Чем заменить счетные палочки
Играем и учимся со счетными палочками
Качественные интересные развивающие игрушки стоят недешево. И чаще такие игрушки всего выполняют какую-то одну функцию — развивают логическое мышление или мелкую моторику, творческое или сенсорное восприятие. Но как хотелось бы купить интересную, увлекательную и недорогую игру, которая могла бы надолго заинтересовать ребенка, была бы многофункциональна (развивала бы все в комплексе).
Давайте сначала подумаем, что мы вкладываем в слова «развивающая игрушка»? Какими качествами она должна обладать? На самом деле словосочетание «развивающая игрушка» не совсем правильное, хотя мы повсеместно используем его в обиходе. Самая обычная куколка, с которой ребенок играет в сюжетно-ролевую игру, развивает не меньше любой самой «развивающей» игрушки. Однако есть игры и игрушки, в задачу которых входит исключительно развитие интеллектуальных способностей — математических представлений, логического мышления, речи. Именно их чаще всего относят к категории развивающих.
Наша универсальная игрушка должна развивать интеллектуальные и творческие способности, быть многофункциональной, то есть такой, чтобы с ней можно было играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. Потому что именно такая игрушка и развивает ребенка по-настоящему.
И такая игрушка есть! Правда многие мамы и не задумываются о её приобретении, так как «официально» она предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий и лежит на полке рядом с канцтоварами. Это всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки.
Итак, как можно использовать счетные палочки в качестве развивающей игрушки?
1. “Ловкие пальчики». Развивать мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большим и указательным пальчиками). Сделайте прорезь с помощью ножа или ножниц в футляре от счетных палочек и покажите крохе, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Но играть малыш должен под вашим присмотром, т.к. в этом возрасте все, что видит глаз, сразу расторопные пальчики отправляют в рот.
2. Раскладываем по цвету. Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.
3. В мире пластилина. Обычно в год — полтора ребенку начинают предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать:
И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.
4. Играем в геометрию. Когда начинать знакомить ребенка с математикой, родители решают сами. Кто-то уже над детской кроваткой вывешивает цифры и геометрические фигуры. А кто-то ждет, пока ребенку исполнится четыре-пять лет. Или когда малыш сам проявит интерес к математике. В любом случае изучать математику со счетными палочками очень удобно. Они помогут не только научиться считать, но и познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое. Можно:
5. «Познавательные дорожки». Уже к двум годам ребенок знакомится с понятиями «широкий»/ «узкий», «длинный»/ «короткий». Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите малышу, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Берем одну палочку — это короткая дорожка. Приставляем к ней другую палочку — дорожка стала длиннее. Еще одну — дорожка стала еще длиннее. Так можно знакомить ребенка с понятиями «короткий», «длинный», «самый длинный», «самый короткий». Ребенок будет видеть, что чем больше палочек в дорожке, тем длиннее она получается. А если использовать палочки вместе с пластилином, то можно знакомить ребенка с понятиями «высокий» — «низкий».
6. Учимся считать. Конечно, счетные палочки — прекрасный материал для обучения счету. В возрасте примерно около двух лет ребенок уже начинает оперировать понятиями «один», «много». Начинает считать до двух, а к трем-трем с половиной годам считает в переделах пяти (имеется в виду количественное узнавание предметов, а не механическое называние последовательности цифр). С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими математическими операциями сложения и вычитания, умножения и деления, изучить понятия числа и количества.
Для детей двух-трех лет.
Дети 4-5 лет уже свободно оперируют количеством в пределах 10, однако им еще трудно производить мысленные операции сложения и вычитания, бывает трудно определить на глаз количество предметов более 5-6 (они их пересчитывают).
Для детей от четырех лет.
Когда ребенок научится складывать и вычитать в пределах десяти, вы можете познакомить его с операциями умножения и деления.
Если ваш ребенок уже свободно считает и выполняет простые операции в пределах 10, вы можете переходить к знакомству с двухзначными числами.
7. Рисуем палочками. Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. Выложите из них дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите правила дорожного движения. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков — все, что угодно. Чем больше палочек — тем интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.
8. Палочки — конструктор. Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма).
9. «Логические цепочки». Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её (второй вариант, конечно, сложнее). «Ритмом» может быть меняющаяся последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек, например, чередование желтой и зеленой палочек. Усложняйте постепенно задания. Можно менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать различные цветовые сочетания.
Фантазия ребенка и увлеченных родителей безгранична.
Обучение — сложный и длительный процесс, споры о том, когда его начинать, ведутся уже многие десятилетия. Некоторые родители считают, что не стоит торопиться и «лишать детей детства», другие же убеждены, что раннее интеллектуальное развитие ребёнка — гарантия его успешности в будущем. И компромиссом можно считать игровую форму обучения, когда малыш как бы развлекается, но получает при этом какие-то знания. Самыми элементарными можно считать навыки счёта, учить которому удобно и легко по пособию «Палочки Кюизенера». Рассмотрим особенности этой методики.
Немного истории
Пособие привлекает детей не только многофункциональностью, но и яркостью оформления
Математическое пособие (1952 год) бельгийского математика Джорджа Кюизенера основывается на наглядно-тактильном освоении понятий абстракции, таких как множество, упорядоченность и идентичность. Кстати, популяризацией пособия мы обязаны коллеге Кюизенера — французскому математику и философу Калебу Гатеньо, который начал использовать пособие «числа в цвете» («счётные палочки», «цветные линеечки», «цветные палочки», «палочки Кюизенера») при изучении математики и языка.
Цель и суть методики Кюизенера
Раскладывая и перекладывая палочки, а также выполняя несложные действия, малыши учатся считать
Это интересно. Автор популярной нынче методики раннего развития ребёнка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в своё дитя» писала: «Помните, что успехи, достигнутые ребёнком в какой-либо одной области знаний, помогают развитию всех способностей в целом, и это поможет ему позже успешно овладевать и другими дисциплинами».
Счётные палочки позволяют ребёнку не только развивать абстрактное мышление, но и вычленять логические связи в умозрительных понятиях. Что касается конкретных практических целей, то среди них наиболее значимыми являются
Возраст для начала проведения «уроков» определяется индивидуально, что связано с разными темпами развития малыша. Но средним возрастом для начала обучения в психолого-педагогической литературе называется 3 года. Между тем некоторые методисты по обучению малышей допускают, что своеобразные уроки с линеечками можно начинать проводить уже с 1 года.
Содержание набора
Цвета палочек семейства кратного 3 могут варьироваться
Параллелепипеды размером от 1 см до 10 см, которые различаются по цвету и выполнены из пластика или дерева, бумажные шаблоны цифр и арифметических действий для вырезания, а также методичка с основными этапами и приёмами работы — это материальная база пособия Кюизенера. Разные брусочки позволяют обозначить числа (с помощью длины линеечек), а также указать классы чисел (цветами, соответствующими каждому номиналу палочек).
Всего в классическом наборе 241 палочка (для дошколят можно найти упрощённые варианты по 144 или 119 линеечек), причём в строгом соотношении цвета и количества. При этом «зелёное» семейство в некоторых наборах представлено не оттенками зелёного, а голубым и фиолетовым и называется «синей» группой. А в «красном» классе вместо красного — розовый.
Класс | Цвет | Длина (см) | Количество (шт) |
Белых | Белый | 1 | 50 |
Красных | Красный | 2 | 50 |
Коричневый | 4 | 25 | |
Вишнёвый | 8 | 12 | |
Зелёных | Светло-зелёный | 3 | 33 |
Тёмно-зелёный | 6 | 16 | |
Синий | 9 | 11 | |
Жёлтых | Жёлтый | 5 | 20 |
Оранжевый | 10 | 10 | |
Чёрных | Чёрный | 7 | 14 |
Палочки своими руками
Быстрее и проще изготовить палочки из цветного картона
С приходом интернета в нашу жизнь стало совершенно необязательно покупать те или иные понравившиеся вещи, ведь можно найти руководство к изготовлению своими руками. Вот и методическое пособие Кюизенера можно создать самостоятельно, ещё и в нескольких вариантах:
Итак, по указанным в таблице размерам вырезаются (или выпиливаются) палочки. Если изготавливаете из дерева, то обязательно нужно заготовки покрасить акриловой краской нужного цвета. При работе с картоном всё проще. Кстати, некоторые опытные родители рекомендуют на каждой палочке написать число, которой она соответствует: так, мол, детишки быстрее запоминают зрительный образ цифр — что ж, такая доработка имеет место быть. Как и крепление к палочкам магнитов для занятий на магнитной доске. Важно только заранее позаботиться о хранилище для пособия. Идеальным вариантом будет коробка с ячейками для линеечек каждого цвета. При этом сам процесс раскладывания палочек будет работать на воспитание самодисциплины у вашего карапуза.
Сходства и отличия с методикой Дьенеша
Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша имеют как методические сходства, так и отличия
Венгерский учёный-теоретик Золтан Дьенеш в 60-е годы ХХ века придумал методику, которую многие родители до сих пор считают аналогичной кюизенеровской. Однако, это не совсем так. Во-первых, блоков (а именно так называется пособие – «Блоки Дьенеша») всего 48. Причём они отличаются не по двум признакам, как палочки, а по 4:
Во-вторых, это открывает более широкие возможности классифицировать предметы по тем или иным признакам. Например, «большой-маленький», «толстый-тонкий» или «не такой. А также дети учатся обобщать и сравнивать. Если говорить на бытовом уровне, то палочки Кюизенера больше направлены в математику, то есть в конкретику, а блоки Дьенеша — в общее интеллектуальное развитие, то есть в обобщение.
Как работать с палочками Кюизенера
Для начала ребёнка нужно познакомить с самими палочками, складывая их по размерам и цветам
Занятия с цветными линеечками проходят в 2 этапа.
Упражнения на первом этапе
Одно из упражнений — складывание разного размера снежинок из палочек
Игровую стадию работы с цветными линеечками можно начинать с годовалого возраста. Задания, которые можно выполнять в этот период времени носят ознакомительный характер.
Эти нехитрые действия можно облечь в форму сказки. Например, три поросёнка построили дома и обнесли их заборчиками: старший выстроил длинный, высокий из коричневых прутьев, средний брат соорудил в 2 раза меньший из красных, а младший сделал самый маленький забор из белых колышек. Чей забор крепче? Почему?
К 2 годам начинаем осваивать понятия целого и части. Сделать это поможет сладкоежка Чебурашка. Он очень любит конфетки, но не может выбрать: съесть одну большую синюю или несколько маленьких беленьких. Усложнить задачу можно тем, что вместе с малышом посмотреть, сколько же белых помещается в одной синей. И в итоге карапуз начинает знакомиться с азами счёта.
До 3 лет добавляется целый список занимательных упражнений (список дан в последовательности от простого к сложному):
Упражнения на втором этапе
Палочки Кюизенера — незаменимое пособие для подготовки к школе
Математический этап начинается с 4–4,5 лет. На этой ступени обучения упражнения становятся конкретными.
С этого возраста некоторые педагоги рекомендуют добавлять карточки с цифрами на картоне соответствующего палочкам цвета. Детки должны научиться соотносить цвет и размер со зрительным образом.
С 5 лет занятия уже напоминают полноценные задачки по математике и проходят в виде ответов на вопросы с наглядной демонстрацией. Например, сколько коричневых палочек помещается на одной красной? (2, то есть одна коричневая — это половина или ½ от коричневой). После того как ребёнок освоил описанные выше действия, можно переходить к таблице умножения. Например, отложим 1 белую линеечку. Это единственное число. Если добавим ещё 9, то получим 10 палочек, которые соответствуют числу 10. А всех их можно заменить одной. Какой? (Оранжевой).
Цветные линеечки для развития речи
Логопеды, занимаясь развитием речи ребёнка, используют палочки для создания фигур и составления рассказа по ним
Кроме освоения математических действий, палочки Кюизенера помогают в обучении языку и развитии речи. С их помощью можно
Развивающие игры с цветными палочками Кюизенера
Игры с линеечками можно проводить как индивидуально, так и в группе
Детям лучше всего, как известно, учиться играючи. И пособие «числа в цвете» даёт прекрасные возможности для этого. Только все занимательные занятия в методических справочниках рекомендуется подбирать под возраст малыша.
От 3 до 5 лет
В этом возрасте игры должны быть из этапа знакомства и из начального математического. Примеры:
· «Знакомство» (здесь карапуз трогает линеечки, называет или показывает какого они цвета, длины)
· «Змейка». Ребята должны поставить по 4 палочки одного цвета вертикально друг на друга. Затем взрослый предлагает измерить пальчиком длину змейки, а также сравнить, чья фигурка длиннее.
· «Поезд». Ребёнок получает 5 светло-зелёных, 5 жёлтых, 1 красную палочки. Вместе со взрослым считает общее количество линеечек, сортирует по цветам. А затем разгадывает загадку: «Лестница лежит в поле, а по ней едет дом» («Поезд»). Ребёнок складывает вагончики, используя красный как паровоз, а затем чередуя цвета. Когда фигура готова, взрослый просит назвать цвета по порядку.
· «Сушим полотенца». Малыш получает 1 коричневую, 5 жёлтых, 5 красных линеечек. Первое задание — сравнить количество, разложив под каждой красной жёлтую. А затем, представив, что коричневая — это сушилка, развесить на неё чередуя по 2 жёлтых и 2 красных полотенца.
· «Строим дом». В качестве строительных материалов малыш получает 6 коричневых палочек, 3 белые, 4 красные, 4 светло-зелёных, 4 жёлтых. Вместе со взрослым малыш выстраивает домики из 4 стен из каждого «семейства» цвета, окошком посередине и двумя брусочками в качестве крыши. Когда домики готовы, нужно сравнить их размеры (больше-меньше) и цвета.
От 5 до 7 лет
Это упражнения математического этапа работы с пособием. Для него характерно более лаконичное выражение поставленной задачи.
· Выбери все палочки, которые длиннее красной, при этом короче синей.
· Сколько и каких палочек поместится на синей линейке.
· Как сделать число 5?
· Из каких брусочков можно сделать жёлтую?
· Насколько синяя линейка отличается от светло-зелёной (посчитать сколько каких палочек для равного взаимообмена нужно);
· Измеряем окружающие предметы палочками.
· Составляем палочками числа от 11 до 20.
· Собираем из линеечек плоскую фигуру и просим малыша её повторить.
Родители, которые регулярно занимаются по пособию, отмечают, что дети становятся более концентрированными и организованными.
Объёмное конструирование
Первоначальное представление об объёме дети получают, выкладывая палочками изображения на картинках
Говоря об играх, мы рассказали, что из линеечек можно складывать плоские фигуры, но это не всё. Палочки Кюизенера используются и для создания объёмных фигур. Начинать, как все другие упражнения, нужно с элементарных заданий. Например, построить лабиринт из палочек одного или двух цветов. Также можно сделать колодец, замок и даже домик для птиц. И для начала дети угадывают, как он называется («Между веток новый дом, Нету двери в доме том, Только есть одно окошко, Не пролезет даже кошка»). Ещё один способ объёмного моделирования, это выкладывание палочек подходящей длины на рисунки, которые представляют собой иллюстрации к сказкам. Примером такого вида работы является альбом-книжка «Дом с колокольчиком». Кстати, коллекции этих альбомов для разного возраста пополняются довольно часто.
Что почитать
Придумывать разные занятия по палочкам Кюизенера можно в процессе самой игры. Но если желания изобретать велосипед у вас нет, то можно воспользоваться статьями из интернета или научно-популярной литературой.
Система работы с материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера»
Анна Саркисян
Система работы с материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера»
Для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа».
В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками».
Использование «чисел в цвете» (счетных палочек Кюизенера) позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных игр и упражнений.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет
Объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «синее семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т. д.
Цветные палочкипозволяют решать следующие задачи:
Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;
Освоение прямого и обратного счета;
Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);
Усвоить отношения между числами (больше- меньше на.)
Познакомить со свойствами геометрических фигур;
Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);
Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Все математические представления, которые ребенок получает, начиная со второй младшей до подготовительной группы, можно проиллюстрировать с помощью цветных счетных палочек.
Рассмотрим это на основных игровых упражнениях.
Знакомство с палочками начнем с раздела: «Свойства и отношения по цвету».
На реализацию этого раздела направлены следующие игры:
Игра «Группировка по цвету»
Цель: восприятие и группировка палочек по цвету
Игра «Придумай картинку»
Цель: придумывать и составлять сюжетную картинку из палочек, называть ее и сочинять рассказ.
Игра «Какой палочки не хватает»
Цель: запомнить палочки по цвету и назвать недостающую
Каждая палочка имеет имя, оно записывается цифрой.
(Картонные цифры и знаки входят в состав игры).
Игра «Сколько предметов»
Цель: сосчитать заданное количество предметов и обозначить числом, показав соответствующую палочку.
Игра «Строим поезд» Просмотр видеоматериала.
Цель: соотносить цифру и число, находить палочку соответствующего цвета
Описание: взрослый кладет в ряд любые цифры, дети составляют поезд.
Игра «Чудесный мешочек» Просмотр видеоматериала.
Цель: запомнить и назвать числовое значение палочек
Описание: в чудесный мешочек складываются все палочки кроме белых
Игра «Заменяем палочки»
Цель: понимать как образовывается любое число первого
десятка, запомнить числовое значение палочек
Описание: выложить на стол любое количество белых палочек в плотный ряд. Заменить свой ряд белых палочек одной подходящей по длине полочкой
Очень эффективно упражнение на закрепление состава числа из двух меньших.
Дети не просто запомнят состав, а еще сами подберут число и прочувствуют состав тактильно.
Давайте будем ткать ковер. Сложим ковер числа 7
Или соберем взлетную полосу для самолета.
Полезно записать (закодировать) свой коврик с помощью цифр. Интересно и раскодирование.
Цель: понимать пространственные характеристики, осваивать расположение
предметов в пространстве относительно друг друга
Описание: из двух палочек, красной и желтой. Надо их расположить так, чтобы красная была справа от желтой;
Описание: из четырех палочек, бордовая, розовая, фиолетовая, голубая. Их надо расположить так, чтобы бордовая была справа от фиолетовой, голубая – слева от фиолетовой, розовая между фиолетовой и бордовой.
Составление геометрических фигур.
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах (трОсвоение угольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, многоугольник)
Исследовательская работа: доказать, что все стороны квадрата равны. (Берем мерку и прикладываем к каждой стороне).
Прямоугольник. Доказываем равенство противоположных сторон.
Треугольник. Считаем количество углов и сторон.
Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методикам, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.
Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.
Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с природным материалом «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.
Палочки Кюизенера «Цветы для мамы» Подарила мир ты мне, яркий солнца свет, Для меня на свете лучше мамы нет. Именно весною, в марте, в день восьмой Я хочу поздравить маму.
Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.
Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование на учебный год для воспитанников 2 младшей группы. Система.
Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.
Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.