Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов

Урок №48. М.Ю.Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. «Предсказание», «Дума», «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. «Нищий». Чистота и красота как заповедные святыни сердца.

Разработка урока по творчеству М.Ю.Лермонтова. Тема родины в лирике поэта.

Просмотр содержимого документа
«Урок №48. М.Ю.Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. «Предсказание», «Дума», «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. «Нищий». Чистота и красота как заповедные святыни сердца.»

Вязьмитинова Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Беляевская СОШ» с. Беляевка

Название предмета: литература

УМК: Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016. – Ч. 1 – 415 с.: ил. Ч. 2 – 399 с.: ил.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Тема родины в лирике поэта. «Предсказание», «Дума», «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. «Нищий». Чистота и красота как заповедные святыни сердца.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы:50

Место урока в системе уроков по теме: 31

Цель урока: помочь учащимся почувствовать и понять “странную” любовь поэта к Родине; его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России “страны рабов, страны господ”; углубить представления о духовных поисках Лермонтова; воспитывать любовь к Родине; развивать монологическую речь.

Задачи урока: Формировать навыки сопоставительного анализа текстов; проанализировать особенности лирики, посвященной теме родины; учить выразительному чтению стихотворений.

Развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать коммуникативную компетенцию; развивать логическое мышление, устную и письменную речь школьников.

Планируемые результаты: Знать и понимать философский смысл стихотворений, позицию автора. Уметь анализировать стихотворения, определять их идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте. Научиться воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, колонки

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: тексты стихов, аудиозапись стихотворения.

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Прослушайте стихотворение, определите тему нашего урока.

Звучит фонограмма стихотворения «Родина», 1841 г.

-Что мы будем делать сегодня на уроке? (Читать стихи, говорить о них, анализировать)

-А для чего, по–вашему, мы будем это делать? (Чтобы понять, как Лермонтов раскрывает тему родины в своей лирике.)

3. Актуализация знаний.

1. На доске: опорная схема

Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов

Завершение темы Родины, 1841 г.

«Прощай, немытая Россия» «Родина»

(презрение к России) (признание в любви, осмысление Родины)

2. Работа со стихотворением «Прощай, немытая Россия», 1841 г.

Звучит фонограмма стихотворения «Прощай, немытая Россия…». (Читает О. Даль)

Стихотворение было написано 20 апреля 1841 года (по дороге в ссылку, в Петербурге). В ответ на новое изгнание появляется одно из самых сильных политических стихотворений. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, никак не напоминавшем его прошлые поездки. Он чувствует, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть?

— Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? (“немытая”, “страна рабов”)

— Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? (Убогая, сирая, бедная, неустроенная крестьянская Россия).

— Что презирает в своей стране Лермонтов? Что он любит?

— Какое первое слово? (прощай) Он предчувствует свою гибель.

— Страна рабов, страна господ – что это за приём? (Антитеза.)

— О чем говорит поэт? ( О крепостном праве)

— Мундиры голубые – о чем идет речь? (Мундиры голубые – жандармская форма, Лермонтов выразил свое негодование, презрение к ним за то, что его травили постоянным надзором со стороны жандармов).

— Что это за прием? (Синекдоха).

— О чём говорится в первой строфе? А во второй? (Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.)

— Это одно из самых острых политических выступлений поэта. По пафосу оно в одно и то же время оскорбительно-дерзкое, и скорбное, проникнутое душевной болью. Емкая историческая характеристика, инвектива, в которой отмечены отсталость, неразвитость, нецивилизованность современной поэту России, гнет рабства и произвол полицейской государственной системы. Впервые в русской литературе выносится приговор не каким-то отдельным сторонам русской действительности, а всей николаевской России, которая здесь изображена как социально-историческое целое.

3. Работа со стихотворением «Родина»

— В чем признается Лермонтов в этом стихотворении? (люблю).

— Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

Для ответа на этот вопрос, поработаем в группах.

1 группа – определить тему, идею, композицию.

3 группа – художественные особенности.

Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь.

— Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? (1)

— Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? (4) и один раз – любовь.

— Какова композиция? (2 части; первая – негатив, вторая – положительная)

— Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп?

— Как вы думаете, почему меняется размер? (меняется настроение лирического героя, картина, микротема)

— Какая самая короткая строчка? (…не слава, купленная кровью…)

— Какая рифма? (чередуется мужская и женская). Используются все виды рифмовки.

— Почему рифма меняется? (меняется настроение). Слишком много чувств. Эта странность раздирает душу поэта.

— Какие художественные средства использует поэт? (Эпитеты безбрежных лесов, печальных деревень, слово “взор” высокого стиля, инверсия «Люблю отчизну я..», анафора «Ни слава, ни полный, ни тёмной», сравнение «Реки, подобные морям»)

— Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность? Вот они негативы, в первых строчках, но если так делить, то любви посвящено гораздо больше места. Странность в том, что поэт любит свою родину со всеми её недостатками.

— Какие картины русской природы возникают в стихотворении?

— Чем вызвано чувство грусти, которым окрашено изображение русских просторов?

— Какие стороны народной жизни привлекают внимание поэта?

— Что можно сказать об авторе после знакомства со стихотворением? (Лермонтов противопоставляет свой патриотизм «патриотизму официальному, казенному». Поэт связывает надежды на будущее с народной Россией, родной природой, с русским народом, «горестями и радостями его жизни». Свою любовь к России он называет «странной». А вот «страну господ» – самодержавно-крепостническую Россию Лермонтов ненавидит.)

Вывод записать под диктовку учителя: Стихотворение положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образом русской природы и русской деревни.

Эти стихотворения доказывают странность чувств Лермонтова. Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стане. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны.

— Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа произведений Лермонтова?

-Что нового узнали вы сегодня на уроке? Свой ответ на этот вопрос начните словами:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Выучить стихотворение «Родина» наизусть.

Сделать анализ одного из стихотворений (по выбору учащегося) «Предсказание», «Дума», «Нищий».

Источник

Анализ стихотворения М.Ю Лермонтова «Родина»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

пробудить интерес обучающихся к творчеству М.Ю. Лермонтова;

совершенствовать навыков выразительного чтения:

способствовать повышению интереса к предмету, умению самостоятельно работать с текстом, применять знания и умения на практике;

стимулировать учебную активность учащихся с разным уровнем подготовки;

развивать умение анализировать лирическое произведение;

способствовать развитию эстетических и патриотических чувств обучающихся

Методические приемы : рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, словарная работа, беседа по вопросам, комплексный анализ текста, работа со словарем, комментарии учителя,

сообщение обучающихся, работа с репродукциями, анализ поэтического текста.

Оборудование : толковый и этимологический словари, портрет М.Ю. Лермонтова, фонозапись исполнения стихотворения «Родина », иллюстрации «Виды средней полосы России», сборник стихотворений поэта, альбом «Стихи о Родине», рисунки обучающихся «Мой любимый уголок природы», репродукции художников: И.И.Левитана, В.Д. Поленова, М.К. Клодта, А.К. Саврасова.

I .1. Организационный момент

2. Сообщение обучающегося «Основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова» (слайд 1)

3. Анализ выступления.

Обучающиеся дают краткие отзывы с анализом этого сообщения по плану:

1) последовательность, логичность изложения;

2) насыщенность сообщения фактами;

3) качество речи (богатство речи, выразительность и свобода высказывания).

Едва ли найдется во всей истории нашей литературы поэт, который не написал бы своего «объяснения в любви», обращенного к России. Как много, например, говорит Тютчев в стихотворении «Эти бедные селенья». А какие важные строки поэзии А.Блока отразились в строчках:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые-

Как слезы первые любви

Любовь к Родине занимает большое место в лирике Лермонтова .

В наследии Лермонтова немало произведений, привлекавших внимание читателей и исследователей. Среди них особое место занимает стихотворение «Родина».

«Родина» М.Ю.Лермонтова – вершина поэтического творчества поэта. Стихотворение написа- но в 1848 году, незадолго до смерти поэта, когда он наиболее остро ощущал собственное одиночество и оторванность от родных мест.

2. Чтение стихотворения (слайд 2)

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам, —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез

С отрадой многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужиков

III . Работа с текстом ( выявление фонетической , морфологической, синтаксической составляющей стихотворения)

Задание: Определите размер и рифмовку стихотворения.

Вопрос: Почему автор выбирает данный размер стихотворения?

Учитель : Рассмотрим фонетическую составляющую стихотворения

В фонетической организации стихотворение отмечается повторами (слово «люблю» повторяется 4 раза + однородное сл. «любовью» ); анафорой одинаково начинаются 3, 4 и 5 строки; 8 и 9 строки). Повторы помогают почувствовать значительность того, о чем пишет поэт.

Учитель: Обратим внимание на морфологическую структуру стихотворения.

Учитель : Определим синтаксическую составляющую стихотворения.

В синтаксическом отношении стихотворение состоит в основном из простых предложений с однородными членами ( а), причастными оборотами (б), деепричастными оборотами (в), обособленными определениями (г), уточняющими членами (д).(слайд 3 )

а) Но я люблю – за что, не знаю сам,

Разливы рек , подобные морям:

б)…Я вижу полное гумно,

в) Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге ,

Дрожащие огни печальных деревень;

Я вижу полное гумно,

Смотреть до полночи готов …

III . Работа над художественным текстом.

1. Ответы на вопросы и выполнение заданий.

Учитель : Далее проанализируем отдельные строфы, охарактеризовав своеобразие художественных образов в каждой строфе.

Каков смысл заключительной строки «не шевелят во мне отрадного мечтанья»?

Как это утверждение усиливается лексической анафорой (повторением в начале каждой строки: НИ слава, НИ…покой, НИ…преданья)?

Вывод: Комментируя первую строфу, следует говорить не об отрицании, а о равнодушии поэта «и к воинской славе, и величавому покою государства, и даже к преданьям темной старины». Слова в этих строках в сущности обладают положительным смыслом и перечисление идет от менее дорогого к более заветному ( слава, покой, заветные преданья).

В этой строфе поэтически передано сложное чувство: не вражда, а безразличие, не острый спор, а отказ присоединиться к тому, что для других составляло главное содержание понятия любовь к отчизне.

У «странной любви» другие истоки, трудно объяснимые рассудком, но именно они и определяют истинность чувства, определяют значительность образа-переживания, созданного контрастными поэтическими средствами. Так, в первой строфе понятие о привычном, официальном патриотизме передано традиционными поэтическим формулировками, достаточно торжественными, содержащими в своей основе отвлеченные понятия: слава, купленная кровью, полной гордого доверия покой (синтаксический параллелизм, перечисления). Спокойно и бесстрастно звучит стихотворение.

Задание 2 : Вторая строфа начинается с утверждения «Но я люблю…», эмоциональность которого усиливается контрастом с предыдущей строкой (« Не шевелят во мне отрадного мечтанья» ).

Дайте общее определение темы этой строфы:

а) Что здесь является предметом обсуждения? б) Выделите поэтические картины, создающие образ России: что их объединяет, какова роль эпитетов? в) Объясните, например, почему поэт отдал предпочтение эпитету безбрежные (леса), тогда как в первоначальном варианте было «ее лесов дремучих колыханье».

а) Насколько конкретны признаки перечисленных слов-понятий?

б) Каков эффект употребления существительных в единственном числе, конкретности художественной детали?

Учитель: Мир русской деревни обступает лирического героя. И вновь подчеркивается необычность чувства: «с отрадой многим незнакомой», поэт замечает приметы осени, счастливой для крестьян поры, говорящие о довольстве крестьянина, пусть небольшом, не всякому глазу заметном (полное гумно). В стихотворение входят обыденные слова ( гумно, изба, окно), но в поэтическом контексте они обретают возвышенный смысл, а изображенное не воспринимается как бытовые зарисовки – именно благодаря им и возникает облик крестьянской России.

Задание 4. Особое место третьей строфы в стихотворении подчеркнуто и изменением ритма. Проверьте. Дайте графическое описание стиха первой строфы (или второй) и третьей строфы? Как интонационно звучит последняя строфа? Каков эмоционально-смысловой эффект такого изменения?

Учитель: Переход от второй строфы к третьей почти незаметен (предложение не окончено, перечисление картин продолжается), но изменился ритм: вместо замедленного шести- и пятистопного ямба появился четырехстопный ямб, более «легкий», разговорный, более соответствующий обыденности изображаемых картин. Раздумчивая интонация в третьей строфе постепенно сменяется интонацией утверждающей.

Вопрос : Почему Лермонтов называет свою любовь «странной»?

Учитель : Для Лермонтова существовало две России: народная и господствующих «голубых мундиров». Лермонтовская «странная любовь» к России имеет свое объяснение. Дворянский интеллигент уже отошёл от России официальной и та любовь, которая была основана на казенном патриотизме, не могла быть его любовью. Он любил отечество по-своему, он находил истоки любви уже не только и не столько в прошедшем, сколько в настоящем. Но у Лермонтова это была любовь не к сохранившимся обычаям и нравам предков, а к тем формам национального самосознания, которые послужили источником славных дел и которые могут дать богатые всходы в будущем. Такая любовь выглядела « странною» и для официальных кругов, видевших величие России в самодержавном строе, и для самого дворянского интеллигента.

Вопрос : Как вы понимаете смысл строки:

Не победит ее рассудок мой

Учитель: Действительно, любовь к такой родине, где на каждом шагу попрано человеческое достоинство, где на каждом шагу бдительно шпионят «голубые мундиры», где молчит «послушный народ», не может не показаться «странной». И всё-таки рассудок, говорящий нечто противоположное сердцу, не может «победить» эту «странную любовь». Герцен проницательно писал о людях 30-40 годов: « Русская жизнь их оскорбляла на каждом шагу, и между тем с какой непоследовательностью они любили Россию и так безумно надеялись на её будущее..»

IV . Закрепление. Вопросы и задания

Сравнение – троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение выражается:

а) творительным падежом.

б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля (Сурков);

в) оборотами со сравнительными союзами.

г) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т.д.)

Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький).

Задание 2. Определите главную интонацию стихотворения.

Работа со словарем. Посмотрите по толковому и этимологическому словарям, выпишите и сопоставьте значения слов-понятий родина, отчизна, государство, держава.

1. Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

2. Что включает поэт в понятие Родина?

3. Какие картины русской природы возникают в стихотворении «Родина»?

4. Чем вызвано чувство грусти, которым окрашено изображение русских просторов?

5. Какие стороны русской жизни привлекают внимание поэта?

6. Какова функция ИВС языка в раскрытии идейного содержания стихотворения?

VI . Прослушивание фонохрестоматии.

Исполнение стихотворения «Родина» Д.Писаренко

После прослушивания – обмен мнениями об исполнении, рекомендации по выразительному чтению.

VII . Работа с иллюстрациями и рисунками обучающихся

1. Беседа по вопросам

Рассмотрите иллюстрации пейзажей. Сопоставьте иллюстрации: что в них общего и в чем различие? (слайд 6-9) Какая из них соответствует прочитанному нами стихотворению по содержанию, по настроению? Найдите в тексте стихотворения предложения, которые могли бы быть подписью к иллюстрациям.

Какими средствами художник добивается сопереживания зрителей?

Какие средства использует поэт?

Какие пейзажи русских художников вы любите?

В стихотворении «Родина» поэт хотел показать все, что ему дорого в родной стране. Он любит Родину «ее степей холодное мечтанье». Внутреннее одиночество поэта побуждает ценить суровость родной природы, «разливы рек ее, подобные морям»; «чету белеющих берез». Он любит простой уклад деревенской мирной жизни. Любовь к России безбрежных лесов, проселочных дорог, к России мужицкой – вот что было главным в «странной любви» Лермонтова, чувстве, необычном для многих его современников, но «истинном, святом и разумном», по определению Н.А.Добролюбова. Стихотворение Лермонтова «Родина» заставляет нас вновь задуматься над смыслом слов «С чего начинается Родина?». И каждый из нас понимает, что не перечесть всего того, что стоит за словом «Родина».

IX . Домашнее задание.

1. Выберите и выучите наизусть одно из наиболее понравившихся вам стихотворений Лермонтова. Дайте обоснование, почему именно этому стихотворению вы отдали предпочтение (тип речевого высказывания-рассуждения с элементами оценки).

2.Написать эссе на тему «С чего начинается Родина?» (задание для сильных учащихся).

Источник

История создания стихотворения Лермонтова «Родина»

Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов

История создания

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, ссылаясь на плохое здоровье, выхлопотала встречу с внуком, который в тот момент находился в действующей армии на Кавказе.
Лермонтов получил отпуск и пробыл в Петербурге и Москве три месяца – с середины января до середины апреля 1841 года. Именно тогда и было написано стихотворение «Родина» (в рукописи – «Отчизна»).

В апреле того же года оно было опубликовано в «Отечественных записках» (том 15, №4).

Стихотворение привело Белинского в восторг. 13 марта 1841 года в письме к В.П. Боткину он называет его не просто «пушкинским», а подчёркивает: «из лучших пушкинских».

Проблематика

Что такое любовь к Родине, что такое истинный патриотизм? Каковы реальные ценности в жизни человека и страны? Что важнее – гордиться завоеваниями предков, заветными преданьями «тёмной старины» или радоваться тому, что у крестьян «полное гумно» и крепкая, крытая соломой изба, «с резными ставнями окно»?

В своём стихотворении поэт словно пытается разрешить все эти проблемы.

В чём-то ему это удаётся. Впервые в русской поэзии был явлен читателям не трескучий казённый патриотизм, а истинное, выраженное простыми словами чувство любви к своей стране. Хотя проблема неоднозначного, противоречивого отношения к отчизне осталась.

Анализ по плану стихотворения Лермонтова «Родина»

Вариант 1

История создания. «Родина» стихотворение было написано Лермонтовым в 1841 г. Первоначально было названо автором «Отчизна». Считается полемическим ответом на стихотворение «Отчизна» Хомякова, появившееся в 1839 г. Хомяков, был крайним сторонником славянофильства. В своем стихотворении он отстаивает идеи смирения русского народа и его беззаветной верности православной вере. Только в этом славянофилы видели величие России. Лермонтову же были присущи более демократические взгляды. Слишком вольные мысли поэта были причиной того, что стихотворение долго не печаталось российскими издательствами.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, наблюдение и размышления автора о своей Родине.

Основная тема стихотворения – ощущение неразрывной связи поэта со своей страной. Для Лермонтова Родина – это не высшее общество с его мелочными интересами и бесконечными интригами. В «Родине» Лермонтов признается, что сам не понимает причин своей безграничной любви к Отечеству. В первых строках содержится скрытая полемика со славянофилами. Для поэта не так важны великие деяния предков и «заветные преданья». Его любовь к Родине «странная», впитанная с молоком матери.

Лермонтова восхищает неприхотливый русский пейзаж. Если изнеженным дворянам претит сама мысль о поездке в простой телеге по ухабистым российским просторам, то поэт находит в этом особую привлекательность. Только почувствовав на себе жизнь простого народа, можно понять и полюбить Россию. Вместо шумной столичной жизни Лермонтова привлекают безыскусные стороны крестьянского быта.

Поэт не дает прямого противопоставления, но оно чувствуется в произведении. Великолепный бал он с радостью променяет на «пляску с топаньем и свистом». В любовном отношении к деревенской жизни и простому народу Лермонтов развивает демократические взгляды Пушкина. Поэт призывает высшее общество обратиться к национальным корням, обратить внимание на тех, чьими усилиями создается истинное величие России.

Композиция. Вступительные шесть строк произведения задают весь его тон. Лермонтов заявляет о своей любви к Родине, которая не имеет границ и каких-либо конкретных причин. Вторая часть – лирическое описание русской природы и крестьянского быта, сквозь которое проступают размышления и чувства автора.

Размер произведения – шестистопный ямб, который к концу меняется на свободный размер рифмовки.

Выразительные средства. Для описания русского пейзажа Лермонтов использует выразительные эпитеты: «холодное», «безбрежных», «дрожащие». Обобщенный взгляд на всю Россию представлен развернутыми метафорами («степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье») и ярким сравнением («разливы рек…, подобные морям»). Начало произведения написано в торжественном стиле с употреблением «высоких» словосочетаний: «купленная кровью», «гордого доверия». Постепенно язык упрощается, становится более конкретным. Тем самым увеличивается эмоциональное воздействие. Стихотворение становится более душевным, воздействующим непосредственно на чувства человека.

Главная мысль стихотворения – беззаветная любовь к Отчизне, которая слагается из простых, на первый взгляд незаметных, деталей. Лермонтов убежден, что это чувство нельзя воспитать или как-то воздействовать на его развитие. Эта любовь возникает непроизвольно в душе каждого русского человека.

Вариант 2

История написания

Анализируя стихотворение Лермонтова «Родина» невольно проникаешься историей написания данного творения. В далеком 1841 году автор создает данное произведение, под чувством любви и заботы о родной Отчизне. Тема Отечества, всегда заботила и волновала поэта. И это не случайно, ведь Лермонтова заботила судьба России, находящейся в руках правящих людей, взгляды которых губительны для широкой русской души. Многочисленные ссылки противников действующей власти возмущали и тревожили Лермонтова. Данное произведение долгое время не печаталось в издательствах России, так как правительство видела в нем угрозу, декабристские мотивы, с которыми вело ожесточенную борьбу.

Стихотворение «Родина» было написано, когда автор находился на Кавказе, но там, вдали от родных мест поэт воспевает красоту родных пейзажей, присущих среднерусской полосе. В стихотворении автор делится своими впечатлениями от путешествия по России, где господствовало мнение богатых и властных.

О чем стихотворение?

Делая анализ стиха «Родина» Лермонтова следует заметить бескрайнее выражение любви автора к жителям России и ее красотам. Поэт говорит о некой связи, соединяющей всех русских с нашей природой. Отчетливо видно, как поэт радуется вместе с русским народом и как печалится за него. Как и у большинства русских в душе Лермонтова живет «нелюбовь» к богатому обществу, крепостному праву, несправедливости и безнаказанности. В тоже время автор четко обозначает свое положительное отношение к простым людям, крестьянам и природе.

Поэт возмущен господством недостатков и пережитков прошлого в умах правителей и пренебрежением к народным нуждам. В связи с этим, заметна тревога его души о родном крае. Это можно прочитать в следующих строчках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье…». Все стихотворение буквально пронизано патриотическими чувствами, заботой, любовью и тревогой за будущее России.

Жанр

Все произведение выдержано в жанре лирического раздумья автора. В стихотворении «Родина» тесно переплетается мысль существования русской деревни, связанной с русской природой. Страдания русского народа Лермонтов считает своей болью и тревогой. Философский смысл будущего русской деревни соотносится с будущим всего государства. Неудержимая любовь и боль за родную Отчизну звучит на протяжении всего прочтения. Проводя анализ «Родины» Лермонтова хочется самому встать на защиту и русской деревни и самой России.

Главная идея

В идейном выражении «Родина» Лермонтова предстает в образе сильной и могучей любви поэта к своей Родине. Эта патриотическая любовь проносится через все написанное произведение и творчество поэта. Данное стихотворение относится к поздним творениям автора, как будто бы Лермонтов предчувствовал свой скорый уход из жизни и боль за оставленное им Отечество. Этим произведением поэт хочет сказать своим противникам, что одним из главных направлений его творчества является любовь к родной стороне. Бессмысленность упреков толпы о его не заботе, о Родине, он хочет перечеркнуть данным стихотворение. Поэтому в произведении «Родина» так часто слышится слово «люблю».

Любовно отзываясь о Родине Лермонтов неуклонно и твердо воспевает природные красоты и непростой крестьянский быт. Он пишет: «Люблю отчизну я, но странною любовью!», как будто идет противостояние радости и боли за родное Отечество. В стихотворении не один раз говорится об отрицании общественного уклада, ненавистного для Лермонтова. Создается впечатление что в сложившейся обстановке поэт вопреки всему любит и болеет душой за свою Родину.

Способ стихосложения

Читая произведение «Родина» с первых строк возникает чувство торжественности и радости за родное Отечество. Красота российской природы, постепенно, воспетая поэтом в первых строках стихотворения, сменяется неким тоном тоски за ее будущее. Понятие государства в творении Лермонтова отделено от понятия «Родина». Личные переживания за судьбу России автор выражает различными эпитетами. Душевную боль за Родину за господствующее самодержавие и крестьянское рабство поэт доносит да читателя путем сравнения и применения меньшего количества метафор.

Изначально в произведении преобладает шестистопный ямб, меняющийся впоследствии на несколько другую рифмовку. Сочинение первых строчек насыщено образами природы: степи, леса, реки. Во второй части произведения преобладают неотъемлемые черты русского быта: обоз, изба. Имеются многочисленные олицетворения природных объектов с людскими чувствами: «Ее степей холодное молчанье». В понимании Лермонтова «Родина» тесно переплетается с судьбой крестьян, измученных работами и тяжкими ношами.

Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Смотреть картинку Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Картинка про Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов. Фото Чем вызвано чувство грусти которым окрашено изображение русских просторов

Тематика

Главная тема произведения – любовь к Родине.

Поэт пишет о том, что окружало его с раннего детства, о том, что ему дорого, что трогало его душу. В стихотворении ясно выражена глубокая привязанность к русской природе, чувство родства с взрастившей его землёй, связь со своим народом.

По словам Н.В. Добролюбова Лермонтов «понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно». И добавляет: «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».

Анализ стихотворения «Родина»

Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это ·стихотворение. Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике. Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает казенный патриотизм. Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу. Поэт размышляет о своём отношении к отчизне — о любви к ней. И в первых же строчках говорит о «странностях» своей любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой.

Почему он считает свою любовь к России странной? Его любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт привязан к простым картинам русской природы, русской деревни, и это высокое чувство не дано победить рассудку. Странной свою любовь к родине Лермонтов называет, наверное, потому, что такой она может показаться тем, кто не понимает, как и за что можно любить « степей холодное молчанье … ». Тема родины развивается от широкого плана к более узкому.

Сначала поэт даёт официальное восприятие родины («слава, купленная кровью»; «полный гордого доверия покой» ; «старины заветные преданья»), затем следует общее изображение русской природы («степей холодное молчанье»; « лесов безбрежных колыханье»; «разливы рек её» ). После этого следуют детали, связанные с народным бытом («дрожащие огни деревень»; «дымок спалённой жнивы»; «полное гумно»; «изба, покрытая соломой»; «с резными ставнями окно» ), В финале картина ещё более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт — путешественник « смотреть до полночи готов ».

В каждой изображаемой картине поэт использует различную лексику. В первых шести строках — отвлечённые, общие слова: отчизна, рассудок, слава. Затем он употребляет слова, которые обозначают объекты широкого масштаба (географического и топографического характера): реки, леса, степи, просёлочная дорога. А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты. В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни, нивы, солома; белый — берёзы. Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»! И даже лёгкий оттенок грусти вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением стихотворения.

Поэт использует также и другие средства художественной выразительности: метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой; не шевелят во мне отрадного мечтанья; взором медленным пронзая ночи тень), олицетворение (степей холодное молчанье), анафору (Её степей … Её лесов); аллитерацию (разливы рек её, подобные морям); ассонанс (полный гордого доверия покой. Стихотворение «Родина» написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую.

Средства художественной выразительности

В начале стихотворения используется возвышенный стиль с соответствующей лексикой и выражениями: “гордого доверия покой”, “заветные преданья”, “отрадного мечтанья”.

Во второй части торжественный стиль повествования меняется на более разговорный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *