Чем заканчивается драма маскарад
Краткое содержание пьесы «Маскарад»
Данное произведение написано автором в 1835 году. Название пьесы неслучайно. Автор хотел заострить внимание не только на костюмированном представлении. Он постарался обнажить в пьесе все пороки, свойственные великосветскому обществу Петербурга того времени. Краткое содержание пьесы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» по действиям и сценам – это трагическая история о том, как одно незначительное происшествие может повлечь за собой ряд роковых последствий.
Действие первое
Сцена первая
Арбенин хоть и зарекался больше не играть, ради исключения на одну партийку согласился, чтобы выручить князя Звездича. Слишком вид у того был расстроенный. Мастерство никуда не пропало. Победа на стороне Евгения. Он был доволен собой. Вручив обескураженному князю свой выигрыш, Арбенин ввел его в неловкое положение. Снять нервное напряжение было решено у Энгельгардта. Там сегодня маскарад. Мужчины направляются туда.
Сцена вторая
Арбенин в недоумении. Очередной незнакомец, скрывающийся за маской, озадачил его. Кто скрывается за ней, он не знал. Незнакомец предупредил, что ему надо быть осторожнее. Несчастье произойдет с ним в эту ночь. После произнесенного пророчества маска неспешно удалилась.
Дама была взволнована. Звездич чуть не сорвал с нее маску. Тогда он сразу бы ее узнал. Князь, увидев незнакомку, сидящую на канапе и направился к ней. В разговоре женщина признается ему в любви и собирается уходить. Князь просит оставить что-нибудь на память о себе. Сняв с руки браслет, она бросает его на пол. Пока Звездич поднимал его с пола, она незаметно растворилась в толпе. Арбенин, увидев в руках князя браслет, смутно начал припоминать, что где-то уже видел подобную вещицу.
Сцена третья
На вопрос, где браслет, Нина уклончиво ответила, что обронила в карете. Слуга, обыскав карету, ничего не нашел, предположив, что женщина потеряла его на маскараде. Нине пришлось признаться, где она была, вызвав приступ ревности у мужа.
Действие второе
Сцена первая
На вопрос, что она делала утром в одном из магазинов, где он ее встретил, Нина рассказывает приключившуюся с ней историю с браслетом. В магазине она пыталась найти браслету пару, по причине потери одного из них.
Звездич предполагает, что она и есть та самая незнакомка, признавшаяся ему в любви. Своим открытием он делится с баронессой. Баронесса понимает, что ситуация принимает неожиданный оборот. Ведь браслет князю подарила она, а не Нина, но признаваться в этом не стала. Шприх подлил масла в огонь, сообщив, что по городу уже поползи слухи о романе Нины со Звездичем.
Сцена вторая
Сцена третья
Баронесса признается Звездичу, что под маской скрывалась она. Нина здесь не при чем. Она просит вернуть браслет хозяйке и опасаться Арбенина. Он неадекватен. После разговора с баронессой, князь находит у себя на столе записку с приглашением к N на вечер для веселого времяпровождения.
Сцена четвертая
Действие третье
Сцена первая
Приехавшую на вечер Нину, князь предупреждает, насколько опасен ее муж. Она должна его остерегаться. Звездич возвращает браслет хозяйке. Ему он больше не нужен. Здесь оставаться нет смысла. Его ждет Кавказ, куда он в скором времени отправится. Арбенин наблюдал за ними со стороны, все больше убеждаясь в своих предположениях. Она не должна жить.
Сцена вторая
Думая, что простудилась, Нина просит Арбенина послать за врачом. Евгений холоден и беспристрастен. Он с усмешкой наблюдает за мучениями супруги, не предпринимая никаких действий. Его обвинения в измене ранят Нину. Девушка пытается оправдаться. Ее оклеветали. Она чиста перед ним и перед Господом, но все напрасно. Не дождавшись помощи, Нина в страшных муках умирает на глазах у мужа.
Действие четвертое
Сцена первая
Он не сразу узнал этого человека. Это был его давний приятель. Несколько лет назад Арбенин обыграл его до нитки и пустил по миру. Теперь он хочет ему отомстить. Неизвестный прилюдно заявляет, что Арбенин убийца.
Это выводит Евгения из себя. Воспользовавшись мимолетной паузой, князь во всех подробностях обрисовал историю с браслетом. В доказательство своих слов он передает Евгению письмо баронессы. Арбенин теряет рассудок. Неизвестный ликует. Месть свершилась. Звездич безутешен. Он навек лишен спокойствия и чести.
Краткое содержание М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
В пересказе «Маскарад» краткое изложение составлено по четырём актам. Здесь описывается обывательское общество 19 века. Изначально цензура сочла произведение неприемлемым из-за откровенных душевных страстей и неприкрытой критики реальных маскарадов в доме мецената Энгельгардта. По этой причине Лермонтов пришлось отредактировать рукопись.
Действующие лица
Прежде чем читать краткое содержание пьесы Лермонтова «Маскарад», следует познакомиться с персонажами:
Персонажи второго плана:
Зная главных лиц, можно перейти к тезисному пересказу лермонтовского «Маскарада» по действиям и по главам.
Пересказ тезисно
Сюжет краткого содержания лермонтовской пьесы «Маскарад» разворачивается вокруг семейной трагедии Арбениных. Глава семьи в молодости был удачлив в картёжных играх, чем сколотил себе состояние. Достигнув зрелых лет, он решил умножить достаток выгодной женитьбой. Брак по расчёту преподнёс сюрприз — Евгений страстно воспылал к юной жене. Настасья Павловна, которую муж ласково зовёт Ниной, добропорядочна, но, в силу возраста, обожает веселье и балы.
Однажды Нина вернулась с праздника с опозданием. По этому поводу супруги поссорились. Арбенин был расстроен поведением жены и собой, поскольку, несмотря на зарок, вернулся к картёжной игре, желая помочь другу — князю Звездичу – выйти из сложного положения.
У Нины пропала драгоценность. Евгению стало известно, что на балу незнакомка в маске отдала Звездичу точно такой же браслет, какой потеряла супруга. Арбенина охватывают ревность и подозрения, которые не в силах быть рассеяны.
Позже к нему пришло прозрение. Князь доказал Арбенину невиновность Нины. Евгений клянёт Бога в жестокости и лишается рассудка. Звездич покрыт позором — теперь он не может отстоять на дуэли свою честь.
Краткое содержание по действиям
Действие первое
Краткий пересказ завязки лермонтовского «Маскарада» — картёжный стол, игра в разгаре. Арбенин помогает другу, князю Звездичу, спасти честь. План удаётся, Евгений выигрывает ставку у Неизвестного, Звездич избегает крупных неприятностей, зато Неизвестный пророчит Арбенину немедленное несчастье.
Друзья отправляются развеяться на бал-маскарад. Арбенина гложет совесть — он нарушил собственное слово, вернувшись к игре, пусть и с благородными целями. Кроме того, прорицание Неизвестного не идёт из головы. На балу раскованная гостья в маске откровенно заигрывает со Звездичем и на прощание дарит ему ценный браслет. Князь хвастается перед другом амурной победой, показывает трофейное украшение.
Арбенин вернулся домой, дожидается жену, которая явилась с приличным опозданием — далеко за полночь. Евгений заводит ссору, негодуя, но больше для порядка. Супруги быстро примиряются, но тут Арбенин замечает отсутствие парного браслета на руке Нины. Спокойствия как не бывало — Евгения охватывают сомнения, он почти уверен в предательстве друга и испорченности жены. Растерянная девушка пытается успокоить ревнивца, повторяя, что просто потеряла украшение. Но Арбенин не может мыслить трезво, бросает жене упрёк в неверности и пугает угрозами расправы.
Действие второе
В драматической части Лермонтова «Маскарад» Настасья Павловна пытается найти в магазине браслет в пару к оставшемуся, но безуспешно. Затем она отправляется к своей подруге, баронессе Штраль, той самой незнакомке в маске. Баронесса находится под впечатлением от минувшего приключения.
В гости заглядывает князь Звездич. Заходит разговор о бале-маскараде. Баронесса жеманно разглагольствует о неприличных дамах, посещающих подобные увеселения без сопровождения. Князь хвастается собственной прозорливостью, ведь ему якобы удалось узнать под масками многих дам.
В какой-то момент Нина остаётся со Звездичем наедине и простодушно делится историей о пропаже своего украшения и неудачных попытках найти замену. Звездич делает вывод, что кокеткой под маской была именно жена Арбенина.
Забыв о дружеском долге, князь вознамерился одержать полную победу, соблазнив Нину, и напропалую бросается флиртовать.
Молодая женщина реагирует на такое внимание холодно и немедленно покидает дом баронессы.
Раздосадованный Звездич делится с баронессой Штраль историей интрижки и странной реакции Нины. Баронесса в смятении, она понимает, что князь ошибся, но не желает открыть ему правду. Ведь на людях Штраль носит личину добропорядочной особы.
Звездич принимает решение добиться от Нины взаимности и немедленно отправляет ей пылкое послание. Письмо попадает в руки Арбенина, и подозрение оскорблённого мужа перерастает в уверенность — Нина неверна.
Дом Арбениных посещают знакомые — Шприх с Казариным. Евгений слышит приватный разговор — Шприх рассказывает, как Настасья Павловна чудила, прикрывшись маской, а потом сбежала от Звездича. Арбенин решается на крайние меры.
Затем вездесущий Шприх навещает баронессу, чтобы пересказать сплетню о связи Звездича с Ниной.
Евгений направляется к Звездичу домой, желая покарать бывшего друга, но князь спит.
Арбенин не смог навредить спящему человеку и покинул дом.
На выходе с Евгением сталкивается баронесса. Дама объясняет, как все было на самом деле, но ревнивец не воспринимает факты, считая ее слова выдумкой.
Баронесса сознается князю, что именно она пряталась за маской и отдала на память случайно найденную безделушку. Дама просит князя вернуть украшение владелице и разрешить недоразумение.
Звездич видит приглашение от Арбенина провести вечер у господина N и спешит на встречу. Евгений, N и Казарин играют в карты. По поведению Арбенина Звездич понимает — признание баронессы не разрешило конфликт. Разгорается ссора, Евгений швыряет карты в лицо князю, но дуэльный вызов не принимает.
Действие третье
В развязке пьесы «Маскарад» гости вечеринки обсуждают горячую новость и осуждают «подлеца» Звездича. Приезжает Настасья Павловна. Звездич, улучив момент, отдаёт ей браслет и пытается предостеречь от беды. Нина в шоке. Она считает, что князь перестал здраво мыслить.
Чуть позже женщина исполняет печальную песнь под собственный аккомпанемент на фортепиано. Тем временем, её супруг твёрдо решил — изменница заслуживает смерти. Арбенин подаёт жене отравленное мороженое, выслушивая её монолог о том, что «непорочных душ не бывает».
Поодаль возникает Неизвестный, тихо бормочет слова жалости к Нине и рассуждает о предопределённости кармы. Настасья Павловна съедает мороженое, супруги собираются домой.
По приезде Нина чувствует недомогание, но полагает, будто просто застудила горло десертом. Её расстраивает отстранённость мужа и странный безучастный взгляд Евгения. Самочувствие молодой женщины ухудшается на глазах, она просит мужа вызвать лекаря. Озлобленный Евгений отвечает, что умирать можно и без помощи врача. Затем цинично признается в отравлении и следит за агонией жены. В страданиях Нина умирает.
Действие четвёртое
В заключительном действие драмы «Маскарад» описываются события после похорон Нины. Арбенин пал духом, мучаясь мыслями о былом. Визитёр Казарин не верит в переживания Евгения, принимая поведение приятеля за притворство.
Арбенина посещают Звездич с Неизвестным. Последний напоминает о прошлом знакомстве — Евгений, хоть и не сразу, но признал друга. Именно Арбенин когда-то приобщил его к азартным играм. Неизвестный признаётся, что все знает о преднамеренном убийстве, чем доводит вдовца до исступления. Масла в огонь подливает Звездич, пересказав историю, в которой фигурировала не Арбенина, а её подруга баронесса.
Осознав чудовищность реальности, Арбенин винит «жестокого» Бога и лишается рассудка. Звездич утратил возможность восстановить честь — ведь от сумасшедшего нельзя требовать сатисфакции.
Основная идея пьесы
Лермонтову удалось показать читателям неискренность и ханжество светского круга. Почти все действующие лица живут во лжи, скрывают собственные желания, совершают преступления. В обществе эти же люди надевают притворные маски порядочности и доброжелательности.
Краткое содержание драмы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
Основные персонажи пьесы
Лермонтов «Маскарад» очень краткое содержание
Маскарад Лермонтов краткое содержание для подготовки к уроку литературы, для читательского дневника:
Евгений Александрович заработал денег участвуя в азартных играх. Будучи уже не молодым, он хотел выгодно жениться. Вступив в брак по расчету, Арбенин неожиданно влюбляется в молодую жену.
Настасью Павловну называют дома Ниной. Она любит балы, и в один день пришла позже обусловленного времени. Супруг устроил сцену. Расстраивало и то, что нарушил договор и сел за карты, пытаясь спасти князя и друга.
Звездичу подарила женщина в маске красивый браслет, в знак почтения. А у Нины на одной руке ни было браслета. На вопрос мужа она ответила, что потеряла. Поиски ни к чему не привели. Купить тоже было невозможно.
Отношения с друзьями и родственниками, должны основываться на доверии и любви. Арбенин слишком любил себя и это привело к губительным последствиям. Важно иметь холодную голову, не давая волю чувствам
Читайте также: Поэма «Демон» Лермонтова, написанная в 1839 году, полна философских размышлений поэта на тему добра и зла, невозможности любви, в ней немало фольклорных и мифологических мотивов. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Демона» по главам и частям. Прежде, чем произведение было допущено к печати, оно перенесло восемь авторских редакций.
Короткий пересказ «Маскарада» Лермонтова
Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано.
Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчёту, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море.
Жена его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся!
К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича!
Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет».
Маска, не рискуя отдать своё кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь.
Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчётно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно.
Поражённый странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.
На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности.
Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет — с намёком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!
Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убеждён, что жестоко обманут.
Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит.
Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удаётся вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», даёт пощёчину.
Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный и безбожный князёк; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведёт себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее!
Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадёжно погублена, решает удалиться в своё деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады».
Князь, уже переведённый, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу.
Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намёков. Ее Евгений — злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрёт, жить вместе с нею доле я не могу»).
Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитёров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру.
Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передаёт Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»
Неизвестный торжествует: он отмщён вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишён и спокойствия, и чести.
Это интересно: Предпосылкой к написанию драмы Шиллером в 1781 году является эпиграф Гиппократа: «Что не исцеляет лекарство, то исцеляет железо; что не исцеляет железо, то исцеляет огонь». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Разбойники» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.
Сюжет драмы «Маскарад» по действиям
Лермонтов Маскарад краткое содержание с описанием каждой сцены и цитатами:
Действие первое
Мужчины играют в карты на деньги. Князь проигрывает. К мужчинам присоединяется Арбенин. Казарин упрекает Евгения, что тот «забыл товарищей своих». Арбенин рассказывает, что занят сейчас не делами, а любовью, перестал играть. Казарин знакомит Евгения со Шприхом, отмечает, что тот – «человек нужный», всегда может одолжить денег.
Среди присутствующих Арбенин узнает князя Звездича. Князь огорчен своим проигрышем. Чтобы помочь Звездичу, Арбенин садится за игральный стол вместо него и отыгрывается.
Во время игры Казарин рассказывает Штриху, что Арбенин раньше был мастером игры в карты, теперь же:
«Женился и богат, стал человек солидный;
Глядит ягненочком, – а право, тот же зверь…».
После того как Арбенин помог князю отыграться, они едут на маскарад к Энгельгарду.
На маскараде Арбенин делится с князем, что «все чужды мне, и я им всем чужой». Он рассуждает, что под масками может прятаться кто угодно.
К Звездичу подходит женщина в Маске и заговаривает с ним. Маска утверждает, что знает князя. Флиртуя, они уходят вдвоем.
Незнакомец в маске пророчит Арбенину «несчастье в эту ночь».
Женщина в маске в волнении прячется от Звездича – он едва не сорвал с нее маску и не узнал, кто она. Князь попросил у нее на память какой-то предмет, но женщина не хотела отдавать свой перстень. Неожиданно она замечает на земле утерянный кем-то браслет «с эмалью, золотой», который и отдает князю, после чего скрывается в толпе.
Звездич рассказывает Арбенину об интрижке на маскараде с незнакомкой и показывает отставленный ею браслет. Евгению вещь кажется очень знакомой.
Арбенин возвращается домой. Слуга докладывает, что Нина обещала приехать в двенадцатом часу, однако уже «час второй».
Арбенин вспоминает «грехи минувших дней», как он «глупо юность погубил», как ему было «тяжко и скучно жить». Но все изменилось после женитьбы. Арбенин взял в жены прекрасную нежную женщину, которую неожиданно для себя полюбил:
«Как агнец божий на закланье,
Мной к алтарю она приведена».
Домой возвращается жена Арбенина – Нина. Женщина не понимает, почему муж скучает по ней, когда они «розно», а когда встречаются, начинает «ворчать». Если бы Арбенин захотел, она бы бросила ради него свет и отправилась в деревню.
Евгений ответил, что его любовь иная, после женитьбы он словно «воскрес для жизни и добра». Однако иногда его «уносит в бурю прежних дней», в такие моменты он «молчалив, суров, угрюм» и боится чем-то испугать Нину.
Целуя жене руки, Арбенин замечает, что на одной нет браслета, и спрашивает, где он делся. Женщина отвечает, что утерян: «беды великой в этом нет». У Арбенина рождаются подозрения, он приказывает обыскать карету. Слуга докладывает, что в карете браслета нет и, наверно, он был потерян на маскараде. Арбенин устраивает жене сцену ревности и желает мести. Нину пугают его слова.
Действие второе
Баронесса рассуждает, что женщина – «создание без воли». Она взволнованно вспоминает о случившемся на маскараде.
Пришедшая к баронессе Нина встречает тут Звездича. Арбенина заговаривает о маскараде. Князь поделился, что узнал под масками многих дам. Баронесса отметила, что порядочные женщины не ездят на маскарады.
Оставшись с князем наедине, Нина простодушно рассказывает ему, что была в магазине – пыталась подобрать пару к своему браслету, так как второй был утерян на прошлой неделе. Звездич решает, что Нина та самая неизвестная в маске и начинает с ней флиртовать, желая во что бы то ни стало «своей достигнуть цели».
Князь рассказывает Баронессе, что встретил на маскараде Нину и тому доказательство – ее браслет. Чтобы увериться в этом, он съездил сегодня в магазин и узнал, что их таких только два. Чтобы спасти собственную честь, баронесса не открывает князю правды. От Шприха она узнает, что о Нине и Звездиче уже ходят слухи.
Арбенину приносят записку от какой-то княгини, адресованную Нине.
К Евгению приходит Казарин – ему нужен «искусный товарищ» по игре. Зашедший в это же время к Арбениным Шприх рассказывает Казарину, что жена Евгения на маскараде «встретилась с одним князьком», но сбежала от него.
После прочтения присланной Нине записки Арбенин в ярости – она была от князя.
На выходе Арбенин сталкивается с дамой в вуали – баронессой. Женщина пытается все ему объяснить, говорит, что Нина ни в чем не виновата, но Арбенин словно не слышит ее рассказа и уходит.
Князь находит оставленную Арбениным записку с приглашением на вечер к N.
Казарин, Арбенин и N. Играют в карты. К мужчинам присоединяется Звездич. Из разговора с Арбениным князь видит, что тот даже после встречи с баронессой ничего не понял. Евгений, сердясь на Звездича, бросает ему карты в лицо. Князь хочет стреляться, но Арбенин отказывается участвовать в дуэли. Звездич спрашивает у Евгения: «Вы человек иль демон?», на что Арбенин отвечает: «Я? – игрок!».
Действие третье
Хозяйке вечера сообщают, что баронесса Штраль уехала нынче вечером в деревню. Гости обсуждают между собой, что Звездич получил пощечину, считают его «подлецом».
На вечер приезжает Нина. Звездич предупреждает ее, что Арбенин «злодей, бездушный и безбожный» и ей «грозит беда». Князь отдает женщине браслет и прощается навсегда – он собирается на Кавказ. Нина, ничего не понимая, говорит, что Звездич сошел с ума.
Арбенин твердо решает, что Нина должна умереть. По просьбе хозяйки, Нина, аккомпанируя себе на фортепиано, исполняет грустный романс.
Стоявший поодаль Неизвестный задумчиво произносит, что едва не сжалился, но решил, что «пусть свершается судьбы определенье».
Дома служанка замечает, что Нина бледна. Нина жалуется на плохое самочувствие, делится, что Арбенин пугает ее своей молчаливостью и странным взглядом.
Действие четвертое
Арбенина захватывают мучительные воспоминания. Пришедший Казарин не верит, что ему плохо, считая, что Евгений «играет комедию».
К Арбенину приходят Неизвестный и Звездич. Доктор предупреждает, что Евгений «болен не шутя». Евгений не узнает Неизвестного, хотят тот говорит, что ранее они были друзьями. Семь лет назад Арбенин завлек его за игральный стол и с тех пор Неизвестный, покинул все: «Я увидал, что деньги – царь земли, И поклонился им», теперь же хочет ему отомстить.
Заключение
Ведущими в драме «Маскарад» являются мотивы игры, маскарадности, переодевания. Лермонтов обнажает лицемерие и интриганство высшего петербургского общества, где каждый думает только о своих интересах.
За масками добропорядочности герои скрывают свои истинные лица и желания. Баронесса Штраль, чтобы не запятнать репутацию, говорит правду только после того, как слух о связи князя и Нины уже распространился по городу. Казарин, желая вернуть Арбенина в карточные игры, не гнушается приходить к Евгению с этим вопросом даже сразу после смерти Нины.
Единственный светлый, чистый персонаж пьесы – Нина Арбенина. Ей не было места в «ядовитом», «маскарадном» обществе высшего света. Фактически Нину «отравил» не муж-ревнивец, а окружающие, поступки которых и привели к трагедии.
Читайте также: Сказка «Ашик-Кериб» Лермонтова была написана в 1837 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ашик-Кериб» на нашем сайте. Произведение представляет собой литературную обработку популярной турецкой сказки о любви бедного музыканта к богатой красавице. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 4 классе.
Видео о драме Маскарад Лермонтов
Главный герой пьесы – Евгений Арбенин предстает перед читателем человеком с огромной внутренней силой, в некоторой степени демонической. Ему кажется, что если он стал мастером карточной игры, то и в игре в жизнь обретет успех. Однако тут он претерпел поражение – Судьба победила его, лишив самого дорогого его же рукой.