Чем вымощена красная площадь
Брусчатка на Красной площади
Брусчатка может быть выполнена с применением различных способов. Самыми распространенными материалами для ее изготовления являются натуральный камень и бетон.
Камень сначала раскалывается, потом шлифуется и обрабатывается специальным способом. Благодаря такой обработке получается округлый с одной стороны камень.
На Красной площади используются габбро-диабазы, привезенные из Карелии. Там их добывают на островах Онежского озера. Сам камень магматического происхождения, имеет очень редкую породу. Первые образцы были привезены в сердце России в двадцать четвертом году двадцатого века. Для укладки брусчатки на Красной площади потребовалось около пяти миллионов камней. По прочности данная порода может поспорить с гранитом. Брусчатка из данного материала визуально отличается от современной. В первую очередь, различие состоит в форме. Данный камень имеет более квадратную форму, чем кирпич. Ручная обработка придает камням интересный и естественный рельеф.
Москва красная площадь фото
Стоит заметить что стоимость данного камня очень высока, поэтому покрытие из него высоко ценится. Поверхность обладает черным цветом, что идет вразрез с наименованием площади, выполненной из него.
Первые эксперименты с камнем
Главным материалом для первых мостовых было дерево. Они были сооружены в двенадцатом веке, когда было закончено строительство первых защитных сооружений Москвы. Конечно, обустройство мостовых было организовано только внутри крепостей, по причине отсутствия за ними самого города.
Булыжная мостовая в Кривоколенном переулке на картине Карла Бодри, 1843 г.
Впервые улицы за пределами Кремлевского архитектурного ансамбля были замощены в четырнадцатом веке. На тот момент наличие мостовых отражали даже в названиях улиц.
По мере эксплуатации дороги из дерева зарастали слоем земли, поэтому новые просто укладывали сверху наросшего грунта. Когда современники провели раскопки, выяснилось что такие слои могли выситься на полметра в высоту.
В шестнадцатом веке Красная площадь все еще не имела покрытия. Деревянные покрытия шли с улиц и обрывались, достигнув площади.
В сорок третьем году семнадцатого века Москва увидела первую каменную мостовую. Ее образец торжественно соорудили на Патриаршем дворе. Дело принадлежало рукам Михаила Ермолина. Последний получил за свою работу четыре рубля, что в те времена являлось очень крупной наградой.
Мостовая из песчаника в Кремле на Соборной площади.
Улицы стали мощеными только в начале восемнадцатого века, когда к власти пришел Петр Первый. Был издан указ, согласно которому каждый крестьянин обязывался добывать и привозить в столицу камни. Последние должны были быть крупными, не принимались камни мельче чем гусиное яйцо. Кроме того, горожанам было велено мостить улицы напротив своих дворов. Каждый житель должен был сделать дорогу гладкой и выполнять четкие инструкции от мастеров. Кроме того, дороги должны были иметь укрепленные стоки. На концах улиц стоки вели к рекам и озерам. Это предусматривало разнос дорог весной и осенью.
Несмотря на принятые великим императором меры, многие улицы были по-прежнему вымощены деревом. Такая тенденция сохранилась до пожара, который был устроен во время войны с Наполеоном.
Проезжая часть из булыжника и тротуары из плит песчаника.
Обязанность следить за состоянием мостовых и обновлять их, лежала на домовладельцах. У многих не было на это денег, поэтому для помощи таким владельцам был учрежден капитал. Из него регулярно выделялись средства для помощи горожанам.
Тем не менее, качество мостовых оставляло желать лучшего. Во многом это происходило из-за того, что ими занимались неквалифицированные работники. Многие домовладельцы не спешили с обновлением мостовой, другие выполняли работы очень плохо. Результат был закономерен — очень плохие мостовые. Покрытие проваливалось, было неровным, дорога была в ухабах.
Однако, непрофессионализм и легкое отношение к работе было не главное проблемой. Даже если мостовая укладывалась на совесть и с соблюдением всех технологий, она все равно страдала под тяжестью нагрузки и со временем приходила в негодность.
Чаще всего камни укладывали прямо на землю, из-за этого его приходилось менять почти каждый сезон. Некоторые поступали умнее: они укладывали на землю деревянные бревна, затем покрывали их мелким камнем и песком, после этого добавляли уголь. Исключительно на такую основу укладывали камень. Конечно, это помогало, но ненадолго. Камень служил в несколько раз дольше, однако, этот срок был по-прежнему мал.
В тысяча восемьсот семьдесят четвертом году дороги стали проблемой города. Иными словами, они перешли на его содержание. Однако, городские власти были обязаны следить не за всеми дорогами, а только за теми, которые использовались для дорожного движения. Это помогло улучшить состояние дорожного покрытия.
В каком году положили брусчатку на Красной площади?
Архнадзор
Наталья Самовер
На улице Баррикадной меняют дорожное покрытие – эта рутинная, казалось бы, процедура оказалась в центре внимания прессы, потому что речь идет об известной всей Москве брусчатке. Зернистый темносерый панцирь придавал этой улице незабываемый облик, делал ее особенной; неслучайно родилась легенда, что эта брусчатка – та самая, которая помнит бои Первой русской революции 1905 года.
Здесь надо, однако, оговориться. В руках у шадровского пролетария, заметим, находится все-таки не камень правильной формы, который ассоциируется со словом «брусчатка», а округлый булыжник. Именно такими были покрыты мостовые Красной Пресни, такое дорожное покрытие скрывается под слоями асфальта на многих улицах столицы. Для Москвы начала ХХ века были характерны булыжные мостовые; брусчатка пришла на смену булыжнику позднее.
На Красной площади брусчатка впервые появилась в 1930-м году. С тех пор она не раз перекладывалась и ремонтировалась, что позволяет поддерживать историческое покрытие в работоспособном состоянии, не изменяя его облика.
Баррикадная оделась в брусчатку в те же годы. На фотографии 1939 года примерно то же место, что и на предыдущей – вход в Зоопарк. Хорошо видны ровные ряды брусчатки, покрывающей не только трамвайные пути, но всю проезжую часть.
Со временем протяженность мостовой, покрытой брусчаткой, уменьшалась пока наконец не остался последний 400-метровый фрагмент.
Поддержание такого красивого, дорогостоящего и трудоемкого в изготовлении мощения явно было мотивировано соображениями политического порядка. Здесь, на въезде на Пресню, брусчатка должна была одновременно напоминать о событиях 1905 года, юбилей которых отмечался в 1955-м, и визуально связывать центр Первой русской революции с сердцем сегодняшней страны Советов – Красной площадью. Начала и концы революционной борьбы, первые схватки и окончательная победа партии большевиков символически объединялись через использование одинакового дорожного покрытия.
Время показало, что брусчатка на Пресне прижилась. Недаром ее разрушение и замена на нечто безлико «современное» вызывает такое возмущение местных жителей и множества москвичей, которым, казалось бы, давно уже нет дела до славной истории РСДРП — ВКП(б) – КПСС. Для них это красивое покрытие – не только пространственный ориентир, который так удобно указывать приезжим, но и гордость района, уникальная особенность, отличающая Баррикадную от десятков других, гораздо более известных улиц и свидетельствующая о некой избранности. В городе, облик которого меняется слишком стремительно, 400 метров каменной мостовой служат якорем памяти, который помогает людям удерживать свою территориальную, культурную, историческую идентичность.
По информации, исходящей из префектуры ЦАО, замена покрытия на Баррикадной планировалась еще при прежнем городском руководстве — в 2008 году, однако реализовать эти планы помешал кризис.
В 2011 году появились сообщения о том, что брусчатка на Баррикадной сменится обычным асфальтом. Тогда же это вызвало волну комментариев и заявлений о ценности исторического покрытия. Как видим, городское руководство к аргументации критиков не прислушалось.
По официальным данным, реконструкция 13,5 тысяч кв. метров дорожного покрытия обойдется городу в 150 миллионов рублей. Сведения о дальнейшей судьбе вывезенной с Баррикадной брусчатки разнятся. Первоначальная информация о том, что ее планируется сохранить, чтобы впоследствии использовать для ремонта Красной площади, сменилась сообщениями о том, что камни отправятся на утилизацию и будут раздроблены на специальном заводе в Подмосковье. По словам очевидцев, в течение нескольких дней выломанную из мостовой брусчатку действительно без всякой сортировки вперемешку с песком загружали в самосвалы и увозили. Куда? На камнедробилку или, может быть, туда, где кто-нибудь сообразительный все-таки нашел ей другое применение?
Брусчатка, от которой задумала избавиться префектура ЦАО, точно такая же, как та, что покрывает Красную площадь и Троицкий мост, соединяющий одноименные ворота Кремля с Кутафьей башней; аналогичное покрытие можно видеть на улице Кузнецкий Мост и на трамвайных путях в разных частях города. Она изготовлена из габбро-диабаза Ропручейского месторождения в Карелии. Размеры ее несколько отличаются от принятой в наше время номенклатуры подобных изделий, она несколько шире и по пропорциям меньше похожа на кирпич. По способу изготовления эта брусчатка колотая, что придает ее поверхности живописную неровность, свойственную естественному камню.
Чем же планируется ее заменить? От логичного решения просто покрыть этот участок асфальтом городское руководство отказалось, мотивируя это желанием «сохранить исторический облик улицы». Страшно себе представить, что подобное сохранение исторического облика постигнет, к примеру, Красную площадь…
Увы, материал, который укладывается на место исторической брусчатки, уступает ей во всех отношениях. Аккуратные пилёные кирпичики из светлого гранита, образующие мертвенно-гладкую поверхность, более уместны на тротуаре, нежели на проезжей части. Недавно такая же несуразная дорога, похожая на болезненно раздутую пешеходную тропинку, разрезала исторический ландшафт в 50 метрах от всемирно известного памятника – церкви Покрова на Нерли. Однако там, как нас уверяют, не планируется интенсивного автомобильного движения, чего никак нельзя сказать об улице Баррикадной в центре Москвы. Помимо шокирующего визуального отличия новой поверхности от исторической, необходимо обратить внимание на то, что гранит существенно уступает габбро-диабазу по прочности и стойкости к истиранию, то есть новое покрытие будет не только некрасивым, но и недолговечным. Зато у него есть одно достоинство – подобная гранитная брусчатка ощутимо дешевле благородного габбро-диабаза. Впрочем, с некоторой точки зрения, недолговечность превращается в достоинство, так как позволяет в перспективе постоянно осваивать средства на ремонт дорожного покрытия на Баррикадной.
На сегодня состояние брусчатки на Баррикадной в целом хорошее, явно не требующее тотальной замены. В отдельных местах необходима вычинка камня, особенно там, где в прежние годы на мостовой появились уродливые асфальтовые заплатки; неровности и проседания брусчатки легко устраняются путем разборки внешнего покрытия и выравнивания подстилающих слоев дорожной одежды.
Добыча габбро-диабаза на Ропручейском месторождении ведется и в наши дни, поэтому изготовление небольшого количества брусчатки, необходимой для ремонта мостовой, также не составит проблемы.
И пусть эти камни сами по себе не имеют статуса объектов культурного наследия, однако улица Баррикадная находится в зоне строгого регулирования застройки. Это одна из исторических территорий города, насыщенных памятниками и воспоминаниями о прошлом Москвы. Не только градостроительная деятельность, но и любые действия, ведущие к изменению облика сложившейся городской среды, здесь требуют особой вдумчивости и взвешенного подхода.
Но начать следует с того, что решительно отказаться от мысли превратить высококачественную историческую мостовую в стандартную дешевку и от закапывания в землю в процессе этого превращения немереных городских денег.
Сегодня работы на Баррикадной приостановлены вследствие активных протестов депутатов муниципального собрания района Пресня. На понедельник, 10 августа, в префектуре ЦАО назначено совещание, в ходе которого будет решаться, продолжать ли реализацию этого проекта. Брусчатка лежит на Баррикадной более полувека. Уничтожаемая историческая память должна заменяться чем-то другим. О чем будет напоминать новое гранитное покрытие, Пресня-light в стиле 2010-х? Разве что об откате и распиле…
Facebook Распечатать статью
Опубликовано 9 сентября 2012 в 13:32. Рубрики: Адресная книга, Городская трибуна, Их нравы, Тревога. RSS лента комментариев к этой записи. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с Вашего сайта.
Чем покрыта современная Красная Площадь
Итак, брусчатка, которая сохранилась до наших дней, была уложена не так давно, а именно – в 1930 году. Она выложена Габбро-диабазом, камнем редкой магматической породы, обтесанным вручную. Эта порода была выбрана не случайно, ведь главное ее достоинство заключается в потрясающей прочности, которой уступает даже гранит. Поэтому после военных парадов, когда по брусчатке проезжают танки и прочая тяжелая техника, она остается целой и невредимой.
Что же это за камень такой? Он относится к глубинным вулканическим породам. По минеральному составу ближе всего к базальту, обладает плотной однородной структурой. Сформировался примерно в тот же период, что и гранит.
Надо сказать, что Габбро-диабаз – это дорогой камень, так как в мире существует всего три основные зоны его добычи:
В Австралии;
В Крыму;
В Карелии.
В Крыму камень низкого качества ввиду большого количества примесей. Из Австралии же доставлять материал в Россию дорого. Поэтому в нашей стране встречается преимущественно местный Габбро-диабаз, то есть карельского происхождения. Тем не менее, позволить себе подобное покрытие может далеко не каждый город.
Для укладки брусчатки на Красной Площади понадобилось более пяти миллионов плиток, которые были доставлены с Онежского острова. Вес каждой плитки составляет примерно 8-10 кг.
Так как породу раскалывали вручную, покрытие обладает рельефной поверхностью. Это придает площади еще более привлекательный вид. К слову, «Красной» она называется совсем не из-за цвета камня, а от слова «Красивая». Камень же имеет отполированную поверхность черного цвета.
Из чего выполнена брусчатка для главной площади Москвы
На Красной площади покрытие состоит из габбро-диабазов. Габариты булыжников намного больше, чем стандартные размеры камней. Метод создания таких кирпичей — колка. Благодаря такой кладке сохранилась историческая фактура и природное естество.
В 1974 году провели реконструкцию, заложив основание из бетона под брусчатку. До этого момента ремонтные работы носили частичный характер, путем замены разбитых кирпичиков и выравнивания осевших участков.
Спустя почти сто лет брусчатка из массивных валунов придает значительный вид площади перед Кремлевской стеной.
История тротуарной плитки
Вы когда-нибудь обращали внимание, чем вымощена Красная площадь? Это брусчатка! Что это за брусчатка и откуда она здесь взялась? Вернемся к истокам происхождения тротуарной плитки.
Итак, тротуарная плитка появилась на свет благодаря голландцам. Уже в начале XIX века началось строительство первых дорог из тротуарной плитки. Первую торговую дорогу из плитки проложили между Амстердамом и Гарлемом. Со временем ее оценили по достоинству, и почти все улицы Европы были вымощены таким способом. Удивительно, что плитка приобрела популярность за счет банальной нехватки натуральных каменных изделий.
В России тротуарная плитка появилась лишь сто лет спустя после её изобретения. В начале XX века ей вымостили всего несколько площадей и улиц, после чего началась гражданская война, во время которой тротуары закатывали обычным асфальтом или просто посыпали щебенкой. В 90-е годы, с появлением новой экономики, спрос на тротуарную плитку значительно увеличился. Причем как у крупных застройщиков, так и частников. В связи с этим появилось большое количество предприятий, выпускающих плитку. Поначалу покупатели были очень разочарованы, поскольку производители старательно экономили на качестве, нарушая технологический процесс производства, и практически все дороги разрушались после первых же холодов. Однако производители не сдавались, они начали искать новые методы – улучшать качество продукции, делать её более прочной, устойчивой к морозам, стали разрабатывать новые стили. Изобретение цветной тротуарной плитки стало огромным шагом вперед, открыло совершенно новые перспективы для ландшафтного дизайна.
Как вы уже знаете, брусчатка изготавливается разными способами, она может быть выполнена из натурального камня или из бетона. Если речь идет о первом способе, для изготовления берут высокопрочный камень, вручную раскалывают его, шлифуют и обрабатывают. В результате получается слегка округлый сверху камень.
Очевидно, такое покрытие дешевым не назовешь. Не каждый город может позволить себе такое покрытие, как на Красной площади. К слову, сама площадь вовсе не красная, она имеет черную полированную поверхность, такой цвет у габарро-диабаза.
Moscow.org городской портал Москвы
Как добраться до Красной площади: ст. метро Охотный ряд
История появления Красной площади в Москве
Красная площадь в Москве – самая известная и символичная. История Красной площади началась в конце 15-начале 16 века (ориентировочно 1493 год), когда перед стеной Кремля была расчищена полоса просматриваемого пространства, которая достигала в ширину около 240 метров. Причинами обустройства площади историки называют необходимость расширить торговые пространства Москвы, а также обеспечить безопасность важной составляющей города – Кремля.
Вначале эта площадь больше походила на рыночную, и называлась Торг, Пожар, а уже во второй половине 17 века площадь стали называть Красной, что означало красивая.
Самая распространенная версия гласит, что в 1493 году Иван III издал указ, согласно которому все деревянные постройки у стен Кремля должны быть снесены, т.к. они создавали потенциальную опасность пожаров. В результате исполнения этого приказа и появилась площадь-предшественница Красной площади. На площади развернулась мелкая торговля, а со временем стали вновь возводиться деревянные дома, которые периодически сносили. Деревянные постройки продолжали страдать от пожаров, поэтому и площадь стали называть Пожар.
Самым древним сооружением Красной площади, которое есть и сейчас, было Лобное место, которое находилось на развилке напротив Спасской кремлевской башни. Первое упоминание о нем встречается в документах 1547 года. На Лобном месте стоял деревянный помост, с которого оглашались царские указы, позже, в 1597-1598 годах, деревянный помост заменили каменным.
В начале 16 века вокруг стен Кремля был вырыт широкий ров (ширина – 36 м, глубина – 10-12 м), заполняемый водами реки Неглинной. Этот ров назвали именем архитектора Алевиза Фрязина. Через этот защитный ров от пропускных башен были переброшены мосты. В то время, к площади выходили самые главные улицы Москвы, кроме того, недалеко располагались речные пристани – это позволило площади занять место торгового центра Москвы. Когда в 1535-1538 годах была построена Китайгородская стена, то Красная площадь оказалась заключенной в границы Китай-города. После очередного пожара, случившегося в 1547 году, по веленияю Ивана Грозного вдоль восточной стороны площади были построены деревянные торговые ряды. А позже, в период правления Бориса Годунова, они были заменены на каменные. В это время на Красной площади располагались площадки для установки орудий – раскаты, на раскате возле Лобного места стояла знаменитая Царь-пушка.
В числе первых значительных архитектурных сооружений, построенных вне территории Кремля, на посаде, стал Покровский собор, возведенный в 1555-1561 годах по повелению Ивана Грозного в ознаменование победы над Крымским ханством. Существует мнение, что строительство этого храма за стенами Кремля вызвано нелюбовью царя к боярской верхушке. Покровский собор представляет собой комплекс из 9 отдельных церквей, поставленных на одном общем основании.
Переломный период в судьбе Красной площади случился в 17 веке, который был ознаменован значительными архитектурными преобразованиями. В 1624-1625 годах была сооружена Фроловская (сейчас Спасская) башня, ворота которой стали служить для торжественного выхода царствующих особ и высшего духовенства. Именно отсюда начиналось торжественное ществие из Успенского собора к собору Покрова на Рву в Вербное воскресенье. В начале Никольской улицы, примыкавшей к площади, в знак памяти об освобождении Москвы от поляков в 1637 году был построен Казанский собор. В северной части Китай-города находились Воскресенские ворота, через которые в Москву прибывали послы иноземных держав, которые останавливались на подворьях Китай-города. Красную площадь вымостили бревнами, помимо оживленной передвижной торговли, здесь появились винные погреба, кабаки, множество лавок.
В северном конце площади появились административные постройки: Сытный отдаточный двор (здесь выплачивали жалование служилым людям), с южной стороны находилась Тиунская изба (центр управления московскими церквями, занимавшийся сбором налогов и пошлин).
Новый этап преобразований
Очередная волна преобразования началась в 1679-1680 годах. В это время площадь снова расчистили от деревянных построек, деревянные церкви снесли, а их престолы перенесли в собор Покрова на Рву, была надстроена часть кремлевских башен, возведены из камня здания Земского приказа и Монетного двора. В 1702-1703 годах было построено деревянное здание общественного театра – Комедийная хоромина, которое существовало до начала 30-х годов 18 века. Когда в 1701 году над Москвой нависла угроза вторжения шведов, вдоль стен Кремля был насыпан земляной вал с бастионами, а по окончании Северной войны (1700-1721 г.г.) на Красной площади были возведены Триумфальные ворота.
Несмотря на то, что в 18 веке Москва утратила статус столицы, Красная площадь продолжала оставаться местом проведения судьбоносных событий в истории государства. Для прохождения коронации все царствующие особы по-прежнему приезжали в Москву, торжественно въезжая через Воскресенские ворота и Никольскую башню.
Продолжилось формирование Красной площади в 1780 году, когда были вновь снесены деревянные постройки, успевшие вырасти здесь последние годы, перестроены фасады Верхних торговых рядов, вдоль рва протянулись двухэтажные торговые лавки, Лобное место расчищено от построек и перенесено туда, где оно находится сейчас. Красная площадь оказалась окруженной двухэтажными строениями торговых рядов, и получила выраженное продольное направление. В 1804 году Красная площадь была вымощена булыжником.
Красная площадь после Великой отечественной войны 1812 года.
Наполеоновские войска нанесли колоссальный ущерб архитектурному облику Москвы, поэтому после окончания Отечественной войны 1812 года в городе начались восстановительные работы, которые в первую очередь коснулись Кремля и Красной площади. В период с 1814 по 1815 годы по проекту архитектора О.И. Бове были восстановлены торговые ряды, торговые лавки вдоль рва снесли, а сам ров засыпали землей. Вдоль стены Кремля высадили в два ряда деревья. В 1818 году перед центральным портиком торговых рядов был установлен памятник Минину и Пожарскому. После этих преобразований Красная площадь перестала исполнять роль рынка, здесь стали проводить различные торжественные мероприятия и народные гуляния. В 1877-1883 годах здание Земского приказа было снесено, а на его месте построили исторический музей, с 1888 по 1891 годы длилось строительство новых торговых рядов (Верхних и Нижних). В 1892 году на Красной площади были установлены электрические фонари. С 1909 по 1930 годы по Красной площади вдоль Кремлевской стены проходили трамвайные рельсы.
Современная история
После Октябрьской революции (7 ноября по старому стилю) 1917 года Красная площадь стала носить мемориальный характер. 10 ноября 1917 года здесь захоронили красноармейцев, павших в революционных сражениях в Москве. Год спустя, 7 ноября 1918 года В.И. Лениным была открыта мемориальная доска в память о павших, которая была снята в 1950 году во время реставрации Сенатской башни.
Красная площадь в Москве стала местом проведения торжественных военных парадов и демонстраций. После смерти Ленина в 1924 году на Красной площади был возведен деревянный мавзолей, куда поместили тело советского вождя, а в 1930 году по проекту архитектора А.В. Щусева был построен каменный Мавзолей В.И. Ленина. В этом же году Красную площадь замостили брусчаткой, установили трибуны, снесли Казанский собор и Воскресенские ворота (восстановлены в 1994-1996 годах), а памятник Минину и Пожарскому перенесли к Покровскому собору. Перед фасадом ГУМа было открыто движение транспорта. В 1938 году в состав Красной площади вошел Васильевский спуск.
Прямо с парада на Красной площади, состоявшегося 7 ноября 1941 года, солдаты уходили на фронт, и именно на Красной площади состоялся Парад Победы 9 мая 1945 года. В послевоенные годы гостевые трибуны заменили бетонными, у стен Кремля был образован Некрополь. В начале 70-х годов трибуны заменили на гранитные, Некрополь был также реконструирован. Брусчатку, которой была выложена Красная площадь, сняли, залили бетонное основание и на него заново уложили брусчатку.
В начале 90-х годов на Красной площади начали проводить различные концерты, устраиваться народные гуляния. В декабре 2000 года на Красной площади впервые был залит каток размером 30 на 15 метров, вход на который был бесплатным.
Изменение архитектурного облика Красной площади в 21 веке
В наши дни Красная площадь находится в Китай-городе, и прилегает к северо-восточной стене Кремля. В южном конце Красной площади расположен Покровский собор (Храм Василия Блаженного), с севера Собор Казанской иконы Божией Матери и исторический музей, в восточной части – ГУМ, а с западной – Кремль. Длина Красной площади составляет 330 метров, а ширина – 70 метров.
Сейчас, если вы находитесь на Красной площади, то между Покровским собором и Спасской башней вы можете наблюдать современную высотку, напоминающую контрольную башню аэропорта. Это здание гостиницы Свиссотель Красные холмы, которая была открыта в 2005 году. Эта высотка портит классический панорамный вид с Красной площади и грубо нарушает нормы ЮНЕСКО, применяемые к объектам, входящим в список Всемирного наследия.
Начиная с 1993 года на Красной площади запрещено вести профессиональную видео и фотосъемку. В запрещенную группу фототехники входят все фотоаппараты, высота корпуса которых выше 140 мм, а диаметр съемного объектива более 700 мм. Разрешение на профессиональную съемку получается в Комендатуре Кремля по предварительной заявке, доставленной лично. С 2001 года по Красной площади запрещено ездить на велосипедах.