Чем заканчивается программа в паскале

Операторы goto, break, continue и прекращения программы

Оператор безусловного перехода goto

Паскаль является структурным языком программирования. Не смотря на это, в нем присутствует ряд особенностей, которые широко использовались на начальных этапах развития программирования. В те времена идея о том, что программа может рассматриваться как система логически связанных блоков, еще не оформилась. Поэтому, если требовалось изменить линейный ход программы, программисты использовали оператор безусловного перехода goto.

Позже большинство программистов отказались от регулярного использования оператора goto, однако бывают случаи, когда он может быть полезен.

Необходимо знать, что всегда можно обойтись без оператора goto. Его использование затрудняет чтение и понимание программы.

Оператор goto осуществляет переход к оператору, помеченному специальной меткой, которая отделяется от самого оператора двоеточием. В качестве метки может быть использовано любое целое число без знака, содержащее более четырех цифр, или любое имя. Чтобы можно было использовать метку, она должна быть в обязательном порядке объявлена в разделе меток в описательной части программы. Этот раздел начинается служебным словом label, после которого через запятую перечисляются метки.

Чтобы перейти к помеченному оператору, используется оператор перехода, имеющий следующий вид:

Операторы break и continue

Бывает, что цель выполнения цикла достигается раньше, чем он будет прекращен по условию выхода. Так, например, в программе для определения простоты числа цикл будет выполняться n div 2-1 раз, хотя то, что число не является простым, может быть обнаружено на первых шагах цикла. Чтобы уменьшить количество шагов цикла, можно воспользоваться оператором goto, либо сформировать сложное условие выполнения (прекращения) цикла.

Однако существуют специальные операторы, использующиеся для прерывания хода выполнения цикла. Оператор break выполняет полный выход из цикла, т.е. все возможные итерации цикла прерываются. Оператор continue прерывает только текущую итерацию. Break и continue являются процедурами, хотя обычно их называют операторами.

Операторы break и continue выполняются в любом из видов циклов ( repeat, while, for ) и действительны только для внутреннего цикла. Например, если нужно обеспечить принудительный выход из двойного цикла, оператор break должен быть расположен как во внутреннем, так и во внешнем цикле. Операторы break и continue по сути являются видоизмененными операторами goto с известной точкой, в которую осуществляется переход.

В примере у пользователя пять раз запрашивается число только в том случае, если он не вводит ноль.

В примере запрашиваются пять чисел и суммируются только положительные из них.

Принудительное прекращение программы

Второй процедурой, с помощью которой можно прекратить выполнение программы, является процедура без параметров exit при ее размещении в исполнимой части программы (а не в теле подпрограммы). Чаще эта процедура применяется для выхода из подпрограммы без прекращения выполнения вызывающей программы.

Источник

Чем заканчивается программа в паскале

Изучение конструкции программ на Паскале начнем с простого примера.

Пример 1. Составить программу решения следующей задачи.
Саша спросил Сережу: «Сколько тебе лет?» Сережа ответил:
«Если бы число моих лет увеличить в 3 раза, а потом уменьшить на 17, то мне было бы 16 лет». Сколько лет Сереже?

Обычно решение такого типа задач начинается с «конца«.
Число лет, которое было бы Сереже, т. е. 16, увеличиваем на 17, получаем
Полученный результат уменьшаем в 3 раза, т.е. делим на получаем 11.
Итак, Сереже было 11 лет.

Посмотрим, как будет выглядеть программа решения этой задачи на языке Паскаль.

Program Serg;
var
a, b, c: integer;
begin
write(«Ведите число лет, которое было бы Сереже «); readln(a);
b := a + 17;
c := b div 3;
writeln(«Сереже было «, c, » лет»)
end.

Если эту программу ввести в компьютер и выполнить, то на экране появится вначале запрос для пользователя:

Введите число лет, которое было бы Сереже

После ввода числа 16, компьютер выдаст на экран:

Сереже было 11 лет

Имя программы должно начинаться с буквы. В нем не должно быть пробелов, запятых, точек.

Как видите, в скобках записаны служебные слова input (ввод) и output (вывод). Они указывают, что в программе будет вводиться и выводиться информация. Для большинства современных версий языка Паскаль и для Турбо Паскаля эти служебные слова являются необязательными. Хотя, надо заметить, их запись в программе не приведет к ошибке. В дальнейшем мы не будем использовать их в программах.

Следующая строка программы:

var
a, b, c : integer;

1. Итак, КОНСТРУКЦИЯ ПРОГРАММЫ на языке
ПАСКАЛЬ

Program ;

РАЗДЕЛ ОПИСАНИЙ
В нем описываются имена переменных и их типы.

Begin

РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ
Ввод данных, последовательность команд, вывод результатов.

Вот эти блоки:

Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть фото Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть картинку Чем заканчивается программа в паскале. Картинка про Чем заканчивается программа в паскале. Фото Чем заканчивается программа в паскале
Рис. 1

Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть фото Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть картинку Чем заканчивается программа в паскале. Картинка про Чем заканчивается программа в паскале. Фото Чем заканчивается программа в паскале
Рис. 2

Под переменной в языке Паскаль, как и в других языках программирования, понимают программный объект (число, слово, часть слова, несколько слов, символы), имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой.

Если «заглянуть» в компьютер, то переменную можно определить так.

Само название «переменная» подразумевает, что содержимое этого участка может изменяться.
В качестве имен переменных в Паскале могут быть латинские буквы с индексами. Причем может быть не одна буква, а несколько.
В качестве числового индекса может быть любое целое число. Всего в обозначении переменных может быть произвольное число символов, но значащими считаются первые 63 символа. В некоторых версиях Паскаля допускаются имена переменных, содержащие до 8 символов.
Примеры обозначений переменных: a, b, e, vert, trenin, d, f1, g23, p564, red18 и т.п.
Имена переменных называются идентификаторами.

Не имеет значение в обозначении переменных маленькими или большими (строчными или прописными) буквами они написаны!
Имя переменной должно удовлетворять следующим требованиям:
1) всегда начинаться с буквы, после которой при необходимости может следовать некоторое целое число (индекс);
2) в идентификаторе (имени) не должно быть пробелов, запятых или других непредусмотренных знаков, например недопустимы следующие имена переменных: jan.2 (есть точка); 3x (начинается с цифры); a 2 (имеется пробел); чн (русские буквы);

3. Команда присваивания

В программе, которая была приведена выше, есть следующие записи: Что означает знак «:=»?
Так на языке Паскаль обозначается команда присваивания. В чем ее сущность?

Команда присваивания «стирает» предыдущее значение переменной и «придает» ей новое значение. На языке Паскаль команда присваивания обозначается: := двоеточие и знак равно.

4. Операторы write и writeln. Процедуры вывода информации

Таким образом, операторы write и writeln являются операторами обращения к встроенным процедурам вывода информации.

Процедура write требует от следующих процедур ввода или вывода, информацию вводить или выводить ее на ту же строку (в одну строку).

Если в программе указан оператор write и за ним следуют еще операторы write или writeln, то выводимая ими информация будет присоединяться к строке информации первого оператора write.

Например: write(«Сегодня и завтра будут «);
write(«выходные дни «);

На экран выводится:
Сегодня и завтра будут выходные дни

Пробел между словом «будут» и «выходные» обеспечивается за счет пробела в конце первой строки. Если его не будет, то вывод произойдет слитно:

write(«Сегодня и завтра будут»);
write(«выходные дни»);
Сегодня и завтра будутвыходные дни

Еще некоторые примеры: t:=20;
write(«Время движения равно «);
write(t);
write(» секунд»);
Время движения равно 20 секунд
a := 18; b := 12;
write(«Сумма чисел равна «);
write(a+b);
write(«, а произведение «);
write(a*b);
Сумма чисел равна 30, а произведение 216

Процедура writeln обеспечивает для следующих процедур ввода или вывода информации вводить или выводить ее с начала каждой новой строки.

writeln(«Сегодня вечером, вечером, вечером,»);
writeln(«Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего»);

На экран выводится:

Сегодня вечером, вечером, вечером,
Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего

Сумма и разность чисел равны:
42
8

5. Операторы read и readln. Процедуры ввода информации

Итак, процедуры read и readln «считывают» значения переменных и присваивают их тем переменным, которые записаны в них.

Таких переменных может быть несколько, тогда они записываются в этих операторах через запятую, например:
read(a, b, c, n, g, j, i), readln(e,f, k, p, d) и т.п.
Чем же отличается работа процедур read и readln?

Процедура read потребует после себя ввод или вывод информации в одну строку, а процедура readln дает возможность после себя вводить и выводить информацию с начала новой строки.

Например:
В программе: write(«Введите значения a и b «); read(a, b);
write(«Ввод информации в одну строку»);

Введите значения a и b 2 3 Ввод информации в одну строку

writeln(«Введите значения a, b и c); readln(a, b, c);
writeln(«Ввод и вывод информации с начала строки»);

Введите значения a, b и c
2 3 4

Ввод и вывод информации с начала строки

Автор: Тишин Владимир Иванович

Источник

Структура программы на языке Паскаль

Программа состоит из заголовка и блока.

Заголовок программы

В заголовке указывается имя программы и список параметров. Общий вид:

здесь n – имя программы; input – файл ввода; output – файл вывода; x, y – внешние файлы, используемые в программе.

Заголовка может и не быть или он может быть без параметров.

Блок программы состоит из шести разделов, следующих в строго определенном порядке:

Раздел действий должен присутствовать всегда, остальные разделы могут отсутствовать.

Каждый из первых четырех разделов начинается с соответствующего ключевого слова (label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации только пробелом, либо концом строки, либо комментарием.

Раздел меток (label)

Любой выполняемый оператор может быть снабжен меткой – целой положительной константой, содержащей не более 4-х цифр. Все метки, встречающиеся в программе, должны быть описаны в разделе label.

здесь l1, l2, l3 – метки.

Пример. label 5, 10, 100;

Метка отделяется от оператора двоеточием.

Пример. Пусть выражение a := b имеет метку 20. Тогда этот оператор выглядит так:

Раздел констант (const)

Если в программе используются константы, имеющие достаточно громоздкую запись (например, число пи с 8-ю знаками), либо сменные константы (для задания варианта программы), то такие константы обычно обозначаются какими-либо именами и описываются в разделе const, а в программе используются только имена констант. Это делает программу более наглядной и удобной при отладке и внесении изменений.

здесь a1 – имя константы, c1 – значение константы.

Пример. const pi = 3.14; c = 2.7531;

Раздел типов (type)

Если в программе вводится тип, отличный от стандартного, то этот тип описывается в разделе type:

где t1 и t2 – идентификаторы вводимых типов.

Затем тип используется при объявлении переменных.

Пример использования нестандартных типов:

Раздел описания типов имеет большое значение в программе на языке Pascal. Если в программе не использовать типы, то можно столкнуться с несовместимостью типов переменных, даже если они описаны одинаково.

Раздел переменных (var)

Пусть в программе встречаются переменные v11, v12,…; все они должны быть описаны следующим образом:

Пример. var k, i, j: integer; a, b: real;

Каждая переменная должна быть описана до ее использования в программе и отнесена к одному и только одному типу. Названия разделов (const, type, var…) указываются только один раз.

Таким образом, в разделе var вводится имя каждой переменной и указывается, к какому типу эта переменная принадлежит. Тип переменной можно задать двумя способами: указать имя типа (например, real, color и т.д.), либо описать сам тип, например: array[1..16] of char

Раздел процедур и функций

Здесь присутствуют заголовки и тела пользовательских процедур и функций.

Раздел действий (операторов)

Эта часть программы начинается с ключевого слова begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Раздел действий есть выполняемая часть программы, состоящая из операторов.

Источник

Чем заканчивается программа в паскале

Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов. Заголовок программы содержит имя программы, например:

Раздел описания модулей определяется служебным словом USES и содержит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав системы Turbo Pascal, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми:

Любой оператор в программе может быть помечен меткой. Имя метки задается по правилам образования идентификаторов Турбо Паскаль. В качестве метки также могут использоваться произвольные целые числа без знака, содержащие не более четырех цифр. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток, например:

Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описания констант:

В разделе описания переменных необходимо указать все переменные, используемые в программе, и определить их тип:

Раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами

последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом ;. Текст программы заканчивается символом точка.

Данная программа запрашивает с клавиатуры два числа, находит их сумму и выводит ответ. Теперь сделаем так, чтобы программа сначала очищала экран, выполняла свои действия, а в конце работы позволяла пользователю посмотреть результат, ожидая его нажатия клавиши.

Волгоградский государственный педагогический университет
Кафедра алгебры, геометрии и информатики

Источник

Pascal: Занятие №1. Часть 1: Структура программы на языке Паскаль, компиляторы

Структура программы на языке Паскаль

Паскаль — язык структурного программирования. Это означает, что для написания программы, необходимо предварительно составить алгоритм ее решения для компьютера. Синтаксисом предусмотрена определенная структура программы на языке Паскаль:

раздел меток ( label ) раздел констант ( const ) раздел типов ( type ) раздел переменных ( var )

(раздел может быть пропущен, если в программе не предусмотрено использование процедур или функций)

begin операторы; end.

Заголовок со служебным словом program в программе можно опускать.

Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть фото Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть картинку Чем заканчивается программа в паскале. Картинка про Чем заканчивается программа в паскале. Фото Чем заканчивается программа в паскале

Структура программы на языке Паскаль

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной может быть изменено во время работы программы.

Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть фото Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть картинку Чем заканчивается программа в паскале. Картинка про Чем заканчивается программа в паскале. Фото Чем заканчивается программа в паскале

В разделе описаний наиболее важная часть начинается после служебного слова var (сокращ. от англ. variable — переменная), именно здесь указываются типы переменных в Паскале, которые будут описаны дальше.

Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть фото Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть картинку Чем заканчивается программа в паскале. Картинка про Чем заканчивается программа в паскале. Фото Чем заканчивается программа в паскале

Раздел меток, типов и описание констант происходит, естественно, только при их наличии в программе.

Раздел операторов — основная часть программы, которая всегда начинается со служебного слова begin в Паскале (begin — в переводе с англ. начало). Соответственно заканчивается этот раздел служебным словом end (с англ. конец).

Рассмотрим примеры из раздела описаний:
Раздел меток ( label ):

Раздел констант ( const ):

const a1 = 55; a2 = 3.14; …

Раздел типов ( type ):

type t1 = вид_типа; t2 = вид_типа;

Раздел переменных ( var ):

var v11, v12,…: type1; v21, v22,…: type2; …

Таким образом, порядок составления программ на Pascal должен соответствовать указанной структуре программы.

Рекомендуемые компиляторы Паскаля

Известно, что программы не могут быть сразу обработаны процессором. Сначала они переводятся на машинный язык при помощи специальных программ-трансляторов. Для языка Pascal (и ряда других) такая программа называется компилятором (другой вид трансляторов — интерпретаторы), которых существует достаточно много. Но все они действуют примерно по одному принципу: необходимо сначала написать целую программу от начала до конца, затем, если имеются ошибки — исправить их, и только потом запустить работу компилятора, и программа выдаст результат.

Первые компиляторы были разработаны в 1992 г. фирмой Borland International: выпущены два пакета программирования — Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0.

Наиболее популярным транслятором до недавнего времени, используемым во всех школах и вузах, являлся компилятор Turbo Pascal или по-русски Турбо Паскаль, который имел англоязычный интерфейс и стандартное окно которого выглядело примерно так:
Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть фото Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть картинку Чем заканчивается программа в паскале. Картинка про Чем заканчивается программа в паскале. Фото Чем заканчивается программа в паскале
На современных компьютерах некоторые модули Turbo Pascal 7.0 (например, модуль CRT) работают некорректно. Служебное слово uses подключает к программе тот или иной модуль. Uses crt в Паскале — модуль, позволяющий выводить цветные символы на цветном экране при использовании текстового режима.

Сегодня всё большую популярность набирает русскоязычный компилятор PascalABC и его новая версия PascalABC net, скачать которую можно на официальном сайте. Среда разработки Паскаль abc или, как часто ее называют, Паскаль абс (и даже так: авс и абц), выгодно отличается замечательным справочным материалом, синтаксической подсветкой и, как уже было сказано, русским языком. Кроме того, это целая платформа (framework), позволяющая работать в визуальном редакторе с элементами управления.
Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть фото Чем заканчивается программа в паскале. Смотреть картинку Чем заканчивается программа в паскале. Картинка про Чем заканчивается программа в паскале. Фото Чем заканчивается программа в паскале
Модуль crt в pascal abc не подключается, и в целом работа с модулями значительно упрощена по сравнению с Turbo pascal.

Таким образом, среда программирования Pascal abc выгодно отличается от всех своих предшественников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *