Чем вызвано введение ограничения по объектам нападения во время вооруженного конфликта
Правовые аспекты военных действий
Пространство республик бывшего СССР в последнее время нередко напоминает поле юридических коллизий, столкновений центростремительных и центробежных тенденций, несмотря на наличие большого количества межгосударственных институтов и норм. Во многом вследствие этого пока не удается разрешить самый старый из «постсоветских» конфликтов – Нагорно-Карабахский.
Вместе с тем смею выразить уверенность, что статус данного конфликта как одной из точек мирового цивилизационного разлома не может лишить стороны надежды на его разрешение, а скорее наоборот – является существенным стимулом к поиску правовых формул и парадигмы урегулирования конфликта, ведь если не работают иные институты, то должно торжествовать право, иначе «будут говорить пушки».
Решить Нагорно-Карабахскую проблему пытались еще со времен персидских шахов, царской России, СССР (напомню, что именно с этого конфликта начался развал Советского Союза) и далее на постсоветском пространстве.
Остановлюсь на одном из самых актуальных и болезненных аспектов этого конфликта – эффективности норм и институтов международного и гуманитарного права в период боевых действий.
Последняя Нагорно-Карабахская война, начавшаяся 27 сентября 2020 г., уже побила несколько «рекордов»: по количеству и разнообразию вооружения, плотности боевых действий, малому числу взятых в плен, а также незахороненных террористов.
В этой войне с первого же дня были нарушены нормы международного гуманитарного права как совокупности международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв боевых действий, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
В частности, нарушены:
В этом вооруженном конфликте не соблюдаются достигнутые соглашения о перемирии для обмена погибшими, что мешает Международному Красному Кресту приступить к его деятельности, однако при этом местное население успевает хоронить погибших, культовые сооружения и церкви функционируют, несмотря на прицельные бомбежки. Карабахское население оказывает также гуманитарную и медицинскую помощь раненым солдатам – независимо от того, на чьей стороне они воюют.
Таким образом, можно констатировать, что в отсутствие механизмов реализации норм международного права в гуманитарной сфере в Карабахской войне, эти нормы реализует само население. Кроме того, круглосуточно функционирует офис Уполномоченного по правам человека, который скрупулезно ведет статистику итогов боевых действий, протоколируя и документируя по форме, требуемой международным уголовным судом.
К сожалению, международные юридические механизмы и институты демонстрируют в этой войне слабый прикладной характер.
На данной войне, на мой взгляд, помимо международных правозащитных организаций, имеющих свою (иногда политизированную) повестку, необходимо присутствие независимых наблюдателей, правозащитных структур, а также общественных и неправительственных организаций из других стран. Их присутствие сыграло бы однозначно позитивную роль, поскольку такие лица, будучи незаинтересованными наблюдателями, могли бы фиксировать последствия боевых действий и причиненный ими моральный и материальный ущерб. В связи с тем, что любое преступное деяние рано или поздно оканчивается уголовным преследованием, независимые наблюдатели потенциально могли бы выступать свидетелями и очевидцами. В связи с этим предлагаю рассмотреть идею создания общественной группы правового мониторинга, которая предложила бы конфликтующим сторонам, включая их юридические сообщества, свое непредвзятое содействие (не исключено, что с выездом в зону конфликта).
В заключение добавлю, что в Ассоциацию АРМРОСС поступило обращение представителя ассоциации в Нагорном Карабахе о том, что глава Нагорного Карабаха Араик Арутюнян обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с открытым письмом о содействии в прекращении огня и возобновлении переговорного процесса.
1 Samuel Phillips Huntington,The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order («Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»). 1993. P. 409.
Статья 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны
наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Комментарии к ст. 356 УК РФ
2. Предметом преступления является национальное имущество. К нему следует отнести принадлежащие на правах собственности государству, территория которого оккупируется, физическим и юридическим лицам, являющимся резидентами государства, объекты гражданского бытового, производственно-хозяйственного, культурного и иного назначения: жилые дома, производственные сооружения, леса, а также любое другое движимое и недвижимое имущество, включая культурные ценности.
Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. к гражданскому населению относит мирных жителей, не являющихся участниками вооруженного конфликта (т.е. ни комбатантами, сражающимися, принимающими непосредственное участие в военных действиях и входящими в состав вооруженных сил; ни некомбатантами, входящими в состав вооруженных сил, но непосредственно не сражающимися, а оказывающими помощь в нормальном функционировании действующих вооруженных сил: врачи, священнослужители, хозяйственно-технический персонал и др.).
4. Объективная сторона преступления состоит из следующих действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
В соответствии с международно-правовыми документами, на которых основана ст. 356, военнопленные и гражданское население должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.
Депортация есть насильственное перемещение гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого иного государства независимо от того, оккупированы они или нет.
Под разграблением национального имущества понимаются незаконные и проводимые в большом масштабе присвоение и иное расхищение имущества, не вызываемые военной необходимостью. Данная форма преступления имеет древние корни и восходит к тем временам, когда наградой воинам-победителям был захваченные неприятельские город, селение: каждый получал в собственность то, что отберет, присвоит и унесет. Однако и в цивилизованном мире эта разновидность военного преступления встречается часто.
7. К методам ведения военных действий, запрещенным международным договором РФ, относятся способы и приемы, а также порядок осуществления военных действий, в том числе с использованием запрещенных средств (использование присутствия гражданского лица для защиты от военных действий определенных пунктов или вооруженных сил; умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду; умышленные нападения на гражданские объекты, которые не являются военными целями, и др.).
К запрещенным способам ведения военных действий относится нападение на установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы и атомные электростанции), которые не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.
Преступление является оконченным при совершении любого из четырех перечисленных действий, состав преступления формальный.
9. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер жестокого обращения с военнопленными или гражданским населением, депортации гражданского населения, разграбления национального имущества на оккупированной территории, применения в вооруженном конфликте запрещенных средств и методов ведения военных действий и желает совершить указанные действия.
Как международное право защищает журналистов в ситуациях вооруженных конфликтов?
Работая над репортажами из зон вооруженных конфликтов, журналисты подвергаются повышенному риску оказаться ранеными, убитыми, взятыми под стражу и похищенными. Робин Гайсс, юридический советник МККК, рассказывает о защите, которую предоставляет международное гуманитарное право мирным гражданам, не принимающим участия в боевых действиях, к числу которых относятся и журналисты.
С какими основными опасностями сталкиваются журналисты, работающие в зонах вооруженных конфликтов?
Мне хотелось бы начать с того, что МККК постоянно выражает обеспокоенность в связи с растущим числом актов насилия в отношении журналистов и других представителей прессы. Эта проблема особенно обострилась в недавних конфликтах. Стало очевидным, что представители прессы подвергаются все большему риску прямых нападений в нарушение международного гуманитарного права.
Журналисты и другие представители прессы, работающие в зонах боевых действий, сталкиваются со многими опасностям. В силу природы своей работы, они неизбежно подвергаются опасностям: вместо того, чтобы бежать из зоны боевых действий, они туда стремятся. Тем не менее, одна из самых серьезных опасностей, которая их подстерегает, это намеренные акты насилия, направленные против них.
Часто говорят, что одной из первоочередных жертв войны становится правда. Беспристрастные правдивые репортажи в прессе, передаваемые из зон вооруженных конфликтов, вызывают широкий общественный интерес: в эру информации фоторепортажи и новости могут сыграть решающую роль в исходе вооруженного конфликта. Вследствие этого, попытки помешать журналистам выполнять их профессиональные задания во время вооруженного конфликта случаются очень часто. Осуществляется это самыми разными способами – от запрещения доступа в определенные районы, введения цензуры и незаконного содержания под стражей до прямых нападений на представителей прессы.
Какая защита предоставляется представителям прессы в соответствии с международным гуманитарным правом?
На первый взгляд, может сложиться впечатление, что международное гуманитарное право не обеспечивает журналистам надежной защиты, учитывая, что Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним содержат только два отдельных упоминания о представителях прессы (статья 4А(4) Женевской конвенции III и статья 79 Дополнительного протокола I). Однако, если перечитать эти положения, наряду с другими нормами международного гуманитарного права, становится ясно, что защита журналистов, в соответствии с существующими нормами права, является всеобъемлющей. И самое важное: статья 79 Первого Дополнительного протокола устанавливает, что журналисты имеют те же права и ту же степень защиты, что и мирные жители во время международных вооруженных конфликтов. То же самое можно сказать и о ситуациях немеждународных вооруженных конфликтов, когда защита регламентируется в соответствии с обычным международным правом. (Норма 34 исследования МККК «Обычное международное гуманитарное право» ).
Таким образом, для того, чтобы получить полное представление о защите, предоставляемой журналистам в соответствии с международным гуманитарным правом, нужно просто заменить слово «мирных житель» в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним на слово «журналист».
Являются ли нападения на журналистов в ситуации вооруженного конфликта военными преступлениями?
Являясь мирными жителями, журналисты пользуются защитой международного гуманитарного права от прямых нападений до тех пор, пока они не принимают прямого участия в боевых действиях. Несоблюдение этих правил представляет собой серьезное нарушение Женевских конвенций и До полнительного протокола I. Более того, намеренное нападение на мирных жителей, будь то в рамках международного или немеждународного вооруженного конфликта, также приравнивается к военному преступлению, в соответствии с Римским статутом Международного уголовного суда.
Дает ли статус военного журналиста дополнительную защиту?
Журналисты и другие представители прессы подвержены большому риску незаконного взятия под стражу по причинам безопасности. И это как раз та сфера, в которой различие между » военными корреспондентами » (статья 4А (4) Третьей Женевской конвенции) и » журналистами » имеет важное значение (статья 79 Дополнительного протокола I). И те, и другие относятся к категории мирных граждан, но только военные корреспонденты могут получить статус военнопленных. Военные корреспонденты формально имеют право на сопровождение вооруженных сил. Благодаря этому, попадая в плен, они получают такой же правовой статус, как и участники вооруженных сил. По этой причине военные корреспонденты пользуются защитой Женевской конвенции III, что предусмотрено Дополнительным протоколом I и международным гуманитарным правом.
Могли бы вы пояснить, в чем заключается различие между военным корреспондентом и «прикомандированным к военной части журналистом»?
А что вы можете сказать о журналистах и представителях прессы, которые не квалифицируются как военные корреспонденты?
Какие конкретные шаги предпринимает МККК для оказания помощи журналистам, находящимся на опасных заданиях?
Судьба представителей прессы, на которых совершаются прямые нападения, или которые попадают в число пропавших без вести или становятся заложниками в военное время или в период внутренних беспорядков, вызывает большую озабоченность МККК. С 1985 года у нас постоянно работает горячая линия (+ 41 79 217 32 85, https://www.icrc.org/web/eng/siteeng0.nsf/htmlall/hotline-010106) для журналистов, которые оказались в затруднительном положении. Это исключительно гуманитарная услуга со стороны МККК. Не только журналисты, но также их работодатели и родственники могут воспользоваться услугами этой горячей линии или связаться с одним из наших офисов по всему миру по адресу press.gva@icrc.org, чтобы сообщить, об исчезновении, ранении, или взятии под стражу журналиста и попросить о помощи. В таких ситуациях МККК может оказать помощь самого разного рода: от получения подтверждения произведенного ареста, получения доступа к лицам, содержащимся под стражей, предоставления информации о месте нахождения журналиста его родственникам и работодателям, налаживания семейных связей и активного поиска пропавших журналистов до осуществления эвакуации журналистов в случае их ранения.
МККК также проводит учебные курсы по международному гуманитарному праву и предоставляет поддержку национальным обществам Красного Креста и Красного Полумесяца в организации курсов по методам оказания первой помощи для журналистов.
Обеспечивают ли существующие законы защиту журналистов в достаточной степени? Есть ли способ расширить эту защиту?
Существующее законодательство предоставляет достаточную защиту. Оно представляет собой надежную и реальную базу для защиты представителей прессы, когда они работают на поле боя. Самая серьезная проблема заключается не в нехватке правил, а в неспособности имплементировать существующие правила и систематически расследовать, наказыв ать и преследовать нарушения.
Какую деятельность осуществляет МККК для достижения своих целей?
Мы постоянно стремимся сделать все возможное для того, чтобы добиться более широкой известности и четкого соблюдения всех тех правил, которые защищают журналистов и мирных граждан, в целом. Помимо проведения обучающих семинаров по международному гуманитарному праву, которые мы организуем, мы участвуем в самых различных мероприятиях и экспертных консультациях. Приведу такой пример. Во время 14-й регулярной сессии Совета ООН по правам человека МККК участвовал в дискуссии о защите журналистов во время вооруженного конфликта.
Конечно, мы сотрудничаем с другими организациям, работающими в этой области и обмениваемся с ними мнениями. Недавно, например, мы встречались со специальным репортером ООН по защите права на свободу слова для обсуждения защиты представителей прессы во время вооруженного конфликта.
Вы думаете, что предпринимаемые меры по совершенствованию защиты представителей прессы, работающих в ситуациях вооруженного конфликта, достаточны?
Приведу вам один пример тех конкретных шагов, которые мы предпринимаем в этой области. На последней сессии Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца, которая прошла в Женеве в ноябре 2007 года, мы предложили представителям обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, их Международной Федерации, МККК, а также государствам-участникам Женевских конвенций добровольно подписать личные или совместные гуманитарные обязательства предпринять все возможные шаги для обеспечения того, чтобы представители прессы, работающие в зонах вооруженных конфликтов, пользовались уважением и защитой, предоставляемой мирным жителям в соответствии с международным гуманитарным правом. Им также предлагалось взять на себя обязательство распространять знания о правилах и принципах международного гуманитарного права, которые применимы к журналистам.
Однако, как это часто бывает, приходится констатировать, что еще очень многое нужно сделать как в плане принятия на себя обязательств, так и их имплементации. К настоящему времени это обязательство подписали правительства лишь шести стран и руководство девяти национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Презентация урока по ОБЖ на тему: «Военные аспекты международного права » (11 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Военные аспекты международного права
Учебные вопросы 1.Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве 2.Международные отличительные знаки, используемые во время вооруженного конфликта
Цель По окончанию изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных ограничениях ведения военных действий, определенных международным гуманитарным правом, а также о международных отличительных знаках, используемых во время вооруженных конфликтов.
Основные документы современного международного гуманитарного права: Четыре Женевских конвекции от 12 августа 1949г Два Дополнительных протокола к Женевским конвекциям от 8 июня 1977 г.
Основные типы ограничения ведения военных действий: Ограничение по лицам; Ограничение по объектам нападения; Ограничение по средствам и методам ведения военных действий
2. Общая защита гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.
запрещение нападений неизбирательного характера; запрещение нападений, которые, вызовут потери среди гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам; забота о защите природной среды во время ведения военных действий; запрещение использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны; запрещение военных действий, основанных на вероломстве
Заключение Контрольные вопросы 1. Назовите три типа ограничения военных действий в международном гуманитарном праве 2.Перечислите категории лиц, которые находятся под защитой четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 3.Чем вызвано введение ограничения по объектам нападения во время вооруженного конфликта? 4.В чём состоят ограничения по методам и средствам ведения боевых действий 5.В чём заключается цель международного гуманитарного права? 6. Что понимают под общей защитой гражданского населения в международном гуманитарном праве? 7. Сформулируйте главный принцип ведения военных действий Повторить основные положения урока и проверить, как понята тема.
Красный крест или красный полумесяц на белом поле-один из старейших международных отличительных знаков. Категория лиц или объектов, которые могут использовать эмблемы красного креста или красного полумесяца во время вооруженного конфликта
Правило использования эмблемы Запрет на вероломное использования эмблемы
Отличительный знак:Гражданская оборона. Особые задачи гражданской обороны во время военных действий, предусмотренные международным гуманитарным правом
отличительные знаки, культурные ценности-Общая защита: меры по обеспечению защиты культурных ценностей; отличительный знак установки и сооружения, содержащих опасные силы; меры по защите установок сооружений, содержащие опасные силы: плотин, дамб, атомных электростанций
Использование белового флага-один из старейших воинских традиций Ситуации в которых используется белый флаг. Определение нейтральной зоны
1.Перечислить международные отличительные знаки, используемые во время вооруженного конфликта. 2.Кто имеет право использовать эмблемы красного креста или красного полумесяца во время вооруженного конфликта? 3.Какие действия государство предполагает общая защита культурных ценностей? 4.Что означает использование белого флага? Повторить основные положения урока и проверить, как понята тема
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
По окончанию изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных ограничениях ведения военных действий, определенных международным гуманитарным правом, а также о международных отличительных знаках, используемых во время вооруженных конфликтов.
Номер материала: ДБ-514752
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.