Чем заканчивается повесть о разорении рязани батыем
Повесть о воинской отваге и милосердии (Отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем»)
Разделы: Литература
Отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем»
Цели: познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы в целом и «Повестью о разорении Рязани Батыем», в частности; выяснить, какие черты определяют характер Евпатия Коловрата; показать отличие образа героя от фольклорных; воспитание чувства патриотизма и любви к родине на краеведческом материале, интереса к истории родной земли.
Это крылатые люди, не знающие смерти, бьётся один с тысячей, а два с тьмою.
«Повесть о разорении Рязани Батыем».
1. Вступительное слово учителя.
В истории древнерусской литературы особо выделяется период монголо-татарского владычества, когда создаются повести о нашествии монголо-татар: о битве на реке Калке, «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского» и др.
Монголо-татарское нашествие явилось жестоким испытанием для русского народа. Оно затормозило процесс культурного развития страны, отбросив её назад на несколько столетий. Были уничтожены многие города северо-восточной и южной Руси, разрушены ценнейшие архитектурные памятники, в огне пожарищ погибли иконы, книги. Но духовно русский народ выстоял. Борьба с монголо-татарами вызвала подъём народного самосознания. Патриотическая тема становится основной в литературе того времени.
Рядом с былинами, историческими песнями непременно должны были появиться письменные произведения о защитниках земли русской.
Исходя из литературных документов можно предположить, что родился он около 1210 года в Корсуни в семье священнослужителя. Еще подростком вместе с родителями и клириком Аполоницей он совершил длительное путешествие вокруг Европы, чтобы затем на все время обосноваться на Рязанской земле.
3. Работа над планом эпизода. (Д/з).
(Возможно чтение по ролям 3 и 5 фрагментов).
4. Работа над языком повести.
Мертвые восстали (метафора бессмертия народа как ключевой символ повести).
От великих трудов и ран : изнемогли (т.е. от великой скорби или страданий).
Обилие союзов «и», которые не только придают повествованию особую эпическую плавность и напевность, но и в сочетании с глаголом выражают эмоциональную напряженность повествователя, его отношение к описываемым событиям, особенную динамичность.
Царь Батый окаянный
Чашу смертную
Некий из вельмож рязанских
В землю Рязанскую
Станы Батыевы
Люди крылатые и т.д.
6. Работа с иллюстрациями.
8. Подведение итогов.
Из воинской «Повести о разорении Рязани Батыем» черпали свое вдохновение и мотивы многие русские поэты и писатели: Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов, С.А. Есенин, В.Г. Ян: Дань уважения её литературным героям отдали П.А. Радимов (рязанский поэт XIX века, «Княгиня Евпраксия», «Батыева печать» и др.), рязанский писатель В.Д. Ряховский (повесть «Евпатий Коловрат», 1947 г.), Ю.П. Вронский, В.А. Чивилихин («Память»).
Послушайте отрывок из «Песни о Евпатии Коловрате» С.А. Есенина:
И еще один отрывок из повести «Евпатий Коловрат» рязанского писателя В.Д. Ряховского.
(Ученик читает отрывок).
Защитник земли русской
Евпатий Коловрат
Побил врагов татарских
Да у рязанских врат.
Ему хвалу и славу
Сегодня я пою,
Сложил он буйну голову
За родину свою.
Батый Рязань спалил, испепелил,
Евпатий Коловрат лишь жив остался.
Батыю он потерей не простил
И с малым войском за татарами помчался.
Оценки за работу на уроке.
Обобщая наблюдения, сделанные при разборе повести, зададим вопрос: «Какие чувства испытывает автор повести, рассказывая о нашествии Батыя на Рязань, родную землю?».
Автор говорит о том страдании, которое переживает герой, и мы понимаем, что те же чувства испытывает и сам автор, рассказывая о жестокости Батыевых полчищ.
В описании доблести и отваги Евпатия на поле боя мы ощущаем гордость и восхищение автора воинскими подвигами его соотечественников. Автор находит необыкновенно яркие определения для характеристики русских воинов («удальцы и резвецы», «крылатые люди», «не боящиеся смерти»), и хотя он вкладывает эти похвалы в уста приближенных Батыя, мы воспринимаем их как выражение патриотических чувств человека, написавшего о героической борьбе и гибели Евпатия.
Таким образом, мы подводим детей к восприятию патриотического пафоса повести, т.е. ее идеи, и вместе с этим формируем первые представления об авторе произведения, об «авторском начале» как одном из определяющих признаков письменного художественного творчества.
12. Домашнее задание. Подготовиться к внеклассному чтению: прочитать «Повесть об Авдотье-рязаночке».