Чем заканчивается слово и почему
Чем заканчивается «Слово о полку Игореве»
Слово о полку Игореве — поэма авторства неизвестного монаха. Точно сказать, кто и когда написал данную поэму, невозможно, однако известно, что поэма переводится с древнерусского языка, что показывает, что произведение создано задолго до того, как появилось большинство литературных произведений.
В начале поэмы князь Игорь собирается в поход на половцев, ведомый желанием разгромить поганых, получить славу и богатую добычу. Однако в начале похода и по мере его продвижения князь и его войска встречают мрачные предзнаменования. Таким предзнаменованием, например, становится солнечное затмение.
Тем не менее, князь Игорь считает, что лучше он погибнет в битве с половцами, чем будет сидеть у себя в палатах за городскими стенами, дожидаясь, пока они совершат набег на его территорию. Он хочет достигнуть дойти до территории половцев и разгромить их там — смелый шаг, на который ранее мало кто решался.
Вместе с Игорем в поход решил уйти его родной брат. Поначалу войскам Игоря и его брата удалось разгромить половецкие полки и взять богатую добычу, однако тогда, когда они решили заночевать в поле, их разбивают орды половецких ханов, прибывшие на поддержку разбитым войскам.
Автор поэмы описывает, что даже природа оплакивает поражение русских князей. После того, как Игорь был поражён в борьбе с половцами, на Руси князья перестали защищаться от набегов совместными силами и направляют свои войска только для охраны собственных территорий.
Из-за разобщенности русских князей половцам проще нападать на Русь, чем они постоянно пользуются. Жёны оплакивают витязей из дружины Игоря, половцы обложили высокими податями города на Руси. Русские князья начинают ссориться, они потеряли преимущество перед половцами, добытое киевским князем Святославом. Проигрыш на Каяле становится причиной потери авторитета Руси.
Святослав видит тревожный сон, видит воронов, которые каркают. Это говорит о надвигающейся беде. Этот сон ему разъясняют бояре, рассказывая, что половцам удалось пленить его младших родственников.
Все остальные князья решают встать на защиту родины. Им удаётся победить половцев, однако автор жалеет, что храброе войско Игоря погибло.
Ярославна, жена Игоря, оплакивает своего мужа на городской стене Путивля, заклиная при этом силы природы помочь плененному князю.
Краткое содержание «Слова о полку Игореве»
Содержание:
В конце XVIII в граф Мусин-Пушкин – личность в государстве Российском известная трудами и коллекциями, связанными с древней историей Руси – стал обладателем уникального рукописного сборника, включающего произведения конца XII в. Одно из них – самый известный памятник литературы времен противостояния русских князей и половцев – «Слово о полку Игореве».
Содержание
О «Слове» в нескольких словах
Интерес к произведению не остывает с момента первого сообщения о находке.
Авторство
Автор поэмы – очевидец, свидетель, описавший поход князя Игоря непосредственно по следам событий 1185 г. Исследователи на протяжении двух веков после появления текста выдвигали множество теорий о том, кто мог быть автором поэмы. Версии рождались и опровергались, споры не утихали. Одно не подвергали сомнению – автор писал о событиях, современником которым был он сам, а не со слов потомков участников похода.
Исследователи едины и в мнении, что автор был сам родом из Киева или его окрестностей, страстно любил родину, природу, был предан князю Святославу. А кем был автор – священнослужителем, летописцем, дружинником, боярином – установить уже невозможно. Можно сказать, что перед читателем «Пушкин» того времени
Жанр
Одна из целей автора – в поэтическо-песенной форме обратиться к князьям с напоминанием о единении, о необходимости общности перед лицом врага. Автор переживает о вражде удельных княжеств, которая не позволяет справиться с общим врагом и построить сильное единое государство. Эта позиция, как и, предположительно, исполнение под сопровождение гуслей, позволяет определить жанр произведения как слово – отдельный особый жанр средневековой литературы, содержащий призыв, обращение, поучение.
Современные литературоведы называют ее поэмой, так как адаптированная и обработанная форма имеет признаки этого жанра:
Прямая сюжетная линия, взаимодействие ограниченного количества героев, объем произведения и временной размах дают основание некоторым исследователям называть «Слово» повестью.
Автор прибегает к фольклорным жанрам – плач, слава – которые обогатили текст эмоционально и поэтически. Так, плач Ярославны стал одним из кульминационных фрагментов. Слава – финальное восхваление князей.
Композиция
В тексте выделяют несколько композиционных составляющих:
Все части выстроены в единую логическую цепь и пронизаны авторским видением, его отношением к происходящему. Это проявляется в поэтических образах, эпитетах, которыми богат текст.
Герои
Действующие лица повествования – князья Игорь, Всеволод и Святослав, жена Игоря – Ярославна. Второстепенный герой, которому отводится важная роль в повествовании, – половец по имени Овлур. Еще два половца – Гзак и Кончак – преследователи пленника-беглеца.
Краткое содержание
Во вступлении автор противопоставляет свою манеру повествования тому, как вещал легендарный сказитель Боян. Автор обещает говорить без излишних отступлений, витиеватостей, напрямую, не отходя от сути дела.
Часть 1
Князь Игорь вдохновляет речью войско, готовое выступить в поход. Роптание, вызванное затмением солнца (а это очень дурной знак в те времена), не смущает полководца. Он дерзок, амбициозен, тщеславен – уверен в победе. Князь повел свою дружину на половцев, хотя в пути неоднократно силы природы предостерегали ратников.
Автор поэмы таким образом подчеркивает, что князь не прислушался к предостережению богов, за что впоследствии высшие властители его наказали за самоуверенность и недальновидность.
Битва состоялась жестокая. Три дня сверкали мечи и шлемы, стонала земля, от крови все было черным-черно. К концу третьего дня кровавого боя половцы одолели князя Всеволода, отчаянно отбивавшегося в окружении. Игорь, увидев, что брат в беде, бросился его отбивать, но силы были уже неравны. Князья попали в плен.
Часть 2
Святослав, представленный автором «Слова» мудрым зрелым политиком, горюет о провале недальновидных братьев, сетует на разобщенность, разлад в удельных княжествах. Речь Святослава пронизана болью за беды земли русской и мыслью о необходимости объединения усилий, дружбы между княжествами, сплотившимися вокруг сильного центра.
Мысли Святослава созвучны думам автора, который призывает всех князей объединиться, встать на защиту русской земли.
Часть 3
Пораженная горьким известием об участи мужа Ярославна на высокой городской стене плачет, обращаясь с вопросом, как же так произошло, и мольбой о помощи к солнцу, небу, Днепру. Природа отвечает Ярославне, помогает Игорю бежать, преодолевая степи и реки то белкой, то гоголем, то соколом. Его помощник и сообщник Овгур – наполовину половец, по матери – русич – бежит с князем, и природа помогает им благополучно добраться русской земли.
Заключение поэмы – всеобщая радость, слава князьям, благодарность за благополучный исход.
Долгий путь «Слова»
Сам сборник историками отнесен к XVI в: древние документы в те годы переписывали от руки, чтобы сохранить для будущих поколений. Как список попал в коллекцию Мусина-Пушкина, доподлинно неизвестно. Сам граф заявлял о том, что рукопись он приобрел у архимандрита Иоиля, после упразднения монастыря, где священник был настоятелем.
Но исследования конца ХХ в. опровергают эту версию, предложив другую, не столь красящую образ графа-историка. Считают, что Мусин-Пушкин, пользуясь служебным положением обер-прокурора Синода, присвоил попавший к нему средневековый список с древнерусскими поэмами.
В 1800 г. вышел первый печатный вариант поэмы, подготовленный самим графом. Работа Мусина-Пушкина заключалась в том, что надо было привести текст в читабельное состояние, ведь текст, вышедший из-под пера средневекового писаря, был без пробелов, больших букв, точек, с ошибками и описками. На обложке было написано: «Ироическая песнь о походе на половцовъ удельного князя Новагорода-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие».
Пятью годами раньше для государыни Екатерины II сделали копию, опубликованную во второй половине ХIХ. Успели с рукописью поработать историки этого периода, в том числе Н. Карамзин, сделавший несколько выписок из исторического списка.
Все это важно, потому что рукопись из коллекции графа не пережила события 1812 – сгорела в пожаре. Печатное издание 1800 г и копии стали единственными источниками текста, который известен теперь. Утрата оригинала даже поставила под сомнение происхождение поэмы: одно время считали, что это очень талантливая подделка, подражание древнерусским авторам. Но эта версия не нашла серьезных обоснований.
«Слово о полку Игореве» известно во многих переводах, число адаптаций древнерусского текста к современному звучанию составляет несколько сотен. Самые известные варианты принадлежат перу В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого.
Почему несмотря на поражение Игорь автор заканчивает свою поэму его воспеванием? Слово о Полку Игореве
Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. И действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники Родины.
Подлинный смысл призыва “Слова. ” заключается, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей^ Задачей “Слова. ” было не только военное, но и идейное сплочение, единство родной земли.
Именно в патриотическом настрое “Слова о полку Игореве” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.
Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о нем. Для автора битва со степным врагом еще не закончилась, поражение для него — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
Имя поэта, создавшего “Слово о полку Игореве”. затерялось в веках.
Мы не знаем, был ли он княжеским певцом или принадлежал к дружинной (военной) среде. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист, отстаивавший идею единства Русской земли.
Ценность « Слова о полку Игореве» актуальна и по сей день, ведь до сих пор самыми острыми нравственными проблемами остались такие, как объединение и патриотизм.
Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?
Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?
Каково авторское отношение к князю Игорю по «Слову о полку Игореве».
Образ русской земли в «Слове о полку Игореве».
Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, как может показаться по названию, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к родине. Вот почему оно оказалось близко всем, кому дорога родина и свой народ. Героем «Слова. » является не какой-либо из князей, изображенных в нем, а русский народ, русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место. Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово. », главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.
Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А га любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизм
Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают, что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным «книжником», хороню знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. «Слово…» проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.
Патриотизм «Слова…» проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: «Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову!» Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.
Поразительна осведомленность автора «Слова…» в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря», упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора «Слова о полку Игореве», стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. «О Русская земля, уже ты за холмом!» – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи. Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: «А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».
Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи «Слова…». Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей («И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»), и собственный голос автора: «Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря. »
«Слово о полку Игореве» никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.
Нравственные проблемы «Слова…».
Кроме великой патриотической идеи объединения Руси, автор «Слова» поднимает и нравственные проблемы героев произведения. С небольшими силами, не объединившись с соседями-князьями, отправился Игорь в далекий поход на половцев, надеясь застать из врасплох, рассчитывая «Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать». Не хотели больше Игорь и его брат Всеволод жить славою предков и решили: «Помужествуем сами, прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!». Поражение Игоря Святославовича имело тяжелые последствия для всей русской земли. Но автор видит главное причину этого поражения не в слабости русских воинов, а в князьях, которые действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.
-проблема единения княжеств в том, что князья гнались за собственной славой, а не всегда думали о судьбе земли русской;
— мужество в бою русского войска: стойкость дружины Игорева;
— женщины, в лице Ярославны, ждали своих мужей с ратных сражений и переживали за судьбу русской земли и судьбу своих родных.
Сравнение стихотворения «Прощание» и «Я вас любил: любовь ещё, быть может. »
Некрасова «Прощание» посвящено Авдотье Панаевой, с которой поэту посчастливилось прожить в гражданском браке 15 лет. Между влюбленными было все: радость, переживания, ссоры, расставание. Все свои душевные переживания, связанные с любовью к Панаевой, поэт переложил в стих, которые вошли в «Панаевский цикл» стихотворений. «Прощание» описывается расставание влюбленных. В строках сквозит не просто грусть – любовь лирического героя настолько сильна, что разлуку он сравнивает со смертью. Стихотворение написано легким пером. Лирический герой просит свою возлюбленную:
У «Прощание» написано трехстопным ямбом с пиррихиями, использованы художественные приемы: сравнение (И святы, как цветы с могилы, С могилы сердца моего ),эпитет (роковом «прости»).
Пушкинское стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Художественные средства стихотворения: метафора («любовь… угасла»), развернутое сравнение («Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим»), анафору («Я вас любил: любовь еще, быть может… Я вас любил безмолвно, безнадежно… Я вас любил так искренно, так нежно…»).
Стихотворения на одну тему –любовь, на тему «разлука» с разным отношением к расставанию. Один( у не может отпустить возлюбленную из «души», другой ( у ) дает свободу чувствам своей любимой, хотя любит.
Сопоставить фрагменты рассказов »Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий». В чем схожи Тонкий и Червяков?
— мастер короткого рассказа. В его рассказах, которые предстоит сравнить, дается краткая характеристика героям по нескольким замечаниям в их адрес. Например, сразу понятно общественное положение Тонкого и Червякова. Легкие зарисовки, портретные мазки дают читателю понимание о материальном положении, об отношении к чиновникам выше по положению, о тщедушии «маленьких людей». Рассказы написаны в одно время и посвящены теме «маленького человека» В рассказе «Толстый и тонкий» писатель попытался показать, как герой сам отстраняется от обыкновенного человеческого понятия «дружба»,выстраивая «на лету» стену поклонения своему старому другу, лишь только узнал, что друг детства Толстый добился высокого положения («… Сам он сгорбился, сузился, съежился…»). Это же самое происходит и с членами семьи, целиком поддерживающими своего отца и мужа («…подбородок жены стал ещё длиннее, Нафанаил вытянулся во фрунт.»). А в рассказе «Смерть чиновника» также использована тема чинопочитания, доведенная до абсурдного душевного состояния Червякова, чихнувшего на генерала в театре. Обеспокоенный этим «событием» герой мучается из-за своего «поступка» и в конце концов умирает, не поверив в то, что это просто «чих», который случается со всеми, но, если этот «чих» пришелся на генерала, то это непростительно. В обоих рассказах писатель с юмором смотрит на недостатки людей, используя иронию. И сегодня часто можно встретить таких людей с низкой самооценкой, пытающихся ничем не навредить себе, заигрывающих с людьми, стоящими выше по положению, иначе говоря «маленьких людей».
Чем заканчивается слово и почему
Форма входа
Главное меню
Изложения (тренинги)
Сейчас на сайте
Сейчас 51855 гостей и 5 зарегистрированных пользователей на сайте
Новости сайта
17.Почему поэма, рассказывающая от неудачном походе Игоря против половцев, завершается прославлением князя? (По «Слову о полку Игореве».)
Задачей автора «Слова. », учитывая основные проблемы Руси, было не только осудить ссоры русских князей, которые стали причиной раздробления и ослабления страны, но и призвать их к её объединению.Поэтому произведение имеет очень неожиданный финал. Если в начале «Слова» автор упрекает правителей, которые вместо единства земли Русской жаждут славы, то в конце он прославляет князей и Игоря, который «повел полки родного края. половецким землям угрожая». Почему Русь простила виновника всех бед?
Изначально князь, принадлежащий к «храброму Олегову гнезду», хотя и хотел защитить родную страну, но жаждал и славы. И его брат Всеволод, прославляя своих воинов, говорил: «. сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы». Дружины правителей были отважны и сильны, но лишь в первом бою одержали победу, а во втором были разбиты. Поход Игоря имел плачевный результат для Руси. Не случайно автор «Слова» с осуждением говорит:
Игорь-князь в Каяле половецкой
Русские богатства утопил.
Но и это не главное. Игорь своим походом добился того, что «приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло». За это и проклинали отважного князя в родных местах.
Однако Игорь в плену не смирился, его сердце тоскует по родной земле: «Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца». После удачного побега он возвращается на родину. Князь радуется этому, так как не может жить без своего народа и отчизны: «Тяжело голове без плеч, беда телу без головы». Поэтому автор и Русская земля славят Игоря. Милосердная Русь прощает князю заблуждения, а он в свою очередь оставляет свои эгоистические устремления.
Финал уникален: автор чествует всех князей – Всеволода, Владимира Игоревича и даже побежденного Игоря! И все потому, что они освободили и защитили «Русскую землю», и способствовали им не только удача или политическая мощь, но и бесстрашие, и вера в добро: