Чем выбивают двери в старину
Ах, вот оно как! Почему раньше в деревнях двери, ворота и калитки открывались внутрь
Если побывать в каком-то русском селении, где цивилизация ещё не полностью оккупировала территорию, то можно увидеть одну интересную особенность: и калитка, и ворота, и входная дверь отворяются внутрь, а не наружу, как это принято сейчас. Впрочем, такой конструктив был весьма распространён в прошлом. Считалось, что если дверь отворяется наружу, то из избы «убегает» счастье, а ещё жена может «загулять». Но если наоборот, то в доме всегда будет радость, благополучие и полная гармония.
Однако существует и вполне практичное объяснение такой особенности, которое полностью оправдывает ту ситуацию, когда все двери, ворота и калитка открывались именно внутрь, а не наружу.
Почему раньше двери, ворота и калитки открывались внутрь
Итак, причин тому несколько, но все они, по сути, логичны.
Первая и самая главная причина — в прошлом практически все старались держать скотину, которую, как полагается, нужно было выгонять на выпас. Когда скот возвращался домой, то он просто скапливался у ворот на входе, вследствие чего открыть наружные створки было не просто сложно, а практически невозможно.
Куда проще дело обстояло с воротами, которые открывались внутрь. Открыл, и скотина зашла во двор. Потому-то в прошлом и было распространено исключительно внутреннее открытие.
Снежные зимы
Когда в зимнее время наблюдалась метель, с наветренной части порой наносило настолько огромные сугробы, что ворота с калиткой засыпало до самого верха. Естественно, створки, которые открываются в сторону улицы, распахнуть было попросту нереально. Это касалось и двери дома — наносы, что образовались у стен, не блокировали двери, которые отворялись внутрь.
Отсутствие водопровода
Пожалуй, всем понятно, что комфортные условия существовали не испокон веков. Раньше людям приходилось не то, что ходить в туалет на улицу, а вообще отправляться куда-то за водой. Довольно популярный предмет в каждом доме — коромысло, на которое подвешивались вёдра с водой. А теперь представьте: идёте вы с коромыслом, двумя полными вёдрами, и при этом вам ещё необходимо ухитриться, но открыть калитку, которая открывается наружу. Куда проще толкнуть её просто ногой, если она будет открываться вовнутрь.
Печное отопление
Ситуация аналогична предыдущей. Это сейчас у нас центральное отопление, а раньше люди топили избы дровами, которые нужно было не просто наколоть, а ещё и занести в дом. И если с коромыслом руки хоть немного свободны, то когда у тебя в руках охапка дров, распахнуть дверь, которая открывается наружу, — задача просто нерешаемая. Какую дверь открыть проще? Правильно — которая открывается внутрь, ведь можно просто её толкнуть ногой или телом.
Безопасность
Под дверь, что открывалась внутрь, нереально было подставить что-то и заблокировать её с улицы. Считается, что это связано с враждебностью и риском поджога избы вместе с его жильцами. Да, это звучит странно и даже немного дико и жутко, но в прошлом такие ситуации всё же происходили. Плюс ко всему такую дверь можно было заблокировать изнутри, чтобы преградить дорогу недоброжелателю.
Премудрости, тайны и секреты русской избы
Секреты русской избы и ее таинства, маленькие премудрости и традиции, основные правила в постройке русской избы, приметы, факты и история возникновения «избушки на курьих ножках» — обо всем очень кратко.
Общепризнанный факт, что наиболее экологичные и подходящие для проживания человека дома могут быть построены только из дерева. Дерево — самый древний строительный материал, подаренный нам самой совершенной лабораторией на Земле — Природой.
В помещениях деревянного строения влажность воздуха всегда оптимальна для жизнедеятельности человека. Уникальная структура древесного массива, состоящая из капилляров, впитывает лишнюю влагу из воздуха, а при излишней сухости отдает ее в помещение.
Срубы обладают природной энергетикой, создают в избе особый микроклимат, обеспечивают естественную вентиляцию. От деревянных стен веет домовитостью и покоем, они защищают летом от жары, а зимой от морозов. Дерево отлично удерживает тепло. Даже в трескучий мороз стены деревянного сруба теплые внутри.
Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав. Благодаря своим свойствам, дерево нейтрализует тяжелые запахи, озонируя воздух.
Прочность древесины зарекомендовала себя веками, ведь срубы, построенные нашими прапрадедами ещё в 16-17 веке, стоят до наших дней.
И неспроста, что интерес к деревянному строительству возникает снова и разрастается с невероятной быстротой, завоёвывая всё большую популярность.
Итак, маленькие премудрости, тайны и секреты русской избы!
Название русского дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом, баня» или «истобка» из «Повести временных лет…». Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское «jьstъba» и считается заимствованным из германского «stubа». В древненемецком «stubа» означала «теплое помещение, баня».
При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.
Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.
Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3—4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку.
Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом.
Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.
В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.
Двери в избе делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.
Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.
Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».
За крыльцом избы обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».
Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».
Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения — отголосок древних ритуальных пиров, которые проходили часто с жертвоприношениями.
После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени — пир.
Демьянова уха. Художник Андрей Попов
В новое жилье первой должна войти кошка. На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.
В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Курные избы, вероятно, внесли свой вклад в небольшую продолжительность жизни в старину (около 30 лет для мужчин): продукты горения дров являются веществами, вызывающими рак.
Полы в избах были земляные. Лишь с распространением на Руси пил и пилорам в городах и в домах помещиков стали появляться деревянные полы. Первоначально полы выкладывались из досок, изготовленных из колотых пополам бревен, либо из массивной толстой половой доски. Однако массово полы из досок стали распространяться лишь в XVIII веке, так как не было развито лесопильное производство. Лишь усилиями Петра I пилы и пилорамы стали получать распространение на Руси с издания петровского указа «О приучении дровосеков к распиловке дров» в 1748 году. Вплоть до ХХ века, полы в крестьянской избе были земляные, то есть выравненная земля просто утаптывалась. Иногда верхний слой мазали глиной, смешанной с навозом, что предотвращало образование трещин.
Бревна для русских изб готовили с ноября-декабря, подрубая стволы деревьев по кругу и давая им высохнуть на корню (стоймя) за зиму. Дорубали деревья и вывозили бревна еще по снегу до весенней распутицы. При рубке клети избы бревна укладывали северной более плотной стороной наружу, чтобы древесина меньше трескалась и лучше переносила воздействия атмосферы. По углам дома по постройке помещались монеты, шерсть и ладан для того чтобы обитатели его жили здоровыми в достатке и тепле.
До IX века окон в русских избах вообще не было.
До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь и дымник (деревянная вентиляционная труба на крыше). Ставни защищали избы от непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить «зеркалом».
В старину ставни были одностворчатыми. Двойных рам в старину тоже не было. Зимой для тепла окна закрывались снаружи соломенными матами или просто заваливались копнами соломы.
Многочисленные узоры русской избы служили (и служат) не сколько украшению, сколько защите дома от злых сил. Символика сакральных изображений пришла с языческих времен: солнечные круги, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные волнистые линии), плетения и узлы.
Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.
«Красный» угол в русской избе устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны по диагонали от печи. Иконы помещались в божницу в «красный» или «святой» угол комнаты с таким расчётом, чтобы входящий в дом человек сразу их видел. Это считалось важным элементом защиты дома от «злых сил». Иконы должны были обязательно стоять, а не висеть, так как почитались «живыми».
Возникновение образа «Избушки на курьих ножках» исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах. В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках.
Изба на курьих ножках — на самом деле они КУРНЫЕ, от слова курная изба. Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью.
В древние времена существовал погребальный обряд, включающий в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп.
Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.
Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода».
«Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых.
Курные избы просуществовали в российских деревнях вплоть до XIX века, встречались они даже и в начале XX века.
Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населённых пунктах они продолжали строиться до XIX века.
Интересный материал по теме:
Наши предки строили ладные дома, в которых долгой зимой было тепло, а летом прохладно. При этом они не знали заумных слов «энергоэффективность», «пассивный дом», «теплосберегающая технология». Владимир Казарин рассказывает, почему русская изба, построенная со здравым смыслом и некоторыми секретами, была и во многом остаётся лучшим с точки зрения энергоэффективности домом.
Материалы по теме
А вот ещё:
Как на самом деле жили дворяне?
Завтрак, занятия французским, пышный обед, верховая езда, а вечером бал — казалось бы, это типичный день дворянина. Но такую жизнь могли себе позволить далеко не все представители дворянского сообщества. Как же они жили на самом деле? Откуда брали деньги и на что тратили? Как женщины управляли финансами и почему они делали это лучше своих мужей?
Поговорили об этом с кандидатом исторических наук Еленой Корчминой.
Существует стереотип, что дворяне вели праздную жизнь, целыми днями кутили. Так ли это было на самом деле?
В этом вопросе есть небольшой подвох. Мы не можем сказать, как было на самом деле, но мы попытаемся приблизиться к пониманию того, как дворяне жили. И для этого нам нужно определиться с понятием «дворянин». Формально это человек, который должен был иметь грамоту о дворянстве. Основное отличие дворянина от любого другого сословия состояло в том, что он имел право владеть землей, населенной крестьянами. То есть фактически он мог использовать условно бесплатный труд крестьян для извлечения прибыли.
Когда мы говорим о том, как жили дворяне, нужно определиться, на что они жили и откуда брались их доходы. Первый, основной источник дохода — это поместье. Дворянин дворянину рознь. Были и крупные магнаты, которые владели тысячами душ, и бедные дворяне — в их распоряжении находились десять, двадцать крестьян. Не все могли позволить себе вести роскошную жизнь. Если исходить из того, сколько дворяне могли получить, вряд ли можно подумать о том, что все были так богаты. Ведь речь идет об экстремальном сельском хозяйстве, о неурожаях. Дворянин обязан по закону содержать крестьян, в случае если они голодают. И дворяне не отказывались от своих обязательств. Поэтому на свои средства кутить сложно, у большинства просто не было таких финансовых возможностей.
Дворянин, помимо дворянской грамоты, обладал еще социальным статусом, который давал ему право и доступ к легким кредитным деньгам, появившимся в России во второй половине XVIII века. Дворяне действительно занимали кучу денег под собственные имения. Историки не считают, что они использовали это в качестве инвестиции в собственное имение, а скорее тратили их на поездки за границу, на балы и так далее.
Дворянская историография была достаточно категорична, утверждая, что дворяне вели себя нерационально, тратя деньги на сиюминутные удовольствия
Я буду опираться в данном случае на приходо-расходные книги. В них отражено, как дворяне управляли своими деньгами. Это одна из немногих возможностей понять, как дворяне относились к финансам. Мы приходим к удивительному выводу: они честно пытались понять, что происходит с их финансами, но это было очень сложно. В начале XVIII века экономических знаний не было, никто никого не учил тому, как управлять финансами. Дворяне должны были самостоятельно дойти до тех основ, которые нам сейчас кажутся очевидными. Например, если ты берешь кредит, ты должен платить процент.
Дворяне были закредитованы. Значит ли это, что они вели себя неразумно? Мне кажется, это сомнительно, именно потому что они учились и могли научиться только в живой жизни, совершая ошибки.
Отсюда и возникает проблема, когда долги родителей платят их дети. Это могло тянуться очень долго. Поэтому если мы не предполагаем, что дворяне исключительно хотели нажиться на бедных крепостных крестьянах, то картинка по управлению финансами достаточно сложная. Исходя из документов, можно сказать, дворяне апеллировали к понятию чести. Они хотели быть честными и стремились к этому. Не всегда получалось, но это отдельная история. У них было представление о том, что уплата налогов — это важно. Пытаться свести расходы и доходы — это тоже важно.
Вы сказали о чести. Что значило для дворян это понятие?
Это как раз то, над чем я сейчас бьюсь в своих исследованиях. Когда мы говорим о чести в экономическом аспекте, это подразумевает, что, например, карточные долги должны быть уплачены. Но когда мы смотрим на финансовые бумаги, то часто замечаем, что дворяне оплачивали долги своих родителей. Обязательно нужно было платить налоги.
Я относительно недавно нашла в одном архивном деле в Питере, в архиве РГИА, замечательный документ, в котором дворянин был обвинен в том, что он не платит налоги в должном объеме (это подоходный налог 1812 года). И он говорит: «Я никого никогда не обманывал, и я честно заявляю, что в этом году я заплатил, у меня эти деньги были, а в следующем году урожай был плох, я почти разорился». В таких случаях назначалась инспекция, комиссия выясняла, действительно ли это был неурожайный год, у дворянина не было доходов.
Мне кажется, что категория чести формировалась в ключе того, что дворянин был освобожден от военной службы, но он считал, что выполнение финансовых обязательств является вариантом чести, службой государю императору. А в личных финансовых отношениях выплата долга была важна для будущего. Если человек не выплачивает долги, то репутация страдает, как следствие, возникают проблемы с тем, как хорошо выдать замуж дочь, взять кредит в купеческой лавке и так далее. Возникало много отрицательных последствий при незакрытии долгов.
А перед кем преимущественно были долги? Какими они бывали?
У каждого была своя долговая история. Первый тип долгов — это те, которые надо было уплатить государству. В основном в России все банки были государственные, поэтому я бы отнесла их к категории государственных долгов. Соответственно, в случае невыплаты имение могло оказаться в опеке — это значит, что дворянин лишался права управления собственным имением и местное дворянство уже решало, сколько денег с доходов имения он получит, а сколько пойдет в счет долга. Такая же ситуация с налогами: если дворянин не выплачивал их, имение могло попасть в опеку и, соответственно, дворянин терял право управления.
Второй тип долгов — это частные долги. Они могли быть перед людьми того же статуса, что и он. Кроме того, ими часто являлись родственники, например сыновья, дочери, племянники, в этом случае дворянин писал, что он, например, должен своей жене «такую-то сумму». Эти долги уплачивались в последнюю очередь. Дворянское сословие было очень узким, поэтому определить степень близости сложно. Тем не менее все равно кто-то был относительно далек, в этом случае эти долги старались выплачивать быстрее.
Возникали долги перед людьми, которые ниже по статусу, чем дворяне, например перед купцами. Дворянин набирал продукты в лавке и потом уплачивал одним платежом. Это возникало потому, что дворяне получали доходы с имения только два раза в год в лучшем случае. Также они получали жалованье, которое выдавалось три раза в год, поэтому часто жили в кредит, но не потому, что они хотели быть в долгах, а потому, что физически не хватало налички. Вексельные расчеты появились чуть позже.
Долги нужно было выплачивать и собственным крестьянам, потому что в имении могло быть, условно говоря, «две кассы» — господские деньги и крестьянские. Если по какой-то причине у владельца заканчивались наличные, он брал деньги из кассы крестьянской и тут же записывал. Потом возвращал эти деньги.
Круг лиц, которым дворянин мог быть потенциально должен, бесконечен
Долги распределялись и по степени значимости: сначала выплачиваем государству; далее — дворянам, но не из ближнего круга; потом — купцам и так далее.
Фактически о долгах дворян можно было узнать только по случаю смерти. Поскольку часто он сам не знал, кто кому должен, в случае смерти дворянина появлялись объявления в газетах: «Такой-то дворянин умер, всем, у кого есть финансовые претензии, просьба обратиться в течение шести месяцев». Если денег после дворянина осталось достаточно, тогда выплачивали один к одному. Если же их было недостаточно, их пересчитывали. Например, уплачивали только 30 копеек на рубль. То есть проблема в том, что учет долгов был очень сложный и дворяне не знали, сколько они должны, до момента какого-то действительно серьезного события.
Кто занимался этими выплатами?
За разрешение неблагополучной финансовой ситуации дворян иногда брался Гавриил Романович Державин. Он был очень хорош в разрешении конфликтов, связанных с долгами, и тем самым спас несколько дворянских фамилий. Решить вопрос с долгами мог приказчик дворянина, очень часто с долгами мужей разбирались их жены. Это была классическая ситуация. Важно подчеркнуть, что дворянки были финансово грамотны.
Почему возникала ситуация, в которой дворяне не знали о своих же долгах?
Представьте, что у вас несколько источников дохода, деньги вы получаете несколько раз в год, а жить вам нужно каждый день. Вы приблизительно представляете, каким будет доход имения, но никогда наверняка не знаете, потому что Россия — страна экстремального сельского хозяйства.
Также вы рассчитываете, что, например, за первую треть вы получите жалованье, а потом его по каким-то причинам не дают. Ситуация складывается следующая: непонятно, когда и в каком объеме поступят деньги. Для того чтобы наладить финансовый учет, нужно понимать, сколько у тебя долгов. У тебя должны быть соответствующие финансовые инструменты, хоть какие-то книги, в которые нужно записывать долги и сроки их возвращения.
Но это технически сложная процедура. Большинство дворян не могли этим заниматься, потому что не получали нужных для этого знаний. То есть основная причина — отсутствие финансовой грамотности.
Вы сказали, что женщины были финансово грамотными. Они могли потратить деньги без согласования, например, с мужем?
Да. Российские дворянки обладали беспрецедентной степенью финансовой свободы. Они были полноценными собственниками своего имущества. Поэтому они могли тратить так, как считали нужным, брали кредиты на свое имя. Важно подчеркнуть: я говорю о времени начиная со второй половины XVIII века и где-то до 30-х годов XIX века. Потом ситуация немножко меняется.
Если женщина не выполняла денежные обязательства, у нее точно могли отнять имение. Поэтому в финансовом отношении это было достаточно равноправное общество.
Стоит учитывать и то, что мужчины часто отвлекались на военную, гражданскую службу. У них просто не хватало времени на ведение хозяйства, и этим занимались женщины. Я смотрела бумаги Воронцовых, мужа и жены. Женщина тратила немножко больше на благотворительность, подарки семье по сравнению с мужем. Важно понимать, что в какой-то момент происходит разделение личных бюджетов и бюджетов дома. Например, покупка продуктов, оплата труда слуг — это домовые деньги. Были еще собственные деньги и те, что мы можем назвать представительскими расходами: их тратили на балы, одежду, убранство дома.
Какие основные пункты расходов дворян можно выделить?
Самое затратное — это строительство. Иметь собственное жилье было показателем престижа. Причем крепостные крестьяне не могли что-то построить. Во-первых, потому что строили тогда же, когда и сеяли, во-вторых, крестьяне не были искусны в строительстве, нужно было нанимать специальные бригады. То есть плотники, кирпичники и другие — это были вольнонаемные. И им нужно было платить живыми деньгами.
Следующий крупный пункт расходов — это поддержание статусного потребления. То есть это расходы на еду, кормление кучи родственников, покупка одежды. Есть специфические категории расходов. Например, молодые дворяне обязательно должны были совершить гранд-тур, то есть поехать по Европе и приобрести знания. Все остальное — это уже изысканные штуки, например книги, украшение домов и так далее.
Расскажите чуть подробнее об этих так называемых образовательных путешествиях. Как они проходили?
Молодые дворяне, отпрыски аристократических семей, должны были ехать со слугами (как минимум 1–2 слуги на каждого) по Европе. Они останавливались в разных городах, брали уроки у знаменитых специалистов. Например, учились верховой езде, музыке, занимались философией, политической экономией, практиковали языки. Молодые дворяне старались стать частью местного общества, и тем самым они учились устанавливать связи.
Карамзин Николай Михайлович во время своего путешествия написал «Письма русского путешественника» и тем самым популяризировал этот вид обучения. Он рассказывал о других странах, большая его писем посвящена деньгам: что он покупал, где. В каждой стране была своя валюта. Пересекая границу, человек сталкивался не только с другим языком, культурой, но и с необычными деньгами.
Что общего между жизнью дворянина и современного жителя города?
Это вопрос очень сложный. Могу предположить, что если рассматривать дворянина средней руки и современного жителя мегаполиса, то общее — это стремление к комфорту и покою. Большое значение для дворян имела семья, для них было важно обустроить благоприятное пространство. Дворянин проживал жизнь, основой которой были его финансовые возможности. Они не были связаны с бесконечными поездками за границу, балами или кутежами.
Также, когда мы говорим о золотом веке дворянства, мне кажется, важно понимать, что роль женщины была высока так же, как и сейчас. И в этом похожи способы существования, в котором ответственность за собственную жизнь женщина берет в свои руки. А дальше уже как повезет.
Что вы подразумеваете под высокой ролью женщины?
В XVIII–XIX веках было замечательное слово — «продавица». Это женщина, которая продавала имение. Тогда женщины на регулярной основе выступали контрагентами в сделках и вообще были полноправными членами общества. Они вполне могли за себя постоять. А вот в XIX веке уже как раз была попытка задвинуть женщину обратно на кухню. И многие ошибочно накладывают на золотой век образы совсем другого времени. Поэтому возникает представление, что женщина в России всегда была под властью мужа. Но это не так.
В том самом золотом веке у дворянки была возможность распоряжаться своим имуществом. Женщины получили право пассивного голоса в выборах в 1831 году в России. Был введен новый избирательный закон, согласно которому в дворянских депутатских собраниях мужчины могли принимать участие, только если у них было 100 душ крепостных крестьян. И, соответственно, женщины, у кого свыше 100 душ крестьян, могли писать, кому они перепоручали свое право голоса. Это прогрессивная норма. И почему она возникла? Ровно по той причине, что женщина была финансово независима. Она была свободна в принятии решений. В русской литературе вы не найдете образов забитых русских женщин-дворянок.
Мне кажется, если мы по-новому начнем думать о золотом веке дворянства и обращать больше внимания на дворянок, то у нас сложится картинка, как стремительно развивалась Россия в силу того, что женщины вносили свою интеллектуальную, эмоциональную и финансовую энергию в происходящее.