Чем выкрутить болт под шестигранник
Как открутить шестигранный болт без шестигранника
Часто возникает такая проблема, когда болт под шестигранник оказывается сорванный, и выкрутить его ключом не представляется возможным. Причинами возникновения такой проблемы могут быть эффект прикипания, смещение скрепляемых деталей, чересчур сильное перетягивание в момент установки шестигранного метиза, а также использование не подходящих по размеру ключей.
Как открутить шестигранник: подготовка
Какими бы ни были причины возникновения ситуации, когда болт перестает откручиваться, предварительно слесарным работам следует произвести следующие действия:
Как открутить сорванный болт под шестигранник
Чтобы открутить выступающий болт под шестигранный ключ или «звездочку», можно воспользоваться следующими методами:
Как открутить внутренний шестигранник с сорванными гранями
Чтобы открутить болтовое соединение со сквозным отверстием, можно воспользоваться надфилем. С его помощью шестигранный метиз растачивается под следующий размер и выкручивается ключом.
Вторым способом является использование торкса. Им можно пробить новые шлицы, и использовать шестигранный метиз повторно, но откручивать впоследствии его можно будет только звездочкой торкс.
Звездочки торкс
Помимо этого, перед тем, как открутить сорванный шестигранник, можно пропилить внутреннюю ось шестигранного крепежа под отвертку, и открутить. При этом способе не всегда удобно подобраться к крепежу, иногда его расположение не позволяет использовать отвертку.
Как открутить шестигранник без ключа
Другими способами, как открутить болт без шестигранника, являются следующие:
Чем выкрутить болт под шестигранник
Andrew Taylor (taylor.a), flickr.com CC BY
Крепежные детали в современной технике отличаются значительным разнообразием. Это и обычные шестигранные болты и гайки, винты с плоскими и крестообразными шлицами, звездочки Torx и многие другие. Особняком здесь стоят детали с внутренним шестигранником. Отвернуть их без подходящего инструмента довольно тяжело.
Преимущества внутреннего шестигранника
Болты и винты с внутренним шестигранным шлицем имеют целый ряд преимуществ по сравнению с обычным крепежом. Во-первых, вокруг головки с таким шлицем не нужно оставлять место под крепежный инструмент. При этом можно полностью «утопить» винт в детали, что весьма удобно для всякого рода сливных пробок.
Во-вторых, передаваемый детали крутящий момент может быть почти в десять раз больше, чем у крепежа с крестообразным шлицем. Поэтому шлиц Inbus часто применяется в узлах, работающих под большой нагрузкой (металлообрабатывающие станки, дорожная техника). Это также позволяет использовать небольшие головки для винтов с большим диаметром стержня, что обеспечивает применение инструмента одного размера для обслуживания различных узлов. Это хорошо знают велосипедисты – для обслуживания велосипеда в пути достаточно одного шестигранного ключа.
В-третьих, при использовании подходящего качественного ключа сорвать насечки внутреннего шестигранника довольно сложно. Насечки почти не изнашиваются, крепеж можно использовать многократно, что важно для крепления различного рода смотровых лючков, требующих частого открывания-закрывания.
В-четвертых, ключ для внутреннего шестигранника простой и дешевый, по сравнению с рожковыми, накидными и торцевыми ключами наружных шестигранников.
И наконец, винты с внутренней шестигранной головкой значительно безопаснее, так как не имеют острых наружных граней, да и выглядят более эстетично.
Как открутить шестигранник без ключа?
Конечно, сейчас шестигранный ключ не является чем-то недоступным. В любом магазине или авторынке можно подобрать шестигранник любого размера. Но стоит ли покупать пусть и относительно дешевый ключ ради того, чтобы один-единственный раз открутить хитрый винт?
С такой проблемой часто сталкиваются автолюбители, решившие ремонтировать свой автомобиль самостоятельно. Внутренний шестигранник почти всегда имеет сливная пробка на коробке передач и часто – пробка в поддоне картера двигателя.
Домашний мастер может столкнуться с шестигранниками при ремонте смесителя для ванны или шарового крана – обычный крепеж там просто не умещается.
Причем во всех этих случаях размер шестигранника довольно приличный. Что делать? Поможет болт с обычной шестигранной головкой.
Головка болта вставляется в шестигранный шлиц и откручивается за стержень газовым ключом. Также можно навернуть на резьбу болта 3-4 гайки, хорошенько заклинить их друг за друга и откручивать обычным накидным ключом.
При отворачивании крутить надо за ближнюю к головке гайку, а при закручивании – наоборот, за дальнюю. Если шестигранник имеет нестандартный размер, то головку болта-ключа можно подточить напильником или на заточном станке.
Что делать, если шестигранник сорван?
Бывает, что попытки отвернуть винт с внутренним шестигранником подручными средствами или ключом немного неподходящего размера приводят к срыву граней. В этом случае тоже есть выход.
Если шестигранник небольшой, то в него можно забить звездочку TORX подходящего размера и выкрутить за нее. Если головка доступна, то стоит попробовать выкрутить винт пассатижами, газовым ключом или ручными тисочками.
При наличии места практически всегда помогает молоток и зубило. Зубило должно быть не очень острое, а наносить удары нужно по касательной в сторону откручивания. Кстати, проверьте, может быть, резьба на винте левая?
Для стальных болтов и винтов с внутренним шестигранником можно приварить к головке гайку, кусок арматуры или что-то похожее, за что болт можно вывернуть.
И помните, что один человек привернул – другой всегда открутить сможет.
А вот еще один способ выкручивания проблемных винтов с помощью гравера с отрезным кругом. Сделать такое можно и в большом масштабе, применив ножовку или болгарку.
Как открутить сорванный крепеж?
Содержание
Ищем причины, предупреждаем аварии, даем надежду!
Недостараться и перестараться – одинаково плохо, если речь идет о ремонте автомобиля. А в особенности – о метрическом резьбовом крепеже, который встречается на ступице, колесных дисках, приемной трубе и других деталях. Кажется, что можно избежать распространенной проблемы сточенных граней крепежа, если обратиться в надежный автосервис. На деле разницы нет: что в официальном дилерском автоцентре, что в гаражной мастерской – везде могут сорвать крепеж. Но не всему виной автосервисы: с течением времени при регулярном обслуживании или ремонте крепеж изнашивается.
Форумы наполнены отчаянием автомобилистов: «Сточились грани гайки! Помогите открутить!». На запрос отвечают сотни «знатоков». Чей совет дельный, а чей усугубит ситуацию? Разобраться непросто. Кроме того, можно потратить много сил и времени, чтобы испробовать все способы. Возможно, что нужного приспособления, о котором говорят на форумах, у вас не найдется. А если вы его и купите, не факт, что метод подействует.
Что же делать со сточенными гранями крепежа?
Как быть, если скругленный болт намертво засел в резьбе?
Есть ли правильный подход к ржавым гайкам без риска порчи арсенала инструментов?
У нас есть ответы, как работать с проблемным крепежом. Мы постарались собрать информацию таким образом, чтобы вы узнали свою ситуацию и с первого раза подобрали подходящий способ. Мы поделимся лайфхаками, которые помогут разделаться с деформированными болтами и гайками. Есть приемы и для мелких, и для крупных соединений. Рекомендуем дочитать статью до конца: мы кое-что приготовили на десерт. А сейчас давайте пробовать!
По стопам опытных мастеров. Изучаем проверенные способы
Удар молотком
Как пользоваться?
Понадобится вороток и торцевая головка под размер крепежа. После установки конструкции на болт нужно взять молоток и несколько раз ударить по месту сгиба воротка. Параллельно с нанесением ударов инструмент вращают. Как правило, если болт не сильно закисший и ржавый, он тут же отходит и с легкостью вывинчивается.
Не подойдет для труднодоступных мест и крепежа малого размера.
Раскол гайки
Когда гайку ничего не берет или сохранять ее бессмысленно, в ход идет метод с применением силы. Его суть состоит в том, чтобы расширить крепеж в диаметре и деформировать его резьбу. Метод можно применять в труднодоступных местах.
Как пользоваться?
Чтобы сбить гайку с резьбы, понадобится зубило с молотком, пневмозубило или специальный инструмент – гайколом. Зубило прикладывают к одной из граней гайки и ударяют по нему молотком. В результате на крепежном элементе образуется глубокая насечка. Такую же насечку поможет сделать пневмозубило или гайколом. Резьба крепежа деформируется, гайка расширяется в диаметре, а потому легко снимается ключом или торцевой головкой с трещоткой.
Неприменим для болтов.
Не получится сохранить гайку целой.
С помощью клещей или разводного ключа
На переставных клещах типа кобра бывают острые зубчики, которые захватывают самый скругленный крепеж. Хорошо с этим справляется и разводной ключ.
Как пользоваться?
Нужно зажать крепежный элемент клещами и крутить по направлению резьбы, как обычным ключом. Как только вы поставите инструмент на болт или гайку, почувствуете надежный зацеп металла с металлом. Если переставные клещи новые, вы быстро справитесь с задачей.
Разводным ключом работают несколько по-другому. Гайку зажимают не полностью, а только кончиками губок, затем плотно затягивают винт на рабочей части. После этого ключ набивают на крепежный элемент, аккуратно постукивая по рукоятке молотком. Тем же молотком резким движением ударяют по рукоятке в сторону и срывают гайку. Стоит попробовать, если есть легкий доступ к крепежу!
Есть риск еще сильнее сточить грани, если ключ соскользнет.
С габаритными инструментами не подлезть в узкие места.
Напрессовка головки
Если грани гайки сточены, может помочь торцевая головка с 12-гранным профилем. Выбирайте насадку на размер меньше, чем диаметр шляпки болта.
Как пользоваться?
Молотком напрессуйте головку на сточенный крепеж. Насадка должна стать одним целым с гайкой. Возьмите трещотку и обычным способом открутите крепежный элемент.
Торцевая головка испортится.
Совет!
Если вы решите применить данный метод, лучше будет купить недорогую насадку отдельно.
Нарезание новых граней
Достаточно простой способ, для которого понадобится только напильник. Он заключается в том, чтобы выпилить новые грани на гайке. Не обязательно старательно выпиливать все шесть граней. Для захвата ключом будет достаточно двух-трех.
Как пользоваться?
Зачистите металл, чтобы на крепеже не оставалось ржавчины или накипи. Создайте напильником новые грани, а затем ключом наиболее подходящего размера захватите болт. Если резьба внутри соединения не проржавела, то он должен легко открутиться.
Если крепеж сильно прогнил с одной из сторон или изнутри, грани напилить не получится.
Если резьба шпильки повреждена, только лишь нарезание граней не поможет выкрутить болт.
Пропил для отвертки или биты
Один из любимых способов мастеров, которые постоянно сталкиваются с крепежом со сточенными гранями. Но применим он только к болтам. Если не получается ухватиться ключом за грани крепежа, его поможет выкрутить плоская отвертка или бита. Для этого нужно сделать пропил.
Как пользоваться?
Для пропила понадобится ножовка по металлу или болгарка. В середине болта аккуратно выпиливается борозда, подходящая под размер биты. Когда пропил готов, можно начинать откручивать.
Совет!
Для ржавого крепежа мы рекомендуем использовать именно биты, которые насаживаются на адаптер с трещоткой или гайковерт. Вряд ли получится справиться вручную с обычной отверткой, если соединение закисшее.
Этот способ подходит как для мелких, так и для крупных болтов.
Болгаркой и ножовкой не подобраться к труднодоступным местам.
Не подходит для гаек.
Сверло плюс экстрактор
Еще один метод заключается в просверливании шляпки болта. Скажем сразу, он не всегда срабатывает. Мастера к нему также относятся неоднозначно. Но зато метод применим не только к сточенным граням болта, но и к обломанным шпилькам.
Как пользоваться?
Вам понадобится экстрактор – это специальное приспособление для болтов со скругленными гранями. Представляет собой штырь с винтовой резьбой. Под него просверливают шляпку крепежного элемента. Сначала это делают тонким сверлом, чтобы наметить будущее отверстие и сделать выемку. Затем берут оснастку такого размера, чтобы экстрактор плотно вставлялся. Когда отверстие готово, приспособление вбивают резким ударом молотка в лунку.
Плашкой зажимают головку экстрактора и начинают вращать в сторону по направлению откручивания болта. Вы должны почувствовать максимальную затяжку – это будет значить, что крутящий момент вывернул застрявший или обломанный крепеж.
Не подходит для гаек.
Требует больших трудозатрат.
Часто не срабатывает.
Сварка
Если не сработали предыдущие способы, попробуйте сварку. Суть состоит в том, чтобы наварить на старый крепеж новую гайку, которая легко захватится ключом или торцевой головкой.
Как пользоваться?
Возьмите гайку большего диаметра, чем шляпка болта или старая гайка. С помощью сварочного аппарата приварите новый элемент к старому. Это обеспечит максимально надежное соединение – гайка не сможет сорваться, как если бы она была просто набита молотком. После возьмите подходящий к новому крепежу ключ или торцевую головку и открутите.
Требует специальных навыков сварки.
Не подходит для труднодоступных и мест рядом с электрокомпонентами.
Есть запущенные случаи?
В этих ситуациях воспользуйтесь «вэдэшкой». Так в народе называют спрей-смазку WD-40. Однако на рынке есть и другие производители состава с подобным действием. Средство проникает внутрь соединения и разрушает ржавчину. Нужно распылить состав на болт или гайку, подождать 5 – 10 минут, чтобы он успел подействовать, а затем открутить элемент.
Еще один способ – нагревание газовой горелкой. От воздействия высоких температур железо расширяется: крепеж увеличивается в диаметре, и его можно выкручивать без усилия. Если, например, заржавела гайка на приемной трубе, этот метод придется кстати. Установите газовую горелку на баллон и направляйте ее пламя непосредственно на крепеж. Прогревайте в течение 3 – 4 минут. Затем возьмите обычный рожковый ключ и открутите болт или гайку. Этот способ не подходит к крупному крепежу и к соединениям, которые находятся вблизи проводов.
У каждого метода есть достоинства и недостатки. Но ни один из них нельзя назвать универсальным. Так или иначе, есть риск повредить деталь в автомобиле, еще больше сточить грани крепежа, получить травму, потратить много времени и сил на бесполезные действия. Даже если вы уже выбрали для себя подходящий способ, не спешите пробовать! Как вы помните, мы обещали кое-что на десерт. О суперсовременном методе борьбы со сточенными гранями крепежа расскажем далее.
Увидеть, купить, быстро открутить проблемный крепеж!
Этот способ превосходит описанные выше на голову. Почему? С ним получается откручивать деформированные болты и гайки гораздо проще, чище, безопаснее и быстрее.
Не так давно появились инструменты, которые подходят для работы с крепежом, грани которого деформированы. А это значит, что торцевые головки и ключи способны захватывать практически круглые шляпки.
Торцевые головки нового поколения
Современные насадки имеют особый профиль. Они соприкасаются не с углами гаек и болтов, а с их гранями и стенками. Происходит равномерное распределение усилия по всей внешней площади элемента. Это позволяет откручивать крепеж со скругленными на 85% гранями, а главное – предупреждает стачивание.
Большое значение имеет материал изготовления торцевых головок. Раньше пользователи жаловались на мягкий металл – насадки не выдерживали нагрузок, и профиль деформировался. Качественные торцевые головки изготавливаются из хромованадиевой стали, которая проходит закалку. Поэтому современные инструменты надежны, долговечны и выдерживают многократные откручивания. Так, насадка Inforce выдержала 2755 откручиваний и при этом осталась в хорошем состоянии.
Немаловажно, какой трещоткой вы будете работать в паре с торцевой головкой. Количество зубцов в механизме влияет на угол поворота и возможность работы в труднодоступных местах. Например, у Inforce недавно вышла трещотка с 72-мя зубцами, что позволило превысить стандарт DIN относительно крутящего момента на 40%. Ее можно использовать совместно с ударным инструментом благодаря литой конструкции.
Производители стараются делать наборы инструментов как можно более функциональными, поэтому комплектуют их удлинителями, воротками, магнитными головками, карданными шарнирами, ключами и многим другим. С этими приспособлениями легче откручивать глубокий, труднодоступный, расположенный под углом крепеж. Зачем смотреть в прошлое и использовать дедовские методы, когда есть специально созданные инструменты?
Ключи с улучшенной формой зева
В последнее время появилось много новинок ключей: комбинированных, рожковых, накидных, шарнирных и трещоточных. Они также способны справляться со сточенным крепежом за счет твердости металла, которая достигает 46 HRC. Это позволяет использовать инструмент с молотком – конструкция из хромованадиевой стали не прогнется, а металл не деформируется. CrV-покрытие защищает от коррозии и ржавчины.
Современные инструменты по цене встанут чуть дороже гайколома, сварочных электродов, смазки или набора экстракторов. Но торцевые головки и ключи пригодятся не только в проблемных ситуациях, а помогут в решении повседневных стандартных задач. И самое главное, с их помощью можно безопасно, легко и быстро открутить крепеж со сточенными гранями, даже труднодоступный.
Предупреждайте стачивание, а не устраняйте последствия
Закрутить болт, на первый взгляд, сможет каждый. Несмотря на простоту операции, к делу нужно подходить со всей ответственностью. Особенно, когда это касается автомобиля. Правильное закручивание – залог вашей безопасности на дороге. Если плохо затянуть болт колеса при «переобувке», он может открутиться на ходу и создаст риск ДТП. Бывает, что крепеж заклинивает в ступице и создает две проблемы: и не держит деталь, и не выкручивается, чтобы можно было поставить другой. Почему так происходит?
Избежать проблем с резьбовыми соединениями поможет, в первую очередь, правильно подобранный инструмент. Очень важно выбирать качественные ключи и головки. Если брать по принципу «чем дешевле, тем лучше», можно нарваться на инструменты с кривым профилем из мягкого металла, которые и не сцепляются с крепежом, и портят его грани.
Лучше не дожидаться, пока гайки сточит неподходящий по типоразмеру, первый попавшийся под руку инструмент. Ключи и головки из хромованадиевого сплава со специальным профилем помогут забыть про проблемы сорванных граней у соединений. В этом можно убедиться, посмотрев видео.
Сорванный крепеж, на первый взгляд, кажется большой проблемой. Но теперь и вы знаете, что главное – правильный подход. Взять на заметку лайфхаки пользователей или работать профессиональными инструментами – это ваш выбор. А мы поможем подобрать идеальный набор под ваши задачи и бюджет. Желаем удачи в схватке со сточенными болтами и гайками!
Болт с внутренним шестигранником: виды, размеры, как выкрутить без шестигранника
Болт выглядит как цилиндрический стержень, с нарезанной с одного конца наружной резьбой. С другого конца он заканчивается головкой. Резьба может быть нарезана только на части стержня или до самой головки. Внешний вид болтов будет отличаться, в зависимости от предназначения. В статье главным образом рассматривается вариант метиза с внутренним шестигранником, который используется в строительстве, автомобильной сфере, для сборки мебели, в узлах и механизмах, по дереву.
Особенности и преимущества
Болт с внутренним шестигранником мало отличается от обычных болтов внешне, но, тем не менее, их незначительная конструктивная особенность делает их более прочными, надежными и удобными.
Преимущества болтов с внутренним шестигранником:
Таблица видов и размеров болтов с внутренним шестигранником и их характеристики
Метизы этого типа изготавливают из углеродистой и нержавеющей стали. Они имеют термодиффузионное или гальваническое покрытие с промасливанием, иногда выпускают образцы с промасливанием, но без покрытия.
По цвету покрытие бывает светло-серым, темно-серым и золотисто-желтым. Черные болты не имеют защитного покрытия, поэтому их нельзя использовать в местах с повышенной влажностью и конструкциях, соприкасающихся с водой.
Винт с внутренним шестигранником обеспечивает надежное закрепление деталей и является универсальным, но, прежде всего, необходимо подобрать метиз подходящего вида и размера.
Разновидности болтов с внутренним шестигранником по стандарту DIN
Стандарт DIN | Статус | Размеры и наименование по DIN | Стандарт ГОСТ | Стандарт ISO | Схематичное изображение |
DIN 912 | заменён на DIN EN ISO 4762, DIN EN ISO 21269 | Винт с цилиндрической головкой и внутренним шестигранником под ключ, полная и неполная резьба; диаметр от М2,5 до М64, длина от 4 до 600 | ГОСТ 11738-84 | ISO 4762, ISO 21269 | |
DIN 6912 | действует | Винт с низкой цилиндрической головкой и шестигранным углублением под ключ (болт под шестигранник), диаметр от М4 до М30, длина от 6 до 180 мм | | ||
DIN 7380 | заменён на DIN EN ISO 7380 | Винт высокопрочный с полукруглой головкой и внутренним шестигранником с полной резьбой | ISO 7380 | | |
DIN 7984 | действует | Винт с цилиндрической головкой и внутренним шестигранником под ключ, полная резьба, головка уменьшенной высоты; диаметр от М3 до М24, длина от 5 до 150 | ГОСТ 11738-84 | | |
DIN 7991 | заменён на DIN EN ISO 10642 | Винт высокопрочный с потайной головкой и внутренним шестигранником под ключ; диаметр от М3 до М24, длина от 6 до 200 | ISO 10642 | |
По размеру метизы соответствуют трем классам точности: A, B и C. Маркировка на головке метиза соответствует его классу. Класс точности определяет, насколько точно будет соответствовать стержень диаметру подготовленного под него отверстия, с учетом размера болта.
Класс | Отклонение, мм |
A | 0,3 |
B | 1-1,5 |
C | 2-3 |
Из-за высокой степени отклонения винт класса C может деформироваться при динамических нагрузках, однако, устанавливать его легче, поскольку он легко входит в подготовленное отверстие.
Параметры болтов (винтов), изготовленных по стандарту ГОСТ 11738 / DIN 912 / ISO 4762 представлены в таблице:
Эксперты советуют покупать продукцию отечественного производства, поскольку импортные метизы могут быть маркированы непривычным образом, отличаться по размерам.
Способы выкручивания
В автомобилях винтом с внутренним шестигранником крепится пробка в поддоне картера двигателя, сливная пробка коробки передач. В быту сантехническим болтом с внутренним шестигранником фиксируются детали шарового крана, смесителя. Несмотря на прочность данного типа метиза, грани всё же срываются при определённых условиях, например, если вставить шестигранник неполностью или наперекос. Пути решения проблемы зависят от сопровождающих проблему факторов.
В частности, если выкрутить болт не удаётся из-за того, что он прикипел, нужно, в первую очередь, обработать его преобразователем ржавчины, а затем смазкой типа WD-40. Вместо WD-40 можно использовать керосин или тормозную жидкость – легкотекучие составы. Они проникают в мельчайшие щели и поры, смазывая деталь и разрушая ржавчину. Через 30-60 минут после нанесения смазки (иногда следует подождать дольше – до 10-12 часов), пробуют сдвинуть болт с места по резьбе.
Смазка WD-40
Если метиз всё равно не поддаётся, то можно аккуратно обстучать его молотком или нагреть. Нагрев должен осуществляться открытым пламенем газовой горелки, паяльной лампы или ацетиленового резака. За счет такого воздействия ржавчина местами превратится в пепел, а металл станет более податливым.
Если открутить болт без шестигранника такими способами не удалось, необходимо увеличить прилагаемое усилие с помощью рычага. Для этого подбирается металлическая трубка подходящего диаметра, внутрь вставляется ключ, который одним концом закреплен в прикипевшем метизе, и, вручную или помогая ударами молотка, пытаются открутить болт.
Без шестигранника
Шестигранный ключ имеет S-образную или Г-образную форму и часто прилагается к комплекту мебельных болтов под шестигранник для ее сборки. При неимении ключа можно воспользоваться болтом с наружным шестигранником подходящего диаметра и плоскогубцами, а лучше газовым ключом. Чтобы закрутить или открутить болт с внутренним шестигранником без шестигранника, нужно на стержень шестигранного болта, который используется в качестве инструмента, накрутить 3-4 гайки и заклинить их, вставить метиз с шестигранной головкой в углубление, хорошо обхватить гайку рожковым или газовым ключом и провернуть несколько раз до полного закручивания/выкручивания.
Если по той или иной причине шестигранник оказывается бесполезен, откручивают болт одним из указанных ниже способов:
Если ничего не помогло, прибегают к крайним мерам – трудоемкому высверливанию. Работа начинается с применения тонкого сверла: просверливают отверстие точно по центру. Затем более толстыми сверлами аккуратно рассверливают его. В конце концов, болт раскрошится, когда металл станет тонким.
Сорванный болт под шестигранник
Если шляпка болта под шестигранный ключ или звездочку выступает над поверхностью, а не погружена в неё, то сорванный метиз можно открутить следующими способами:
Внутренний шестигранник с сорванными гранями
Если вставить шестигранник неправильно: недостаточно глубоко или с перекосом, грани внутреннего шестигранника в крепеже можно сорвать. Потом возникнут определенные сложности с выкручиванием метиза.
Болт с внутренним шестигранником более надежен и прочен. Сфера его применения гораздо шире по сравнению с обычным болтом с шестигранной головкой. Он может использоваться в труднодоступных местах. Существует несколько конструктивных разновидностей винтов, в том числе те, которые устанавливаются заподлицо с поверхностью. Метизы, защищенные специальным покрытием, могут устанавливаться в местах повышенной влажности. Для закручивания и выкручивания винта под шестигранник предусмотрен ключ, имеющий маркировку DIN 911. Но его можно выкрутить и другими способами, например с помощью обычного шестигранного болта. Для выкручивания прикипевшего, сорванного болта, метиза с сорванными гранями внутреннего шестигранника используют специфические инструменты и универсальные способы откручивания поврежденных винтов.