Чем вы объясните то обстоятельство что в ряде случаев демократы проводили агрессивные
Чем вы объясните то обстоятельство что в ряде случаев демократы проводили агрессивные
Подробное решение параграф 42 по истории для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Базовый уровень 2013
Прокомментируйте приведенные данные. Чем вы объясните изменение показателей в разные годы? (с. 321)
Ответ: Известно, что в военное время значительно выросли объемы промышленного производства. Уже после войны другие страны восстанавливают, а после начинают развивать свои экономики. Постепенно конкуренцию США начинают составлять Япония и Китай. А в США принят курс на развитие наукоемких отраслей.
l. Объясните, что способствовало превращению США после Второй мировой войны в лидера западного мира. Как вы полагаете, является ли это лидерство абсолютным?
Это лидерство не является абсолютным.
2*. Охарактеризуйте позиции США в политической, экономической, культурной сферах жизни в современном мире.
Ответ: В экономической сфере США взяло курс на развитие наукоемкий отраслей промышленности. В мировой экономике они теряют лидирующие позиции. Все больший вес приобретают Япония и Китай. К концу «холодной войны» Япония превратилась в экономическую сверхдержаву, превосходящую любую европейскую страну и способную на равных соперничать в сфере экономики с США. Впечатляющие результаты имеют экономические реформы в Китае, которые заставили говорить об этой стране как о серьезной экономической и политической силе.
Американская глобальная система уделяет гораздо больше внимания методам привлечения на свою сторону разных стран и сотрудничеству с ними, чем давлению и диктату. США опираются на косвенное влияние, пытаясь извлечь выгоду из притягательности своих демократических принципов и институтов. Всё это подкрепляется исключительным влиянием США в области глобальных коммуникаций и массовой культуры, а также ощутимым влиянием американского технологического превосходства и глобального военного присутствия.
3*. Кем (чем) определяется внутренний и внешнеполитический курс США? (Раскройте на примере деятельности одного из президентов.)
Ответ: Чем определялось и в чем заключалось развитие политического курса в США в рассматриваемый период? Широкие полномочия президента страны, совмещающего функции главы государства и главы правительства, верховного главнокомандующего и руководителя внешней политики, назначающего (при согласии сената) и смещающего членов кабинета министров, делают его ключевой фигурой в принятии и осуществлении решений по всем вопросам внутренней и внешней политики. Вместе с тем действия президента страны, возглавляющего исполнительную власть, уравновешиваются так называемой системой «сдержек и противовесов». Это означает, что органы законодательной власти (конгресс, состоящий из сената и палаты представителей) и судебной власти (Верховный суд) имеют возможность в установленном конституцией порядке приостановить или отменить выполнение решений президента, выдвинуть свои инициативы.
Две основные партии США, выдвигающие кандидатов на высшие государственные посты, — демократическая и республиканская — отличаются от большинства известных партий тем, что являются не столько представителями интересов определенной социальной группы — крупных предпринимателей или мелких собственников, рабочих или фермеров, сколько частью избирательной машины. Их главная задача — борьба за власть во время выборов.
Один из наиболее ярких политических лидеров США, президент Дж. Кеннеди, провозгласил политику «новых рубежей». Речь шла об укреплении внутреннего положения и международных позиций страны, ускорении темпов экономического роста, государственном контроле за уровнем цен и заработной платы, в сфере производственных отношений поддерживались идеи «классового сотрудничества». Учитывая, что в результате автоматизации производства в тот период возросла безработица, правительство увеличило расходы на помощь безработным, а также поддержало программы переквалификации, дополнительного обучения рабочих.
«Новые рубежи» намечались и во внешней политике. Кеннеди подверг критике доктрину «массированного возмездия» коммунистическим режимам, заменив ее концепцией «гибкого реагирования», способствующего укреплению военно — политического превосходства США в мире. При демократе и штатском человеке Дж. Кеннеди военные расходы США достигли 60 млрд. долларов в год, тогда как до этого при профессиональном военном Д. Эйзенхауэре они составляли 40 млрд. долларов в год. В апреле 1961 г. была совершена подготовленная ЦРУ попытка вооруженного вторжения 1400 американских наемников на Кубу, закончившаяся провалом.
В октябре 1962 г. произошел так называемый Карибский кризис. Кеннеди в ультимативной форме потребовал от советского руководства убрать с Кубы размещенные там советские ракеты и бомбардировщики среднего радиуса действия. Мир оказался на грани войны. В этой ситуации лидеры США и СССР Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущев сумели сделать по шагу от края пропасти и урегулировать конфликт путем переговоров. Советские ракеты были вывезены с Кубы, США сняли морскую блокаду острова и убрали часть своих ракет из Турции.
4*. Чем вы объясните то обстоятельство, что в ряде случаев президенты — демократы проводили агрессивные внешнеполитические акции, а республиканцы занимались урегулированием международных отношений?
Ответ: Известно, что эмблемой демократической партии является осёл (раскрашенный в цвета американского флага), как символ упрямства в достижении своих целей. Известно также, что США претендовала и претендует на позицию ведущего государства в мире. Возможно с этим связаны агрессивные внешнеполитические акции демократов, стремившихся к распространению своих идей. Примечателен тот факт, что в государствах, где происходили военные конфликты с участием США в последующем делается попытка установить двухпартийную систему по образцу США.
Республиканцы – более консервативная партия.
5. Покажите, в связи с чем в США возникали различные социальные выступления, движения. *Почему подобные выступления имеют место в демократических странах?
Ответ: В разные периоды на первый план выступали различные проблемы и соответственно движения. Во второй половине 40 — х гг. в ответ на принятие закона Тафта — Хартли, который значительно ограничивал права профсоюзов, прошли массовые выступления рабочих, в забастовках участвовали 4 млн 130 тыс. человек.
В 50 — е гг. во многих штатах страны развернулась борьба темнокожих американцев против расовой дискриминации, за гражданские права. В 1955—1956 гг. в городе Монтгомери (штат Алабама) чернокожие жители провели бойкот городского транспорта, в котором были раздельные места «для белых» и «для черных». Возглавил акцию протеста молодой священник Мартин Лютер Кинг. После года упорной борьбы власти вынуждены были отменить сегрегацию в городском транспорте.
Новая волна борьбы чернокожего населения за гражданские права поднялась в середине 60 — х гг. В это время уже не удалось удержать ее в рамках кампании гражданского неповиновения, сторонником которого был М. Л. Кинг. Массовые беспорядки в одном из населенных черными жителями пригородов Лос — Анджелеса летом 1965 г. вылились в стычки с полицией, разрушение домов, магазинов, уничтожение автомобилей и т. д. 34 человека были убиты, 899 ранены, 4 тыс. арестованы. Материальный ущерб составил 45 млн. долларов. В 1968 г. был убит М. Л. Кинг. В середине 60 — х гг. возникла организация боевиков «Черные пантеры», призывавшая к вооруженной борьбе против белых. В 1966 г. волнения черного населения произошли в 42 городах, в 1967 г. — в 114.
Во второй половине 60 — х гг. значительный размах приобрело движение за прекращение войны во Вьетнаме, главным участником которого стала студенческая молодежь. Протест против войны выражался в отказе призывников идти в армию, публичном уничтожении призывных повесток, демонстрациях. По призыву Комитета за мораторий во Вьетнаме осенью 1969 г. 250 тыс. человек провели демонстрацию в Вашингтоне с требованиями скорейшего вывода войск из Вьетнама. Весной 1970 г. треть университетов и колледжей выступила с протестами против вторжения американских войск в Камбоджу. В студенческом городке университета в городе Кенте национальные гвардейцы открыли огонь по студентам (4 человека были убиты, 10 ранены). В ходе антивоенных выступлений высказывалось недовольство внутренней политикой правительства, появились группы молодежи, называвшие себя «новыми левыми». В начале XXI в. происходили выступления против войны в Ираке.
В целом социальные выступления и движения в США во второй половине XX — начале XXI в. показали, что высокий уровень развития, богатство и демократические основы общества сами по себе не устраняют все жизненные противоречия и проблемы людей.
6. Составьте характеристику (очерк) деятельности одного из президентов США второй половины XX — начала XXI в. (используйте биографическую, справочную литературу).
Ответ: Связь внутренней и внешней политики США в 50 — х проявлялась столь рельефно, что в одном из выступлений Эйзенхауэр заявил: «мероприятия внутреннего характера и отношения на международной арене настолько тесно связаны, что во многих случаях неразделимы». При этом Эйзенхауэр не переоценивал своих возможностей ни в политике, ни в экономике. «Я никогда не обучался политике, — признавался Эйзенхауэр. — Я пришёл в неё со стороны на самую вершину». Ещё более определённо президент высказался в отношении своей подготовки в области экономических знаний: «Я деревенский парень и мало что понимаю в экономике».
Следуя классической доктрине республиканизма, Эйзенхауэр считал, что федеральное правительство должно нести минимальные издержки при решении проблем социального обеспечения, что это забота профсоюзов, местных властей и в первую очередь самих трудящихся. Эти взгляды отражали кредо руководства Республиканской партии как партии большого бизнеса. Эйзенхауэр неоднократно заявлял, что государство не должно вмешиваться в экономику, апеллируя к авторитету Линкольна, который утверждал: «Государство должно делать только то, что сами граждане не могут делать наилучшим образом».
Действия самого Эйзенхауэра на поприще решения сложнейших проблем американской экономики 50 — х более, чем скромные. Президенту нельзя было отказать в том, что он со свойственной ему активностью пытался найти решение этих проблем, поставив на руководящие посты талантливых и энергичных людей, но он был во многом скован принципами партийной принадлежности и интересов монополистических кругов, имеющих сильное влияние в республиканской партии.
Президент прилагал личные усилия, чтобы сломать исторически сложившуюся и глубоко укоренившуюся традицию назначать на доходные места по приятельским соображениям. В 1953 году, на первом же заседании правительства, он заявил: «Если кто — либо будет претендовать на должность, ссылаясь на то, что он мой друг, вышвырните его из кабинета».
Эйзенхауэр был одним из немногих политических деятелей США, которые понимали, что Соединённые Штаты не всемогущи и им не всё позволено. «Точно так же как Эйзенхауэр был последним президентом США, признававшим за Конгрессом право решать вопрос об объявлении войны, он же был и последним президентом, признававшим, что даже у Соединённых Штатов ограниченные возможности».
Эйзенхауэр последовательно придерживался антикоммунистических позиций. 24 августа был подписан закон о контроле над коммунистической деятельностью, в котором прямо говорилось о лишении компартии «любых прав, привилегий и иммунитета, присущих организациям, созданным на основе законов США». Жертвами реакционной политики стали многие прогрессивно настроенные лица. Большой резонанс получило дело супругов Розенберг.
Эйзенхауэр неоднократно заявлял о тождестве интересов рабочего и работодателя, труженика и монополиста, не останавливаясь даже перед тем, чтобы напомнить американским трудящимся о том, что и он был в молодости рабочим. Но практически администрация Эйзенхауэра принимала сторону монополий, которые в глазах правительства оказывались представителями интересов общества и государства, а рабочие выставлялись бунтарями, отстаивающими только свои личные интересы.
Эйзенхауэр был убежден, что после второй мировой войны пробил час для американского «руководства миром». На выступлении перед студентами Колумбийского университета в 1950 году Эйзенхауэр заявил: «На Соединённые Штаты Америки возложена миссия руководства миром. Вашему поколению предоставлена замечательная возможность внести свой вклад в то, чтобы это руководство стало моральной, интеллектуальной и материальной моделью на вечные времена».
Внешнеполитический курс США во время президентства Эйзенхауэра, получивший вид «интернационализации», строился на максимальном использовании усилий союзников США при решении кардинальных проблем мировой внешней политики.
Чем вы объясните то обстоятельство что в ряде случаев демократы проводили агрессивные
А. Доля США в промышленном производстве развитых индустриальных стран (в %):
Б. Доля монополий США в экспорте капитала ведущими индустриальными странами (в %):
Задание 2. О двухпартийной системе США.
А. Мнение немецкого социолога и историка М. Вебера:
В США «противостоят друг другу совершенно беспринципные партии, сугубо карьеристские организации, которые для каждой предвыборной борьбы со ставляют свои меняющиеся программы всякий раз в зависимости от шансов заполучить голоса — программы столь изменчивые, что такого положения, несмотря на все аналогии, больше нигде нет».
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 6Н1.
Б. Из книги американского публициста Р. Ринджера «Восстановление амери канской мечты» (1980):
«На деле в Соединенных Штатах однопартийная система — демопубликанская партия, замаскированная в двух партиях — демократической и респуб ликанской. Независимо от того, кому вы отдаете свой голос, вы голосуете за демопубликанскую партию. Если же нарушить правила приличия, тогда можно прямо сказать: так называемая двухпартийная система в США
вздор и надувательство. Многим новым партиям даже не удавалось про тиснуться на политическую арену, а считанные из них, которые как-то просовывали ногу в щель двери, заканчивали тем, что ковыляли прочь с распухшей ногой. Наша система находится под контролем демопубликанской партии, и, пока она сможет распространять ложь насчет «правления большинства», она избегнет ужасов, расходов и неопределенности, сопря женных с применением силы для удержания народа в узде».
Цит. по: Яковлев Н. Н. Силуэты Вашингтона. М., 1983. С. 17—18.
В. На президентских выборах в ноябре 2000 г. сложилась уникальная ситуация: разрыв голосов, поданных за кандидатов в президенты республи канца Дж. Буша-младшего и демократа А. Гора, был настолько незначите лен, что начался ручной пересчет избирательных бюллетеней в штате Флорида, затянувшийся более чем на месяц. В качестве арбитров выступили судебные инстанции. Победа досталась Дж. Бушу.
История России
§ 42. США во второй половине XX — начале XXI в.: становление сверхдержавы
Укрепление политического, экономического, военного лидерства в мире стало ведущей идеей политики США во второй половине XX — начале XXI в. Этому способствовало, с одной стороны, ключевое положение США в ООН (в составе 5 государств — членов Совета Безопасности), а с другой — активное участие в создании НАТО, сети других военно-политических блоков.
В стране была проведена реорганизация военной отрасли. В 1947 г. были подчинены единому управлению все военные ведомства, для руководства ими вводился пост министра обороны, создавался Совет национальной безопасности при президенте. Тогда же начало свою деятельность Центральное разведывательное управление (ЦРУ). В условиях начавшейся «холодной войны» концепции «позиции силы» и «сдерживания» государств «восточного блока» дополнились планами «передового базирования» — американского военного присутствия в разных странах и регионах мира. Была развернута сеть военных баз и объектов США в Европе (в государствах — участниках НАТО), на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, в Латинской Америке и зоне Карибского бассейна, на Ближнем Востоке и т. д. К 80-м гг. XX в. США имели почти 1600 военных баз и объектов на территории 34 государств, где находились свыше 500 тыс. американских военнослужащих. В начале XXI в. американские военные базы появились даже в бывшей советской Средней Азии, Афганистане, Ираке.
В послевоенные годы США получили широкие возможности для утверждения экономического лидерства в индустриальном мире. Благодаря экспорту товаров и капиталов (особенно в виде займов и кредитов) североамериканские транснациональные корпорации (ТНК) создали финансовую империю, не уступавшую по доходности тому, что получали раньше метрополии от своих колониальных владений. Но сохранить лидерство оказалось непросто. Если в конце 40-х — начале 50-х гг. оно было бесспорным, то в последующие десятилетия серьезную конкуренцию Соединенным Штатам стали составлять государства Западной Европы и сделавшая резкий рывок вперед Япония.
В середине 80-х гг. Япония вытеснила США с первого места в мировом экспорте капитала, а ФРГ — с первого места в экспорте товаров. Тогда же (впервые за период с 1914 г.) иностранные вложения капиталов и импорт товаров в США превысили вывоз капитала и товаров из страны. В 80-е гг. иностранные монополии, прежде всего японские, поставляли 25% продаваемой на внутреннем рынке США стали, 30% автомобилей, а по отдельным видам электронной техники этот показатель достигал 60%. В конце XX — начале XXI в. все более серьезной проблемой для экономики США становится конкуренция со стороны Китая, поставляющего на американский рынок свои товары. Конкуренция доходила до своего рода торговых войн. Для того чтобы отстоять свои позиции в индустриальном мире, с 80-х гг. в США были значительно увеличены расходы на научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки (НИОКР), принят курс на развитие наукоемких отраслей промышленности.
ДОЛЯ США В ПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН (в %)
ДОЛЯ МОНОПОЛИЙ США В ЭКСПОРТЕ КАПИТАЛА ВЕДУЩИМИ ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ СТРАНАМИ (в %)
Прокомментируйте приведенные данные. Чем вы объясните изменение показателей в разные годы?
2. Изменения политического курса. Одна из определяющих особенностей политического развития США состоит в том, что здесь сочетаются приверженность политическим традициям и гибкое реагирование на происходящие в мире изменения. Это проявилось и в истории второй половины XX — начала XXI в., показавшей, как консерватизм все же может преодолеваться высшей властью или в результате массовых выступлений американцев.
Чем определялось и в чем заключалось развитие политического курса в США в рассматриваемый период? Широкие полномочия президента страны, совмещающего функции главы государства и главы правительства, верховного главнокомандующего и руководителя внешней политики, назначающего (при согласии сената) и смещающего членов кабинета министров, делают его ключевой фигурой в принятии и осуществлении решений по всем вопросам внутренней и внешней политики. Вместе с тем действия президента страны, возглавляющего исполнительную власть, уравновешиваются так называемой системой «сдержек и противовесов». Это означает, что органы законодательной власти (конгресс, состоящий из сената и палаты представителей) и судебной власти (Верховный суд) имеют возможность в установленном конституцией порядке приостановить или отменить выполнение решений президента, выдвинуть свои инициативы.
Две основные партии США, выдвигающие кандидатов на высшие государственные посты, — демократическая и республиканская — отличаются от большинства известных партий тем, что являются не столько представителями интересов определенной социальной группы — крупных предпринимателей или мелких собственников, рабочих или фермеров, сколько частью избирательной машины. Их главная задача — борьба за власть во время выборов. Общенациональные съезды партий, как правило, созываются в год президентских выборов, чтобы утвердить предвыборную программу и кандидатов на посты президента и вице-президента (при этом партия выставляет только по одному кандидату на каждый пост). Большую роль в исходе борьбы играет личность выдвинутого кандидата, американцы нередко голосуют не столько за партию, сколько за будущего лидера страны. Отсутствие у демократов и республиканцев централизованных партийных структур, обязательного членства обостряет борьбу за «среднего избирателя». В ход идут все средства — от неограниченных предвыборных обещаний и рекламы своих кандидатов до обличения соперников во всевозможных проступках. Скандальную известность приобрело Уотергейтское дело, связанное с проникновением республиканцев в штаб-квартиру демократической партии во время предвыборной кампании 1972 г. Расследование по этому делу и серия других разоблачений вынудили президента-республиканца Р. Никсона уйти в 1974 г. в отставку.
В момент окончания Второй мировой войны президентом был демократ Г. Трумэн (1945—1953), в 1953—1961 гг. — республиканец Д. Эйзенхауэр, в 1961 — 1969 гг. — демократы Дж. Кеннеди, Л. Джонсон, в 1969—1977 гг. — республиканцы Р. Никсон, Дж. Форд, в 1977—1981 гг. — демократ Дж. Картер, в 1981—1993 гг. — республиканцы Р. Рейган, Дж. Буш, в 1993—2001 гг. — демократ У. Клинтон. На последних в XX в. выборах в ноябре 2000 г. сложилась уникальная ситуация: разрыв голосов, поданных за кандидатов в президенты республиканца Дж. Буша-младшего и демократа политика администрации Рейгана способствовала оживлению производства после тяжелейших кризисов 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг., структурной перестройке экономики в ходе технологической революции. К концу 80-х гг. уровень безработицы в стране снизился до 5,4% от всего активного населения (в годы кризиса начала 80-х гг. он составлял около 10%).
Как и все неоконсерваторы, Рейган выступал за усиление военных позиций своей страны в мире. Его администрация выдвинула задачу модернизации стратегических вооружений США, а затем «стратегическую оборонную инициативу» (СОИ), названную программой «звездных войн». Соответственно возросла доля военных расходов в государственном бюджете — с 23% в 1980 г. до 27% в 1985 г. Однако со второй половины 80-х гг. курс неоконсерваторов стал изменяться. Решающую роль в этом сыграла выдвинутая руководителем СССР М. С. Горбачевым концепция «нового политического мышления» в международных отношениях. Р. Рейган, ранее называвший советскую страну «империей зла», в результате серии встреч и переговоров с Горбачевым согласился заключить договоренности об уничтожении обеими державами части своих ядерных вооружений. Начавшийся в тот период поворот в советско-американских отношениях сказался в дальнейшем и на отношениях между Российской Федерацией и США.
На годы президентства У. Клинтона пришлась самая длительная в послевоенной истории США полоса экономического подъема (в 2000 г. количество безработных составляло около 4% всего активного населения, был преодолен дефицит государственного бюджета). Специалисты стали говорить о «новой экономике информационной эры». Распад СССР и «восточного блока» создал новую геополитическую ситуацию, что дало возможность некоторым американским аналитикам утверждать: «Сегодня США могут позволить себе делать во внешнем мире все, что они сочтут нужным, не опасаясь нанести ущерб своим внутренним интересам». Подобными подходами США руководствовались при президенте Дж. Буше-младшем.
На пороге XXI в. серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Совершенные террористами-смертниками с помощью угнанных самолетов атаки на здания в Нью-Йорке и Вашингтоне унесли жизни более 3 тыс. человек. Эти события заставили США предпринять действия против международного терроризма. Под предлогом борьбы с международным терроризмом войска США и их союзников вторглись в 2001 г. в Афганистан, а в 2003 г. в Ирак. Однако установить полный контроль над этими странами США не смогли.
С 2008 г. США стали центром мирового экономического кризиса. Надежды на выход из него многие связывают с первым чернокожим президентом США Б. Обамой, избранным в 2008 г.
3. Общественные движения. Во второй половине XX в. в Соединенных Штатах Америки было сделано немало для того, чтобы укрепить экономическую и военную мощь страны, сохранить внутреннюю стабильность, повысить жизненный уровень населения. И все же оказалось, что у многих граждан были и есть проблемы, побуждающие к протесту против существующего положения вещей, к борьбе за свои права. В разные периоды на первый план выступали различные проблемы и соответственно движения. Во второй половине 40-х гг. в ответ на принятие закона Тафта-Хартли, который значительно ограничивал права профсоюзов, прошли массовые выступления рабочих, в забастовках участвовали 4 млн 130 тыс. человек.
В 50-е гг. во многих штатах страны развернулась борьба темнокожих американцев против расовой дискриминации, за гражданские права. В 1955—1956 гг. в городе Монтгомери (штат Алабама) чернокожие жители провели бойкот городского транспорта, в котором были раздельные места «для белых» и «для черных». Возглавил акцию протеста молодой священник Мартин Лютер Кинг. После года упорной борьбы власти вынуждены были отменить сегрегацию в городском транспорте.
Новая волна борьбы чернокожего населения за гражданские права поднялась в середине 60-х гг. В это время уже не удалось удержать ее в рамках кампании гражданского неповиновения, сторонником которого был М. Л. Кинг. Массовые беспорядки в одном из населенных черными жителями пригородов Лос-Анджелеса летом 1965 г. вылились в стычки с полицией, разрушение домов, магазинов, уничтожение автомобилей и т. д. 34 человека были убиты, 899 ранены, 4 тыс. арестованы. Материальный ущерб составил 45 млн долларов. В 1968 г. был убит М. Л. Кинг. В середине 60-х гг. возникла организация боевиков «Черные пантеры», призывавшая к вооруженной борьбе против белых. В 1966 г. волнения черного населения произошли в 42 городах, в 1967 г. — в 114.
Во второй половине 60-х гг. значительный размах приобрело движение за прекращение войны во Вьетнаме, главным участником которого стала студенческая молодежь. Протест против войны выражался в отказе призывников идти в армию, публичном уничтожении призывных повесток, демонстрациях. По призыву Комитета за мораторий во Вьетнаме осенью 1969 г. 250 тыс. человек провели демонстрацию в Вашингтоне с требованиями скорейшего вывода войск из Вьетнама. Весной 1970 г. треть университетов и колледжей выступила с протестами против вторжения американских войск в Камбоджу. В студенческом городке университета в городе Кенте национальные гвардейцы открыли огонь по студентам (4 человека были убиты, 10 ранены). В ходе антивоенных выступлений высказывалось недовольство внутренней политикой правительства, появились группы молодежи, называвшие себя «новыми левыми». В начале XXI в. происходили выступления против войны в Ираке.
1. Объясните, что способствовало превращению США после Второй мировой войны в лидера западного мира. Как вы полагаете, является ли это лидерство абсолютным? 2*. Охарактеризуйте позиции США в политической, экономической, культурной сферах жизни в современном мире. 3*. Кем (чем) определяется внутренний и внешнеполитический курс США? (Раскройте на примере деятельности одного из президентов.) 4*. Чем вы объясните то обстоятельство, что в ряде случаев президенты-демократы проводили агрессивные внешнеполитические акции, а республиканцы занимались урегулированием международных отношений? 5. Покажите, в связи с чем в США возникали различные социальные выступления, движения. *Почему подобные выступления имеют место в демократических странах? 6. Составьте характеристику (очерк) деятельности одного из президентов США второй половины XX — начала XXI в. (используйте биографическую, справочную литературу).