Чем заинтересовать ребенка если ему ничего не интересно
Ребёнок ничего не хочет делать: работаем с низкой мотивацией детей
Мотивация ребёнка – психологический термин, который приобрел актуальное значение в жизни мам и пап довольно давно и не собирается сдавать свои позиции. Ведь каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был активным, целеустремлённым, хорошо учился, занимался языками и спортом, и, конечно же, вырос успешным человеком. Но все родительские старания будут равны нулю, если у ребёнка отсутствует мотивация.
Что такое мотивация? Какой она бывает? Как быть, если ребёнок ничего не хочет делать, как правильно его замотивировать? Эти и другие вопросы мы попробуем разобрать в нашей сегодняшней статье.
Содержание:
Ребёнок и мотивация
Для начала давайте попробуем разобраться в самом термине.
Само слово произошло от французского motif, которое в свою очередь произошло от итальянского moveo, в переводе означающего – «двигаю». Мотивация – это импульс, побуждение к действию, толчок, в результате которого мы готовы покинуть зону комфорта и преодолевать череду трудностей ради возможного достижения какой-то цели.
Самым сложным во взаимоотношениях с ребёнком родители называют именно тот момент, когда нужно не заставлять его что-то сделать, а правильно мотивировать.
Какой бывает мотивация?
Психологи выделяют несколько классификаций видов мотивации. Остановимся мы на классификации по источникам возникновения (внутренняя и внешняя мотивация) и по направленности на достижение целей (положительная и отрицательная).
Внутренняя мотивация
Вид мотивации, при котором ребёнок с удовольствием занимается какой-либо деятельностью, готов к достижению поставленных целей, так как это его собственное, никем не навязанное желание и личный интерес. Этот вид мотивации самый эффективный, вытекает из внутреннего, зачастую долгосрочного, ориентира самого ребёнка.
Ребёнок совершает какую-либо деятельность ради самой этой деятельности, не обращая внимания на внешние факторы. Ещё довольно часто внутренняя мотивация помогает ребёнку «креативить» – искать оригинальный, творческий подход к деятельности, а не просто идти к цели по самому краткому пути.
Внешняя мотивация
По сравнению с внутренней – менее эффективна. Но это и понятно, ведь когда заниматься плаванием заставляют мама и папа – это одно дело и совершенно другое, когда ты сам получаешь удовольствие от процесса и понимаешь, что это умение может сулить тебе в будущем (подтянутые мышцы, возможность работать в спортивной сфере и др.). Внешняя мотивация приносит плоды только в самом начале пути, когда энтузиазм ребёнка ещё не погас.
Положительная мотивация
К вариантам положительной мотивации можно отнести разного рода положительные методы: хорошая отметка, похвала, подарки. Всё это может формировать позитивную ассоциацию у ребёнка. Но это имеет и свои отрицательные стороны.
Отрицательная мотивация
Почему ребёнок ничего не хочет?
Источники и борьба с детской ленью
Родители всё чаще поднимают одну и ту же проблему: ребёнок ничего не хочет. Даже когда мама или папа берут на себя роль круглосуточных аниматоров с обширным списком вариантов и предложений: «Сходим в кино? Там классный фильм вышел!», «Рванём на выходные в зоопарк?!», «Давай попробуем танцы? Есть отличный клуб!», «А как идея насчёт робототехники?!», «Может спортивная секция? Дзюдо или гимнастика, волейбол или хоккей?».
Фонтан идей может быть непрекращающимися, но наталкиваясь на пассивность ребёнка, даже безудержный родитель-активист опускает руки. И тогда возникает вопрос: «Что не так с моим ребёнком?», «Это пройдёт?»
Попробуем кратко рассмотреть лень в разном возрасте.
«Лень» дошкольного возраста
За детсадовцев все важные решения принимают взрослые: настаивают, хитрят, иногда угрожают. Английский, спорт, подготовка к школе – этот перечень можно продолжать до бесконечности. В итоге бедный, перегруженный малыш теряем интерес ко всему, даже к тем занятиям, которые ему нравились изначально.
Родителям детей этого возраста следует помнить, что основная деятельность в этом возрасте – это игра! С помощью игр ребёнок познаёт мир.
Совет: не перегружайте ребёнка излишней информацией и занятиями. Выберете одно, которое ему нравится. Не ждите от него выдающихся результатов. Давайте возможность побездельничать. В момент, когда он «ничем не занят» идёт активный процесс обработки уже полученной информации. Не разрушайте этот процесс!
«Лень» младшего школьного возраста
Родители младших школьников недоумевают: на кружки не хочет, игрушки не интересуют, подавай диван и гаджеты…
Здесь следует выделить в отдельную категорию первоклассников.
Совет: не стоит нагружать ребёнка дополнительными занятиями (более одного в неделю) хотя бы в первое полугодие. Больше – уже по самочувствию и желанию ребёнка. Хочет отдохнуть и полежать после школы – не лишайте его такой возможности.
Вторая категория – начальные классы.
Если ребёнок валяется на диване в 8-11 лет и ничего не хочет, нужно обратить внимание:
Если у ребёнка есть одно занятие, которым он увлечён – это уже замечательно.
Совет: разговаривайте с ребёнком тактично, наводящими вопросами. На прямой вопрос ребёнок может не ответить из-за страха или стыда. С гаджетами должны быть чёткие рамки. Вы оговариваете их вместе с ребёнком. К примеру: пользоваться не более 1,5 часа в день после того, как выучены все уроки.
«Лень» у подростков
«Постоянно “тупит” в компе! Не нужны ни друзья, ни родители! Отвергает совместные путешествия!» – это не полный перечень проблем родителей подростков.
Со стороны может показаться, что подросток, выпадая из жизни семьи, бывших друзей, прошлых увлечений, ничем не занимается. На самом деле в этот период идёт сильнейшая внутренняя работа. Имя её сепарация – внутреннее отделение от родителей. На это уходит достаточно много сил и времени. В этот период подросток отвечает на вопросы: «Кто я?!», «Для чего я?!», «Что я люблю?», «Что мне не нравится?». В этот период он «отбрасывает» всё то, родительское, чем мы, родители, вольно или невольно «нагружаем» детей: наши взгляды, суждения, чувства. У них формируется своя собственная система ценностей.
Хотелось бы отметить, что так называемая «лень подростка» явление вполне типичное и с точки зрения физиологии. От неё страдают практически все подростки, даже отличники. Но у отличников более развит волевой компонент, поэтому у них это не так заметно. Взрослым следует помнить, что в этот период уровень дофамина в организме подростка значительно ниже, чем у взрослых. Но если он выделяется, то сразу «феерично», к примеру, от сильных ярких впечатлений (например, от компьютерных игр). В том числе и по этой причине его так сложно вытянуть из компьютера и занять банальными делами.
Совет: не стоит давить в этот период на подростка, это вызовет только агрессию. Если компьютер не наносит сильный вред на процесс обучения, то ищем в этом положительные моменты. Возможно, ваш ребёнок будущий сммщик или разработчик сайтов, игр и т.д. Дайте ему некоторую свободу, но в тоже время пытайтесь подключать к домашним делам: поход в магазин, выгул собаки. Эти небольшие дела будут заставлять его вставать из-за компьютера.
Важно не потерять в это период контакт. Если есть контакт – значит, есть возможность вести диалог, а это уже немало в период взросления.
Но если ваш подросток плохо спит, отказывается от еды, ни с кем не общается, постоянно в подавленном настроении и это начинает носить затяжной характер – это явный сигнал для родителей. Возможно, это самая настоящая подростковая депрессия. В этом случае вам лучше всего заручится поддержкой психолога.
Низкая мотивация
В чём кроются причины низкой мотивации ребёнка? Попробуем разобрать некоторые из них.
Отсутствие чёткой цели
В идеале ребёнок должен понимать и осознавать, для чего он выполняет ту или иную деятельность, какой будет итог. Если этого понимания нет, то и мотивация пропадает. К примеру, мальчик понимает, что он занимается плаванием для того, чтобы попасть в школу олимпийского резерва или поехать летом к бабушке в деревню и иметь возможность плавать в реке или озере. Есть цель, и мотивация, соответственно, не падает. Или другой пример: девочка ходит на хор. Процесс – нравится, но нет понимания: для чего она это делает. Со временем мотивация может снизиться или пропасть совсем.
Чужие или навязанные цели
К огромному сожалению, это довольно распространённое явление. Родители, мечтавшие о чём-то в детстве или юности, но не сумевшие реализовать мечты, перекладывают это бремя на плечи своих детей. При этом предпочтения самого ребёнка игнорируются, отвергаются и подвергаются сильнейшей критике. Здесь мотивация будет в лучшем случае нулевая.
Банальная усталость
Снижать мотивацию к чему бы то ни было может как физическое, так и психологическое (моральное) перенапряжение. Если у ребёнка нет времени на полноценный отдых, сон, переключение деятельности, то ребёнок со временем «выгорает». Неудивительно, что мотивация в этот период будет ничтожно низкой.
Решение проблемы: как мотивировать ребёнка и справляться с его ленью
Как мотивировать ребёнка? Давайте попробуем разобрать самые актуальные способы.
Слушать и слышать
Очень часто с запросом к психологам приходят родители с проблемой постоянного пребывания ребёнка в компьютере и «ничегонеделанья». Когда психолог начинает задавать вопросы следующего характера: «А в какие игры он играет?», «А что нравится ему в той или иной игре?» родители не знают что ответить. Они привыкли оценивать ситуацию поверхностно: «Играет в ерунду и ни о чём не думает!», не заглядывая в глубину и не интересуясь внутренним миром ребёнка.
Попробуйте попросить его рассказать о той или иной игре, о том или ином персонаже, и вы удивитесь тому, с какой радостью он это сделает. Покажите, что вам интересен его мир, не обесценивайте его. Не относитесь с пренебрежением к этим играм. Вполне возможно, что в процессе игры ребёнок решает свои психологические проблемы, отыгрывает страхи и напряжение, а в моменты «ничегонеделанья» — он фантазирует и мечтает.
Поэтому, главный на наш взгляд совет: слушайте своего ребёнка, узнавайте о его «хотелках» и потребностях. Учитесь не только слушать, но и слышать. И прежде чем мотивировать, уточните, верно ли вы оцениваете его интересы.
Показывать личный пример
Вы часто ругаете ребёнка за потерянное время, проведённое в интернете, а сами проводите длительное время в социальных сетях?!… Вы ругаете его за беспорядок в комнате, но сами не очень любите поддерживать порядок в доме?!…
Если вы не любите спорт и не занимаетесь гимнастикой, не стоит требовать этого и от ребёнка! Будьте примером! Если вы желаете, что бы ребёнок был мотивирован, будьте мотивированы сами!
Одобрять
В дошкольном возрасте одобрение носит очень ценный характер. Если у ребёнка есть опыт восхищения его достижениями, и он видел, ощущал радость родителей, связанных с его успехами, то он обязательно захочет повторения.
Не скупитесь на добрые слова! Даже если его достижения совсем незначительные на ваш взгляд, помните, что, возможно, ребёнок приложил к этому максимум усилий и провёл огромную работу!
С взрослением ребёнка становится всё сложнее мотивировать его через положительное подкрепление. Но безусловная родительская любовь и поддержка остаются необходимыми в любом возрасте. Поэтому не забывайте говорить ему о том, что вы его будете любить в любом случае, несмотря на то, сдаст ли он ЕГЭ или нет, поступит он в вуз или нет, достигнет высокого уровня в карьере или нет.
Поддерживать
Поддержка близких важна на любом жизненном этапе, но особенно она ценна для ребёнка. Если вы видите, что у ребёнка возникли проблемы в той или иной деятельности (будь то обучение или спорт), попробуйте проговорить с ним возможные пути решения, выберете оптимальные.
К примеру, на соревнованиях по гимнастике ребёнок стал показывать низкие результаты и больше не хочет заниматься. Уточните, не обижают ли его старшие дети, нравится ли ему занятия тренера. Возможно, будет достаточно просто сменить группу или руководителя, и желание заниматься опять вернётся.
Совершать совместную деятельность
В случае, если ребёнку предстоит выполнить сложную или достаточно скучную деятельность, правильным решением взрослого будет присоединиться.
Утешать
Когда мы выполняем какую-то задачу в первый раз, то не всегда и не у всех результат оказывается достойным. Нам, взрослым, это тоже знакомо. По этому, мы понимаем, как важно быть рядом с ребёнком в такие неприятные моменты.
Предлагать что-то новое
Оригинальный и действенный способ развития мотивации с помощью новой функции приложения Pingo «Задания для ребёнка». Выполняя различные творческие, развивающие задания или дела по дому, учёбе, ребёнок сможет получать баллы и поощрения, которые впоследствии обменяет на выбранную награду.
Родитель выбирает задание, назначает цену (в баллах) и следит за прогрессом. Желанная награда как ничто другое смотивирует ребёнка выполнять цели, организуя его досуг и развивая со всех сторон. Скачать приложение можно из стора.
Многие родители уже оценили эффективность этого способа и поделились своим опытом! Реальную историю пользователя можно прочитать здесь: Мотивация с Pingo поможет вашему ребёнку занять «место под солнцем» в будущем.
Ошибки родителей: чего нельзя делать?
Часто люди, двигающиеся к своей цели, сдаются из-за того, что никто не сказал им простые слова: «У тебя всё получится. Я верю в тебя!». Иногда для мотивации достаточно этой элементарной поддержки.
У одних детей мотивация исчезает, не успев появиться, у других – утрачивает свою силу со временем. Из-за чего так происходит? Поговорим варианты родительских ошибок.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется пожелать вам, дорогие родители, чтобы вы не упускали возможность проживать свою жизнь, а не жизнь ребёнка: имели свои интересы, хобби, увлечения, ставили перед собой цели и достигали их, были мотивированы. Это будет самым ярким примером правильной мотивации для ваших детей!
Постарайтесь действовать индивидуально, ищите способы мотивации, подходящие именно для вашей ситуации. При этом не забывайте уважать интересы, желания, стремления ваших детей. И обязательно неустанно показывайте им свою любовь!
Православная Жизнь
Равнодушный ребёнок — это страшно, больно, неестественно. Как быть, если в щупальца спрута по имени «мне не интересно» попали ваш сын или дочь? Спросили у опытного священника и педагога с образованием психолога.
Уважайте детей, любите их, дружите с ними — и вы победите детское равнодушие
Размышления протоиерея Константина Лисняка:
Главное — понять причины
Для решения любой проблемы важно рассмотреть причины её возникновения. Это как в медицине: этиология, патогенез… Если мы правильно определим причины, то сможем поставить точный диагноз и назначить лечение. Говоря о проблемах детской психики, приходится признать, что в большинстве случаев их причины кроются в родителях и взаимоотношениях с ними. Более того: как правило, большинство обращений к детскому психологу нужно переадресовывать к психологу взрослому, то есть заниматься надо прежде всего родителями, а не ребёнком, у которого возникли какие-то поведенческие проблемы. Если ребёнку ничего не интересно, у него отсутствует социальная адаптация, есть проблемы коммуникации, ему сложно выстраивать взаимоотношения со сверстниками и социумом в целом, то родителям прежде всего надо обратить внимание на свои отношения с ним.
Если ребёнок равнодушен, причин тому может быть очень много. Так может выражаться посттравматическая реакция на нелюбовь родителей, игнорирование ими детских проблем или жизни ребёнка в целом. Дети болезненно реагируют, когда взрослые заняты исключительно собой, работой, творческими планами, личной жизнью. Неполные семьи — это тоже группа риска, потому что мама вынуждена все силы тратить на выживание, а ребёнком заниматься просто некогда.
Потеря интереса родителей друг к другу, проблемы в их личной жизни, кризисные отношения приводят к скандалам и бесконечным выяснениям отношений. Всё это — тоже колоссальный стресс для ребёнка, вызывающий душевную боль. Реакцией на этот стресс становится равнодушие. Ребёнок через него разрывает взаимоотношения с миром, уходит в себя, погружается в вялое состояние или депрессию.
К слову, неадекватное поведение родителей, стрессы, ссоры, скандалы в принципе губительны. Ребёнок начинает обманывать, потому что в ответ на честное признание может получить неадекватную реакцию. У него срабатывает инстинкт самосохранения, он становится изворотливым, двуличным, лживым. Сами родители провоцируют его на это. Отсутствие диалога, дружеского отношения, спокойного «разбора полётов» также приводит к очень большим проблемам.
Следующая причина равнодушия и отсутствия заинтересованности в чём-либо — это гиперопека. Родители-спасатели начинают решать все проблемы за ребёнка. Сюда же я отношу пресечение инициативы, вторжение в личное пространство ребёнка, регулярное нарушение его границ. Мне вспоминается серия «Ералаша», в которой бабушка спасала внучка от всех проблем — с малых лет и до тех пор, когда он стал усатым дяденькой. Ребёнок упал — его спасают, хочет помочь — «не надо, я сама!», подметает — «брось, только намусоришь!». Когда ничего не разрешают, ребёнок теряет инициативу и тоже «отмораживается».
Конечно, нельзя не упомянуть одну из самых сложных проблем современного мира — приобретение гаджетов для того, чтобы занять чадо и не уделять ему внимания. Ребёнок уходит в виртуальный мир, ему там хорошо и комфортно, мама и папа могут заняться своими проблемами. Это удобно, но таким образом родители своими руками роют яму своим детям и лепят из них цифровых наркоманов. А потом приходят к священнику или психологу с вопросом «что нам делать, как помочь?».
Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей
Я так подробно останавливаюсь на причинах детского равнодушия потому, что лечить его надо исходя именно из них. Как? — диаметрально противоположными действиями. Задача родителей — искоренить названные нами причины, и прежде всего — выстроить твёрдый фундамент взаимоотношений. Общение с детьми непременно должно строиться на дружеской волне. Да, важны субординация и уважение, должна быть и определённая дистанция между родителями и ребёнком, но тонкая нить диалога не должна разрываться никогда. Если она теряется, если общение скатывается к директивам, угрозам, запугиванию — это просто ужас, ребёнок будет жить как в аду. Поэтому поведение родителей должно быть совершенно иным. Прежде всего им надо работать над собой. Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей.
Чем могут помочь Церковь, священник и община
С духовной точки зрения — у нас, к счастью, есть опытные пастыри, которые могут помочь разумным советом. Не надо игнорировать и помощь общины, это замечательный ресурс. Приход — это живой организм, состоящий из людей самых разных профессий. В нём есть и врачи, и психологи, и экономисты, и учителя, и водители, и менеджеры, особенно в большом городе. Среди прихожан практически всегда можно найти помощь, и священник может активно этому способствовать. Что касается семей, столкнувшихся с проблемой, призываю их не молчать. Как говорится, если ищешь помощь — ищи её громко.
Конечно, нужна молитва. В этом случае тоже можно обратиться за поддержкой к прихожанам вашего храма. Например, у себя на приходе я периодически прошу людей внести в свои домашние синодики имена тех, кто нуждается в молитвенной помощи, и молиться о них какое-то время. После службы и благословения прошу: «Братья и сёстры, N предстоит тяжёлая операция, пожалуйста, помяните её сегодня во время вечернего правила». Люди помнят, потом спрашивают: «Батюшка, мы молились об N, как у неё дела?» Это очень сближает людей, цементирует приход.
Что касается ребёнка, которому ничего не интересно, — я бы посоветовал очень аккуратно и деликатно, без принуждения попытаться подвести его к Таинству исповеди с опытным священником. Батюшку нужно предупредить о проблемах ребёнка, чтобы на исповеди была спокойная, дружеская, комфортная атмосфера. Священников тоже хочется призвать быть максимально деликатными и доброжелательными. После исповеди хорошо, чтобы ребёнок приступил к главному таинству — Евхаристии, которая оживляет, исцеляет, помогает и вдохновляет.
Наша вера христоцентрична, поэтому жизнь строится вокруг Евхаристии. Без неё всё разваливается, всё бессмысленно. Если ребёнок будет причащаться и видеть вокруг себя нормальные живые лица, а дома у него будет доброжелательная, весёлая, уютная атмосфера, где папа любит маму, где мама может выслушивать и сопереживать, он не сможет оставаться равнодушным. Возможно, это банальные вещи, но в повседневной жизни нам этого не хватает. Мы всегда чем-то заняты, погрязаем в проблемах — в тот момент, когда наш родной ребёнок, за которого мы отвечаем перед Богом, просто гибнет. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от проблем ребёнка, даже если он о них не говорит. Иначе потом пусть вас не удивляет, что дети отмахнутся от вас.
О помощи профессионалов
Если вы знаете, что где-то есть проверенный профессиональный психолог, обратитесь к нему. Ещё лучше, если это будет не психолог, а психотерапевт. В таких ситуациях лучше профессионал с полноценным дипломом медуниверситета, чем психолог, прошедший какие-то невразумительные платные курсы.
Порой родители, не имея определённых знаний, не понимают, что происходит с их ребёнком. Возможно, если ему ничего не интересно, это не результат его испорченности или скверного характера, а расстройство аутистического спектра или какие-то мозговые дисфункции. Разобраться тут сможет только врач. Психолог не всегда имеет возможность направить на необходимые обследования. Словом, не надо изобретать велосипед, порой нужно просто пользоваться тем, что уже есть.
Несколько подсказок родителям
Прекрасное средство вырвать ребёнка из сетей равнодушия — совместная деятельность с родителями. Даже если он что-то сломает и дело пострадает — пусть, зато у вас сохранится мир, а ребёнок начнёт что-то делать. Вспомните слова кота Матроскина: «Совместный труд для моей пользы объединяет!»
Второй совет — разрешите ему завести домашнее животное! Это требует заботы и ответственности. Покормить, выгулять, убрать клетку и так далее — сколько обязанностей, но и отдача какая! Забота о питомце — колоссальная встряска для психики ребёнка, это новый мир, в котором много любви и ласки. Животное зависит от хозяина, и ребёнок чувствует эту зависимость и хрупкость, ощущает себя важным человеком в жизни другого существа.
Подключайте детей к помощи! Давайте им плоскогубцы и молоток, разрешайте готовить и мастерить вместе с вами. Конечно, важно не переборщить с инициативой. У ребёнка может быть просто какой-то возрастной кризис, когда его просто не надо трогать. Возможно, у него в крови гормональный коктейль, с которым он просто не справляется, а родители постоянно тормошат и что-то требуют. Как бы то ни было, уважайте детей, любите их, дружите с ними — и вы победите детское равнодушие.
Я не встречала ребёнка, которого ничего не интересовало бы
Юлия Хворост, педагог воскресной школы при храме святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки, преподаватель христианской этики, психолог по образованию, мама двоих детей:
Начну с того, что я не встречала ребёнка, которого ничего не интересовало бы. Например, сейчас все дети увлечены смартфонами и интернетом — это уже что-то. Конечно, должны быть интересы и помимо виртуальных увлечений, и в этом детям должны помочь взрослые. Родители часто обвиняют детей, что те много сидят за гаджетами и телевизорами, но ведь мы сами покупаем им гаджеты и включаем телевизоры! Нам так удобно. Люди сейчас живут в бешеном ритме, родители крутятся как белки в колесе, чтобы обеспечить семью, но всё же надо находить время на детей, они должны быть приоритетом, особенно — для мам. В жизни случается всякое, но всё-таки очень важно, чтобы мама уделяла время детям.
В лечении различных зависимостей есть такой принцип: нельзя запретить вредное, можно заменить вредное чем-то полезным. Так же и с привычками детей: если нам не нравятся какие-то из них, нужно предложить взамен что-то другое. Надо просто искать, что подойдёт вашему ребёнку, увлечёт его. Я считаю, что каждый ребёнок в чём-то талантлив. Это может быть не только творчество, но и спорт, наука, множество других сфер деятельности. Задача родителей — предлагать ему попробовать себя в этих сферах.
Что касается моего опыта: работая в школе, я заметила, что все дети неравнодушны к творчеству. Через него можно до них достучаться. Интернет сейчас доступен всем, и родители всегда могут найти что-то интересное, что можно сделать вместе с ребёнком. Я поражалась, насколько дети, даже непоседливые мальчишки, способны увлекаться творческим процессом. Словом, творчество — это очень хороший ключик, особенно — к детям младших классов.
Дети любят путешествовать. Не у всех есть возможность поехать куда-то, но даже в пределах города или посёлка можно найти речку, лесок, красивый луг, поход к которым может стать событием. Такое маленькое путешествие отвлечёт от гаджетов, принесёт новые впечатления. Очень хорошо проводить время с детьми на свежем воздухе, главное — не стесняться и играть с ними вместе в бадминтон, футбол, любые подвижные игры.
Хорошая идея, как заинтересовать равнодушного или застенчивого ребёнка — завести питомца. В нашей семье дети скромные, и если друзей на улице нет, они скучают. Мы завели собачку, и теперь они гуляют намного больше, а в последнее время благодаря ей они и с детьми стали легче общаться.
Сейчас появилось очень много разнообразных и интересных настольных игр. У нас их много. Одно время дети жаловались, что во дворе все дети играют в карты, и поэтому им приходится стоять в сторонке и скучать. Мы нашли очень интересную развивающую игру «Грядка». Теперь, когда наши девочки выносят на улицу эту игру, все бросают карты и идут играть с ними. Настольные игры — это возможность заняться чем-то новым.
Дети любят совместное чтение. Я заметила, что, даже взрослея, они с удовольствием слушают, когда им читают какие-то книжки, сказки. Да, родителям удобнее поставить аудиосказку или включить мультик, но детям важно время, которое мы проводим вместе с ними.
Хорошо, когда в семье не один ребёнок. Общение с братом или сестрой даёт возможность чем-то вместе заниматься, общаться, не замыкаться в себе. Не менее важна и дружба со сверстниками. Задача родителей — приглашать в гости друзей ребёнка, не лениться в этом плане. Да, проще не напрягаться и заняться своими делами, но если мы потеряем контакт с ребёнком в детстве, это выльется в большие проблемы.
Если ребёнок увлечён компьютерными играми, можно дать ему возможность изучать новые программы или заняться программированием. Например, есть очень интересные графические программы для тех, кто любить рисовать, развивающие игры для малышей, всевозможные приложения для изучения иностранных языков.
Каждый ребёнок в чём-то талантлив, надо только найти время и силы, чтобы понять, в чём именно. Это невозможно без контакта с ним. Для этого нужны заинтересованность и готовность принять его. Из своего опыта преподавания в общеобразовательной и воскресной школах могу сказать: если взрослый неравнодушен, относится к детям с любовью и видит в каждом личность, они начинают доверять и показывают свои таланты. Это поможет найти точки соприкосновения и даст возможность направлять их. Я не видела детей, которых невозможно было бы заинтересовать. Просто нужно любить их, искать к каждому свой подход. Если найти его, со временем любой ребёнок откроется.