Чем задрапирована кааба сканворд 5 букв
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Религия
Al Jazeera (Катар): история самого дорогого в мире покрывала. Что происходит с кисвой Священной Каабы после ее замены?
Каждый год в начале месяца Зу аль-Хиджа Каабу покрывают новой кисвой в преддверии Дня Арафа, будто Кааба меняет старую одежду на новую, чтобы вместе с мусульманами начать празднования по случаю Ид аль-Адхи (праздник жертвоприношения — прим. ред.).
Данный обычай берет начало от «прощального паломничества», когда Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) заменил кисву Каабы на ткань, привезенную из Йемена. Праведные халифы продолжили традицию, которую мусульмане чтут и по сей день. В наши дни кисва изготавливается из чистого шелка, украшенного золотыми и серебряными нитями, причем каждый год ее обновляют.
Кисва Каабы
Кааба обзавелась кисвой в эпоху Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствуют) и Праведных халифов, которые использовали йеменские ткани вплоть до правления Муавии ибн Абу Суфьяна. Он был первым, кто приказал покрыть Каабу не только в сезон хаджа, но и в месяц Раджаб. В итоге Каабу покрывали дважды в год: первый раз в день Ашуры, а второй — при подготовке к празднику Ид аль-Адха.
Кисва Каабы изготавливалась из лучших дамасских тканей. Их отправляли в Мекку из района Эль-Кисва в пригороде Дамаска, поэтому покрывало для Каабы и называется «кисва». Вскоре производство кисвы переместилось в египетский город Танис, где начали изготавливать роскошные шелковые ткани, украшенные вышивкой. Многие правители пытались отличиться, поэтому халиф Харун ар-Рашид приказывал покрывать Каабу дважды в год, а халиф Аль-Маамун — трижды.
Традиция по изготовлению кисвы
Египтяне считали своим неоспоримым правом изготавливать кисву для Каабы. В 751 году по хиджре царь Йемена приказал сшить кисву. Кроме того, персы предпринимали неоднократные попытки сшить кисву, но правители Египта настаивали на том, что изготовление кисвы это их право.
Мамлюкский султан Мухаммед ан-Насир ибн Калаун приказал изготавливать покрывало для Каабы один раз в год. Его указ действовал вплоть до правления Мухаммеда Али, в эпоху которого возникли политические разногласия о церемонии торжественной передачи кисвы. В результате Египет прекратил производство кисвы более, чем на 6 лет.
В 1233 году по хиджре в Каире была основана фабрика по изготовлению кисвы для Каабы, но она прекратила свою деятельность в 1381 году по хиджре (1962 год), когда Саудовская Аравия взяла на себя эту обязанность.
Основание фабрики по изготовлению кисвы для Каабы
После политических разногласий с Египтом король Саудовской Аравии Абдель-Азиз Аль Сауд приказал основать Дом кисвы для Каабы (1346 год по хиджре / 1927 год нашей эры). В нем установлены ткацкие станки и вышивальные машины, которые каждый год обновляют.
На фабрике работают более 200 рабочих, которые занимаются изготовлением внешней кисвы, а также занавеса для внутреннего помещения Каабы и усыпальницы Пророка Мухаммеда. Они используют лучший в мире шелк, вес которого составляет 670 килограммов, а также 120 килограммов 24-х каратных золотых нитей и 100 килограммов серебряных.
Стоимость кисвы Священной Каабы превышает 20 миллионов саудовских риалов, что эквивалентно 5,3 миллиона долларов. Это делает ее самым дорогим покрывалом в мире.
Куда девается старая кисва?
В наши дни старую кисву разрезают на мелкие части и преподносят в качестве подарка высокопоставленным лицам, правительствам и посольствам в Саудовской Аравии.
Кстати говоря, в мечети Улу-Джами в турецком городе Бурса хранится кисва. Она лежит на том же самом месте, куда ее положил султан Селим I в 1517 году после того, как он завоевал Египет. Она является самой старой кисвой, которая в полной сохранности дошла до наших дней.
Сообщается, что Египет готовится показать прошлогодний лоскут кисбы Каабы в Большом египетском музее, который был открыт в новой административной столице. Кроме того, лоскут старой кисвы время от времени выставляется на выставке текстиля в Аль-Муиззе в Каире. В прошлом году в музее были представлены два лоскута кисбы Каабы: зеленый и черный. Один относится к концу эпохи мамлюков, а другой — к началу господства Османской империи. Ранее усыпальница Пророка Мухаммеда была покрыта кисвой зеленого цвета, а Священная Кааба — черного. В наши дни старая кисва хранится в здании фабрики по изготовлению кисвы для Каабы, основанной в Каире в 1233 году по хиджре.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Главная мусульманская святыня Кааба. Справка
Кааба – главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».
Кааба находится в центре главной мечети Мекки «Месджед аль-Харам» и представляет собой каменное сооружение кубической формы высотой 15 метров. Две стороны его имеют ширину по 10 и две – по 12 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света.
В восточный угол Каабы на уровне 1,5 м вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом.
Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.
Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.
По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.
Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.
В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня – примерно, 16,5 на 20 см.
Кто и когда первоначально построил Каабу – неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.
В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).
Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.
Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.
Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.
Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.
До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.
Чем задрапирована кааба сканворд 5 букв
«Аль-Бейт Аль-Атик» — еще одно название Каабы, что означает «Древний Дом», который посещают мусульмане со всего мира с целью совершения ежегодного паломничества, известного как хадж, один из пяти столпов ислама. Именно из-за значения Каабы большое внимание уделяется и величественному занавесу, который ее покрывает. Этот занавес известен как кисва. С момента возведения Каабы кисва происходила из самых разных мест. И независимо от социальных и экономических факторов, которые, возможно, сыграли свою роль в этом, кисва была и считается символом благоговения и божественности в «Бейт аль-Харам» — еще одно название Каабы, что в переводе означает «Священный дом». Все они являются способами выражения близости к Богу.
Первое покрывало Каабы
Существует две возможных версии происхождения традиции кисвы. Согласно одной из них, первым Каабу покрыл Пророк Исмаил, а согласно вотрой — один из предков Пророка Мухаммада, Аднан (мир им всем).
Традиция покрывать Каабу является древней, поскольку Кааба веками использовалась в качестве важного религиозного центра более чем одной языческой религии, которые теперь исчезли. Изначально покрывало Каабы привозили из разных мест, и оно было во всех цветах и типах материалов. Покрытие Каабы считалось честью и привилегией; таким образом, между авторитетными семьями и группами была большая конкуренция. Племена из Персидского залива, а также из других частей Ближнего Востока сотрудничали, чтобы гарантировать, что Кааба никогда не будет раскрыта. С этой целью и привозили различные материалы из разных частей света.
Во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) кисву изготавливали из ткани, привезенной из Йемена, и она менялась и обновлялась два раза в год — перед рамаданом, а затем во время хаджа. Кисва времен Пророка (мир ему и благословение) имела на себе белые и красные полосы.
Позднее, во время правления халифов, предоставление кисвы стало формально обязательством государства или исламского правительства. Ответственным за снабжение Каабы кисвой в то время стал Египет, жители которого были известны своим безупречным плетением самых сложных вещей из всех видов материалов. В период господства Османской империи большое внимание уделялось выбору лучших вышивальщиков и ткачей в Тинисе — египетском городе, известном своими мастерами и превосходными дизайнами. В те дни кисву изготавливали из черного шелка, на котором были различные сложные узоры и вышивка. С тех пор и до сегодняшнего дня кисва изготовляется традиционно черного цвета.
В первые годы покрывало не снимали с Каабы – новое просто накидывали поверх старого. Но позже Аль-Махди Аль-Аббаси приказал ограничить кисву одним слоем из-за опасений, что со временем тяжесть может повредить стены Каабы. С того времени кисва всегда была однослойной, а из использованных кисв делали сувениры, аккуратно вырезая из них квадраты и обрамляя их. Когда на престол Саудовской Аравии взошел король Абдул-Азиз, он принял на себя всю полноту ответственности за Каабу, в том числе за обеспечение ее кисвой.
3 части кисвы
Кисва состоит из трех основных частей: ситаар (занавес) двери Каабы, внутренняя подкладка внутри Каабы и хизам — пояс Каабы. Все они изготавливаются на эксклюзивной и специализированной фабрике «Кааба Кисва» в Мекке, где используются самые точные и высшие уровни производства, будь то материал, из которого сделана кисва, или вышивка, которая на нее наносится.
Ситаар высотой 6,5 метра и шириной 3,5 метра выполнен из черного шелка с толстой зеленой шелковой подкладкой. На нем золотыми и серебряными нитями вышиты аяты из Корана и узоры.
Занавес, покрывающий внутреннюю часть Каабы, соткан вручную и поэтому требует точности и исключительного мастерства. Его изготовление состоит из нескольких этапов, начиная с окрашивания шелка в зеленый цвет. Суры и рисунки рисуют и отпечатывают на зеленом шелке, а потом вышивают. Сама вышивка — это самый деликатный и длительный процесс.
Зеленый шелк затем распределяется и драпируется на внутренних стенах Каабы, а также на ее потолке. Эта часть внутренней облицовки меняется каждые 3–5 лет.
Третья основная часть кисвы — это пояс Каабы. Это — изысканное произведение искусства. Хизам венчает Каабу золотой красотой и сиянием и располагается на расстоянии две третьих между нижним и верхним краем кисвы. Хизам — это пояс, сотканный из аятов и исламских узоров, расшитый толстой серебряной нитью, плотно покрытый золотом. Он насчитывает 47 метров в длину и 95 см в ширину. На изготовление кисвы уходит около 670 кг шелка и 150 кг серебра и золота.
Фабрика по производству кисвы
Из-за духовного значения Каабы во время правления короля Абдул-Азиза в 1927 году в Мекке (Саудовская Аравия) была основана специальная фабрика по производству кисвы, а ее первым управляющим стал шейх Абдуррахман Музхар. В том же году фабрика произвела первую кисву, а позже ее работа была расширена с трех секций до шести, на которых трудятся 240 ткачей. Изготовление кисвы состоит из пяти этапов:
1. Покраска. Она начинается с того, что сырой шелковый материал замачивается в горячей мыльной воде в течение 24 часов. Шелк становится ослепительно белым, а затем он окрашивается в черный или зеленый цвет, в зависимости от того, для какой части кисвы он предназначен. Нити, которые будут использоваться для подкладки, также окрашиваются в соответствующий цвет.
2. Ткачество. Раньше большую часть плетения делали вручную; однако, для больших частей кисвы, которые не требуют особой художественной тонкости, узор наносится механически. Ручное ткачество все еще используется для последних штрихов, которые могут быть добавлены только художественным прикосновением человека.
3. Печать. Следующим этапом является печать всех рисунков и каллиграфии, которые будут размещены на поясе или на других частях кисвы, которые позже расшивают.
4. Вышивка. Это самая долгая и самая напряженная работа. Все рисунки и каллиграфия вышиты вручную серебряными и золотыми нитями. На покрывале также имеется вышивка шахады, тасбиха и 99 имен Аллаха, расшитая черными нитями. Аяты и рисунки заполняются хлопковой начинкой, а затем обтягиваются хлопковыми нитями желтого и белого цветов. Затем они покрываются золотой и серебряной вышивкой, которая возвышается над уровнем кисвы на 2 сантиметра, поэтому этот процесс не может быть выполнен механически.
5. Облачение Каабы. Процесс подготовки к облачению Каабы включает в себя координацию и определение местоположения углов кисвы с тем, чтобы в соответствующих местах отображались правильные рисунки и аяты. К некоторым областям добавляют дополнительную подкладку.
У мусульман есть два Ида — два особых праздничных дня. Один знаменует собой окончание месяца поста Рамадана, а второй — окончание хаджа, обязательного паломничества. Ежегодно к 9-му дню Зуль-хиджа, месяца хаджа, перед Ид аль-Адха (праздником жертвоприношения), к покрытию Каабы готова новая кисва. И этот год не станет исключением, ин ша Аллах!
Кто первым покрыл Каабу полотном из шёлка
Взоры всех мусульман во время совершения намаза устремлены к Священной Каабе. Каждый год миллионы паломников со всего мира стекаются к ней, чтобы совершить обряды хаджа. Это строение кубической формы, первый дом, построенный на нашей планете – особо возвеличенный Аллахом и самый почитаемый Дом Всевышнего на земле.
Священную Каабу сегодня покрывают чёрным шёлковым покрывалом, которое называют кисва. Покрывало меняют раз в год, обычно накануне дня Арафа, когда все паломники отправляются в долину Мина и оттуда – на гору Арафат.
В это время в Мечети Аль-Харам меньше всего людей. После того, как Каабу омоют, старое покрывало снимается и накидывается новое. Кисва оборачивается вокруг Каабы и крепится к её основанию медными кольцами.
Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом изречения из Корана. Изречения из Корана украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу, которая сделана из чистого золота.
В течение нескольких столетий кисва изготавливалась в Египте как из местных материалов, так и из тканей, привозимых из Индии, Судана и Ирака. Но в XX веке указом первого саудовского короля Абд аль-Азиза ибн Сауда в Мекке была основана особая ткацкая фабрика для изготовления покрывала Каабы, и с 1927 года до наших дней кисва производится уже в самой стране.
Общая площадь современной кисвы равняется 658 квадратным метрам, состоит она из 47 частей, длина каждой – 14 метров, а ширина – 101 см. Материал украшен аятами Корана, вышитыми золотыми и серебряными нитями.
На покрывале также имеется вышивка 99 имён Аллаха, слов шахады и тасбиха, сделанная чёрными нитями. На изготовление одной кисвы расходуется 670 кг шёлка и 150 кг золота и серебра на вышивку аятов.
Старая же кисва поступает в распоряжение хранителей Каабы и шарифа Мекки. Её разрезают на кусочки и раздают. Следует отметить, что традиция разрезать старое покрывало на маленькие кусочки и раздавать их паломникам идёт со времён правления второго праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах).
Что касается человека, первым покрывшего Каабу шёлком, то учёные историки разошлись во мнениях относительно этого. Ибн Исхак сказал, что это был Хаджадж Ибн Юсуф Ас-Сакафи, Ибн Касир сказал, что это был Абдуллах Ибн Аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах), Аль-Маварди же высказал мнение, что первым, кто покрыл Каабу шёлком, был Халид ибн Джафар.
Группа учёных, в числе которых Ад-Дарукутни, приводят историю о том, что Натиля бинт Аджнаб, мать Аббаса ибн Абдульмуталиба потеряла Аббаса, когда он был маленьким ребёнком, и она дала обет покрыть Каабу шёлком, если найдёт сына.
Также Аль-Азруки передал, что Муавия (да будет доволен им Аллах) сделал для Каабы покрывало из шёлка. До него кисву меняли каждый год в день Ашура, Муавия же начал менять покрывало два раза в году.
Во времена правления халифа Аль-Маъмуна кисву меняли три раза в год. Он менял покрывало Каабы на восьмой день месяца Зуль-Хиджа (день тарвия, накануне дня Арафа) на кисву из красного шёлка, в начале месяца Раджаб её меняли на покрывало из египетского полотна, а на 27-ю ночь месяца Рамадан кисву из белого шёлка.
Сделать кисву Каабы из белого шёлка было решено в 206 году хиджры, когда Аль-Маъмуну сообщили, что покрывало из красного шёлка изнашивается быстрее других. Тогда он спросил: что же будет лучшим для Каабы? Ему ответили, что лучше всего будет белый шёлк, и он сделал кисву из него.
Что же касается человека, который впервые покрыл Каабу, то Аль-Азруки передаёт от Ибн Джурайджа, что первым, кто положил начало традиции полностью покрывать Каабу, был Туба, король Хумайюра в Йемене. Впоследствии в доисламский период Каабу покрывали и многие другие.
Сообщается, что однажды Туба приехал в Мекку и оставался там в течение шести дней. Во время пребывания в городе он делал жертвоприношения и раздавал мясо жертвенных животных беднякам. И в одну из ночей он увидел во сне, как надевает покрывало на Каабу. Проснувшись утром, он сразу же сделал то, что было показано ему во сне.
Во вторую ночь он увидел, что одевает Каабу в покрывало из другого материала, а в третью ночь ему приснилось, что он накрывает Каабу покрывалом из другого материала. Проснувшись, он реализовывал увиденное во сне. Таким образом, он получил известность как первый, кто укрыл Каабу покрывалом.
Ас-Сухайли сказал: «Передаётся, что, когда Туба покрыл Каабу грубой и тонкой тканью, кисва сползала со стен, а когда её покрыли плотной тканью из пальмовых волокон, эта проблема исчезла».
Также Аль-Азруки передал по разным цепочкам, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) покрывал Каабу, после него и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) надевал кисву на Каабу.
Также Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) покрывал Каабу египетским полотном за счёт средств из казны мусульман. После них Каабу одевали Усман ибн Аффан, Муавия, Абдуллах ибн Аз-Зубайр и другие правители (да будет доволен ими всеми Аллах).
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Главная мусульманская святыня Кааба. Справка
Кааба – главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».
Кааба находится в центре главной мечети Мекки «Месджед аль-Харам» и представляет собой каменное сооружение кубической формы высотой 15 метров. Две стороны его имеют ширину по 10 и две – по 12 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света.
В восточный угол Каабы на уровне 1,5 м вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом.
Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.
Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.
По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.
Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.
В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня – примерно, 16,5 на 20 см.
Кто и когда первоначально построил Каабу – неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.
В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).
Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.
Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.
Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.
Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.
До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.