Чем заменить справку о составе семьи
Мне нужна справка о составе семьи, но ее больше не дают! Почему? А куда теперь идти?
Юристы советуют идти за разъяснениями в прокуратуру, поскольку отказ от выдачи одной из важнейших справок не выносился на широкое обсуждение, никак не анонсировался. Не знают, что делать, не только обычные граждане, но и те органы, которые требуют эту справку.
Что это такое?
Справка о составе семьи (о проживающих, зарегистрированных по месту жительства) — это выписка из домовой книги, в ней содержится информация о лицах, зарегистрированных по месту жительства заявителя. Эта справка требуется при сделках с недвижимостью, для получения налогового вычета или компенсации на оплату детского садика, для оформления детский пособий, субсидий, льгот для малоимущих и многодетных семей, для записи в очередь на получение социального жилья, при оформлении опеки, при участии практически в любой из государственных программ поддержки.
Что случилось?
С 1 августа 2019 года управляющие организации (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы) перестали выдавать справки о составе семьи. «Нас обещали штрафовать за нарушение закона «О персональных данных», — поясняют паспортисты УК. По словам председателя ТСЖ «Стометровка» Татьяны Глухих, за выданную справку штраф для управляющих компаний может составить 160 тыс. рублей, для ТСЖ — 60 тыс. рублей.
| ||
---|---|---|
| |
---|---|
Заместитель начальника управления паспортной и регистрационной работы | Е.В. Полякова |
Обзор документа
МВД не поддержало предложение о выдаче территориальными органами собственникам жилых помещений справок о лицах, зарегистрированных по месту жительства (пребывания).
ЕЖД: все о недвижимости в одном документе
Что такое ЕЖД
Когда нужно продать или купить квартиру, прописать нового жильца, получить льготы от государства, требуется оформить большое количество документов. Но процесс сбора необходимых бумаг и поход в госструктуры отнимает много времени и нервов. В этой ситуации поможет ЕЖД, или единый жилищный документ. Это современная «палочка-выручалочка» для тех, кому нужно быстро получить необходимые сведения.
Главная задача ЕЖД — свести к минимуму время прохождения бюрократических инстанций и максимально ускорить и облегчить сбор документов.
Обычно документ действует до 30 календарных дней. Но в некоторых случаях длительность использования может сокращаться. Поэтому, чтобы вовремя сдать ЕЖД в нужную инстанцию, стоит определиться с целями его оформления.
Как проходили операции с недвижимостью раньше
Когда возникал вопрос о продаже квартиры, к сделке нужно было подготовить множество документов и сведений. Учреждения, в которых оформляли бумаги, могли находиться на разных концах города. К тому же, очереди в них растягивались на несколько дней, и это сильно осложняло процесс. Далеко не всегда получалось заполнить заявления и сразу получить заветные справки и выписки. При этом многие документы выдавались на очень короткое время. В итоге, сделки с недвижимостью переносились, а покупатель и продавец теряли время и деньги.
Что изменилось сегодня
В 2005 году алгоритм получения информации упростили, и в рамках проекта «Единое окно» ввели единый жилищный документ.
Чтобы максимально ускорить процесс, вместо множества бумаг был создан новый стандарт. В нем указаны все сведения о собственности. Теперь для сделок с недвижимостью можно планировать дату сбора бумаг, а значит, быть спокойным, что к нужному времени они будут готовы. Если вы оформляете льготы, ЕЖД будет достаточно, чтобы подать заявку.
Инстанции не должны запрашивать информацию в виде отдельных справок, все данные теперь есть в ЕЖД. При этом бумаги, которые вы оформили до этого, не теряют юридической силы.
Такой формат действует в столице и части регионов.
Что включает в себя ЕЖД
Единый жилищный документ содержит следующие сведения:
Как выглядит ЕЖД
Чтобы избежать возможных ошибок, необходимо знать, как выглядит документ. На бланке указывается информация об учреждении, которое выдало ЕЖД, порядковый номер, ФИО должностного лица и другая информация, с помощью которой он идентифицируется. Также необходимо проверить личные сведения: номер и серию паспорта, контактные данные, данные о регистрации и адрес проживания, ИНН, СНИЛС. Внимательно ознакомьтесь с информацией о квартире: типе жилья, количестве комнат, площади, годе ввода в эксплуатацию.
Кроме того, в ЕЖД вносят информацию о кадастровом учете и финансовом лицевом счета владельца недвижимости: номер, дата открытия, баланс. Если у вас есть долг, уточните, по каким услугам, его сумму, а также наличие штрафов. В выписке из домовой книги необходимо указать членов семьи, которые прописаны на жилплощади и внести данные о них. Важно проследить, чтобы были указаны все имеющиеся льготы. Не стоит забывать и о приборах учета, оптимизирующих расходы на «коммуналку». ЕЖД должен содержать полный список счетчиков и подробные сведения о каждом: серийный номер, дату установки, показания на день выписки.
Где и как получить ЕЖД
Есть несколько вариантов оформления:
Стоит отметить, что любой из способов оформления ЕЖД абсолютно бесплатный.
Но бывает и так, что посетить МФЦ или оформить документ онлайн нет возможности. В этой ситуации ЕЖД может получить за вас доверенное лицо. Вам понадобится выписать на представителя доверенность и заверить ее у нотариуса.
Почему могут отказать в предоставлении ЕЖД
Есть несколько причин для отказа в предоставлении жилищного документа, которые собственники должны учесть.
Если в оформлении ЕЖД вам все-таки отказали, стоит потребовать письменный отказ. С ним вы сможете оформить жалобу в соответствующие органы, которые помогут уладить вопрос.
Кто может получить ЕЖД
Для чего нужен ЕЖД
Документ нужен при сделках с квартирой: купле, продаже, приватизации, обмене, оформлении наследства. ЕЖД требуется, когда нужно оформить льготы от государства: улучшить жилищные условия, получить субсидию на оплату услуг ЖКХ. Кроме того, жилищный документ пригодится, когда необходимо предоставить информацию о прописке, квартире или собственнике. Это установка стационарного телефона, оформление кредита под залог недвижимости, замена паспорта, подача документов для поступления ребенка в школу.
Комментарий эксперта
Мария Спиридонова, управляющий партнер «ЛЕГЕС БЮРО», член Ассоциации юристов России
В Москве Единый жилищный документ заменяет:
ЕЖД может понадобиться при совершении сделок с недвижимостью (обмен, дарение, купля-продажа), для оформления государственных и муниципальных субсидий и льгот, при получении нового паспорта или его замены, при оформлении наследства, при решении бытовых задач (переоформление коммунальных услуг, подключение телефона).
Получить ЕЖД могут физические лица — собственники (наниматели) жилых помещений, зарегистрированные по месту жительства и месту пребывания в жилых помещениях; юридические лица — собственники (владельцы) жилых помещений, в отношении которых запрашивается информация жилищного учета.
Интересы заявителей могут представлять лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке. Также получить ЕЖД могут органы прокуратуры, органы исполнительной власти, органы социальной защиты, органы, уполномоченные на проведение оперативно-розыскной деятельности и другие инстанции в ходе исполнительного производства, оперативно-розыскной деятельности или предоставления субсидий.
Для оформления ЕЖД необходимо подготовить заявление на предоставление услуги и представить оригинал документа, удостоверяющего личность. Для юридических лиц — документ, подтверждающего право запрашивать и получать сведения о жилом помещении и проживающих в нем гражданах, а также документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя действовать от имени юридического лица (доверенность). В некоторых случаях потребуется представить дополнительные документы. Так, для получения справки о совместном проживании с умершим или о прописке на день смерти — свидетельство о смерти лица, о совместном проживании с которым запрашивается справка.
Причинами отказа в выдаче могут стать не представление заявителем необходимой документации или предъявление документов с истекшим сроком годности, фальшивых или неправильно заполненных, отсутствие полномочий у заявителя.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги, являются:
Несите справку, которой уже нет
Обратилась ко мне подруга, у которой возникли неприятности в связи с тем, что ей нужно было подавать документы для сделки купли-продажи квартиры. Помимо нужных документов и их ксерокопий попросили еще предоставить справку о составе семьи по месту их регистрации.
И началось.. Сложности возникли в связи с тем, что выяснилось: паспортисты в управляющей компании, а вместе с ними и справка о составе семьи упразднены. Она не может доказать, что в квартире живет и прописана с детьми и кто относится к членам её семьи. В чем же проблема?
Такие трудности появились еще в 2019 году, и пока нет им решения. Потому что ранее действовал Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Этот документ 16 апреля 2018 года утратил силу. С 17 апреля 2018 года применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.
Его содержание в том, что в соответствии с Административным регламентом с 17 апреля 2018 года отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9).
Справки нет, но требования остались
Получается, что паспортисты могут принять от собственника документы для регистрации или снятия с регистрационного учета, передать (получить) эти документы в орган регистрационного учета УМВД. А в поквартирные карточки (ф. 10) и карточки регистрации (ф.9) никто паспортисту «штамп», как ранее, не поставит. При этом собственник квартиры может обратиться за регистрацией напрямую в орган регистрационного учета УМВД (через портал «Госуслуги») или через МФЦ, о чем паспортист вообще ничего может не узнать. Поэтому функции паспортиста с действиями по отсутствующей картотеке регистрации граждан просто утрачена, и многие управляющие компании и ТСЖ отказываются от этой услуги.
Зачем нужна справка и есть для неё альтернатива?
Вот и заинтересовал меня этот вопрос. А как обстоит дело при сделках? Зачем нужна справка о составе семьи (зарегистрированных в квартире лицах) и как поступают конкретно нотариусы в подобной ситуации, если нужны документы для сделок?
В соответствии со ст. 558 Гражданского кодекса РФ существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.
Покупатель должен быть уверен в отсутствии рисков по сделке. Справки о лицах, имеющих право пользования и проживания в отчуждаемых жилых помещениях, если сведения не переданы в МФЦ, действительно до внесения изменений в нормативные акты МВД получить очень сложно. В качестве исключения при удостоверении договоров купли-продажи жилых помещений, дарении и иных сделок в случае невозможности получить справку о лицах, имеющих право пользования отчуждаемым жилым помещением, используются правила ст. 431.2 Гражданского кодекса РФ. То есть в договоре продавец дает заверения, что отсутствуют лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, или указывает исчерпывающий перечень таких лиц с указанием их конкретных прав на пользование отчуждаемым жилым помещением и еще несет за это ответственность. Но это не обеспечивает в полной мере достоверность информации. В случае выявления недостоверности информации применяются последствия, предусмотренные в ст. 431.2 ГК РФ.
Если УК упразднили паспортистов и справки не выдают, то кто вправе давать такую информацию?
Действительно, раньше паспортисты управляющих компаний вели картотечные учеты: поквартирные карточки по каждой квартире, карточки регистрации на каждого зарегистрированного проживающего. В них были отражены сведения: кто в квартире прописан, кто кому кем приходится по родству, кто выписался и когда и по каким основаниям и т. д. В настоящее время ведение таких картотек не предусмотрено.
«Справка о составе семьи» упоминается в федеральном законодательстве, но нормативными правовыми актами не определены ни ее форма, ни порядок выдачи, ни уполномоченные на выдачу органы (организации), должностные лица.
На практике сведения о составе семьи приравниваются к данным о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием степени родства и нередко размеров жилого помещения (аналогом является выписка из домовой/похозяйственной книги). Поэтому традиционно такие справки выдавались по месту жительства органами (организациями), располагавшими соответствующими сведениями (жилищно-эксплуатационными организациями, органами местного самоуправления, в последние годы также многофункциональными центрами).
Что делать человеку, попавшему в неудобную ситуацию из-за справки?
1) Использовать в сделках заверение собственника в порядке ст. 431.2 Гражданского кодекса РФ об отсутствии зарегистрированных лиц в квартире, получать косвенную информацию из квитанций о квартплате (строка с количеством зарегистрированных лиц), проверять паспорта членов семьи, находить прежнего паспортиста с устаревающей картотекой и сверять информацию.
3) При требованиях сотрудников государственных и муниципальных органов (или коммунальных организаций) предоставить такие справки-требовать нормативный документ, который регламентирует ее предоставление.
Вот так упраздненная справка испортила многим жизнь её предоставлением.
А я уже надеюсь, что в собесе её от меня не потребуют. Ведь в этом году снова придется заново приносить документы для переназначения детского пособия. И хорошо, если не придется доказывать, что нужды нет в такой справке и других, которые ранее выдавали паспортисты управляющих компаний.
Справки о составе семьи отменены!
Если какой-либо орган запрашивает у гражданина сведения, ранее это справка о составе семьи, то запрос в базу МВД они (органы) должны делать самостоятельно.
Согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.11.2016 № 2326-р «Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления» утвержден перечень документов (сведений), предоставляемых федеральными органами исполнительной власти в порядке межведомственного информационного взаимодействия, определенного Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Сведения о наличии либо отсутствии регистрации по месту жительства гражданина РФ находятся в ведении МВД России.
17.04.2018 вступил в силу приказ МВД России от 31.12.2017 №984 «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», в котором отсутствует упоминание о применении и порядке ведения поквартирных карточек и домовых (поквартирных) книг. В этой связи записи о зарегистрированных гражданах в поквартирных карточках и домовых (поквартирных) книгах теряют актуальность и не могут быть источником информации для выдачи справок различного рода, Из этого следует, что на сегодняшний день отсутствуют органы и организации, имеющие право предоставлять гражданам адресные справки и выписки, в том числе МФЦ.
Из этого также следует, что если какой-либо орган запрашивает у гражданина сведения, ранее это справка о составе семьи, то запрос в базу МВД они должны делать самостоятельно, взяв предварительно у заявителя согласие на предоставление персональных данных.
Что же делать, если сведения о месте регистрации гражданина всё таки необходимо предоставить в то или иное учреждение.
В связи с отменой выписок из домовых книг и справок о составе семьи, Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Кемеровскому району уведомляет, что 07 ноября 2017 г. вступил в силу приказ МВД России от 30 сентября 2017 г. № 752 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации», предусматривающий предоставление государственной услуги МВД России на районном уровне по принципу экстерриториальности для удобства граждан.
За оказанием данной государственной услуги физические лица могут обратиться как лично в подразделения по вопросам миграции по адресу пгт.Яя ул.Советская 1, так и через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Предоставление адресно-справочной информации осуществляется бесплатно.
Предметом адресно-справочной работы является информация о регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Обращение (заявление) физического лица подлежит исполнению подразделениями по вопросам миграции МВД России при выполнении одного из следующих условий:
гражданин направил заявление о предоставлении адресно-справочной информации в целях ознакомления с учетными сведениями в отношении себя;
гражданин направил заявление о предоставлении адресно-справочной информации в отношении другого лица;
гражданин направил заявление в целях исправления ошибок в учетных сведениях в отношении себя, а также в связи с их изменениями.
Письменное (электронное) обращение (заявление) физического лица о предоставлении адресно-справочной информации должно содержать следующие обязательные реквизиты заявителя: фамилию, имя, отчество, дату рождения, дату обращения, личную подпись и почтовый адрес заявителя; полные данные на запрашиваемое лицо (фамилия, имя, отчество в именительном падеже, дата и место рождения); согласие заявителя на предоставление его персональных данных запрашиваемому им лицу.
При рассмотрении заявления гражданина о предоставлении адресно-справочной информации в отношении другого гражданина уполномоченный сотрудник направляет в адрес субъекта персональных данных сообщение с указанием персональных данных заявителя и его почтового адреса для принятия субъектом персональных данных решения о самостоятельном предоставлении запрашиваемых сведений.
Если человек, на которого приходит запрос, умер или переехал в другой регион, а также не значится на территории Кемеровской области, уполномоченный сотрудник сможет указать только обезличенную информацию, например, об убытии гражданина в какой-либо регион Российской Федерации, указав наименование города, или снятием с регистрационного учета в связи со смертью.
Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:
предоставление информации о гражданах, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
отказ в предоставлении информации о гражданах, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении заявления гражданина о предоставлении адресно-справочной информации в отношении другого гражданина уполномоченный сотрудник направляет в адрес субъекта персональных данных сообщение с указанием персональных данных заявителя и его почтового адреса для принятия субъектом персональных данных решения о самостоятельном предоставлении запрашиваемых сведений.
Чтобы получить ответ в максимально сжатые сроки, необходимо направить заявление в форме электронного документа с использованием Единого портала услуг Государственных и муниципальных услуг: https://www.gosuslugi.ru, – Органы власти – Министерство Внутренних дел – Предоставление адресно-справочной информации.
Срок исполнения ответа, в соответствии с действующим Административным регламентом составляет 15 календарных дней, если заявитель запрашивает сведения в отношении себя, и 30 календарных дней – в отношении другого гражданина.
На территории Челябинской области района данную услугу предоставляют подразделения по вопросам миграции управлений, отделов, отделений МВД России по г. Челябинску и Челябинской области.
- Чем заменить спортивный топ
- Чем заменить спрайт в мохито для детей