Чем выше интеллект тем меньше потребность в размножении
Почему умные люди не заводят детей, что показали исследования
Москва, 10.12.2021, 02:02:09, редакция FTimes.ru, автор Ксения Кирпик.
Ученые провели исследование, в ходе которого выяснилось, что у людей, которые склонны к обучению и имеют высокий уровень интеллекта, есть проблемы с продолжением рода. В анализе приняли участие жители Исландии.
Остров был выбран неспроста, он считается одним из самых отдаленных. Его неоднократно изучали по генеалогии, а также статистическим показателям успеваемости людей в школе. Участник проекта deCODE Кари Стефанссон рассказал, что генетикам удалось прийти к удивительному открытию, связанному с интеллектом людей.
Почему умные люди не заводят детей, результаты исследования
Изучив ДНК исландцев, ученые выяснили, что только 3,7% определяют гены, отвечающие за успеваемость в образовательном учреждении и уровень ума. Также ученые находили и гораздо меньший показатель — только 0,1% генов отвечал за развитие ума. Несмотря на то, что этого мало, ученым было достаточно, чтобы определить общую связь между интеллектом и продолжением рода.
По словам Стефанссона, зависимость есть, и она называется отрицательной. Другими словами, чем больше «умных» генов в организме интеллектуала, тем меньше детей он плодит.
Умные женщины решают не заводить детей
Научный сотрудник Лондонской школы экономики Сатоси Канадзава провел исследование, в ходе которого выяснилось, что при увеличении уровня IQ на 15 баллов женщины меньше задумываются о том, чтобы обзавестись потомством.
Также во время исследования были учтены экономические аспекты и образование, результаты остались неизменными. Чем успешнее и умнее женщина, тем меньше у нее желания быть мамой.
Почему невыгодно быть интеллектуально развитым
Если рассматривать данный вопрос с биологической точки зрения, то быть высокоинтеллектуальным невыгодно в плане эволюции. Это напрямую связано с открытием ученых, ведь дети, у которых умные родители, будут оставлять после себя меньше наследников. И рано или поздно нишу интеллектуалов займут те, у кого средний уровень ума.
Подобный процесс, по словам ученых, уже можно заметить сейчас. Ведь по сравнению с девяностыми годами количество людей с «умным» геном стало гораздо меньше.
Поэтому не исключено, что в скором времени на земле останутся люди, которые не блещут своими умственными способностями. Если опираться на нынешние темпы снижения, IQ за 500 лет будет равна 15 баллам, а падение популяции IQ составит 30 баллов. Другими словами, это настоящий крах цивилизации, и наглядная деградация.
Генетики доказали, что умные люди обречены на вымирание
МОСКВА, 16 янв – РИА Новости. Наблюдения за жизнью исландцев и анализ их ДНК помогли ученым доказать расхожее представление о том, что склонность к обучению и высокий уровень интеллекта негативно влияют на перспективы продолжения рода, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.
В последние годы ученые активно пытаются найти гены и мутации, связанные с развитием аутизма, шизофренией и другими проблемами с работой мозга, а также вариации в генах, которые связаны с аномально высокими или низкими интеллектуальными способностями. Подобные «опечатки» в ДНК ученые находят, сравнивая структуру генов у нескольких сотен тысяч и даже миллионов людей.
Относительно недавно, как рассказывает Кари Стефанссон (Kari Stefansson) из проекта deCODE, генетики открыли несколько десятков мутаций и вариаций в ДНК, связанных с высокой успеваемостью в школе и университете или высоким уровнем интеллекта. Стефанссон и его коллеги решили проверить, как эти вариации влияют на вероятность продолжения рода, число детей и прочие важные с точки зрения эволюции параметры.
Для этого ученые воспользовались банками данных компании deCODE, и сравнили между собой уровни образования и мелкие мутации в ДНК примерно 110 тысяч исландцев – около трети от общей численности населения острова. Так как на уровень успеваемости влияют десятки и сотни разных генов, ученые изучали не отдельные мутации и фрагменты ДНК, а целые группы генов.
В проведении подобного анализа ученым сильно помогло то, что Исландия является достаточно изолированным островом с хорошо изученной генеалогией населения и статистикой по успеваемости детей, родителей, бабушек и дедушек, прабабок и прадедов и их предков.
В сумме, как показывают расчеты ученых, все гены, связанные с уровнем интеллекта и успешностью в учебе, определяют примерно 3,7% от того, как хорошо исландцы справляются с учебой. Отдельные гены были связаны с интеллектом еще меньше – в лучшем случае, этот показатель достигал 0,1%. Это относительно небольшой показатель, но его хватает, для того, чтобы определить, есть ли связь между числом детей, генами и образованием, или же что ее нет.
Как рассказывает Стефаннсон, такая зависимость действительно существует, и она является отрицательной – иными словами, чем больше «умных» генов содержит в себе геном того или иного человека, тем меньше детей он или она производят на свет.
Что интересно, по каким-то пока не понятным причинам этот эффект полностью исчезал, если не брать во внимание молодежь в возрасте 22-23 лет. В среднем, если учитывать все население Исландии, принимавшее участие в этом исследовании, носители «умных» генов производили на 6% меньше детей, чем остальные люди.
Если перевести это открытие на язык биологии, то можно говорить о том, что быть умным невыгодно в эволюционном плане – дети умных родителей будут оставлять меньше потомства и чаще умирать без детей, чем остальные люди. Соответственно, через некоторое время умные люди должны полностью уступить место конкурентам со «средним» уровнем развития, более успешным в плане размножения и привлечения противоположного пола. Данный процесс, как отмечают ученые, можно увидеть уже сегодня — пропорция людей с комбинациямии большого числа «умных» генов ненамного, но снизилась по сравнению с 1990 годом.
«Умные люди хуже размножаются. К сожалению, уровень интеллекта человечества будет падать»
«Культурное, экономическое и научное развитие цивилизации ведет к тому, что естественный отбор стал работать против нас. Есть опасность, что человечество пойдет по пути генетической деградации».
Александр Марков, доктор биологических наук:
— В 20 веке благодаря научным достижениям с человеком произошли драматические изменения: мы ставим прививки, употребляем биологические добавки. Также сильно изменилась окружающая среда, изменились продукты, которые мы едим.
Эволюция сегодня недостаточно изучена, чтобы можно было предсказать, как изменится человек в ближайшие годы. Так что предсказывать эволюцию мы умеем очень плохо, даже в лабораторных условиях.
Нередко ученые высказываются, что эволюция человека остановилась, что никакой биологической эволюции у нашего вида больше не будет, потому что мы вышли из-под действия естественного отбора, мы живем в цивилизации, у нас есть культура, наука и так далее.
Я не соглашусь с этим мнением, эволюцию остановить невозможно. Основная движущая сила эволюции — мутагенез (процесс появления новых мутаций), естественный отбор (избирательное генное размножение) и генетический дрейф.
Мутация продолжается, и естественный отбор продолжается, так что эволюция человека неизбежна. И хотя мы не можем предсказать, как изменится человек в будущем, мы можем проследить, как происходит биологическая эволюция и предположить ближайшие изменения.
Мутации ДНК
В среднем у каждого новорожденного ребенка в современном мире порядка 70 мутаций, то есть изменений ДНК, которых не было у родителей. Это очень много. Также науке известно, что львиную долю мутаций ребенок получает от отца: сперматозоид переносит примерно в четыре раза больше мутаций, чем яйцеклетка. При этом чем старше мужчина, тем больше мутаций ребенку он передает. Каждый год жизни отца прибавляет в среднем по 1,5 мутации для потомства. Но вообще нам повезло, у шимпанзе каждый год жизни отца прибавляет по три мутации потомству.
Количество передаваемых мутаций от отца сказывается на нейрокогнитивных показателях ребенка. Проведенные у детей измерения на умственные функции, IQ, понимание прочитанного и так далее, показали нам, что для ребенка плохо, когда отец старый.
С возрастом отца часть нейрокогнитивных показателей ребенка значительно ухудшается. То есть отцом желательно становиться в молодом возрасте, статистика говорит, что для ребенка так лучше.
Теперь что касается матерей. Чем старше мать, темы выше нейрокогнитивные показатели у потомства. Но ранее мы сказали, что мутации в основном передаются через отца, так что повышение у ребенка нейрокогнитивных показателей в случае взрослых матерей, вероятно, связано не с генетикой, а с социокультурным фактором. К слову, у очень юных матерей нейрокогнитивные показатели потомства намного ниже, чем у зрелых.
У женщин весьма рано заканчивается репродуктивный возраст, но, статистика нам говорит: чем позже женщина заводит ребенка, тем умнее он будет. Правда, чем позже вы начинаете рожать, тем меньше детей вы сможете иметь.
А вот когда мать совсем юная, например 16 лет, то дети гораздо медленнее развиваются.
При проведении таких измерений были внесены поправки на социоэкономический статус, на принадлежность к той или иной расе и так далее.
Значительная часть мутаций современных новорожденных приходится на те части генома, мутации в которых ни на что не влияют. Примерно 90-95% мутаций не приносят ни вреда, ни пользы, но остается от 5 до 10% мутаций генома, которые что-то изменят в ДНК в лучшую (что крайне маловероятно) или худшую (что гораздо более вероятно) сторону. То есть примерно 3-7 мутаций из 70 будут что-то портить в ДНК человека. Это много.
Мы не знаем пока что точно, сколько вредных мутаций в среднем у каждого новорожденного, но науке понятно, что их много, а значит, должен работать хороший очищающий отбор, чтобы не было вырождения человечества. При этом сильный естественный отбор — вещь крайне негуманная, применять его к разумным существам немыслимо с точки зрения гуманизма. Поэтому строгий естественный отбор человечество должно заменять высокими биотехнологиями.
Кстати, в результате развития цивилизации естественный отбор такого вида, как человек, сильно ослабел. Детская смертность в развитых странах сводится к нулю: дети и с плохими, и с хорошими мутациями генов появляются на свет, все они выживают и получают шанс оставить потомство.
То есть у нас фактически отключен послеродовой естественный отбор. Как я сказал, если вы отключаете естественный отбор, то нужно развивать биотехнологии.
Но при этом у человека есть возможность проводить предродовой отбор эмбрионов. Часть эмбрионов с плохими мутациями генов все-таки погибают до рождения по решению родителей.
Людей совершенно без мутаций не бывает, об этом говорит статистика, так что каждый человек в своем роде мутант.
Естественный отбор
Экономическая и социальная успешность сильно влияет на репродуктивный успех. Это ведь неполиткорректная тема, и исследований на этот счет не очень много, но они есть. Те работы, которые проводились в этой области, показывают нам, что до середины 19 века вроде бы был положительный отбор по признакам, ассоциированным с жизненным успехом, а потом пошел отрицательный отбор.
То есть раньше успешные, богатые и образованные люди давали больше потомства, чем бедные и необразованные. А после середины 19 века неудачники стали размножаться быстрее, чем успешные и образованные. Возможные причины таких изменений понятны. С одной стороны, произошло развитие медицины, появились антибиотики, то есть до зрелого возраста стали доживать почти все дети. Исчезла ситуация, когда у бедняков дети погибают, а у богачей выживают, более-менее все стали выживать. То есть обеспеченность родителей перестает влиять на естественный отбор.
Второй фактор: у людей появилась возможность планировать появление детей и откладывать этот момент до тех пор, когда им будет наиболее комфортно. Особенно сильно это оказало влияние на появление потомства у успешных и образованных людей. Именно они нуждались в инструменте, который позволил бы им планировать появление потомства.
В итоге самые успешные и образованные люди откладывают момент появления детей или вообще отказываются давать потомство, они хуже размножаются. А менее образованные и менее успешные в прежнем режиме воспроизводят потомство.
Ряд последних исследований был посвящен тому, чтобы узнать: как уровень образования, то есть количество лет, потраченных на учебу, влияет на появление потомства и его генотип.
Оказалось, что в современных развитых обществах уровень образования — это признак с высокой наследственностью, то есть фактор получения высокого уровня образования сильно зависит от генов. Кроме того, генные аллели, которые влияют на предрасположенность к высшему образованию, также влияют на качество здоровья, интеллект и повышают шансы прожить долгую жизнь. При всем при этом эти гены снижают плодовитость.
Кстати, необязательно те, кто предрасположен к высшему образованию, его получат. Но при этом они будут менее репродуктивны. Статистика говорит, что люди, обладающие высокой предрасположенностью к получению хорошего образования, гораздо меньше производят потомства до 30 лет. То есть они начинают рожать после 30-ти, а поскольку репродуктивный возраст женщины ограничен примерно 40 годами, то времени для оставления потомства мало.
К сожалению, сегодня идет отбор на ухудшение генетического базиса нашего интеллекта. В 2013 г. провели исследование на 110 тыс. исландцах и оказалось, что гены подвергаются отрицательному отбору. Исследования исландских генетиков показали, что мир будущего, где будут одни дураки или люди с меньшими интеллектуальными способностями — весьма реален. Многие это подозревали.
Культурно-социально-экономическое и научное развитие человеческой цивилизации приводит к тому, что естественный отбор начинает работать против нас. Есть некоторая опасность, что человечество пойдет или уже идет по пути генетической деградации.
Некоторые генетики раньше говорили, что в варварском обществе идет естественный отбор на улучшение человеческой породы. Варвары создают цивилизации, строят могучие империи, и в какой-то момент складываются условия для отрицательного отбора, цивилизация деградирует и снова впадает в варварство. А затем снова по кругу.
Конечно, социально-культурное развитие компенсирует генную деградацию. Во второй половине 20 века, несмотря ни на что, реальный уровень образования населения не снижался, как предрекали генетики, а рос. То есть люди получают все больше возможностей для интеллектуального роста и развития способностей, но вот на генном уровне предрасположенность к высокому интеллекту снижается. В какой-то момент культурное развитие не сможет компенсировать генную деградацию.
При нынешних темпах снижение IQ популяции за 500 лет составит 15 баллов, а падение IQ популяции на 30 баллов — это почти наверняка конец, крах цивилизации, варварство и возвращение на деревья.
Самосохранение, материнство, размножение – ученые объяснили, с чем мы путаем инстинкты
Мы часто употребляем это слово в повседневной жизни. Инстинкты. Кажется, что благодаря им мы можем есть, дышать и спасать себя от явной опасности. Но вот, что же такое инстинкты с точки зрения биологии, ученые спорят до сих пор.
Даже когда мы считаем, что поступаем инстинктивно, каждое наше решение (будь оно верное или не очень) это прежде всего работа интеллекта, в частности, жизненного опыта. Наш мозг способен реагировать настолько быстро, что мы убеждены, будто тело само в курсе, как ему действовать в тот или иной момент.
Очень часто люди подразумевают под инстинктами автоматические действия или рефлексы. А вот для животных инстинкты – это единственный шанс выжить.
Инстинкт активизируется, когда важно удовлетворить какую-либо потребность, причем с наименьшими затратами. Для этого животному необходим четкий и последовательный список действий и сигнал, запускающий его к действию. Инстинкты не всегда бывают логичными, но животным нет до этого дела.
Так пауки плетут кокон из паутины в строго определенной последовательности, и если «вырвать» паука из процесса и отправить его в новое место, он начнет ровно с того места, на котором он остановился. Ему главное закончить дело, которое предопределено инстинктом. Беспозвоночные в принципе не думают, они четко следуют заложенной в них программе. Пчелы умело строят соты без всяких «проектов».
А вот у позвоночных нет таких навыков – собака в силах инстинктивно побежать за предметом, но вот для того, чтобы схватить его уже необходимо обучение.
Приматы и соответственно, люди пошли в своем развитии еще дальше и полностью утратили все остатки инстинктов. Наш ум более гибкий, а поведение – более сложное, поэтому из спектра решений мы можем выбрать самое правильное и рациональное. Лобная доля нашего головного мозга позволяет нам удовлетворять все наши потребности так, как необходимо в данной ситуации.
Но есть и другой лагерь, который убежден, что без инстинктов люди вероятно бы уже вымерли. Например, способность новорожденных плакать при дискомфорте. Но это не инстинкт, а обычный рефлекс – простой или более сложный сигнал организма на раздражающий фактор.
В упрощенном виде это выглядит так: рецептор – нейроны – исполнитель. К примеру, рецептор на коже получает раздражение, но мы не в силах ничего с этим сделать. Зато нейроны в этот момент уже передают свои сигналы спинному мозгу, где и появляются наиболее верные решения – отдернуть руку или заплакать.
Рефлексов у людей довольно много, с определенным набором мы рождаемся, а какие-то получаем в ходе обучения и получения нового опыта. Поэтому когда вы в следующий раз услышите про «инстинкт самосохранения», то знайте, что вероятно это лишь определенный набор рефлексов.
Более того, инстинкта самосохранения нет ни у одного живого существа на планете. Это просто собирательное название определенных действий, которые совершает тот или иной объект для выживания. Сюда относится как раз рефлекторное одергивание руки от горячего предмета.
Интересный факт: птицы, которые отправляются зимовать на юг, даже не зная маршрута, чувствуют потребность лететь именно в определенное место. Кажется, чем не инстинкт? Но на самом деле все эту премудрую науку молодые птицы осваивают лишь с опытом. И то, как именно это происходит, до сих пор остается неизвестным. Вот и выходит, что даже инстинктам нужно учиться.
Еще один процесс, который часто считают инстинктом – половое влечение. Казалось бы именно здесь человек полностью отдается природе, погружаюсь в непреодолимую тягу к размножению. Но все гораздо прозаичнее: основной инстинкт – это обычное желание получить удовольствие.
Если бы потребность в спаривании на самом деле была заложена в нас природой, то все жители земли занимались бы сексом совершенно одинаково, и вероятно даже существовал бы общепринятый сигнал о готовности обеих сторон.
Млекопитающие вынуждены учиться даже сексу. Животные, которые росли в неволе, часто не понимают сигналов противоположного пола или расценивают их как акт агрессии.
Идем дальше. За инстинктом размножения логично следует материнский инстинкт. Да, его тоже у людей (и животных) нет. Да, во время беременности и после родов поведение женщины существенно меняется. И это очень просто объясняется изменением гормонального баланса в организме. И это не общепринятая программа, поэтому ощущения у двух будущих мам могут разниться. И даже роды не пробуждают тот самый инстинкт, поскольку забота о потомстве – это поведение, которому опять же нужно научиться. И оно зависит одновременно и от биологических, и от социальных факторов. Материнский инстинкт, который якобы есть у каждой женщины, скорее всего, исчез задолго до появления в мире млекопитающих.
А вот у земноводных он все еще встречается. Например, у гладких лягушек о головастиках всегда заботится отец (скорее речь об отцовском инстинкте), но он все же есть. А птицы могут кормить даже чужих птенцов, если они шире открывают клюв.
Но все же один настоящий инстинкт у людей все таки есть, доказано, что при спонтанной встрече с человеком, который пробуждает симпатию, представители самых разных культур абсолютно одинаково на долю секунды поднимали брови. Также делали и незрячие дети, услышав звук приятного им голоса.
Есть гипотеза, что инстинктивным можно считать страх при виде змей и пауков, ученые проверяли это на малышах. При просмотре опасных фото, их зрачки расширялись довольно сильно. Возможно, страх перед этими животными, сидит в нас на генетическом уровне. Ведь нашим предкам было намного проще испугаться и убежать, и видимо эта информация сохранилась и по сей день. Недаром боязнь змей и пауков возглавляют списки самых распространенных фобий.
Словом, инстинкты у человека исчезли очень и очень давно и если вам хочется совершить что-то по «зову природы», очевидно, у вас просто проблемы с контролем над собой.