Чем вымощена дорога в ад
Чем вымощена дорога в ад
Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Верно ли оно?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740–1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709–1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» – «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма – английский критик, лексикограф, эссеист и поэт – опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593–1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» – «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».
Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству. История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.
Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:
«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22–23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».
Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл высказывания
Среди массы крылатых фраз есть такие, которые скрывают в себе глубокий философский смысл. Их применение в разговорной речи зачастую может вызывать интеллектуальные споры. Сохраняя одно и то же значение, некоторые крылатые изречения могут иметь несколько смысловых нагрузок. Одно из таких выражений мы рассмотрим. Узнаем, откуда оно произошло и что означает, а также в каких ситуациях его применять.
Откуда появилось изречение
fpm_start("true");
2983f/w:233/h:300/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2019/02/Stradanus-Dante.jpg» />Иеромонах Иов (Гумеров) вспоминает как минимум двух человек, в трудах которых, присутствует эта фраза. Джеймс Босвелл, писатель, живший в 18 веке, в одном из своих творений приводит подобное высказывание. Еще раньше священник из Англии Джордж Герберт высказывался: «Ад полон добрыми намерениями».
Обе фразы слегка отличаются от рассматриваемой. Говоря о дороге в преисподнюю, на самом деле подразумевают сам ад. Однако простой человек, вряд ли ощутят существенную смысловую разницу между изречениями.
Значение выражения
Существуют самые разнообразные толкования высказывания о благих намерениях, вымостивших дорогу в преисподнюю. Человек постоянно намеревается сделать что-то хорошее, полезное, но все на этом и заканчивается. Постоянно находятся отговорки: то нет возможности, то времени, то повседневные дела затягивают. Так эти намерения и остаются всего лишь замыслами, превращаясь в несовершенные добрые дела. Каждое из них – камень в упомянутой дороге, ведущей в преисподнюю, так как несовершенные добрые намерения дают пространство для недобрых поступков, т. е. для греха. Это, пожалуй, наиболее верное толкование этой крылатой фразы.
Почему важно научиться отделять ложь от истины
Источник
«Благими намерениями вымощена дорога в ад». Так как же творить благо?
Довольно часто употребляя в речи разные слова, мы не задумывается о их значении, а уж какую смысловую нагрузку они несут, тем более. Давайте сравним два, казалось бы, простых понятия, основанных на таком приятном, светлом, чистом и звонком слове «благо».
Благо имеет свойство полезности и способно удовлетворить определённые человеческие потребности — это с точки зрения экономики. С точки же зрения этики, нравственности, духовности и психологии «благо» можно заменить понятием «добро», и означать оно будет намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению полезного деяния. Это деяние должно принести человеку счастье, радость и любовь и может осуществляться только свободной волей.
Итак, благотворить — это значит совершать добро для человека исключительно по его просьбе и с проявлением его свободной воли. Среди психологов есть такое понятие, как оказание помощи или проведение консультации только по запросу клиента. Это как раз и означает «творить благо».
Почему «творить» и почему? Да потому что наивысшее проявление божественного в человеке заключается в творчестве. Рисуя на новых обоях в доме красным карандашом, маленький человечек таким образом проявляет творчество.
Подрастая и создавая свою картину мира, он рисует уже цветными карандашами на альбомных листах поздравительные открытки для родителей, снова проявляя творчество.
А в зрелом возрасте создает целые картины — шедевры, вновь проявляя творчество.
Каждый человек — это творец, в частности — своего счастья. Когда на прием к психологу приходит человек с раненой душой и рассказывает о своих проблемах, в этот момент он не может творить сам и просит помощи у специалиста. И вот именно здесь психолог начинает «благо творить». Творить добро и создавать пространство любви для возобновления радости, которое позволяет вновь человеку стать счастливым и творить самому.
Такое благо может создавать каждый человек, к которому обращаются за помощью.
А что же значит «благими намерениями выстлана дорога в ад»? Тоже ведь в основе «благо». Неужели добро направляет в ад? Такое может быть, если…
Представьте ситуацию. Вы стоите на остановке и ждете транспорт. К вам подходит незнакомый человек и рассказывает, что у вас больное сердце, так как треугольник в области носа и подбородка имеет синеватый окрас, а именно этот признак говорит о том, что надо посетить кардиолога. В голове возникает сомнение — а, может, это правда? В этом случае добро, навязанное незнакомцем, направляет в ад.
Если рассмотреть позицию незнакомца, то он вроде бы имел исключительно благие намерения. По образованию он врач, увидел ярко выраженную симптоматику сердечной болезни, подошел и порекомендовал диагностику. Разве не благо?
Но с другой стороны, вы разве его об этом просили? Готовы ли вы были услышать про свое больное сердце или повышенное давление? А общаться вообще желали? Теперь вместо того, чтобы ехать по делам, вы будете весь день думать только об этом, мысль не покинет вас, пока вы не доберетесь до кардиолога и не выясните, что с вами.
Бесконечная мысль об этой проблеме превратит жизнь в ад. Вот вам и «благими намерениями выстлана дорога в ад». На тебе! Хотел, не хотел — получи! Можно к «благим намерениям» подобрать и другую народную мудрость. «В Тулу со своим самоваром», «в чужой монастырь со своим уставом». По своей сути эти высказывания похожи, имеют лишь разный эмоциональный окрас и разную силу.
Можно сделать вывод, что отличие «благо творить» от «благими намерениями выстлана дорога в ад» в том, что одно явление происходит исключительно при проявлении свободной воли того человека, на которого сия благотворительность направлена, по его желанию и согласию, а второе нет. Второе — это вмешательство в личное пространство, наперекор воли человека.
Различайте эти понятия, формируйте только хорошие намерения для себя самого и творите благо для других лишь по их просьбе.
Проголосовали 39 человек
23 |
5 |
10 |
0 |
1 |
Комментарии (24):
Войти через социальные сети:
Можно к «благим намерениям» подобрать и другую народную мудрость. «В Тулу со своим самоваром», «в чужой монастырь со своим уставом». По своей сути эти высказывания похожи, имеют лишь разный эмоциональный окрас и разную силу.
За окрас и силу говорить не стану, но по сути своей эти высказывания абсолютно разные.
я прочитала эту статью и мне стало немного полегче. тк мне сейчас помогают усилено. а мне не надо. я сама хочу. я еще и виноватой себя чувствую. вроде люди добра хотят а я отказываюсь.
Два раза перечитал статью, но так и не понял, что же хотел сказать автор. Половина статьи о творчестве а потом резюме, что человек сам творец своего счастья. Но пассаж с доктором на остановке вообще ввел в ступор. И на основе этого сумасбродного доктора, которого действительно не просили, делать вывод о том, что добро надо делать только по просьбе? По-моему это глупо.
посыл статьи в целом правильный, только автор не смогла его доходчиво объяснить и проиллюстрировать.
да, когда один человек «знает, как будет лучше» другому, и действует, не спрашивая его мнения, не принимая во внимание желания этого другого, случается катастрофа.
нужно было привести более красноречивые примеры подобного беспардонного вмешательства в чужую жизнь с «благими» намерениями.
Я почему-то всегда считала, что добрые дела делают без ожидания благодарности и не дожидаясь просьбы. Например, ваша подруга потеряла работу и стеснена в средствах. Вы приглашаете ее в кафе или на концерт и платите за нее. Естественно, сам человек об этим вряд ли попросит.
Татьяна Черных, если чел сыт, и может заплатить за еду, а его угощают, он без всякого стеснения поковыряется в каждой тарелке спокойно, а если он давно голоден, и не может заплатить, то у него появляются всякие комплексы.
Однажды на проповеди в храме из уст священника я услышал, что Бог создал ад из любви к людям. Душам еекоторых людей в аду легче, чем в раю.
В чём-то я согласен с автором. В этом деле без оговорок, которых, на мой взгляд, так не хватает в статье, не обойтись. Уж очень категорично. Не делай когда не просят и всё тут. А старики, а дети, а немощные калеки, а животные в конце концов. Не все могут попросить. Не потому, что гордость там или самолюбие. Разные причины бывают и гордость с гордынею стоят в ряду этих причин на самом последнем месте.
Стучи да откроют тебе. Проси и дано тебе будет.
Если взрослый человек, находясь в здравом уме и при здоровом теле, испытывая нужду и лишения всё же не просит, значит он уже сделал свой выбор. Он проявил свою волю, желание. И это стоит уважать.
Намерениями благо не сотворишь.
Благотворительность обоюдоостра и проявлять её следует не оголтело, но, включая голову, разумно.
читать дальше →
Евгений Востриков, Как говорится в математике «предположим,что вы правы»:
Да есть такие Дорогие Уважаемые Родные Абажаемые, у которых на спесиво глупом личике написано: «Не приставайте ко мне с тем, что у меня правое ухо обморожено, для меня личное пространство важнее, чем мое здоровье.»
Из вашего поста можно сделать неправильный вывод:
* не нужно нарушать ее право на личное пространство, когда она в белой юбке на помидор садится
* не нужно за волосы вытаскивать ее из за сбиваюшего автомобиля
* не нужно больно толкать ее в грудь, пусть на нее с 6 этажного дома балка падает
Не всегда получается, руки выполняют команду спинного мозга за 0.1 с а головному не менее 2 с требуется
Да и в УК РФ есть статья «за неоказание помощи», можно и присесть
Что же касается ожидания благодарности за доброе дело, то это очень глупое ожидание.
Об такой благодарности нужно договариваться заранее, иначе это уже не доброе дело, а навязанная услуга
Владимир Иванович Пресняков, вы всё правильно поняли и это ясно из 2-х последних строчек вашего комментария.
А то, что кто-то чего-то не правильно поймёт. )
Не сомневайтесь, тот, кто что-то ищет выскоблит это из любого контекста, чтобы оправдать своё бездействие или действие не в ту сторону. Даже из 10-ти заповедей.
Я говорил об оговорках. То, о чём вы говорите в начале комментария они и есть.
Ну не перечислил я все. Умному, впрочем, достаточно, а на дурака и времени жалко.
Евгений Востриков, Вы пишете: «Но если у вас всё же хватило ума сделать добро когда вас об этом не просили, забудьте об этом сразу же и навсегда так, как будто ничего и не делали. Иначе быть беде.» А какая беда будет в этом случае?
Игорь Уткин, для кого как. Для кого-то даже не беда, а катастрофа.
Самое скверное, на мой взгляд конечно, это ждать и надеяться на взаимную благодарность, на то, что вот тот, кого осенил своим добром вспомнит и тоже окажет услугу с оказией. А он НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН И НИ ЧЕМ НЕ ОБЯЗАН, Даже крупицей не обязан. А от него ждут. И при случае скажут, что не благодарный он. Вот так.
Евгений Востриков, прекрасные комментарии. Мое искреннее почтение.
Как же творить благо? В христианстве есть совершенно ясный «рецепт». Пусть твоя левая рука не знает, что творит правая. Т.е. если ты на самом деле творишь добро, то нельзя никому об этом рассказывать. Иначе получается, что все доброе ты делал ради похвалы.
Игорь Уткин, вот это верно!
Из статьи- автор добро с бесплатной халявой перепутал.
Если уж автор требует, чтобы добро ему творили только то, которое он попросил, только тогда, когда он попросил то пусть не удивляется если ему ответят «и в том количестве, которое он оплатил»
Что же касается «благими намерениями выстлана дорога в ад» то об этом лучше Черномырдина не скажешь «Хотели как лучше а получилось как всегда»