Чем заканчивается сватовство хлестакова

Иван Александрович Хлестаков

Иван Александрович Хлестаков – главный герой бессмертной комедии Николая Васильевича Гоголя. Это мелкий служащий из Петербурга, которого чиновники одного провинциального городка приняли за ревизора. В образе Хлестакова и остальных персонажей автор сконцентрировал типичные пороки российского общества Николаевской эпохи. Образ главного героя послужил появлению такого понятия, как «хлестаковщина».

Описание героя

Общая характеристика персонажа

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Иллюстрация П. Боклевского

Ивану Хлестакову приблизительно 22-23 года. Герой имеет дворянское происхождение, его отец – не очень состоятельный помещик, владелец небольшой деревни в Саратовской губернии. Сам Хлестаков живет в Петербурге и занимает маленькую чиновничью должность в канцелярии. Выше коллежского регистратора подняться по карьере он не способен, так как очень ленив и безответственен: может не пойти на службу ради прогулки по бульвару или игры в карты.

Внешность, поведение, речь героя

Автор описывает Хлестакова, как «тоненького и худенького», модно одетого молодого человека. Он шатен, у него привлекательная внешность и живые, «как зверьки» глаза. Хлестаков обладает талантом легко располагать к себе людей разных возрастов, причем, как женщин, так и мужчин. Видя, что производит впечатление, Хлестаков начинает вести себя важно и напыщенно. Он большой любитель пофантазировать и в разговоре часто выдает себя за того, кем на самом деле не является. Так, одному собеседнику он может представиться генералом, другому – писателем. Упиваясь враньем, заходит так далеко, что называет Пушкина близким приятелем: «с Пушкиным на дружеской ноге». Обманщик Хлестаков настолько виртуозен, что люди перестают понимать, когда он говорит правду, а когда лжет. Легкомысленность, лживость и внутренняя пустота – одни из самых характерных черт натуры Хлестакова.

Речь героя бессвязна и нелогична, «слова вылетают из его уст совершенно неожиданно». Хлестаков не умеет строить законченные фразы, поэтому говорит обрывочно, на ходу меняя предмет обсуждения. В его речи много ненужных слов: «Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу». В беседах с дамами любит пустить пыль в глаза, щеголяя французскими фразами, из которых самая частая: «компрене ву». Подобно аристократам, разговаривает вежливо, нередко пользуется сложными речевыми оборотами, вставляет умные слова.

Хлестаков трепетно заботится о своем внешнем виде. Ведь, во многом благодаря ему, он добивается расположения в обществе. Он тщательно следит за модой, заказывает у портных дорогие костюмы: «сукно такое важное, аглицкое! Рублёв полтораста ему один фрак станет».

Образ жизни, интересы и характер героя

В комедии нет упоминания о том, насколько образован главный герой. Вероятно, автор намеренно опускает этот момент, чтобы читатель сам сделал вывод, что у Хлестакова нет высшего по тем меркам образования. Того образования, которое ему смогли дать родители, было достаточно лишь для маленькой должности, которую он занимал в канцелярии.

Красивая жизнь, прогулки по проспекту, посещение театров и светских мероприятий – это то, без чего Хлестаков не представляет своей жизни. Еще он очень любит вкусно поесть и сыграть партию-другую в карты, хотя почти никогда не выигрывает. Все эти возможности предоставляет ему Петербург, куда герой перебрался ради праздной жизни. Хлестаков обожает столицу, она дает ему все, о чем он мечтает. Здесь всегда есть чем заняться, легко найти любое развлечение или просто посетить роскошные магазины. Но большой город предполагает большие денежные траты, а так как работать герой не любит, он прожигает те деньги, которые ему присылают родители.

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Иллюстрация А. Константиновского

Хлестаков любит женщин, и они отвечают ему взаимностью. Умение производить впечатление, говорить вычурные комплименты («предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон»), театрально ухаживать – все эти средства герой пускает в ход для обольщения очередной красавицы. Нередко он даже не обращает внимания на возраст дамы. Так, играя роль «ревизора», он недвусмысленно заявляет: «дочка городничего очень недурна, да и матушка такая». Он легко заигрывает с обеими женщинами: сначала признается в чувствах дочери, и буквально сразу же клянется в вечной любви матери. Несмотря на царившие в то время строгие моральные правила, в этой ситуации никто не испытывает неловкости: ни обе дамы, ни, тем более, Хлестаков. Герой не стремится встретить настоящую любовь или спутницу жизни. Его отношение к женщинам можно назвать манипулированием, направленным на достижение определенной цели.

Родители Хлестакова живут в Саратовской губернии, в своей деревне Подкатиловке. Туда и направляется герой, но волею случая оказывается в городе N. Несмотря на все минусы своего характера, Хлестаков не планирует нарочно изображать из себя важное государственное лицо. Перепуганные чиновники уездного города уверены, что к ним приехал ревизор. Никого из них не смущает его возраст, никто из них не задается простым вопросом: как молодому человеку удалось так быстро дослужиться до высокой должности? Таким образом, Хлестакову ничего не остается, как подыграть глупым чинушам. При этом он не сразу догадывается, что его воспринимают, как ревизора. Он думает, что руководство города настолько гостеприимно, что готово оказывать почести любому заезжему гостю.

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Иллюстрация Д. Кардовского

Несмотря на важные манеры и внешнюю самоуверенность, в душе герой оказывается трусоватым. При малейшей угрозе разоблачения Хлестаков предпочитает не ввязываться в конфликт и часто спасается бегством. Его трусость ярко проявляется в эпизоде с городничим. Хлестаков боится, что градоначальник упечет его в тюрьму за неоплаченные обеды, и буквально вжимается в стену, когда тот заходит в комнату. Искреннюю заботу городничего он принимает за скрытую угрозу, а предложение сменить квартиру – за намек на тюрьму. Хлестаков, почти в истерике, начинает козырять своей службой в Петербурге и угрожать городничему.

Отношение персонажей комедии к Хлестакову

Герои пьесы по-разному относятся к Хлестакову, но всех их объединяют угодничество, страх и заискивание. Городничий испытывает страх от того, что «ревизор» неожиданно оказался не таким, каким он его себе представлял – молодым и худеньким: «Как его узнаешь, кто он!» – озадаченно произносит он. Супруга градоначальника Анна Андреевна и его дочь Марья Антоновна – без ума от Хлестакова, его манер и поведения: «…Какое тонкое обращение!». Помещик Добчинский уважительно отзывается о важности Хлестакова: «Не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки-с». Слуга Хлестакова Осип знает о недостатках барина, но не вправе указывать ему. Свои нравоучения он произносит в отсутствие Хлестакова. Он недоволен тем, что его барин представляется не тем, кто есть на самом деле, быстро спускает все деньги, а потом заставляет Осипа продавать вещи на барахолке, чтобы не умереть от голода.

Роль героя в произведении

Н.В. Гоголь создал собирательный образ, который продемонстрировал пороки современного писателю общества. Одной из основных проблем в 19 веке в России было чинопочитание. Оно было широко распространено в государственных органах не только центральных городов, но и в далеких провинциях, до которых, по словам Городничего, «скакать три года». Сам же Хлестаков лишен этих недостатков. По мере того, как ему становится понятно заблуждение чиновников, он вживается в уготованную ему роль, помыкает представителями городской знати, легко обманывает их ради своей выгоды. Его роль в пьесе – показать, насколько глупо и невежественно общество.

В образе Хлестакова проявилось новаторство писателя. Гоголь создал героя, которого еще не было в русской литературе. Теперь на месте классического интригана перед читателем предстал образ простодушного лжеца. Хлестаков «показал», каким беспринципным и лживым может быть человек из среды чиновников. Сочетание ничем не обоснованной гордости вкупе с глупостью демонстрирует тип личности, полностью лишенной каких-либо моральных основ.

Развитие героя по мере сюжета

По мере развития сюжета образ Хлестакова претерпевает некоторые изменения. Лучше всего это видно, когда автор помещает своего героя в различные ситуации с участием разных действующих лиц. В начале комедии Хлестаков представлен типично отрицательным персонажем. Но к середине повествования герой проявляет некоторую сообразительность и пользуется сложившейся ситуацией, манипулируя чиновниками в свою пользу. Не будучи изначально мошенником, Хлестаков становится им, и в этом превращении главную роль играют все те же чиновники, наделившие его статусом значительного лица. Именно в городе N случается то, что всегда было мечтой Хлестакова – ощущение собственной значимости. Власти уездного города, погрязшие в коррупции, становятся той самой почвой, на которой пышно расцветают таланты Хлестакова.

Отношение автора к герою

Исследователи творчества Н.В. Гоголя затруднялись в определении образа Хлестакова, сомневались, к какому типу героя (положительному или отрицательному) причислять данного персонажа. Сам же Гоголь не ставил перед собой задачу представить героя законченным аферистом или злодеем-интриганом. Напротив, Хлестаков – это довольно симпатичный, обходительный и благовоспитанный молодой человек. Так сложилось, что принадлежность к дворянскому роду не приносит ему тех доходов, которые необходимы ему для полноценной жизни в столице. Этот персонаж скорее можно рассматривать, как жертву внешних обстоятельств.

Автор нейтрально относится к созданному им образу. Но в своей пьесе он утверждает, что Хлестаков никого не собирался обманывать. Он лишь удачно воспользовался ситуацией, которая ему представилась. Несмотря на то, что образ Хлестакова принято считать олицетворением лживости и пустоты, именно этот герой помогает обнажить все изъяны российского общества того времени.

Прототипы

Когда Н.В. Гоголя спрашивали, с кого он списал Хлестакова, он отвечал: «Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Тем не менее, есть предположение, что к написанию пьесы прямое отношение имеет А.С. Пушкин.

Ситуация, больше похожая на анекдот, была известна не только в России, но и в Европе. Однажды Пушкин, собиравший материал для написания повести о пугачевском восстании, оказался в Нижегородской губернии. Там то и приняли местные власти великого поэта за ревизора, приехавшего с проверкой. Также имеет право на жизнь версия, что сюжет комедии был взят Гоголем из заметок литератора Павла Свиньина о его путешествии в Бессарабию.

И, все же, реальным прототипом Хлестакова признан подпоручик Платон Волков. В один прекрасный день городничий Макшеев сделал донесение начальству, что в город прибыл господин в карете, на платье которого он заметил мальтийский крест. Волков надолго задержался в городе, выдавая себя за чиновника императорской канцелярии. Постепенно аппетиты его росли. Так, он вытребовал себе квартиру, экипаж и продовольствие за счет городского бюджета. В свою очередь, обещал местным чиновникам свою протекцию в получении доходных мест в Петербурге.

Очередным возможным прототипом Хлестакова мог стать аферист Роман Медокс, который буквально потряс российское общество своими непостижимыми авантюрами. Медоксу на протяжении всей жизни удавалось обманывать общество, выдавая себя за совершенно другого человека. Эти аферы он проворачивал ради баснословных сумм, которые оседали в его кармане. Апофеозом его «деятельности» стала поездка на Кавказ, где он выдал себя за царского посланника.

Экранизации героя

Комедия «Ревизор» была экранизирована несколько раз. В 1952 году режиссер Владимир Петров поставил одноименный фильм по сюжету пьесы. Роль Хлестакова исполнил популярный советский актер Игорь Горбачев. В 1977 году вышел фильм Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга». Фильм снят в стиле комедии, содержащей множество смешных и поучительных сцен. В главной роли снялся актер Сергей Мигицко. В 1982 году знаменитый режиссер Московского театра сатиры Валентин Плучек стал автором фильма по пьесе Н.В. Гоголя с Андреем Мироновым в главной роли. Наконец, в 1996 году на экраны выходит работа режиссера Сергея Газарова «Ревизор». Образ обаятельного афериста воплотил на экране популярный российский актер Евгений Миронов.

Источник

Н. В. Гоголь «Ревизор»: краткое содержание

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Действие 1

Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга, имеющий самый низкий чин в Табели о рангах, направляется в Саратовскую губернию к отцу. Вместе с ним едет его слуга Осип. Оказавшись в одном небольшом уездном городе, от которого «три года скачи – никуда не доскачешь», Хлестаков проигрался в карты и остался ни с чем. Тогда же в погрязшее во взятках градоначальство приходит неприятная новость: в город едет ревизор из Петербурга, да ещё и с секретным предписанием. Городничий, Антон Антонович, созывает всех чиновников, чтобы объявить эту новость. Чиновники в растерянности, полагают, что хотят их уличить в государственной измене, да еще и накануне войны. Сам городничий также обеспокоен, но не до такой степени. Он советует всем сделать так, чтобы все выглядело прилично.

Ночью Антон Антонович плохо спал, ему снились две огромные крысы, он предчувствует дурное и теряется в догадках, каковы же причины приезда ревизора. Судья Ляпкин-Тяпкин, прочитавший пять-шесть книг, оттого немного вольнодумный, предполагает, что это из-за затеваемой Россией войны. Меж тем городничий советует попечителю богоугодных заведений, привести в надлежащий вид все больницы, надеть на больных чистые колпаки, уменьшить число курящих табак, над каждой кроватью написать слова на латыни. Земляника выказывает сочувствие и понимание. Судье он рекомендует не сушить над рабочим столом охотничий арапник и присмотреться к заседателю, от которого с детства отдает водкой.

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Заходит Иван Кузьмич Шпекин – добродушный почтмейстер. Городничий просит его просматривать все проходящие письма, так как опасается доноса. А Шпекин давно все сам читает из чистого любопытства и делает это с удовольствием. Он говорит, что о петербургском ревизоре ничего пока не встречал. Затем появляются запыхавшиеся Добчинский и Бобчинский. Они наперебой рассказывают о «наблюдательном» молодом человеке, которого встретили в трактире. Думают, что это и есть ревизор. Ведь и денег не заплатил и в тарелки к ним заглянул. Точно ревизор. Чиновники озабоченно расходятся, а городничий решает ехать в гостиницу, где остановился молодой ревизор, на поклон. Между делом появляются дочь и жена городничего и в окошко спрашивают Антон Антоновича с усами ли приезжий, если да, что с какими.

Действие 2

В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит Осип и жалуется на голод. Он рассказывает, как они второй месяц едут из Петербурга, а хозяин по дороге все проигрывает, при этом хочет заказывать самое лучшее. Он говорит, что в Петербурге ему нравится, особенно когда отец Хлестакова присылает денег, а теперь вот даже в долг не дают. Появляется молодой и глуповатый Иван Александрович и нерешительно отправляет Осипа на кухню просить еды, а если не дадут – то идти за хозяином. Трактирный слуга все же дает им дрянной еды. Опустошив тарелки, Хлестаков вслух ругается. Осип с трактирным слугой уносят посуду. Затем Осип сообщает, что к ним пожаловал городничий. Испугавшись, что его посадят в тюрьму за долги, Хлестаков весь бледнеет.

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Добчинский с Бобчинским остаются за дверью. Антон Антонович входит в комнату. Он почетно здоровается с гостем и говорит, что всегда заботится о проезжающих. Хлестаков начинает оправдываться, обещает заплатить долг и заодно жалуется на трактирщика. Из-за дверей выглядывает Бобчинский. От этих жалоб городничий робеет и предлагает гостю переехать на другую, более комфортную квартиру. Поначалу Хлестаков отказывается, так как думает, что ему предлагают следовать в тюрьму. Он начинает кричать, просить пощадить, говорит, что дома ждут жена и дети. От неожиданности городничий кается во взятках.

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Хлестаков говорит, что скоро отдаст все долги, но пока денег нет, ни копейки. Городничему кажется, что это хитрый намек на взятку. Он предлагает гостю денег, добавляя, что всегда старается помогать проезжающим. Раз гость решил быть инкогнито, то и он будет вести себя соответственно. Городничий подсовывает двойную сумму – четыреста рублей, а Хлестаков берет только двести. Во всем этом Антон Антонович пытается уловить хитрый смысл. Они продолжают вести беседу. В конце городничий пишет на трактирном счете две записки: одну – Землянике, другую – жене. Он отправляет с ними Добчинского, а Бобчинский, все это время подслушивающий за дверью, падает вместе с ней на пол. Сам он едет с Хлестаковым. У него возник план напоить гостя и выведать его планы. Для начала он предлагает осмотреть богоугодные заведения, а затем приглашает к себе домой.

Действие 3

Действие происходит в доме городничего. Анна Андреевна места себе не находит в ожидании новостей от мужа. Добчинский приносит записку, в которой городничий написал «не генерал, а не уступит генералу», далее о его грозности и последующем смягчении. Затем она просит приготовить для гостя комнату и принести вина от купца Абдулина. Марья Антоновна с Анной Андреевной спорят, какое платье лучше надеть. Появляются городничий с Хлестаковым, в сопровождении Земляники, который их только что в больнице угощал лабарданом. За ними Хлопов, Добчинский и Бобчинский. Все обсуждают успехи Артемия Филипповича. Говорят, что с момента его вступления в должность больные только и делают, что выздоравливают. На вопрос Хлестакова, нельзя ли где-нибудь в городе поиграть в карты, городничий, чувствую подвох, решительно отвечает, что нет.

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Завидев Марью Антоновну и Анну Андреевну, гость решает пустить пыль в глаза. Он начинает рассказывать о петербургской светской жизни, о том, как он в друзьях у Пушкина, как его назначали главнокомандующим, как он управлял неким департаментом, и т.д. Говорит, что не любит различные церемонии, потому никогда не удается проскользнуть незамеченным. Добавляет, что в свободное время пишет сочинения и печатается в журналах. Так, например, «Женитьбу Фигаро» и «Юрия Милославского» он сочинял. Марья Антоновна робко возражает, замечая, что автором «Милославского» является Загоскин. Мать пресекает ее замечание. Устав от болтовни, Хлестаков направляется спать, а Анна Андреевна с Марьей Антоновной спорят о том, на кого из них он больше смотрел. Затем решают расспросить Осипа о его хозяине. Заметив, что тот отвечает уклончиво и двусмысленно, лишь убеждаются в «важности» своего гостя.

Действие 4

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

У себя на крыльце городничий ставит полицейских, чтобы никаких жалующихся купцов или просителей не пускали. Посовещавшись, чиновники решают по очереди идти к «ревизору» и давать ему взятку. Начать было решено с Ляпкина-Тяпкина, так как он отличался «Цицеронским» красноречием. Как только Хлестаков проснулся, к нему вошел Ляпкин-Тапкин. Перетрусивший вконец, он случайно выронил из рук деньги и испугался, что совсем попал впросак. Хлестаков же, завидев деньги, поднял и попросил их взаймы, объяснив, что «в дороге издержался». Затем поочередно приходили почтмейстер, смотритель училищ, Земляника и другие чиновники. У всех Хлестаков брал денег «взаймы», называя одну и ту же причину – большие растраты в дороге.

Если с почтмейстером он просто беседовал о жизни в уездном городке, то смотрителю училищ он предложил сигарку и спросил, кого тот предпочитает: брюнеток или блондинок. Окончательно разнообразил ситуацию Земляника. Он не просто донес на всех своих коллег, но и предложил расписать все в деталях. Дальше приходили Добчинский и Бобчинский. Если первый рассказывал о своем незаконнорожденном ребенке, то второй просил упомянуть его всем сенаторам и адмиралам в Петербурге.

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Выпроводив гостей, Хлестаков садится писать письмо своему другу Тряпичкину, большому острослову. Он рассказывает, что в уездном городе N его приняли за какого-то «государственного человека» и дали ему больше тысячи рублей. Пока он пишет письмо, слуга Осип уговаривает барина быстрее уезжать, пока не раскрылся обман. Отправив Осипа с письмом и за тройкой лошадей, Хлестаков принимает купцов, которые жалуются на несправедливое отношение со стороны городничего. Их пытается удержать полицейский Держиморда. Вслед за купцами идут слесарша да жена унтер-офицера, тоже жалуются на городничего. Хлестаков всем обещает все, все, все. Обнадеженные гости уходят.

Происходит встреча с Марьей Антоновной. Она говорит, что случайно тут проходила. Завравшийся Хлестаков сначала заигрывает с ней, потом признается в любви, целует и, каясь, падает на колени. Все это видит Анна Андреевна. Она в гневе прогоняет дочь. Оставшись с ней наедине, Хлестаков и ей признается в любви. Когда она говорит, что она «в некотором роде замужем», он говорит, что любви это не помеха. Неожиданно вбегает Марья Антоновна и в суете получает сначала выговор от матери, а затем предложение руки и сердца от Хлестакова. Прибегает городничий, просит не верить прорвавшимся купцам. Он не слышит слов жены о сватовстве. Затем он, наконец, понимает, в чем дело и благословляет молодых. Входит Осип и говорит, что лошади поданы. Хлестаков заявляет растерянному семейству, что ему нужно уехать всего на один день к богатому дяде. Напоследок занимает еще немного денег и уезжает.

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Действие 5

Все облегченно переводят дух. Городничий с женой мечтают, как будут жить в Петербурге. Городничий даже представляет себя генералом. Появляются жалующиеся купцы, но городничему уже все равно, ведь на него обрушился неожиданный успех. Он нагоняет страху на купцов и с Богом отпускает. Один за другим появляются «почетные люди» города, чтобы поздравить городничего. В самый разгар поздравлений вбегает почтмейстер. Он принес сообщение о том, что чиновник, которого приняли за ревизора, вовсе не ревизор. Затем он предоставляет распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину и все по очереди его читают. Каждый чтец, дойдя до своего описания, слепнет и буксует.

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Городничий опечален и раздосадован. Он говорит сам с собой, не может поверить, что его так одурачили. Все набрасываются на Добчинского и Бобчинского, за то, что те принесли весть о мнимом ревизоре. В разгар переполоха появляется жандарм и объявляет, что в город прибыл важный чиновник из Петербурга и требует городничего к себе. Эта новость всех повергает в шок. Все заканчивается немой сценой.

Источник

«Ревизор»

Комедия в пяти действиях русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Впервые была опубликована в 1836 году. Весной того же года состоялась первая премьера пьесы на театральной сцене.

История создания комедии «Ревизор»

Идея написать пьесу, в которой были бы собраны все пороки современного ему российского общества, пришла Николаю Гоголю в 1835 году, во время его работы над поэмой «Мертвые души». Однако центральной идеи произведения у него не было. Николай Васильевич пожаловался на отсутствие сюжета для пьесы Александру Пушкину, с которым дружил и литературные советы которого ценил весьма высоко. Александр Сергеевич, также безмерно уважавший писательский талант коллеги, рассказал Гоголю историю о молодом человеке, которого жители уездного городка приняли за ревизора. Поведение местных чиновников, угождающих липовому проверяющему, как раз-таки и могло отразить все пороки тогдашнего общества. Гоголю идея чрезвычайно понравилась, и он приступил к работе.

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Что же качается первоисточника истории, рассказанной Пушкиным, то у литературоведов есть несколько версий ее появления. Согласно первой, однажды самого Александра Сергеевича приняли за ревизора. Как рассказывал Владимир Соллогуб, случилось это в сентябре 1833 года, когда поэт прибыл в Нижний Новгород собирать материал о пугачевском бунте. По версии В. Птицына такой случай произошел с Пушкиным в 1829 году, когда тот остановился в городе Малоархангельск Орловской области, и его опять же спутали с проверяющим. Существует также предположение, что Александр Сергеевич не был главным лицом такого происшествия, а только лишь слышал о таком происшествии от знакомых.

Работа на пьесой «Ревизор»

Николая Васильевича эта идея привела в восторг, и он с энтузиазмом приступил к работе. Однако по ходу написания автор столкнулся с рядом сложностей, о коих сообщал Пушкину в письмах. Несколько раз Гоголь порывался бросить эту затею, но Александр Сергеевич, уже убедившийся в литературном даровании товарища, всякий раз убеждал его продолжить работу.

В итоге в январе 1836 года пьеса была окончена. Впервые Гоголь представил свое новое произведение публике на вечере у Василия Жуковского, он читал пьесу сам. А чтец Николай Васильевич был прекрасный! Иван Тургенев, который присутствовал на той встрече, вспоминал, что не проникнуться произведением, которое читал Гоголь, было невозможно, потому что сам чтец был одновременно прост, важен и немного наивен и совершенно не «работал на публику, а только лишь стремился передать присутствующим то впечатление, которое пьеса производило на него самого.

А.С. Пушкин и В.А. Жуковский пришли в полный восторг от пьесы. Александр Сергеевич так и вообще прохохотал все время чтения. Однако не все присутствующие были такого же мнения. К примеру, русский драматург, писатель и критик барон Розен, также как поэт и переводчик Николай Кукольник, совершенно не приняли пьесу. Ни один из них даже не улыбнулся при чтении.

Конечно же, нашлись у произведения и другие противники, которые не хотели видеть за классическим сюжетом «комедии ошибок» более глубокое содержание, где под уездным городком понимается вся Россия. В связи с этим постановку пьесы на сцене цензоры всеми силами пытались запретить. Мол, негоже русскому писателю насмешничать над столоначальниками. Пропустить пьесу на сцену помог Василий Жуковский, который близко общался с императором, и смог убедить Николая I, что в пьесе нет ничего неблагонадежного, и она лишь высмеивает ограниченных провинциальных чиновников.

Сюжет пьесы «Ревизор»

Действие 1

Иван Александрович Хлестаков, занимающий чин коллежского асессора – самый низкий в «Табели о рангах» – едет по делам из столицы в город Саратов, сопровождаемый слугой Осипом. Остановившись в небольшом уездном городке, Хлестаков совершенно проигрывается в карты и остается без копейки денег.

В это же время городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский из письма узнает, что в их провинциальный городок едет проверяющий, причем инкогнито.

Для Сквозник-Дмухановского это известие подобно смертной казни, так как он сам и его подчиненные увязли в долгах, казнокрадстве и взятках. Городничий собирает у себя дома всех чиновников и велит им готовится к проверке. Узнав, что в гостинице остановился неизвестный никому Хлестаков, все решают, что это и есть тот самый ревизор. Начинается переполох.

Поразмыслив, Сквозник-Дмухановский решает самолично явится к проверяющему, чтобы суметь прикрыть все свои погрешности в работе.

Действие 2

Между тем Хлестаков томится в своем номере от голода и жажды, ведь денег на обед у него нет. И когда к нему в гостиницу является городничий и убеждает взять у него денег (четыреста рублей, между прочим!), он удивляется и благодарит столь добросердечного местного жителя.

Городничий пытается выведать у Хлестакова цель его приезда и получить доказательства, что это проверяющий, но тот ведет себя легко, непосредственно и непринужденно. Сквозник-Дмухановский видит в этом желание ревизора провести свою проверку тайно и решает напоить скрытного гостя.

Действие 3

В гостях у городничего Хлестаков заметно хмелеет и, желая произвести эффект на присутствовавших там дам, начинает сочинять про себя небылицы.

Он рассказывает о несуществующих высоких должностях, которые якобы занимает, о пьесах и музыкальных произведениях, которые он как будто бы написал. Одна из дам ловит его на лжи, но Хлестаков не может остановиться. Когда же хмель окончательно забирает его силы, городничий отправляет «ревизора» отдохнуть.

Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть фото Чем заканчивается сватовство хлестакова. Смотреть картинку Чем заканчивается сватовство хлестакова. Картинка про Чем заканчивается сватовство хлестакова. Фото Чем заканчивается сватовство хлестакова

Действие 4

На следующее утро, проснувшись с головной болью, Хлестаков не может вспомнить события прошедшего вечера. Однако, все чиновники города уже выстроили в очередь под его дверью, чтобы дать взятку «петербургскому проверяющему» и не лишится должности. Хлестаков же уверен, что все эти люди дают ему денег взаймы и без зазрения совести их берет, намереваясь позже вернуть. Однако, когда к нему в номер приходят местные купцы с жалобами на самоуправство городничего и предлагают плату натуральным продуктом (вином и сахаром), только тогда Хлестаков понимает, что его приняли за ревизора и давали не взаймы, а взятки.

Он хочет вернуть деньги, но сообразительный слуга Осип отговаривает хозяина от столь опрометчивого шага, понимая, что обратно уже события не отмотаешь.

В этот же вечер Хлестаков просит руки и сердца дочери городничего и получает согласие родителей. По совету Осипа Хлестаков торопится с отъездом, пока не вскрылся обман. Тот так и делает, предварительно отправив с местного почтового отделения письмо своему другу Тряпичкину, где рассказывает о том, что с ним приключилось.

Действие 5

После отъезда Хлестакова чиновники уездного города вздохнули облегченно: проверка пройдена, никто не наказан и не лишен должностей, а городничий и вовсе мнит теперь себя петербургским генералом, так как выдал дочь замуж за такого видного человека. Сквозник-Дмухановский решил наказать купцов, что ходили жаловаться на него Хлестакову, но те обещают щедрое угощение на свадьбу его дочери, и тот «всех прощает».

Он созывает весь город к себе на обед по случаю помолвки дочери с петербургский женихом. Жена городового начинает вести себя заносчиво, считая, что теперь в их городке им нет ровни. Однако вскоре происходит неожиданное событие. Почтмейстер решает взглянуть, что же такого столичный проверяющий написал в письме, и вскрывает конверт. И, конечно же, выясняет, что инкогнито на самом деле пустышка. Сквозник-Дмухановский потрясен этой новостью. Но не успел он еще отойти от одного удара, как вдруг выясняется, что в гостинице остановился неизвестный постоялец и требует городничего к себе на аудиенцию. Пьеса заканчивается немой сценой…

Культурное влияние

«Ревизор» является одним из самых известных спектаклей, который не сходит со сцены уже более полутора веков. На сюжет «Ревизора» снято большое количество художественных фильмов. А само произведение еще со времен СССР входит в обязательную школьную программу.

Пьеса разлетелась на цитаты, многие из которых превратились в крылатые фразы, а фамилии героев комедии стали нарицательными.

Советский ученый Михаил Будыко утверждал, что монологи Хлестакова содержат много фактов из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *