Чем выше интеллект тем выше креативность

Общий интеллект и креативность

Общий интеллект и креативность

Проблема отношения креативности и интеллекта поставлена в тот момент, когда креативность была выделена в качестве самостоятельного фактора. Гилфорд полагал, что творческая одаренность включает в себя, по крайней мере, способности к дивергентному мышлению и к преобразованиям (IQ). Напомню, что, по Гилфорду, дивергентное мышление есть мышление, направленное на поиск разнообразных логических возможностей, способность к которому тестируется с помощью особых тестов («Необычное использование предметов», «Дополнение рисунка», «Нахождение синонимов» и т. д.).

В ряде статей Гилфорд рассматривает отношение интеллекта и креативности. Он полагал, что интеллект определяет успешность понимания и усвоения нового материала, а дивергентное мышление детерминирует творческие достижения. Кроме того, успешность творческой активности предопределена объемом знаний (зависящим, в свою очередь, от интеллекта). Гилфорд высказывает предположение, что IQ будет предопределять «верхний предел» успешности решения задач на дивергентное мышление. Причем тесты креативности Гилфорда были связаны с оперированием семантическим кодом (словесной информацией), и он считал, что ограничивающая роль интеллекта для них будет выше, чем для невербальных тестов. Исследования показали, что корреляции между тестами интеллекта и дивергентного мышления выше для семантических тестов, чем для пространственных и символических.

Однако результаты исследований К. Ямамото, а также Д. Хардгривса и И. Болтона позволяют ввести гипотезу «нижнего порога»: конвергентный интеллект (IQ) ограничивает проявления креативности при низких значениях IQ, при IQ выше некоторого «порога» творческие достижения от интеллекта не зависят.

В исследованиях Гилфорда и Кристиансена также было выявлено, что при низком IQ практически не бывает проявлений творческой одаренности, в то время как среди людей с высоким IQ встречаются лица и с высоким, и с низким уровнем развития дивергентного мышления.

Торренс [14], обобщив собственные исследования, пришел к выводу, что связь между уровнем интеллекта и креативностью односторонняя. Он предложил модель интеллектуального порога: до уровня IQ Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность)

Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) Привычка начинать с дефиниций, внедренная в нашу психику немецкой научной традицией, ведущей свою родословную (через Гегеля) от средневековой схоластики, вынуждает в начале изложения давать определения

Обучаемость, креативность и интеллект

Обучаемость, креативность и интеллект Остановимся на понятии «обучаемость».Введение его в психологический обиход предполагает существование общей способности, аналогичной общему интеллекту и, возможно, креативности. Однако факты свидетельствуют скорее об отсутствии

Общий интеллект и школьная успеваемость

Общий интеллект и школьная успеваемость В мире проведено не менее нескольких десятков тысяч исследований, посвященных установлению отношений между психометрическим интеллектом и школьной успеваемостью, и с каждым годом их число возрастает. Вопрос о возможности

Общий интеллект и профессиональная деятельность

Общий интеллект и профессиональная деятельность Тесты интеллекта, особенно так называемые тесты структуры интеллекта (тест Амтхауэра, GATB, ДАТ и т. д.), широко используют в целях профессионального отбора и распределения кадров.Данные тестирования общего интеллекта

5. Креативность

5. Креативность Вы просите людей уделить вам немного внимания, и… ничего не происходит. Затем вы просите еще раз: «Пожалуйста, уделите мне минутку внимания».В ответ вы увидите несколько приподнятых бровей и взгляды слушателей, весьма напоминающих снулых рыб, обращенные к

Креативность и ее развитие

Креативность и ее развитие Первая ступень всякого творчества есть самозабвение. М. Пришвин Сущность креативностиПонимание сущности творчества и лежащих в его основе способностей – вопрос, по которому существует множество разноречивых психологических,

Заключение. Интеллект, креативность и культура

Заключение. Интеллект, креативность и культура В нашем поликультурном мире идет своего рода естественный эксперимент, заключающийся в многовариантной культурной ассимиляции различных организационных и технологических новинок.Лидерство в мировой креативности

Интеллект шимпанзе и интеллект Наполеона

Интеллект шимпанзе и интеллект Наполеона На вопрос, возможно ли мышление без языка, затруднительно ответить одной фразой, так, чтобы ответ был убедительным. Поэтому придется начать издалека и сравнить особенности поведения человека и животных. Тогда, вероятно, и

Креативность и новаторство

Креативность и новаторство Нашего коллегу Рэя, который всегда стремится к успеху, трудно превзойти в том, что касается креативности. Большинство исследователей идет вперед методично, логически обоснованными шажками, отталкивается от известного и добавляет новые данные

Креативность самоактуализации

Креативность самоактуализации Как следствие, я счел необходимым разграничить «креативность таланта» и «креативность самоактуализации», причем последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не

Креативность

Креативность Я постоянно говорю о креативности, о способности создавать новое, о творчестве.Давайте посмотрим на это, потому что тема уж больно интересная.Меня очень умиляют женские журналы по рукоделию, где на вкладках с выкройками приложены не только выкройки блузок и

Креативность мозга

Креативность мозга А теперь – добро пожаловать в главу, посвященную творческому потенциалу человеческого мозга. Не стану перегружать вас неврологией, хотя кое-что придется сообщить.Итак, есть три различных типа мозговых волн: альфа-волны, бета-волны и

Тест на креативность

Тест на креативность Тест «Креативность», разработанный профессором психологии Н. Ф. Вишняковой, позволяет выявить уровень творческих склонностей человека и построить психологический креативный профиль. Для этого тест осмысляет креативный компонент реального образа

Источник

Проблема соотношения интеллектуальных способностей и креативности.

Одни исследователи (Д.Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и др.) рассматривают интеллект и креативность как единую человеческую способность высшего плана. В.Н. Дружинин охарактеризовал эту точку зрения «как редукцию креативности к интеллекту». В данном случае речь идет не просто о том, что это единая способность, а о том, что творчество производное интеллекта. Высокий интеллект – высокие творческие способности. Низкий интеллект – никакого творчества невозможно. Нет никакой необходимости, считает Ганс Айзенк, выделять креативность как особую способность. Способность к любому виду творчества (научному, художественному) обеспечивается, прежде всего, высокими значениями общего интеллекта.

Пожалуй, самым первым в науке креативность и интеллект противопоставил Дж. Гилфорд. Он опирался на свою собственную теорию двух видов мышления: конвергентного и дивергентного. Конвергентное мышление (сходящееся мышление), оно направлено на анализ всех имеющихся способов решения задачи, с тем, чтобы выбрать из них – единственно верный. Конвергентное мышление лежит в основе интеллекта. Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно во многих направлениях», оно направлено на то, чтобы породить множество различных вариантов решения задачи. Дивергентное мышление лежит в основе креативности.

Наибольшую популярность в нашей стране приобрели Миннесотские тесты творческого мышления, разработанные Е.П. Торрансом (МТТМ). Создавая специальные программы стимуляции креативности, Е.П. Торранс подбирал задачи таким образом, чтобы они оказывались чувствительными к основным творческим операциям (обостренное восприятие недостающих элементов, ощущение трудностей, поиск решений в разных направлениях, формулирование

гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка гипотез, возможность их усовершенствования и сообщение результатов. Его тесты в миниатюре воспроизводят целостный творческий акт. Широкое применение эти тесты нашли в практике образования во всем мире. Они используются при диагностическом исследовании развития одаренности ребенка; при разработке индивидуальных программ обучения в школе; при оценке эффективности традиционных и новаторских программ обучения; при разработке тренингов по креативности.

Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях: исследование развития одаренности учащихся; индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях; разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением; оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения; поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.
Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработаности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом. Выборочное использование лишь одного или нескольких тестов из этих батарей существенно снижает эффективность и ценность диагностики. Для каждой формы разработаны подробные руководства по проведению тестирования и количественной обработке данных.
Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.
Специальное внимание при создании тестов было уделено тому, чтобы сделать их интересными и притягательными для детей всех возрастов. Поэтому для обеспечения надежных результатов очень важное значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать Прямые указания: что правильно и что неправильно, но очень важно достичь полного понимания инструкций.
Наиболее широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты.

Также для исследования могут применяться опросники, модулирующие определенную ситуацию.

Источник

Нейрофизиологические основы интеллекта и креативности. Классические подходы и современные данные

Вы будете перенаправлены на Автор24

Интеллект и креативность

Креативность – это комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, которые способствуют выдвижению гипотез, генерированию оригинальных идей и нестандартному их решению.

Креативность сначала рассматривалась как функция интеллекта, уровень развития которого отождествлялся с уровнем креативности.

Что касается взаимоотношений креативности и интеллекта, то психологи на этот счет имеют несколько точек зрения. Такие исследователи как Р. Стенберг, Л. Термен, Г. Айзенк, Д. Векслер интеллект и креативность рассматривают как единую способность человека высшего плана. Эту точку зрения В.Н. Дружинин характеризует «как редукцию креативности к интеллекту». Речь здесь идет о том, что это творчество производное интеллекта, потому что высокие творческие способности характерны для высокого интеллекта. При низком интеллекте никакое творчество невозможно.

По мнению Г. Айзенка, выделять креативность как особую способность, необходимости нет. Способность к творчеству обеспечивается высокими значениями общего интеллекта. Ученые заинтересовались вопросом соотношения креативности и интеллекта и некоторые считали, что творческие способности свойственны высокому коэффициенту интеллекта. Креативность они рассматривали как следствие интеллекта. Опираясь на значимые, но невысокие корреляции между интеллектом и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, английский ученый Г. Айзенк, предположил, что креативность является компонентом общей умственной одаренности.

Ответ на вопрос – будет ли высокий интеллект однозначно предполагать высокий уровень креативности, позволило дать лонгитюдное исследование, проходившее в США в 20-е годы. В исследовании, проводимом Л. Терменом, участие принимали 150 тыс. школьников и около 1,5 тыс. детей, которые по тестам интеллекта показали наиболее высокие результаты. В течение последующих 60 лет 4 раза проводили контрольные замеры достигнутых успехов исследуемых.

Готовые работы на аналогичную тему

Результаты показали, что все члены выборки добились высокого социального статуса, с одной стороны, с другой стороны – ни один из обследуемых не показал исключительного таланта ни в науке, ни в искусстве. Однако был обнаружен один ребенок, который не дотянул нескольких баллов, требовавшихся в исследовании. Именно этот ребенок достиг того, что никому из избранных не удалось, став лауреатом Нобелевской премии.

В своем исследовании Л. Термен не обнаружил прямой зависимости креативности от интеллекта, а это значит, что можно быть интеллектуалом, не являясь творческой личностью.

Исследования, проведенные в лаборатории способностей Института психологии РАН, выявили парадоксальную зависимость – задачи на репродуктивное мышление хуже решают высококреативные личности, чем все другие испытуемые. Это объясняет затруднения, испытываемые в средней школе творчески одаренными детьми.

Ряд ученых, на основании данных, полученных в исследованиях, доказывают, что креативность определяется совокупностью умственных действий, навыков и стратегий, усвоенных прижизненно.

Исследования, посвященные формированию креативности, показали прямую её зависимость от условий социализации.

Научные подходы к пониманию креативности

Универсальной характеристикой личности является её интеллектуальный и творческий потенциал, от уровня которого зависит характер и успешность её взаимодействия с обществом.

Существует большой объем работ, связанных с исследованием творчества и творческих способностей человека, но единого подхода к пониманию данной категории у ученых пока нет. Причина этого кроется в сложности и многоаспектности этого феномена.

Креативность, по мнению М.А. Холодной, можно рассматривать в узком и широком значении. В узком смысле, креативность – это дивергентное мышление, при котором можно выдвигать множество идей относительно одного объекта.

В широком смысле, креативность – это творческие интеллектуальные способности порождать оригинальные идеи, отказываясь от стереотипных способов мышления.

Креативность В.Н. Козленко понимает в качестве формы исследовательской деятельности, а В.Н. Дружин считает этот феномен показателем одаренности.

Ученый считает, что творчески одаренный человек, имеет личностные особенности, связанные с созданием новых материальных и идеальных продуктов.

Все эти подходы к пониманию творческого потенциала предполагают системное многоуровневое психическое образование, которое включает интеллектуальный потенциал, мотивацию, эмоции, уровень эстетического развития, коммуникативные параметры.

Творческий потенциал человека отражается в инновационных трансформациях жизненных сфер – это мышление, коммуникации, когнитивная, профессиональная деятельность и др.

Сегодня есть несколько подходов к пониманию соотношения интеллекта и творческих способностей.

Первый подход говорит о том, что творческий потенциал не зависит от уровня интеллекта и выступает самостоятельным фактором. Это говорит о том, что творческие люди не могут иметь низкий интеллект, однако интеллектуалы могут быть с низкой креативностью.

Во втором подходе считается, что уровень интеллекта и творческий потенциал имеют прямую зависимость.

На наличие взаимосвязи креативности и интеллекта указывал М.Айзенк, считавший, что есть люди, которые хорошо владеют разными способами мышления, т.е. традиционное противопоставление креативности и интеллекта не оправдано.

Представители второго подхода основным фактором творческой деятельности выдвигают мотивации, ценности, личностные черты.

Творческая личность характеризуется когнитивной одаренностью, чувствительностью к проблемам, независимостью в сложных ситуациях.

Нейрофизиологические основы интеллекта

К основам психического мира относится сознание, мышление, интеллектуальная деятельность человека, память, речь. Они являются высшей формой адаптивного приспособительного поведения, высшими мозговыми функциями.

Исходя из этого, интеллект является интегральной деятельностью высших мозговых функций.

Когда в этой цепи выпадает одно из звеньев, а произойти это может при органическом локальном поражении головного мозга, то наступает функциональное расстройство центральной нервной системы, сопровождающееся снижением интеллектуальной деятельности.

Поражение лобных долей мозга, по данным Л.С. Цветковой, нарушает первичное понимание смысла предложения, задачи.

В результате патологического процесса в теменно-затылочной области, происходит нарушение гностической стороны интеллектуальной деятельности.

Анализируя дефекты при локальных поражениях мозга, Л.С. Цветкова приходит к выводу, что механизм нарушения интеллектуальной деятельности и форма его протекания связаны как с определенными участками мозга, так и с уровнем его поражения.

Уровень поражения мозга связан с уровнем психологической организации пострадавшего мыслительного процесса. Это заключение очень важно для установления топического диагноза, а также для выбора того метода, который будет более эффективным для восстановления интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные нарушения связаны с интеллектуальной деятельностью – с этим мнением Л.С. Цветковой солидарны и другие авторы. Результатом нарушения структуры интеллекта является нарушение интеллектуальной деятельности при локальных поражениях головного мозга.

Большая роль в происхождении высших мозговых функций принадлежит социальным факторам, которые, по мнению Е.И. Гусева, являются общественно-историческими.

При выявлении нарушений мозговых функций, таким образом, важно учитывать их национальную специфику.

Значительная роль в развитии высших мозговых функций, а значит и интеллектуальной деятельности, принадлежит процессу социализации, которая происходит под воздействием самых разных сторон социальной среды.

В целом, можно сделать такие выводы:

Источник

Интеллект и креативность

Выявление общих характеристик интеллекта и креативности. Раскрытие их взаимосвязи. Различные стороны общего интеллекта и умственные потенции Терстоуна. Конвергентный и дивергентный виды мышления Дж. Гилфорда. Показатели креативности по Торренсу.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления28.02.2017
Размер файла27,1 K

Чем выше интеллект тем выше креативность. Смотреть фото Чем выше интеллект тем выше креативность. Смотреть картинку Чем выше интеллект тем выше креативность. Картинка про Чем выше интеллект тем выше креативность. Фото Чем выше интеллект тем выше креативность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Интеллект и креативность

Понятия интеллекта и креативности

Конвергентное и дивергентное мышления

Показатели креативности по Торренсу

Связь между интеллектом и креативностью

Цель: Рассмотреть исследования интеллектуальных и креативных способностей человека.

1. Дать определения и общие характеристики интеллекта и креативности.

2. Раскрыть взаимосвязь интеллекта и креативности.

Понятия интеллекта и креативности

способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд);

способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (Н. Роджерс);

способность принимать материал из подсознания в сознание (психоаналитический подход).

Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т. е, легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Конвергентное и дивергентное мышления

Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Один из первых экспериментально обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Дж. Гилфордом, который различал два вида мышления: конвергентный и дивергентный.

Гилфорд, применив факторный анализ, выделил ряд параметров интеллектуальной деятельности, характеризующих креативность:

Показатели креативности по Торренсу

П. Торренсом креативность определяется как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д. Торренсом были выделены следующие показатели креативности:

1. Беглость (скорость, продуктивность) отражает способность к порождению большого числа идей.

Связь между интеллектом и креативностью

Связаны ли между собой интеллект и креативность?

Существует три подхода при ответе на этот вопрос:

1. Как таковой креативности нет, и главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты.

2. Творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта; либо между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и наоборот. В этом случае креативность есть лишь компонент общей умственной одаренности.

Последующие исследования показали, что между интеллектом и креативностью существует более сложная зависимость. Например, исследования Е.Л.Григоренко свидетельствуют, что креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах; при этом количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью по методике Е.Торренса, а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта по Дж.Векслеру.

Следует отметить теорию «интеллектуального порога» Е.Торренса: если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 креативность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

В экспериментах по искусственному развитию креативности у детей 3-5 лет было показано, что существует связь между исходным уровнем креативности и возможными вариантами ее развития. Так, для низкокреативных детей искусственно вызываемый рост креативности влечет за собой их невротизацию; через некоторое время креативность снижается до некоторого уровня, индивидуального для каждого ребенка. Таким образом, креативность оказалась ограничена «сверху» уровнем интеллекта.

В отношении детей теория «интеллектуального диапазона» подтверждается экспериментами, которые провели М.И.Фидельман и В.С.Юркевич. Выделялись группы детей с высоким (больше 130) и обычным интеллектом. Их тестирование выявило повышенную креативность детей из группы с обычным интеллектом. Однако повторное тестирование, проведенное через три года, показало, что дети с высоким интеллектом, нисколько его не утратив, резко улучшили свои творческие показатели, в то время как дети из обычной группы утратили свои показатели креативности.

Для объяснения этого феномена авторами была предложена концепция «наивной» креативности, которой обладают дети, характеризующиеся неполным познанием окружающего мира и выдвигающие для его познания множество гипотез. Дети, имеющие высокий интеллект, уже расстались с этой «наивной» креативностью и готовы вполне сознательно развивать свои творческие способности. Предложенную гипотезу подтверждает обнаруженное Д.Б.Богоявленской резкое снижение креативности в младшем школьном возрасте, что, на взгляд исследователя, связано с развитием рефлексии, анализа и планирования. При этом падает роль фонтанирующих ассоциаций, которые считаются при данном подходе одним из показателей креативности.

К началу 60-х годов XX в. был накоплен большой опыт тестирования интеллекта, что привело к возникновению ряда проблем и новых вопросов. В частности, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи напрямую не связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Опыт свидетельствовал, что люди с не очень высоким IQ оказываются способны на незаурядные достижения, а многие другие, чей IQ значительно выше, нередко от них отстают.

Было высказано предположение, что здесь решающую роль играют иные качества ума, которые не охвачены традиционным тестированием. Предположили, что определять успешность человека и его потенциальные возможности как творца, создателя новых идей будет уровень креативности.

Возник вопрос о соотношении креативности и интеллекта. Многие стали приписывать высокие творческие способности людям с высоким коэффициентом интеллекта, тем самым креативность стали рассматривать как следствие высокого IQ. Английский ученый Г. Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Итак, можно ли утверждать, что у человека с высоким IQ однозначно будет высокий уровень креативности? Ответ на этот вопрос позволяет дать лонгитюдное исследование, осуществлявшееся с начала 20-х годов в США. В этом исследовании Л. Термен и его сотрудники отобрали из более чем 150 тысяч школьников около полутора тысяч детей, показавших наиболее высокие результаты по тестам интеллекта (IQ свыше 136). Затем на протяжении 60 лет были четырежды произведены контрольные замеры жизненных успехов, которых добились высокоинтеллектуальные дети.

Итак, прямой зависимости креативности от интеллекта Л. Термен не обнаружил. Можно быть интеллектуалом и не быть творческой личностью.

Многие исследователи считают, что при диагностике креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи, тестирование проводилось в виде игры, принимался любой ответ. При данных условиях тестирования корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т.е. свойство креативности обнаруживает свою полную независимость от интеллекта. Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы.

Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.

Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», не поняты ни учителями, ни сверстниками.

Дети с низким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Далее в ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Позже Э. Торренс, опираясь на обширные эмпирические исследования, сформулировал модель соотношения креативности и интеллекта: при 10 до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют единый фактор, при 10 свыше 120 баллов креативность утрачивает зависимость от интеллекта.

Дальнейшие исследования мало способствовали уточнению этого положения, поскольку привели к противоречивым результатам. Н. Коган и М. Воллах установили независимость факторов креативности и интеллекта.

В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление, чем все прочие испытуемые. Это позволяет объяснить многие затруднения, которые испытывают творчески одаренные дети в средней школе, где очень много времени приходится решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи.

интеллект креативность умственный мышление

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, Питер, 2000

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 2003.

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону «Феникс», 2003.

Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. // Вопросы психологии, 1995, № 1.

Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

История в лицах. Персоналии. М.: ПЕР СЭ, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Интеллект: определение и классификация. Психометрический, биологический, социальный интеллект. Факторные модели интеллекта. Модель К. Спирмена. Модель Л. Терстоуна. Модель Дж. Гилфорда. Иерархические модели интеллекта. Измерение интеллекта.

реферат [129,3 K], добавлен 09.04.2003

Креативность как способность к умственным преобразованиям и творчеству. Методики развития креативного мышления персонала предприятия. Характеристика процесса креативности. Тесты дивергентных способностей. Пути формирования креативности у персонала.

реферат [29,1 K], добавлен 07.03.2012

Характеристика креативности как части интеллекта и с позиции своеобразия личностных особенностей. Концепция редукции (переход) творчества к интеллекту. «Теория инвестирования» Р. Стернберга. Изучение концепции М. Воллаха, Н. Когана, Я.А. Пономарева.

курсовая работа [129,5 K], добавлен 19.06.2015

Сущность социального интеллекта как способности ориентироваться на существенные характеристики коммуникативной ситуации. Проблема отношения умственного и творческого начал. Экспериментальное выявление уровня интеллектуальных способностей и креативности.

курсовая работа [59,9 K], добавлен 09.08.2010

Современное состояние проблемы креативности, ее биологические предпосылки. Шизотипические проявления личности. Исследования связи шизотипических проявлений личности и креативности. Анализ взаимосвязи креативности и черт личности у девушек и у юношей.

дипломная работа [679,5 K], добавлен 04.05.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *