Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Социология. Тест 67

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Наиболее важными каналами социальной мобильно­сти в индустриальных обществах являются
Армия
Церковь
Школа (образование)
Политическая организация

2. Динамический аспект статуса связанный с тем, что индивид социально приписан к определенному стату­су и в то же время может изменить его с течением времени
социальный статус
социальная роль
артефакт
социальная мобильность

3. Выберите правильные суждения
От того, как расположены права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества
Статус учителя, как и любой другой статус, определен относи­тельно всего общества
Любой человек, в конечном счете, занимает только одну со­циальную позицию, хотя участвует во множестве групп и орга­низаций
Для женщин главным чаще всего оказывается статус домохозяй­ки, а для мужчин — статус, связанный с основным местом работы или занятием

4. Выберите правильные суждения
Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов — в рабочие и крестьяне
Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем боль­ше у него рождается детей
Чем выше образование, тем меньше шансов продвинуться наверх
Уровень смертности влияет на вертикальную мобильность

5. Любую роль можно описать с помощью пяти основных параметров: (1) уровень эмоциональности; (2) способ по­лучения; (3) масштаб; (4) степень формализации; (5) мо­тивация. Автором данного утверждения является
Роберт Мертон Ричард Линтон
Джорж Герберт Мид
Толкотт Парсонс

6. Существует несколько наиболее распространенных спосо­бов разрешения ролевого конфликта: а) установление для себя иерархии важности ролей; б) четкое разделение раз­личных сфер жизнедеятельности; в) юмор… Автором данного утверждения является
Ричард Линтон
Роберт Мертон
Джорж Герберт Мид
Толкотт Парсонс

7. Какое из приведенных ниже исторических преобразований может быть отнесено по своему характеру к социальной революции
столыпинские реформы
горбачевская перестройка
коллективизация и индустриализация 1930-х гг.
отмена крепостного права в России

8. Сущность социальной революции заключается в
переходе к иному типу мировоззрения
изменении способа политического устройства общества
коренном перевороте в большинстве сфер общественной жиз­недеятельности и образе жизни населения
усовершенствованиях, происходящих в какой-либо сфере об­щественной жизнедеятельности

9. На смену раннему периоду социальной эволюции (протообществу) приходит
община собирателей и охотников
общество скотоводов (пастухов) и земледельцев
промышленная цивилизация
теократическое общество

10. Социальная революция представляет собой
основную причину групповой мобильности
смену религиозного вероисповедания большинством членов общества
изменение гражданства для большинства членов общества

11. Научно-технические изобретения и открытия оказывают наиболее сильное воздействие на социальные изменения
в примитивном обществе
в традиционном обществе
в индустриальном обществе
в информационном обществе

12. Стержневой основой (вокруг которой выстраиваются все социаль­ные отношения) индустриального общества является
индивидуализм
вера в высшее предназначение человеческой личности
частная собственность на капитал
повышение роли интеллигенции

13. Верным является следующее суждение
Порог бедности в одном столетии может считаться порогом изоби­лия в другом
Для среднего класса современных обществ характерно доминирую­щее положение женщины в семье
В прошлом бедность была уделом меньшинства, а сегодня — боль­шинства развитых стран
В основе возникновения ценностей лежит социальное сравнение

14. Национальные государства с четко обозначенными территориаль­ными границами возникают при
первобытно-общинном строе
рабовладельческой общественно-экономической формации
феодальной формации
капитализме

15. Наиболее низкий удельный вес необходимого продукта в общем объеме производства наблюдается в условиях
первобытно-общинной формации
рабовладельческой формации
феодальной формации
капиталистической формации

Источник

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго.

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов. участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании. Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции. Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования.

Важнейшим событием. стала промышленная революция. Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности. В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования.

Важная перемена. была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

Источник

Тесты с ответами по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:41, тест

Описание работы

Тесты по социологии с отмеченными ответами.

Файлы: 1 файл

Соц. Тесты.doc с ответами.doc

11. Оценка профессионального рейтинга отражает:

12. Важнейшей предпосылкой институционализации является:

13. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:

14. Социальная мобильность — это:

3) изменение социального статуса индивида или группы;

4) расширение профессионального и общекультурного кругозора.

15. Укажите, какие из перечисленных каналов социальной мобильности являются наиболее важными в традиционных, а какие — в индустриальных обществах.

16. Какая из описанных ниже ситуаций является примером групповой
восходящей мобильности:

17. Понятие «институционализация» означает:

Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов — в рабочие и крестьяне (ДА)

Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем больше у него рождается детей (НЕТ)

В семьях низших классов меньше детей, в семьях высших — больше (НЕТ)

Уровень смертности влияет на вертикальную мобильность (ДА)

Чем выше образование, тем меньше шансов продвинуться наверх (НЕТ)

19. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:

20. Важнейшим критерием экономической стратификации является:

21. В наиболее общем виде социальная стратификация формируется
как следствие:

22. Исторически первой системой социальной стратификации являются:

23. Примером восходящей социальной мобильности является:

24. Примером горизонтальной мобильности является:

25. Ниже приведены некоторые утверждения, связанные с ролевой теорией. Укажите, кому из социологов могло бы принадлежать каждое из них:

Дети осваиваются в обществе и развивают свои социальные сущности («самости»), как бы примеряя на себя роли наблюдаемых ими взрослых, т. е. путем принятия ролей

Джордж Герберт Мид;

Любую роль можно описать с помощью пяти основных параметров: (1) уровень эмоциональности; (2) способ получения; (3) масштаб; (4) степень формализации; (5) мотивация

Ролевые предписания коренятся в культуре общества и находят свое выражение в социальных нормах, которые и вводят поведение индивидов в русло ролей

Существует несколько наиболее распространенных способов разрешения ролевого конфликта: а) установление для себя иерархии важности ролей; б) четкое разделение различных сфер жизнедеятельности; в) юмор.

26. Личный (личностный) статус — это позиция, занимаемая индивидом:

27. Социальный статус — это позиция, занимаемая индивидом:

28. Что можно отнести к эмпирически измеряемым параметрам экономической стратификации:

29. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте «да», если считаете, что неправильное, то ответьте «нет».

Роль дает статическое изображение предмета социологии, а статус — динамическое (НЕТ)

У одного человека может быть только один статус (НЕТ)

Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определены социальными нормами (ДА)

Совокупность всех статусов образует социальную структуру (ДА)

В примитивных обществах много статусов, а в современных мало (НЕТ)

Социальные статусы связаны межличностными отношениями, а личные — социальными (НЕТ)

Статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения (ДА)

Основные, или общие, институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или частных, институтов (ДА)

В каждый момент любой институт может быть представлен определенной совокупностью людей и социальных организаций (ДА)

Институт семьи насчитывает примерно 5-6 тыс. лет, а институт государства — примерно 500 тыс. лет (НЕТ)

30. Системообразующим признаком в марксистской теории социальной классификации является:

31. Для немарксистских социологических подходов характерно выделение в структуре современных обществ:

32. Согласно подходам западной социологии, низшие классы состоят из:

33. Статусной несовместимостью в социологии именуется:

34. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте «да»; если неправильное — «нет».

Социальная стратификация — это совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства и называемых стратами (ДА)

Совокупность больших социальных групп дает социальный состав

В социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой функционально (НЕТ)

Рабство не существовало и не существует в новое и новейшее время(НЕТ)

Универсальным измерителем неравенства в обществе является образование (НЕТ)

Представители класса мелкой буржуазии (при капитализме) — это одновременно и собственники, и наемные работники (ДА)

Восходящая социальная мобильность обычно осуществляется добровольно, нисходящая — принудительно (ДА)

Социальный статус семьи — один из факторов индивидуальной мобильности (ДА)

Все аскриптивные статусы являются прирожденными (НЕТ)

Функцией политических институтов является удовлетворение потребности общества в производстве и распределении материальных благ (НЕТ)

35. Уровень образования индивида является важнейшим параметром при определении его места в системе:

36. Примером горизонтальной социальной мобильности можно считать:

37. Теории социальной мобильности органически связаны с:

38. Важнейшим каналом социальной мобильности в современном обществе является:

39. Репродуктивные функции в обществе осуществляют

40. Брачно-семейные институты включают в себя:

ТЕСТ 4. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

1. Во сколько раз по сравнению с обезьяноподобными предками у современного человека увеличился период подготовки к жизни:

2. Когда человеческое общество смогло дать всем желающим полноценное среднее образование:

3. В среднем человек в современном обществе меняет:

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Студенческий мезальянс

Высшая школа экономики

Абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ порой выбирают не лучшие университеты. По данным исследователей НИУ ВШЭ, до четверти выпускников московских школ поступают в более слабые вузы, чем могли бы по результатам экзаменов. Подобный академический «неравный брак» снижает их дальнейшие жизненные шансы, а его причина часто лежит в неравенстве стартовых условий — семьи и школы. Родители без высшего образования не всегда разбираются в различиях между университетами, не могут правильно настроить подростка и дать полезный совет. Обычные школы не занимаются профориентацией и не консультируют по доступным вариантам поступления. В итоге даже отличники из таких семей и школ просто не рискуют поступать в лучшие вузы.

Неравенство с самого детства

В целом система ЕГЭ успешно выполняет свою задачу — расширения доступа к высшему образованию. Тем не менее, неравенство между абитуриентами продолжает сохраняться. Оно связано с семейным и школьным бэкграундом. Установки родителей и учителей часто сковывают выпускников, мешают принять правильное решение. И там, где можно было бы воспользоваться учебой в хорошем университете как социальным лифтом, эта опция даже не рассматривается.

Исследователи изучили, как соотносятся в Москве качество абитуриентов и уровень вузов, в которые они поступают. Выяснилось, что наблюдается существенное несовпадение. До 28% студентов выбрали вуз слабее, чем заслуживали по своим баллам ЕГЭ. И это несмотря на то, что москвичи обладают «наиболее широким спектром возможностей при поступлении: им не нужно переезжать, они не сталкиваются с дополнительными затратами по сравнению с абитуриентами из регионов», говорит один из авторов работы, Илья Прахов.

В регионах доля «несовпадений» качества учащихся и университетов может быть еще выше. Не все решаются ехать поступать в другой город. Образовательную миграцию ограничивают возможности семей, сказывается и уровень жизни на местах. Если в регионе развитая экономика, создаются рабочие места, то он теряет меньше молодежи.

Новая работа опирается на лонгитюд — продолжительное по времени исследование — НИУ ВШЭ «Траектории в образовании и профессии» (московская панель). В выборке 718 наблюдений. Ученые сравнили индивидуальные баллы ЕГЭ по экзаменам, нужным при поступлении, и показатели рейтинга качества приема по каждому вузу, то есть средние баллы единых экзаменов среди поступивших на бюджет. Если разность была положительной, значит, абитуриент выбрал институт более низкого качества, чем мог бы, исходя из школьных достижений.

Как понять, что ваш ребенок поступил в более слабый вуз, чем мог рассчитывать?

Предположим, он набрал 75 баллов за русский язык, 85 за математику и 80 за физику. Его средний балл ЕГЭ равен 80. При этом у уже обучающихся в университете студентов средний балл варьировался от 65 до 75, а значит в среднем по вузу он составляет 70. Вычитаем из результатов ЕГЭ вашего ребенка среднее значение по вузу и понимаем, что он проиграл 10 баллов (80-70=10). Молодой человек мог пойти в более сильный университет, где учатся «восьмидесятибалльники».

Хотя неэффективность решения при выборе вуза характерна «лишь для четверти абитуриентов, неравенство доступа к высшему образованию может формироваться на более ранних этапах, а именно — во время обучения в школе, поскольку сами результаты ЕГЭ зависят от характеристик семьи и школы», подчеркивает Прахов.

Родительский приговор

Ключевая предпосылка мезальянса хорошего абитуриента и слабого вуза — семья. Больше полувека назад было доказано влияние семейного контекста на образование детей.

Социально-экономическое положение родителей (СЭП) — уровень их образования, доходов и культурных запросов — во многом «программирует» судьбу детей. Семья часто предопределяет успеваемость ребенка и его желание продолжать обучение в старших классах, а затем в вузе.

Родители могут занижать возможности детей. Например, отговаривать поступать в вузы или предлагать университет попроще, чтобы избежать рисков провала. Обычно эта история случается со школьниками из бедных и необразованных семей. У таких родителей нет опыта учебы в университете, из-за чего часто не хватает информации о подготовке и поступлении в вузы. Они не могут правильно сориентировать детей. В итоге отсутствует межпоколенная мобильность. Потомки повторяют путь родителей и в конце концов так и не повышают свой социальный статус.

Подобный феномен социологи называют парентократией — родители вольно или невольно вершат будущее своих детей, без учета их реальных способностей и достижений, а лишь основываясь на собственном социально-экономическом бэкграунде и связанных с ним установках.

С другой стороны, добавляет Илья Прахов, семья значимо влияет и на результаты ЕГЭ. «Недостаток родительских инвестиций в человеческий капитал (знания и умения) ребенка неблагоприятно отражается на его академических достижениях», — поясняет исследователь.

В то же время абитуриенты из семей с высоким социально-экономическим положением оказываются в выигрышной позиции. Они меньше подвержены рискам попасть в вуз более низкого качества. Это подтверждают и другие работы: школьники, чьи родители обладали высоким профессиональным статусом и хорошим образованием, имели вдвое большие шансы поступить в престижный университет.

Эту привилегию исследователи объясняют тремя «семейными» факторами: сильные родительские установки на качественное образование, большие инвестиции в учебу детей и связанная с ними высокая успеваемость. Значима также осведомленность о возможностях высшего образования. Установлено, что информированные школьники реже попадают в слабые учебные заведения.

Сила денег и знаний

Родители с высоким социально-экономическим положением охотно оплачивают репетиторов и подготовительные курсы при вузах. Такая дополнительная подготовка повышает уверенность и достижения детей — на экзаменах они набирают больше баллов. Они понимают, на что могут рассчитывать, и реже выбирают плохой вуз. Почти идеальное соответствие абитуриента и вуза наблюдается в случае «интенсива» на дорогих курсах и обучения у качественных репетиторов, подчеркивают Прахов и Сергиенко.

Культурные запросы семьи обычно измеряют числом книг в домашней библиотеке. «Книги — это очень важный ресурс инвестиций в человеческий капитал, — поясняют ученые. — Если дома много книг, то, с учетом детской любознательности, гораздо больше вероятность того, что ребенок возьмет книгу с полки и будет ее читать». А у читающих абитуриентов меньше шансов попасть в плохой вуз. Так что, если исходить из семейных факторов, неравенство доступа к образованию возникает задолго до поступления — у родительского книжного шкафа.

Сортирующая машина школы

Помимо семьи неравенство в выбор образовательных траекторий и жизненные шансы ребенка вносит и школа. Маршрут задается с первого класса. Обеспеченные семьи выбирают престижные лицеи и гимназии. Те, что попроще, — останавливаются на школах шаговой доступности. Так определяется судьба на долгую перспективу. В России дети нечасто меняют школу — многие учатся в одном и том же заведении до выпускного класса.

Обычно трекинг — выбор той или иной академической траектории и соответствующей школы (например, математической, языковой и пр.) — осуществляется в старших классах. Это специализация, которая часто связана с социальным статусом семей (простые школы — для простых людей). Но в ряде стран дети «рассортировываются» по школам задолго до этого. Так, в Германии и Австрии трекинг происходит у школьников в 10 лет. Россия пошла дальше: ребенку выбирают образовательный путь в шесть-семь лет. По пре-трекингу — крайне рано выстроенному образовательному маршруту — Россия стала «чемпионом».

Фактически институт образования воспроизводит уже сложившееся социальное неравенство. Дети состоятельных родителей получают лучшее школьное, а потом и вузовское образование. Прахов и его соавтор Денис Сергиенко показали: высокий рейтинг школы (в топ-300 по Москве) снижает риски дисбаланса «абитуриент — вуз». «Обучение не в общеобразовательной школе вносит весомый вклад в формирование итоговых баллов ЕГЭ и может уменьшить вероятность несоответствия», — подчеркивают ученые.

Кроме того, важно и качество образования. Хороший учитель умеет мотивировать школьников и поддерживать их веру в собственные силы. Установлено, что требовательность педагогов формирует у детей более высокую самооценку.

В поисках выхода

Что же необходимо делать, чтобы все абитуриенты извлекли максимум пользы из собственных достижений? По мнению экспертов, семьи и школы должны сообща работать над изменением установок и информированности родителей с низким социально-экономическим положением. Желательно максимально исключить ограничивающее влияние бэкграунда родителей на выбор образовательной траектории их детей.

Стоит работать и со школами, которые часто предвзято относятся к детям из простых семей. Показано, что учителя и руководство школ воспринимают низкий уровень образования и культуры родителей как сигнал о низких образовательных притязаниях детей и не уделяют таким ученикам достаточно внимания. Уровень преподавания в обычных школах необходимо подтянуть и дать шансы на успех самым разным группам учеников, подчеркивают Илья Прахов и Денис Сергиенко.

В школах пригодились бы и факультативы по подготовке к ЕГЭ — для малообеспеченных учащихся. Нужно больше информировать учеников о возможностях поступления в вузы и ситуации на образовательном рынке.
IQ

Источник

«Отличники сдуваются после первых неудач»: 9 выводов из опыта учебы за границей

Истории читателей Т⁠—⁠Ж

Недавно мы спросили у читателей, считают ли они, что образование, полученное в престижном зарубежном вузе, действительно меняет жизнь к лучшему.

Читатели, которые учились или еще учатся за границей, поделились опытом и рассказали, к каким выводам пришли, анализируя свою жизнь и наблюдая за знакомыми и однокурсниками. Собрали девять лучших историй в подборку.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Как человек, который получил диплом бакалавра в провинциальном российском вузе, где все недостатки нашей системы образования были возведены в абсолют, а затем поступил в магистратуру одного из престижных американских вузов, могу сказать, что это правда: образование действительно служит мощным социальным лифтом.

Ярмарки вакансий, летние стажировки по специальности и с упором на практику, карьерные центры, где учат писать CV и проходить собеседования, куча сообществ по интересам — все это очень помогает в будущем. Сразу скажу, что нечто похожее было у меня и в российском университете, но разница в подходе и реализации колоссальна.

Второй важный момент — окружение: разносторонние, умные, ищущие, открытые всему новому люди, причем не только студенты. Когда концентрация таких людей выше среднего, ты сам постоянно растешь, заражаешься общим энтузиазмом и не позволяешь душе лениться.

Говорят, что ребенок должен решать сам, но хочу добавить, что я была бы благодарна своим родителям, если бы они повлияли на меня в школе и посоветовали поступать в США на бакалавриат. Для таких студентов возможностей здесь еще больше, а кампусная жизнь еще ярче. Поэтому хочу посоветовать не давить на ребенка, а мягко наставлять и показывать, какие есть возможности в мире. Топовые вузы США практикуют holistic approach (прим. ред.: целостный подход) при приеме студентов. Не нужно, чтобы ваш ребенок закапывался в книги, руководил тридцатью благотворительными организациями и получал исключительно 100 баллов на экзаменах, — куда важнее, чтобы он был всесторонне развит, эрудирован, жаден до знаний и смог внятно объяснить приемной комиссии, почему именно он принесет что-то новое и ценное в сообщество университета.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Главное в топовых вузах — это окружение. Ты начинаешь по-другому мыслить, сравнивать, анализировать. После окончания у тебя остаются знакомства, ты постоянно мониторишь ситуацию на рынке труда: какая зарплата и условия в компаниях, где работают знакомые, как туда можно попасть. В зарубежных корпорациях всегда много реферальных программ: знакомые могут порекомендовать тебя и получить за это деньги.

Мне было тяжело, это правда. Сложно, когда все тусуются, а у тебя нет на это денег. Сложно, когда все наслаждаются жизнью, а ты думаешь, хватит ли тебе на следующую неделю. Все путешествуют, на выходные уезжают к семьям, а ты ходишь кругами по маленькому городу и сходишь с ума, пока еще не налажены связи и иностранный язык ты знаешь, мягко скажем, так себе. В общем, сложностей много, но окружение тянет вверх.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Сейчас как раз учусь в одном из таких вузов. Да, такое образование меняет жизнь к лучшему. Но есть множество нюансов. Начать можно с того, что большая часть грантов достается гражданам страны, в которой находится вуз. Вторая важная деталь — источник мотивации самого студента. Если он сам захотел уехать, выбрал программу, подготовился и сам поступил — это лифт. Если его «изнасиловали» родители и пропихнули в крутое место, где все как в сказке, — это бесполезно.

Мне еще далеко до своих детей, но думаю, что правильнее подготовить разные возможности для ребенка и в момент, когда он будет делать выбор, описать плюсы и минусы каждой и дать подростку самому решить, чего он хочет.

Лучше учить английский и начинать подготовку к поступлению в вуз или старшую школу за границей примерно с девятого класса, так как в топовые места нужен топовый английский. Большинство русских студентов, которые учатся в лучших американских вузах, до этого проучились в американских школах один-два года. Из российских школ в Гарвард практически не берут. Возможно, есть исключения — победители международных олимпиад и звездные спортсмены.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Получила МВА в Европе. Если кратко: да, это послужило социальным лифтом. Но у всех разные представления об успехе: кто-то мечтает о С-уровне в международной корпорации, а кому-то будет достаточно обеспечивать основные потребности при работе 20 часов в неделю в стране со стабильной политико-экономической ситуацией.

Получить гранты и стипендии возможно, но удается это не столько проектам сверхамбициозных родителей, сколько тем, кто сам горит идеей, готов биться о стены, получать отказы и все равно идти дальше. Классические отличники, которых с детства натаскивали на успех, обычно сдуваются после первых неудач или выгорают от достигаторства родителей за свой счет. Предугадать, какой личностью ребенок вырастет и что будет нужно ему, представляется мне очень сложным.

Плюс на большинство программ МВА, которые как раз дают серьезный карьерный скачок, часто априори нет грантов. Обычно либо студенты сами оплачивают их в кредит, либо обучение спонсирует корпорация, где работает перспективный сотрудник.

На мой взгляд, гораздо эффективнее дать ребенку возможность развиваться в разных направлениях и показать ему мир с разными моделями успеха, чем с двух-трех лет натаскивать на Гарвард. В какой-то момент человек сам определится, чего хочет, и разберется, как туда попасть.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Мнение студента Лиги плюща: я считаю, что образование в зарубежном вузе не обязательно приведет к успеху. Если человек талантлив, то будет успешен и без престижного диплома, а если нет — то и престижный диплом не поможет.

Я видела очень много историй, когда люди поступают в престижный вуз, скажем, один из Лиги плюща, но потом бросают, или их отчисляют. А отчисляют в Лиге плюща очень легко. Еще знаю людей, которые уже окончили хороший вуз, но так и не смогли самореализоваться. Все всегда зависит от человека. Конечно, поступление в престижный университет может облегчить вашему ребенку жизнь, но только в том случае, если у него изначально были знания, умение мыслить и такое отношение к жизни и карьере, которое делает людей успешными.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Помню из жизни два примера: две девочки-отличницы, одна из школы, вторая из вуза, обе у меня вызывали восторг своим умением учиться, обе бесплатно учились за границей. Одна теперь работает учителем английского в онлайн-школе, а вторая в банке кредитки пенсионерам втюхивает. Я за то, чтобы ребенок сам выбирал свой путь. Если он не станет миллионером, меньше я его любить не стану. Сначала спросите своего ребенка, хочет ли он добиваться успешного успеха, а то получится, что он реализует ваши мечты.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Я получил высшее образование в иностранном вузе, если быть точнее — в одном не топовом финском университете, и я вижу в этом только позитив:

Если сравнивать обучение в среднем вузе в России или за границей, то я определенно выберу второе. Но я говорю только про свой опыт в гуманитарной сфере и ничего не могу сказать про технические специальности.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

А мой папа заработал неплохое состояние в 90-х на фоне развала, у него было высшее советское образование, никаких оксфордов. Это везение.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Зарубежное образование не дает успеха в жизни. Добиваются те, у кого есть ум, находчивость и умение получать нужные навыки в нужный момент. Да, в топовых вузах больше концентрация таких людей, и поэтому кажется, что выпускники Гарварда более успешные, — просто туда отбирают тех самых находчивых ребят. Это опять же мои личные наблюдения: способный человек добьется успеха как после Гарварда, так и после бизнес-школы в каком-то никому не известном городке.

Что важно: после российской школы берут далеко не везде и не всегда, поэтому, если планы действительно серьезные, надо решать вопрос со старшими классами и, возможно, переводиться в зарубежную школу.

Образование. Рассказываем, как научиться новому, выбрать школу, вуз, курсы или стажировку

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Я считаю, что при должной мотивации и умении работать, можно поучиться за рубежом дешевле. Спокойно окончить вуз в России, даже и чуть поработать в России. А эмигрировать (ну или с какой вы там целью едете, «расширять кругозор» и т.п.) уже через одногодичную магистратуру. Более кост-эффективно.

Стипендий для россиян очень мало, в основном для своих.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

User, подписываюсь. В 17 лет, уезжая заграницу было меньше мозгов. На магистратуру шла уже более осознанно. Но Стипендий на самом деле много очень по всем странам мира даже для РФ.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

User, абсолютно согласна, в моем случае так и вышло, и я нисколько не жалею. В 11 классе была идея поступать на бакалавриат за рубеж, но чёткого понятия Куда и Зачем тогда не было, да и сложности поступления напрямую из российской школы серьёзно пошатнули моё желание.
В итоге отучилась в российском баке, поработала немного и поступила на мастерскую программу в бизнес-школу топ-5 в Европе уже с понятными целями и ориентирами. Заплатить все равно пришлось, несмотря на скидку, но хотя бы отдаёшь себе ответственность, за что отданы деньги.
Плюс на магистерскую программу получить грант намнооого легче, чем на бакалавриат.

На мой взгляд учиться в иностранном вузе имеет смысл если планировать дальнейшую эмиграцию, тогда это действительно полезно. Отучиться в иностранном вузе и потом вернутся это по большому счету будут траты в пустую, в реалиях российской экономики в большинстве случаев иностранное высшее образование будет не особо полезно.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Sergey, ну не сказала бы. Вот я отучилась за границей и вернулась. Получаю огромную по Российским меркам зарплату, работаю удалено, могу позволить себе быть и работать почти откуда захочу, иметь недёшевые хобби. Этого можно было бы добиться и без образования за рубежом, конечно, но намного медленнее. Теперь есть друзья в разных странах, владение иностранным языком лучше, чем родным, при новом знакомстве или собеседовании всегда есть о чем рассказать, да и чувствуешь себя этаким гражданином мира.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Т. е. не обязательно точные цифры, но примерно порядок, несколько сотен тысяч рублей или ближе к миллиону, или может быть несколько миллионов?

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Пароход, несколько сотен, я ML разработчик. Для миллионов, пожалуй, нужно начинать стартап и/или быть на руководящей должности, но там и разработки не будет, к тому же нужно дорасти, после универа миллионы рублей в месяц вряд ли кто-то в России зарабатывает, знаю нескольких, кто уехал в Калифорнию и один в Швейцарию, но там и траты соответствующие. Другие одногруппники, работающие в Лондоне и Берлине, зарабатывают примерно как я в России, Берлин недорогой город, а вот в Лондоне не разгуляешься

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Curly, да, если это сразу после университета или хотя бы в первую пару лет, то очень здорово. Если вне Москвы на удаленке, то вдвойне.

Откровенно говоря, завидую. Думаю, обучение в хорошем зарубежном вузе это просто очень интересно, даже без учета прибавки к доходу, который он дает.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Я окончил университет сначала в России, и поработав ещё 2 года, поступил в магистратуру в Германии. Могу сказать, что и в том, и в другом случае получил классное образование и опыт, о котором не сожалею, поэтому сделал бы тоже самое и сейчас. В Германии университет был объективное сильнее и давал больше возможности для исследований (я учился на лингвистике, и мне сложно представить, чтобы где-то в России и рядового магистранта была бы возможности проводить эксперименты по когнитивной лингвистике с использованием аппаратов МРТ. Тут же такая возможность была). Но в России было сильное базовое образование, поэтому рядом с другими магистрантами, окончившими бакалавриат в Европе и США, я не был в роли догоняющего.

У нас периодически были лекции преподавателей из топовых мировых вузов, например, Оксфорда, но, на мой взгляд, их уровень был сравним с профессорами немецкого университета.

Даёт ли хороший зарубежный университет возможность лучшего трудоустройства? Сам по себе, конечно, нет. У меня были одногруппники-немцы, которые много месяцев не могли устроиться после университета, но это 100% их личная проблема, пока они тянули резину и откладывали написание магистерской диссертации, у меня уже было несколько собеседований + предложение на аспирантуру в университете с трудоустройством на кафедре.

Знал бы раньше, поступал бы в зарубежную магистратуру. Сейчас я могу переехать только как ИТ-специалист со стажем, а это немного сложнее.

Я училась в США в школе, на бакалавре и на MBA. Могу сказать что, если хочешь в будущем работать в той стране, то нужно уезжать чем раньше тем лучше. Во-первых, в 15 лет ты получаешь уровень носителя языка намного легче чем в 25. Легче стать «своим» в среде. Во-вторых, ты уже знаешь как работает академическая система, что важно, а что не важно. Это помогает эффективно распределять усилия и заниматься многими проектами и даже иметь время на хобби. В-третьих, с годами накапливается круг друзей и социальная экосистема вокруг тебя. В-четвертых, американский диплом конвертируется и высоко ценится по всему миру, особенно бизнес образование. Про российские вузы мало где знают за пределами СНГ. Поэтому если вы не айтишник, то это waste of time. Зачем сидеть в России до mid 20s? Не понимаю. Конечно же, это релевантно только для осознанных детей, которые лично мотивированы и знают хотя бы примерно куда двигаться. Но вообще я считаю, что если ты в 15 лет не имеешь никакого представления что, зачем и куда, то где гарантия что в 25 ты будешь уже четко знать? Я считаю, нужно выходить из зоны комфорта раньше, так сказать, покидать родительское гнездо не позже 18. Это быстро учит тебя принимать решения самостоятельно и дает очень крутой headstart по сравнению со сверстниками, сидящими в этом самом родительском гнезде до 25 лет. Решайте сами, но мой личный опыт и опыт моих друзей показывает что лучше раньше чем позже.

Stacy, пожалуй, насчёт самостоятельности Вы правы. Впрочем, как и во всём остальном.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

После школы я совсем не понимала кем хочу стать, когда вырасту, поэтому я бы очень хотела вернуться в прошлое и выбрать совсем другое направление.

В тот же, Пермский госуниверситет. Недостатком статьи считаю тот факт, что в ней не сообщается о программах на которых учились многие студенты, а это самое важное. Есть программы, которые имеет смысл заканчивать в зарубежном вузе, а есть такие, например большинство гуманитарных программ, так это будет пустая трата денег и времени. Кроме того, многие работодатели принципиально не берут на работу закончивших зарубежный вуз. Здесь играет роль как выпускник вуза знает свою страну и умеет работать с народом, в зарубежном вузе этому никогда не научат.

В России очень плохо с онлайн образованием (не путать с курсами на гикбрейнсе/яндекс практикуме/etc). Пара магистратур есть, но вот с бакалавриатом полная беда. Я захотел сделать небольшой «пивот» в профессии, пришлось поступать в американский университет. Поступить очень просто (нужно только сдать английский), но вот учиться очень дорого: минимум 75-100 тысяч рублей за один предмет в семестр.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

моя кафедра в Ленгосуниверситете была сильнейшей в мире в своей области. 45 лет назад.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Егор, а как же такие профессии как профессия врача, стоматолога?

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Не получал бы второе высшее. А так бы ВУЗ не менял.

Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Смотреть картинку Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Картинка про Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет. Фото Чем выше образование тем меньше шансов продвинуться наверх верно или нет

Nadya, В 2014 году все 16 федеральных земель Германии объявили об отмене платного образования во всех государственных университетах и для всех студентов, вне зависимости от их национальности.

В результате Германия стала самым популярным среди студентов неанглоязычным учебным направлением в мире.

Однако, в силу финансовых затруднений на государственном уровне уже в 2017 году принятая ранее система бесплатного образования начала претерпевать изменения.

С 2017 года платное обучение для иностранцев, которые не являются гражданами стран ЕС, было вновь введено в университетах федеральной земли Баден-Вюртемберг (Baden-Württemberg), одном из главных экономических центров Германии.

Таким образом, обязательная стоимость одного года обучения во всех государственных вузах земли Баден-Вюртемберг составила €3,000. В то время как стоимость образования для студентов, продолжающих учебу после получения первой степени, составляет €1,300 в год.

В земле Баден-Вюртемберг находятся следующие известные вузы:

Гейдельбергский университет им. Рупрехта и Карла
Фрайбургский университет
Штутгартский университет
Констанцский университет
Технологический институт Карлсруэ
Мангеймский университет
Тюбингенский университет
Ульмский университет
О своем намерении отменить бесплатное образование для иностранцев также заявила земля Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen). Платное образование в этом регионе, который считается главным индустриальным центром Германии, будет также введено в ближайшее время.

Это значит, что скоро образование станет платным в следующих вузах:

Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена
Дюссельдорфский университет им. Генриха Гейне
Рурский университет в Бохуме
Вестфальский университет им. Вильгельма
Образование в государственных университетах всех остальных федеральных земель Германии (Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Рейнланд-Пфальц, Тюрингия и Шлезвиг-Гольштейн) на данный момент остается бесплатным. Тем не менее, по оценке экспертов, в ближайшие годы платное образование может быть вновь введено на территории всей Германии или же на большей части страны.

Кто продолжит учиться в Германии бесплатно?
Несмотря на введение платного образования в земле Баден-Вюртемберг и возможное введение платы за учебу в других регионах страны, для студентов некоторых категорий обучение в государственных вузах Германии повсеместно останется бесплатным.

К этим категориям относятся:

иностранные студенты, которые являются гражданами стран ЕС
иностранные студенты из европейских стран, которые являются членами Erasmus
иностранные студенты, которые не являются гражданами ЕС, но имеют ПМЖ в одной из стран ЕС
беженцы, имеющие официальное разрешение на проживание в Германии
Стоимость обучения в магистратуре немецких вузов
В настоящий момент обучение в магистратуре государственных университетов Германии является бесплатным (кроме земли Баден-Вюртемберг, где учеба стоит €1,300 в год) при условии, что студент учится на «последовательной» (konsekutiv) программе магистратуры. То есть, если учеба в магистратуре является логическим продолжением учебы в бакалавриате, студент сразу продолжает обучение и не меняет специальности.

Учеба в магистратуре становится платной, если студент поступает на «непоследовательную» магистерскую программу. Например, меняет академическое направление. В таком случае, в зависимости от специальности и вуза, стоимость учебы в магистратуре может составить порядка €10,000 в год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *