Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение «Родина» Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Оно явилось одним из самых значительных произведений русской лирики XIX века. В стихотворении поэт размышляет о своем отношении к отчизне: о любви к ней. В первых же строчках Лермонтов говорит о «странностях» этой любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.

Эти слова представляют как бы тезис, суждение, которое поэт будет доказывать и раскрывать на протяжении всего стихотворения.

Так почему же любовь Лермонтова к России – «странная»? Он не любит общепризнанно-высокого предмета патриотического воодушевления, когда «славу покупают кровью». Он привязан к иному лицу родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Это действительно высокое чувство, и «рассудок» его «не победит». А «странной» такую любовь Лермонтов называет, наверное, потому, что так может показаться тем, кто признает «славу, купленную кровью», «полный гордого доверия покой» и не понимает, как можно любить «холодное молчанье степей» России.

В стихотворении создан живой поэтический образ нашей родины, основное содержание, наполнение которого – русская природа и народная жизнь. В своих стихотворениях о природе Лермонтов часто использовал цветовые эпитеты. И особенно необычно, что в таком масштабном по своему значению стихотворении, как «Родина», так экономно используются художественно-изобразительные средства. «Бросившись на поиски» цветовых эпитетов, мы найдем всего лишь два: «желтеющая нива» и «белеющие березы». Но все же нужно оценить такие метафорические эпитеты, как «печальные деревни» и «безбрежные леса». Последний эпитет особенно красив, он внушает уважение, гордость, любовь к родной стране.

В стихотворении тема родины развивается от широкого плана к более узкому. В начале поэт перечисляет официальные формы патриотизма. Затем следует общее изображение русской природы, большой, я бы даже сказал, огромный мир России:

…степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…

После этого описания следуют более частные детали. Они непосредственно связаны с народным бытом: «дрожащие огни деревень», «дымок спаленной жнивы», «полное гумно», «изба, покрытая соломой»… Наконец, в финале картина еще более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт-путешественник «смотреть до полночи готов».

У каждого из этих, различающихся масштабностью, отрезков свой характерный лексический состав. В первых шести строках преобладают слова обобщающие или отвлеченные: «отчизна», «рассудок», «слава». Далее употребляются слова, которые обозначают объекты широкого масштаба, географического и топографического характера: степи, леса, реки, проселочный путь. Лексика второй половины стихотворения более локальна, конкретна. Здесь изображаются частности, что показывается даже грамматически: слова употреблены в единственном числе: обоз, нива, изба, гумно.

Размер стиха также меняется: разностопный ямб первых 14 строк со свободной меняющейся рифмовкой сменяется как бы разговорными интонациями привычного четырехстопного ямба. Например:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.

Здесь семь и пять стоп. И четырехстопный ямб: «Чету белеющих берез».
Итак, стихотворением «Родина» Лермонтов утверждает свою любовь к России, к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, поясняющей душу народа. Также поэт утверждает любовь к русской земле, возделанной трудом крестьянина. Лермонтов отчетливо перечисляет чуждые ему формы патриотизма. Он отстраняет от себя великодержавный патриотизм, равнодушно говорит о «славе, купленной кровью» и «заветных преданиях» «темной старины». Непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, а размышление о «странности» этой любви. Это придает произведению полемический и программный характер.

Источник

Урок №48. М.Ю.Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. «Предсказание», «Дума», «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. «Нищий». Чистота и красота как заповедные святыни сердца.

Разработка урока по творчеству М.Ю.Лермонтова. Тема родины в лирике поэта.

Просмотр содержимого документа
«Урок №48. М.Ю.Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. «Предсказание», «Дума», «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. «Нищий». Чистота и красота как заповедные святыни сердца.»

Вязьмитинова Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Беляевская СОШ» с. Беляевка

Название предмета: литература

УМК: Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016. – Ч. 1 – 415 с.: ил. Ч. 2 – 399 с.: ил.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Тема родины в лирике поэта. «Предсказание», «Дума», «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. «Нищий». Чистота и красота как заповедные святыни сердца.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы:50

Место урока в системе уроков по теме: 31

Цель урока: помочь учащимся почувствовать и понять “странную” любовь поэта к Родине; его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России “страны рабов, страны господ”; углубить представления о духовных поисках Лермонтова; воспитывать любовь к Родине; развивать монологическую речь.

Задачи урока: Формировать навыки сопоставительного анализа текстов; проанализировать особенности лирики, посвященной теме родины; учить выразительному чтению стихотворений.

Развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать коммуникативную компетенцию; развивать логическое мышление, устную и письменную речь школьников.

Планируемые результаты: Знать и понимать философский смысл стихотворений, позицию автора. Уметь анализировать стихотворения, определять их идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте. Научиться воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, колонки

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: тексты стихов, аудиозапись стихотворения.

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Прослушайте стихотворение, определите тему нашего урока.

Звучит фонограмма стихотворения «Родина», 1841 г.

-Что мы будем делать сегодня на уроке? (Читать стихи, говорить о них, анализировать)

-А для чего, по–вашему, мы будем это делать? (Чтобы понять, как Лермонтов раскрывает тему родины в своей лирике.)

3. Актуализация знаний.

1. На доске: опорная схема

Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов

Завершение темы Родины, 1841 г.

«Прощай, немытая Россия» «Родина»

(презрение к России) (признание в любви, осмысление Родины)

2. Работа со стихотворением «Прощай, немытая Россия», 1841 г.

Звучит фонограмма стихотворения «Прощай, немытая Россия…». (Читает О. Даль)

Стихотворение было написано 20 апреля 1841 года (по дороге в ссылку, в Петербурге). В ответ на новое изгнание появляется одно из самых сильных политических стихотворений. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, никак не напоминавшем его прошлые поездки. Он чувствует, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть?

— Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? (“немытая”, “страна рабов”)

— Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? (Убогая, сирая, бедная, неустроенная крестьянская Россия).

— Что презирает в своей стране Лермонтов? Что он любит?

— Какое первое слово? (прощай) Он предчувствует свою гибель.

— Страна рабов, страна господ – что это за приём? (Антитеза.)

— О чем говорит поэт? ( О крепостном праве)

— Мундиры голубые – о чем идет речь? (Мундиры голубые – жандармская форма, Лермонтов выразил свое негодование, презрение к ним за то, что его травили постоянным надзором со стороны жандармов).

— Что это за прием? (Синекдоха).

— О чём говорится в первой строфе? А во второй? (Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.)

— Это одно из самых острых политических выступлений поэта. По пафосу оно в одно и то же время оскорбительно-дерзкое, и скорбное, проникнутое душевной болью. Емкая историческая характеристика, инвектива, в которой отмечены отсталость, неразвитость, нецивилизованность современной поэту России, гнет рабства и произвол полицейской государственной системы. Впервые в русской литературе выносится приговор не каким-то отдельным сторонам русской действительности, а всей николаевской России, которая здесь изображена как социально-историческое целое.

3. Работа со стихотворением «Родина»

— В чем признается Лермонтов в этом стихотворении? (люблю).

— Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Для ответа на этот вопрос, поработаем в группах.

1 группа – определить тему, идею, композицию.

3 группа – художественные особенности.

Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь.

— Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? (1)

— Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? (4) и один раз – любовь.

— Какова композиция? (2 части; первая – негатив, вторая – положительная)

— Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп?

— Как вы думаете, почему меняется размер? (меняется настроение лирического героя, картина, микротема)

— Какая самая короткая строчка? (…не слава, купленная кровью…)

— Какая рифма? (чередуется мужская и женская). Используются все виды рифмовки.

— Почему рифма меняется? (меняется настроение). Слишком много чувств. Эта странность раздирает душу поэта.

— Какие художественные средства использует поэт? (Эпитеты безбрежных лесов, печальных деревень, слово “взор” высокого стиля, инверсия «Люблю отчизну я..», анафора «Ни слава, ни полный, ни тёмной», сравнение «Реки, подобные морям»)

— Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность? Вот они негативы, в первых строчках, но если так делить, то любви посвящено гораздо больше места. Странность в том, что поэт любит свою родину со всеми её недостатками.

— Какие картины русской природы возникают в стихотворении?

— Чем вызвано чувство грусти, которым окрашено изображение русских просторов?

— Какие стороны народной жизни привлекают внимание поэта?

— Что можно сказать об авторе после знакомства со стихотворением? (Лермонтов противопоставляет свой патриотизм «патриотизму официальному, казенному». Поэт связывает надежды на будущее с народной Россией, родной природой, с русским народом, «горестями и радостями его жизни». Свою любовь к России он называет «странной». А вот «страну господ» – самодержавно-крепостническую Россию Лермонтов ненавидит.)

Вывод записать под диктовку учителя: Стихотворение положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образом русской природы и русской деревни.

Эти стихотворения доказывают странность чувств Лермонтова. Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стане. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны.

— Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа произведений Лермонтова?

-Что нового узнали вы сегодня на уроке? Свой ответ на этот вопрос начните словами:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Выучить стихотворение «Родина» наизусть.

Сделать анализ одного из стихотворений (по выбору учащегося) «Предсказание», «Дума», «Нищий».

Источник

Анализ стихотворения «Родина» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.06.2020 · Обновлено 17.06.2020

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» по плану, где описываются основные содержательные, композиционные и художественные особенности произведения.

История создания

Первые шаги в литературе М.Ю. Лермонтов сделал, будучи подростком, в 13-14 лет. Почти вся лирика Лермонтова наполнена грустью, дисгармонией с окружающей жизнью. Но, как истинный поэт, Лермонтов говорил в своих стихах не только о самом себе, своих чувствах и переживаниях, но и об окружавшем его мире. Автора, как и его лирических героев, не устраивает действительность, и они бросают ей вызов.

В своей лирике Лермонтов рассуждает о предназначении поэта и поэзии, описывает боль и тоску от неразделённой любви. Но главная любовь в жизни поэта ─ это любовь к родной земле.

Стихотворение «Родина» написано в последний год жизни Лермонтова. В марте 1841 года поэт вернулся с Кавказа и собирался подать в отставку и полностью посвятить себя литературе. В стихотворении «Родина» он признаётся в любви к своей стране. В нём поэт, по сути, подвёл итог своему творчеству и попрощался с Россией, сам не зная об этом. В красочном описании природы заметна радость автора от встречи с родной землёй. Долгое время он видел не леса и степи средней России, а горы Кавказа. В произведении он также косвенно намекнул о причине своей отставки — «слава, купленная кровью» ему чужда, поэтому он больше не собирался воевать и преумножать ее.

Жанр, направление, размер

По жанру «Родина» ─ лирическое стихотворение, элегия. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, переходящим в шестистопный. Используются кольцевая и перекрёстная рифмы, преимущественно женская рифма.

Направление творчества Лермонтова — романтизм. В каждом произведении автора проявляются его основные признаки. Даже «Родину» поэт начинает с отрицания: сначала он перечисляет ее недостатки, то, против чего выступают его разум и честь. Он начинает признание в любви с бунта против нее — таков истинный поэт-романтик!

Композиция

Стихотворение «Родина» состоит из двух строф, разных по объёму.

Образы и символы

Лирическим героем в стихотворении «Родина». выступает сам автор, рассказывающий о своих чувствах. Родина для поэта ─ это, прежде всего, сама страна, её природа и народ, а не государство с его интересами.

Образ родины в стихотворении представлен воплощением дикой и необузданной красоты, первозданной свободы. Автор любит не только ее внешние стороны, но и ощущения. Ему нравится двигаться по проселочным дорогам, нравится участвовать в народных гуляниях, нравится ночевать под открытым небом. Все эти ощущения связывают его с родиной невидимыми нитями, которые не осмыслить и не объяснить логически. Эта связь возникает в душе.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Родина» изложены ниже максимально кратко:

Основная идея

Странная любовь Лермонтова к родине означает недовольство настоящим и пожелание лучшей доли для России. Рассудок заставляет поэта ненавидеть ту Россию, которую в другом стихотворении он назвал «немытой страной рабов и господ». Россию ─ государство с его правительством, а не страну. Но рассудок не может победить истинный патриотизм. Да и в самой ненависти к государству тоже скрывается горячая любовь к своему народу, переживание за его судьбу. Такова главная мысль стихотворения «Родина».

В «Родине» Лермонтов доказывает, что Россию, как говорил Тютчев, умом не понять и аршином общим не измерить. Поэтому свое отношения к ней он выразил в ощущениях. Невозможно понять их и объяснить, возможно лишь ощутить то же самое, поверить и почувствовать ее близость. Таков смысл стихотворения «Родина».

Средства выразительности

В стихотворении «Родина» используются следующие тропы:

До Лермонтова никому из русских поэтов не удавалось создать столь гармоничный образ человека и гражданина. Не было до него и такого глубокого размышления о жизни и человеческих поступках. Наследник и ученик Пушкина, Державина, Жуковского, Лермонтов придал русской поэзии новый облик, оказавший влияние на её дальнейшее развитие.

Источник

Пример анализа стихотворения «Родина» Лермонтова

Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов лермонтов

­ Пример анализа 1

Стихотворение было создано в 1841 году. Анализ стихотворения «Родина» показывает, что оно отличается от патриотически пафосной поэзии Радищева, декабристов, Пушкина лирической задумчивостью, размышлением поэта над отношением к родине. Критики признали это стихотворение одним из самых значительных литературных произведений своего времени.

Тема и идея стихотворения

Уже первые строки стихотворения

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.

задают эмоциональный и в то же время лирический тон произведению. Темой стихотворения является не любовь к Родине, а странность этой любви, точнее раздумья о странности любви к отчизне. Эта странность становится идеей, движущей силой поэтической мысли.

Тема странной любви показывается на тесно связанных и в то же время противоположных картинах: с одной стороны равнодушие к славе, купленной кровью, с другой – простые картины русской деревни, картины природы. Утверждая о своей любви к деревенской России, поэт рисует ее без романтических преувеличений. Но в то же время он обращает внимание на приметы сельского достатка.

Стихотворение «Родина» принадлежит к жанру гражданской лирики. Главной мыслью в нем остается, конечно, Россия, отношение поэта к своей стране.

Средства художественной выразительности стихотворения

В стихотворении «Родина» поэт акцентирует внимание на природе и народной жизни – то есть, на предметах, составляющих образ России. В отличие от других произведений поэта, где он не скупиться на цветовые эпитеты, здесь он словно экономит на красках, при довольно богатой палитре средств художественной выразительности. Из цветовых встречается только желтая нива и чета белеющих берез. «Родина» Лермонтова сыграла «исключительно важную роль в становлении художественного образа русской природы» считал советский литературовед, критик Кирилл Пигарев.

Лермонтов активно использует в этом произведении анафоры (повторы). В начале стихотворения использованы частицы не и ни.

эпитеты: странный, полный, заветные, отрадного, безбрежных, проселочным, медленным, спаленной, ночующий, желтой, белеющих, полное, резные, пьяных;
метафоры: купленная (кровью); темной (старины); холодное (молчанье) росистый (вечер);
олицетворения печальных (деревень); ночующий (обоз);
гипербола: разливы рек, подобные морям.

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды.
Композиционно стихотворение делится на 3 части:

1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.

Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

Пример анализа 2

Стихотворение «Родина» в автографе имеет дату 13 марта 1841 года и называется «Отчизна». Но опубликовано оно было при жизни поэта в том же году в журнале «Отечественные записки» под названием «Родина». Это изменение названия, очевидно, связано с тем, что слово «отчизна» воспринималось как декабристский термин, связанный с идеей гражданского долга. Такое значение не соответствовало идее, которую автор вкладывал в стихотворение, отказываясь от всех существовавших понятий патриотизма. Показательно, что написанное на Кавказе стихотворение рисует пейзажи среднерусской полосы. Известно, что незадолго до создания этого произведения Лермонтов на короткий срок приезжал из действующей армии в Петербург. Его впечатления от путешествия через Россию и легли в основу стихотворения.

Жанр и композиция

В стихотворении «Родина» преобладают реалистические тенденции, которым соответствуют принципы изображения. Стиль лишен патетики, но в соответствии с художественной идеей он неоднороден. Стихотворение можно условно разделить на две неравные части: 1-я часть — полемическая, она составляет начальные шесть строк стихотворения; 2- я часть — элегия, в которой выражены патриотические чувства поэта как глубоко личные. 1-я часть представляет общий тезис, особенностью которого является то, что он дается не в виде утверждения, а как отрицание всего того, что не может для автора быть объяснением его любви к родине. Он трижды дает отрицание того, что могло для других стать таким объяснением. Вся вторая часть стихотворения и есть это объяснение, но оно особое.

Это не система доказательств, не подбор соответствующих доводов, а эмоциональная, пропитанная авторским лиризмом картина родной страны. Здесь преобладает описание, а не рассуждение, причем композиция этого описания тоже весьма необычна. Взгляд автора идет от общего плана, чему соответствует как бы «взгляд сверху», при котором возможно обозревать «ее степей холодное молчанье, / Ее лесов безбрежных колыханье, / Разливы рек ее, подобные морям». Затем точка зрения смещается: вместе с лирическим героем взгляд «спускается на землю», и тогда появляются «проселочный путь», встреченные по дороге «дрожащие огни печальных деревень», увиденная им «на холме средь желтой нивы» «чета белеющих берез». Затем движение взгляда как будто останавливается, сосредоточиваясь на деталях той картины, которая окружает поэта: «полное гумно», крестьянская изба, «с резными ставнями окно».

А в конце лирический герой перестает быть только наблюдателем и сам становится участником того, что происходит в глубинах жизни родной страны:

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Так уже композиционная организация стихотворения показывает, насколько необычны были идеи, заложенные в нем.

Основные темы и идеи

Особенности мировосприятия Лермонтова в известной степени предопределило его «странную любовь» к Родине, выраженную в этом стихотворении. О том, насколько иррационально его чувство, дают представление патриотические мотивы, которые прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1828) Лермонтов совершенно неожиданно от описания всего того, что возмущает его в стране, «где стонет человек от рабства и цепей», переходит к утверждению: «Друг! Этот край… моя отчизна!» Позже он напишет известное стихотворение, где назовет свою родину «страна рабов, страна господ». А если и находятся в поэзии Лермонтова положительные образы, связанные с родиной, то они отнесены к ее прошлому, как в стихотворении «Бородино» или в «Песне… про купца Калашникова». Вот почему так важно, что в конце творческого пути, отвечая на упреки тех, кто обвинял его в отсутствии патриотизма, он пишет стихотворение, главная тема которого — любовь к Родине. Не случайно в одном стихотворении поэт четыре раза употребляет слово «люблю» и один раз «любовь». Ведь он доказывает, что это чувство иррационально, его можно показать, выразить в образах, «заговорить» словом как заклинанием, но невозможно объяснить. В самом начале поэт резко отрицает все то, что могло бы посчитаться объяснением. Он пишет:

Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Трижды повторенное отрицание — это весомый ответ всем тем, кто пытался присоединить Лермонтова к своей позиции. Так, несмотря на уважительное отношение к декабристам и их гражданскому подвигу, о чем поэт писал во многих стихотворениях, он не согласен с тем, что идея гражданского служения — причина его любви к отчизне: потому это слово и заменено им в названии. Затем он последовательно отрицает как официальную версию патриотизма в духе лозунга «самодержавие, православие, народность», так и славянофильское представление о патриотизме как любви к прошлому России. Лермонтовское стихотворение и явилось своеобразным откликом на стихотворение «Россия», написанное одним из лидеров славянофилов А.С. Хомяковым.

Но вместо всего этого поэт трижды повторит другую, самую важную для него идею — его любовь к Родине «странная». Это слово становится ключевым в стихотворении «Родина»:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой…
Но я люблю — за что, не знаю сам…

Такое чувство, не имеющее объяснения, сродни самым личным, интимным чувствам человека: нельзя любить за что-то, скорее можно любить вопреки. Нечто сходное имеется в патриотическом чувстве, о котором пишет Лермонтов. Он выражает его через те картины родной страны, которые особенно близки его сердцу. И возникает удивительная вещь: поэт-романтик, который так много, с таким восторгом писал о Кавказе, говоря о любви к Родине, видит совсем иные картины. Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России, с которыми связан мотив пространства, близкий по духу лирическому отступлению Гоголя о богатырях из поэмы «Мертвые души», также завершенной в 1841 году. В то же время нет никакой патетики в том, как Лермонтов описывает природу своей страны, наоборот, он очень сдержан и реалистичен. Перед нами встает типичный пейзаж средней полосы России, с ее проселочными дорогами, «печальными» деревнями, дымком, идущим от спаленной жнивы, ночующим в степи обозом. Особое чувство поэта вызывает образ, ставший символом подлинно народной России: «и на холме средь желтой нивы / Чету белеющих берез».

Неоднократно исследователи отмечали, что завершающая это описание народной России картина показывает, насколько Лермонтов близок здесь пушкинской традиции. Достаточно сравнить такие строки из «Родины» Лермонтова и «Евгения Онегина» Пушкина:

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи…
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.

Все это свидетельствует о том, что в позднем творчестве, к которому относится стихотворение «Родина», происходят значительные перемены в мировосприятии Лермонтова. Вот почему патриотическое чувство поэта оказывается сродни тому, которое испытывают простые русские люди. И стихотворение, в котором поэт пытается определить природу своей странной любви к родине, завершается полным погружением лирического героя в самую глубь народной жизни и народного сознания.

Художественные особенности

В соответствии с общей концепцией стихотворения, оно лишено патетики — лишь первая часть звучит более торжественно, а потом язык становится все проще. Соответственно меняется и размер: легко и естественно поэт переходит от несколько тяжелого, замедленного 6- и 5- стопного ямба к привычному, «пушкинскому», 4-стопному. Основным художественным средством здесь является точный эпитет (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, с резными ставнями окно, дрожащие огни печальных деревень) и сравнение (разливы рек ее, подобные морям).

Значение произведения

Стихотворение «Родина» стало знаковым для русской литературы — так о патриотизме еще никто не писал. Уже после Лермонтова Толстой в романе «Война и мир» выдвинул идею о «скрытой теплоте патриотизма», а Тютчев написал знаменитые строки «Умом Россию не понять…». Идея иррациональности судьбы России, ее особой миссии в мире на рубеже веков была положена в основу одной из важнейших философских концепций, нашедшей отражение в творчестве Блока, а тему любви к глубинной, народной России со всеми ее странными и неоднозначными явлениями сделал главной в своем творчестве Есенин. Не сразу современники Лермонтова поняли глубину мысли, заложенной в этом стихотворении, но наиболее чуткие критики уже тогда отмечали ее значимость.

Белинский назвал «Родину» Лермонтова «пушкинской» и признал «одной из лучших», а Добролюбов отметил, что в этом произведении поэт «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». И этому великий русский поэт учит наших современников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *