Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты

Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты

Умение говорить – это визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть. Так Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя».

Наши сверстники и даже взрослые часто допускают ошибки в ударении. На уроках во время чтения незнакомых, а порой и знакомых текстов ученики тоже ошибаются. Почему это происходит?

Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели. Иван Сергеевич Тургенев называл его «великим, могучим, правдивым и свободным».

Поводом для написания работы послужило и то, что в начале учебного года в нашем классе была проведена проверка техники чтения. В основном ребята делали ошибки на постановку ударения.

В соответствии с целью, в исследовании данной темы решались следующие задачи:

1. Изучить особенности постановки ударения в отдельных словах русского языка.

2. Провести опрос среди обучающихся начальной школы и выявить случаи нарушения норм ударения в устной речи и проанализировать их причины.

3. Создать обучающие ролики в приложении «Объясняшки» для запоминания особенно проблемных слов.

1.1 Нарушения в произношении слов, связанные с постановкой ударения.

В русском языке есть омографы – слова, совпадающие в написании, но отличающиеся ударением: клу́бы – клубы́, за́мок – замо́к, бе́лки – белки́. Такие слова при восприятии текстов и произнесении часто вызывают затруднения.

Следует запомнить слова с неподвижным ударением: то̀рты, ша̀рфы, ба̀нты, звонѝт, кварта̀л, краси́вее, повторѝт, облегчѝт.

Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов чем ударение в других языках.

Место ударения зависит от происхождения слова. Большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансѐр, жалюзѝ, кюрѐ. В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог, например: пови́дло, по́нчик, поед́инок.

В русском языке мало единых правил постановки ударения. В случае затруднения в проставлении ударения надо обращаться к орфоэпическому словарю.

2.2 Причины нарушения ударения.

Еще одной из причин, вызывающих колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов). Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением, свойственным подобным словам в русском языке. В результате чего они говорят жа̀люзи вместо жалюзѝ.

Оказывают влияние на литературный язык и диалекты (местные территориальные говоры). Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можно объяснить такие отклонения, как до̀говор, южнорусские говоры дают типа средства̀ и поня̀л, подня̀л.

Влияние письменной речи на появление ошибок в ударении проявляется в том, что ученик встречается с незнакомыми словами и воспроизводит их так, как ему удобно. Отмечено, что иногда в потоке речи при чтении учебника ученик допускает ошибки в словах, особенно стоящих не в начальной форме. Даже взрослые люди испытывают затруднения при работе с научной или иностранной лексикой.

1.1. Опрос среди обучающихся начальной школы.

Мы с мамой провели наблюдение за тем, как ученики используют в своей речи слова, трудные в произношении. Основная задача заключалась в том, чтобы определить, какие именно слова трудны для произношения, как часто дети используют их в речи. Ориентировались на материал программы, учебника. В эксперименте принимали участие ученики начальных классов из двух школ Екатеринбурга и Старопышминска.

Эксперимент проводился на уроке русского языка. Детям были предложены карточки (Приложение 1) со словами, в которых необходимо было расставить ударения: свекла, щавель, торты, банты, сливовый, украинский, туфля, звонит, включит, баловать, красивее, столяр. Результаты ответов учащихся сведены в таблицу (Приложение 2).

Это задание вызвало большие затруднения в ходе выполнения. Все ребята допускали ошибки в ударении при работе со своей карточкой. Мы подсчитали общее количество ошибок и выявили, что в словах звонит и свекла более половины детей нарушили ударения (14 учеников), а в словах сливовый и включит ошиблись 12 и 11 человек соответственно. По девять человек не справились с ударением в словах щавель, украинский, туфля. По

6 человек в словах банты и красивее, четыре человека ошиблись в словах баловать, торты, столяр.

Мы провели опрос учеников и выявили, что слова « ща̀вель, зво̀нит, включит, украинский, сливовый» ребята говорят так, как привыкли дома, как говорят вокруг. Значит, первой причиной неправильной постановки ударения считается просторечие.

Слово «свекла» в текстах дано с буквой е, а не ё, значит, вторая причина – влияние письменной речи, так как ученики привыкли, что слова с буквой ё всегда под ударением.

Таким образом, можно сделать вывод, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, речь некоторых дикторов радио и телевидения. Накладывает отпечаток и профессиональная деятельность родителей. Именно внутри семьи закладываются основы культуры подрастающего поколения.

2.2 Создание обучающих роликов с помощью приложения «Объясняшки» для запоминания особенно проблемных слов.

Определив слова, в которых ребята совершали основные ошибки, нам необходимо в непринужденной и доступной форме помочь им усвоить правильную произносительную норму. Я создала в программе «Объясняшки» для iPad обучающие ролики для одноклассников, которые помогут быстро запомнить, как правильно ставить ударения в отдельных словах (Приложение 5)

На уроках русского языка в самом начале 5 минут уделялось просмотру видеороликов, содержащих слова, трудные для произношения. В результате просмотра и обсуждения ребята практически перестали делать ошибки и стали даже поправлять друг друга.

Изучая материал по выявлению причин неправильной постановки ударения, ежедневно слыша речь людей меня окружающих, я поняла, что правильная речь крайне необходима в нашей повседневной жизни. Исследовав причины нарушения ударения в теории и на практике, я столкнулась с новыми словами и понятиями. Узнала, что в русском языке мало единых правил постановки ударения и что иногда место ударения зависит от происхождения слова.

С помощью опроса учеников начальных классов получилось выявить основные ошибки в постановке ударения, поговорив с ребятами, удалось понять их причины.

Проанализировав результаты, я подобрала материалы для закрепления темы: собрала стихотворения по особенно трудным словам (Приложение 4), сняла обучающие видеоролики в специальной программе «Объясняшки» для облегчения запоминания ударений в словах (Приложение 5)

По окончании исследования, мы с ребятами провели работу над ошибками, выучили правильные ударения в словах при помощи собранных материалов. Пришли к выводу, что необходимо больше читать, чтобы пополнять свой словарный запас, делать это вполголоса. Надо убеждать людей относиться бережно к своему языку. Нарушение грамотности – разрушение языка.

На основе проделанной работы, я пришла к выводу, что большинство ошибок в постановке ударения появляется из-за просторечия, влияния неправильной речи окружающих, а так же постановка ударения формируется под влиянием общения внутри семьи, коллектива, речи некоторых дикторов радио и телевидения.

Благодаря этой работе, я смогла поделиться с друзьями и одноклассниками своим исследованием. Я полагаю, что собранный материал можно будет использовать на уроках русского языка и на дополнительных занятиях, при подготовке внеклассных мероприятий.

2. Лекант П.А., Леденева В.В.Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М: Издательство Просвещение,2010.

4.Справочно-информационный портал. [Электронный ресурс] – Режимдоступа: http://qps.ru/jo8Zl— Загл. с экрана

5.Сайт «Методическая копилка» [Электронный ресурс] – Режимдоступа: http://qps.ru/twsrU— Загл. с экрана

7.»Текст с ударениями» Алфеевский Валерий Сергеевич М.: Детская литература, 197

Карточка. Раздаточный материал для проведения исследования.

Источник

ОШИБКИ В ЗВУКОВОМ ОФОРМЛЕНИИ РЕЧИ

Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть картинку Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Картинка про Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть картинку Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Картинка про Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть картинку Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Картинка про Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть картинку Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Картинка про Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты

Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть картинку Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Картинка про Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты

Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть картинку Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Картинка про Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты

Рассмотрим нарушения норм благозвучия русской речи и наиболее распространённые орфоэпические ошибки.

Благозвучие– наиболее совершенное с точки зрения говорящих на данном языке сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Красоту звучания речи создают особенности фонетического строя русского языка; гласные звуки, носовые согласные м и н, сонорные л и р придают русской речи звучность и музыкальность, значительное количество мягких звуков и отсутствие труднопроизносимых сочетаний делают ее легкой и плавной, а подвижное разноместное ударение – ритмичной и мелодичной.

Для благозвучной русской речи характерно, прежде всего, чередование согласных и гласных звуков и незначительное употребление консонантных сочетаний (т.е. скоплений согласных) и зияний (скоплений гласных). Другим требованием благозвучия русской речи является сбалансированное употребление разных звуков: звонких и глухих, сонорных и шумных, взрывных и шипящих и т.д. Расположение ударных слогов имеет важное значение для благозвучия. Средняя длина слова в русском языке – три слога, поэтому, чтобы ударные слоги располагались не подряд и не слишком далеко друг от друга, длинные, многосложные слова должны чередоваться с короткими.

Итак, неблагозвучным в русском языке считается:

1) скопление четырёх (а иногда и трёх, в зависимости от их характера) и более согласных, или консонантные сочетания: Комендант спросил… Произнесите текст вслух; Без средств к существованию;

2) стечение более двух гласных, или зияние. Зияние может быть как внутренним, как правило, в иноязычных словах: радиоузел, аудиовизуальный, – так и внешним, т.е. на стыке слов: у Тани и у Оли; парта у окна; вокзалы и аэропорты.

Нарушения норм благозвучия происходят преимущественно на стыках слов; внутри же слов о благозвучии «позаботился» сам язык. Примером этого могут, в частности, служить непроизносимые согласные. Например, мы пишем: праздник, солнце, чувство, известный, звездный и т. д., а говорим: пра[зн]ик, со[нц]е, чу[ст]во, изве[сн]ый, зве[зн]ый – освобождаясь от консонантных сочетаний.Примером того, как язык избегает зияний, могут быть формы употребления иноязычных календарных имен, заимствованных после принятия на Руси христианства и изменившихся под влиянием русской фонетической системы: Иван вместо Иоанн, Абрам вместо Авраам, Демьян вместо Дамиан, Яким вместо Иоаким, Татьяна вместо Татиана и т.д.;

3) Частотное употреблениеодних и тех же звуков, особенно звуков у и ы, шипящих и свистящих. Очень неблагозвучны сочетания шипящих и свистящих, поэтому их произношение регулируется нормами орфоэпии, согласно которым свистящий в таких сочетаниях всегда заменяется шипящим, что сглаживает резкое звучание сочетания и делает его более удобным в произнесении. Например, на месте сжать нужно говорить не [зж]ать, а [ж:]ать (двоеточие обозначает двойной звук), из щели – не и[с шˈ]ели, а и[шˈ:]ели, с честью – не [с чˈ]естью, а [шˈчˈ]естью и т. д.;

4) Излишнее употреблениедлинных или короткихслов.

Примером такого нарушения благозвучия может быть шуточное стихотворение:

Односложность слов создаёт резкое, отрывистое, неприятное звучание. А слишком длинные слова производят впечатление бесцветности и скуки: Свидетельства поименнованных авансодержателей запротоколированы ответственным секретарем Колокольниковой.

5) Избыточное употребление заимствованных слов и неологизмов, которое отвлекает внимание слушателя и делает речь непонятной: Оратор впадал в экзальтацию, демонстрировал феноменальную эрудицию и выступал с большой аффектацией.

Нередко приходится отмечать пренебрежение нормами благозвучия при конструировании аббревиатур: ДЮСШОР, ГИБДД, пбоюл и др. Причиной неблагозвучия здесь может быть и омофония, когда одинаковое звучание вызывает неуместные ассоциации: ЧП, МАМА, ВНОС.

Благозвучие – очень важное требование культуры речи, т.к. непривычное звучание затрудняет восприятие, отвлекает внимание слушателя. Нужно, чтобы говорить было удобно, а слушать легко.

Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Смотреть картинку Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Картинка про Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты. Фото Чем вызваны ошибки в произношении слов торты банты аэропорты

Орфоэпия (в пер. с греч. правильная речь) – совокупность норм произношения. Эти нормы распространяются на произношение гласных, согласных, их сочетаний, отдельных грамматических форм, а также на постановку словесного ударения. Раздел, изучающий правила словесного ударения, называется акцентологией, а нормы ударения – акцентологическими.

1.Ударение имеет принципиальное влияние на произношение гласных, поэтому начать надо с наиболее распространённых ошибок в постановке ударения. Эти ошибки обусловлены природными свойствами ударения в русском языке – его разноместностью и подвижностью, другими словами, ударение может падать на любой слог (в отличие от ударения в польском, чешском, французском, финском, других языках) и менять своё место в разных формах и производных одного и того же слова (например, голова́ – го́лову – голо́вушка). Из-за этого возникают сомнения, избавиться от которых лучше всего при помощи орфоэпического словаря (или словаря ударений).

В нашем небольшом словаре мы приводим наиболее распространённые акцентологические ошибки, неверные варианты ударения (правильные варианты даны в скобках):

ба́ловать, изба́лованный (балова́ть, избало́ванный)

банты́, банта́, банто́м (ба́нты, ба́нта, ба́нтом)

ветеринари́я (ветерина́рия)

вече́ря (ве́черя)

газопро́вод, мусоропро́вод, нефтепро́вод, трубопро́вод (газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д, труборопрово́д)

диспа́нсер (диспансе́р,сэ)

до́бела, до́черна (добела́, дочерна́)

догма́т (до́гмат)

духо́вник (духовни́к)

жа́люзи (жалюзи́)

за́видно (зави́дно)

заворо́женный (заворожённый)

закупо́рить, откупо́рить, закупо́ренный, откупо́енный (заку́порить, отку́порить, заку́поренный, отку́поренный)

за́нята (занята́)

заплесневе́ть, плесневе́ть (запле́сневеть, пле́сневеть)

зво́нит, позво́нит, созво́нимся (звони́т, позвони́т, созвони́мся)

знаме́ние (зна́мение)

знаха́рка (зна́харка)

зу́бчатый (зубча́тый)

иво́вый (и́вовый)

и́здревле (издре́вле)

и́зыск (изы́ск)

ико́нопись (и́конопись)

и́скони (искони́)

и́спокон (испоко́н)

исчерпа́ть, черпа́ть (исче́рпать, че́рпать)

камбала́ (ка́мбала)

ката́лог, некро́лог (катало́г, некроло́г)

ка́учук (каучу́к)

кашляну́ть (ка́шлянуть)

ква́ртал (кварта́л)

кладо́вая (кладова́я)

ко́клюш (коклю́ш)

красиве́е, красиве́йший (краси́вее, краси́вейший)

кулинари́я (кулина́рия)

ломо́та (ломота́)

марке́тинг (ма́ркетинг)

ми́зерный (мизе́рный)

на́верх (наве́рх)

новоро́жденный (новорождённый)

обеспече́ние (обеспе́чение)

обле́гчить (облегчи́ть)

обо́дрить, подбо́дрить (ободри́ть, подбодри́ть)

о́птовый (опто́вый)

отро́чество (о́трочество)

пиа́ла (пиала́)

поба́сенка (побасёнка)

погну́тый, согну́тый (по́гнутый, со́гнутый)

по́лчаса (полчаса́)

по́утру (поутру́)

потупи́ть, потупи́ться (поту́пить, поту́питься)

правы́ (пра́вы)

предвосхити́ть (предвосхи́тить)

преми́ровать (премирова́ть)

принуди́ть (прину́дить)

приру́ченный (приручённый)

пулове́р (пуло́вер)

ра́струб (растру́б)

ржаве́ть, заржаве́ть (ржа́веть, заржа́веть)

ро́женица роже́ница (рожени́ца)

свекла́ (свёкла)

сливо́вый (сли́вовый)

средства́ (сре́дства)

стату́я (ста́туя)

сто́рицей (стори́цей)

танцовщи́к, танцовщи́ца (танцо́вщик, танцо́вщица)

то́лика (толи́ка)

торты́ или торта́ (мн. ч.), торта́ (род. п.), торто́м, торта́ми (то́рты(мн. ч.), то́рта(род.п.), то́ртом, то́ртами)

тотча́с (то́тчас)

убы́стрить (убыстри́ть)

уведоми́ть (уве́домить)

укра́инский (украи́нский)

у́мерший (уме́рший)

упроче́ние (упро́чение)

усугу́бить (усугуби́ть)

феноме́н (фено́мен, доп. фено́мен только о человеке)

ходата́йство, ходата́йствовать (хода́тайство, хода́тайствовать)

чисти́льщик (чи́стильщик)

шарфы́, шарфа́, шарфо́м (ша́рфы, ша́рфа, ша́рфом)

ша́сси (шасси́)

ща́вель (щаве́ль)

э́ксперт (экспе́рт)

ягоди́ца (я́годица)

2. Произношение гласных связано с постановкой ударения. В русском языке гласные произносятся полноценно только под ударением. В безударном положении они подвергаются редукции, или редуцируются. При количественной редукции гласная укорачивается, как, например, безударные у, и, ы или а перед ударным слогом (в транскрипции обозначается Λ). При качественной редукции безударная гласная не только укорачивается, но и искажается, порой до неузнаваемости: например, на месте о и а может произноситься звук, средний между ы и э, настолько краткий, что его трудно распознать (в транскрипции обозначается как ъ), а на месте е – средний между и и э (в транскрипции обозначается как иᵉ или как ещё более краткий ь). Обратить внимание следует, прежде всего, на такие ошибки:

1) Неправильная постановка ударения неизбежно влечёт за собой неправильное произношение гласных. Сравните: щ[а́]в[ь]ль – щ[иᵉ]в[е́]ль, зв[о́]нит – зв[Λ]ни́т, св[е]кл[а́] – свёкл[ъ], ср[иᵉ]дств[а́] – ср[е́]дств[ъ], х[Λ]д[а́]т[ъ]йств[ъ] – х[ъ]д[Λ]т[а́]йств[ъ]. Возможно, ненормативное ударение так раздражает не только из-за переноса динамического акцента в слове, но и потому, что вместе с ним меняется произношение гласных, меняется облик слова в целом.

2) Неверное произношение гласных часто связано с влиянием того или иного регионального говора; в этих случаях возможно так называемое «оканье» или «аканье». При ярко выраженном «оканье» безударные о и е не редуцируются, например: в[о]да вместо в[Λ]да, х[о]р[о]шо вместо х[ъ]р[Λ]шо, т[е]л[е]фон вместо т[ь]л[иᵉ]фон. Иногда переходные формы от «оканья» литературному «аканью» звучат так: в[ы]да или в[э]да, х[ы]р[ы]шо или х[э]р[э]шо. В «акающих» диалектах безударный е может не редуцироваться и даже переходить в я(ˈа): [вˈа]сна вместо [вˈиᵉ]сна, про[вˈа]ла вместо про[вˈиᵉ]ла. Довольно часто приходится слышать: [лˈΛ]гушка, сч[Λ]стливый, ки[пˈΛ]ток, [тˈΛ]нуть – и другие слова с нелитературным «аканьем». Это, безусловно, является орфоэпической ошибкой. Произносить следует: [лˈиᵉ]гушка, сч[иᵉ]стливый, ки[пˈиᵉ]ток, [тˈиᵉ]нуть.

Исправление этих речевых недостатков требует не только знания норм русского литературного произношения, но и кропотливой работы под руководством специалиста по технике речи.

Назовём ещё несколько примеров ошибок в произношении гласных, вызванных не столько влиянием говоров, сколько небрежностью или недостаточной орфоэпической грамотностью.

3) Недопустима качественная редукция безударного у(ю): си[нˈи]ю, ка[п́и]шон, тонк[ыᵊ]ю. Надо: си[нˈу]ю, ка[пˈу]шон, тонк[у]ю и т.п.

4) Неверное произношение безударного а в словах: двадцати, тридцати, жасмин, жакет, жалейка, жалеть, сожалеть, пожалеть. Обычно в первом предударном слоге на месте а произносится Λ, но перечисленные слова являются исключением, поэтому говорить двадц[Λ] ти, тридц[Λ]ти, ж[Λ]смин, ж[Λ]кет, ж[Λ]леть, сож[Λ]леть и т.п. неправильно. На месте а здесь надо произносить звук средний между ы и э (обозначается как ыᵊ): двадц[ыᵊ]ти, тридц[ыᵊ]ти, ж[ыᵊ]смин, ж[ыᵊ]кет, ж[ыᵊ]лейка, ж[ыᵊ]леть, сож[ыᵊ]леть, пож[ыᵊ]леть.

5) Ошибкой считается «стёртое» произношение звуков на месте е и я в начале слова после предлога: с [ы]щё большим усердием, от [ы]го помощи, из [ы]понии. Здесь не только нарушено правило произношения безударных е и я, но и «проглочен» j – звук, который всегда должен произноситься, если йотированная гласная стоит в начале слова. Поэтому говорить надо так: с [jиᵉ]щё большим усердием, от [jиᵉ]го помощи, из [jиᵉ]понии и т.д.

6) Недопустимо смягчение твёрдого согласного на конце слова перед и: [вˈ и]спанию, та[кˈ и]сделаем, стари[кˈ и] подумал. В подобных случаях при слитном произношении согласный, предшествующий и, смягчаться не должен, а на месте и должно произносится ы: [в ы]спанию, та[к ы] сделаем, стари[к ы] подумал. Если же по смыслу необходима пауза, то твёрдость согласного сохраняется, а и произносится как обычно, например: Ко[т и]повар; взя[л и]сделал.

3. Ошибки в произношении согласных.

Иногда неверное произношение вызвано органическими недостатками речевого аппарата, неправильной артикуляционной позицией при произнесении согласных. Этих случаев мы касаться не будем, так как они относятся к сфере деятельности логопедов.

1) Ошибки в произношении согласных могут быть вызваны влиянием диалекта, например, смягчение окончаний глаголов третьего лица: идё[тˈ], глядя[тˈ], плачу[тˈ], – или твердое произношение ч и щ: [ч]улок, у[чы]ть, та[ш:]ат, тре[ш:ы]т. Однако эти недостатки встречаются сегодня редко. Наиболее же распространённаяошибка обусловлена влиянием южных говоров – это произношение вместо взрывного г(к) щелевого γ(х): [γ]олова, по[γ]ода, вы[γ]нал, во[γ]зал, сне[х], пиро[х], [х]то вместо правильного [г]олова, по[г]ода, вы[г]нал, во[к]зал, сне[к], пиро[к], [к]то.

2) Нелитературным считается произношение взрывного г в междометиях ага, ого, эге, гоп. На месте г надо говорить γ: а[γ]а, о[γ]о, э[γ]е, [γ]оп.

В слове калоша даже тогда, когда пишется галоша, рекомендуется произносить к: [к]алоша.

3) По поводу смягчения согласных нужно сделать несколько замечаний.

Есть ряд интересных частных случаев, на которые нельзя не обратить внимание. В слове жюри обычно твёрдый ж должен произноситься мягко: [жˈ]юри, в словах помощник и всенощная обычно мягкий щ – твёрдо: помо[ш]ник, всено[ш]ная. В словах семь, восемь, семьдесят, восемьдесят звук м произносится мягко, в словах семьсот и восемьсот – твёрдо: се[мˈ]десят, восе[мˈ]десят, но се[м]сот, восе[м]сот. Грубой ошибкой является мягкое произношение [зˈ] в словах, оканчивающихся на -изм: коммуни[зˈм], гумани[зˈм], акмеи[зˈм] и т.п.Надо: коммуни[зм], гумани[зм], акмеи[зм].

Довольно много ошибок встречается в словах иноязычного происхождения, когда нужно выбрать мягкий или твёрдый вариант произношения согласного перед е. Неверно мягкое произношение согласного перед е в словах: про[тˈ]ез, ку[пˈ]е, пю[рˈ]е, [тˈ]емп, [тˈ]ест, [тˈ]ермос, [сˈ]ервис, [сˈ]екс, шо[сˈ:]е, п[лˈ]еер и др. Надо: про[тэ]з, ку[пэ], пю[рэ], [тэ]мп, [тэ]ст, [тэ]рмос, [сэ]рвис, [сэ]кс, шо[с:э], п[лэ]ер и др. Ещё больше ошибоквстречается при неоправданном твёрдом произношении согласного перед е в словах иноязычного происхождения, например: брю[нэ]т, [тэ]нор, [тэ]рмин, п[рэ]сса, к[рэ]м, клар[нэ]т, ши[нэ]ль, ко[фэ] вместо правильного брю[нˈ]ет, [тˈ]енор, [тˈ]ермин, п[рˈ]есса (а также п[рˈ]есс-клуб, п[рˈ]есс-конференция, п[рˈ]есс-служба), к[рˈ]ем, клар[нˈ]ет, ши[нˈ]ель, ко[фˈ]е. В слове менеджер возможны варианты: обе согласные – м и н – или смягчаются, или остаются твёрдыми: [мэнэ]джер или [мˈ]е[нˈ]еджер. Твёрдо и мягко может произноситься согласный перед е в словах: бассейн, прогресс и регресс, претензия, энергия.

4) Много произносительных ошибок встречается в сочетаниях согласных, особенно свистящих и шипящих. Это в последние десятилетия приходится замечать даже в речи театральных актёров, всегда считавшейся образцовой. Благозвучие требует на месте сочетаний свистящего и шипящего замены свистящего на щипящий. Побуквенное их произношение слишкомрезко для плавной и мелодичной русской речи: [сш]ить, ни[сш]ий, и[з ж]елеза, ра[сч]ёска (сшить, низший, из железа, расчёска) и т.п. Согласно орфоэпическим нормам нужно говорить: [ш:]ить, ни[ш:]ий, и[ж:]елеза, ра[шʹчʹ]ёска и т. п.

Рассмотрим произношение таких сочетаний подробнее:

— на месте сочетаний сш и зш произносится [ш:]: бе[ш:]апки, бе[ш:]умный, вы[ш:]ий, прине[ш:]ий, рас[ш:]ирить (без шапки, бесшумный, высший, принесший, расширить);

— сочетания зч и сч на стыке корня и суффикса и внутри корня произносятся как [шʹ:]: зака[шʹ:]ик, подпи[шʹ]:ик, гру[шʹ:]ик, [шʹ:]астье, и[шʹ:]ез (заказчик, подписчик, грузчик, счастье, исчез);

— сочетания зч и сч на стыке приставки и корня (а также предлога и слова) произносится как [шʹчʹ]: и[шʹчʹ]ерпать, бе[шʹчʹ]исленный, ра[шʹчʹ]есать, [шʹчʹ]естью, бе[шʹчʹ]увств, и[шʹчʹ]ашки (исчерпать, бесчисленный, расчесать, с честью, без чувств, из чашки);

— сочетания зж и сж на стыке приставки и корня (а также предлога и слова) произносится как [ж:]: и[ж:]ога, ра[ж:]иреть, ра[ж:]иженный, [ж:]ать, [ж:]ечь, бе[ж:]ены, [ж:]алостью (изжога, разжиреть, разжиженный, сжать, сжечь, без жены, с жалостью);

— сочетания зж и жж внутри корня в ряде случаев произносятся как мягкий [жʹ:]: жу[жʹ:]ать, [жʹ:]ёт, во[жʹ:]и, дро[жʹ:]и, дребе[жʹ:]ать, уе[жʹ:]ать прие[жʹ:]ать, бры[жʹ:]ет (жужжать, жжёт вожжи, дрожжи, дребезжать, уезжать, приезжать, брызжет), но в некоторых словах, по мнению специалистов, сегодня возможен и твердый вариант[ж:] жу[ж:]ать, [ж:]ёт, уе[ж:]ать, прие[ж:]ать.

Здесь же отметим частный случай: слово дождь и его производные. До 90-х годов оно произносилось как до[шʹ:], а дождливый, дождик, дождичек как до[жʹ:]ливый, до[жʹ:]ик, до[жʹ:]ичек. Сегодня такое произношение считается устаревающим, хотя и нормативным. Более современная норма: до[штʹ], до[жд]ливый, до[ждʹ]ик, до[ждʹ]ичек.

Необходимо сказать и о других сочетаниях согласных.

5) Сочетание гч должно звучать как [хчʹ], например, в словах мягче, легче, тягчайшиймя[хчʹ]е, ле[хчʹ]е, тя[хчʹ]айший (мягче, легче, тягчайший). Нередко встречающееся произношение мя[кчʹ]е, ле[кчʹ]е, тя[кчʹ]айший просторечно, т.е. ненормативно.

6) В словах чувство, чувствовать, здравствовать, безмолвствовать часто приходится слышать побуквенное чу[вств]о, чу[вств]овать, здра[вств]овать, безмол[вств]овать. Этоневерно. В отличие от других слов с сочетанием вств(нравственный, рыболовство, воровство и др.) в этих первая в произноситься не должна; правильный вариант: чу[ств]о, чу[ств]овать, здра[ств]уй т. д..

7) И, наконец, сочетание чн. Произношение шн на месте чн обязательно в словах: конечно, скучно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, горчичник, девичник, скворечник, горячечный: коне[шн]о, ску[шн]о (скучен следует произносить как ску[ш]ен), наро[шн]о, яи[шн]ица, пустя[шн]ый, праче[шн]ая, горчи[шн]ик, деви[шн]ик, скворе[шн]ик, горяче[шн]ый, – а также в женских отчествах, оканчивающихся на -ична: Ильини[шн]а, Савви[шн]а, Никити[шн]а, Кузьмини[шн]а и т. п. В других словах с чн, вызывающих сомнения, возможныравноправные варианты: моло[чʹн]ый и моло[шн]ый, порядо[чʹн]ый и порядо[шн]ый, було[чʹн]ая и було[шн]ая, копее[чʹн]ый и копее[шн]ый, достато[чʹн]о и достато[шн]о.

4. Хотелось бы ещё обратить внимание на произношение имен и отчеств. В русском языке отчества, а также ряд имён в сочетании с отчествами, произносятся со стяжением: Ми[хал] Серг[еич], Анна Андр[евн]а. Исключение составляет речь в условиях, когда общение носит строго официальный, протокольный характер, и имена и отчества произносятся полностью: Михаил Сергеевич, Анна Андреевна. Без стяжения произносятся также отчества, образованные от редких имен: Андрей Раулевич, Сергей Жоржович, Елена Роскомпартовна, Эмилия Израилевна. В остальных же случаях нежелательно побуквенное произношение отчеств и ряда имён в сочетаниях с отчествами.

Отчества должны произноситься так: образованные от имен, оканчивающихся на -ий – Анато[лʹи]ч и Анато[лʹн]а, Генна[дʹи]ч и Генна[дʹн]а, Васи[лʹи]ч и Васи[лʹн]а и т.д.; на -ейАндр[еи]ч и Андр[ев]на, Алекс[еи]ч и Алекс[ев]на, Серг[еи]ч и Серг[ев]на и т.д.; на -айНикол[аи]ч и Никол[ав]на, более редкие Ис[аи]ч, Ермол[аи]ч, но Ис[ае]вна, Ермол[ае]вна; отчества, оканчивающиеся на твёрдую согласную – Анто[ны]ч и Анто[нн]а, Ива[ны]ч и Ива[нна], Валенти[ны]ч и Валенти[нн]а, Фёдо[ры]ч и Фё[дн]а и т.д. Отчества, образованные от имён, оканчивающихся на -слав, – Ярославович, Вячеславович и т.п., – звучат так: Яросла[вичʹ] и Яросла[вн]а, Вячесла[вʹичʹ] и Вячесла[вн]а, Ростисла[вʹичʹ] и Ростисла[вн]а, Владисла[вʹичʹ] и Владисла[вн]а.

В сочетании с отчествами меняются и некоторые мужские имена: Михаил, Александр, Павел. Отчества, образованные от этих имён, произносятся тоже по-особенному. Например, Мих[ал] Мих[алычʹ], Алекса[н ал]екса[нычʹ], Па[л п]а[лычʹ]; в сочетаниях с другими именами – употребляются так же: Мих[ал] Андр[еичʹ], Василий Алекса[нычʹ], Па[л] Серг[еичʹ], Иван Па[лычʹ], Ольга Мих[алн]а, Наталья Па[лн]а, Татьяна Алекса[нн]а.

Следует заметить, что при склонении большинства мужских имен и отчеств, где имя оканчивается на согласную, изменяются только отчества: к Сергей Петровичу, у Валентин Георг[ичʹ]а, с Иван Ива[нычʹ]ем, но у Никиты Егор[ычʹ]а, так как имя Никита оканчивается на гласную.

Обращаем внимание на то, что все эти изменения касаются только произношения: так имена и отчества употребляются в устной речи, в письменной же – согласно существующим грамматическим правилам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *