Чем заменить лыжи на уроке физкультуры

Служба поддержки управляющих советов

Наличие лыжного инвентаря и оборудованных мест его хранения — одно из условий проведения уроков физкультуры на лыжах. В феврале об этом не раз напоминал директорам школ глава московского образования Исаак Калина. Zelenograd.ru выяснил, как обстоит дело с лыжами в зеленоградских школах — по данным зеленоградского управления образования половина учеников города уже пользуется для уроков физкультуры казенным лыжным снаряжением.

Физкультурой на лыжах занимаются в зимние месяцы почти во всех школах Зеленограда, за исключением учеников школ 229, 1151 и одного из зданий лицея 1557 (бывшей школы 1923 в МЖК) — там раздел физкультуры «Лыжная подготовка» заменён на «Спортивные игры», «Подвижные игры» и «Кроссовая подготовка», сообщили в управлении образования. Остальные школы уже частично закупили лыжный инвентарь — лыжи с палками и лыжные ботинки. По результатам проведённого управлением мониторинга 50% школьников приносят собственные лыжи по своему желанию, а 50% используют лыжный инвентарь, который выдают им школы. Тем, кто ходит на уроки с собственными лыжами, школы выделяют специальное место для хранения — в 60% школ это помещения раздевалок спортзала (специально закрепленные ячейки по периметру раздевалки, не мешающие переодеванию), а 30% школ выделили для хранения лыж отдельные помещения. «Как правило, дети забирают лыжи домой на выходные дни, чтобы покататься, но некоторые из них оставляют лыжи на весь период», — уточнили в управлении.

Рекомендации по проведению уроков физкультуры зимой департамент образования издал еще в конце прошлого года. Помимо погодных ограничений, они предписывают проведение лыжной подготовки при соблюдении таких условий, как наличие лыжных трасс рядом со школой, наличие в школе необходимого количества лыжного инвентаря и оборудованных мест для его хранения. Если этих условий нет, лыжи можно заменить другими занятиями — катанием на санках, коньках, подвижными играми на воздухе, пробежками по утоптанным снежным дорожкам, кроссами, игрой в хоккей с мячом и шайбой и т.д. Проводить занятия по лыжной подготовке можно во второй половине дня и по субботам.

Хотя это всего лишь рекомендации, и окончательное решение — чем заниматься на зимних уроках физкультуры — остаётся за образовательным учреждением, однако, на еженедельных селекторных совещаниях руководство департамента образования уже неоднократно жестко заявляло, что школы не должны вынуждать детей приносить на физкультуру собственные лыжи.

«Если в школе созданы условия для лыжной подготовки, и она проходит комфортно для детей — отлично, я очень люблю лыжи и выступаю за них! Но если мы сами не создали условий, почему мы перекладываем это на детей? — так отреагировал Исаак Калина на очередной „лыжный“ конфликт в одной из московских школ. — Мы превращаем хорошее дело — научиться ходить на лыжах — в тяжелейшую повинность таскать лыжи в школу. Вы представляете, какое будет неприятие у ребенка к этому виду спорта? Он вынужден добираться с лыжами до школы, там их негде поставить, возникает скандал, что он их поставил не там, где нужно. Ради чего? Вот вы с лыжами ходите на работу? Либо мы создаем условия для занятий чем-то в школе, либо давайте перестанем издеваться над детьми и родителями и давать им задания за гранью здравого смысла! Не надо заставлять людей делать нашу работу — обеспечивать школу лыжами. А завтра вы попросите их принести приборы для кабинета физики, потом для биологии — чучело совы или скелет. Я прошу, чтобы вы сделали то, что обязаны делать — обеспечивать условия для реализации образовательного стандарта. И, кстати, в стандарте нигде не написано, что в программе обязательно должна быть лыжная подготовка. Есть условия — хорошо, нет — давайте их создавать, не сумели пока создать — замените лыжи на другой вид спорта».

Что рассказали в зеленоградских школах:

Школа 1149 (14-й микрорайон): «У нас часть учеников приносит свои лыжи, но примерно 80% детей разного возраста пользуются школьными лыжными комплектами. Уроки лыжной подготовки проходят на школьном стадионе».

Школа 842 (1-й микрорайон) : «В школе есть необходимое количество лыж и ботинок разного размера, и дети, идущие на физкультуру — обычно это два класса параллельно — полностью получают комплекты снаряжения. В школу с лыжами никто не ходит, только первые классы — маленьких лыж пока недостаточно, но для хранения собственных лыж учеников отведено специальное помещение, где они находятся весь сезон, то есть носить их на каждый урок не приходится. Родители очень довольны физкультурой на улице, потому что у детей есть возможность подышать свежим воздухом, и даже освобожденные обычно выходят с классом и просто гуляют. Уроки проходят на школьном стадионе, у детей постарше спаренные уроки — в лесу, на стадионе «Элион».

Школа 909 (8 микрорайон): «Почти все, кто ходит у нас на лыжи, получают школьные лыжи, палки и ботинки — мало у кого свои. Лыжи выставлены в спортзале, разных размеров, дети выбирают нужные. Уроки проходят на школьном стадионе Большая поставка лыж, палок и ботинок у нас была два года назад, мы получили 40 пар, были и старые запасы. Есть и коньки, которые наши ученики берут для катания на школьном катке или катке микрорайона».

Что рассказали зеленоградские родители:

Мама старшеклассника из школы 638 (9 микрорайон): «Мой сын носит лыжи из дома, но говорит, что некоторые берут лыжи и в школе, на урок — только ботинки приносят свои, у кого есть такая возможность, так как в школе есть ботинки не всех размеров. В моё время нам тоже всегда выдавали лыжи в школе, все 10 лет обучения. »

Мама старшеклассницы из школы 618 (4 микрорайон): «В нашей школе у старших классов вместо уроков лыж — коньки. Правда, ходят старшеклассники на эти уроки вяло. Коньки, насколько я знаю, можно носить свои, но есть и школьные. На каток дети ходят сейчас из 4-го в 3-й мкрн, на коробку где-то около корпуса 358. Лыжи, видимо, у младших и средних классов — в школе есть лыжи, ботинки, палки разных размеров».

Мама ученицы прогимназии 1667 (11 микрорайон, ныне отделение гимназии 1528): «У нас все приносят свои лыжи, из дома, но их можно не носить каждый раз — в школе есть место для хранения, у каждого класса. Не слышала, чтобы кто-то пользовался школьными лыжами».

Источник

Чем заменить лыжи на уроке физкультуры

Письмо Минобразования России

…В связи с трудностями организации занятий по лыжной подготовке с учащимися 1-11 классов (большая стоимость инвентаря, отсутствие прокатных пунктов, отсутствие условий и т.п.) Министерство образования считает возможным в тех школах, где указанные обстоятельства имеют место, заменить занятия лыжной подготовкой следующим.

1. В начальной школе – катание на санках, подвижные игры на воздухе, метание снежков в цель и на дальность, пробежки по утоптанным снежным дорожкам и т.п.

2. Основная школа – спортивные игры и силовые упражнения, подвижные и спортивные игры, пробежки по утоптанным снежным дорожкам, бег по глубокому снегу, метание снежков в цель и на дальность.

Во всех классах, если есть для этого условия, можно проводить занятия на коньках. В основной и средней школе дополнить занятия играми в хоккей с мячом и шайбой. При этом преподавателю необходимо строго придерживаться температурных режимов занятий на воздухе, следить за одеждой учащихся и, в случае необходимости, переносить занятия в спортивный зал.

В спортивном зале занятия проводятся по программе гимнастики, спортивных игр, легкой атлетике. Важно при этом материал подбирать таким образом, чтобы он содействовал воспитанию общей выносливости учащихся, учил их самостоятельным занятиям и самоконтролю.

Исходя из содержания временного государственного стандарта по предмету «Физическая культура», учитель имеет право подбирать самостоятельно содержание занятий, основываясь на интересы учащихся.

Источник

Уроки физкультуры в зимний период. «Лыжная подготовка или. «

учитель физической культуры

Об организации уроков в зимний период

Вопрос, вынесенный в заголовок, лишь на первый взгляд кажется шуточным. Если раньше с ним к учителю физкультуры обращались дети, которые переехали из бесснежных районов, то в последнее время участились случаи подобной безграмотности и среди школьников средней полосы России. Автор анализирует, почему в последнее время так резко изменилось отношение к урокам лыжной подготовки в крупных городах.

Когда меня спрашивают, где я учился кататься на лыжах, я с гордостью отвечаю, что на Бульварном кольце столицы: тренировался на Тверском, первый норматив ГТО сдал на Цветном, а первую десятикилометровую дистанцию преодолел на Страстном бульваре. В это трудно поверить сейчас, но это так. В мои школьные годы – в середине 70-х — середине 80-х годов прошлого века – уроки физкультуры на лыжах были обязательными для всех. Ни у кого в те времена и не возникало вопроса о том, что их можно заменить чем-то другим. Возможность выбора, которая появилась у учителей в начале 90-х, закрыла для многих детей возможность приобщиться к такому полезному для здоровья виду спорта.

Учителя благодаря вариативной части программы могут строить учебный процесс исходя из условий школы. Но всегда ли мы делаем правильный выбор? Попытаемся разобраться, почему учителя физкультуры отказываются от уроков лыжной подготовки в пользу других видов спорта.

Первыми от них отказались школы, расположенные в окружении многоэтажных домов, в районах, где поблизости нет ни скверов, ни парков, ни полей. Причина убедительная, но почему же раньше учителя находили возможность организовывать лыжные занятия даже в самом центре Москвы?

Следом за ними от лыж отказались педагоги, которые сами не любили эти занятия. На этот выбор повлияла их спортивная специализация. Традиционно в институтах физкультуры тяжелее всего справляются с минимальными требованиями по лыжной подготовке студенты, ранее занимавшиеся боксом, тяжелой атлетикой, гимнастикой, единоборствами. Не удивительно, что уроки лыжной подготовки в школе не проводят именно они. Исключения, конечно, есть, но их мало.

Потом от лыж отказались учителя, которые устали бороться с родителями. Школьный лыжный кризис пришелся как раз на тяжелые для страны времена: продукты выдавали по талонам, огромнейшие очереди в магазины, финансовые реформы и многое другое. Мало кто мог себе позволить покупку новых лыж, ботинок и палок для ребенка. Да и сами родители, которые некогда все свободное время уделяли воспитанию детей, стали другими. Чтобы выжить в лихие 90-е, нужно было работать не на одной, а на нескольких работах. Воспитание, тем более физическое, отошло на второй план. Если раньше совместные лыжные прогулки по выходным были традиционным времяпровождением, то теперь стали роскошью: разумно ли тратить деньги ради шести-восьми занятий в год? Когда с такими проблемами учитель сталкивается постоянно, у него просто опускаются руки.

Но энтузиазм учителей, которые все же смогли убедить пап и мам в пользе лыжной подготовки для их детей, свела на нет школьная администрация. Дело в том, что организация уроков лыжной подготовки в школе требует преодоления целого ряда проблем: смены расписания – объединения уроков в пару, обеспечения мест для хранения лыжного инвентаря, своевременного переодевания школьников. Проще отказаться от уроков лыжной подготовки, заменив их чем-то другим.

Одна моя коллега решила устроиться на работу на должность учителя физкультуры в одну из школ-новостроек, расположенных на окраине столицы, рядом с лесопарком. При встрече с директором она выразила желание проводить уроки лыжной подготовки, что было встречено категоричным отказом. В итоге коллега отказалась поступать на работу в эту школу – не из-за лыж, а из-за того, что директор изначально лишила ее права выбора той или иной программы.

Подлили масла в огонь и средства массовой информации, в которых один за другим стали появляться материалы, повествующие о сложностях, в первую очередь для взрослых, которые приносят занятия лыжной подготовкой. На телевидении перестали транслировать соревнования по лыжным гонкам, за исключением Олимпийских игр и чемпионатов мира. Устав от борьбы, многие – но не все! – учителя физкультуры отказались от уроков лыжной подготовки.

Что же предлагается учащимся взамен? Конечно, виду спорта, развивающему выносливость, нужна адекватная замена. Она нашлась – кроссовая подготовка. Кому от этого стало лучше?

Родителям не нужно покупать лыжи: для уроков физкультуры зимой необходимы лишь кроссовки, спортивный костюм, шапка и варежки. Администрации не нужно менять расписание и обеспечивать хранение лыжного инвентаря. Учитель проводит уроки на свежем воздухе, развивает у детей общую выносливость. Правда, посещаемость на таких уроках не слишком высока: статистика показывает, что количество справок об освобождении школьников от уроков физкультуры и пропусков занятий без уважительной причины в зимнее время максимально. Связано это не только с тем, что на это время приходится самое большое число детских заболеваний гриппом и ОРВИ, – детям просто не интересно.

Многие учителя заменяют лыжную подготовку занятиями другими видами спорта. Только решают ли они проблему развития выносливости? По результатам многих тестирований, именно по уровню развития этого физического качества современные школьники существенно отстают от своих сверстников, которые обучались два-три десятилетия назад.

На сегодняшний день в школах больших городов преподавание уроков лыжной подготовки осуществляется четырьмя способами:

1. Эти занятия проводятся только в начальной школе. Для этого не нужно менять расписание и достаточно заснеженного школьного стадиона и небольшого пологого спуска, который можно насыпать вместе со школьниками. В этом возрасте дети с удовольствием занимаются всем, что предложит учитель, да и родители младших школьников больше доверяют ему и считают, что научить ребенка хотя бы стоять на лыжах нужно. Минус один: научив детей технике лыжных ходов в раннем возрасте, нельзя гарантировать, что они не забудут ее с возрастом. Не зря программы по физическому воспитанию строятся так, чтобы школьники ежегодно изучали одни и те же виды спорта, постепенно расширяя арсенал технических элементов.

2. Уроки лыжной подготовки проводятся в 1-го по 7-й класс, т.е. заканчиваются с началом пубертатного периода, когда дети начинают выражать недовольство тем, что им неприятно. Даже незначительные трудности: переодевание, доставка лыж в школу и обратно – вызывают у них протест. Они постоянно жалуются родителям, администрации, те идут у них на поводу, что бумерангом бьет сначала по учителю, который решает отказаться от уроков лыжной подготовки, а затем и по самим детям – они не получают должной физической нагрузки на свежем воздухе.

3. Уроки лыжной подготовки проводятся лишь в отдельных классах, где ученики и родители сами хотят ею заниматься. При этом большинство детей так и не встают на лыжи. В одной московской школе учитель физкультуры и администрация предложили родителям сделать выбор: если в семье есть лыжи – пусть дети приносят их с собой на уроки физкультуры; нет – специально покупать не надо. Если на урок придет больше лыжников, занятие будет проводиться на улице, а те ребята, которые придут без лыж, побегут кросс. Если же большинство ребят придут без лыж, то урок будет проведен в зале. Лыжники, естественно, проиграли. Но жаль не их: те ребята, у которых есть лыжи, скорее всего, рано или поздно встанут на них. А вот другие – «победители» – могут так и не приобщиться к этому виду спорта.

4. Уроки лыжной подготовки проводятся во всех классах. Таких школ осталось очень мало, однако опыт показывает, что именно в них оздоровительная и спортивно-массовая работа ведется на высоком уровне.

Интересно, что сами дети думают об уроках лыжной подготовки? Если в городской школе провести опрос учащихся с 1-го по 11-й класс на предмет того, нравятся ли им лыжные занятия в школе, стопроцентного «Да!» вы не услышите нигде. Это нормально. Не существует ни одного вида спорта, который бы нравился абсолютно всем. При этом в ответах школьников будет прослеживаться обратная тенденция от класса к классу: если у учащихся начальных классов уроки лыжной подготовки вызывают большой интерес, то у старшеклассников он минимален.

Приведу наиболее распространенные причины негативного отношения к урокам лыжной подготовки, которые называют подростки:

– «Нет возможности переодеться, не хочу ходить в спортивной одежде по школе»;

– «Живу далеко от школы»;

– «Скучно, неинтересно на уроках»;

– «Тяжело, у меня не получается, много падаю»;

– «Лучше кататься на горных лыжах, сноуборде».

Как видите, большинство из них – субъективные, обусловленные в основном нежеланием детей преодолеть небольшие трудности. Но есть и объективные. Если отсутствие парковой зоны в непосредственной близости от школы – мощное и порой непреодолимое препятствие, то повышение качества уроков находится полностью в компетенции педагога.

Кстати, многие ученики отмечают, что на занятиях лыжной подготовкой хотели бы научиться коньковому ходу. Не удивительно: они постоянно видят эту картинку по телевизору, а педагог их учит совершенно другому. Отсюда и потеря интереса. Научить коньковому ходу можно, но это требует много времени, так как эти движения сложнокоординационные, а самое главное – требуют серьезной подготовки трасс.

С прицелом на будущее

Лыжню для уроков физкультуры обычно готовят сами дети под руководством учителя, но стоит выпасть снегу, как эту работу приходится выполнять заново. Однажды в снежную зиму ребята в течение шести уроков подряд топтали лыжню. После таких занятий волей-неволей расхочешь заниматься. Почему бы не поставить перед городскими администрациями вопрос о механизированной подготовке трасс в парковых зонах, в том числе и для конькового хода, где проводятся уроки физкультуры на лыжах? Это позволило бы и взрослое население регулярно приобщать к лыжным прогулкам. Утопия? В Москве – да: специализированных лыжных трасс здесь практически не осталось. Последнюю – в зоне отдыха «Битца» – пытаются застроить многоэтажными домами. А вот, например, в финском городе Тампере с населением всего 80 тыс. человек проложено более 200 км специализированных лыжных трасс для конькового и классического хода, из них 80 км – освещенные. Поэтому и взрослое население Финляндии активно продолжает заниматься лыжными гонками для поддержания спортивной формы.

По статистике, среди взрослых россиян, занимающихся спортом, лишь 7% увлекаются лыжными гонками. В том, что спрос на лыжные прогулки упал, я смог убедиться, проехав по традиционному лыжному маршруту Опалиха – Малино. Если раньше навстречу мне попадались сотни лыжников, то на этот раз всего лишь один-два десятка, из них двое детей, а в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста, которых научили кататься на лыжах на уроках физкультуры в 70-е годы. Если тенденция сохранится, то вскоре придется прокладывать лыжню для одного себя.

Введение третьего часа физической культуры могло бы изменить ситуацию. Сейчас совсем другая экономическая обстановка в стране: покупка лыжного инвентаря совершенно не обременительна, выбор лыж, палок и ботинок огромный. Если нет поблизости парка, можно съездить в другой, расположенный по соседству, (благо у многих школ есть свои автобусы), объединив целых три урока физкультуры, чтобы выкроить время на проезд. На телеэкранах весь зимний сезон транслируют популярный биатлон и даже отдельные этапы Кубка мира по лыжным гонкам. Однако возврат к урокам лыжной подготовки произошел лишь в отдельных школах. Потеряно главное – время: сменилось целое поколение. Нынешние родители – это те самые дети, у которых двадцать лет назад не было уроков лыжной подготовки. И убедить их в том, что это полезно и необходимо, очень сложно.

Что же делать? Опустить руки или искать достойную альтернативу и попытаться возродить то, что было потеряно? Первыми ответ на этот вопрос должны дать сами педагоги. Если они понимают необходимость уроков лыжной подготовки в школе и готовы преодолеть трудности, то их не остановить. В противном случае ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, учителя физкультуры смогут дать лишь по старым фотографиям и рисункам.

Гораздо труднее тем педагогам, кто работает в регионах, в которых нет достаточного снежного покрова. Им нужно найти достойную замену лыжной подготовке, чтобы и детям было интересно, и занятия развивали выносливость.

Источник

Методические рекомендации по организации и проведению лыжной подготовки в общеобразовательном учреждении Составители

Содержание

3. Замена лыжной подготовки

Если в учреждении отсутствуют места для организации и проведения занятий лыжной подготовкой, то решением педагогического совета школы данный раздел программы может быть заменен на другой вид деятельности, способствующий развитию выносливости, например: кроссовая подготовка, плавание, спортивные и подвижные игры, общая физическая подготовка, коньки. Важно при этом подбирать материал таким образом, чтобы он содействовал воспитанию общей выносливости учащихся, учил их самостоятельным занятиям и самоконтролю.

(письмо Минобразовани России от 27 ноября 1995г. №1355/11)

3.1. Кроссовая подготовка

Как же грамотно спланировать такие уроки и как сделать кроссовую подготовку более интересной? Существует множество разных способов, чтобы увлечь детей данной частью учебной работы, так как выносливость является важнейшим физическим качеством, которое необходимо развивать каждому человеку.

Приведем несколько примеров организации и проведения кроссовой подготовки.

Распределение рабочего материала

Распределение рабочего материала

№ п/пСодержание материалаНомера уроков
1234567891011121314
1Теоретические сведения+++
2Медленный бег до 2 мин (разминочный)++++++++++++++
3ОРУ ( в парах, в кругу)++++++++++++++
4Медленный бег в чередовании с ходьбой на дистанции кросса++++++++++++++
5Бег в гору и под гору+++++++++++++
7Сдача учебных норм в кроссовом беге
8Сдача упражнений домашнего задания

Распределение учебного материала

№ п/пСодержание материалаНомера уроков
1234567891011121314
1Теоретические сведения+++
2Медленный бег до 3 мин++++++++++++++
3ОРУ+++++++++++++
4Бег по пересеченной местности (стадиону) с изменением направления
5Бег в среднем темпе на кроссовой дистанции++++++++++++++
6Командный эстафетный бег ( на местности)++++
7Сдача учебных норм в кроссовом беге
8Сдача упражнений домашнего задания

Ниже приведен примерный конспект урока, на котором можно развивать выносливость посредством кроссовой подготовки, интегрируя в занятие знание географии.

образовательные — научить детей определять азимут, ориентироваться на местности с помощью компаса, преодолевать большие расстояния в беге за короткое время;

оздоровительные — развивать выносливость, ды­хательную и сердечно-сосудистую системы организма;

воспитательные — развивать творчество, привле­кать детей к активным осознанным занятиям физической культурой, содействовать приобретению чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, работая в группах.

Инвентарь: 4 компаса, 4 карточки-схемы маршрутов (красная, зелёная, синяя, жёлтая), маршрутные ориентиры в форме геометрических фигур (по 4 штуки: красные, зелёные, синие, жёлтые), стартовые и финишные фишки.

Подготовительная часть — 10—12 мин.

Построение, приветствие, сообщение задач уро­ка. Общеразвивающие упражнения стоя на месте.

Учитель даёт задание вспомнить, как пользовать­ся компасом, напоминает о правилах прохождения по азимуту на заданной территории.

Класс делится на 4 группы (обычно учащиеся распределяются по группам по своему желанию; это позволяет выделить лидеров группы). Лидеры группы выбирают цвет карточки-схемы своего маршрута.

Учащимся объясняют, что цвету карточки соот­ветствуют цвета маршрутных ориентиров (4 штуки), которые они должны найти в ходе передвижения.

Учитель делает акцент на том, что все передвижения выполняют­ся в беге, так как маршрут рассчи­тывался именно беговыми шагами (а не обычными и не в метрах), что соответствует кроссовой подго­товке. За преодоление маршрута присуждаются места в зависимо­сти от того, какой по счёту группа прибыла на финиш.

Основная часть — 20-23 мин.

2. Преодоление своего маршрута каждой командой:

а) бег до каждого маршрутного ориентира;

б) нахождение своего маршрутного ориентира;

в) определение направления дальнейшего движения;

г) повторить задания а, б, в до полного сбора маршрутных фишек (каждая команда должна собрать по 4 фишки своего цвета).

Группы, прибывшие на финиш, начинают обсуж­дение проделанной работы с учителем, делятся свои­ми впечатлениями.

Когда все группы прибывают на финиш, начинает­ся следующая часть урока.

Заключительная часть — 5-8 мин.

Обсуждение проделанной работы на уроке учи­телем, эмоциональная оценка урока самими детьми, подведение итогов урока, оценивание работы каждо­го ученика.

Домашнее задание. По предложенному учите­лем плану местности пришкольного участка необ­ходимо составить свой маршрут без использования компаса.

Немного пояснений. Если на пришкольном участке школы достаточно много места для разработки разных маршрутов, то учитель разрабатывает маршруты заранее. На каждой карточке-схеме указан азимут прохождения дистанции. По сути дела — это практическое применение знаний географии на уроке физической культуры. Фишки-ориентиры устанавливает перед уроком учитель физической культуры.

Подготовительная часть в описании урока получилась большая, но на самом деле она проходит быстро. Здесь нет акцента на разминку, хотя общеразвивающие упражнения провести необходимо. Лучше всего, если это будут одинаковые для всех упражнения на месте без предметов или выполняемые самостоятельно учащимися в группах. Дети быстро овладевают навыками работы с компасом, быстро делятся на группы и, что самое главное, им хочется как можно быстрее начать работу и выполнить её первыми. Вот тут-то и проявляется интерес к уроку.

В основной части урока — преодоление намеченного маршрута. Здесь применяется групповой метод. Это — очень ответственный момент, потому что необходимо чётко следовать маршруту, чтобы не сбиться с намеченного пути, но в то же время нужно бежать быстро, чтобы прибыть первыми в конечный пункт.

Основная часть урока плавно переходит в заклю­чительную, хотя группы заканчивают свою работу на маршруте неодновременно. Когда все группы финишируют, подводится общий итог урока. Оценки получают все учащиеся, даже те, которые ничем особо не отличились. Выпол­нение домашнего задания — разработка схем новых маршрутов — помогает детям закрепить материал по географии по теме «Ориентирование на местности» и применять полученные знания на практике.

3.2. Развитие выносливости с помощью подвижных игр

Известно, что бег — эффективное средство развития выносливости. Во время бега тратится много энергии, усиливается деятельность органов кровообращения и дыхания. Однако не все формы бега равноценны в развитии выносливости. Наиболее значительные сдвиги в развитии органов кровообращения и дыхания наблюдаются при длительном беге. Но ученики испытывают при этом неприятное ощущение усталости. Однообразие длительного бега усиливает это чувство. Слабовольные ребята часто прекращают бег, а более сильные теряют к нему интерес, начинают его избегать.

Всё это заставляет учителя искать новые формы организации занятий бегом на выносливость, чтобы заинтересовать учащихся и благодаря этому увеличить объем беговых упражнений на уроке.

Ниже предлагается материал, как с помощью подвижных игр можно разнообразить уроки, направленные на развитие выносливости.

Дети 10—13 лет, по данным научных исследований, хорошо справляются с правильно дозированной работой на выносливость. Лучшее средство развития выносливости в этом возрасте — продолжительный бег в невысоком темпе. Здесь целесообразно использовать такие игры.

«Смена лидеров». Класс делят на 3—4 группы, равные по силам. Ученики получают задание пробежать указанную дистанцию. По сигналу учителя впереди бегущий ученик (лидер) замедляет темп и пропускает вперёд (справа от себя) всю группу бегунов, после чего пристраивается сзади бегущих товарищей. По следующему сигналу снова происходит смена лидера. Интервалы между сменами лидера учитель определяет сам и объявляет ученикам. Педагог за ранее устанавливает и темп бега для каждой группы, чтобы он был по силам школьникам. Дети склонны переоценивать свои возможности и часто превышают скорость бега. Необходимо следить за темпом и учеников, превышающих установленную скорость бега, отстранять от лидерства. Важно, чтобы каждый школьник обязательно побывал в роли лидера.

Игру проводят в I учебной четверти в конце урока. Начинают с 300 м и постепенно доводят длину дистан­ции в V классе до 600 м (девочки) и 700 м (мальчики), а в VI — до 700 м (девочки) и 900 м (мальчики). Бегать можно как на стадионе, так и на открытой местности.

«Следуй за мной». В данной игре наряду с развитием выносливости вырабатывается умение изменять темп бега. В группе из 5—10 человек назначается старший — ведущий бег. Ученики бегут по дорожке стадиона или на местности в темпе, предложенном старшим группы. Бегуны не имеют права обгонять его. Они должны строго следовать за ведущим, согласованно с ним изменяя темп и ритм бега. Время бега определяется учителем в зависимости от подготовленности занимающихся. Если общий темп бега излишне завышен, учитель немедленно устанавливает должный темп. Полезно назначать старшими более слабых ребят. Это придаёт им уверенность и делает темп бега приемлемым для всей группы. Изменения в темпе бега не должны быть слишком частыми или редкими. Длина дистанции, пробегаемой в определённом темпе, — примерно 20—30 м на 100—120-метровом отрезке. Общая длина дистанции:

класс — до 300 м (девочки) и до 400 м (мальчики);

класс — до 500—600 м (девочки) и до 600—700 м (мальчики).

Лучше всего проводить эту игру в конце первой четверти и в начале четвёртой, когда ученики уже про­шли некоторую подготовку в развитии выносливости.

«Круговорот». Предложите ученикам, построенным в колонну по одному из 8—12 человек, бежать по дорожке в заданном темпе. Каждый последний бегун должен выходить вперёд, чтобы вести бег. Предупредите бегунов, чтобы они не увеличивали темп бега. Дистанция бега (300—500 м) определяется учителем и заранее объявляется ученикам. Каждый раз, когда последнему ученику нужно выйти вперёд, он должен выполнить ускорение. Число ускорений, длина со­ответствующих отрезков и конечная скорость нахо­дятся в прямой зависимости от количества учеников в группе и от темпа бега, заданного всей группе. В V—VI классах число ускорений и их продолжительность не должны быть большими. Поэтому в V классе группы состоят из 8—10 человек, а в VI — из 10— 12. Игру целесообразно проводить в IV четверти.

Задачи по развитию выносливости в VII классе те же, что и в V—VI классах: дальнейшее развитие функций сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Значит, здесь целесообразно использовать те же игры, что и в V—VI классах. Однако в связи с улучшением функциональных возможностей орга­низма несколько изменяется методика проведения игр. Дистанция пробежек увеличивается и доходит до 1200—1300 м для мальчиков и до 900—1000 м для девочек. В этом возрасте резче проявляются различия между мальчиками и девочками, что надо учитывать при установлении дистанции и темпа бега.

В VII классе больше внимания уделяется развитию способности бежать в заданном темпе. Для решения данной задачи применяют такие игры.

«Кто точнее?». Класс делят на 4—5 групп. Все преодолевают одинаковую дистанцию в задан ном темпе, например, 100—150 м; 100 м пробегают 5—6 раз, а 150 м — 4—5 раз. Темп бега должен быть таким, чтобы у ребят не возникало чрезмерно неприятных ощущений. Время фиксируют по последнему бегуну в группе. Поэтому школьников, ведущих бег, надо каждый раз менять. Важно, чтобы в этой роли побывали все ученики. Группа, которая покажет время, наиболее близкое к заданному, получает I очко; остальные команды в соответствии с занятыми местами — 2, 3, 4 очка и т. д. Команда, набравшая после всех пробежек наименьшее количество очков, выигрывает. Стартуют команды поочерёдно. Ожидание своей очереди — это отдых (около 2 мин) между пробежками, что необходимо учитывать при выборе длины пробегаемого отрезка.

«Кто меньше?». Данная игра служит вариантом предыдущей игры. Класс делят на 4—6 групп, в которых выбирают капитанов. Всем командам назначают одинаковое время на преодоление общей для всех дистанции (100—150 м), приемлемой для учащихся соответствующего возраста. Пробежки выполняют­ся командами до тех пор, пока занимающиеся не уложатся точно в заданное время или с ошибкой в 0,2—0,5 с, что зависит от подготовленности групп. Побеждает группа, которой понадобилось для это­го меньшее число пробежек. Время фиксируют по последнему бегуну. Капитаны могут переизбираться после каждой пробежки. Группы могут быть состав­лены как отдельно из девочек, мальчиков, так и быть смешанными.

Основная задача в VIII—IX классах — дальнейшее повышение функциональных воз­можностей сердечно- сосудистой и дыхательной систем, для ее решения подходят все игры, которые использовались в V—VII классах. Однако длительность бега у мальчиков увеличивается до 1600—1800 м, у девочек — до 1000—1200 м. Подвижные игры с таким длительным бегом обычно проводят в конце урока, однако игры «Круговорот», «Смена лидеров» в VIII—IX и далее в X—XI классах часто применяют в начале урока для разминки. В играх «Кто меньше?», «Кто точнее?» длина дистанции для девочек-восьмиклассниц равна 600 м, для мальчиков — 800 м с повторением не более двух раз; темп невысок (4 мин на 800 м и 3 мин на 600 м). Благодаря последовательному применению длительного бега расширяются возможности организма, и есть смысл вводить интервальный бег. Отличным средством для этого служит игра «Эстафета-преследование».

«Эстафета-преследование». Участвуют две команды (например, белые и чёрные) с неограниченным числом игроков. Каждая команда делится на две группы — чётные и нечётные. Беговая дорожка стадиона размечена так. Белые с чётными номерами находятся на линии Б, а с нечётными номерами — на линии А. Чётные номера чёрных стартуют с линии А, а нечётные — с линии Б. Первые номера стартуют одновременно с линий А и Б, бегут полкруга по своей дорожке и передают эстафетную палочку своим вторым номерам, вторые номера на противоположной прямой передают палочку своим третьим номерам и т. д. Команда, догнавшая своих соперников (или при­близившаяся к ним), выигрывает. Затем игру можно повторить. Количество повторений зависит от длины беговой дорожки, однако сумма отрезков, пробега­емых одним учеником, не должна превышать дистан­ции 400-600 м.

X—XI классы. У старшеклассников наряду с общей выносливостью важно развивать выносливость скоростную. Для этого в сочетании с перечисленными применяют новые игры.

«Бесконечный эстафетный бег». Участвуют две команды и более. На беговой дорожке чертят не­сколько линий на одинаковом расстоянии одна от другой, обозначающих этапы (100 или 200 м). Все участники команд рассчитаны по порядку, только на первом этапе сзади первых номеров стоят последние номера. По сигналу учителя первые номера бегут ко вторым и передают им эстафету, а сами остаются на их местах. Последние номера занимают места первых. Вторые номера передают эстафету третьим, те — четвёртым и т. д. Каждый участник, передавший эстафету, остаётся на этапе принявшего её. Эстафету повторяют несколько раз (решение принимает учитель). Количество повторений зависит от длины эта­пов: при этапе 100 м — 6—8 раз, 200 м — 3—4 раза.

Паузы отдыха здесь короткие, а скорость пробежек высокая, в результате чего организм учеников испытывает большую нагрузку. Количество этапов должно быть на один меньше по отношению к числу игроков в команде. Эту игру не следует использовать на первых уроках в I и IV четвертях.

«Следуй за лидером». В группе из 5 человек и более назначается старший, который по заданию учителя (или самостоятельно) определяет, когда, где и на какой дистанции бегущие будут выполнять ускорение. На дорожке стадиона проводят линии старта и финиша. Помощник на финише (освобожденный от занятий ученик) каждый раз снимает с дистанции последнего, а при большем количестве бегунов — двух последних участников, которые получают задание самостоятельно выполнять медленный бег на поле стадиона. Остальные продолжают бежать «трусцой» по дорожке к следующему месту ускорения. Игру продолжают до тех пор, пока не останутся два участника. Они получают индивидуальные задания, а те, которые вышли из игры, снова начинают её, и всё повторяется. Ускорение выполняют на отрезке длиной не более 100 м. На круге можно реализовать два ускорения или три-четыре при меньшей длине дистанции скоростного бега. В качестве индивидуальных заданий используют различные метания, прыжковые упражнения.

«Бег в соревновательном темпе». Для игры требуются 2—4 секундомера. Группа из четырёх и более человек, равных по силам, бежит в заданном темпе, соответствующем возможностям участников группы. Дистанция бега 150—300 м. На финише оп­ределяют время первого и последнего бегунов. Если время последнего ближе к заданному, первый бегун снимается с соревнования. Если к заданному ближе время первого, снимается последний бегун. При большом количестве участников в группе можно снимать с состязания по два бегуна. Школьники, не участвующие в соревновании, получают задание (например, пробежать «трусцой» 400—600 м). Оставшийся бегун становится победителем. Теперь он получает задание от учителя, а остальные снова возобновляют игру. Темп бега должен быть высоким, поскольку число пробежек в этой игре невелико. После каждой пробежки ученики «трусцой» (или шагом) возвращаются к месту старта.

Общие указания по проведению игр. Во всех случаях, когда задачей урока служит развитие выносливости, игры используют в конце его основной части. Лучше всего проводить данные игры после метаний. При делении класса на группы надо стремиться к тому, чтобы группа состояла из учеников, более или менее равных по силам. В играх «Смена лидеров», «Круговорот» число учеников в группах должно быть таким, чтобы каждый побывал лидером.

В эстафетах число групп зависит от количества учеников в классе, числа дорожек, секундомеров, а также от времени, которым располагает учитель на уроке. Для экономии времени комплектуют группы только один раз — в начале разучивания данной игры. В дальнейшем состав групп не меняют. Однако некоторых игроков можно переводить из одной груп­пы в другую. В V—VI классах можно формировать смешанные группы (мальчики и девочки вместе), в остальных классах мальчики и девочки (юноши и девушки) играют раздельно.

Надо всегда оставлять 2—3 мин на подведение итогов игры. В тех играх, где есть паузы («Кто точнее?», «Кто меньше?», игры-эстафеты), замечания делают во время пауз. Учитель объявляет команду-победительницу или ученика-победителя, поощряет слабых и подбадривает слабовольных. Здесь уместно привести интересные примеры из спортивных биографий известных бегунов. В холодную погоду подводить итоги игр целесообразнее в помещении.

Проведение перечисленных мною игр требует таких временных затрат: игры «Смена лидеров», «Следуй за мной», «Круговорот», «Следуй за лидером» — до 5 мин (V—VI классы), до 6—7 мин (VII—IX классы) и до 8—9 мин в X—XI классах; игры «Кто точнее?», «Кто меньше?», «Бег в соревновательном темпе» —от 10 до 15 мин в зависимости от количества и длины рабочих отрезков, а также интервалов отдыха (примерно такое же время затрачивается и на проведение эстафет). В каждом конкретном случае количество повторений игры в одном уроке устанавливают в зависимости от подготовленности учеников.

Каждую игру не следует повторять более чем на трёх уроках подряд.

3.3. Применение круговой тренировки для развития выносливости

При воспитании общей выносливости на этапах «круговой тренировки» важно постепенно увеличивать интенсивность физических упражнений. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости.

На станциях «круговой тренировки» можно воспитывать основные виды специальной выносливости: силовой, статической, скоростной. При развитии силовой выносливости перед учеником ставится задача добиться как можно большего числа повторений на каждой станции. При развитии статической выносливости ставится задача поддержания мышечного напряжения при отсутствии движений, для этого хорошо подходят упражнения в висах, упорах, или удержание груза. Наиболее эффективным средством для развития скоростной выносливости является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков, а также прыжковые упражнения. Работа над скоростной выносливостью на станциях «круговой тренировки» тесно связана с развитием быстроты.

Общая и специальная выносливость в упражнениях на станциях «круговой тренировки» путем постепенного увеличения времени работы за счет большего количества упражнений, выполняемых на станциях в комплексе, а затем путем увеличения ее интенсивности, повышения скорости.

Примерные комплексы упражнений «круговой тренировки» на развитие выносливости:

1. И.п.: стоя боком к гимнастической стенке на одной ноге, держаться одновременно рукой за рейку. Выполнение: приседание на одной ноге, вынося другую вперед.

2. И.п.: упор лежа. Выполнение: сгибание и разгибание рук.

3. И.п.: стоя лицом к скамейке, одна нога на скамейке. Выполнение: выпрыгивание вверх со сменой ног.

4. Лазанье по канату с помощью рук и ног.

5. И.п.: вис на перекладине. Выполнение: удержание прямых ног под углом 90°.

6. Вис на перекладине, согнув руки.

1. И.п. — стойка, опираясь носками на перевёр­нутую гимнастическую скамейку, а пятками на пол. Поднимание на носки и опускание на пятки, не сгибая ноги в коленях. Мальчики выполняют упражнение с отягощением.

2. И.п. — стойка лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейки. Лазание вверх и вниз с помощью рук и ног, касаясь верхней рейки, наиболее подготовленные поднимаются или спускаются только при помощи рук.

3. И.п. — стоя лицом к гимнастической скамейке. Напрыгивание на скамейку обеими ногами в течение 30 сек. в максимальном темпе. После 5—7 сек. отдыха чередование напрыгиваний на правой, левой ноге.

4. Только девочки. И.п. — лёжа на спине, взявшись руками за пристенную перекладину. Сгибание и разгибание рук в висе лёжа, касаясь подбородком перекладины.

Только мальчики. Пристенная перекладина прикреплена к верхней рейке гимнастической стенки. Выполнение подтягивания, касаясь подбородком перекладины. Темп средний.

4. Профилактика и оказание первой медицинской помощи

при обморожениях и замерзаниях

Для профилактики отморожений необходимо следить за соответствием одежды и обуви погодным условиям. Одежда не должна значительно препятствовать движениям, обувь ни в коем случае не должна быть тесной, пропускающей влагу.

Лица, ранее перенесшие отморожения, у которых оно создает повышенную чувствительность к воздействию холода, должны уделять профилактике отморожений особое внимание.

При оказании первой помощи нужно стремиться возможно быстрее восстановить кровообращение в отмороженном участке тела. При легком отморожении достаточно растереть кожу ладонью или какой-либо тканью. Не следует растирать кожу снегом, так как его мелкие кристаллы легко повреждают измененные ткани, что может привести к их инфицированию. После покраснения кожи желательно протереть ее спиртом, водкой или одеколоном и укутать отмороженный участок.

Отогревать пострадавшего лучше в теплом помещении. При обморожении делают теплую ванну температурой около 20°С, которую постепенно (в течение 20 мин) повышают до 37–40°С. Кожу осторожно массируют по направлению от пальцев к туловищу (при наличии пузырей массаж делать нельзя), осторожно обмывают и просушивают тампоном, смоченным водкой или спиртом, накладывают стерильную повязку. Не нужно смазывать кожу «зеленкой», йодом или каким-либо жиром.

При общем замерзании пострадавших отогревают в теплой ванне (температура воды не выше 37°С), дают им внутрь (если сознание пострадавшего отсутствует, осторожно вливают) немного алкоголя, теплый чай или кофе, растирают тело, начиная от участков, наиболее пострадавших от холода. В тех случаях, когда поместить пострадавшего в ванну невозможно, его укладывают в постель, тело протирают спиртом, водкой или одеколоном, на отмороженные участки накладывают стерильные повязки, ногам придают возвышенное положение, поверх одеяла кладут грелки.

При отморожении лица нужно придать пострадавшему лежачее положение с низко опущенной головой.

При отсутствии дыхания и сердечной деятельности необходимо, продолжая общий массаж тела, немедленно приступить к искусственной вентиляции легких (по методу «изо рта в рот») и наружному массажу сердца. Восстановление жизненных функций сопровождается постепенной нормализацией окраски кожного покрова, появлением сердечных сокращений и пульса, дыхания. У пострадавших наступает глубокий сон.

В случае тяжелого отморожения пострадавшего нужно срочно отправить в лечебное учреждение для осуществления медикаментозного и других видов лечения.

Здоровье человека в наше время стало очень серьёзной, широко обсуждаемой проблемой. Но что такое здоровье? Только ли отсутствие болезней? Есть такое определение: здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. А есть ли какой-то количественный показатель здоровья? По ут­верждению профессора Г. Апанасенко (Киевский медицинский институт), основным средством наращивания «количества» здоровья следует считать занятия физическими упражнениями, на­правленные на развитие выносливости.

Выносливость, в широком смысле, — это способность человека к продолжительной мышечной деятельности, требующей преодоления утомления. Выносливость специфична.

В зависимости от характера мышечной работы различают статическую и динамическую выносливость — способность длительно выполнять статическую или динамическую работу; локальную и глобальную выносливость — способность длительно выполнять работу с участием небольшого числа мышц или больших мышечных групп (более полвины мышечной массы); силовую выносливость —

способность многократно повторять упражнения, требующие проявления большой мышечной силы; анаэробную и аэробную выносливость — способность продолжительное время выполнять работу при недостаточном обеспечении организма кислородом (в долг) или при достаточном для выполнения этой работы его поступлении в организм.

В спортивной физиологии выносливость определяют как способность длительно выполнять глобальную динамическую мышечную работу преимущественно или исключительно аэробного характера. Спортивные упражнения, требующие проявления выносливости и развивающие её, — это прежде всего аэробные упражнения циклического характера: бег на дистанции от 1500 м, ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки на всех дистанциях, бег на коньках на 3000 м и более, плавание на дистанции от 400 м, гребля и другие подобные упражнения.

Установлено, что максимальный прирост выносливости к циклическим нагрузкам наблюдается у подростков с 14 лет и активно продолжается до 19 лет. Позже прирост выносливости несколько замедляется. Однако подготовку к этому самому продуктивному периоду следует вести заранее, даже с I класса, чтобы была заложена база для активного развития выносливости.

В учебной школьной программе развитие выносливости практикуется в основном в разделах лыжной подготовки и лёгкой атлетики.

Главными задачами лыжного урока являются овладение техникой передвижений на лыжах и развитие выносливости. Учащиеся, освобождённые от лыжной подготовки, способны развивать выносливость с помощью разнообразных упражнений, прежде всего циклического характера, выполняемых продолжительное время. Эти упражнения могут вовлекать в работу большую часть двигательного аппарата. Основные методы выполнения упражнений: непрерывный (равномерный, переменный, контрольный) и интервальный (повторный). Режим работы по ЧСС от 120 до 180 уд./мин. Интенсивность упражнений на выносливость должна повышаться постепенно: от невысоких значений ЧСС — 110—130 уд./мин к оптимальным 135—160 уд./мин (и максимальным — 170—180 уд./мин). Такая постепенность необходима для адаптации систем организма, лимитирующих выносливость: сердечно- сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и др. Учащимся, входящим в подготовительную медицинскую группу здоровья, выполнение упражнений с максимальной интенсив­ностью не рекомендуется.

Формирование развития выносливости приводит к изменениям деятельности той или иной системы. Чаще всего при этом напрягаются сердечно-сосудистая и нервная системы, а также связочный аппарат. Особенно важно учитывать это при работе с учащимися из подготовительной медицинской группы здоровья.

В старших классах (для учащихся основной медицинской группы здоровья) при оценке выносливости используется тест Купера: за 12 мин в оптимальном темпе пробежать возможно большее расстояние. У преодолевших за указанное время 2,8 км и более — отличная подготовленность и высокий уровень выносливости; у тех, кто пробежал 2,5—2,7 км, хорошая выносливость; 2,0—2,4 км — удовлетворительная; 1,6—1,9 км — плохая; менее 1,6 км — очень плохая. Этот тест рекомендует использовать и академик Н.М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье». При развитии физической (общей) выносливости следует учитывать такие правила.

Доступность. Физическая нагрузка должна соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определённого времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, то есть организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону её усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создаёт оптимальные воздействия её на организм занимающихся без ущерба для здоровья.

Систематичность. Эффективность физических упражнений, то есть влияние их на организм чело­века, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в развитии общей выносливости возможно, если будут соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных заданий и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями, особенно на выносливость, должны сочетаться с днями отдыха.

Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма.

Обобщив всё сказанное, можно сделать вывод, что физическая выносливость крайне важна для общего состояния здоровья человека.

председатель профкома директор школы

(подпись, ФИО) (подпись, ФИО)

Протокол №___________ «_____» _________20__г.

«______»______________ 20__ г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении занятий

ИОТ – 019 – 2010

председатель профкома директор школы

(подпись, ФИО) (подпись, ФИО)

Протокол №___________ «_____» _________20__г.

«______»______________ 20__ г.

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности для школьников

при занятиях «Лыжной подготовкой» (коньками)

ИОТ – 001 – 2010

1. Получив инвентарь, проверьте его исправность и подгоните крепления лыж к ботинкам в помещении базы. Перед занятиями по лыжной подготовке или конькобежному спорту при морозе ниже 10 градусов С или сильном ветре под спортивные брюки наденьте утепленное белье. Наденьте шерстяные носки и спортивную шапочку; на руки обязательно наденьте варежки, перчатки.

2. Следите за товарищами и при проявлении признаков обморожения (побелевшая кожа, потеря чувствительности открытых частей тела- ушей, носа, щек) немедленно сообщите учителю.

3. Во избежание потертостей не ходите на лыжах, не катайтесь на коньках в тесной или свободной обуви. Почувствовав боль, ослабьте лыжные крепления, расшнуруйте ботинки и, получив разрешение учителя, снимите лыжи.

4. Ели в во время занятий (соревнований) вы по каким-либо причинам сошли с дистанции, обязательно предупредите инструктора, преподавателя, судейскую коллегию ( лично, через контролера, товарища).

5. Слушайте внимательно объяснения преподавателя, соблюдайте интервал при движении на лыжах по дистанции (3-4 м) при спусках не менее 30 м.

6. При спусках не выставляйте лыжные палки вперед, не останавливайтесь у подножия горы.

7. При поломке и порче инвентаря и невозможности починить его в пути, предупредите преподавателя и после его разрешения двигайтесь вместе с учителем к школе.

8. Подбирайте по размеру ноги обувь (лыжные ботинки, коньки) и следите, чтобы она была сухая.

9. Не катайтесь без перчаток (варежек).

10. На катках общего пользования во избежание столкновений катайтесь по направлению движения, организованного на данном катке.

11. При сильном морозе открытые части лица смазывайте жиром или специальным (зимним) кремом.

6. Список используемой литературы:

1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Издательский центр «Академия», 2000.

2. Ковалько В.И. «Поурочные разработки по физкультуре»: методическое пособие для учителей физической культуры.- М.: Издательство «Вако», 2005.

4. Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры.-М.: СпортАкадемПресс, 2001.

5. «Спорт в школе»: методическая газета для учителей физкультуры.-М: Издательский дом «Первое сентября», № 24(450), 16-31 декабря 2008 г.

6. «Физическая культура»: научно-методический журнал.- М.: Издательство «Школа-Пресс», №6-2009.

7. «Физическая культура»: научно-методический журнал.- М.: Издательство «Школа-Пресс», №7-2010.

8. «Физическая культура»: научно-методический журнал.- М.: Издательство «Школа-Пресс», №5-2009

9. Шиширин В.А.: Дидактический материал для учителей физической культуры. 9-й класс».-Саратов: «Лицей», 2001.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

№ п/пСодержание материалаНомера уроков
1234567891011121314
1Теоретические сведения+
2Медленный бег до 4 мин (разминочный)++++++++++++++
3ОРУ на силу и гибкость- круговая тренировка++++++++++++++
4Тренировка в кроссовом беге со старта группой по пересеченной местности+++
5Бег с изменением скорости и равномерный+++++++
6Метание гранаты в цель ( с места, с хода, с разбега)
7Преодоление полосы препятствий (юноши)
8Преодоление вертикальных препятствий ( девушки)
9Эстафетный бег с преодолением препятствия на местности
10Сдача учебных нормативов в кроссовом беге: девушки- 2 км, юноши- 3км.
11Сдача упражнений домашнего задания