Чем заклеить гриф гитары
Методы ремонта гитары: чем и как склеить своими руками?
Самостоятельный ремонт гитары требует грамотного подхода и исключения ошибок. Так, осуществив предварительную подготовку, отремонтировать своими руками удастся как дорогостоящую модель, так и образцы советского периода. Однако, при этом особое внимание следует уделить выбору клея.
Восстановительный процесс бывает как простым, так и сравнительно сложным. Поэтому, чтобы достичь нужного акустического эффекта и сохранить инструменту эстетический вид, стоит знать наверняка все нюансы данной ремонтной работы.
Для этого в статье описаны инструкции как отремонтировать гитару в домашних условиях. Кроме того, приведены рекомендации по правильному хранению приспособления во избежание дальнейших повреждений. Но для начала давайте рассмотрим подробнее виды клея для склеивания той или иной части музыкального экземпляра.
Ремонт гитары: виды клея
Если бережно относится к приспособлению, то оно будет радовать своего владельца долгое время. Однако, сохранить его от повреждений на все сто процентов просто невозможно. Так, порой инструмент подвергается механическим воздействиям и ударам совершенно случайным образом. Из-за этого на поверхности корпуса или других частей приспособления образуются сколы и трещины.
Чтобы вернуть струнному экземпляру первоначальные свойства и надлежащий внешний вид, стоит грамотно подобрать клей для гитары. Так, не все клеящие составы, представленные в торговых точках, годятся для таких целей. Некоторые из них используют только для склеивания каких-либо отдельных частей. А другие подходят для устранения уже более сложных поломок.
Существует несколько разновидностей клеящих составов:
Кроме того, адгезионную массу для восстановления гитары можно сварить и самостоятельно. Это позволит избежать лишних затрат. Рассмотрим тщательнее самые популярные виды клеящих смесей, чтобы осуществить работу без обращения к специалистам из сервисных центров.
Делаем столярный (мездровый) клей
Итак, приступим к изучению вопроса о том, чем склеить гитару в домашних условиях. Если не знаете, чем приклеить подставку на гитаре, используйте прочный столярный состав. Подобное решение обеспечит надежность инструмента и его длительный срок эксплуатации без поломок.
Столярный адгезив обладает весомым преимуществом: со временем он не теряет своих свойств. При этом самым прочным считается клей на основе мездры – изнанки невыделанной кожи животного.
Для качественной починки инструмента приобретите сухую смесь для столярных работ. При этом стоит отметить, что столярный клей доступен к покупке в строительных магазинах. Так, готовят данный состав на водяной бане, соблюдая температурный режим и точные пропорции ингредиентов. Алгоритм действий следующий:
Эпоксидный клей ЭДП
Всем известный эпоксидный клей применяют только в тех случаях, когда ни на один из компонентов в смеси нет аллергии. Другими словами, некоторые вещества из состава могут вызвать нежелательную реакцию организма. Поэтому перед началом работы со смесью внимательно изучите упаковку. Только так вы сможете убедиться, что все составляющие безопасны для здоровья.
У эпоксидной смолы есть одно весомое преимущество: она не дает усадки после склеивания поверхностей. Такой клей для ремонта гитары обеспечивает хорошую прочность сцепления. Использовать эпоксидную массу требуется строго по инструкции, которая прилагается к продукту. В этом случае гитара не будет испорчена, ведь ремонт своими руками пройдет без допущения ошибок.
Кроме того, следите за тем, чтобы в смеси отсутствовали посторонние неизвестные отвердители. Важно, что наносят клей на поверхность с помощью шприца, который зачастую входит в комплект упаковки. После, если в шприце осталась масса, его плотно закрывают и хранят в сухом, темном месте вдали от детей и домашних животных.
Клей универсальный Titebond
Верно, что ремонт акустической гитары своими руками выполняют с использованием состава Titebond Professional. Он идеально подходит для заклеивания микротрещин на инструменте. В таких ситуациях обычный состав не справится с возложенной на него задачей.
Titebond универсальный обладает сильной текучестью и токсичностью. Пары данного продукта вдыхать нельзя, иначе велика вероятность получить отравление.
Так, в советские времена для ремонта инструмента широко применяли обычный ПВА и бустилат. Однако, как показала практика, данные составы малопригодны для подобных манипуляций. К примеру, бустилат застывает в течение полутора суток. Это говорит о его достаточно низких сцепляющих свойствах. Поэтому рекомендуем доверять процесс ремонтирования только с использованием современных гитарных клеящих смесей высокого качества.
Суперклей для заклеивания трещин
Если не знаете, чем склеить гитару, когда на корпусе имеются трещины, то обратите внимание на качественный суперклей. Чтобы избавиться от микротрещин на изделии, задействуйте универсальный состав с хорошей текучестью. При этом наносить суперклей на поверхность требуется предельно аккуратно.
Предварительно поверхности следует обезжирить с помощью ватки, смоченной в растворе ацетона. Ремонтируем гитару следующим образом:
Как склеить гриф гитары: инструкция
Провести ремонт грифа гитары несложно своими руками, если придерживаться четких рекомендаций и иметь необходимый адгезив. Восстановление проводится с помощью нескольких клеящих составов, в таком случае склейка головки грифа будет максимально прочной.
Процедура достаточно проста:
Чтобы усилить реставрируемую зону, потребуется применение деревянного шпунта по шву. Для фиксации шпунта в грифе просверливают отверстия и монтируют крепление.
Обычно процедура починки гитарного грифа не занимает много времени. Главное при этом – прочно соединить склеиваемые поверхности деталей музыкального инструмента.
Клеим трещины на деке
Зачастую спустя какое-то время древесина рассыхается, поэтому в деке образуются мелкие расщелины. Важно, что такие повреждения следует немедленно подвергнуть склейке, пока они еще малы. Далее давайте рассмотрим вопрос о том, чем клеить гитару при наличии трещин на верхней и нижней деке.
Чаще всего мелкие трещины заклеивают суперклеем на основе цианокрилата. Суть такого способа состоит в проникновении смеси в саму деревянную поверхность. Это обусловлено тем, что состав крайне текуч. Советуем к выбору смесь, которая после высыхания сохраняет прозрачность.
Если обнаружена широкая трещина, то для ее устранения вотрите в расщелину на деке древесную пыль. После чего капните клей и дождитесь полного застывания. Но если трещинка узкая, то для склейки нанесите тонкий слой цианокрилата и точно так подождите, пока адгезив просохнет.
Рекомендации по хранению гитары
Для того, чтобы деревянный струнный инструмент прослужил длительный срок, хранить его требуется в специальном мягком футляре. Кроме того, чехол также пригоден и для транспортировки. Данное акустическое приспособление чувствительно к влаге и температурному режиму в помещении. Поэтому не следует хранить свой экземпляр в помещении с повышенной влажностью, иначе инструмент быстро придет в негодность.
Другими словами, во избежание порчи инструмента соблюдайте рекомендуемые условия хранения: сухость и комнатную температуру. Для уборки пыли используйте специальные средства для ухода за гитарами. Кроме того, струнодержатели требуется периодически протирать от загрязнений.
Подведем итоги
Как видно, только строго следуя рекомендациям сколы и трещины на инструменте удастся убрать своими руками. Надеемся, что рассмотренные в статье способы помогут провести восстановление гитары без посторонней помощи.
Если опасаетесь браться за дело самостоятельно или вам не удалось справиться с починкой инструмента, тогда в Москве за ремонтом инструмента необходимо обратиться к специалистам.
Перед началом работ советуем ознакомиться с видео инструкцией, где наглядно показано как провести полную реставрацию гитары в домашних условиях:
Какие клеи используются в гитарном деле
Поскольку в чате регулярно задается вопрос «чем это склеить», решил подробно расписать свойства тех клеев, которыми пользуюсь сам.
Правда, некоторые задачи столярный тайтбонд все же не решает.
Во-вторых, тайтбонд хорошо липнет только к голой древесине. Поэтому для склейки разошедшихся клеевых швов он подходит лишь ограниченно. Спасает клей то, что на большинстве таких швов остаются мельчайшие щепочки древесины с обеих сторон (швы редко расходятся идеально). Благодаря этим щепочкам тайтбонд и держит, например, подклеенные на место пружины внутри акустического корпуса. Плюс какая-то минимальная адгезия есть даже к старым швам, и на ненагруженных склейках ее может хватить.
Также в моей мастерской водится зеленый тайтбонд, апгрейд красного:
В целом, пур удобен скорее для изготовления гитар, чем для их ремонта.
При первом знакомстве это действительно средство для склеивания пальцев, раздражения носоглотки и заляпывания гитары. Но если научиться им работать, то пользы будет много. В большинстве случаев это прозрачная жидкость с резким запахом (используйте респиратор с фильтрами от органических паров!), феноменальной адгезией ко всему на свете и с относительно слабой усадкой. Застывая, клей не меняет цвет, а также неплохо липнет сам к себе. Поэтому его можно использовать для маленьких заливок или толстых швов, особенно если не торопиться и использовать активатор.
Любой активатор совместим с любым суперклеем.
Чтобы эффективно использовать активатор, требуется навык. Если его перелить, то клей может буквально вскипеть, дав белую пену на поверхности.
Также клей бывает низкой и высокой вязкости, и сценарии применения этих двух типов абсолютно разные.
Правда, низкая вязкость тоже бывает разной. Одни клеи легко всасываются даже в мельчайшие трещины, другие, на первый взгляд столь же жидкие, требуют относительно широких щелей. Чтобы отделить одни от других, в мастеровом чате придумали специальный тест: капля клея капается на центр конвертика от струны Ernie Ball. Вышеупомянутый «дан-дил» пропитывает насквозь два слоя бумаги (или как минимум смачивает второй). Для сравнения, Akfix 702 не может пройти даже сквозь первый слой. Тест позволяет хоть как-то оценить проникающие свойства клея.
Бывает, их объединяют в двойной шприц:
(правда, не все так просто: химическая реакция отверждения выделяет тепло, которое, в свою очередь, еще больше ускоряет реакцию. Некоторые составы могут буквально вскипать во время отверждения, если объем клея большой. Поэтому для заливок применяется специальный класс эпоксидок, с очень медленным застыванием)
Эпоксидки народ боится еще сильнее, чем суперклея. Пришлось даже написать специальную статью-опровержение. Качественный и грамотно приготовленный эпоксидный клей будет держать детали намертво, никоим образом не угрожая гитаре. И есть задачи, где применять его удобнее всего (например, заливка инкрустаций на накладке).
Очень много информации о выборе и применении эпоксидного клея есть на сайте epoksid.ru.
Чтобы получить общее представление, лучше всего посмотреть стюмаковское видео:
Во многом эта конструкция вдохновлена текстами Форда о мездре.
Мездровая склейка легко разбирается с применением нагрева и воды, зато сухой нагрев держит лучше большинства современных клеев.
(вы заметили, с каким почтением люди о ней пишут. )
***
Теперь можно повыбирать клей, ориентируясь на всю эту информацию. Например, нам принесли гитару на склейку сломанного грифа. Какой клей предпочесть?
Если разлом тонкий, то можно сразу отбросить немодифицированный тайтбонд и густой суперклей. Чтобы клей проник в такую трещину, нам нужно много времени и/или порядочная текучесть клея.
Пишите в комментарии ситуации, в которых трудно подобрать клей.
Муздеталь в ЖЖ
Page Summary
Links
Склейка отломанной головы грифа у классической гитары.
« previous entry | next entry »
Feb. 18th, 2010 | 04:48 pm
Да, нелегко ей пришлось. что ж, приступим.
Для начала снимем с гитары всё лишнее-струны и механику.
Затем промажем место разлома клеем и стянем несколькими струбцинами.
Вытрем лишний, выступивший клей.
Казалось бы, голова грифа приклеена на место. Но, к сожалению, на этом наша эпопея не заканчивается. Ведь если оставить эту склейку без дополнительного усиления, есть риск рецидива.
Усиления подобниых склеек могут быть различными и подбираются в зависимости от тяжести случая.
Порой на месте разлома врезаются усиливающие вставки, порой бывает необходимо приклеить на голову грифа усиливающую пластину.
Итак, мы сверлим вглухую отверстие. Стараемся просверлить его максимально глубоко, но при этом следим, чтобы голова грифа не была просверлена насквозь.
Вставляем на клею в это отверстие шпунт.
Подготавливает поверхность-вышкуриваем старый лак и слегка застрагиваем рубаночком.
Приклеивает на лицевую сторону шпон.
Теперь мы обрежем всё лишнее. Вышкурим поверхность перед покраской.
Заклеим те части грифа, на которые лак не должен попасть.
И вручную, из баллончика, покрасим головку грифа.
Итак, лицевая сторона покрашена. Тыльная сторона очищена от всех остатков клея. Можно собирать гитару.
Гитара готова. И ничего, кроме тонкой ниточки шрама не напоминает о случившемся.
Стоит ли вклеивать гриф? Если да, тогда гриф советской гитары можно вклеить, используя родное шиповое соединение с винтом. Рассмотрим способы вклейки грифа.
Стоит ли вклеивать гриф гитары или оставить на винте?
Поправки на компенсацию строя для «металла» ещё больше, чем для «нейлона». Удлинение шестой струны на мензуре 650мм для металлических струн около 3.5мм, некоторые даже больше делают. Крепление на винте дает возможность регулировать и расстояние от 12 лада до нижнего порожка, что позволяет натянуть любой комплект струн и подстроить по нему гитару.
Если вы не уверены какие струны будут использоваться на гитаре, то вклеивать гриф не стоит.
Есть мнение, что вклееный гриф существенно улучшает звук гитары. Не хочу это оспаривать, лишь со стопроцентной уверенностью скажу, что есть огромное количество мастеров в мире, которые устанавливают гитару на винте и не считают, что они потеряли в звуке.
Предлагаю сосредоточить все усилия на том, чтобы верно сформировать узел крепления грифа независимо от того на винте он или клее.
Небольшой нюанс с пятном от старой подставки:
Способы вклейки грифа
Гриф можно вклеивать в корпус гитары двумя принципиально разными способами:
Сегодня все способы вклейки проходят на фоне тенденции вклеивать гриф с толстым лепестком.
Вклейка грифа вместе с накладкой
Если вы вклеиваете старый гриф без замены накладки, тогда это как раз ваш способ. Но я предлагаю лады не вбивать до приклейки, только подровнять плоскость накладки. Оставьте себе возможность подровнять или даже подрегулировать плоскость накладки после вклейки, особенно на первых порах.
В случае советских грифов часто реальной накладки нет совсем или это подобное шейке светлое дерево. Такой гриф можно вклеивать в корпус с уже прикленой накладкой, т.е. почти как есть у советских фабричек. Но есть нюанс.
У советского грифа лепесток грифа это не только одна накладка, но и продолжение самой шейки. Лепесток толстый, так как при креплении на винте толщины одной накладки не хватает, чтобы ровно висеть в воздухе.
Подходим к толщине лепестка.
Чтобы скопировать конструкцию привычной классической гитары надо удалить продолжение шейки грифа в лепестке полностью или частично, оставив в среднем около 6мм толщины лепестка. Но сегодня, как мы уже упомянули, очень модной становиться техника вклеивания грифа с высоким лепестком, около 15мм.
С толстым лепестком или тонким, но гриф вы вклеиваете в гитару по этой методике готовым. Многие мастера так работают с мастеровыми гитарами, т.е. полностью формируют гриф с накладкой, ладами и лаком и вклеивают всю конструкцию в уже готовый корпус.
Гриф вклеивается по частям, сначала шейка, потом накладка
Рубанком снимается старая накладка или просто пропилы под лады. Сильно не увлекайтесь, так как гриф утоньшается и сужается при этом. (Можно частично оставить пропилы.) Ровная шейка вклеивается в корпус, в случае с переделкой, просто в паз с помощью винта. Накладка уже клеится вторым номером отдельно. Этим способом можно пойти, если приклеивается новая накладка.
В такой последовательности также можно сделать толщину лепестка увеличенной, как вклеивая шейку с продолжение, так и приклеивая отдельный кусочек на деку со стыковкой на уровне края корпуса, делается специально черная черточка в месте стыка.
Обязательно прочитайте статью, об угле вклейки грифа относительно корпуса гитары.
Есть удобная возможность подстроить, когда у нас есть винт и тонкая накладка
Когда вы все подгоните на сухую и начнете вклеивать, то вклейте сначала верхнюю часть грифа, т.е промажьте клеем самый верх пятки (5мм на краю) и полностью приклейте накладку. Если вы клеили только шейку, то также сначала самый верх шейки, а потом накладку полностью.
В режиме регулировки можно подсовывать какую-то палочку между самым концом пятки и торцом дна. Только не зажимайте сильно винт, иначе расколите клец.
И вот теперь, когда у вас накладка на своём месте, можно промерять все ещё раз и убедится, что нет ошибки. Иначе ослабить или затянуть винт и подрегулировать в пределах нескольких десяток, но на высоте струн эти десятки дают приличные изменения высот.
Накладка по 13 ладу будет, должна иметь возможность, немного изгибаться, совсем чуть-чуть, но это больше чем достаточно. Добейтесь идеала и заклейте пятку намертво. Я бы рекомендовал залить все эпоксидной смолой. Следите только, чтобы она никуда не пролилась внутрь корпуса.
Какой клей используют для изготовления и ремонта гитар?
В советские времена, это конец 80-х годов, я лично принимал участие в ремонте гитар, учась в музыкальной школе.
Клей применяли обычный столярный на основе ПВА и бустилат.
Он хорошо склеивал не только дерево+дерево, но и дерево+металл.
Когда же на прилавках появился выбор, то все рекомендуют пользоваться рыбьим клеем, так как считается, что он самый прочный в таком ремонте. Его заменитель также костный клей.
Вот в таких упаковках он продаётся:
Можно кстати заменить его и мездровым клеем:
Но смотрите срок изготовления!
Вряд ли какой-то производитель гитар откроет секрет используемого клея, тем более если речь о профессиональном инструменте.
Если инструмент для любителей, то используют столярный клей при производстве гитар.
Требования к клею, он должен быть жёстким (твёрдым после застывания), а не «резиноподобным» типа ПВА.
Возможно используют и эпоксидный двухкомпонентный клей.
А для ремонта гитар, лучше всего покупать профессиональный клей для ремонта музыкальных инструментов.
Вот, например такой «Titebond Original Wood Glue»,
Клей не нарушает акустических свойств инструмента.
Работать этим клеем можно при температуре не ниже + 10-и градусов.
До застывания (первичного схватывания) клея у Вас будет 5-10-ь минут.
Клей не бесцветный (кремовый, после полного высыхания), будьте внимательны.
Ваш инструмент пересох, в итоге неправильного содержания. Клейте клеем ПВА, густым, желательно добавить глицерин. Обработайте края наждачной бумагой (нулевкой и без энтузиазма), промазываем клеем, даем ему чуток подсохнуть (3-5 мин), прижимаем склеиваемые края и фиксируем любым прессом.Ждем полного высыхания, рекомендую 24 часа. А в целом если инструмент сломался от натяжки струн, поменяйте его, ибо столкнетесь с проблемами при настройке. Пробуйте пытайтесь, Страдивари не одну скрипку испоганил. но стал мастером, чего и Вам желаю. Ремонт и изготовление музыкальных инструментов изнурительная работа. Подумайте прежде чем пробовать, возможно лучшее решение обратиться к мастеру. Все в Ваших руках, желании и возможностях.