Чем вызвано появление социалистических учений

Социалистические учения

Понятие утопического социализма происходит от названия сочинения Т. Мора «Утопия». В нем автор осуждал капитализм, мечтал о лучшем строе и убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Он считал, что в руках немногих и бесчестных людей находятся все блага, а на долю скромной и трудолюбивой массы остается беспросветная нужда. Корень зла он видел в существовании частной собственности: «где только есть частная собственность, где все меряют на деньги, там вряд ли когда- либо возникает правильное и успешное течение дел».

Томас Мор попытался описать черты идеального общества (без частной собственности), расположив его на вымышленном острове «Утопия». Название его произведения стало нарица­тельным. Утопиями стали называть произведения, в которых описывалось идеальное общественное устройство будущего.

Наибольший вклад в развитие этого направления внесли А.Сен-Симон, Ш.Фурье й Р.Оуэн.

Клод Анри де Ревуа Сен-Симон потомок старинного рода, критиковал капи­талистический строй и предлагал программу создания нового общества.

Он считал, что новое общество, которое придет на смену старому, будет индустриальным обществом. У власти будет находиться промышленный класс, представленный союзом предпринимателей, рабочих и ученых. Крупная промышлен­ность будет управляться из единого центра по единому плану, разрабатываемому учеными.

Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837), родившийся в семье коммерсанта и ставшим им в молодом возрасте, отрица­тельно относился к рынку. Он считал, что частная собствен­ность рождает конкуренцию, приводит к неравномерному рас­пределению богатства, создает анархию в производстве и расто­чительное использование ресурсов. Для того, чтобы перейти к более справедливому обществу, необходим переход от частной собственности к общественной.

Роберт Оуэн (1771-1858), выходец из семьи мелкого ремес­ленника-шорника, попытался не только высказать теоретические взгляды, но и претворить замыслы в практику. В 1800 году он становится совладельцем небольшого прядильного предприятия и внедряет социалистические идеи: сокращение рабочего дня, условия труда, создание детских садов, школ и образовательных учреждений для взрослых, культурного центра с библиотекой, службы социального обеспечения и страхования и др.

Чем вызвано появление социалистических учений. Смотреть фото Чем вызвано появление социалистических учений. Смотреть картинку Чем вызвано появление социалистических учений. Картинка про Чем вызвано появление социалистических учений. Фото Чем вызвано появление социалистических учений

У Роберта Оуэне был особый взгляд на деньги. Деньги, по его мнению, должны быть отменены и заменены квитанциями, удостоверяющими количество труда, затраченного на изготов­ление товара. Эти трудовые квитанций подлежат обмену на об­щественных складах нате товары, которые соответствуют труду,заключенному в квитанции.

Идеи социалистов были тщательно изучены и взяты на воо­ружение К. Марксом. Ему удалось превратить утопический со­циализм в «научный коммунизм».

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 160 ; Нарушение авторских прав

Источник

История социалистических учений

АКАДЕМИЯ им. Г.В. Плеханова

ПО ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ:

“ИСТОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.”

“История социалистических учений”

2. Глава I Основные черты раннего утопического социализма

3. Глава II Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII века)

4. Глава III Критический утопический социализм

5. Глава IV Утопический социализм в России

Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.

Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.

История утопического социализма делится на три больших этапа:

— утопический социализм эпохи утверждения капитализма (конец XVIII начало XIX века).

Критерием такого деления является классовая обусловленность возникновения социалистических теорий, обоснованная классиками марксизма-ленинизма.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО

II УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ЭПОХИ

БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И

СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (XVII-XVIII ВЕКА).

Ранее революционное направление утопического социализма получило наиболее яркое отражение в идеях Французского священника Жана Мелье (1664-1729 г.). Историческое значение утопического социализма Мелье (“Завещание”) состоит в том, что он первым соединил идею создания нового социального строя, основанного на равенстве, с идей революционной борьбы трудящихся масс за свое освобождение.

Особое место в истории социально-политических идей конца XVIII века принадлежит Франсуа Гоель Бабефу (1760-1797), который является первым утопистом, попытавшимся практически соединить идею коммунизма с идеей революции. Разработка конкретной программы практических революционных преобразований общественной жизни выделяет учение Бабефа из всех предыдущих и является значительным шагом вперед в становлении и развитии утопического социализма. В своих теоретических рассуждениях об установлении равенства Бабеф дошел до понимания необходимости не только переходного периода, но и установления диктатуры трудящихся в целях решения поставленных задач, создание союза рабочих с мелкими собственниками.

Итак, социальной основой развития утопического социализма в эпоху буржуазных революций и становления капитализма, является борьба предпролетариата и крестьянства против феодализма, против зарождающихся буржуазных отношений. Рационализм, идеи равенства людей от природы, развитие общественной мысли, естественнонаучные открытия создавали благоприятные условия для дальнейшего развития утопического социализма, для постановки новых проблеем, не выдвигавшихся основоположниками утопического социализма, для выводов о необходимости социальной революции, о путях и методах создания справедливого общества, для разработки уже прямо коммунистических теорий.

III КРИТИЧЕСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ.

Первые десятилетия XIX века характеризуются дальнейшим развитием и распространением теорий утопического социализма, что было обусловлено прежде всего дальнейшим развитием капитализма, промышленными переворотами, обострением противоречии нового общественного строя, усилением эксплуатации наемного труда и, как следствие, социальным движением народных масс, направленным против эксплуатации. Отражением борьбы народных масс за свое социально-экономическое освобождение явились многочисленные социально-политические теории.

IV УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ

Россия позднее западноевропейских стран вступила на путь капиталистического развития. Лишь к середине XIX века в России налицо признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя. В силу этих причин закат западно-европейского утопического социализма по времени совпадает с его восходом в России.

Итак, идеалы социализма в деятельности русских социалистов-утопситов были неразрывно связаны с идеей крестьянской революции. То, что такая революция приведет к развитию буржуазных отношений, оставалась вне понимания революционных демократов, в том числе и Чернышевского, хотя он и предвидел, что процесс становления социалистических общественных отношений довольно длительный.

Объективная обстановка того времени еще не позволяла социалистам-утопистам России сделать подлинно научные выводы о возможностях победы социализма, путях, методах, формах его завоевания. Несмотря на это, идея создания социализма через революционное творчество масс была вершиной в развитии социально-политической мысли домарковского периода.

После возникновения и победы научного коммунизма в мировом революционном движении утопический социализм не прекратили своего существования, ибо остались классы и социальные слои, среди которых он находит опору и поддержку. Однако современные теории утопического социализма не играют революционной роли, т.к. противостоят научному коммунизму, вносят ложные идеи в массовое революционное движение, направленное против всех форм эксплуатации. Но это обстоятельство указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс в “Манифесте Коммунистической партии”.

Мор Т. “Утопия” М, 1953,

Компанелло Т. “Город солнца” М,. 1954

Мелье Ж. “Завещание” М, 1964

Маркс К., Энгшедльс Ф., Соч. т.4

Э.С. Рахематулин “История социалистических учений” Казанский ГУ, 1989

Источник

ГДЗ история 9 класс Юдовская, Баранов Просвещение 2020 Задание: § 4 «Великие идеологии»

Стр. 33. Вопрос в начале параграфа

Какую роль в жизни общества играла религия? Какие политические идеи предлагали просветители?

Религия играла важную роль в жизни общества, формируя мировоззрение людей.

Джон Локк создал учение о естественных, прирожденных правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Шарль Монтескье создал теорию разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Жан-Жак Руссо предлагал создание республики со всеобщим избирательным правом.

Стр. 39. Вопросы в конце параграфа

1. Почему в XIX в. возникла потребность в политических идеологиях? Какие функции они выполняли?

Под влиянием модернизации старый порядок в обществе и государстве уходил в прошлое. Отдельные идеи обобщались, превращаясь в идеологии, которые отражали интересы различных групп в обществе. Отчасти идеологии брали решение мировоззренческих задач на себя. Идеологии имели ярко выраженный практический характер, прямо подталкивая людей к политическому действию. Каждая из идеологий говорила о том, каким является общество сейчас и каким оно в идеале должно быть, а также предлагала конкретные меры, чтобы преодолеть различие между первым и вторым.

2. Какие экономические и политические требования выдвигали либералы? Из каких принципов они при этом исходили?

Согласно либерализму общество состоит из отдельных личностей, которые рождаются равными и действуют исходя из собственного блага. В экономике либералы выступали за свободу предпринимательства и отказ от всякого вмешательства государства в дела частных предпринимателей. Единственным регулятором экономика должен быть закон спроса и предложения. В политике либералы отстаивали права личности, считали, что можно делать все, что не запрещено законом. Главным противником либералов было абсолютистское государство. Теоретически либералы требовали полной свободы человеческой личности во всех сферах, соглашаясь лишь с одним ее ограничением. Однако право голоса либералы предлагали предоставлять лишь достаточно обеспеченным и образованным, считая, что только такие люди действительно независимы и заинтересованы в благе государства.

3. Почему идеи консерваторов сохраняли популярность на протяжении всего XIX в.?

Популярность идей консерваторов объясняется следующим: если в первые десятилетия XIX в. главными выразителями консервативных взглядов являлись группы, прямо связанные со Старым порядком, то радикальные изменения в обществе привели к увеличению числа людей, желавших сохранить свое настоящее положение или вернуть «старые добрые времена». Защита консерваторами традиционных ценностей – религии, семьи, а также их выступления против либерального «духа наживы» привлекали на их сторону даже часть рабочих.

4. Чем было вызвано появление социалистических учений? Что означает лозунг К. Маркса: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»?

Появление социалистических идей было вызвано рабочим вопросом. Если либералы и консерваторы отреагировали на «рабочий вопрос» с запозданием, то для социалистов он стоял в центре с самого начала. Карл Маркс считал, что для совершения пролетарских революций и установления диктатуры пролетариата, пролетарии разных стран должны создавать революционные партии и объединять свои усилия для достижения общей цели.

5. Почему национальная идея распространилась именно в XIX в.?

Французская революция 1789 г. стала определенным рубежом, после которого национальная идея стала активно распространяться. Во-первых, она соединилась с политикой. Во-вторых, национальное самосознание стало постепенно проникать в народ. Этот процесс продолжался в течение всего XIX в. благодаря складыванию единого рынка, «транспортной революции», увеличению социальной мобильности, прогрессу образования и т.д.

6. Каких русских либералов, консерваторов и социалистов вы знаете?

Либералы – Б.Н. Чичерин, П.Н. Милюков, Ф.А. Головин, Д.И. Шаховской.

Консерваторы – М.Н. Катков, Д.А. Толстой.

Социалисты – А.И. Герцен, М.В. Буташевич-Петрашевский.

Стр. 40. Подумайте

1. Сравните подходы либералов, консерваторов и социалистов к основным политическим и социальным проблемам в XIX в. и выделите черты сходства и различия.

ЛибералыКонсерваторыСоциалисты
Общее
Либералы и консерваторы не выступали за принципиально другое устройство общества и являлись противниками революций; общее для всех – необходимость решения рабочего вопроса
Различия
Требования конституции, обеспечение личных гражданских свобод; расширение избирательных прав, но для отдельных категорийСохранение действующих политических режимовПостроение общества социальной справедливости. Среди социалистов были разные взгляды на достижение целей – путем реформ или революций (анархисты)

2. Внимательно прочитав текст параграфа, подумайте, какая социальная группа была менее всего восприимчива к национальной идеологии и почему.

Наименее восприимчивыми к национальной идеологии были крестьяне и рабочие. Это было связано с низким уровнем образования, а также высоким уровнем влияния на их мировоззрения религии.

3. Согласны ли вы с обозначением раннего социализма как «утопического», а марксизма как «научного»? Обоснуйте свою позицию.

Автором «утопического» социализма является Томас Мор, который описал идеальное государство, но не знал, как воплотить в жизнь свои задумки. Таким образом, представления об обществе будущего у ранних социалистов носили характер фантазии.

Марксисты, опираясь на идеи Фурье и других мыслителей, Маркс и Энгельс создали учение о классовой борьбе. Марксисты изучили предыдущий опыт и, основываясь на анализе исторического развития общества и государства, смогли предложить формат государства, который было реально воплотить в жизнь.

4. Как вы считаете, какая из идеологий сохраняет наиболее сильные позиции в наши дни?

Наиболее сильные позиции в наши дни имеет идеология социалистов. Это связано с тем, что современные люди хотят иметь равные условия для развития и иметь защиту от государства.

Стр. 40. Вопросы к документам

1. Сравните отношение авторов двух первых документов к проблеме конституционного устройства. Подумайте, почему для Маркса и Энгельса эта проблема имела второстепенное значение.

Джон Стюарт Милль выступает за установление конституционных ограничений. Но проблемой он видит косвенную заинтересованность общества, так как это ограничивает свободы. Жозеф де Местр считал, что нельзя доверить политическое устройство народу.

Для Маркса и Энгельса главным было переустройство общества, а не политическое устройства государства.

2. Как авторы трёх документов оценивают роль человеческой личности в политике и истории?

Джон Милль и Жозеф де Местр считают, что только личность может влиять на политические и исторические процессы. Маркс и Энгельс, наоборот, выступают за ведущую роль общества и его институтов, нежели чем роль личности.

3. Различия между какими из приведённых точек зрения носят наиболее принципиальный характер?

Наиболее принципиальным является отличие точек зрения Маркса и Энгельса и точками зрения Милля и де Местра. Маркс и Энгельс выступают за кардинальное перестроение общества и государства, тогда как Милль высказывает идеи о переустройстве государства, основываясь на свободах, а де Местр выступает против перемен в обществе.

Источник

История социалистических учений

2. Глава I Основные черты раннего утопического социализма

3. Глава II Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII века)

4. Глава III Критический утопический социализм

5. Глава IV Утопический социализм в России

Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.

Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т. К. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.

История утопического социализма делится на три больших этапа: ранний утопический социализм эпохи первоначального накопления капитала (XVI начало XVII века) ; утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII века) ; утопический социализм эпохи утверждения капитализма (конец XVIII начало XIX века).

Критерием такого деления является классовая обусловленность возникновения социалистических теорий, обоснованная классиками марксизма-ленинизма.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА:

II УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ЭПОХИ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (XVII-XVIII ВЕКА).

Ранее революционное направление утопического социализма получило наиболее яркое отражение в идеях Французского священника Жана Мелье (1664-1729 г.). Историческое значение утопического социализма Мелье (“Завещание” ) состоит в том, что он первым соединил идею создания нового социального строя, основанного на равенстве, с идей революционной борьбы трудящихся масс за свое освобождение.

Особое место в истории социально-политических идей конца XVIII века принадлежит Франсуа Гоель Бабефу (1760-1797), который является первым утопистом, попытавшимся практически соединить идею коммунизма с идеей революции. Разработка конкретной программы практических революционных преобразований общественной жизни выделяет учение Бабефа из всех предыдущих и является значительным шагом вперед в становлении и развитии утопического социализма. В своих теоретических рассуждениях об установлении равенства Бабеф дошел до понимания необходимости не только переходного периода, но и установления диктатуры трудящихся в целях решения поставленных задач, создание союза рабочих с мелкими собственниками.

Итак, социальной основой развития утопического социализма в эпоху буржуазных революций и становления капитализма, является борьба предпролетариата и крестьянства против феодализма, против зарождающихся буржуазных отношений. Рационализм, идеи равенства людей от природы, развитие общественной мысли, естественнонаучные открытия создавали благоприятные условия для дальнейшего развития утопического социализма, для постановки новых проблеем, не выдвигавшихся основоположниками утопического социализма, для выводов о необходимости социальной революции, о путях и методах создания справедливого общества, для разработки уже прямо коммунистических теорий.

III КРИТИЧЕСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ.

Первые десятилетия XIX века характеризуются дальнейшим развитием и распространением теорий утопического социализма, что было обусловлено прежде всего дальнейшим развитием капитализма, промышленными переворотами, обострением противоречии нового общественного строя, усилением эксплуатации наемного труда и, как следствие, социальным движением народных масс, направленным против эксплуатации. Отражением борьбы народных масс за свое социально-экономическое освобождение явились многочисленные социально-политические теории.

IV УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ

Россия позднее западноевропейских стран вступила на путь капиталистического развития. Лишь к середине XIX века в России налицо признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя. В силу этих причин закат западно-европейского утопического социализма по времени совпадает с его восходом в России.

Итак, идеалы социализма в деятельности русских социалистов-утопистов были неразрывно связаны с идеей крестьянской революции. То, что такая революция приведет к развитию буржуазных отношений, оставалась вне понимания революционных демократов, в том числе и Чернышевского, хотя он и предвидел, что процесс становления социалистических общественных отношений довольно длительный.

Объективная обстановка того времени еще не позволяла социалистам-утопистам России сделать подлинно научные выводы о возможностях победы социализма, путях, методах, формах его завоевания. Несмотря на это, идея создания социализма через революционное творчество масс была вершиной в развитии социально-политической мысли домарковского периода.

После возникновения и победы научного коммунизма в мировом революционном движении утопический социализм не прекратили своего существования, ибо остались классы и социальные слои, среди которых он находит опору и поддержку. Однако современные теории утопического социализма не играют революционной роли, т. К. противостоят научному коммунизму, вносят ложные идеи в массовое революционное движение, направленное против всех форм эксплуатации. Но это обстоятельство указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс в “Манифесте Коммунистической партии”.

Мор Т. “Утопия” М, 1953, Компанелло Т. “Город солнца” М,. 1954

Мелье Ж. “Завещание” М, 1964 Маркс К., Энгшедльс Ф., Соч. т. 4

Э. С. Рахематулин “История социалистических учений” Казанский ГУ, 1989

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми Чем вызвано появление социалистических учений. Смотреть фото Чем вызвано появление социалистических учений. Смотреть картинку Чем вызвано появление социалистических учений. Картинка про Чем вызвано появление социалистических учений. Фото Чем вызвано появление социалистических учений

Источник

История социалистических учений. Социализм как наука

Среди общественных теорий, которые пытались разрешить задачу переустройства общества на началах справедливости, кроме социалистических учений, Лавров выделяет еще религиозные и метафизические.

Широкое распространение в XIX веке идей религиозного социализма рассматривалось Лавровым серьезным препятствием успешной пропаганды идей научного социализма. Поэтому, занимая бескомпромиссную позицию по отношению к религии, Лавров считал святым делом каждого революционера борьбы с ней.

В объяснении причин возникновения религии, понимании ее роли в эксплуататорском обществе Лавров стоял на последовательно материалистических позициях.

Религия, как форма мировоззрения, возникла в первобытном обществе в результате осознания ужаса человека перед неизвестными силами природы и неумения правильно объяснить их. С возникновением частной собственности и эксплуатации религия становится идеологией господствующих классов.

Собственную историю социалистических учений Лавров начинает с Древней Греции. Здесь в отличие от Востока возникли условия для разработки теории общества на основе развития естественных наук и философии. [483]

Разработка греческими мыслителями теории справедливого общества расценивается Лавровым как стремление сохранить существующий порядок вещей. Поэтому «справедливое» общество оставалось в теориях по своей сущности рабовладельческим. классовая принадлежность мыслителей оставила на их теориях неизгладимый след в виде аристократизма мысли и презрительного отношения к труду, как участи рабов.

В условиях возникновения и развития капиталистических отношений главным вопросом для прогрессивных мыслителей стал экономический вопрос: «Как уничтожить эксплуатацию и нищету?»

Отсюда и своеобразие в понимании содержания и метода исследования, которые Лавров вкладывал в термин «научный социализм».

Введение Лавровым понятия «повторяющихся явлений» в социологию явно противоречило принципу эволюционизма, на котором стоял мыслитель в понимании жизни общества. Лавров постоянно требовал рассматривать общество в эволюции, развитии. Социализм был для Лаврова следствием развития общества.

В связи со стремлением Лаврова понять научный социализм как высшую форму развития социологии нельзя не остановиться на его субъективном методе. Учение о субъективном методе было подробно разработано в русской философии и приоритет в этом бесспорно принадлежит Лаврову.

В субъективном методе Лавров констатирует не только тот простой факт, что одни и те же события жизни общества по- разному оцениваются людьми в зависимости от их уровня знания, различной социальной принадлежности, а значит и разных интересов. Речь идет о различном характере мироощущения людей в разных эпохах. Действительно, можем ли мы так же воспринимать мир, свое место в нем как воспринимали его древние греки, римляне, люди средневековья и т. д.

Таковы представления Лаврова о научности теории социализма. Мыслитель был глубоко уверен в научности своего учения о социализме. В действительности же это было проявлением «невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения и испытания на практике, разочарований, проверки» [547] революционной теории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *