Чем выгодна конкуренция для потребителя
Почему постоянно растут цены, и как мы можем на это влиять
Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.
Вы заметили, что за последний год повседневные расходы выросли? Если каждый раз, когда идете в магазин, вы тратите больше, хотя список продуктов не изменился, то почти наверняка на это повлияла инфляция.
Небольшая инфляция – признак здоровой экономики, но после спада (например, после глобальной пандемии) цены растут быстрее обычного. Люди тратят, когда у них появляются деньги (появляется работа, растут объемы продаж), а корпорации повышают ставки, когда люди покупают больше – замкнутый круг.
Колебания цен связаны и с государственным регулированием: во время пандемии Центробанк России сдерживал уровень инфляции, но с марта 2021 года ЦБ повысил ставки, и расходы стали расти. Увеличение расходов зависит от множества факторов – погода, политика и пандемия, а также уровень оплаты труда в конкретном регионе.
Что такое ценообразование
Ценообразование – метод определения стоимости, которую производитель получит при продаже товаров и услуг, устраивающей продавца и потребителя.
Основная цель бизнеса – получение прибыли. При грамотном подходе продавец предлагает продукцию по цене, которую целевой рынок готов заплатить, – и такой, которая приносит прибыль компании.
Факторы, влияющие на уровень цен
Уровень цен – средняя величина текущих тарифов на товары, производимые в экономике. Этот ведущий индикатор указывает на более высокий спрос, ведущий к инфляции, или падение спроса, дефляцию.
На уровень цен влияют:
Внешние
Рыночный запрос оказывает большое влияние на уровень цен. Если на предложение нет покупателя, то его нельзя продать, а высокая потребность, наоборот, позволяет устанавливать высокие тарифы.
Открытость рынка приводит к необходимости учитывать стоимость аналогичных товаров у конкурентов со всего мира. Число на ценнике, которое написали конкуренты, играет важную роль в принятии решения о ценообразовании. Если продукция не уникальна, фирма не может установить тарифы выше, чем у конкурентов.
Решение о том, как устанавливать тарифы, зависит от характера и предпочтений целевой аудитории.
Тарифы на сырье определяют себестоимость. Продавать дешево можно, если снизить себестоимость, в противном случае приходится взимать с потребителя сумму, не связанную с затратами на производство.
Повышение тарифов на бензин или дизельное топливо автоматически приведет к росту расходов на овощи, фрукты, но это не будет связано с их производством.
Экономические условия – в условиях депрессии деловая активность будет значительно меньше, а в условиях экономического бума наступает лихорадочная деловая активность. Как экономические условия порождают колебания доходов с продаж:
Правительство имеет право регулировать работу коммерческих фирм, требовать, чтобы они сдерживали рост ставок, не шли на прямой обман или сговор.
Nestle объявила, что подарит один батончик KitKat вместе с напитком MILO. Фактически компания продавала MILO дороже, добавив к цене расходы на KitKat. Это привлекло внимание следственной комиссии MRTP. Компанию попросили отменить предложение, а также наказали за незаконную торговую практику.
Это термин, используемый для описания роста средних цен, когда деньги теряют свою ценность. Ускорение роста тарифов во многом связано с повышением мировых ставок на базовые сырьевые товары, прежде всего, продукцию сельского хозяйства и металлы. Погода также влияет на тарифы.
Так, высокие ставки на пшеницу сохраняются на фоне неблагоприятной погоды в Северной и Южной Америке, а это влияет на стоимость производства хлебобулочных, кондитерских изделий, макарон.
Внутренние
Внутренние факторы, определяющие уровень цен:
Этапы ценообразования
Важный шаг на пути к запуску продукта – формирование адекватной цены, что требует гораздо большего, чем просто приклеить ценник и надеяться на лучшее. Продавая слишком дешево, вы упустите прибыль, слишком дорого – не получите продаж.
Целевая аудитория – это те люди, которые с наибольшей вероятностью купят новинку. Следует учитывать экономическое положение будущих клиентов, их возраст, предпочтения и ценности.
Создайте портреты (собирательные образы) будущих клиентов, чтобы лучше понимать людей, которые будут покупать вашу продукцию.
По каким параметрам создается портрет целевой аудитории:
Запуск новой позиции должен встраиваться в общие цели бизнеса: увеличение рентабельности, денежного потока, проникновение на рынок, использование существующих ресурсов и удовлетворение потребностей клиентов, охват новой демографической группы.
Если вы удовлетворяете существующую потребность клиента, можно установить тариф, исходя из производственных затрат, и продать новинку как дополнительную позицию.
Изучите аналоги, проанализируйте стратегию работы с тарифами, сравните сходство целевой аудитории, чтобы получить полное представление о конкурентной среде, это поможет принять окончательное решение.
Чтобы получать прибыль, обеспечить дальнейшую работу, примите во внимание все материальные затраты, связанные с производством.
Учтите затраченное время, любые маркетинговые расходы, разделите затраты на количество товара при первом запуске, чтобы определить сумму затрат для каждой единицы.
Стратегии ценообразования для влияния на основные факторы
Стратегия ценообразования – комплекс методов, который использует бизнес, чтобы определить, за сколько продавать товары. Это один из наиболее часто упускаемых из виду и недооцененных рычагов дохода в бизнесе.
Тщательный выбор ценовой политики требует глубокого понимания продукции, рынка и клиентов.
Топ-3 стратегии ценообразования
Название
Преимущества
Недостатки
«Затраты плюс» – самый простой способ: вы что-то производите, продаете дороже, чтобы покрыть затраты на производство, прибавляя желаемую норму прибыли
Простой способ, не требует исследований, покрывает полную стоимость
Такой способ расчетов бывает неэффективным, создает в компании культуру изоляционизма, не требует изучения клиентов.
Компаниям, занимающимся разработкой программного обеспечения, невыгодно использовать метод «Расходы плюс», потому что ценность, которую они производят, намного больше, чем затраты на ведение бизнеса
На основе конкуренции – включает изучение тарифов, установленных другими предприятиями в том же секторе
Простой способ с низкими рисками для быстрого анализа с учетом доли рынка и проч., может быть довольно точным
Выбирая конкурентный подход, предприниматель упускает возможности, потому что компании оказываются вовлеченными в гонку, основанную на возможностях крупных отраслевых групп.
Ведущие производители могут продавать отдельные позиции без опоры на цифры производства
Способ расчетов на основе ценности опирается на готовность целевых клиентов платить за конкретную вещь/услугу. Цифры базируются на анализе данных о клиентах
Подход помогает разрабатывать более качественные вещи/услуги, повышает лояльность клиентов
Потребуются существенные маркетинговые расходы, чтобы донести до целевой аудитории, в чем состоит «ценность» товара.
Например, продавать напиток на основе цикория, запустив рекламу с разъяснением пользы и уникальности именно этой марки, благодаря полезным добавкам
Есть много других широко используемых способов, позволяющих выделить компанию среди конкурентов.
«Проникновение» используется предприятиями для привлечения клиентов к новому продукту – компании продают очень дешево во время первоначального запуска. Снижение тарифов помогает продукции быстро «проникать» на рынок, привлекать широкую базу клиентов, а затем продавец постепенно повышает ставки.
Подписка на стриминговую платформу для новых клиентов стоит 290 рублей в месяц, а через три месяца сумма вырастет до 490 рублей.
Снижение цен (скимминг-ценообразование) – компании устанавливают очень высокий ценник на новые позиции в момент запуска, а затем медленно снижают цифры, когда покупательская активность падает.
Этот прием помогает компаниям окупить невозвратные затраты, временно продавать с более высокой маржой.
Скимминг (не путать с преступным скиммингом) применяют при продаже технологических новинок:
Дорогая техника постепенно дешевеет по мере того, как со временем устаревает.
Технологию скимминга применяют при продаже iPhone.
Психологическое ценообразование применяет приемы нейромаркетинга, побуждает к покупке, делая ее более привлекательной для потребителей.
«Психологические» приемы магазины отрабатывают на нас ежедневно:
Captive pricing – объединение главного продукта и нескольких дополнительных, чаще всего приборы и расходники (кофемашина + капсулы).
Динамическое ценообразование – ценник постоянно корректируется, зависит от текущего рыночного, потребительского спроса, обычно используется для поддержания конкурентоспособности, здоровой нормы прибыли, удовлетворения запроса.
Пакетная покупка – маркетинговый прием, который помогает увеличить средний чек. Компания предлагает покупателям два или более связанных товара, дополняющих первоначальную покупку. Перекрестные продажи приносят пользу как предприятиям, так и клиентам, для эффективности дополнительные позиции действительно должны дополнять покупку.
Турфирмы предлагают клиентам пакет услуг: авиабилеты, трансфер, проживание в отеле, экскурсии, сопровождение гида, страховку и др.
Географический принцип – продукты оцениваются по-разному, в зависимости от географического положения бизнеса. Увеличение ставок в другом регионе помогает получить более высокую маржу, сгладить рентабельность.
Так, томатная паста, произведенная ставропольской компанией, в Центральном федеральном округе будет стоить на 20% дороже, а в Уральском и Сибирском – на 50% дороже, чем в Южном.
Географический принцип применяется крупными торговыми сетями: магазины в районах с низкой покупательской способностью предлагают товары с меньшей наценкой, чем магазины этой же компании в районах с более высоким доходом населения или более высокой проходимостью.
Знание существующих способов работы с тарифами и их восприятием покупателями позволяет установить такой ценник, который покроет издержки на производство, логистику, маркетинг и позволит остаться в плюсе.
Умелое использование этих механизмов позволяет играть на цене, хотя всегда останутся внешнеэкономические моменты, на которые повлиять невозможно.
Плюсы и минусы конкуренции для бизнеса
Конкуренция – слово, которое у большинства людей ассоциируется с негативным оттенком, даже у тех, кто не связан с бизнесом. Однако только в условиях постоянного соперничества и поиска способов обогнать конкурентов и рождаются новые идеи, технологии, товары и услуги. Минусы тоже есть, и лишь тот, кто понимает все аспекты конкуренции, может обратить ее на пользу.
Почему не надо бояться конкуренции
Один из ключевых плюсов конкуренции для любой компании – она буквально вынуждает бизнес работать эффективно. Устаревшие и нерациональные способы ведения дел не выживают в конкурентной среде и перестают использоваться. Конкуренция способствует развитию научно-технического прогресса, внедрению инновационных технологий, автоматизации предприятий.
Благодаря конкуренции постепенно увеличивается качество реализуемых товаров и услуг. Когда у покупателя есть возможность выбрать лучший продукт, сложно продать ему что-то несовременное и недостаточно качественное. В попытках преодолеть конкурентов и угодить потребителю, компании улучшают свои текущие продукты и создают новые. Этим должен заняться и ваш бизнес.
Здоровая конкуренция на рынке также приводит к следующим положительным результатам:
Уже благодаря перечисленным преимуществам конкуренции бизнесу не стоит ее бояться. Это естественное явление для современной экономики, и задача эффективного предприятия – не укрываться от конкурентов, а постоянно анализировать их действия, успехи и на основе этого улучшать свой бизнес. На каких конкурентов обратить внимание? Найти их можно такими путями:
Самое простое, что можно сделать – взять у конкурентов интересные идеи и оперативно их реализовать. Например, если все конкурирующие интернет-магазины указывают в описании товаров наличие гарантии на 24 месяца, а у вас такой информации нет, добавьте ее прямо сейчас. Из подобных мелочей в итоге может сложиться серьезное конкурентное преимущество.
Как конкуренция может вам навредить
Конкуренция – двигатель прогресса, но в то же время она доставляет некоторые неудобства компаниям. Так, менее обеспеченные ресурсами и технологиями предприятия не выдерживают конкурентной борьбы и вынуждены закрываться. Если у вас малый бизнес – вы тоже в зоне риска.
У новой компании с небольшим капиталом маленькие шансы закрепиться на рынке и найти своего потребителя, если есть более сильные конкуренты. На этом этапе важно громко заявить о себе, но на это нужны большие деньги. Крупные же предприятия нередко начинают открыто либо тайно сотрудничать друг с другом, поддерживать единую цену на товары. В результате реальная конкуренция исчезает, что не лучшим образом сказывается на менее влиятельных организациях.
Основная причина, по которой в ходе конкурентной борьбы слабые предприятия выходят из игры – недостаточное количество ресурсов для работы. Не все производители располагают средствами для проведения эффективных рекламных кампаний, модернизации производства, привлечения и удержания квалифицированных кадров. Не у всех есть и запасы на «черный день», который может серьезно пошатнуть даже крупных игроков на рынке, не говоря о предприятиях малого бизнеса.
Как справиться с негативным влиянием конкуренции на ограниченные ресурсы компании? Если привлечь новые ресурсы неоткуда, оптимизируйте использование уже существующих. Этого можно достичь как результатами банальной экономии, так и автоматизацией бизнес-процессов предприятия. В целом факт конкуренции надо принять и сфокусироваться на развитии бизнеса, а на конкурентов обращать внимание исключительно в аналитических целях и для вдохновения.
Каких конкурентов надо опасаться
Реальную угрозу работе компании представляют ключевые конкуренты. Это разновидность прямых конкурентов, действия которых могут значительным образом повлиять на финансовые показатели вашего бизнеса – в большую или меньшую сторону. Определить ключевых конкурентов просто:
Менее опасны косвенные конкуренты – компании, которые продают другие товары и услуги, но работают с вашей целевой аудиторией. Однако сильные косвенные конкуренты могут увести ваших текущих клиентов, если смогут убедить их в том, что ваши товары или услуги не так важны. Что касается слабых конкурентов, можно сосредоточить внимание на привлечение их клиентов к себе. Для этого важно не принижать конкурентный продукт, а, напротив, показывать достоинства своего.
Поднимаем конкурентоспособность
Для увеличения конкурентоспособности предприятия можно использовать минимум три способа:
Еще один вариант получить прирост конкурентоспособности – использовать бенчмаркинг. Под этим термином понимается систематическое и регулярное исследование ведущих прямых и косвенных конкурентов с целью изучить их опыт, сравнить с работой своего бизнеса и внести в нее улучшения.
Недобросовестная конкуренция
Недобросовестная конкуренция – это попытки конкурента получить преимущество над другими компаниями на рынке в обход законов РФ, правил делового оборота, разумности, справедливости и порядочности. Цель таких действий – причинение вреда и убытков конкурирующим компаниям и/или получение преимущества в предпринимательской деятельности практически любой ценой.
Недобросовестными конкурентами для достижения целей используются следующие методы:
Если в отношении вашей компании наблюдаются подобные действия, значит, у вас появились недобросовестные конкуренты. Как поступить в такой ситуации? Рассмотрим некоторые варианты:
Многие компании сталкиваются с ситуацией, когда недобросовестные конкуренты оставляют в Интернете негативные отзывы о конкурирующих товарах и услугах. В такой ситуации прямо повлиять на ситуацию и привлечь фирму к ответственности не получится, да и не всегда необходимо – синтетические отзывы выглядят неправдоподобно, и многие люди понимают, что это происки конкурентов. Для вас должны иметь значение отзывы только от реальных клиентов.
Стоит ли заниматься недобросовестной конкуренцией самому в отношении своих конкурентов? Однозначно нет, если вас беспокоит репутация собственного бизнеса. Негативные последствия:
Вместо того чтобы распространять негатив про конкурента, подчеркивать его недостатки и неудачи, гораздо эффективнее информировать рынок про достоинства собственной компании. У конкурента низкий уровень сервиса? Расскажите аудитории, какой хороший сервис у вас. У остальных плохое качество продукции? Аргументированно покажите, что ваши товары лучше.
Заключение
Бизнесу, который рационально использует доступные ресурсы и постоянно улучшает качество товаров и услуг, не стоит бояться конкуренции. Напротив, нужно использовать ее как инструмент для роста. Обращать внимание на лучшие стороны успешных конкурентов и развивать свое предприятие в аналогичном ключе, лучше понимать своих клиентов и удовлетворять их спрос.
Основные виды конкурентов
Работа в условиях рынка закономерно связана с понятием конкурентов и конкуренции, борьбы за клиентов. Попытки избежать конкуренции обычно успеха не имеют. Разобраться, какие конкуренты могут оказывать влияние на тот или иной бизнес, и выработать эффективную стратегию работы с ними вполне возможно.
Какие они?
Специалисты используют ряд категорий, по которым конкурентов разделяют на группы и оценивают. Обычно они связаны с уровнем конкуренции, степенью влияния на бизнес.
Прямые и косвенные
Определение прямой конкуренции говорит само за себя. Прямой конкурент наиболее неблагоприятно влияет на бизнес, поскольку у него с фирмой одинаковые:
Прямые конкуренты, уже прочно занявшие позиции на рынке, — это сформировавшаяся деловая репутация, круг постоянных потребителей, которые менять налаженные деловые связи ради новых продавцов сразу не готовы.
Пример. Фирма работает в сфере продаж обуви. Её прямые конкуренты:
Каждый из них может отвлечь потенциального покупателя выгодными условиями: интернет-магазин предложит недорогую или бесплатную доставку, рыночные цены обычно ниже, поскольку нет необходимости оплачивать аренду помещения, аналогичный магазин способен привлечь гибкой ценовой политикой (скидки), оптовый склад предлагает обувь в розницу по оптовым (или сопоставимым с ними) ценам.
Косвенная конкуренция
Здесь совпадают потребители и рынок сбыта, а продукция им предлагается другая. При этом косвенные конкуренты убеждают потребителей, что их предложение с успехом может заменить уже существующий товар или услугу. Привлекают они чаще всего более низкой ценой, качественно сопоставимыми с более дорогими предложениями услугами, товарами либо делают акцент на долговечности их товара, по сравнению с товаром конкурентов.
Примеры. Одна фирма торгует спичками в коробках, а другая — бытовыми кухонными зажигалками; телевидение конкурирует с интернетом, производители бумажных книг с производителями электронной книжной продукции и т.д. Несмотря на то что конкуренция косвенная, на сбыт, а далее и на прибыль влияние будет значительным.
Определенные виды конкуренции и конкурентов с первого взгляда таковыми не являются и влияния на бизнес не оказывают. Однако это не совсем так.
Неявная конкуренция
Лучше всего видна на примере. На первый взгляд магазины быттехники и ювелирных изделий конкурентами не являются. Однако в период новогодних праздников, когда наступает «подарочный бум», они превращаются в конкурентов. Здесь выбор будут делать потребители, располагающие определенной суммой денег: между новой стиральной машиной и ювелирным украшением в подарок.
Потенциальная конкуренция
Выявлять и анализировать таких конкурентов наиболее сложно, но необходимо. Потенциальные конкуренты – явление неоднородное. Пример: фирмы, которые хотят выйти на тот же рынок с аналогичными товарами; разрабатывают новое, улучшенное программное обеспечение (по сравнению с выпускаемым данной фирмой).
Товарная конкуренция
Этот вид конкуренции может в определенный момент превратиться в сотрудничество. Конкуренция на уровне товара самая «безобидная», поскольку разными фирмами выпускается схожий продукт, но ориентированный на разные группы потребителей.
Пример: производители декоративной косметики повседневного спроса и производители профессиональной косметики.
Как их распознать?
В первую очередь работа будет направлена на определение прямых и косвенных конкурентов, как наиболее значимых. Информацию о ключевых конкурентах собирают поэтапно.
Первый этап предполагает определение возможно большего числа конкурирующих фирм и сбор информации о них. Далее на основании данных делается вывод о том, какие из конкурентов являются ключевыми. Наконец, необходимо разработать стратегию взаимодействия с ними и следовать ей с целью минимизировать возможные потери прибыли. Качественный сбор информации является фундаментом успеха.
Возможностей здесь много:
Конкуренты и стратегии
Для сохранения и расширения своих позиций в условиях конкуренции выработаны определенные стратегии, модели поведения на рынке, как правило, рассчитанные на перспективу:
Мобильную стратегию иногда выделяют в отдельный вид, однако, по сути, это сопутствующая любой другой, применяемая параллельно ей, стратегия. Она заключается в оперативном отслеживании спроса, предложения, своевременном анализе ситуации и реагировании на нее. Без мобильности любая выбранная стратегия перестает приносить пользу.
Наличие конкурентов, в первую очередь прямых, является не только проблемой, но и стимулом развития компании: расширения ассортимента продукции, определения резервов для снижения цен, поиска наиболее выгодных партнеров по бизнесу, проведения оригинальных, эффективных рекламных компаний. Конкуренция требует уделять пристальное внимание кадрам, в том числе и их обучению.
ІС-Консалтинг
О пользе конкуренции (размышления вслух)
Конкуренцию придумали для того, чтобы лучше работать. Это – двигатель прогресса. Еще каких-нибудь 20 лет назад ее у нас не было. Одна партия, одна идеология, один сорт колбасы, одна модель ботинок и один холодильник (на всю очередь, со служебного входа, с доплатой «на лапу»). В то время конкуренция воспринималась как страшная акула империализма – по иллюстрациям в «Крокодиле», новостям с Токийской фондовой биржи и фильмам о коммивояжерах.
Сейчас мы все живем в эпоху насыщенного рынка и острой конкурентной борьбы. Даже те, кто дружелюбно называет своих конкурентов на рынке «партнерами» нет-нет, но и встрянет в борьбу за клиента, за лучший заказ, за победу в тендере…
С точки зрения Закона, конкуренция бывает двух видов – добросовестная и недобросовестная. Добросовестная – это результат сложной аналитической работы и правильных управленческих решений. Недобросовестная – это использование «админресурса», злоупотребление монопольным положением на рынке, сговор с целью фиксации цен и другие нечестные способы поймать большую рыбку в мутной воде.
Какую же пользу может извлечь обычный украинский предприниматель из этой сложной и чуждой поначалу нам штуки? И как это может отразиться на потребителе? Некоторые выводы покажутся вам неожиданными. Что-то – давно известным. Однако суровая правда предпринимательства заключается в том, что без конкуренции бизнес часто начинает развиваться «не туда».
Итак, для предпринимателя конкуренция полезна вот чем:
1. Если есть конкуренты, значит, ваша продукция и ваш рынок – перспективны. Раз на этом рынке хочет работать кто-то еще, то на товар или услугу имеется спрос. Изучите тенденции рынка, и спрос будет расти именно на Вашу продукцию.
2. Конкуренты и технологии их работы – очень ценный источник информации для улучшения собственной деятельности. На западе это именуется загадочным словом «бенчмаркинг».
3. Конкурент – это эталон. С ним нужно сравнивать свои собственные достижения. Если рынок растет, а ваши продажи – падают, то конкуренты что-то делают лучше Вас. Присмотритесь и подумайте, почему?
4. Конкурент – это, безусловно, и партнер. Создаются ассоциации производителей и коммерсантов, деятельность которых помогает решать специфические отраслевые вопросы и совместно преодолевать трудности.
5. Конкуренция активизирует творчество руководителя бизнеса. Чем еще можно конкурировать, когда цены уже упали «ниже плинтуса»? Да всем, чем угодно: технологиями, персоналом, сервисом, вниманием к клиенту. Поверьте: здесь еще есть куда расти!
6. Конкуренция способствует научно-техническому прогрессу. Новые изобретения, открытия, новые технологии и другие плоды творчества улучшают продукт, повышают его полезность для потребителя. И соответственно увеличивают продажи.
Так мы плавно переместились к потребителю. Ему то что? – спросите вы. А вот, например, что получает потребитель:
1. Он может выбрать, что и где купить, у кого обслуживаться и насколько хорошо.
2. Потребитель рассчитывает на то, что завтра товары или услуги станут еще более надежными, качественными и доступными.
3. Если конкуренция вынуждает производителя и, особенно, продавца повернуться лицом к клиенту (клиент-ориентированность – слышали, наверное?), то для потребителя это сплошное удовольствие. Вы ведь тоже очень часто бываете в роли потребителя.
4. Конкуренция позволяет потребителю выбрать приемлемый для себя уровень соотношения цены и качества продукта. И в этом продавец и покупатель могут стать партнерами.
Следовательно, имеем еще хотя бы одну общую выгоду. Конкуренция способствует установлению между нами партнерских отношений.
Конечно, у конкуренции есть и свои негативные стороны. Особенно, когда кто-то (не Вы, кончено же!) использует вот ту самую – недобросовестную…
Главная мораль, о которой необходимо помнить всегда, заключается в следующем. Неценовая конкуренция – намного более эффективна и выгодна для продавца, чем простой демпинг. Потребители товаров и услуг любят не только математику, но и внимание, сервис, комфорт.
Успешной всем конкуренции!
Размышлял о конкуренции:
Виталий Лысенко, управляющий партнер
Консалтинговой компании «Интеллектуальный сервисный центр» (ИС-Консалтинг)
Опубликовано в сборнике «Шпаргалка для. » (ОТДЕЛ ПРОДАЖ), июнь 2008 г.