Чем выше интеллект тем меньше детей
Генетики доказали, что умные люди обречены на вымирание
МОСКВА, 16 янв – РИА Новости. Наблюдения за жизнью исландцев и анализ их ДНК помогли ученым доказать расхожее представление о том, что склонность к обучению и высокий уровень интеллекта негативно влияют на перспективы продолжения рода, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.
В последние годы ученые активно пытаются найти гены и мутации, связанные с развитием аутизма, шизофренией и другими проблемами с работой мозга, а также вариации в генах, которые связаны с аномально высокими или низкими интеллектуальными способностями. Подобные «опечатки» в ДНК ученые находят, сравнивая структуру генов у нескольких сотен тысяч и даже миллионов людей.
Относительно недавно, как рассказывает Кари Стефанссон (Kari Stefansson) из проекта deCODE, генетики открыли несколько десятков мутаций и вариаций в ДНК, связанных с высокой успеваемостью в школе и университете или высоким уровнем интеллекта. Стефанссон и его коллеги решили проверить, как эти вариации влияют на вероятность продолжения рода, число детей и прочие важные с точки зрения эволюции параметры.
Для этого ученые воспользовались банками данных компании deCODE, и сравнили между собой уровни образования и мелкие мутации в ДНК примерно 110 тысяч исландцев – около трети от общей численности населения острова. Так как на уровень успеваемости влияют десятки и сотни разных генов, ученые изучали не отдельные мутации и фрагменты ДНК, а целые группы генов.
В проведении подобного анализа ученым сильно помогло то, что Исландия является достаточно изолированным островом с хорошо изученной генеалогией населения и статистикой по успеваемости детей, родителей, бабушек и дедушек, прабабок и прадедов и их предков.
В сумме, как показывают расчеты ученых, все гены, связанные с уровнем интеллекта и успешностью в учебе, определяют примерно 3,7% от того, как хорошо исландцы справляются с учебой. Отдельные гены были связаны с интеллектом еще меньше – в лучшем случае, этот показатель достигал 0,1%. Это относительно небольшой показатель, но его хватает, для того, чтобы определить, есть ли связь между числом детей, генами и образованием, или же что ее нет.
Как рассказывает Стефаннсон, такая зависимость действительно существует, и она является отрицательной – иными словами, чем больше «умных» генов содержит в себе геном того или иного человека, тем меньше детей он или она производят на свет.
Что интересно, по каким-то пока не понятным причинам этот эффект полностью исчезал, если не брать во внимание молодежь в возрасте 22-23 лет. В среднем, если учитывать все население Исландии, принимавшее участие в этом исследовании, носители «умных» генов производили на 6% меньше детей, чем остальные люди.
Если перевести это открытие на язык биологии, то можно говорить о том, что быть умным невыгодно в эволюционном плане – дети умных родителей будут оставлять меньше потомства и чаще умирать без детей, чем остальные люди. Соответственно, через некоторое время умные люди должны полностью уступить место конкурентам со «средним» уровнем развития, более успешным в плане размножения и привлечения противоположного пола. Данный процесс, как отмечают ученые, можно увидеть уже сегодня — пропорция людей с комбинациямии большого числа «умных» генов ненамного, но снизилась по сравнению с 1990 годом.
«Умные люди хуже размножаются. К сожалению, уровень интеллекта человечества будет падать»
«Культурное, экономическое и научное развитие цивилизации ведет к тому, что естественный отбор стал работать против нас. Есть опасность, что человечество пойдет по пути генетической деградации».
Александр Марков, доктор биологических наук:
— В 20 веке благодаря научным достижениям с человеком произошли драматические изменения: мы ставим прививки, употребляем биологические добавки. Также сильно изменилась окружающая среда, изменились продукты, которые мы едим.
Эволюция сегодня недостаточно изучена, чтобы можно было предсказать, как изменится человек в ближайшие годы. Так что предсказывать эволюцию мы умеем очень плохо, даже в лабораторных условиях.
Нередко ученые высказываются, что эволюция человека остановилась, что никакой биологической эволюции у нашего вида больше не будет, потому что мы вышли из-под действия естественного отбора, мы живем в цивилизации, у нас есть культура, наука и так далее.
Я не соглашусь с этим мнением, эволюцию остановить невозможно. Основная движущая сила эволюции — мутагенез (процесс появления новых мутаций), естественный отбор (избирательное генное размножение) и генетический дрейф.
Мутация продолжается, и естественный отбор продолжается, так что эволюция человека неизбежна. И хотя мы не можем предсказать, как изменится человек в будущем, мы можем проследить, как происходит биологическая эволюция и предположить ближайшие изменения.
Мутации ДНК
В среднем у каждого новорожденного ребенка в современном мире порядка 70 мутаций, то есть изменений ДНК, которых не было у родителей. Это очень много. Также науке известно, что львиную долю мутаций ребенок получает от отца: сперматозоид переносит примерно в четыре раза больше мутаций, чем яйцеклетка. При этом чем старше мужчина, тем больше мутаций ребенку он передает. Каждый год жизни отца прибавляет в среднем по 1,5 мутации для потомства. Но вообще нам повезло, у шимпанзе каждый год жизни отца прибавляет по три мутации потомству.
Количество передаваемых мутаций от отца сказывается на нейрокогнитивных показателях ребенка. Проведенные у детей измерения на умственные функции, IQ, понимание прочитанного и так далее, показали нам, что для ребенка плохо, когда отец старый.
С возрастом отца часть нейрокогнитивных показателей ребенка значительно ухудшается. То есть отцом желательно становиться в молодом возрасте, статистика говорит, что для ребенка так лучше.
Теперь что касается матерей. Чем старше мать, темы выше нейрокогнитивные показатели у потомства. Но ранее мы сказали, что мутации в основном передаются через отца, так что повышение у ребенка нейрокогнитивных показателей в случае взрослых матерей, вероятно, связано не с генетикой, а с социокультурным фактором. К слову, у очень юных матерей нейрокогнитивные показатели потомства намного ниже, чем у зрелых.
У женщин весьма рано заканчивается репродуктивный возраст, но, статистика нам говорит: чем позже женщина заводит ребенка, тем умнее он будет. Правда, чем позже вы начинаете рожать, тем меньше детей вы сможете иметь.
А вот когда мать совсем юная, например 16 лет, то дети гораздо медленнее развиваются.
При проведении таких измерений были внесены поправки на социоэкономический статус, на принадлежность к той или иной расе и так далее.
Значительная часть мутаций современных новорожденных приходится на те части генома, мутации в которых ни на что не влияют. Примерно 90-95% мутаций не приносят ни вреда, ни пользы, но остается от 5 до 10% мутаций генома, которые что-то изменят в ДНК в лучшую (что крайне маловероятно) или худшую (что гораздо более вероятно) сторону. То есть примерно 3-7 мутаций из 70 будут что-то портить в ДНК человека. Это много.
Мы не знаем пока что точно, сколько вредных мутаций в среднем у каждого новорожденного, но науке понятно, что их много, а значит, должен работать хороший очищающий отбор, чтобы не было вырождения человечества. При этом сильный естественный отбор — вещь крайне негуманная, применять его к разумным существам немыслимо с точки зрения гуманизма. Поэтому строгий естественный отбор человечество должно заменять высокими биотехнологиями.
Кстати, в результате развития цивилизации естественный отбор такого вида, как человек, сильно ослабел. Детская смертность в развитых странах сводится к нулю: дети и с плохими, и с хорошими мутациями генов появляются на свет, все они выживают и получают шанс оставить потомство.
То есть у нас фактически отключен послеродовой естественный отбор. Как я сказал, если вы отключаете естественный отбор, то нужно развивать биотехнологии.
Но при этом у человека есть возможность проводить предродовой отбор эмбрионов. Часть эмбрионов с плохими мутациями генов все-таки погибают до рождения по решению родителей.
Людей совершенно без мутаций не бывает, об этом говорит статистика, так что каждый человек в своем роде мутант.
Естественный отбор
Экономическая и социальная успешность сильно влияет на репродуктивный успех. Это ведь неполиткорректная тема, и исследований на этот счет не очень много, но они есть. Те работы, которые проводились в этой области, показывают нам, что до середины 19 века вроде бы был положительный отбор по признакам, ассоциированным с жизненным успехом, а потом пошел отрицательный отбор.
То есть раньше успешные, богатые и образованные люди давали больше потомства, чем бедные и необразованные. А после середины 19 века неудачники стали размножаться быстрее, чем успешные и образованные. Возможные причины таких изменений понятны. С одной стороны, произошло развитие медицины, появились антибиотики, то есть до зрелого возраста стали доживать почти все дети. Исчезла ситуация, когда у бедняков дети погибают, а у богачей выживают, более-менее все стали выживать. То есть обеспеченность родителей перестает влиять на естественный отбор.
Второй фактор: у людей появилась возможность планировать появление детей и откладывать этот момент до тех пор, когда им будет наиболее комфортно. Особенно сильно это оказало влияние на появление потомства у успешных и образованных людей. Именно они нуждались в инструменте, который позволил бы им планировать появление потомства.
В итоге самые успешные и образованные люди откладывают момент появления детей или вообще отказываются давать потомство, они хуже размножаются. А менее образованные и менее успешные в прежнем режиме воспроизводят потомство.
Ряд последних исследований был посвящен тому, чтобы узнать: как уровень образования, то есть количество лет, потраченных на учебу, влияет на появление потомства и его генотип.
Оказалось, что в современных развитых обществах уровень образования — это признак с высокой наследственностью, то есть фактор получения высокого уровня образования сильно зависит от генов. Кроме того, генные аллели, которые влияют на предрасположенность к высшему образованию, также влияют на качество здоровья, интеллект и повышают шансы прожить долгую жизнь. При всем при этом эти гены снижают плодовитость.
Кстати, необязательно те, кто предрасположен к высшему образованию, его получат. Но при этом они будут менее репродуктивны. Статистика говорит, что люди, обладающие высокой предрасположенностью к получению хорошего образования, гораздо меньше производят потомства до 30 лет. То есть они начинают рожать после 30-ти, а поскольку репродуктивный возраст женщины ограничен примерно 40 годами, то времени для оставления потомства мало.
К сожалению, сегодня идет отбор на ухудшение генетического базиса нашего интеллекта. В 2013 г. провели исследование на 110 тыс. исландцах и оказалось, что гены подвергаются отрицательному отбору. Исследования исландских генетиков показали, что мир будущего, где будут одни дураки или люди с меньшими интеллектуальными способностями — весьма реален. Многие это подозревали.
Культурно-социально-экономическое и научное развитие человеческой цивилизации приводит к тому, что естественный отбор начинает работать против нас. Есть некоторая опасность, что человечество пойдет или уже идет по пути генетической деградации.
Некоторые генетики раньше говорили, что в варварском обществе идет естественный отбор на улучшение человеческой породы. Варвары создают цивилизации, строят могучие империи, и в какой-то момент складываются условия для отрицательного отбора, цивилизация деградирует и снова впадает в варварство. А затем снова по кругу.
Конечно, социально-культурное развитие компенсирует генную деградацию. Во второй половине 20 века, несмотря ни на что, реальный уровень образования населения не снижался, как предрекали генетики, а рос. То есть люди получают все больше возможностей для интеллектуального роста и развития способностей, но вот на генном уровне предрасположенность к высокому интеллекту снижается. В какой-то момент культурное развитие не сможет компенсировать генную деградацию.
При нынешних темпах снижение IQ популяции за 500 лет составит 15 баллов, а падение IQ популяции на 30 баллов — это почти наверняка конец, крах цивилизации, варварство и возвращение на деревья.
Почему умные люди не заводят детей, что показали исследования
Москва, 10.12.2021, 02:02:09, редакция FTimes.ru, автор Ксения Кирпик.
Ученые провели исследование, в ходе которого выяснилось, что у людей, которые склонны к обучению и имеют высокий уровень интеллекта, есть проблемы с продолжением рода. В анализе приняли участие жители Исландии.
Остров был выбран неспроста, он считается одним из самых отдаленных. Его неоднократно изучали по генеалогии, а также статистическим показателям успеваемости людей в школе. Участник проекта deCODE Кари Стефанссон рассказал, что генетикам удалось прийти к удивительному открытию, связанному с интеллектом людей.
Почему умные люди не заводят детей, результаты исследования
Изучив ДНК исландцев, ученые выяснили, что только 3,7% определяют гены, отвечающие за успеваемость в образовательном учреждении и уровень ума. Также ученые находили и гораздо меньший показатель — только 0,1% генов отвечал за развитие ума. Несмотря на то, что этого мало, ученым было достаточно, чтобы определить общую связь между интеллектом и продолжением рода.
По словам Стефанссона, зависимость есть, и она называется отрицательной. Другими словами, чем больше «умных» генов в организме интеллектуала, тем меньше детей он плодит.
Умные женщины решают не заводить детей
Научный сотрудник Лондонской школы экономики Сатоси Канадзава провел исследование, в ходе которого выяснилось, что при увеличении уровня IQ на 15 баллов женщины меньше задумываются о том, чтобы обзавестись потомством.
Также во время исследования были учтены экономические аспекты и образование, результаты остались неизменными. Чем успешнее и умнее женщина, тем меньше у нее желания быть мамой.
Почему невыгодно быть интеллектуально развитым
Если рассматривать данный вопрос с биологической точки зрения, то быть высокоинтеллектуальным невыгодно в плане эволюции. Это напрямую связано с открытием ученых, ведь дети, у которых умные родители, будут оставлять после себя меньше наследников. И рано или поздно нишу интеллектуалов займут те, у кого средний уровень ума.
Подобный процесс, по словам ученых, уже можно заметить сейчас. Ведь по сравнению с девяностыми годами количество людей с «умным» геном стало гораздо меньше.
Поэтому не исключено, что в скором времени на земле останутся люди, которые не блещут своими умственными способностями. Если опираться на нынешние темпы снижения, IQ за 500 лет будет равна 15 баллам, а падение популяции IQ составит 30 баллов. Другими словами, это настоящий крах цивилизации, и наглядная деградация.
Почему у умных людей рождается меньше детей?
У умных людей, которые имеют высокий социальный статус и достаточно хороший уровень образования банально рождается детей меньше, чем у людей с более низким культурным и интеллектуальным уровнем.
Ряд ученых склоняется к тому, что идет неуклонное снижение значимости эволюционной роли естественного отбора, так как современному жителю планеты нет необходимости ежедневно бороться за свое выживание. Получается, что человечество променяло свой творческий потенциал на социально спокойное существование, в котором, если обратиться к примитивному сравнению, не надо высовываться и тогда однозначно сможешь размножиться и передать свой ген следующему поколению. Современная культура и общество воспитывает человека, для которого высокий интеллект просто не нужен. Ум перестал приносить выгоду и выполнять функцию престижа и известности. Умный человек уже не является авторитетом и с точки зрения традиционного обывателя скучен, неинтересен и занудлив.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Хотя рождаемость измеряет количество потомков на женщину, если нужно предсказать изменения на уровне населения, следует также учитывать средний возраст материнства, при этом более низкий возраст материнства может иметь больший эффект, чем коэффициент фертильности. Например, субпопуляция с коэффициентом фертильности 4 и средним возрастом воспроизводства 40 лет, вообще говоря, будет иметь относительно меньший генотипический рост, чем субпопуляция с коэффициентом фертильности 3, но средним возрастом воспроизводства 20 лет.
СОДЕРЖАНИЕ
Ранние взгляды и исследования
Утверждалось, что отрицательная корреляция между фертильностью и интеллектом (измеряется IQ ) существует во многих частях мира. Однако ранние исследования были «поверхностными и иллюзорными» и явно не подтверждались собранными ими ограниченными данными.
Лауреат Нобелевской премии физик Уильям Шокли спорно утверждал с середины 1960-х по 1980-е, что «будущее населения находится под угрозой, потому что у людей с низким IQ было больше детей, чем у людей с высоким IQ».
В 1963 году Вейль и Поссони утверждали, что сравнительно небольшие различия в среднем интеллекте могут стать очень большими различиями в очень высоких диапазонах IQ. Снижение среднего психометрического интеллекта всего на несколько пунктов будет означать гораздо меньшую популяцию одаренных людей.
Несколько рецензентов посчитали результаты преждевременными, заявив, что образцы не репрезентативны в национальном масштабе и обычно ограничиваются белыми, родившимися между 1910 и 1940 годами в штатах Великих озер. Другие исследователи начали сообщать об отрицательной корреляции в 1960-х годах после двух десятилетий нейтральной или положительной фертильности.
Позднее исследование
В исследовании 1988 года Ретерфорд и Сьюэлл изучили связь между измеренным интеллектом и фертильностью более 9000 выпускников средней школы в Висконсине в 1957 году и подтвердили обратную зависимость между IQ и фертильностью для обоих полов, но в гораздо большей степени для женщин. Если бы у детей в среднем был такой же IQ, как у их родителей, IQ снизился бы на 0,81 балла на поколение. Взяв 0,71 за аддитивную наследуемость IQ, предложенную Джинксом и Фулкером, они рассчитали дисгеническое снижение на 0,57 балла IQ на поколение.
Кривая Белла (1994) утверждала, что средний генотипический IQ в Соединенных Штатах снижался как из-за дисгенетической фертильности, так и из-за крупномасштабной иммиграции групп с низким средним IQ.
В исследовании 1999 года Ричард Линн изучал взаимосвязь между интеллектом взрослых в возрасте 40 лет и старше и количеством их детей и их братьев и сестер. Данные были собраны в результате опроса Национального центра изучения общественного мнения в 1994 году среди репрезентативной выборки из 2992 англоговорящих людей в возрасте 18 лет. Он обнаружил отрицательную корреляцию между интеллектом взрослых американцев и количеством детей и братьев и сестер, которые у них были, но только для женщин. Он также сообщил, что практически не было корреляции между интеллектом женщин и количеством детей, которых они считали идеальными.
В 2004 году Линн и Мэриан Ван Корт предприняли попытку прямого воспроизведения работы Вининга. Их исследование дало аналогичные результаты: снижение генотипа составило 0,9 балла IQ на поколение для всей выборки и 0,75 балла IQ только для белых.
Boutwell et al. (2013) сообщили о сильной отрицательной связи между IQ на уровне округа и уровнем фертильности на уровне округа в Соединенных Штатах.
Исследование, проведенное Сатоши Канадзавой в 2014 году с использованием данных Национального исследования развития детей, показало, что более умные женщины и мужчины с большей вероятностью хотели бы остаться бездетными, но только более умные женщины, а не мужчины, были с большей вероятностью на самом деле бездетными.
Международные исследования
Возможные причины
Доход
Образование
В большинстве стран образование обратно пропорционально деторождению. Люди часто откладывают рождение ребенка, чтобы больше времени уделять образованию и, следовательно, иметь меньше детей. И наоборот, раннее деторождение может помешать образованию, поэтому люди с ранним или частым деторождением, вероятно, будут менее образованными. В то время как образование и деторождение предъявляют конкурирующие требования к ресурсам человека, образование положительно коррелирует с IQ.
Хотя исследований фертильности и образования мужчин меньше, в развитых странах данные свидетельствуют о том, что высокообразованные мужчины демонстрируют более высокий уровень деторождения по сравнению с менее образованными мужчинами.
По мере того, как страна становится более развитой, уровень образования повышается, а коэффициент рождаемости снижается как для мужчин, так и для женщин. Рождаемость снижалась быстрее как у мужчин, так и у женщин с низким уровнем образования, чем у мужчин и женщин с высоким уровнем образования. В скандинавских странах, таких как Дания, Норвегия и Швеция, фертильность для менее образованных женщин сейчас настолько упала, что уровень бездетности сейчас является самым высоким среди наименее образованных женщин, как и среди мужчин.
Контроль рождаемости и интеллект
Критика
Хотя может показаться очевидным, что такие различия в фертильности приведут к прогрессивному изменению IQ, Престон и Кэмпбелл (1993) утверждали, что это математическая ошибка, применимая только при рассмотрении замкнутых субпопуляций. В их математической модели с постоянными различиями в фертильности, поскольку IQ детей может быть больше или меньше, чем у их родителей, утверждается, что устойчивое равновесие устанавливается между различными субпопуляциями с разным IQ. Средний IQ не изменится в отсутствии изменения различий рождаемости. Распределение устойчивого состояния IQ будет ниже для отрицательной дифференциальной рождаемости, чем для положительной, но эти различия невелики. Для крайнего и нереалистичного предположения об эндогамном спаривании в подгруппах IQ, изменение дифференциальной фертильности с 2,5 / 1,5 до 1,5 / 2,5 (высокий IQ / низкий IQ) вызывает максимальное изменение на четыре балла IQ. Для случайного спаривания сдвиг составляет менее одного балла IQ. Джеймс С. Коулман, однако, утверждает, что модель Престона и Кэмпбелла зависит от предположений, которые вряд ли верны.
Недавние исследования показали, что образование и социально-экономический статус являются лучшими индикаторами фертильности, и предполагают, что связь между интеллектом и количеством детей может быть ложной. При контроле образования и социально-экономического статуса взаимосвязь между интеллектом и количеством детей, интеллектом и количеством братьев и сестер, а также интеллектом и идеальным количеством детей сводится к статистической незначительности. Среди женщин апостериорный анализ показал, что самые низкие и самые высокие показатели интеллекта существенно не различались по количеству детей. Однако социально-экономический статус и (очевидно) образование не зависят от интеллекта.
Большинство исследований связано с изучением женской фертильности, тогда как мужская фертильность игнорируется. Если сравнить показатели мужской фертильности с уровнем образования, у мужчин с более высоким уровнем образования больше детей.
Другие исследования показывают, что братья и сестры, рожденные дальше друг от друга, достигают более высоких образовательных результатов. Следовательно, плотность братьев и сестер, а не количество братьев и сестер, может объяснить отрицательную связь между IQ и количеством братьев и сестер.
Прочие черты
Исследование Института психиатрии показало, что мужчины с более высоким IQ, как правило, имеют более качественную сперму, чем мужчины с более низким IQ, даже с учетом возраста и образа жизни, утверждая, что гены, лежащие в основе интеллекта, могут быть многофакторными.