Чем заканчивается избирательная кампания
Избирательная кампания в РФ
Содержание:
↑ Избирательная система
Во всех демократических странах политическая элита формируется посредством выборов, которые проводятся в соответствии с принятой в государстве избирательной системой.
Избирательная система — политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти. Другими словами, это совокупность принципов, норм и правил проведения выборов органов государственной власти
Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.
Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.
↑ Типы избирательных систем
1) Мажоритарная система
Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.
Так, округа, в которых избирается один кандидат, называются одномандатные, два или более – многомандатные. Одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.
Данная процедура характерна для проведения выборов в парламент, где избираются несколько кандидатов, при выборах одного высшего должностного лица, например, президента вся территория государства становится единым избирательным округом.
Избирательный округ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);
Избирательный округ единый (единый избирательный округ) – избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы;
Избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;
Избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избирается один депутат;
Достоинства: Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа
Недостатки: Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах
А) Абсолютного большинства
Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос.
Применяется при выборах президента в России и во Франции
Б) Относительного большинства
обязательный минимум участия избирателей, как правило, не устанавливается и избранным считается тот кандидат, который получил число голосов, больше, чем любой из его соперников. При этом выборы будут считаться действительными, даже если проголосует хотя бы один избиратель.
2) Пропорциональная система
Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах.
В отличие от мажоритарной системы в пропорциональной системе выдвижение кандидатов производится путем составления партийных списков. Избиратели голосуют за спи- сок, составленный партией, а не за конкретных людей, выдвинутых по округу. Выборы по пропорциональной системе проводятся по единому (общенациональному) избирательному округу.
Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на предпоследних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году составлял 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%.
Применяется при выборах в Израиле, Италии и др.
Достоинства: Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства
Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий
Недостатки: Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией
Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений
↑ Избирательная кампания и избирательный процесс.
Выборы различаются:
По объекту: президентские, парламентские, местного самоуправления
По масштабу: федеральные, региональные, местные
По срокам: очередные, досрочные, повторные
Значение выборов:
-являются важным средством систематического обновления властных структур
-выявляют реальные интересы и потребности народа
-способствуют приобщению граждан к политике
-придают власти легитимны характер
Избирательная кампания – это комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий, которые проводятся с целью ознакомления избирателей с кандидатами, партиями и их политическими программами
Многие учёные рассматривают понятия «избирательная кампания» и «избирательный процесс» как синонимы.
Избирательный процесс является практически-организационным компонентом избирательной системы, базирующимся на избирательном праве и включающим несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).
Избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
Основные понятия: выборы, значение выборов, классификации выборов, избирательная система, компоненты избирательной системы, избирательное право, избирательная кампания, избирательный процесс, стадии (этапы) избирательного процесса, избирательный округ, избирательный участок, избирательная комиссия, предвыборная агитация, предвыборная программа, основные принципы демократического избирательного права, типы избирательных систем, мажоритарная система, пропорциональная система, мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система
Выборы — это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемое при помощи голосования.
Значение выборов
Классификации выборов
Основа классификации
Виды выборов
Президентские; парламентские; местного самоуправления
Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.
Компоненты избирательной системы
Комплекс правовых норм о порядке выборов
Комплекс действий в процессе выборов
Многие учёные рассматривают понятия «избирательная кампания» и «избирательный процесс» как синонимы.
Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Избирательный процесс — практически-организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).
Стадии (этапы) избирательного процесса
Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти.
Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Этот единый избирательный округ получил название федерального округа.
Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.
Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях, согласно закону, могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.
Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии:
— Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ
— избирательные комиссии субъектов РФ
— территориальные (районные, городские и др.) комиссии
— избирательные комиссии муниципальных образований
— участковые избирательные комиссии
Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ. Она назначается сроком на пять лет и включает 15 членов. ЦИК: помогает другим комиссиям, контролирует их; распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.
Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам, которые составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.
Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы обладают политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Допустимо самовыдвижение граждан, если это разрешено законом субъекта РФ.
Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.
Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.
Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и др. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. Проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции и т. д. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.
При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.
Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.
Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.
Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом РФ. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.
Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Другая может передаваться партиям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется: из собственных средств кандидата, политической партии; из средств, выделенных кандидату выдвинувшей его партией; из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.
Демократическое избирательное право предполагает обязательное соблюдение ряда принципов.
Основные принципы демократического избирательного права
Все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов.
Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых в органы местного самоуправления — лица, достигшие 18 лет, в Государственную Думу — достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами РФ). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде не применяются.
Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе.
Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него.
Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата.
Выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам.
Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках.
Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет права оказывать на него давление.
Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством.
Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.
Типы избирательных систем
Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система — система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.
Применяется в Индии, Канаде, США и др.
Применяется при выборах Президента в России и во Франции
Достоинства
Недостатки
Пропорциональная система — система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах.
Применяется при выборах в Израиле, Италии и др.
Достоинства
Недостатки
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система — часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной избирательной системой, а другая часть — в соответствии с пропорциональной избирательной системой.
Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы
Достоинства
Недостатки
В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.
Избирательная кампания в Российской Федерации
Содержание:
Избирательная система – комплекс приёмов, методов и правил, которые формируют и обеспечивают регулирование легитимных органов власти. Избирательная система формирует общие характеристики в организации избирательной деятельности, а также переводы голосов избирателей. Избирательная система – изъявление воли населения, которое создаёт органы власти.
Основные избирательные системы
Принципы избирательного процесса:
Избирательное право – комплекс юридических и правовых правил, которые задают вид указанных отношений и формируют отдельный социальный институт. Так в РФ, избирательное право приставлено в Конституции.
Выборы – вид правовой и сознательной деятельности индивида, где участие принимает несение, организации, избирательные кампании и субъекты политической власти. В РФ происходят выбора на посты президента, депутатов в государственную думу, в органы государственной власти и муниципального управления и т.д.
Принципы избирательного права Российской Федерации
1. Принцип свободы – каждый индивид обладает свободой волеизъявления, что выражено в выражении воли свободно и без принуждения. Со стороны организаторов избирательной капании – свобода в организации выборов, также свобода в агитационных действиях.
2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах – каждый индивид имеет юридически закреплённое право, которое действует с момента совершеннолетия, принимать участие в избирательной деятельности, а также право быть избранным в местное самоуправление или государственную власть.
А) Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин РФ имеет юридическое право в участии избирательных действий, которые предусмотрены законом и законными методами проведения, подавать свою кандидатуру в органы местного самоуправления или государственную власть возможно с возраста, установленного в Конституции. Избирательный ценз – условия, которые закреплённые законом и конституцией, для избирательной деятельности или осуществления права. Таким образом, избирательный ценз разделяется на языковой, этнический, возрастной и т.д. (президентом РФ может быть индивид не моложе 35 годов, для членства в Государственной Думе необходим возраст в 21 год и т.д.). Также баллотироваться на места местного самоуправления или государственной власти может иностранный гражданин, с условием того, что с его страной заключён определённых договор. Невозможно получить места в органах власти людям, которые признаны недееспособными, людям, находящемся в тюрьме по решению суда.
Б) Равное избирательное право. Все индивиды РФ имеют равные обоснования (избирателям предоставлены равные возможности для получения голосов; гражданин РФ имеет право голосовать на одном участке, согласно его прописке; избиратели изъявляют личный выбор кандидата в зависимости от различных условий.
В) Прямое избирательное право. Каждый гражданин РФ извьявляет волю непосредственно. Выборы можно подразделить на прямые и косвенные, где часть населения голосует не за представленного кандидата, а за выборщиков, которые голосуют также за предыдущих выборщиков или напрямую за кандидата.
Г) Тайное голосование. В ходе выборов всем выборщикам даётся свобода и секретность в волеизъявлении, которые закреплены гарантиями: отдельные кабинки на 1 индивида; каждый выборщик лично отпускает выборный лист в ящик; если тайна голосования по каким-либо причинам нарушена, то наблюдатель принудительно удаляется, а другие члены комиссии отправляются на голосование.
Д) Добровольность участия граждан в выборах. Участие или не участие избирателя в выборах- личное дело индивида, никто не имеет права заставлять голосовать или не голосовать.
3. Принципы, дающие право индивидам совершать выбор и контролировать законность проводимых избирательных кампаний и самих выборов.
4. Организационные принципы.
А) Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями. В РФ наличествует система избирательных комиссий.
Б) Территориальный принцип организации выборов. За каждым территориальным участком закрепляется избирательный округ, где проходит голосование избирателей, относящихся в представленную территориальную единицу.
Основные стадии избирательного процесса
1. Каждые выборы на любой пост назначаются различными государственными органами, так выборы президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания, выбора представителей Государственной Думы – президент РФ и т.д. Время проведения выборов закреплено федеральным законом или субъектом власти в РФ. Решение о предстоящих выборах публикуется в средствах массовой информации, сами выборы ставятся на календарный выходной, ели в этот день нет праздника.
2. Формирование избирательных округов. Избирательные данные (место, схема, количество избирателей) определяет специальная комиссия, не позднее назначенного законодательством времени до голосования (за 70 дней). Вышестоящие органы, такие как органы местного самоуправления, одобряют схему избирательных округов, не позднее 2х месяцев до голосования.
3. Формирование избирательных участков. Формируются главой местного самоуправления параллельно с избирательной комиссией за 30 дней до выборов. На один избирательный участок положено не большое 3 тыс. людей. Для граждан РФ, проживающих за территорией государства, формируются специальные избирательные участки дипломатическими представителями РФ в др. стране. Территории избирательных округов и участков не должны пресекаться. Если индивид по каким-либо причинам не может посетить избирательный участок, то в таких случаях на территориях больниц, изоляторов, санаториев создают закрытые избирательные участки, где право голосования получают люди, находящиеся в этих местах (больные, заключенные и т.д.). В воинских частях также могут открыть избирательный участок, однако обычно военные голосуют на общих избирательных участках. Глава муниципального образования публикует списки с номерами участков и их адресами, границ и помещений не позднее 25 дней до голосования.
4. Образование избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия в РФ функционирует на регулярной основе и представлена юридическими законами. Она действует на протяжении 4х годов. В состав центральной избирательной комиссии включены 15 членов, которые выбираются Государственной Думой, Советом Федерации и президентом РФ поровну. Согласно закону, ЦИК обладают полномочиями: контроль за действиями избирательной комиссии во время выборов; сохранность избирательных прав населения; распоряжение выделенными финансовыми суммами (подготовка к избирательной к выборам и выборы).
Избирательные комиссии субъектов РФ функционируют на постоянной основе, являясь юридическим лицом. Законодательные и исполнительные органы государства формируют субъектов избирательной деятельности. Срок действия полномочий субъектов избирательной комиссии варьируется (не более 5 лет либо срок действия представительного органа, давшего власть субъектам избирательной комиссии). Комиссия занимается защитой избирательных прав населения, наблюдает за соблюдением этих правил.
5. Формирование перечня избирателей на базе учёта, который проводится муниципальными органами. В списке представлены граждане, которые получают на 1 день избирательные права. Индивид имеет право заявить в комиссию по причине не включения его в перечень избирателей. Правки в списки избирателей можно вносить до начала голосования.
6. Выдвижение кандидатов выборов. Кандидаты могут выдвигаться в различных условиях: при мажоритарном типе, кандидата выдвигает округ; личное выдвижение; избирательным блоком. Если выборы проходят по пропорциональной системе, то политические образования и партии, которые юридические зарегистрированы, согласного требуемому уровню выборов или выше, а устав представлен не позднее года до выборов. Выдвижение кандидатов происходит: президент РФ – менее 45 дней, депутаты Государственной Думы – 30 дней, органы местного самоуправления – 20 дней.
7. Сбор подписей – отборочный этап предварительных выборов. Федеральным законом официально устанавливается процент сбора подписей. Подписи могут быт принятые только от индивидов, обладающих избирательным правом на конкретном избирательном округе. Недопустимым является вознаграждение за отдачу голоса тому или иному кандидату, принуждение. На выборном листе индивид указывает имя, фамилию, отчество, адресные данные, данные паспорта.
8. Регистрирование кандидатов происходит специальными комиссиями на основании собранного процента голосов в поддержку выдвигаемого, которые тщательно проверяются. Кандидат наделяется новым социальным статусом и правами: работодатель не может уволить с места работы или перевести в другое место; время, которое индивид является избирательным кандидатом также зачитывается в стаж по выбранной профессии; невозможность привлечения кандидата к уголовной ответственности без его согласия.
9. Агитация населения. Любая политическая партия или деятель вправе до выборов проводить предвыборную агитацию за принятие участия в выборах, отдачу голоса за того или иного кандидата, который указан в перечне выбора. Агитация происходит через СМИ (телевидение, радио, прессу, интернет), массовые мероприятия (митинги), агитационные листовки, бюллетени.
Принимать участие в агитационной деятельности запрещено лицам, осуществляющим решающий голос, членам государственной власти, органам муниципального управления и лицам, находящимся на высоких должностях, государственные военнослужащим.
Агитация осуществляется с минуты официальной регистрации кандидата и истекает ровно за сутки о начала выборов. За три дня до проведения выборов, запрещено публиковать материалы в СМИ, касающиеся предварительных опросов населения. Любые агитационные листовки обязаны содержать адрес и наименование типографии, выпущенный тираж. Анонимные агитационные материалы недопустимы к размещению.
10. Голосование. Во время выборов избиратель получает документ, где представлены имена, фамилии, год рождения, место трудовой деятельности, род занятий кандидатов. Вверху выборного листа стоят подписи двух членов избирательной комиссии, которые заверены печатями, бюллетень предоставляется гражданам после предъявления паспорта или заменяющего документа. Комиссия помимо контроля за избирательным процессом, занимается предоставлением права выбора людям, которые не в состоянии появится на участке. Если избирателя не будет во время проведения голосования, то он сможет сделать выбор досрочно.
11. Подсчёт собранных голосов осуществляется с момента окончания выборов, проводится открыто и беспрерывно. По окончанию подсчёта, участковая комиссия формирует протокол, копия которого выдаётся наблюдателям или СМИ. Протоколы отправляет в вышестоящие органы.
Если в голосовании приняло меньшее количество избирателей, чем указано в федеральном законе, то выборы признают несостоявшимися. Также несостоявшимися признаны выборы, где выявлено нарушение кандидатов, которое не даёт с полной точностью подчитать голоса, в таком случае кандидаты не участвуют в распределении мандата.
12. Повторные выборы представлены дополнительным этапом. Проводятся в случае, когда ни один из выдвигаемых кандидатов не достиг процента собранных голосов, который указан в федеральном законе. Повторные выборы проводятся между двумя кандидатами, набравшими большее количество голосов. Время осуществления повторного голосования – 1-3 недели.
13. Опубликование итогов выборного процесса. Данные из округов направляются в СМИ после точного определения победителя. Не позднее месяца после голосования обнародуется процентные соотношения кандидатов и набранных голосов. Полные данные о прошедших выборах публикуются не позднее 3 месяцев поле окончания выборов.