Чем заинтересовать годовалого ребенка если он не играет в игрушки
Почему ребенок не играет в игрушки?
Ситуация, когда ребенок не играет в игрушки, обычно воспринимается родителями как нечто нестандартное. Им бывает непросто понять причины такого поведения, ведь считается, что все дети любят игрушки и с удовольствием с ними играют. Как быть, если ребенок разбрасывает игрушки, предложенные родителями, и не проявляет к ним никакого интереса? В первую очередь необходимо разобраться, почему малыш так себя ведет и что может мешать нормальному формированию и развитию игрового процесса.
Почему ребенок не играет в игрушки?
Причин, из-за которых ребенок не играет в игрушки, может быть несколько. Но чаще всего ребенок бросает игрушки, даже не поиграв с ними, по вполне обоснованным, хоть и не очевидным для родителей поводам.
Ребенок еще не научился играть самостоятельно. Многие родители считают, что малышу достаточно дать игрушки, и он сразу начнет играть с ними сам. Но со своими первыми игрушками большинство деток совершают только какие-то однообразные действия. Например, ребенок может долго катать машинку по полу, а потом это ему надоест. Если предложить малышу ту же самую машинку в другой раз, она его уже не заинтересует. В итоге ребенок разбрасывает игрушки, так как не знает, что с ними можно делать. Поэтому родителям важно развивать фантазию ребенка, показывая ему как можно больше разнообразных действий с игрушками: ту же машинку можно не просто катать, ее можно скатывать с горки, в ней можно перевозить другие игрушки и так далее.
Игрушек слишком много. Ребенок бросает игрушки просто потому, что они ему надоели. Если у малыша много самых разнообразных игрушек, его внимание рассеивается, и ему может быть неинтересна ни одна из них. Родителям не следует заваливать ребенка кучей игрушек, надеясь, что их разнообразие позволит занять его. Ребенок бросает игрушки, не поиграв с ними и полчаса, в итоге они остаются невостребованными, и родители покупают малышу новые игрушки, которые тоже заинтересуют его совсем ненадолго. Приучать малыша к самостоятельной игре с помощью большого количества игрушек бесполезно. Пусть лучше у ребенка будет стандартный игровой набор, время от времени пополняемый новыми игрушками.
Игрушки не позволяют ребенку развивать воображение. Современный рынок детских товаров завален различными интерактивными игрушками. Они разговаривают, поют, танцуют, а ребенку достаточно только нажимать на кнопки. Но подобные игрушки совсем не помогают в развитии игровой деятельности малыша, так как они сводят весь игровой процесс к примитивным действиям – нажал кнопку, а дальше остается только наблюдать, что будет делать игрушка. Воображение ребенка при этом не работает, потому что ему не предоставляется возможности сделать игрушку «живой», наделить ее голосом и характером, ведь она разговаривает и так. Поэтому у ребенка обязательно должны быть традиционные игрушки – куклы, машинки, солдатики, конструктор. Они позволят ему самостоятельно создавать игровое пространство. Но, как уже говорилось, родители должны помогать ему в этом, предлагая различные вариации игр с одними и теми же игрушками.
Какие игрушки купить ребенку?
Еще одна причина, по которой ребенок не играет в игрушки, может быть в том, что они просто не подходят ему по возрасту. Бывают ситуации, когда ребенок разбрасывает игрушки вместо того, чтобы с ними играть, потому что они не соответствуют уровню его развития, он просто не знает, что с ними делать и еще не умеет пользоваться теми возможностями, которые они предоставляют. Родителям следует знать, какую игрушку купить ребенку в 1, 2 или 3 года, чтобы она выполняла свои основные функции – была интересна и понятна, а также положительно влияла на развитие.
Игрушки для детей младшего возраста (от рождения до 2,5–3 лет). В этот период ребенок исследует новые предметы, поэтому практические любые манипуляции с игрушками для него являются игрой. Игрушки для ребенка этого возраста должны помогать его сенсорному развитию, то есть позволять ему осваивать различные формы, цвета и материалы. Для этого лучше всего подходят погремушки, кубики, пирамидки, наборы конструктора с крупными разноцветными деталями. Цвета игрушек для ребенка до 3 лет лучше выбирать среди основной палитры: это зеленый, красный, синий и желтый.
Игрушки для детей среднего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет). В это время у ребенка активно развивается речь, мышление и воображение, поэтому ему нужны такие игрушки, которые подходят для сюжетно-ролевых игр. У ребенка обязательно должны быть мягкие игрушки и куклы, пальчиковые и наручные игрушки, а также наборы, имитирующие различные бытовые предметы из «взрослого» мира: игрушечная мебель и посуда, строительный конструктор.
Игрушки для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Для ребенка этого возраста по-прежнему важны сюжетно-ролевые игры, которые помогают ему осваивать различные социальные роли. Поэтому у него должны быть игрушки, которые позволят ему играть в «магазин», «дочки-матери», «больницу» и прочие игры, имитирующие ситуации из реального мира. В этот период ребенку также можно предлагать сложные наборы конструктора, паззлы и мозаики. Важно, чтобы у ребенка были игрушки, требующие игры по правилам. Для этого отлично подходят настольные игры с различными сюжетами.
«Я переживала, что в год ребёнок совсем не интересуется игрушками»
Меня зовут Ирина, мне 30 лет. У меня есть сын Ярослав, ему 1 год и 1 месяц. Мы из Красногорска. Чаще всего проводим время дома, в основном играем и занимаемся бытовыми делами. До обучения у меня было ощущение, что я не всегда правильно интерпретирую поведение сына. Меня беспокоило, что ребёнок в год не интересуется игрушками. Хотелось научиться лучше понимать его и проводить совместное время с пользой. Расскажу, к каким результатам мы пришли после курса о создании развивающего пространства дома.
Привет!
Чем мы заменили игрушки
Наше обучение началось с внимательного наблюдения за детьми. Нужно было отмечать все особенности поведения ребёнка: чем он интересуется, какие действия повторяет. Записывать, смотреть и думать, почему он делает именно так, какая потребность скрывается за его занятиями. А потом предлагать возможности для реализации этих потребностей.
Вот то немногое, что бросилось в глаза в первые дни наблюдений:
Через наблюдения я увидела потребность, которая скрывается за переливанием воды. В возрасте Ярослава нормально интересоваться водой и играть с ней — трогать, собирать, удивляться её свойствам. Это естественный этап знакомства с окружающим миром. Поэтому я решила организовать доступ к воде, и теперь он может хоть сколько её переливать, чтобы удовлетворить свой интерес.
На занятиях объяснили, как говорить с малышом и доносить до него свои мысли, в то же время понимать и помогать прожить эмоции. Я поняла, что, запрещая что-то, нужно предлагать не менее интересную альтернативу — тогда всё получится.
Много изменений у нас произошло после обустройства развивающей среды. Оказалось, что без игрушек жизнь малыша может быть наполнена развитием и интересными делами. Расскажу об этом больше и покажу фотографии.
Приобщили ребёнка к жизни семьи. После первых изменений Ярослав перестал капризничать и висеть на штанах, когда я готовлю. Он искренне интересуется всем, чем я занимаюсь, и пытается повторять.
По просьбе сын подаёт кастрюли и сковородки, картофель и лук. Фигурным ножом уже резал банан, яблоко. Малышу однозначно хочется и нравится участвовать в процессе приготовления пищи, поэтому теперь чаще привлекаю его к этому занятию.
Сын очень любит мыть посуду, а после посуды вместе моем пол.
Благодаря курсу наша семья узнала о существовании такого предмета интерьера, как башня помощника. В результате папа сделал башню для Ярослава самостоятельно. Так появился наш семейный проект «Умное дерево» — заходите, будем всем рады.
Обустроили гардероб и прихожую. Мы начали с сортировки вещей: важно, чтобы ребёнку было их удобно складывать и брать. Сначала просто сложили, а потом распределили по коробкам для удобства. Добавила корзины для подгузников и многоразовых трусиков. Ярослав уже проявляет стремление к самостоятельности: всегда относит грязный многоразовый подгузник в стиральную машину, протягивает руки в рукава, варежки, а ноги — в валенки.
Обустроили зону ухода за собой. Мы разместили в ванной полотенце на уровне роста Ярослава, поставили стакан с зубной щёткой и пастой (раньше выдавали зубную щётку с пастой только утром и вечером).
Пока пользуемся многоразовыми подгузниками, но планируем организовать место под трусики и подставку для доступа к ванной. Подгузник с большим удовольствием надевает в ванной, сидя на табуретке подаёт ноги, а раньше мы это делали в комнате, и малыш всё время убегал.
Малыш интересуется туалетными делами: заглядывает, что же там происходит. Пасту пока глотает, но щётку увлечённо грызёт и пытается повторять движения взрослых. Если ребёнок в год не играет с игрушками, значит, он может пытаться удовлетворить свои потребности в развитии, приобщаясь к бытовым делам и уходу за собой. Стоит только предложить.
Дополнила полку зеркалом и расчёской для Ярослава. Сын увлечённо пытается сам открутить крышку пасты и выдавить на щётку.
Перевесили основное зеркало, добавили табурет и воду. Поставили горшок, несколько раз сидел на нём, но пока просто как на стуле
То есть у вас совсем нет игрушек?
Конечно, игрушки остались, но не в таком большом количестве. У нас есть зона движения и игр, обустроенная с учётом потребностей в развитии ребёнка, а также зона творчества и чтения.
В зоне движения комплекс из горки, качелей, перекладин для подъёма (на качели просит посадить, если хочет кататься, остальным пользуется сам). Рядом стоит корзина с мячами: сын любит спускать их с горки.
В зоне творчества и чтения стоят книги — Ярослав приносит их нам, если хочет, чтобы почитали. Лежит папка с бумагой и карандашом. Рядом — коробка с «Лего».
Есть запасные материалы: планшеты с фигурками-вкладышами, миска с деревянными брусочками, барабан, паровозик с двумя вагонами, флакон (иногда достаём его, и малыш откручивает крышку). После ревизии игрушек и организации полки с книгами, ребёнок начал сам приносить книгу для чтения и убирать обратно.
Сын с удовольствием осваивает кисточку
А ещё мы любим играть на улице.
Что изменилось в моём подходе
Если в год ребёнка меня беспокоило, что он не интересуется игрушками, то теперь кроме игрушек у нас нашлось много новых полезных дел. Появилось понимание, что и как стоит менять: в первую очередь в себе и отношении к сыну, а уже потом — в среде для развития.
Изменился и мой подход к воспитанию:
Я получила то, зачем пришла, и даже больше. Считаю, обучение будет полезно всем родителям, которые хотят обеспечить детям насыщенное счастливое детство.
От редакции: нормально ли, что годовалый ребёнок не интересуется игрушками
Комментарий эксперта курса — детского психолога и Монтессори-педагога Анны Федосовой:
«Детям до 3 лет игрушки нужны преимущественно для того, чтобы дать простор тем граням потребностей развития, которые не нашли пищи в другой практической деятельности.
Разберём подробнее на примере метафоры о банке с крупными камнями и песком.
Крупные камни здесь — это движение и речь. А также копирование действий взрослого по самообслуживанию и заботе о среде, других людях. В этом копировании и реализуется потребность в движении, осваивается речь. В реальной самостоятельной деятельности происходит построение собственной личности малыша. А игрушки в этой схеме — это песок для заполнения пустот. Если вы начнёте с песка, крупняк не поместится в банку.
Не беспокойтесь об игрушках, беспокойтесь обо всём остальном. Вовлекайте ребёнка в реальную жизнь, в быт. Когда вы введёте в обиход самостоятельность по всем фронтам, то обнаружится, что на игрушки остается довольно мало детского внимания, времени, сил. И уже после того, как вы начнёте систематически поощрять самостоятельность и помогать ей, возможно, вы всё же обратитесь к игрушкам»
Редактор: Камила Кленовиц
Мини-курсы для родителей от 199 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов
Почему ребенок не играет в игрушки?
Почему ребенок не играет в игрушки?
Казалось бы, игра — самое естественное занятие ребенка. Так почему же некоторым детям бывает сложно включиться в игровой процесс и чем это может обернуться в будущем?
Игра — это заложенный природой способ развития детей
В игре человек учится взаимодействовать с другими людьми и примерять на себя различные роли.
Ребенок во время игры учится проявлять и воспринимать эмоции, слушать других и формулировать свои мысли, проявлять сочувствие, оказывать помощь, а главное — фантазировать и придумывать новое. В этот список можно добавить много всего.
Дети же играют, потому что это весело, и взрослые должны помочь им это почувствовать.
Способность играть так же важна, как умение ходить или говорить.
Пять причин, которые мешают детям играть:
Взрослые не поддерживают детские игры.
Недостаточно предметов, которые можно по-разному использовать в игре.
У детей нет возможности организовать пространство таким образом, чтобы мебель можно было использовать в игре.
Многим взрослым кажется, что детские игры — это что-то само собой разумеющееся, но ребенок не начнет играть сам по себе. Ему нужна помощь взрослого, которая заключается не только в том, чтобы организовать пространство и морально подготовиться к возможному шуму и беспорядку. Самый лучший способ подтолкнуть ребенка к игре — это показать пример. Не пытаться рассказывать, что и как делать, а самому сесть на пол, взять игрушки и начать играть.
Не следует покупать ребенку:
Большие мягкие игрушки.
Страшных, уродливых и нереалистичных кукол.
Игрушки, которые опасны для физического и психического здоровья ребенка.
Какие игрушки нужно покупать ребенку?
Обязательно покупайте игрушки ребенку по возрасту. Учитывайте и интересы ребенка, игрушка должна ему нравиться.
В этом возрасте ребенок еще только познает мир. Любые движения с игрушкой это уже игра. Поэтому малышу необходимы игрушки, которые развивали бы моторику рук, а так же его восприятие цвета, формы и текстуры. Подойдут, например, кубики, пирамидка, погремушки, мягкие игрушки, крупные конструкторы.
Это период когда у ребенка формируется воображении и мышление. Так же активно развивается речь. Поэтому в качестве игрушек, лучше выбирать кукол, мягкие игрушки, посуду, конструкторы. Играйте с ребенком, в этом возрасте будут очень полезны игры по ролям.
В этом возрасте должны так же преобладать ролевые игры и игры приближенные к взрослой жизни. Например, игры в дочки-матери, игры в больницу и магазин, игры в кухню и дом и т. д. Так же для игр подойдут конструкторы и мозаика. Не забывайте и про настольные и спортивные игры.
Как выбрать безопасную игрушку?
Перед покупкой необходимо убедиться, что игрушка безопасна. Как же выбрать ребенку безопасную, полезную и интересную игрушку?
Важна реалистичность игрушек.
Большой размер игрушек.
Материал, из которого сделана игрушка,должен быть: прочным, нетоксичным, не хрупким.
Мелкие детали у игрушки должны отсутствовать.
Недопустимы игрушки с острыми краями, зазубринами.
Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.
Игрушка должна развивать координацию движений, мышление, воображение, активность и любознательность ребенка.
Музыкальные игрушки не должны вызывать неприятных слуховых ощущений.
Нельзя использовать сломанные игрушки, игрушки с дефектами.
Игрушка не должна вселять страх в ребенка.
Игрушка должна быть яркой и интересной для ребенка.
Памятка для родителей «Почему ребенок не слушается?» Памятка для родителей Почему ребенок не слушается? Общие причины непослушания: — нерешительный отказ ребенку в просьбе или отказ без объяснений;.
Консультация для родителей «Почему ребенок не начинает говорить?» Овладение первыми словами у детей происходит по-разному и в разные сроки. Это процесс индивидуальный и зависит от многих факторов. Но если.
Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.
Консультация для родителей «Почему ребенок плохо ест?» Самая банальная и частая причина плохого аппетита – нарушение режима питания. У детей дошкольного возраста аппетит не всегда одинаков. Особенно.
Консультация для родителей «Почему ребенок плохо разговаривает?» Последнее время все меньше дошкольников с речью без отклонения от нормы. Возникает вопрос: «Почему это происходит?». Причины не только в.
Консультация для родителей «Почему послушный ребенок — не всегда хорошо» Послушанию традиционно придаётся большое значение в воспитании. Одна из самых распространённых жалоб родителей: «Ребёнок меня не слушается».
Консультация педагога-психолога «Почему ребенок кусается» Ребенок стал кусаться. Не пугайтесь, если вы заметили за ним эту неприятную привычку. Лучше присмотритесь и поищите причину, почему ребенок.
Консультация для родителей «Почему ребенок ведёт себя так, а не иначе?» Наверняка каждый из родителей время от времени (кто-то – чаще, кто-то – реже) встречается с тем, что ребенок ведет себя совсем не так, как.
Консультация психолога «Почему ребенок обманывает?» Ребенок обманывает. Обманывает сознательно, систематически, вдохновенно. Вы понимаете это, но не придаете должного значения. И напрасно.
Тест для родителей «Почему ваш ребенок часто болеет?» Давайте попытаемся разобраться, почему же так часто болеет ваш ребенок и к кому в первую очередь следует обратиться за помощью. Вам предлагается.
Почему дети не играют в игрушки?
Очень часто от мам можно услышать: «Мой ребенок ни во что сам не хочет играть, хотя игрушек много. Столько разных игрушек лежат без дела, он их может только разбросать, а потом просто слоняется за мной по квартире: ему больше нравится со мной полы мыть, возиться на кухне. Занять на время можно только мультиками».
В норме на рубеже 1 и 2 года жизни ребенок активно манипулирует игрушками, а взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение, которое ребенок может отобразить в своей игре (машина едет и гудит). К концу второго – началу третьего года жизни формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу). В возрасте с 3 до 7 лет – главное место занимает собственная ролевая игра.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, на ее основе строится все последующее развитие, обучение и воспитания ребенка, поэтому так важно вовремя разобраться в «игрушечном вопросе».
Чем больше игрушек – тем хуже игра.
Практически каждый человек, приходя в гости в дом, где есть ребенок, считает своим долгом принести в подарок игрушку. Они складируются рядом с теми, о которых мама и папа так мечтали в детстве и просто не могли не купить для своего малыша. А рядом еще и «развивайки», которые приобретались в погоне за ранним обучением и развитием.
Получается, что практически у любого современного ребенка игрушек больше, чем ему полезно иметь. Их слишком много, следовательно, они не являются какой – то ценностью. «Работать» такое количество игрушек будет только в правильно организованном «игровом мире».
Где живут игрушки?
Если игрушек действительно много, лучше разделить их, например, на три части. Две из них убрать в недоступное место, а оставшиеся ни в коем случае не сваливать просто в ящик. Желательно, что бы игрушки располагались на уровне глаз и были рассортированы (конструкторы, машинки, звери и т.д.). Психологами замечено, что ребенок лучше играет, пока может нарушать эту систему хранения, доставать, открывать, разрушать порядок. Если ребенок с начала игры сидит в куче игрушек, вываленных из ящика, вероятнее всего он их просто раскидает.
А убирать кто будет?
Конечно, многим родителям проще и быстрее убрать игрушки самим. Но следует помнить, что привычка участвовать в уборке легче вырабатывается до трех лет. Не оставляйте малыша одного прибирать игрушки. Лучше всего уборка проходит при участии мамы и в игре (игрушки в домики, кто быстрее и т.д.). В этом случае игрушек в свободном доступе должно быть столько, сколько малыш может убрать при помощи взрослого.
«Неправильные» и «правильные» игрушки.
В первую очередь в свободном доступе лучше оставить многофункциональные игрушки, которые подходят как для предметных, так и для сюжетно – ролевых игр (мячи, крупные конструкторы, обычные куклы, столовые приборы, машинки и т.п.). Часто игрушки используются не по назначению, их могут уронить, покусать, поэтому материал игрушки должен быть не токсичный, хорошо окрашенный, ударопрочный.
Обратите внимание на цвет, он должен быть естественным. Однако игрушка не должна быть в точности как образец (например, слишком детализированный игрушечный утюг), а должна оставлять место для развития фантазии. Поэтому игрушки, которые начинают крутиться, мигать, петь, активно передвигаться от одного касания кнопки – не лучший выбор. Они сводят игру к примитивному нажатию кнопок, где затраченное усилие и полученный эффект не соответствуют друг другу.
Самое главное.
Помощь взрослого заключается не только в подборе правильной игрушки. Важно ввести ее в игру. Психолог Л.С. Выготский говорил о «зоне ближайшего развития». Этот закон говорит о том, что в каждом возрасте существует деятельность, которую:
1 Ребенок может делать сам;
2 Может с помощью взрослого;
3 Не может делать вообще.
Этот круг вещей, которые ребенок может выполнять самостоятельно развивается только за счет того, что он делал вместе со взрослым. Т.е. когда деятельность выполняется вместе, ребенок развивается быстрее и благополучнее.
Чтобы малыш играл САМ, нужно чтобы сначала взрослый играл ВМЕСТЕ с ним.
Часто ребенок выбирает любимые «мамины игрушки» – телефон, кастрюльки на кухне. Чтобы приучить ребенка к самостоятельной игре с игрушками можно поступить следующим образом:
– Выберете игрушку и в течении двух недель играйте с ребенком именно в эту игрушку ежедневно по несколько минут. Т.е. игрушка наполняется «присутствием взрослого» и усваиваются способы использования;
– Играйте на равных, не старайтесь ввести много правил, лучше веселитесь вместе с ребенком.
– Выбранная игра должна соответствовать возрасту и умениям ребенка, ведь если у него не получается освоить игру, он теряет к ней интерес. Помните, что развивающие игры работают, когда рядом есть заинтересованный в развитии взрослый, который покажет способы игры и поможет в нужный момент.
Не отказывайте.
Довольно часто при разговоре с родителями выясняется, что у самых занятых мама и пап, которые предлагают малышу поиграть самому, детки как раз и не любят, не умеют играть в игрушки. Помните, что дела никогда не кончатся, посуды всегда будет навалом, и полы будут мараться, а детство бывает только раз, не отказывайте своим деткам в радости побыть вместе с вами.
Развитие речи не ограничивается только кабинетом, поэтому нам важна ваша родительская помощь, т.к. в большую часть времени ребенок проводит в семье. Мы будем учить, направлять, сопровождать и давать вам рекомендации, а вы в свою очередь подойдите к этому вопросу со всей серьезностью.