Чем вы объясните то обстоятельство что в ряде случаев демократы

Чем вы объясните то обстоятельство что в ряде случаев демократы

Подробное решение параграф 42 по истории для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Базовый уровень 2013

Прокомментируйте приведенные данные. Чем вы объясните изменение показателей в разные годы? (с. 321)

Ответ: Известно, что в военное время значительно выросли объемы промышленного производства. Уже после войны другие страны восстанавливают, а после начинают развивать свои экономики. Постепенно конкуренцию США начинают составлять Япония и Китай. А в США принят курс на развитие наукоемких отраслей.

l. Объясните, что способствовало превращению США после Второй мировой войны в лидера западного мира. Как вы полагаете, является ли это лидерство абсолютным?

Это лидерство не является абсолютным.

2*. Охарактеризуйте позиции США в политической, экономической, культурной сферах жизни в современном мире.

Ответ: В экономической сфере США взяло курс на развитие наукоемкий отраслей промышленности. В мировой экономике они теряют лидирующие позиции. Все больший вес приобретают Япония и Китай. К концу «холодной войны» Япония превратилась в экономическую сверхдержаву, превосходящую любую европейскую страну и способную на равных соперничать в сфере экономики с США. Впечатляющие результаты имеют экономические реформы в Китае, которые заставили говорить об этой стране как о серьезной экономической и политической силе.

Американская глобальная система уделяет гораздо больше внимания методам привлечения на свою сторону разных стран и сотрудничеству с ними, чем давлению и диктату. США опираются на косвенное влияние, пытаясь извлечь выгоду из притягательности своих демократических принципов и институтов. Всё это подкрепляется исключительным влиянием США в области глобальных коммуникаций и массовой культуры, а также ощутимым влиянием американского технологического превосходства и глобального военного присутствия.

3*. Кем (чем) определяется внутренний и внешнеполитический курс США? (Раскройте на примере деятельности одного из президентов.)

Ответ: Чем определялось и в чем заключалось развитие политического курса в США в рассматриваемый период? Широкие полномочия президента страны, совмещающего функции главы государства и главы правительства, верховного главнокомандующего и руководителя внешней политики, назначающего (при согласии сената) и смещающего членов кабинета министров, делают его ключевой фигурой в принятии и осуществлении решений по всем вопросам внутренней и внешней политики. Вместе с тем действия президента страны, возглавляющего исполнительную власть, уравновешиваются так называемой системой «сдержек и противовесов». Это означает, что органы законодательной власти (конгресс, состоящий из сената и палаты представителей) и судебной власти (Верховный суд) имеют возможность в установленном конституцией порядке приостановить или отменить выполнение решений президента, выдвинуть свои инициативы.

Две основные партии США, выдвигающие кандидатов на высшие государственные посты, — демократическая и республиканская — отличаются от большинства известных партий тем, что являются не столько представителями интересов определенной социальной группы — крупных предпринимателей или мелких собственников, рабочих или фермеров, сколько частью избирательной машины. Их главная задача — борьба за власть во время выборов.

Один из наиболее ярких политических лидеров США, президент Дж. Кеннеди, провозгласил политику «новых рубежей». Речь шла об укреплении внутреннего положения и международных позиций страны, ускорении темпов экономического роста, государственном контроле за уровнем цен и заработной платы, в сфере производственных отношений поддерживались идеи «классового сотрудничества». Учитывая, что в результате автоматизации производства в тот период возросла безработица, правительство увеличило расходы на помощь безработным, а также поддержало программы переквалификации, дополнительного обучения рабочих.

«Новые рубежи» намечались и во внешней политике. Кеннеди подверг критике доктрину «массированного возмездия» коммунистическим режимам, заменив ее концепцией «гибкого реагирования», способствующего укреплению военно — политического превосходства США в мире. При демократе и штатском человеке Дж. Кеннеди военные расходы США достигли 60 млрд. долларов в год, тогда как до этого при профессиональном военном Д. Эйзенхауэре они составляли 40 млрд. долларов в год. В апреле 1961 г. была совершена подготовленная ЦРУ попытка вооруженного вторжения 1400 американских наемников на Кубу, закончившаяся провалом.

В октябре 1962 г. произошел так называемый Карибский кризис. Кеннеди в ультимативной форме потребовал от советского руководства убрать с Кубы размещенные там советские ракеты и бомбардировщики среднего радиуса действия. Мир оказался на грани войны. В этой ситуации лидеры США и СССР Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущев сумели сделать по шагу от края пропасти и урегулировать конфликт путем переговоров. Советские ракеты были вывезены с Кубы, США сняли морскую блокаду острова и убрали часть своих ракет из Турции.

4*. Чем вы объясните то обстоятельство, что в ряде случаев президенты — демократы проводили агрессивные внешнеполитические акции, а республиканцы занимались урегулированием международных отношений?

Ответ: Известно, что эмблемой демократической партии является осёл (раскрашенный в цвета американского флага), как символ упрямства в достижении своих целей. Известно также, что США претендовала и претендует на позицию ведущего государства в мире. Возможно с этим связаны агрессивные внешнеполитические акции демократов, стремившихся к распространению своих идей. Примечателен тот факт, что в государствах, где происходили военные конфликты с участием США в последующем делается попытка установить двухпартийную систему по образцу США.

Республиканцы – более консервативная партия.

5. Покажите, в связи с чем в США возникали различные социальные выступления, движения. *Почему подобные выступления имеют место в демократических странах?

Ответ: В разные периоды на первый план выступали различные проблемы и соответственно движения. Во второй половине 40 — х гг. в ответ на принятие закона Тафта — Хартли, который значительно ограничивал права профсоюзов, прошли массовые выступления рабочих, в забастовках участвовали 4 млн 130 тыс. человек.

В 50 — е гг. во многих штатах страны развернулась борьба темнокожих американцев против расовой дискриминации, за гражданские права. В 1955—1956 гг. в городе Монтгомери (штат Алабама) чернокожие жители провели бойкот городского транспорта, в котором были раздельные места «для белых» и «для черных». Возглавил акцию протеста молодой священник Мартин Лютер Кинг. После года упорной борьбы власти вынуждены были отменить сегрегацию в городском транспорте.

Новая волна борьбы чернокожего населения за гражданские права поднялась в середине 60 — х гг. В это время уже не удалось удержать ее в рамках кампании гражданского неповиновения, сторонником которого был М. Л. Кинг. Массовые беспорядки в одном из населенных черными жителями пригородов Лос — Анджелеса летом 1965 г. вылились в стычки с полицией, разрушение домов, магазинов, уничтожение автомобилей и т. д. 34 человека были убиты, 899 ранены, 4 тыс. арестованы. Материальный ущерб составил 45 млн. долларов. В 1968 г. был убит М. Л. Кинг. В середине 60 — х гг. возникла организация боевиков «Черные пантеры», призывавшая к вооруженной борьбе против белых. В 1966 г. волнения черного населения произошли в 42 городах, в 1967 г. — в 114.

Во второй половине 60 — х гг. значительный размах приобрело движение за прекращение войны во Вьетнаме, главным участником которого стала студенческая молодежь. Протест против войны выражался в отказе призывников идти в армию, публичном уничтожении призывных повесток, демонстрациях. По призыву Комитета за мораторий во Вьетнаме осенью 1969 г. 250 тыс. человек провели демонстрацию в Вашингтоне с требованиями скорейшего вывода войск из Вьетнама. Весной 1970 г. треть университетов и колледжей выступила с протестами против вторжения американских войск в Камбоджу. В студенческом городке университета в городе Кенте национальные гвардейцы открыли огонь по студентам (4 человека были убиты, 10 ранены). В ходе антивоенных выступлений высказывалось недовольство внутренней политикой правительства, появились группы молодежи, называвшие себя «новыми левыми». В начале XXI в. происходили выступления против войны в Ираке.

В целом социальные выступления и движения в США во второй половине XX — начале XXI в. показали, что высокий уровень развития, богатство и демократические основы общества сами по себе не устраняют все жизненные противоречия и проблемы людей.

6. Составьте характеристику (очерк) деятельности одного из президентов США второй половины XX — начала XXI в. (используйте биографическую, справочную литературу).

Ответ: Связь внутренней и внешней политики США в 50 — х проявлялась столь рельефно, что в одном из выступлений Эйзенхауэр заявил: «мероприятия внутреннего характера и отношения на международной арене настолько тесно связаны, что во многих случаях неразделимы». При этом Эйзенхауэр не переоценивал своих возможностей ни в политике, ни в экономике. «Я никогда не обучался политике, — признавался Эйзенхауэр. — Я пришёл в неё со стороны на самую вершину». Ещё более определённо президент высказался в отношении своей подготовки в области экономических знаний: «Я деревенский парень и мало что понимаю в экономике».

Следуя классической доктрине республиканизма, Эйзенхауэр считал, что федеральное правительство должно нести минимальные издержки при решении проблем социального обеспечения, что это забота профсоюзов, местных властей и в первую очередь самих трудящихся. Эти взгляды отражали кредо руководства Республиканской партии как партии большого бизнеса. Эйзенхауэр неоднократно заявлял, что государство не должно вмешиваться в экономику, апеллируя к авторитету Линкольна, который утверждал: «Государство должно делать только то, что сами граждане не могут делать наилучшим образом».

Действия самого Эйзенхауэра на поприще решения сложнейших проблем американской экономики 50 — х более, чем скромные. Президенту нельзя было отказать в том, что он со свойственной ему активностью пытался найти решение этих проблем, поставив на руководящие посты талантливых и энергичных людей, но он был во многом скован принципами партийной принадлежности и интересов монополистических кругов, имеющих сильное влияние в республиканской партии.

Президент прилагал личные усилия, чтобы сломать исторически сложившуюся и глубоко укоренившуюся традицию назначать на доходные места по приятельским соображениям. В 1953 году, на первом же заседании правительства, он заявил: «Если кто — либо будет претендовать на должность, ссылаясь на то, что он мой друг, вышвырните его из кабинета».

Эйзенхауэр был одним из немногих политических деятелей США, которые понимали, что Соединённые Штаты не всемогущи и им не всё позволено. «Точно так же как Эйзенхауэр был последним президентом США, признававшим за Конгрессом право решать вопрос об объявлении войны, он же был и последним президентом, признававшим, что даже у Соединённых Штатов ограниченные возможности».

Эйзенхауэр последовательно придерживался антикоммунистических позиций. 24 августа был подписан закон о контроле над коммунистической деятельностью, в котором прямо говорилось о лишении компартии «любых прав, привилегий и иммунитета, присущих организациям, созданным на основе законов США». Жертвами реакционной политики стали многие прогрессивно настроенные лица. Большой резонанс получило дело супругов Розенберг.

Эйзенхауэр неоднократно заявлял о тождестве интересов рабочего и работодателя, труженика и монополиста, не останавливаясь даже перед тем, чтобы напомнить американским трудящимся о том, что и он был в молодости рабочим. Но практически администрация Эйзенхауэра принимала сторону монополий, которые в глазах правительства оказывались представителями интересов общества и государства, а рабочие выставлялись бунтарями, отстаивающими только свои личные интересы.

Эйзенхауэр был убежден, что после второй мировой войны пробил час для американского «руководства миром». На выступлении перед студентами Колумбийского университета в 1950 году Эйзенхауэр заявил: «На Соединённые Штаты Америки возложена миссия руководства миром. Вашему поколению предоставлена замечательная возможность внести свой вклад в то, чтобы это руководство стало моральной, интеллектуальной и материальной моделью на вечные времена».

Внешнеполитический курс США во время президентства Эйзенхауэра, получивший вид «интернационализации», строился на максимальном использовании усилий союзников США при решении кардинальных проблем мировой внешней политики.

Источник

Чем вы объясните то обстоятельство что в ряде случаев демократы

Подробное решение параграф 19-20 по истории для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Базовый уровень 2013

Из декламации социал — демократической фракции германского рейхстага по поводу военных кредитов (с. 117)

Проанализируйте документ. Какие аргументы приводят авторы декларации для обоснования своего отказа от принципов интернациональной солидарности? Исходя из каких критериев вы оцените их позицию? (с. 117)

Ответ: Напрасность усилий в данном вопросе; угроза войны; возможность победы русского деспотизма; необходимость защиты своего отечества.

Их позицию можно оценить исходя из критериев, озвученных в документе: «право каждого народа на национальную самостоятельность и самозащиту и войну. ».

Вспомните, каковы были главные лозунги антивоенной программы В. И. Ленина. (с. 119)

Ответ: Ленин выдвинул тезис о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую (в каждой стране против своего правительства) и необходимости использования рабочими войны для свержения «своих» правительств.

Вспомните, как повели себя в этой ситуации либералы. Какие шаги предприняли монархисты? (с. 125)

Ответ: Либералы печатали про Распутина нелицеприятные статьи в газетах, монархисты организовали его убийство.

1. Чем вы объясните то обстоятельство, что в начале войны националистические настроения взяли верх над всеми иными идейными и нравственными принципами? Считаете ли вы такое положение закономерным? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Ответ: Это было связано с отношением самих стран друг к другу. Известно давнее соперничество западных государств и России, Германии и Франции, Франции и Англии, России и Австро — Венгрии в восточном вопросе. В обществе царили те настроения, которые пропагандировались. В условиях нарастающего противостояния между ведущими державами люди отчетливо понимали, что им придется защищать себя. Однако те, кто развязывал войну, были уверены, что они также защищают свои интересы. Это представляется весьма закономерным. Примером в данном случае может служить Россия. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96% подлежащих призыву, в основном это были крестьяне. Добровольцами на фронт отправлялись известные поэты, артисты, художники. Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. На личные средства императорской семьи в царскосельских дворцах были открыты лазареты, в которых императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия. Крупные пожертвования от населения стали поступать в Красный Крест, на счета обороны и военного займа, на поддержку семей фронтовиков. Для помощи фронту создавались различные общественные организации — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов, Союз георгиевских кавалеров, Общество помощи жертвам войны и др.

Руководители рабочего и социалистического движения в Германии, Австро — Венгрии, во Франции выдвинули лозунги «гражданского мира» в своих странах и проголосовали за военные кредиты. Лидеры австрийской социал — демократии призывали своих сторонников «на бой с царизмом», а британские социалисты решили прежде всего «бороться против германского империализма».

2. Сопоставьте отношение людей к войне в ее начале и на завершающем этапе. Чем оно определялось? Было ли оно одинаковым в разных слоях общества?

Ответ: В первые дни и месяцы войны значительная часть населения вовлеченных в нее стран была охвачена националистическими настроениями. Попытки пацифистов и некоторых социалистов высказаться против войны заглушались волной ура — патриотизма. Руководители рабочего и социалистического движения в Германии, Австро — Венгрии, во Франции выдвинули лозунги «гражданского мира» в своих странах и проголосовали за военные кредиты. Лидеры австрийской социал — демократии призывали своих сторонников «на бой с царизмом», а британские социалисты решили прежде всего «бороться против германского империализма». Идеи классовой борьбы и интернациональной солидарности рабочих оказались отодвинутыми на задний план. Лишь отдельные группы социал — демократов осудили начавшуюся войну как империалистическую и призвали трудящихся отказать в поддержке своим правительствам.

Призывы к единству всех политических сил воплотились в создании во многих странах коалиционных правительств. В Великобритании в правительствах военного времени были представлены либералы, консерваторы и набиравшие политический вес лейбористы. Во Франции в правительствах «национального единения» наряду с деятелями правых, консервативных партий участвовали социалисты.

На завершающем этапе войны люди были не довольны сложившимся положением. Затянувшаяся война, ухудшение жизни людей в тылу, нежелание правительств идти на уступки привели к тому, что люди, не зависимо от их политической принадлежности, объединились с единым требованием о прекращении войны. Данное положение привело к революциям в России, Австро — Венгрии и Германии.

3. Объясните, в чем заключались причины и результаты государственного регулирования экономики.

Ответ: Это было необходимо для бесперебойного снабжения фронта вооружением, медикаментами и продуктами. Результаты государственного регулирования – переустройство экономики на нужды войны. Главными партнерами власти считали крупные монополии, а интересы мелких предприятий игнорировались. Так, в Германии в 1914—1917 гг. закрылось свыше 10 тыс. небольших предприятий, а стоимость заводов Круппа возросла в 4 раза. В России было предложении милитаризировать и средние и мелкие предприятия, что было успешно сделано.

4. Что было общего в экономической политике России и европейских стран? Почему установление так называемого «бюрократического социализма» таило особую опасность для России?

Ответ: Все государства перестраивали свою экономику на нужды войны. Крупная промышленность милитаризировалась и перешла под государственный контроль. Создавались специальные органы, которые контролировали эти предприятия, распределяли военные заказы и сырье, регулировали трудовые отношения.

«Бюрократический социализм» таил опасность для России, так как это могло привести к свертыванию политических и социальных реформ и попытке возврата прежним порядкам. Следовательно, это приведет к взрыву в обществе в виде революции.

5. Что подразумевает понятие «гражданский мир»? В каких исторических ситуациях к нему прибегают? От чего зависит прочность этого мира? Приведите примеры.

Ответ: «Гражданский мир» подразумевает собой то состояние общества, когда люди, объединенные одной идеей и целью, стремятся реализовать ее; когда политические силы находят консенсус. К «гражданскому миру» прибегают в наиболее критические моменты жизни общества: период войны, беззаконие по отношению к отдельным категориям граждан. Прочность этого мира зависит от внешних обстоятельств и результатов, которые были достигнуты.

Примером может служить нарастание кризисных проявлений в период Первой мировой войны. С 1915 г. во многих странах развернулась стачечная борьба рабочих. Сначала они требовали главным образом повышения зарплаты, которая все время обесценивалась из — за роста цен. В Великобритании, например, в этом направлении активно действовали представители профсоюзов на местах — так называемые цеховые старосты. Затем все чаще стали звучать антивоенные лозунги. Идеи борьбы против империалистической войны выдвигались революционными социал — демократами в России, Германии. 1 мая 1916 г. во время демонстрации в Берлине лидер левых социал — демократов Карл Либкнехт выступил с призывами «Долой войну!», «Долой правительство!». В Австро — Венгрии начались также выступления под антиавстрийскими национально — освободительными лозунгами.

6. Определите и охарактеризуйте основные слагаемые кризиса, в котором оказалось к концу войны большинство воевавших стран.

Ответ: Продолжавшаяся война, увеличение потерь на фронтах, ужесточение жизни в тылу – основные слагаемые кризиса.

С 1915 г. во многих странах развернулась стачечная борьба рабочих. Идеи борьбы против империалистической войны выдвигались революционными социал — демократами в России, Германии. 1 мая 1916 г. во время демонстрации в Берлине лидер левых социал — демократов Карл Либкнехт выступил с призывами «Долой войну!», «Долой правительство!». В Австро — Венгрии начались также выступления под антиавстрийскими национально — освободительными лозунгами.

На завершающем этапе войны солдаты на фронтах нередко отказывались идти на передовую. Еще весной 1915 г. на Восточном фронте произошло несколько случаев массового перехода чешских солдат на сторону русских войск. А весной 1917 г. дело дошло уже до «братаний» русских и немецких солдат. Осенью того же года отказались повиноваться матросы на кораблях германского военного флота в Вильгельмсхафене. Руководители этого выступления были казнены, 50 матросов приговорены к каторжным работам.

Во всех европейских странах так или иначе сказалось революционизирующее влияние событий 1917 г. в России.

7. Как вы думаете, почему маргинализация населения неизбежно приводит к его радикализации?

Ответ: Человек, оказавшийся в сложной, безвыходной ситуации, подвержен влиянию различных течений. Как правило, выбираются те пути, что принесут более быстрый результат.

8*. Как, по вашему мнению, соотносятся война и революция? Есть ли закономерные связи между этими понятиями?

Ответ: Во время войны проблемы имеющиеся в обществе, вскрываются с еще большей силой. Неспособность правительства решать проблемы в новой обстановке старыми методами приводит к революции. Хлебные очереди в Петрограде сделали то, чего не дано было представителям левых партий, — привести в движение механизм революции.

9. Проанализируйте поведение Николая П. Как вам кажется, какие ошибки он допустил?

Ответ: Николай II слишком сильно понадеялся на патерналистскую систему. Он не пошел на встречу обществу в решении назревших проблем. В частности, в сентябре 1915 г. Николай II приостановил работу Думы, уволил министров, поддерживавших «Прогрессивный блок», и объявил, что берет на себя командование армией. Он объяснял эту меру крайностью положения и исторической ответственностью монархии.

Таким образом, император в очередной раз предпочел опереться не на гражданское общество, а на патерналистскую традицию, согласно которой он лично должен был вести войска к победе. Но в сложившихся условиях это был весьма опасный шаг. Николай пытался собственной фигурой заслонить традиционную в России неавторитетность начальства, взяв на себя всю ответственность и за ход военных действий, и за состояние транспорта, и за положение населения, что неизбежно вело к десакрализации (падению божественного ореола) образа самодержца.

И тем не менее еще можно было до определенной степени исправить положение. Однако близость к царскому трону фигуры Григория Распутина способствовала окончательной дискредитации императорской семьи.

10. Какие изменения произошли в национальном вопросе во время войны?

Ответ: 1 августа 1914 г. в своем воззвании Верховный главнокомандующий пообещал воссоединить польские земли под властью царя при сохранении польской веры, языка и самоуправления. По отношению к немецкому населению Российской империи были применены дискриминационные меры. Немецкие школы и союзы были закрыты, затем последовало запрещение пользоваться немецким языком в публичных местах.

Евреев тоже подозревали в шпионаже в пользу стран центральноевропейской оси, и в 1915 г. вместе с немцами и поляками сотни тысяч евреев были насильственно выселены из пограничной зоны. Чтобы обустроить всех этих людей и придать новый импульс развитию российской экономики, в августе 1915 г. была расширена территория, входящая в еврейскую черту оседлости, и евреям было разрешено селиться также во всех городах России.

Воззвание Верховного главнокомандующего к полякам вызвало надежды и у финнов. Однако 2 августа 1914 г. в Финляндии было введено военное положение, финляндский генерал — губернатор подчинен российским военным властям. Была значительно ограничена деятельность сейма, введена цензура, запрещено проведение публичных собраний, ограничено передвижение по стране. Был поднят вопрос о призыве финнов на военную службу.

Подобная политика привела к тому, что свой взор Финляндия обратила в сторону Германской империи, а многочисленные финляндские добровольцы составили 27 — й прусский егерский батальон, который сражался в составе германской армии.

В 1916 г. национальные волнения охватили значительную часть Средней Азии. Причина их крылась в усилившихся противоречиях между скотоводами — кочевниками и оседлыми переселенцами, основавшимися на немногочисленных плодородных землях среднеазиатского региона, которые использовались местными жителями в качестве летних пастбищ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *