.
Научные «дискуссии
Наиболее типичной из таких «дискуссий» стала дискуссия по проблемам биологии. Её инициировал президент ВАСХНИЛ Т. Д. Лысенко, в 1947—1948 годах возобновивший атаку на генетиков и биологов-менделистов.
Критика «мухолюбов-человеконенавистников» завершилась тем, что на августовской (1948 г.) сессии ВАСХНИЛ академики были изгнаны из академии, лишились возможности заниматься исследовательской работой. Вместе с ними оказалась на долгие годы в «изгнании» и сама генетика, в которой отечественные учёные в 1930-е годы занимали ведущие позиции.
Дискуссии в исторической науке
Парижская конференция.
СССР выступало за поддержку и ликвидацию отношения «как к агрессору» к Германии, опасаясь новых волн реваншистских настроений.
Парижская мирная конференция (29 июля — 15 октября 1946) завершилась подписанием Парижских мирных договоров 10 февраля 1947 года. Страны победители во Второй мировой войне (СССР, США, Великобритания и Франция) провели переговоры с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией. В итоге, договоры позволили Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и Финляндии вернуть себе права суверенных государств в международных послевоенных отношениях и стать членами ООН.
Положения договоров касались военных репараций, обязательств по отношению к правам национальных меньшинств и территориальных изменений, включая конец Итальянской колониальной империи в Африке и изменений итало-югославской, венгро-словацкой, румыно-венгерской, советско-румынской, болгаро-румынской, франко-итальянской и советско-финской границ.
Политические положения предусматривали, что подписавшие должны «принять все необходимые меры ради обеспечения всех лиц под своей юрисдикцией, невзирая на расу, пол, язык и религию, правами человека и основных свобод, включая свободу слова, печати и издания, религиозного культа, политических убеждений и общественных собраний».
Граждане, в военное время задействованные в партизанском движении стран-союзников, не подверглись наказанию. Каждое правительство предприняло меры по предотвращению возрождения фашистских организаций или иной другой «политической, военной или полувоенной, чьей целью было лишить людей их демократических прав».
Особенно в Финляндии репарации и продиктованное изменение границ было воспринято как большая несправедливость и предательство западных стран после симпатии, которую продемонстрировал Финляндии Запад во время начатой СССР Зимней войны 1939—1940 годов. Тем не менее, эта симпатия сошла на нет из-за финского сотрудничества с нацистской Германией во время Советско-финской войны 1941—1944.
В это время Финляндия не только вернула территории, потерянные по Московскому мирному договору 1940, но также продолжила наступление вглубь СССР, занимая широкую полосу советской территории. Это заставило Великобританию объявить войну Финляндии в ноябре 1941, ещё сильнее ослабив политическую поддержку Запада этой стране.
Приобретение СССР финских территорий было оговорено Московским перемирием от 19 сентября 1944 года и привело к увеличению приобретений по Московскому мирному договору 1940 года, который закончил Зимнюю войну.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.