Эластичный, неэластичный и другие разновидности спроса (с примерами)
Продукт или услуга имеют эластичный спрос, когда их ценовая эластичность спроса больше 1, единично-эластичный, когда ценовая эластичность равна 1, и неэластичный, когда ценовая эластичность меньше 1.
Ценовая эластичность спроса измеряет быстроту реакции требуемого количества на изменение цены. Он рассчитывается путем деления процентного изменения требуемого количество на процентное изменение цены.
Процентное изменение требуемого количества рассчитывается путем деления разницы между начальным и конечным количеством на среднее значение обоих количеств.
Аналогично, процентное изменение цены равно разнице между конечной и начальной ценой, деленной на среднее значение обеих цен.
Для расчета ценовой эластичности можно использовать следующую формулу:
Ed = <(Q2 –Q1)÷ [(Q2 +Q1)/ 2]>÷ <(P2 –P1)÷ [(P2 +P1)/ 2]>, где
Q1 — начальное требуемое количество,
P1 — цена, соответствующая Q1,
Q2 — новое требуемое количество после изменения цены на P2.
Поскольку требуемое количество уменьшается с увеличением цены, приведенное выше уравнение обычно дает нам отрицательное число. Отрицательный знак обычно игнорируется, и ценовая эластичность котируется как абсолютное число, то есть как положительное число.
На следующем графике показаны кривые спроса для различных уровней ценовой эластичности:
Эластичный спрос
Спрос считается эластичным, когда абсолютное значение ценовой эластичности спроса превышает 1. Это означает, что процентное изменение требуемого количества больше, чем процентное изменение цены.
Зеленая кривая спроса предназначена для продукта, который демонстрирует эластичный спрос.
Компании, производящие эластичные по цене продукты, не могут увеличить свою выручку за счет повышения цены, потому что любой выигрыш от повышения цены будет более чем компенсирован снижением спроса на количество.
Примеры: роскошные продукты, такие как бриллианты, золото, Ламборджини, знаменитые шеф-повара и так далее, как правило, имеют эластичный спрос.
Неэластичный спрос
Спрос считается неэластичным, если ценовая эластичность больше 1, то есть когда процентное изменение требуемого количества выше соответствующего процентного изменения цены.
Синяя кривая спроса на графике выше — это типичная неупругая кривая спроса.
Когда спрос неэластичен, производители могут увеличить свой доход за счет увеличения цены. Это происходит потому, что процентное падение количества, востребованного в ответ на рост цен, ниже.
Примеры: предметы первой необходимости, такие как еда, одежда, здравоохранение, жилье и тому подобные являются распространенными примерами продукции с неэластичным спросом.
Идеально-эластичный спрос
Идеально-эластичный спрос — это крайний случай, когда требуемое количество изменяется бесконечно в ответ на бесконечно малое изменение цены.
Он представлен горизонтальной кривой спроса.
Концепция идеально-эластичного спроса — это теоретический крайний случай. Редко встречаются реальные продукты, чья ценовая эластичность бесконечна. Однако эта концепция очень полезна в экономическом анализе.
Пример: давайте представим себе совершенно конкурентный рынок яиц, то есть рынок, на котором существует бесконечное число производителей и потребителей и нет никаких различий между яйцами, произведенными каждым производителем.
Кривая спроса, с которой сталкивается каждый отдельный производитель, будет совершенно эластичной.
Это будет так, потому что даже если он повысит свою цену хотя бы на 0,00001 доллара, весь его спрос исчезнет, поскольку потребители переключатся на других производителей.
Идеально-неэластичный спрос
Спрос совершенно неэластичен, если его количество не меняется независимо от любого изменения цены. Это означает, что количество, требуемое от такого продукта, не изменится в ответ на любое изменение его цены.
Совершенно неупругая ценовая эластичность — это еще один крайний случай, и он представлен вертикальной кривой спроса.
Теоретически производитель с продуктом, обладающим идеально-неупругой ценовой эластичностью, может увеличить цену продукта настолько, насколько он хочет, без каких-либо потерь в проданных единицах.
Пример: давайте представим себе очень мрачное будущее, в котором люди посеяли хаос на Земле, а запасы атмосферного кислорода были исчерпаны, и кислород, производимый частными компаниями, является единственным источником.
В таком сценарии потребность в кислороде была бы совершенно неэластичной.
Прямо сейчас, то есть в текущей экономике, совершенно неэластичная ценовая эластичность редко существует, потому что большинство продуктов имеют заменители.
Многие жизненно важные лекарства могут демонстрировать кривые спроса, близкие к совершенно неэластичным.
Единично-эластичный спрос
Единичный эластичный спрос — это когда ценовая эластичность спроса равна 1. Единичный эластичный спрос означает, что процентное изменение количественного спроса и процентное изменение цены равны.
Общий доход единичного эластичного продукта остается тем же самым, потому что любое изменение цены точно компенсируется соответствующим противоположным изменением в потребленном количестве.
Изоэластичный спрос
Продукт имеет изоэластичный спрос, когда его ценовая эластичность одинакова в каждой точке кривой спроса. Такая кривая спроса является постоянной кривой эластичности спроса.
В случае линейной кривой спроса ценовая эластичность может быть рассчитана по следующей формуле:
Ed = —B× (P /Q), где
B равно ΔQ/ΔP,
P — цена, а
Q — количество, требуемое в точке, в которой мы измеряем эластичность.
Поскольку P и Q меняются, эластичность также меняется, когда мы движемся вдоль кривой спроса. В случае изоупругого изменения коэффициент B таков, что упругость не изменяется.
Нестеров А.К. Эластичность спроса, виды и примеры // Энциклопедия Нестеровых
Виды эластичности спроса
Предприятиям необходимо постоянно проводить замеры изменений спроса, для оценки его эластичности. Кривая спроса на товар будет меняться в зависимости от реакции конкурентов на установленные цены.
Эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают.
Данная категория отражает изменение спроса, как реакцию на изменение цены, но при условии, что все остальные факторы, которые могут влиять на объем приобретаемых товаров, остаются неизменными. Очевидно, что у разных товаров этот показатель будет существенно различаться.
Товары могут иметь эластичный или неэластичный спрос.
Классический пример неэластичного спроса – товары первой необходимости, продукты питания и обувь, спрос на них практически не меняется при изменении цены.
Пример эластичного спроса – это предметы роскоши, которые сильно реагируют на изменение цены.
Определить вид эластичности спроса на товар достаточно легко.
Эластичность спроса определяется отношением изменения величины спроса (в процентах) к изменению цен (в процентах).
Соответственно, чтобы установить вид эластичности спроса используют формулу:
Э – эластичность спроса
С – изменение спроса в процентах
Ц – изменение цены в процентах
Эта формула отражает изменение спроса в процентах на каждый процент изменения в цене.
В соответствии с ней, есть 3 вида эластичности спроса:
При этом говорить об эластичности спроса можно только в определенном диапазоне, так как при очень высоких ценах объем продаж товаров падает и при очень низких ценах тоже, потому что происходит насыщение рынка и потребители начинают рассматривать уровень качества как низкий.
Примеры эластичности спроса
Напрямую на эластичность спроса влияет три фактора, в зависимости от которых она будет различаться.
Факторы эластичности спроса
Приведу несколько примеров товаров с разной эластичностью спроса в зависимости от трех факторов.
Примеры товаров с разной эластичностью спроса
Вид эластичности спроса
Существует множество товаров аналогов, поэтому потребители имеют много возможностей сделать выбор.
В данном случае спрос сильно зависит от цены, поэтому подвержен сильному изменению при колебаниях цен.
Повышение цены приведет к покупке товара-аналога, снижение – увеличит объем реализации.
Предметы роскоши, драгоценности, деликатесы
Спрос наиболее активно реагирует на изменение цен за счет привлечения потребителей из других целевых сегментов.
Электроника, мебель и бытовая техника
Типовой пример эластичности спроса. Стоимость таких товаров ощутима для бюджета домохозяйства, поэтому снижение цен приводит к резкому росту объемов продаж за счет отложенного спроса. Повышение цен, напротив приводит к росту отложенного спроса и снижению объемов реализации.
Группы легкозаменяемых товаров (фрукты, овощи, вкусовые товары, продукты питания, не являющиеся необходимыми, и т.д.)
За счет возможности выбора, потребитель может прибегнуть к приобретению товаров-заменителей, если цена будет увеличиваться.
Уникальность продукта, при этом он крайне необходим в какой-либо момент времени, следовательно изменение цены на спрос не влияет.
Приверженность конкретной марке товара
Человек не хочет искать замену конкретной марке, поэтому возникает неэластичный спрос.
Группа труднозаменяемых товаров (бензин, электрические лампочки и т.д.)
Потребители практически не имеют возможности выбрать товары-заменители, поэтому изменение цен слабо влияет на объемы спроса.
Продовольствие, обувь и другие товары первой необходимости
Базовый пример отсутствия эластичности спроса.
Однако, следует учитывать, что в массе своей спрос на эти товары является неэластичным, но в отношении конкретных товаров потребители могут выбирать товары-аналоги разных производителей и торговых марок.
Группы товаров, стоимость которых незначительна (карандаши, зубные щетки, туалетная бумага и т.п.)
Для такого рода товаров действует скорее принцип необходимости их приобретения, когда на стоимость потребители не обращают внимания в силу низкой цены.
Покупка совершается при условии наличия необходимости в посуде, а цена лишь регулирует объем приобретаемого товара. Следовательно, в массе товаров будет наблюдаться единичная эластичность, однако в отношении конкретных товаров будут колебания спроса.
Типовой пример единичной эластичности спроса, так как товар сезонный и объем спроса определяется исключительно ценой.
Эластичность спроса на практическом примере
Рассмотрим на практическом примере, как расчет эластичности спроса позволяет установить для товара цену, которая обеспечит максимальный объем реализации.
Для примера возьмем холодные кофейные напитки в жестяной банке «Капучино», «Латте», «Эспрессо», объем каждой 0,5 л. Определим ценовую эластичность спроса.
С уменьшением цены на кофе в банках спрос на них растет. Однако при цене 84 рубля и ниже спрос начинает падать, так как покупатели считают, что кофе слишком дешевый, к примеру, из-за нарушения условий хранения или низкого качества.
Допустим в результате проведенного замера спроса в течение месяца были установлены следующие соотношения цены и уровня спроса на продукцию.
Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности спроса
Все мы знаем, что падение цены вызывает увеличение спроса и уменьшение предложения. Во многих случаях направление этих изменений – это все, что имеет значение. Однако в других – важно понимать их масштаб и точное количество единиц продукции, которые захотят купить потребители по меньшей цене. Для того чтобы измерить степень этих изменений, а не только их направление, используется понятие эластичности спроса. Значение этого показателя позволяет ответить на вопрос, в какой степени увеличение или уменьшение цены повлияет на поведение потребителей и производителей.
Понятие спроса
Экономика прошла долгий путь от одного из направлений философии до самостоятельной науки. Найдены объективные законы, которым подчиняются изменения рыночной конъюнктуры. Касается это и спроса с предложением. При прочих равных условиях рост цены будет вызывать уменьшение первого и увеличение второго. Объективный закон спроса и предложения был сформулирован Альфредом Маршаллом в 1890 году. Цена на рынке устанавливается в точке пересечения этих двух показателей на графике.
Спрос представляет собой количество товара, необходимое фактическому или потенциальному потребителю. Он выражает одновременно желание покупателя и его денежные возможности. Он характеризуется такими количественными параметрами, как величина и объем. Кроме цены, на спрос влияют вкусы потребителей, мода, доходы людей, стоимость других товаров, норма замещения. Рост зарплат стимулирует покупателей приобретать больше товаров. Увеличение цены продукции заставляет потребителей сократить объемы спроса. Противоположная ситуация наблюдается, когда дело касается товаров Гиффена. Величина спроса на них растет тогда, когда их цена увеличивается.
Общие сведения
Экономисты используют эластичность спроса и предложения для того, чтобы измерить масштаб изменений поведения рыночных субъектов. Значение этого показателя чаще всего определяется как результат деления изменения количества продукции к росту или падению цены. Например, если повышение стоимости на 10 % привело к тому, что покупатели стали потреблять на 12 % меньше товаров, то эластичность спроса равна 1,2. Получившийся результат больше единицы. Это означает, что спрос в нашей задаче является эластичной величиной. Сходным является вычисление и показателя предложения. Например, цена увеличилась на 10 %, а количество произведенных единиц продукции стало больше на 6 %. Эластичность предложения будет равна 0,6. Получившийся результат меньше единицы. Предложение рассматриваемого товара является неэластичным по цене. Таким образом подобные задачи решаются очень просто. Эластичность спроса и предложения находится простым делением процента изменения количества продукции, потребляемого покупателями и производимого продавцами, на разницу между старой и новой ценой.
Определение и концепция
В экономике эластичность – это степень реакции одного показателя на другой. Ее расчет дает ответ производителю на три вопроса:
Эластичной считается переменная, значение которой больше единицы. Это означает, что она отвечает на изменение других показателей сильнее, чем пропорционально. Переменная может быть более или менее эластичной в разные моменты времени. Товар может быть чувствительнее к цене или доходу. Эластичность позволяет сравнивать совершенно разные величины, поскольку изменение каждой из них можно выразить в процентах. Поэтому данная концепция является едва ли не самой главной в неоклассической экономической теории. Она полезна в понимании последствий непрямого налогообложения, распределения доходов, теории потребительского выбора. На практике эластичность представляет собой коэффициент линейной регрессии, где обе переменных являются натуральными числами. Главное исследование чувствительности спроса и предложения по цене американских товаров было произведено Хендриком С. Хаутэккером и Лестером Д. Тэйлором.
Эластичность спроса: формула
Расчет показателя осуществляется в одно действие. Самое главное – это выразить все исходные данные в одних единицах (чаще всего это делают в процентах). Результат деления разности старой и новой цен на изменение объемов купленного – это эластичность спроса. Формула указывает на два варианта:
Применение на практике
Вся суть заключается в том, что значение эластичности спроса означает, насколько чувствительными являются потребители к изменению цен. А это крайне важная информация для продавцов. Высокая эластичность спроса означает, что даже небольшое увеличение цены приведет к значительному падению потребления данной продукции. Можно использовать такое свойство и в другую сторону. Производителю нужно только немного опустить цену, и у него станут намного больше покупать. Если же спрос нечувствителен к изменению цены, то объемы потребления долгое время могут оставаться неизменными. Для того чтобы запомнить это, можно сравнить эластичность спроса с гибкостью. Что-то называют эластичным, если оно хорошо растягивается. Этот же термин характеризует сходное свойство спроса и предложения.
Факторы эластичности спроса
Несмотря на то что и предложение, и спрос важны, большинство исследований сосредотачиваются на последнем. Что определяет его эластичность? Главным фактором является доступность для потребителя товаров-субститутов. Предположим, автозаправка решила повысить цену на бензин на 10 %. Большинство потребителей просто перейдут на топливо других продавцов. Величина эластичности спроса на бензин в этом случае больше единицы, поэтому покупатели очень чувствительны к изменениям цены. Автозаправка из примера может потерять гораздо больше, чем 10%. Но предположим, что в городе нет других продавцов бензина, то есть товары-субституты не доступны потребителям. В этом случае коэффициент эластичности спроса равен приближенному к нулю значению. Автомобилистам не останется другого выхода, как продолжить покупать более дорогой бензин. Повышение цены только повысит доходы единственной в городе заправки. Конечно же, автомобилисты могут сократить ненужные передвижения по городу или пересесть на велосипеды, но в любом случае в кратко- и среднесрочном периоде уменьшение спроса на бензин будет незначительным.
То, сколько мы получаем, также влияет на то, какие изменения цены кажутся нам незначительными. Таким образом эластичность спроса определяет и размер дохода потребителей. Например, мало кто сравнивает цены на шнурки. Их цена не заботит большинство покупателей. Они тратят на них настолько мало денег, что даже увеличение их стоимости вдвое не будет иметь значительного влияния на семейный бюджет. Поиск более дешевого варианта займет время, затраты которого не окупятся за счет сэкономленных 10 рублей. Но для фирм, которые производят эти шнурки, важна каждая копейка. Таки образом факторы эластичности спроса включают также и доход. При прочих равных условиях, чем дороже нам обходится товар, тем больше его величина эластичности спроса.
Время – это следующий фактор. Если его больше, то у потребителя появляется больше возможностей найти субституты. Предположим, единственная автозаправка в городе повысила цену на бензин. В первое время жители продолжат покупать горючее для своих прожорливых внедорожников. Но при приобретении следующей машины они могут обратить внимание на менее прожорливые модели. Чем больше времени у нас есть для того, чтобы изменить свое потребительское поведение, тем выше будет эластичность спроса.
Графическое изображение
Изменение эластичности спроса легко начертить. Сначала нужно нарисовать стандартные ось абсцисс и ординат. Вертикальная линия Х будет отображать количество товара, горизонтальная Y – изменения его цены. Закон спроса гласит: чем больше цена, тем меньше купят. Высокая эластичность сделает кривую практически горизонтальной. Низкая – вертикальной. Рассмотрим пример. Представьте, что десятипроцентное повышение цены на бензин приведет к падению спроса на 50 %. Полученный график будет более пологим. Если же автозаправка – одна в городе. В этом случае повышение цены на бензин даже на 50 % приведет только к десятипроцентному снижению готовности потребителей его покупать. Коэффициент эластичности спроса на товар меньше единицы (если быть точным, то 0,2). Полученный график будет практически вертикальным.
Эластичность и общий доход
Продолжим использовать пример с автозаправкой. Как изменится коммерческий баланс предприятия при повышении цены на бензин? Общий доход – это стоимость, умноженная на количество проданного. В нашем примере цена возрастает на 10 %. Но вызовет ли это аналогичное повышение общего дохода? На это влияет эластичность спроса. Если она больше единицы, то общий доход уменьшится. Это связано с тем, что десятипроцентное повышение цены не покроет падение объемов продаж. Однако в случае, когда значение коэффициента эластичности спроса меньше единицы, то общий доход увеличится. Между этими двумя показателями наблюдается четкая взаимосвязь. Если спрос эластичен, то процентное изменение купленного количества товара превысит разницу между новой и старой ценой. Общий доход будет двигаться в ту же сторону, что и количество. Если же спрос неэластичен, процент изменения объема купленного будет меньше, чем цена. Общий доход в этом случае двигается вместе с последней.
Примеры неэластичного спроса
Наличие единственной заправки в городе – это фактор, который заставляет автовладельцев покупать в ней бензин даже с завышенной стоимостью. Мы говорим, что эластичность спроса на товар является низкой, если рост цены вызывает небольшое изменение потребляемых объемов. К такой продукции относят:
Товары с эластичным спросом
Наличие нескольких автозаправок создает в городе конкуренцию за клиента. Поэтому одна из них не может просто поднять стоимость бензина и рассчитывать на увеличение собственного общего дохода. Если коэффициент эластичности спроса равен числу, большему единицы. К таким товарам, в частности, относят:
Эластичность спроса по доходу: примеры
Мы разобрались с товарами, объемы покупки которых чувствительны или не очень к цене. Теперь рассмотрим эластичность спроса по доходу. Этот показатель равен результату деления количества купленного на изменения зарплаты потребителя. К товарам с высокой эластичностью по доходу относят:
К товарам с низкой эластичностью по доходу относят, например, фрукты. Если доход людей увеличится, то они могут купить больше бананов, но многие считают, что они и так едят их достаточно. Хотя это не касается беднейших слоев населения.
Показатель предложения
«Ножницы» Маршалла включают еще одну кривую, кроме спроса. Объем предложения товара – это величина, которая увеличивая по мере роста цен на рынке. В этом и состоит объективный закон данного показателя. Рост предложения обусловлен тем, что любой производитель стремится получить максимально возможную прибыль. Поэтому улучшение конъюнктуры приведет к большей загрузке заводских мощностей. К факторам, которые влияют на предложение относят:
Эластичное предложение
Здесь все похоже на спрос. Эластичное предложение означает, что увеличение цены вызывает больший процент изменения выпуска. Такая ситуация возможна, когда фирма может легко увеличить объем производства. Если автофабрика задействует только 70% имеющихся у нее производственных мощностей, то она может легко увеличить выпуск при повышении цены на машины. Совсем другой вариант – это неэластичное предложение. Это означает, что процент изменения цены меньше разницы между новым и старым объемом выпуска продукции. К таким товарам относят:
Различают эластичность предложения по цене и замещения факторов. Последнее показывает, на сколько процентов нужно изменить соотношение ресурсов, чтобы объем выпуска остался неизменным.
Факторы эластичности предложения
К детерминантам, которые вызывают большее или меньшее изменение выпуска при росте или падении цены:
Применение концепции
Расчет эластичности спроса на товар – это гораздо больше, чем просто школьная задача или интеллектуальное упражнение. От понимания этой концепции зависит то, каким будет предприятие – успешным или провальным. Расчет эластичности применяется в огромном количестве областей экономики. В частности, он очень важен для понимания спроса и предложения на рынке. Самыми распространенными случаями использования эластичности являются:
Легкость расчетов побуждает экономистов находить еще больше сфер для применения эластичности. Любые две величины можно сравнить по данному показателю, если известны их значения в двух периодах. При этом не важны условные единицы, в которых они выражаются. Показатель эластичности в любом случае вычисляется на основе процентов, поэтому можно легко перевести количественные изменения в них.