Чем заменить слово нет в письме
Чем заменить «нет» в общении с клиентом
В моей любимой комедии герой Джима Кэри попробовал говорить «да», даже когда тянуло сказать «нет». Этот эксперимент сделал его счастливым. Что если проделать тот же трюк в разговоре с клиентами?
Сегодня разберем, почему говорить клиентам «нет» опасно и как выпутаться, если у вас действительно нет того, о чем клиент просит.
Психологи объясняют, как «да» и «нет» работают с точки зрения биологии. Это слова-триггеры, которые запускают базовые эмоции, а эмоции по цепочке заставляют нас совершать ответные действия. На схеме будет понятнее.
Спросите любого оператора: самое прекрасное в его работе – говорить клиенту «да» в ответ на просьбу и слышать «спасибо, вы мне очень помогли! Но если выполнить запрос клиента не получается, отказ не предвещает ничего хорошего.
Вспомните детскую реакцию, когда мама говорила «нет» на выпрашивание той самой игрушки. У нас было 2 варианта действий:
Что говорит
Вы что там совсем оборзели? Какого черта вы там сидите, если не можете мне помочь? Нет, меня не волнует, как вы это сделаете!
Немедленно соедините с руководителем!
Я закрываю у вас все счета! Вы потеряли меня как клиента! Сегодня же весь Фейсбук про вас узнает.
Что происходит
Клиент быстро заводится, эмоционально спорит с сотрудником, матерится, выплескивает негатив. Если это не помогает, переходит к следующим стратегиям.
Вариант «апеляции» к папе, у которого больше власти решить проблему в обход правил. Еще способ: клиент кладет трубку и перезванивает – «авось, другой сотрудник окажется посговорчивее».
Открыто шантажирует, что уйдет и распространит негативную информацию в медиа и соцсетях. Вторая угроза для компании самая страшная, поэтому эту стратегию продвинутые клиенты используют как лайфхак с самого начала разговора, заставляя компанию идти на уступки и делать исключения.
Вот во что слово «нет» превращается в сознании клиента:
НЕТ = НЕТ решения
НЕТ = придется приложить усилия
Задача сотрудников обратная: привести клиента к решению, предвидя и предупреждая негативную реакцию, которую вызывает «нет». Звучит как магия, но волшебных заклинаний учить не придется – тут работает простое правило:
Вместо того, чтобы сказать клиенту, что вы не можете сделать, скажите о том, что можете.
Рассмотрим две методики, которые помогут использовать эту концепцию на практике.
Конфликтные ситуации
Заказ товара
Ошибка отгрузки или повреждение товара
Сообщение о задержке
Процесс возврата товара
Нет
У нас на складе нет этого товара
Мы не можем отгрузить заказ, пока не…
Вам придется поговорить с продавцами по вопросу цены
Мы должны оформить замену товара
Вы не сможете получить ваш заказ вовремя
Вы должны написать номер вашего возврата на упаковке
Интересующий вас товар будет доступен для заказа…
Мы сможем выполнить заказ…
Вы можете обсудить это с представителем отдела продаж
Лучшее, что мы можем сделать в этой ситуации…
Чтобы получить товар вовремя, пожалуйста, отправьте ваш заказ…
Пожалуйста, убедитесь, что номер возврата указан на упаковке
После внедрения этого метода у Osram Sylvania показатель усилий снизился на 18,5%, а количество вызовов, когда приходилось переключать на «старшего» сократилось в 2 раза. Проверьте, чего добьется ваша компания с использованием новых скриптов.
Совет: для письменных обращений централизовано заведите новые шаблоны в Usedesk, чтобы изменение курса прошло безболезненно и сотрудники не совершали ошибки по старой памяти.
Мы научились заменять «нет» на словах, смягчая возможную негативную реакцию клиента. Но это только косметический ремонт. Если на деле мы не предложим альтернативное решение, которое клиенту подойдет, то позитивный язык не поможет.
Это покажется очевидным, но есть только один способ помочь клиенту решить проблему – узнать у него самого, что же действительно ему нужно. Ошибка, которую часто допускают сотрудники – они воспринимают запрос клиента буквально. То, что клиент проговаривает вслух, и настоящая боль могут сильно различаться. Цель – нащупать эту боль и решить связанную с ней проблему. Поэтому копайте глубже.
Плохо:
– Извините, свободных курьеров вечером у нас нет! Но вы можете приехать в пункт самовывоза!
– Жаль, придется мне заказать в другом магазине
Хорошо:
– Давайте проверим… Вы заказали подарочный набор косметики, верно? Если не секрет, кому предназначается подарок?
– У моей сестры завтра день рождения, поэтому готовлюсь заранее.
– Отличный выбор! Торжество планируете вечером?
– Похоже, я нашла для вас свободного курьера на завтрашнее утро. Все курьеры, как оказалось, сегодня заняты, но завтра курьер подъедет куда вам удобно – на работу или домой. До праздничного ужина в любом случае подарок уже будет у вас!
Плохо:
– Я не вижу никаких проблем с картой, возможно не работает банкомат!
– Но мой друг только что снял со своей карты деньги в этом же банкомате!
– Извините, ничем не могу помочь! Видимо, карта размагничена, нужно ее перевыпустить.
Хорошо:
– Подскажите, кто-то рядом сейчас есть из знакомых?
– Да, только что друг снял деньги со своей карты вашего банка.
– Хорошо, что если мы переведем деньги с вашего счета на счет друга и он снимет для вас деньги. Перевод бесплатный и деньги придут буквально через секунду.
– Да?? Я и не знал, что это бесплатно, круто, давайте переведем! Хорошо!
– А вашу карту мы перевыпустим и привезем новую, как только вы вернетесь из отпуска.
Да, не все клиенты готовы поболтать с оператором и не у всех проблем есть альтернативное решение, но результат стоит того, чтобы попробовать.
Канадская компания LoyaltyOne провела внутреннее исследование этой методики: группа сотрудников разговаривала с клиентами, задавая дополнительные вопросы и предлагая альтернативы, а вторая группа обслуживала клиентов по-старинке. Первая группа показала отличный результат:
Итак, помните о трех ключевых моментах, подбирая альтернативу для клиента:
1. Не торопитесь сказать НЕТ.
2. Не оправдывайтесь, почему вы не можете дать того,
что клиент просит.
3. Клиент может не знать, как лучше решить его проблему.
Высший пилотаж в том, чтобы еще до того, как озвучить клиенту «не сможем», найти и предложить альтернативу.
Хватит писать «Доброго времени суток»! Чем заменить вредные штампы
5 ошибок деловой переписки: как написать деловое письмо вежливо
Максим Ильяхов главред
Людмила Сарычева редактор, журналист
Как безнадежно испортить деловое письмо? На какой электронный адрес, указанный в деловой переписке, вам вряд ли ответят? Как представляться, если вы пишете адресату впервые? Для тех, кто хочет улучшить свой стиль, а заодно и отношения с коллегами — советы из книги «Новые правила деловой переписки».
Внимание к имени
В деловой переписке не так много смертельных ошибок, почти всё можно исправить заботливыми переговорами. Но ошибка с именем. Она показывает невнимательность к собеседнику. Вот частые проблемы с именами.
Фамилия похожа на имя, легко перепутать — Сергей Борисов, Иван Ильин, Ольга Надеева, Максим Ильяхов.
Похожие друг на друга имена — Люда и Люба, Мария и Марина, Коля и Толя, Олеся и Алеся, Алексей и Александр.
Разные варианты имени — Ксения и Оксана; Вячеслав и Святослав; Ася и Настя. Наталиям не нравится, когда их называют Натальями.
Людей с такими именами постоянно называют неправильно. Каждый день кто-нибудь назовет Максима Ильей, а Люду — Любой. Один раз это может быть нестрашно, но этих людей так называют каждый день.
Поэтому, если представились Оксаной, — называть Оксаной, а не Ксенией. Если Александром — писать полное имя, не переходить на Сашу. Если общаемся впервые — писать имя из визитки или сайта. Если имя непонятно, — лучше спросить, чем краснеть: «Здравствуйте! Я нашла вас в фейсбуке, но не уверена, как правильно к вам обращаться. Подскажите, пожалуйста».
Бывают люди с необычными именами: например, Маргарет. Неважно, почему у нее такое имя. Важно, что Маргарет — это не Марго, не Рита, не Маргарита. Если она захочет, чтобы мы ее так называли, она нам скажет. До тех пор — она Маргарет.
Спасибо отдельным письмом
Благодарить коллег — хорошо. Но если написать в письме одно слово «спасибо», то мы нагрузим коллегу лишней работой: придется увидеть письмо в ящике, открыть, закрыть, удалить. Вместо благодарности получается лишняя работа.
Если очень хочется поблагодарить коллегу, лучше сделать это лично, с улыбкой. Если лично не получается, а поблагодарить очень хочется, есть смысл добавить в письмо дополнительные материалы или подарок.
В примере сверху лучший вариант — просто не писать последнее письмо со «спасибо». Но возьмем другую ситуацию: вы — управляющий ресторана, и знакомый бесплатно проконсультировал вас по рабочему вопросу. Хорошая благодарность может быть такой:
«Женя, спасибо! Ты очень выручил. Прими в знак благодарности нашего курьера с подарком. Я попросил его оставить коробку с подарком у вас в приемной на твое имя».
«Женя, спасибо! Ты очень выручил. Если потребуется любая помощь по организации мероприятия или банкета, я буду рад сделать хорошую скидку».
Конечно, это необязательно: когда нам готовы помочь бескорыстно, никто не ждет взамен подарков. Но, если это сделать, человеку будет приятно.
Единственное, на что стоит обратить внимание, — чтобы читателю было удобно воспользоваться подарком. Если придется ловить курьера в неудобное время — это так себе. Или промокод на скидку 500 при покупке от 10 тысяч — тоже слабый подарочек. Хуже только промокод на прыжок с парашютом, ради которого нужно в пять утра в воскресенье ехать на электричке, еще и доплачивать за парашют.
Как представляться
Ваше имя уже указано в заголовке письма, поэтому чисто технически представляться в самом тексте избыточно. Но мы привыкли, что при знакомстве человек называет свое имя. Поэтому в письме незнакомому человеку не грех представиться прямо в тексте.
В этом примере Михаил сделал хорошую вещь: объяснил, чем он занимается и как его запрос связан с работой получателя Виктора. С первых строк понятны их точки пересечения.
Что еще можно делать в приветствии-знакомстве:
В двух словах рассказать, чем занимается компания, если она малоизвестная. Но не уходить в рекламу, потому что тогда от письма будет ощущение спама.
Расшифровать термины и сокращения, которые могут быть неясны читателю. Например, если компания занимается CPA-маркетингом, можно объяснить, что это реклама с оплатой за фактические покупки (наверное, так).
Если мы откликаемся на вакансию, можно обозначить свой возраст — ведь ищут не только функцию, ищут еще и человека. Но, например, семейное положение в деловом письме обозначать будет, скорее всего, неуместно.
Иногда бывает, что люди указывают в имени отправителя что-то. странное. То ли творческий псевдоним, то ли дружескую кличку, то ли. мы не знаем:
KoKeTochka555
Barbara Brightside
Король Танцпола
Alex M.
Нет ничего плохого в том, чтобы придумать себе звучное имя и его продвигать. Но тогда нужно быть последовательным и помочь получателю правильно к вам обращаться. Если во входящих вы Барбара, то в самом письме должно быть так же.
Запутали | Понятно |
От кого: Barbara Brightside Здравствуйте! Меня зовут Варвара, я представляю компанию «Кураж». Barbara Brightside +7 964 957-23-11 | От кого: Barbara Peters Здравствуйте! Меня зовут Барбара Питерс, я из компании. Барбара Питерс, менеджер +7 964 957-23-11 |
В примере слева непонятно, как получателю обращаться к отправителю в ответе: Barbara, Барбара или Варвара? Он оказывается в неловкой ситуации. А если он позвонит в компанию?
— Здравствуйте! А можно Варвару пригласить?
— Какую Варвару? У нас их две.
— Ну, которая Брайтсайд. Брайсиде? Я не знаю.
Лучшее решение — писать так, чтобы получателю было удобно ответить, позвонить или рассказать о вас другим.
Отсюда правило: имя лучше писать на языке получателя. Если переписываетесь с русскоговорящими — пишите на русском. А если вы из международной корпорации и отправляете письма англоязычным коллегам — на английском.
Неплохая идея — адаптировать сложнопроизносимые российские имена для англоязычного читателя.
Один из признаков слишком официального общения — представляться фамилией вперед: Наумова Инна, Скрябов Родислав. В обычной жизни мы говорим просто «Меня зовут Инна» или «Я Родислав». Никому не придет в голову представляться по фамилии: «Меня зовут Наумова». Полное имя в формате «Сарычева Людмила Андреевна» подходит для договора на ипотечный кредит, а в простом человеческом общении лучше снижать градус официоза.
Представляться нужно так, как вам было бы приятно, чтобы вас называли. Иногда это не соответствует общепринятой форме имени. Например, если бы Артему было приятно, чтобы его называли Артемием (ну, мало ли. ), он бы просто должен был так везде представляться:
От: Артемий Соколов
Здравствуйте, Игорь! Меня зовут Артемий, пишу вам по поводу.
.
Артемий.
Адрес почты
Это кажется ерундой, а на деле адрес тоже может быть удобным или неудобным. В идеале адрес должен содержать имя и фамилию:
Необычный адрес может создать неверное впечатление о человеке:
Нотариус konfetka1957@mail.ru — разбитная женщина в возрасте
Дизайнер wintermood@gmail.com — меланхоличная особа
Соискатель crazysexymotherfucker@mail.ru — закомплексованный юноша, плохо владеющий сетевым этикетом
Программист 1337sk1llz4lulz@gmail.com — хакер?
Словечки и нейтральный тон
В деловой переписке встречаются фразы, которые одним кажутся нормальными, а других раздражают:
Доброго времени суток!
Коллеги!
Народ!
Девочки!
Я вас услышал
Заранее спасибо
Нижайше прошу
Просьба принять к сведению
Успехов в делах!
Искренне ваш
Плизики
Пасипки
Спасибо за внимание
Прошу рассмотреть возможность
Будьте добры
В самих фразах нет ничего плохого, когда они сказаны с уважением к получателю. Но часто не так. Часто люди используют их, чтобы замаскировать раздражение.
И вот каждый день читатели получают с десяток, мягко говоря, недружелюбных писем, щедро пересыпанных «коллегами», «примите к сведению» и «я вас услышал». Как они будут реагировать на эти слова в обычной жизни?
Лучше избегать слов, на которые налипли такие ассоциации. Если мы знаем, что наших коллег колотит от обращения «коллеги», лучше не испытывать судьбу — даже если нам кажется, что слово совершенно нормальное.
Чтобы не нарваться на потенциально взрывоопасные словечки, мы советуем сохранять нейтральную тональность.
Взрывоопасно | Нейтрально |
Доброго времени суток! | Здравствуйте! |
С уважением, Дмитрий | Дмитрий |
Прошу принять во внимание | Обратите внимание. |
Заранее спасибо | Не надо благодарить заранее |
Удалось посмотреть договор? | Какой план с договором? |
Коллеги! Народ! | Анна, Сергей, Дмитрий! |
Уважаемый Артем! | Артем! |
Нижайше прошу прощения | Простите меня |
Приглашаю Вас выступить | Приглашаю вас выступить |
Уважение проявляется в подаче и подходе, а не в словах. Когда собеседник нас уважает, он не давит, не держит нас за идиотов, не передразнивает, не включает пассивную агрессию. Он относится к нам как к равному и учитывает наши интересы.
Конечно же, важны не слова, а намерение. Вот пример письма, в котором есть все эти словечки.
Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
В пятницу в офисе будет генеральная уборка. Нам придется на этот день переместиться в переговорки и соседние отделы.
Это неудобно, но большая просьба отнестись с пониманием.
Чтобы расселение прошло максимально безболезненно, я забронировала пять переговорок на 2–6 человек и составила списки, кого куда рассадить. Исходила из того, кто с кем работает, чтобы не получилось, что вы работаете вместе, а сидите на разных этажах. Для тех, кто работает в одиночку, я нашла места в соседних отделах и договорилась, что вам освободят столы.
Прикрепляю списки, кто где работает в пятницу. Убедительная просьба ознакомиться и сообщить мне, если нужны перестановки.
Я обо всем позабочусь. Заранее благодарю за понимание!
Ваша офисная фея Оля.
Письмо Оли заботливое: видно, что она качественно делает свою работу, чтобы коллегам было удобно. Оля может добавить еще десять раздражающих слов в такое письмо, но оно останется хорошим, потому что ее намерение важнее слов.
В то же время никто не мешает улучшить письмо на уровне слов с помощью нейтрального тона.
В пятницу в офисе будет генеральная уборка. Нам придется на этот день переместиться в переговорки и соседние отделы.
Это неудобно, но это надо пережить.
Чтобы расселение прошло легко, я забронировала пять переговорок на 2–6 человек и составила списки, кого куда рассадить. Исходила из того, кто с кем работает, чтобы не получилось, что вы работаете вместе, а сидите на разных этажах. Для тех, кто работает в одиночку, я нашла места в соседних отделах и договорилась, что вам освободят столы.
Списки, кто где работает в пятницу, прикрепляю. Посмотрите и скажите, если нужны перестановки, я всё организую.
По смыслу письмо не изменилось, но по тональности выиграло: стало более человечным. А Оля из романтичной особы превратилась в профессионала.
Ошибиться с нейтральным тоном невозможно. В нем нет ничего, что могло бы раздражать читателя. Это подходит большинству, меньшинству, конкретному получателю и группе. Нейтральный тон подходит неформалам и формалистам, подросткам и профессорам, боссам и подчиненным, шовинистам и феминистам, коллегам и клиентам. Если у нас добрые намерения, нейтральный тон не даст ошибиться в словах.
Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.
№ | Синоним | Рейтинг |
---|---|---|
1 | отсутствует [47] 0 0 | 47 |
2 | не имеется [23] 0 0 | 23 |
3 | не предусмотрен [3] 0 0 | 3 |
4 | не существует [5] 0 0 | 5 |
5 | нет [149] 0 0 | 149 |
6 | не имеет [5] 0 0 | 5 |
7 | рассеянный [95] 0 0 | 95 |
8 | недостающий [15] 0 0 | 15 |
9 | ни слуху ни духу [37] 0 0 | 37 |
10 | невнимательный [47] 0 0 | 47 |
11 | не имеется в наличии [6] 0 0 | 6 |
12 | не содержится [3] 0 0 | 3 |
13 | нет в наличии [1] 0 0 | 1 |
14 | недостает [11] 0 0 | 11 |
15 | несуществующий [25] 0 0 | 25 |
16 | и в помине нет [19] 0 0 | 19 |
17 | ни капли [20] 0 0 | 20 |
18 | бог миловал [8] 0 0 | 8 |
19 | и не пахнет [17] 0 0 | 17 |
20 | и в заводе нет [18] 0 0 | 18 |
21 | и звания нет [9] 0 0 | 9 |
22 | нет как нет [39] 0 0 | 39 |
23 | нету [24] 0 0 | 24 |
24 | отрешенный [20] 0 0 | 20 |
25 | слыхом не слыхивать [16] 0 0 | 16 |
26 | и следа нет [15] 0 0 | 15 |
27 | не водится [19] 0 0 | 19 |
28 | не на месте [3] 0 0 | 3 |
29 | несть [5] 0 0 | 5 |
30 | пропадавший [97] 0 0 | 97 |
31 | слыхом не слыхано [23] 0 0 | 23 |
32 | нетути [20] 0 0 | 20 |
33 | ни слуху, ни духу [36] 0 0 | 36 |
34 | и помину нет [23] 0 0 | 23 |
35 | слыхом не слыхать [23] 0 0 | 23 |
36 | таки да нет [21] 0 0 | 21 |
37 | невидящий [10] 0 0 | 10 |
38 | блиставший своим отсутствием [4] 0 0 | 4 |
39 | был в отлучке [3] 0 0 | 3 |
40 | был в отсутствии [5] 0 0 | 5 |
41 | недостававший [10] 0 0 | 10 |
42 | проболевший [7] 0 0 | 7 |
43 | был в нетях [2] 0 0 | 2 |
44 | находившийся в отсутствии [5] 0 0 | 5 |
45 | небытчик [2] 0 0 | 2 |
46 | нетчик [3] 0 0 | 3 |
47 | находившийся в отлучке [5] 0 0 | 5 |
Синонимы строкой
Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
Письмовник
Какие выражения используются в деловой переписке?
Деловое письмо
Первой частью любого письма (аспекта) является мотивация, объясняющая побудительные мотивы, причины составления текста.
Стандартные выражения, указывающие на причину
При ссылках
Указание на цель
Все перечисленные выражения необходимо использовать с учетом контекста и речевой ситуации.
Стандартные фразы предваряют основную информацию, выраженную глагольной конструкцией, и соответствуют стандартным речевым ситуациям:
Стандартизована в деловых письмах, равно как и в других типах документов, сочетаемость слов:
Сотрудничество чаще всего бывает плодотворным, взаимовыгодным, деятельность – успешной, вклад – значительным, позиции – конструктивными (прочными), доводы – вескими, необходимость – настоятельной, спектр (услуг) – широким, скидки – значительными / незначительными, предложение – конструктивным, разногласия – существенными / несущественными, рентабельность – высокой / низкой, расчеты – предварительными или окончательными и т. п.
© 2000-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Грамоту.ру» обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155, выдано Роскомнадзором 11.03.2014.
Как обратиться с просьбой так, чтобы её выполнили?
Конечно, можно полностью свалить вину за происходящее на партнёра, уличить его в глухоте и эгоизме, но когда чувства стихают, при «разборе полётов» становится понятно, что если бы я сама умела лучше формулировать просьбы и произнесла бы их другими словами, меня бы услышали и сделали то, что мне нужно. Эти ситуации встречаются чаще, чем хотелось бы.
Возможно, это потому, что в нашей культуре принято не совсем правильно говорить о наших потребностях («Сам себе не поможешь — никто тебе не поможет!» и «Ты что, до сих пор сам не догадался?») или просто потому, что нас учат непродуктивным стратегиям — спрашивать у других, что нам нужно, или «корректно» приказывать.
Между тем, существуют важные моменты, на которые стоит обратить внимание:
— различия между «просьбой» и «требованием»; — чувство злости при отказе; — «правильные» просительные слова.
Просьба в речевом этикете
Одним из самых распространенных речевых действий считается просьба. Главной задачей человека, который обращается к кому-то с просьбой, является стремление быть предельно вежливым и понятным адресату. Обращение с просьбой, направленное в адрес собеседника, должно побуждать его к действию, но в максимально корректной форме. Просьба в речевом этикете
также должна подчеркивать деликатность человека. В противном случае есть риск не достигнуть цели, а лишь вызвать недовольство в глазах оппонента. Выбор нужной формулы (выраженной в форме императивных высказываний, вопросительных конструкций, развернутых высказываний, намеков или косвенных вопросов) зависит от многих факторов, поэтому в определенных ситуациях обращение может нести различную степень вежливости.
К хорошему привыкают быстро
В самом факте посильной помощи твоему начальнику нет ничего необычного или неправильного. В конце концов, мы все люди, и необходимо помогать друг другу.
Тебе же не сложно занести подписанный договор в риэлтерское агентство, тем более что оно расположено рядом с твоим домом?
Плохо в этой ситуации другое – со временем подобные просьбы становятся нормой и могут превратиться в твою «служебную» обязанность.
При этом задачи могут принимать все более личный характер.
Сегодня ты ищешь для шефа телефон нужного магазина или отвозишь после работы документы, а завтра уже соглашаешься присмотреть часок за его детьми или застирать пятно на рубашке. Привыкнув к твоей безотказности, начальник в следующий раз даже не поинтересуется, сложно тебе или нет, а просто «делегирует тебе полномочия» обзвонить всех приглашенных на юбилей жены и сообщить, что праздник перенесен в другой ресторан.
Такое злоупотребление сделает тебя практически обязанной тратить свое рабочее или личное время, чтобы начальник не проявил недовольство.
Согласно различным рекрутерским статистическим данным, подобные просьбы личного характера от начальства получает более половины сотрудников офисов. Из этого процента подавляющее число (около 70%) подчиненных не видят в таком положении вещей ничего плохого и считают, что таким образом зарабатывают себе очки и получают страховку от увольнения и штрафов.
Формулы просьбы в речевом этикете
Как уже говорилось выше, просьба в речевом этикете может быть выражена несколькими формулами, а также отражать степень прямоты/косвенности. В первом случае просящий напрямую обращается к собеседнику («Я хочу, чтобы ты помог мне»), правда, подобные фразы говорят о низком уровне вежливости и не рекомендуются к употреблению. Предпочтительнее выражаться косвенно (использовать непрямую форму). Самыми распространенными способами выражения косвенной просьбы являются вопросительные высказывания, выраженные двумя основными типами:
Кроме того, просьбы могут быть выражены:
а) нейтральный («Откройте окно»);
б) смягченный («Откроем книгу на странице…»);
в) резко-категорический («Отставить разговоры!»);
г) побуждающий к планированию действия («Уберите книги в портфели, достаньте тетради»);
д) менторский/высокомерный («Необходимо всем завтра прийти на субботник»).
В зависимости от того, какой посыл зашифрован в словесной конструкции, формулы просьбы в речевом этикете
При обращении к кому-то с просьбой можно использовать много речевых конструкций. Их выбор обусловлен целым рядом факторов, среди которых важное значение имеют цель той или иной побудительной модели и потенциальные возможности говорящего, обеспечивающие ему должную речевую стратегию/тактику.
Просить или требовать?
Случалось ли такое, что вы просили о чем-то, и наталкивались на отказ или, того хуже — на резкость? Или вас неправильно понимали? Или (что еще хуже) человек как будто соглашался, но просьбу не выполнял, а впоследствии и вовсе отрицал, что его просили о чем-то? Чаще всего это связано с тем, что просьба формулируется не совсем корректно либо очень походит на требование.
Чем отличается просьба от требования?
Некоторые люди затрудняются отличить просьбу от требования. И, действительно, разница не столь очевидна. Во-первых, просьба выражается в мягкой форме. Во-вторых, когда просят, как правило, говорят «пожалуйста». В-третьих, просьба не требует моментального исполнения. Но иногда и требования могут звучать таким образом.
Поэтому самым важным отличием является следующее: когда мы о чем-то просим, то внутренне готовы к отказу, принимая желание другого человека быть честным с нами и уважая его выбор. При этом не возникает чувства дискомфорта. Не обязательно заранее настраиваться на отрицательный ответ, но если он все же дан, то воспринимается спокойно. Например, как констатация факта того, что земля — круглая.
Но если, «прося», вы каким-то образом даете собеседнику понять, что примете лишь один ответ и, более того, имеете на него право, а в ответ на отказ повторяете «просьбу» уже более настойчиво либо у вас возникает желание обидеться или отомстить («Погоди, попросишь еще что-нибудь у меня!») — это уже требование. И если подобное становится привычкой — значит, нарушение чужих личных границ уже представляется нормой. А следовательно, уже не возникает необходимости учиться договариваться, проще продавливать и ломать, обвиняя других в «черствости» и эгоизме.
Так что задайте себе вопрос: примете ли вы любой ответ или только один вариант? И неважно, насколько нежной была ваша интонация. Ведь не очень легко понять, что мы требуем чего-то, если мы воспитаны как вежливые, приличные и интеллигентные люди и не стучим по столу кулаком, выражая свои пожелания собеседнику.
А это, в свою очередь, не дает возможности поблагодарить за искренность и восхититься умением отстаивать свою внутреннюю территорию. Кроме того, уважая свободу другого человека, в том числе и свободу сказать «нет», мы иногда можем получить куда больше, чем даже мечтали.
Почему просить так сложно?
Просить сложно, потому что зачастую нам невыносимо принять отказ другого человека. Как правило, такой подход берет начало в детстве. Часто ли вы отказывали в просьбах родителям, ничем не рискуя? Скорее всего, не слишком часто. В результате, отказывать нам крайне сложно, и часто легче сказать «да», даже если не слишком хочется выполнять чужую просьбу. А так как сами мы отказывать не умеем, то и не готовы легко позволить это другим.
Также наша культура не предполагает возможности говорить о своих потребностях, ведь просить о чем-то — неловко.
Кроме того, зачастую отказ в просьбе, даже пустяковой, воспринимается нами как отвержение. То есть если человек отказался выпить с вами кофе — значит, вы неприятны ему как личность. Хотя причин может быть великое множество, начиная от банальной головной боли и заканчивая нехваткой времени. И через 15 минут та же просьба была бы воспринята с гораздо большим энтузиазмом.
Как просить правильно?
Очень важен именно внутренний настрой. Даже если вы используете самые правильные слова, но энергетическим посылом все равно является требование — собеседник будет реагировать именно как на требование.
Для начала, стоит высказать свою просьбу. И не стесняйтесь объяснить, по какой причине то, о чем вы просите, важно для вас. Не стоит использовать намеки, например, «мне завтра нужно отвезти компьютер в ремонт».
Просьбы должны быть конкретными. Можно, конечно, сказать: «Мне хочется, чтобы ты предоставил мне больше свободы», но что конкретно это означает? Что может сказать или сделать ваш собеседник, чтобы вам стало комфортно?
Покажите другому человеку, что он значим для вас.
Подумайте, какие еще варианты действий имеются, если в ответ на просьбу прозвучит отказ.
Исключите любые слова, которые подразумевают «вы должны». Совсем. Иначе выполнение такой просьбы, даже если собеседник, в принципе, согласен, радости ему не принесет.
Выражайте просьбу в настоящем времени и избегайте ультимативности. Например, просьбу лучше сформулировать следующим образом: «Можешь ли ты сделать это сейчас?» Если в ответ прозвучит отказ, можно поинтересоваться, что мешает это сделать (вдруг вы можете изменить ситуацию), но не настаивать.
Обращайтесь к конкретному человеку.
Некоторым людям, воспитанным в постоянных требованиях, очень сложно поверить в то, что у них есть выбор, соглашаться ли на выполнение просьбы. В таком случае, решившись потратить силы и время на то, чтобы человек стал доверять просьбам, вы будете вознаграждены.
Какими бы простыми ни казались эти принципы, их зачастую сложно внедрить в жизнь. Однако успех в этом нелегком деле может изменить как вашу жизнь, так и жизнь окружающих.
Автор: Екатерина Кастрицкая
Речевой этикет – слова просьбы
Вести диалог с культурным человеком, который часто в своей речи обращается за помощью к «волшебным» словам, всегда приятно. Не зря вежливость считается одним из главных качеств личности.
Если возникает необходимость обратиться к кому-то с просьбой в максимально вежливой форме, следует использовать такие фразы, как «Пожалуйста
», «Будьте добры/любезны», «Разрешите/позвольте обратиться/спросить/уточнить», «Вас не затруднит?», «Буду признателен/благодарен, если вы…» и пр.
Крайне важно при обращении к другому лицу (с целью удовлетворить какие-либо нужды, желания или исполнить что-то) соблюдать речевой этикет – слова просьбы
в этом случае играют ключевую роль. Их использование заметно смягчает речевую конструкцию, позволяет вызвать у собеседника определенную реакцию на реплику и повышает интерес у оппонента к выполнению определенных поручений/просьб.
Письмо-просьба о снижении арендной платы
Арендная плата «съедает» бюджеты большинства организации. Ее уменьшение позволяет компании продержаться на плаву в сложное время. Письмо следует направлять арендодателю.
Начальнику Иванову П. П. От руководителя Петрова И. И.
Здравствуйте, Петр Петрович. Нашу компанию затронул финансовый кризис. Покупательная способность потребителей уменьшилась, доходы бизнеса уменьшились. В связи с этим просим вас снизить арендную плату на 10%.
За все время нашего сотрудничества мы ни разу не задерживали выплаты. Надеемся, что вы пойдете нам на уступки, и мы сохраним наши деловые отношения. Мы гарантируем своевременную оплату аренды, несмотря на тяжелые финансовые условия.
С уважением, Иван Иванович.
В письме важно упомянуть то, что прежде компания выполняла свои обязательства в полной мере. Арендодатель должен быть уверен в том, что арендодатель будет и в дальнейшем осуществлять выплаты. Получатель также должен понимать, что если он не согласиться на предложенные условия, арендатор откажется от его услуг.
Речевой этикет – слова извинения
Если речь идет о совершении неблаговидного поступка, обиде кого-либо каким-то высказыванием, причинении физической боли, повреждении чужого имущества и т. д., принято пользоваться формулами извинения. Они многообразны и используются не только при выражении извинения за что-то, но и при стремлении обратиться к адресату с конкретной просьбой. Например, «Извините, можно попросить вас о помощи?», «Простите, но эта работа никуда не годится, ее нужно переделать», «Не судите строго. Знаю – виноват, приношу свои извинения».
Действия, совершаемые человеком после какого-то проступка или допущения оплошности, могут как исправить ситуацию, сгладить острые углы, так и усугубить ее. От того, как человек извиняется, зависят дальнейшие отношения с окружающими. Поэтому так важно знать речевой этикет – слова извинения
способны сглаживать напряжение. Кроме того, человек, который признает свои ошибки и пользуется «волшебными» словами, вызывает доверие и уважение.
Общие положения
Рассмотрение корреспонденции, поступившей от населения, происходит в соответствии с положениями федерального законодательства, отраслевыми и внутренними нормативными актами органа, расширяющими или конкретизирующими его полномочия по работе с обращениями населения.
Первоначально письмо попадает в структурные подразделения, отвечающие за делопроизводство в конкретной организации – канцелярию или административный отдел. По общим правилам, входящая корреспонденция, принятая к рассмотрению, регистрируется как в журналах учета на бумажном носителе, так и в системах электронного документооборота.
Если в поступившем документе не указан адресат или конкретный отдел, то после регистрации, он попадает на стол к руководителю органа или его заместителю, или помощнику. Затем он отписывается по компетенции для исполнения.
Речевой этикет – слова благодарности
Благодарность – это ответ на поздравление, приглашение, пожелание и т. д. наиболее популярной и самой употребительной формулой выражения благодарности является слово «спасибо
». Но можно использовать и другие выражения, например, «Благодарю!», «Очень признателен/благодарен», «Позвольте поблагодарить», «Примите мою благодарность», «Вы очень любезны/внимательны», «Я тронут», «Хочу сердечно поблагодарить» и пр.
Использование фраз благодарности в контексте необходимо для усиления эффекта, придания конкретной мысли правильной окраски. Очень важно во время обращения к собеседнику с благодарственными словами говорить искренне и с добротой. Производных от слов «спасибо» и «благодарю» бесчисленное множество. Тут все зависит от фантазии и словарного багажа самого автора. Не важно, какая формула используется человеком при выражении собеседнику признательности. Главное – соблюдать правила приличия, вежливости. В этом поможет речевой этикет: слова благодарности
, используемые в речи, являются признаком воспитанности человека и уважения к тому, кому они предназначаются.
Частные рекомендации
Написать действительно хорошую, убедительную просьбу может человек наделенный чувством такта, владеющий слогом, имеющий опыт в деловой переписке. Нужно понимать психологические аспекты, уметь поставить себя на место адресата, постараться составить обращение так, чтобы ему это было интересно и, возможно, с определенной точки зрения, выгодно.
Как заинтересовать получателя:
Рекомендуется не писать длинный текст – получатель не дочитает его до конца. С юридической и психологической точки зрения также важно оформление документа, это формирует правильный имидж, «показывает лицо» отправителя.
Примеры написания
Чтобы понять, как правильно склонять и изменять слова, необходимо рассмотреть несколько примеров с проверочными буквами. Они помогут не ошибиться с правописанием. Например:
В представленных предложениях можно услышать четко корневую букву «с». Чтобы правильно написать ее, нужно сделать так, чтобы она стояла в другой форме, тогда ошибка вряд ли будет допущена.
Изменение и проверка
Известно, что глагол может изменяться по лицам, временам и числам. Благодаря этому свойству удастся проверить правильное написание. Если использовать личную форму глагола в настоящем времени, то отчетливо будет слышна буква «с», например:
Однокоренные слова личной формы глагола также помогают определять, как правильно пишется просьба или просьбочка (например, попросить, запросить).
Когда при написании возникают проблемы, лучше всего воспользоваться синонимами, которые заменят существительное и не допустят ошибок. Просьбу можно заменить на требование, желание, упрашивание, настояние.
Побудительные
Это предложения, которые содержат приказ, просьбу, совет или призыв. Другими словами, побуждают человека что-то сделать.
Не суй пальцы в розетку! (приказ) Берегите природу! (призыв) Передайте мне соль, пожалуйста. (просьба) Поучи еще чуть-чуть. (совет)
Как видно из этих примеров, побудительные предложения не всегда заканчиваются восклицательным знаком. Иногда у них в конце ставится просто точка.
В устной речи такие предложения распознать весьма просто. Они, как правило, произносятся более повышенным голосом.