Чем выделяется способный ребенок

Способные дети: от рождения или в процессе развития?.

Способные дети от рождения или в процессе развития?.

Подготовила: педагог-психолог Тимофеева Ю. А.

Образование развивает способности, но не создает их. (Вольтер)

Что же такое способности? Мы часто пользуемся этим словом, и оно кажется нам настолько понятным и обыденным, что вопрос о его значении может вы звать удивление. «Что же здесь объяснять? Это то,что обеспечивает успех в деле. И люди в этом не равны. Есть талантливые, даже гениальные». (Н. К. Крупская). Действительно, способности имеют отношение к успешному выпо лнению какой-либо деятельности. Только способности не сводятся к тем на выкам или умениям, которые уже имеются у данного человека. Способности облегчают овладеванию знаниями и умениями, ускоряют этот процесс.

Способными называют детей, которые внешне легче других справляются с заданиями,могут достигать выдающихся результатов в учебе, спорте, музы ке, и других областях. Ранее считалось, что это дар, основанный на генетиче ской предрасположенности (если уродился талантливым, значит, раскроется но уж если нет, то ни о каком выявлении способностей ребенка не может бы ть и речи). Исследователи считают, что исходные природные различия меж ду людьми заключаются не в готовых способностях, а в задатках. Задатки оч ень многозначительны и могут развиваться в различных направлениях. Они лишь предпосылка развития способностей, между задатками и способностя ми очень длинная дистанция – весь путь развития личности. Большое значе ние придается деятельности, благодаря которой природные задатки могут превратиться в способности. Ребенок с богатыми интеллектуальными зада тками может родиться в любой семье, в которой родители обладают полно ценным здоровьем, и не зависимо от их культурного уровня. А вот то в какой мере задатки будут реализованы, какого уровня способности будут сформи рованы на их базе, это уже зависит от культурно-педагогических факторов.Среди факторов культурно-воспитательной среды особо подчеркивается ро ль родителей: «Родители – важнейший элемент в системе воспитания одаре нности у детей. Однако сила у родителей не столько в том, что они дают ребе нку еще до рождения (гены, сколько в том, что они способны ему дать после рождения». Родители с восторгом встречают каждое проявление «творчес тва» ребенка. Младенец затихает при звуках песен, различает мелодии, по разному реагирует на них.И у любящих пап и мам сразу же возникает предположение: «У него, наверное, музыкальные способности». Ребенок начинает увлекаться строительством,родители ломают голову: «Может мы ошиблись в его музыкальных наклонностях, у него способности к архитекту ре?». Но и это увлечение проходит. Ребенок «переключается» на рисование, лепку; такая быстрая смена интересов,присущая большинству детей, приво дит малоопытных родителей в недоумение. А потом им вообще надоедает следить за проявлением способностей своих детей.

Почему же так трудно определить способности ребенка? Способности не да ются в готовом виде от рождения, а развиваются в единстве со знаниями, в процессе развития ребенка, становления личности. В дошкольные годы раз витие ребенка еще не закончено, его жизненный опыт невелик. Только в шко ле он получит систематические знания об окружающем мире и в полной ме ре приобщится к культуре. По мере приобретения знаний его интересы и ск лонности становятся более устойчивыми. Именно в школьные годы у ребен ка чаще всего обнаруживаются те или иные способности.

Развитие и воспитание способностей ребенка-очень ответственное и слож ное дело,осуществить его можно только при внимательном отношении к детям, только зная их потребности, интересы, увлечения. Есть распростране нное убеждение, что способные дети – большая редкость, заполучить их меч тает каждая школа, вуз. Однако исследования показывают, что не все способ ности раскрываются у малышей вовремя, и если целенаправленной работы по их развитию не проводится, то они так и остаются нераскрытыми. Исклю чительно важное значение для развития способностей имеют работоспосо бность и трудолюбие. Эти качества – непременное условие выработки любой способности. А. М. Горький утверждал, что своим успехом он обязан прежде всего умению работать.

Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, поощрять его твор чество. Поддерживать всякое полезное начинание, особенно, если в нем про явилась смекалка. Только при общем гармоническом развитии ребенка мож но выявить задатки, склонности, интересы и уже на их основе развивать те или иные способности. Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что дети способные не от рождения, а в процессе развития.

Консультация для родителей «Дети и музыка: слушать или нет?» Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка! Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый.

Чем выделяется способный ребенок. Смотреть фото Чем выделяется способный ребенок. Смотреть картинку Чем выделяется способный ребенок. Картинка про Чем выделяется способный ребенок. Фото Чем выделяется способный ребенокФотоотчет «И мы присоединились проекту «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM» Каждый раз, когда я просматривала радостные публикации маамовцев о дружбе и переписке с детьми и воспитателями из разных мест нашей страны,.

Чем выделяется способный ребенок. Смотреть фото Чем выделяется способный ребенок. Смотреть картинку Чем выделяется способный ребенок. Картинка про Чем выделяется способный ребенок. Фото Чем выделяется способный ребенокФотоотчет об участии в проекте «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Всегда, когда я читала публикации о посткроссинге, я радовалась за коллег, деток и тоже хотела поучаствовать,.

Чем выделяется способный ребенок. Смотреть фото Чем выделяется способный ребенок. Смотреть картинку Чем выделяется способный ребенок. Картинка про Чем выделяется способный ребенок. Фото Чем выделяется способный ребенокФотоотчёт о дружбе детей «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM» Почтовый мост дружбы: «Саратовская область-Якутия» Уважаемые коллеги! После прочтения публикаций коллег о посткроссинге мне тоже захотелось.

Чем выделяется способный ребенок. Смотреть фото Чем выделяется способный ребенок. Смотреть картинку Чем выделяется способный ребенок. Картинка про Чем выделяется способный ребенок. Фото Чем выделяется способный ребенокИ снова о детских стихах, или О чем мечтают дети Продолжаю знакомить вас с нашим стихотворчеством. Наступило долгожданное лето и на детей сошло летнее вдохновение. Воробей сидел на ветке.

Чем выделяется способный ребенок. Смотреть фото Чем выделяется способный ребенок. Смотреть картинку Чем выделяется способный ребенок. Картинка про Чем выделяется способный ребенок. Фото Чем выделяется способный ребенокИстория о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огороде В нашем детском саду есть огород. Его делали всем миром для каждой группы. Охраняет этот огород, как полагается, чучело, непременный атрибут.

Консультация для родителей «Зачем дети играют или что таит в себе детская игра» Консультация для родителей: Подготовила Педагог-психолог Егорова Н. В. Игра свойственна всем – и людям и животным. Уже начиная.

Проект «Дружат дети всей страны!» или Снова о посткроссинге Уважаемые гости! Если вы являетесь участником Посткроссинга или еще только наблюдаете за его развитием, этот материал для Вас! При составлении.

Чем выделяется способный ребенок. Смотреть фото Чем выделяется способный ребенок. Смотреть картинку Чем выделяется способный ребенок. Картинка про Чем выделяется способный ребенок. Фото Чем выделяется способный ребенокСценарий выпускного бала «Дети — цветы жизни, или Путешествие в цветочный город» Сценарий выпускного бала «Дети-цветы жизни» или путешествие в цветочный город звучит музыка № 1 Сценарий выпускного бала «Дети-цветы.

Источник

Одарённые дети. Кто они?

Чем выделяется способный ребенок. Смотреть фото Чем выделяется способный ребенок. Смотреть картинку Чем выделяется способный ребенок. Картинка про Чем выделяется способный ребенок. Фото Чем выделяется способный ребенок Валентина Бабак
Одарённые дети. Кто они?

воспитатели МБДОУ Высокогорский детский сад «Подсолнушек»,

село Высокая Гора, Республика Татарстан.

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ. КТО ОНИ?

Что такое одарённость? Это подарок судьбы или головная боль педагога и родителей, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Одарённость – это стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

— желание работать нестандартно, креативность;

— включать поисковую активность и любознательность;

— иметь знания психологии дошкольников и психологии одарённых детей;

— готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

В группе может оказаться ребенок, который заметно отличается от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать, придумывает необычные истории и сказки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен»в общей работе с детьми: перебивает, стараясь дать ответ быстрее других воспитанников, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.

Одарённость подразделяют на несколько видов, исходя из того, в каких сферах деятельности ребёнок продемонстрировал наиболее высокие достижения:

— творческая одарённость (дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.);

— академическая одаренность (дети, хорошо обучающиеся в школе);

— информационно-коммуникативная (дети, имеющие развитые коммуникативные и лидерские способности) и спортивная.

Одаренные дети — это наше достояние. Одаренность ещё можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень ВАЖНО, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей,включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Частые проявления одаренности:

— Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;

— Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;

— Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.

— Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;

— Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;

— Ребенок способен к нестандартным решениям;

— Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий или, например, в раннем возрасте овладевает игрой на музыкальном инструменте и т. д. ;

— Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;

В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;

В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).

Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.

Основными задачами сопровождения одаренныхдетей в детском саду является следующие:

Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

Итак: Кто такие «одаренные дети»?

В психологии нет общего представления о природе одаренности,а есть альтернативные подходы к ней:

1. «Все дети талантливы».

2. «Одаренность – дар свыше, которым наделены единицы».

На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны.

— Высокий уровень развития

— Искусственную провокацию развития (депривация произвольности)

Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности:

— создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)

— поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения, продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)

— быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка

— развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни

Одаренность определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Список используемых источников:

1. Программа «Одарённый ребёнок», М, «Новая школа»; 1995 г.

2. Под редакцией Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого, «Одарённые дети». М, 1991 г.

3. Г. Ю Айзенк. «Проверьте свои способности». 1998 г.

Дети любят потешки С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь.

Чем выделяется способный ребенок. Смотреть фото Чем выделяется способный ребенок. Смотреть картинку Чем выделяется способный ребенок. Картинка про Чем выделяется способный ребенок. Фото Чем выделяется способный ребенокКонструктор и дети! Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для Вашего ребёнка. Конструирование.

Медлительные и гипоактивные дети «Ну, давай скорее! Сколько раз повторять! Все уже оделись! Ждём одного тебя! Считаю до трёх. Останешься в группе один!» Иногда можно.

Консультация «Одарённые дети. Трудности определения одарённости» Всегда ли мы видим одарённость детей? Бывают ли учительские ошибки при определении способностей ученика? Как помочь детям раскрыть свою.

Чем выделяется способный ребенок. Смотреть фото Чем выделяется способный ребенок. Смотреть картинку Чем выделяется способный ребенок. Картинка про Чем выделяется способный ребенок. Фото Чем выделяется способный ребенокПроект «Дети и дорога» Педагогический проект «Дети и дорога» Автор: Козлова Татьяна Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад «Светлячок» Описание материала: проект.

Родительское собрание «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Родительское собрание на тему: «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Как слушать ребенка Техника.

Телевидение и дети Дети дошкольного возраста – одна из многочисленных аудиторий телевидения. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают.

Чем выделяется способный ребенок. Смотреть фото Чем выделяется способный ребенок. Смотреть картинку Чем выделяется способный ребенок. Картинка про Чем выделяется способный ребенок. Фото Чем выделяется способный ребенокВыступление на РМО-2017 год «Одарённые дети» Презентация «Работа с одарёнными детьми в детском саду» Подготовила: Кулакова Елена Николаевна, воспитатель МДОУ Сараевский детский сад.

Источник

Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика

Чем выделяется способный ребенок. Смотреть фото Чем выделяется способный ребенок. Смотреть картинку Чем выделяется способный ребенок. Картинка про Чем выделяется способный ребенок. Фото Чем выделяется способный ребенок

Изучив публикации педагогов, психологов, научных работников по материалам СМИ по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что одаренность как научная проблема существует более 100 лет, но в последние годы в России происходит активное освоение этого понятия в практической работе педагогов и психологов. Кто же такие одаренные дети и как с ними работать?

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».

Об авторе: Балакирева Зарема Викторовна, заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 16 о. Муром Владимирской области.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *