Чем вызваны пограничные споры между странами

Пограничные споры (территориальные, позиционные, функциональные, ресурсные). Качественные и количественные изменения границ и территории государства.

Одной из самых «горячих» точек ПГ является исследование территориальных претензий, пограничных споров. Эта тема связана с лимологией (наука о границах).

Внимание исследователя сконцентрировано на:

— изучение спорных участков государственных границ;

— выделение конфликтных ареалов, за которые ведут спор государства;

— анализ причин, истории конфликтов по поводу границ;

— изучение возможностей разрешения конфликтов (Туровский, 1999).

В мире постоянно ведется мониторинг (наблюдение, контроль, слежение) территориальных претензий, выпускается специальная литература, посвященная конфликтам.

Существуют четыре типа пограничных споров (согласно Дж. Прескотту): территориальные, позиционные, функциональные, ресурсные.

Территориальные(борьба ведется за обладание притягательными участками территории).

А) Топографические (аргументированы географическим положением некоторой территории):

— географическое тяготение (Литва в отношении Калининградской области, Гватемала – Белиза);

— природное тяготение (Закарпатье к Венгрии и Словакии, греческие о-ва на Эгейском море к Турции);

— коммуникационное тяготение (связь узб. Ферганы с Таджикистаном, тадж. Бадахшан обслуживается из кирг. г. Ош);

— метрополии сохранили владения или участки в бывшей колонии (Фолклендские о-ва, Франция в группе Коморских островов, ЮАР порт Уолфиш-Бей в Намибии, США Гуантанаму на Кубе);

— стратегические территории (Голланские высоты, Гибралтар).

Б) Историко-культурные (мотивизированные ссылками на прошлую историческую принадлежность некоторой территории или ее этнокультурную близость к др. государству).

I. Этнический подтип:

— феномен «разделенного этноса» (Карабах, Ольстер, Крым, Ю. Осетия);

II. Исторический подтип:

— концепции «исконности» и «вековой принадлежности» (Герм. на Силезию, Померанию, В. Пруссию; Рум. на Сев. Буковину и Ю. Бессарабию; Польша к Литве и Белоруссии; претензии к России имеют Финл., Эстония, Латвия, Япония);

— неопределенность территории по исторической принадлежности и нац. составу (конфликты Сирии и Турции, Ливии и Чада, Перу и Эквадора);

— концепция несправедливого (неравноправного) договора (протесты Китая к Индии, России и Казахстану, Боливии к Перу и Чили);

— территория географически тяготеет к одному государству, а этнически к другому (турки на Кипре, тамилы на Цейлоне);

Позиционные (возникают в случае нечеткой делимитации или демаркации):

— границы по реке (Россия и Китай, Аргентина и Парагвай);

— границы по озерам (оз. Чад между Нигерией и Чадом, оз. Мверу между Замбией и ДРК, оз. Ньяса между Малави и Танзанией);

— в слабозаселенных районах (претензии Суринама к соседям, гр. Китая и Индии на плато Аксай Чин в Тибете просто не была проведена).

Функциональные (претензии одной из сторон к режиму функционирования границы, к строгостям пограничного режима и таможенной политики (конфликт между Тадж. и Киргизией по поводу прогона таджикских овец на пастбища в эсклаве киргизской территории).

Ресурсные(касаются вопросов использования природных ресурсов приграничных территорий):

— водные (Мали и Буркина-Фасо, Чили и Боливия, Сирия и Турция);

— полезные ископаемые (нефть) (конфликт между Латвией и Литвой из-за нефти, обнаруженной на шельфе вблизи государственной границы, Каспий).

Изменения политической карты могут быть двух типов: количественные и качественные. Количественные связаны с гос. тер. и границами.
Количественные изменения сводятся к завоеванию независимости бывшими колониями, сменой форм владения, приобретением суверенитета, сменой соотношения политических сил, развитием политических связей между отдельными государствами.
К количественным изменениям политической карты можно отнести территориальные приобретения или потери. Эти процессы могут идти мирно (напр., освоение русскими Сибири в 17 в., покупка Аляски США у России в 1867 г., добровольная уступка Францией некоторых р-нов своих африканских колоний в пользу Германии в 1911 г.), а могут протекать в виде военных действий (изменения гос. границ в результате 1-й и 2-й мировых войн, завоевание армией США мексиканского Техаса в 1845 г. и др.). Объединение и распад государств также можно отнести к количественным изменениям: эти трансформации ясно видимы на географической карте.
Качественные изменения связаны с трансформациями в политической системе государства.
Качественные изменения политической карты распространены не в меньшей степени. Наиболее часто происходят факты предоставления колониальным и зависимым странам гос. независимости. Нередко происходят изменения формы гос. устройства: меняется форма правления, напр. с монархической на республиканскую в Греции в 1974 г. или обратная – в Камбодже (1993). Трансформируется и административно-территориальное устройство: унитарные государства становятся федерациями (Бельгия в 1993 г.), федеративные – унитарными (Камерун в 1972 г.). К качественным изменениям также относят образование и распад межгосударственных союзов и организаций (создание ЕЭС в 1957 г., распад СЭВ в 1991 г.), появление и исчезновение «горячих точек» – очагов межгос. конфликтов, изменение названия государства (Верхняя Вольта переименована в Буркина-Фасо в 1984 г., Дагомея – в Бенин в 1975 г., Заир – в Демократическую Респ. Конго в 1997 г.), перенос столицы государства (в России из Петербурга в Москву в 1918 г., в Бразилии из Рио-де-Жанейро в Бразилиа в 1960 г., в Нигерии из Лагоса в Абуджу в 1992 г. и т. д.).

Функционализм и эволюционизм в географическом государствоведении. Сепаратизм. Ирредентизм. Регионализм. Деколонизация. Инкорпорация. Интеграция. Историческое ядро и мантия государства.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 27 | Нарушение авторских прав

Источник

Неурегулированные территориальные споры в мире. Справка

На постсоветском пространстве самый серьезный территориальный спор возник из-за Нагорного Карабаха, территории на юго-западе Азербайджана, населенной армянами. В 1991-1994 гг. между Арменией и Азербайджаном велась война за территорию Нагорного Карабаха. В наше время Нагорный Карабах является де-факто независимым государством, именующим себя Нагорно-Карабахской Республикой. Азербайджан и международное сообщество считают Нагорный Карабах частью Азербайджана.

В декабре 1963 г. в связи с обострением отношений между кипрскими греками и турками, вызванным вмешательством извне во внутренние дела Кипра, прекратилась совместная деятельность греческих и турецких членов Палаты представителей. Турки-киприоты не участвуют в работе Палаты представителей, Совета министров и других государственных органов Кипра. Греческая общинная палата упразднена в марте 1965 г. Турки-киприоты в декабре 1967 г. создали “временную турецкую администрацию”.

Исполнительный совет “временной турецкой администрации” во главе с вице-президентом республики осуществлял исполнительную власть в турецких районах Кипра. 13 февраля 1975 г. руководство турецкой общины провозгласило в одностороннем порядке в северной части острова так называемое “Турецкое федеративное государство Кипр”. Рауф Денкташ был избран “первым президентом” “Турецкого федеративного государства Кипр”. В июне 1975 г. турецкой общиной была одобрена конституция этого “государства”. 15 ноября 1983 г. законодательная ассамблея “Турецкого федеративного государства Кипр” провозгласила в одностороннем порядке т. н. независимое турецко-кипрское государство, которое называется “Турецкая республика Северного Кипра”. “Турецкая республика Северного Кипра” до сих пор признана только Турцией.

Некоторые острова Курильской гряды являются предметом территориальных претензий Японии к России. Заключение мирного договора японцы увязывают с решением проблемы Южных Курил.

Кашмир является спорной областью на крайнем севере Индийского субконтинента. Индия предъявляет права на всю ее территорию. Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира. Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира. Остальную часть занимает индийский штат Джамму и Кашмир.

Одной из самых важных проблем в отношениях между Китаем и Индией на протяжении последних пятидесяти лет остается неразрешенный территориально-пограничный спор вокруг Тибета. 25 августа 1959 г. произошел первый получивший широкую огласку китайско‑индийский вооруженный инцидент. Вслед за этим инцидентом КНР предъявила Индии значительные территориальные притязания.

Не урегулирован конфликт между Сирией и Израилем за Голанские высоты. В 1967 году они были оккупированы Израилем. В 1973 г. ООН установила буферную зону между войсками Сирии и Израиля. В 1981 году высоты аннексированы Израилем. Новый статус не признан мировым сообществом.

Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике. Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале 19 века, когда на островах появились первые британские поселенцы.

Между Канадой и Данией разгорается спор о территориальной принадлежности острова Ханс, расположенного вблизи Гренландии. На шельфе между Гренландией и Хансом были обнаружены крупные залежи нефти и газа, и обе страны претендуют на эти ресурсы.

Имеющие стратегическое значение острова Басса да Индиа, Европа, Хуан де Нова и Глориозо (Индийский океан вблизи африканского побережья Мадагаскара) являются предметом спора между Францией и Мадагаскаром. Ныне контролируются Францией.

В декабре 1996 года скалы Имиа (греческое название) или Кардак (турецкое) в Эгейском море стали поводом для конфликта между Грецией и Турцией. Конфликт был остановлен международным сообществом, но обе страны не отказались от своих претензий.

Архипелаг Чагос в Индийском океане, состоящий из 65 островов, крупнейший из которых – Диего-Гарсия, площадью 40 кв. км, является предметом спора между Маврикием и Великобританией.

Парасельские острова в Южно-Китайском море являются предметом спора между Китаем и Вьетнамом. Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно-воздушная база, построенная Китаем.

Острова Сенкаку в Восточно-Китайское море ныне являются предметом спора между Японией, Китаем и Тайванем, но контролируются японским ВМФ. Вблизи них обнаружены запасы нефти.

Острова Сан-Андрес и Провиденсиа в Карибском море являются предметом спора между Никарагуа и Колумбией. Этот территориальный спор крайне сложно разрешить, потому что от принадлежности островов зависят морские границы не только Никарагуа и Колумбии, но и Коста‑Рики, Гондураса, Ямайки и Панамы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

8.4. Территориальные споры

События давно минувших дней нередко порождают споры и в наши дни, особенно если у государств возникает интерес к определенным территориям в связи с открытием месторождений полезных ископаемых или по другим причинам. История международных отношений показывает, что многие территориальные и пограничные споры носят латентный характер, а значит, проблема разрешения территориальных и пограничных споров будет актуальной еще долгие годы. К тому же сейчас к спорам относительно территорий и границ прибавились споры о разграничении континентального шельфа и исключительных экономических зон.

В отношениях между государствами по территориальным вопросам различают пограничные инциденты, территориальные разногласия и территориальные споры. В праве спор понимается как разногласие по вопросу права или факта, конфликт правовых взглядов или интересов. С международно-правовой точки зрения о территориальном споре можно говорить только тогда, когда есть субъект спора, совпадающий объект спора (территория или граница), а также признанный сторонами совпадающий предмет спора (правоотношения, относящиеся к объекту спора). Общепризнанно, что субъектами территориального спора могут быть только государства, поскольку только они осуществляют публично-правовую функцию верховенства в пределах собственной территории. По этой причине не может быть в принципе территориального спора между индивидом и государством, между государством и международной организацией, между двумя или несколькими международными организациями и т.д. Подобные споры, если они возникают, носят гражданско-правовой, а не международно-правовой характер.

Объект и предмет спора должны совпадать; спора не будет, если субъекты говорят о разных территориях или участках территории (объект спора) или о разных правовых нормах или правоотношениях, относящихся к объекту спора (предмет спора). Если стороны договорились о едином объекте и предмете спора, то говорят о существовании территориального вопроса, который является и спором в международно-правовом смысле, и разногласием, поэтому решающим при определении наличия спора является его признание как стороной, выдвигающей территориальные претензии, так и стороной, к которой эти претензии предъявляются. Подавляющее большинство споров ведется либо по поводу принадлежности территории, либо по вопросу о прохождении линии границы. В первом случае речь чаще всего идет о принадлежности отдельных участков территории или островов. В случае с границами характер спора и способы его разрешения во многом зависят от наличия или отсутствия документов об их делимитации и демаркации.

При разрешении споров стороны часто ссылаются на так называемую приобретательскую давность. Суды и арбитражные органы нередко используют критерий давности при разрешении территориальных споров, поскольку корни таких споров иногда уходят в глубь веков. Известны решения Международного суда ООН, в которых он применял критерий давности сроком от 50 лет и более.

В случае, когда права спорящих обосновываются действиями и фактами, происходившими в далеком прошлом, суд использует доктрину интертемпорального права, согласно которой такие споры должны разрешаться нормами права, существовавшего на момент возникновения правоотношений. Здесь учитывается фактор развития права: нельзя оценивать юридические факты прошлого на основании международного права наших дней. Критерий давности хотя и применяется судами при разрешении территориальных споров, однако не является определяющим; учитываются и другие факторы. Характерно в этом отношении решение Постоянной палаты международного правосудия по делу о статусе Восточной Гренландии, в котором Палата заявила: «Притязание на суверенитет, которое основывается не на каком-либо конкретном акте… а лишь на длительном осуществлении власти, предполагает наличие двух элементов, существование каждого из которых должно быть доказано: намерения и воли действовать в качестве суверена и какого-либо фактического осуществления или проявления такой власти». Таким образом, учитывается также эффективность владения (оккупации) – непрерывное и ненасильственное осуществление территориального верховенства и юрисдикции, хотя бы де-факто. Международный суд ООН в консультативном заключении по Западной Сахаре отверг претензии Марокко, которое утверждало, что оно обладает суверенитетом на спорную территорию в силу «длительного осуществления на ней своей государственной власти». Суд признал, что «отсутствие убедительных доказательств действительного осуществления государственной власти Марокко в Западной Сахаре» не дает ему оснований для удовлетворения претензий Марокко. На практике для Суда важны любые свидетельства о деятельности государства на спорной территории, любые доказательства проявления суверенитета (например, наличие актов управления). В 1953 г. Международный суд ООН, рассматривая англо-французский территориальный спор о принадлежности двух островов, вынес решение в пользу Великобритании, основываясь на том, что «британские власти в течение большей части XIX в. и в XX в. осуществляли государственные функции в отношении обеих групп островов».

Важное значение при определении принадлежности государственной территории имеет поведение спорящих сторон. Если государство молчаливо соглашается с определенным порядком вещей, такое поведение может быть принято судом в качестве юридического факта. Длительность молчания может быть различной; суды учитывают, что заинтересованные в защите своих прав государства, как правило, сразу же за событием выражают свое несогласие, часто в форме дипломатического протеста. Признание принадлежности территории может быть молчаливым, может иметь форму односторонней декларации или договора. В деле о статусе Восточной Гренландии Международный суд ООН учел наличие договоров Дании с другими государствами и заявил, что «в той мере, в которой эти договоры представляют собой признание суверенитета Дании над Гренландией в целом, Дания вправе основываться на них». При рассмотрении территориальных споров судами важное значение имеют так называемые критические даты, под которыми имеются в виду точные даты возникновения споров. Суды не принимают в качестве доказательств любые действия или факты, возникшие после того, как существование спора было признано сторонами. Так, в споре о Восточной Гренландии Норвегия обосновывала свои права на эту территорию, ссылаясь на прокламацию, опубликованную ею 10 июля 1931 г., когда у Норвегии уже существовал спор с Данией о Восточной Гренландии. Суд признал эту прокламацию юридически недействительной, поскольку Дания, как установил Суд, по меньшей мере на протяжении 10 лет до этой даты (критической) осуществляла на спорной территории свои суверенные права.

Территориальные и пограничные споры должны разрешаться мирным путем в соответствии с принципом мирного разрешения споров, который относится к числу императивных принципов современного международного права. Таким образом, международно-правовым последствием признания спора является обязанность разрешить его мирным путем. В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что стороны должны стремиться «к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров» мирным путем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

n1.doc

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СЕРИЯ
Московский Государственный Университет

ГЕОГРАФИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Т86
Рецензенты: д-р полит. наук И. М. Бунин

д-р геогр. наук Р. Г. Сафиуллин

канд. геогр. наук Л. Ю. Мажар
Рекомендовано

Учебно-методическим объединением в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению

и специальности «География»

Книга предназначена студентам, обучающимся по специальностям “География” и “Политология”, аспирантам и преподавателям, занимающимся географическими и политическими науками, всем, кто интересуется политической географией и вопросами развития российской государственности.

© Географический факультет МГУ

© Смоленский гуманитарный университет, 1999

ISBN 5-88984-058-4
Moscow State University

Department of Geography

Введение. Теория политической географии.
Глава 1. Геополитика

§1. История геополитической мысли и традиционные геополитические школы

§2. Современная геополитика, ее научные школы и направления исследований

§3. Геополитические коды и мировые порядки

§4. Динамика глобальной политической системы

§5. Геополитика в России
Глава 2. Географическое государствоведение

§1. Методика политико-географического исследования государства §2. Политико-географическое положение государства и его территория

§3. Исследование политических границ

§4. Пограничные споры

§5. Функционализм в географическом государствоведении

§6. Эволюционизм в географическом государствоведении

§7. Морская политическая география
Глава 3. Политическая регионалистика. Традиционные направления

§1. Политико-географическая структура государственной территории

§2. Отношения «центр-периферия» и теория диффузии инноваций

§3. Политическое ландшафтоведение

§4. География власти и элитогенеза
Глава 4. Региональная политология

§1. Региональная политика

§2. Экономический аспект региональной политики

§3. Региональный политический процесс России (до августа 1991 г.)

§4. Особенности политического процесса в краях и областях (после августа 1991 г.)

§5. Отличительные особенности политического процесса в российских республиках

§6. Региональные элиты и внутриэлитные отношения

§7. Партии и общественно-политические движения на региональном уровне
Глава 5. Электоральная география

§1. Теория электоральной географии. Географические закономерности голосований

§2. Электоральная география России. Эволюция электоральной структуры России

§3. Основные особенности межрегиональных электоральных различий

§4. Методы исследований электоральной карты России

§5. Уровни электоральной географии и анализ региональных политических культур

В прошлом представление о политической географии было очень расплывчатым. Подразумевалось, что этот раздел географии изучает фактическое деление мира на государства и другие политические сообщества, например, межгосударственные союзы. Как и другие географические науки, политическая география была по преимуществу описательной. Она, как правило, сводилась к страноведению и рассказывала, какие есть в мире государства, какой в них политический строй, за счет чего они живут и в каких отношениях находятся с другими странами.

В первом приближении представление о современной политической географии можно получить, выделив основные направления ее исследований. В центре внимания обычно находятся такие вопросы, как:

а) баланс силы в мире и география международных отношений (геополитика);

б) юрисдикция над морским пространством (морская политическая география, или политическая география океана);

в) стратегическое использование природных объектов (военная, или стратегическая география);

г) распределение территории, населения и ресурсов между странами (политическое страноведение);

д) государственные границы (лимология);

е) административно-территориальное деление государств, регионализм и сепаратизм, местное самоуправление (политическая регионалистика);

ж) распространение этнических и социальных конфликтов (географическая конфликтология);

з) территориальные особенности голосований (электоральная география).

Но исследования географов показывают, что практически все социальные явления характеризуются свойством территориальности. Это значит, что они:

а) обладают площадью, т.е. выражены в пространстве и на географической карте;

б) занимают определенную территорию, которая может меняться во времени;

в) различаются от места к месту, т.е. имеют территориальную дифференциацию.

Территориальность характерна и для политических явлений, отсюда потребность в политической географии, исследующей это их свойство. Отличие политической географии от других политических наук заключается в том, что она рассматривает политический процесс в связи с географическим пространством, территорией, местом, т.е.:

а) описывает и учитывает в своем анализе местные условия, в которых происходит тот или иной политический процесс;

б) устанавливает зависимость политических процессов от географического положения объектов;

в) проводит сравнительный анализ политических ситуаций в различных районах.

Влияние природы на политику отмечалось еще античными авторами. В свое время Парменид выделил пять температурных поясов, а Аристотель говорил о культурном и политическом превосходстве промежуточного (умеренного) пояса, заселенного греками. В том же направлении мыслили Платон, Полибий и Страбон, полагавшие, что климатические условия прямо влияют на политический строй и обычаи. Эти взгляды распространились и получили популярность в средневековой Европе, особенно во Франции. Например, Жан Боден (16 в.) считал, что климатические условия должны учитываться при выработке законодательства. Он же говорил о физическом превосходстве северных народов над южными, горцев над жителями долин.

Точный и интересный анализ был проведен русским ученым Львом Мечниковым в работе “Цивилизация и великие исторические реки”, которая вышла во Франции в 1889 г. (Мечников, 1995). В этой книге прослеживается процесс формирования цивилизаций древности в долинах крупных рек (Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы). Л.Мечников пытается понять, как природные условия в этих долинах повлияли на культуру, общественно-политический строй. Например, автор считал, что сложные природные условия Египта, экономика которого полностью зависела от разливов Нила, вызвали потребность в жесткой организации общественного труда, которую мог обеспечить только фараонский режим вместе с определенными религиозными представлениями.

Действительно, природные условия определяли и ограничивали возможности развития русской государственности, оказывали влияние на политическую культуру нашей страны. Известен афоризм русского мыслителя 20 в. Ивана Солоневича, который остроумно заметил, что “русская история ограничена русской географией”. “Географическому фактору” отдали дань, пожалуй, все русские историки. В первой половине 20 в. эту тему по своему интерпретировали евразийцы, установившие естественные физико-географические границы евразийского континентального пространства, которое испокон веков стремилось к политическому объединению, сначала как Монгольская империя, затем как Россия и Советский Союз. Географические особенности России повлияли не только на русскую историческую мысль, но и на отечественную географию, которая с самого начала была природоцентричной.

В 19 и первой половине 20 вв. в географии доминировала геодетерминистская парадигма, которая предопределила и направление развития политической географии. Географический детерминизм (используются также близкие и более корректные понятия энвайронментальный детерминизм, энвайронментализм и природный детерминизм) опирался на работу Ч.Дарвина “О происхождении видов”, в которой описывались процессы эволюции, естественного отбора и приспособления организмов к среде. В рамках геодетерминизма была признана тождественность социума и биологического сообщества. География тем временем получила шанс перейти от чистой описательности к анализу, и первой формой такого анализа стал географический детерминизм.

Ярким представителем геодетерминистского направления был Уильям Дейвис, работавший на рубеже 19-20 вв. По его мнению, география изучает взаимодействие между природной средой как аргументом и поведением людей как функцией. Похожих взглядов придерживался и Ф.Ратцель, в частности в своей известной работе «Антропогеография». Несколько позже Элен Сэмпл был сформулирован классический тезис: «человек есть продукт земной поверхности». Разумеется, мало кто толковал географический детерминизм догматически, утверждая, что природа и природные условия на все сто процентов определяют культуру, обычаи, поведение человека. Большинство говорило о вероятностности процесса воздействия природы на социум, т.е. об отсутствии предопределенности. Некоторые авторы меняли акценты и делали упор на ограничениях, которые природная среда накладывает на человеческую деятельность (например, австралиец Гриффит Тэйлор, придумавший stop-and-go детерминизм). Характерными особенностями работ последователей географического детерминизма стали красочность описаний, остроумные аналогии, и это направление стало привлекательным.

В современной отечественной географии еще остаются исследователи, продолжающие традиции геодетерминизма и природоцентризма. География по-прежнему носит клеймо естественной науки. Однако существуют намного более перспективные теоретические модели, которые определяют сущность и методологические подходы современной политической географии. Речь идет о хорологической парадигме, которая рассматривает территориальность любых явлений, вне зависимости от их происхождения. Географии совсем не обязательно концентрироваться на природных явлениях и их взаимосвязях с социальными явлениями, чтобы остаться самой собой. Этот подход ушел в прошлое. Для политической географии смена исследовательской парадигмы открывает широчайшие перспективы.

Хорологический подход имеет свои традиции. Его основателем является немецкий ученый начала 20 в. Альфред Геттнер, который опирался на труды И.Канта. В 1930 г. вышел русский перевод основной работы А.Геттнера “География, ее история, сущность и методы”. В соответствии с подходом И.Канта и А.Геттнера, науки делятся на три группы:

а) науки сущностные, предметные, систематизирующие, классифицирующие;

б) науки временные, хронологические, исторические, периодизирующие;

в) науки пространственные, хорологические, топографические, районирующие.

Подводя итог, можно дать самое общее определение политической географии. Эта наука занимается исследованиями территориальной организации, пространственного распределения и распространения политических явлений, включая их воздействие на другие территориальные компоненты общества и культуры (Fellmann J. et al., 1992, p. 412).

Прикладное значение политической географии трудно переоценить. Многие видные географы работали советниками политических деятелей или занимались исследованиями, которые имели непосредственную практическую ценность. Например, географ И.Боумэн был советником американского президента В.Вильсона на конференциях, которые проводились после Первой мировой войны. Другой американский географ Р.Хартшорн занимался исследованиями государственных границ в Европе перед Второй мировой войной. Тем временем один из классиков геополитики К.Хаусхофер пытался влиять на внешнюю политику нацистской Германии. Р.Моррил проводил нарезку избирательных округов в штатах Миссури и Вашингтон. И таких примеров огромное множество.

Конечно, востребованность политической географии во многом зависит от “географической культуры” общества. Распространена ситуация, когда люди плохо знают и представляют территорию своей страны. Это весьма характерно для больших стран, география которых как раз и является наиболее интересной. Например, многие опросы показывали низкую географическую грамотность жителей России и США. Оказывается, что географическую культуру и интерес к политической географии нужно прививать. Без знаний о геополитике, странах мира, регионах собственной страны человек вряд ли может считаться действительно образованным. Значение политической географии заключается в том, что эта наука дает комплексное знание о политике в ее географическом преломлении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *