Чем вызвано традиционное объединение социального обслуживания семьи и детей
Формы и методы социального обслуживания семьи и детей
Социальное обслуживание семьи — это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию; оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей
— обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи; решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.
Основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей,
действующие в настоящее время:
✓ денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);
✓ трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;
✓ социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т. д.
Кроме того, государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами.
Эту помощь предполагается осуществлять в самой разнообразной форме:
✓ содействие в трудоустройстве;
✓ выдача кредитов на собственное дело;
✓ социальные целевые выплаты и натуральные выдачи.
Перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. В него включены следующие основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:
✓ социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
• срочное социальное обслуживание и оказание материальной помощи;
• содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
• принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату;
• распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
• социальная помощь детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; опекунским семьям;
• организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;
• создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
• содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
• содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий;
• содействие в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей; содействие в организации питания и быта остро нуждающихся; содействие в написании писем, заявлений; подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
• социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;
• содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
• организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре;
• содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха; в оформлении документов (в пределах региона);
• помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
• содействие в предоставлении социальных выплат;
• участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т. д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т. д.);
• участие в правовой защите личностных интересов детей;
• организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
• социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
• составление индивидуальных коррекционных программ;
• психопрофилактика и психогигиена; психодиагностика и обследование личности клиента; психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
• семейное психологическое консультирование;
• психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
• работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях;
• посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
• ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами;
• педагогическая помочь детям в защите их интересов;
• консультативная помощь родителям и детям;
• групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
• коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
•обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов;
• содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в т. ч. детей; организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитания здорового образа жизни;
• содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
• патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
• обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом; патронаж беременных женщин и кормящих матерей.
Социальное обслуживание семьи и детей
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальное обслуживание семьи
Социальное обслуживание семьи ориентировано на активизацию факторов, способствующих повышению производительности и эффективности труда, и, как следствие, повышению материального и духовного благополучия семьи.
Основные задачи системы социального обслуживания семьи:
Поддержка семьи в социальном обеспечении имеет особое значение и включает: совершенствование организации социальных гарантий государства, направленных на повышение благосостояния семьи; государственное стимулирование среднего и малого бизнеса; развитие новейших технологий поддержки семьи (расширение перечня социальных услуг, учреждений обслуживания молодежи, консультативных мероприятий по социально-психологической адаптации, профилактике социального неблагополучия, преодоления кризисных ситуаций и т.д.).
Механизмы реализации задач социального обеспечения семьи, детей, молодежи, включают:
Готовые работы на аналогичную тему
Для достижения целей социального обслуживания необходимо: провести мероприятия по стабилизации уровня жизни граждан, уменьшить его разрыв между различными слоями населения; постепенно сократить уровень бедности населения; повысить защиту социальных и трудовых прав граждан; создать предпосылки для устойчивого экономического роста; обеспечить оптимальный уровень занятости населения и т.д.
Социальное обслуживание детей
Дети всегда были и останутся объектом защиты, помощи и поддержки со стороны общества и государства. Существуют как формальные, так и неформальные правила и нормы, ограждавшие детей от опасных и неблагоприятных воздействий социальной среды и гарантирующие детям некоторые социальные привилегии и преимущества по сравнению иными возрастными группами.
Такое положение вещей обусловлено: потребностью и объективной заинтересованностью общества в детях как гарантах преемственности и непрерывности существования; характерными детям ограниченными возможностями жизнедеятельности.
В социальной защите нуждаются такие категории детей, как дезадаптированные, безнадзорные, брошенные дети.
Дезадаптированные дети. У таких детей наблюдается нарушение процессов социального функционирования, социализации, социального развития. Характерно разрушение внутрисемейных отношений и связей, пренебрежительное отношение к ребенку со стороны родителей, педагогическая запущенность.
Безнадзорные дети. Как правило, такие дети включены в систему асоциальных и антисоциальных связей. Социальная помощь направлена на преодоление состояния безнадзорности и отсутствия контроля со стороны взрослых. Работа социальных работников ориентирована на восстановление семейных связей, формирование позитивной среды для общения, возвращение ребенка в систему образования.
Брошенные дети. Социальная помощь включает: оказание необходимой и срочной медицинской помощи, психологическую реабилитацию, помещение в специальное детское учреждение, юридическая помощь, назначение и выплата пособий и т.д.
Методы социального обслуживания детей
К методам социального обслуживания детей относятся:
Электронная библиотека
Социальное обслуживание семьи – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально – бытовой, социально – медицинской, психолого-педагогических, правовых и других услуг для социальной адаптации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Существуют следующие виды социального обслуживания:
1) социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;
2) предоставление временного приюта членам семей;
3) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытовой и иной помощи в дневное время, например, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
4) консультативная помощь семьям и прочее.
В указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 01.06.92
сказано о необходимости содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки, попечительства и прочего). Рассмотрим для примера некоторые из названных учреждений.
Служба социальной помощи предусматривает:
· выявление группы семей социального риск и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи;
· выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей и помощь в их преодолении;
· проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.
Служба планирования семьи предусматривает организацию центров планирования семьи, формирование у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению.
Служба социальной реабилитации проводит:
· социальную реабилитацию членов семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы и пр.;
· оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских-домов;
· устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях;
· создание центров усыновления и попечительства, медико-педагогических диагностических центров социальной реабилитации, лечебных и учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, социальных приютов, бирж для трудоустройства несовершеннолетних и женщин с детьми.
Служба психолого-педагогической помощи предусматривает:
· создание консультаций, центров повышения психологической устойчивости;
· организация служб доверия и служб знакомств;
· содействие в подготовке молодежи к семейной жизни;
· оказание помощи в воспитании детей в семье.
Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений в семье и прочее.
Среднее число обслуженных за год одним учреждением социального обслуживания семьи и детей в Российской Федерации сейчас составляет около 3 тыс. человек. Больше всего человек в среднем обслуживается центрами психолого-педагогической помощи населению. Второе место по численности обслуженных лиц занимают центры социальной помощи семье и детям. Изменения в обеспеченности услугами кризисных центров для мужчин и женщин не столь динамичны и масштабны. На всей территории страны действует только один кризисный центр для мужчин, в силу чего формально нагрузку на него составляет численность всего мужского населения страны (около 67 млн. человек). В отношении обеспеченности российских женщин услугами кризисных центров ситуация несколько лучше, за счет увеличения количества центров с 6 в 1997 г. до 18 в 2003 г. В настоящее время на 1 кризисный женский центр приходится 4,2 млн. россиянок.
Подробная информация об обеспеченности услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей в России в последние десятилетия представлена в приложении Б.
Основной службой, предусмотренной для оказания семье комплекса разного рода услуг, является комплексный центр социальной помощи семье и детям.
функционирование регулируется Методическими рекомендациями по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», которые утверждены постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г. № 52. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р «О социальных нормативах и нормах» подобный центр создается из расчета 1 учреждение на 50 тыс. жителей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 50 тыс. жителей создается один центр.
Центр помощи семье и детям осуществляет:
· мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей;
· выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
· определение и периодическое предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;
· поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
· социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
· социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
· оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;
· участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
· участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений, а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;
· внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;
Граждане имеют право обратиться в центр лично, по телефону или напpaвить письменное заявление. Допускается анонимное обращение граждан для получения отдельных видов помощи. Зачисление на обслуживание производится на основании:
· заявления родителя (ей), опекуна или попечителя;
· заключения специалиста по социальной работе;
· направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений;
· справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.
Содержание социального обслуживания граждан центр определяется индивидуальными программами:
1) комплексной реабилитации, направленной на решение всей совокупности проблем граждан;
2) социальной реабилитации, направленной на решение только социальных проблем граждан или части из них;
1) комплексной адаптации, направленной на решение всей совокупности проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности;
2) социальной адаптации, направленной на решение социальных проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности;
3) комплексной профилактики, направленной на предотвращение реальной угрозы трудной жизненной ситуации;
4) социальной профилактики, направленной на предотвращение социальных последствий реальной угрозы трудной жизненной ситуации.
В состав комплексного центра помощи семье и детям могут входить следующие отделения (конкретные направления работы каждого их этих отделений представлено в приложении В):
· помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
· дневного пребывания несовершеннолетних;
· реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями;
· срочного социального обслуживания.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Развитие системы социального обслуживания семьи и детей
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.
№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).
Возможность получения социальных услуг в сфере социального обслуживания детьми и семьями, имеющими детей, регламентирована статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, устанавливающей обстоятельства, в соответствии с которыми гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании.
В отношении семей, имеющих детей, таких оснований предусмотрено несколько:
— наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
— наличие ребенка или детей, в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
— отсутствие возможности обеспечения ухода, в том числе временного, за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
— наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
— отсутствие возможности обеспечения ухода, в том числе временного, за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними.
При этом перечень таких оснований не исчерпывающий и субъекты Российской Федерации могут установить иные обстоятельства, на основании которых гражданину может быть установлена нуждаемость в предоставлении тех или иных социальных услуг.
Согласно статье 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги.
На основании статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
№ 442-ФЗ социальные услуги предоставляются в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме.
Кроме того, в соответствии со статьей 22 Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ гражданам, в том числе семьям и детям, при необходимости оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), которое осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ.
Утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ также установлено обязательное для исполнения всеми субъектами Российской Федерации условие бесплатного предоставления социального обслуживания для всех несовершеннолетних детей во всех формах социального обслуживания.
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать своими нормативными правовыми актами иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
Согласно данным федеральной статистической отчетности, в 2017 году число организаций социального обслуживания семьи и детей в субъектах Российской Федерации составило 2 870 единиц (2016 г. – 2 906; 2015 г. – 2 851), в том числе:
625 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних
(2016 г. – 644 центра; 2015 г. – 643 центра);
237 центров социальной помощи семье и детям (2016 г. – 264 центра;
2014 г. – 343 центра);
75 социальных приютов для детей и подростков (2016 г. – 81 приют;
2015 г. – 107 приютов);
235 реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ
(2016 г. – 241 центр; 2015 г. – 244 центра);
119 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей
(2016 г. – 109 центров; 2015 г. – 92 центра);
12 центров психолого-педагогической помощи населению (2016 г. – 16 центров; 2015 г. – 17 центров);
2 центра экстренной психологической помощи по телефону (2016 г. – 2 центра; 2015 г. – 2 центра);
494 отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения (2016 г. – 422 отделения; 2015 г. – 419 отделений);
813 отделений по работе с семьей и детьми в комплексных центрах социального обслуживания населения (2016 г. – 885 отделений; 2015 г. – 874 отделения).
В организациях социального обслуживания семьи и детей насчитывалось 1 376 стационарных отделений и 769 отделений дневного пребывания
(2016 г. – 1 407 и 758 отделений, соответственно; 2015 г. – 1 438 и 872 отделений, соответственно), в качестве структурных подразделений работало:
301 семейная воспитательная группа (2016 г. – 258 групп; 2015 г. – 283 группы);
659 отделений реабилитации для детей с ОВЗ;
842 отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних
(2016 г. – 766 отделений; 2015 г. – 798 отделений).
Численность работников социальных служб, оказывающих помощь семьям, женщинам и детям, в 2017 году составила 139,6 тыс. человек, в том числе 80,1 тыс. специалистов (2016 г. – 140,7 тыс. человек, в том числе 79,2 тыс. специалистов; 2015 г. – 136,6 тыс. человек, в том числе 79,8 тыс. специалистов).
Повышение квалификации в 2017 году прошли свыше 27,1 тыс. специалистов (2016 г. – 23,4 тыс. специалистов; 2015 г. – 22 тыс. специалистов).
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 276 ; Мы поможем в написании вашей работы!