Чем заменить стетоскоп для автомобиля
Поделки своими руками для автолюбителей
Как сделать стетоскоп для диагностики авто своими руками.
Иногда в двигателе автомобиля слышны посторонние шумы, но откуда они исходят и где их источник очень трудно найти. Но есть такой прибор, который называется стетоскоп, им очень удобно искать проблемные места в двигателе.
Было решено сделать такой прибор самому, так как в изготовлении он не сложный.
Для его реализации нам понадобится:
Всё это я зашёл в магазин сантехники и купил. Да, забыл ещё сказать, что нам потребуется простой медицинский стетоскоп, если у вас его нет, то он продается в любой аптеке.
И так свою поделку я начал с изготовления мембраны, для этого я взял оцинкованное железо толщиной 0.4 мм и вырезал из него круг, таким диаметром чтобы он был равен большому диаметру ППР вставки в американку. Затем взял сверло 4 мм и просверлил в центре отверстие. Далее берём спицу, немного срезаем кончик и нарезаем на ней резьбу 4 мм.
Теперь осталось только собрать всё в единое целое, собираем в такой последовательности; гайка, шайба, мембрана, резиновая прокладка, гайка, шайба.
Всё показано на фото ниже:
Затем берём широкую часть ППР американки и срезаем её. Далее надо будет расточить по внутреннему диаметру (прокладка белая в центре).
Собираем как показано на фото
Для надежного соединения американки и штуцера использовал фум ленту.
После того как собрал, нужно подуть в штуцер, проверить на герметичность, воздух должен выходить с большим трудом или вообще не выходить.
Вот что у нас получилось
Диагностировать двигатель теперь одно удовольствие, все скрипы и шумы отлично слышны. Прямо как доктор над пациентом :).
Всем спасибо за внимание надеюсь, что кому-то такая поделка пригодится.
Стетоскоп для автомобиля своими руками
Многие автовладельцы, при появлении каких-то шумов или стуков в двигателе, рвутся на автосервис, чтоб проверить все ли с ним в порядке и что именно постукивает. Каждая такая диагностика выходит в кругленькую сумму, в то время как проверить мотор можно и дома, причем совершенно бесплатно.
И сделать это можно с помощью автомобильного стетоскопа, в роли которого может выступать даже обычная палка, но все же использовать специальное приспособление гораздо удобнее. Однако, стоит диагностический прибор не малые деньги, да и найти его можно не в любом автомагазине, поэтому, вот вам лайфхак, как сделать прибор для прослушивания шумов двигателя своими руками.
Что-то можно купить в отделе сантехники, а спица есть практически у каждого дома. Сам же стетоскоп Вы найдете в любой аптеке.
Стетоскоп позволяет четко расслышать тон посторонних звуков. Применеятеся в медецине и при диагностике автомобилей. Автомобильный прибор, в отличии от медицинского, в место самой мембраны имеет еще и длинный металлический щуп. Автомобильный стетоскоп — это небольшой прибор для прослушивания шумов возникающих в двигателе, различных его механизмах и агрегатах.
Порядок изготовления
Первым делом нужно изготовить мембрану. По центру оцинкованного диска просверливаем отверстие диаметром примерно 4мм. На спице предварительно нужно срезать шляпку, а после, при помощи лерки, нарезать внешнюю резьбу 4 мм.
Далее собираем мембрану, накрутив на спицу гайку. Следом надеваем шайбу, потом саму мембрану (диск), буксовую прокладку, и крепим это гайкой и шайбой.
Осталось только срезать самую широкую часть ППР соединителя (американки), а после расточить по внутреннему диаметру кольца. Надеваем уплотнитель на спицу, и закрепляем его американкой.
Штуцер крепим непосредственно к самому стетоскопу, предварительно сняв родную мембрану. Для соединения штуцера мембраны необходимо использовать дополнительную подмотку фумленты, чтоб обеспечить максимальную герметичность.
Для проверки автомобильного стетоскопа нужно подуть в штуцер. Воздух не должен выходить, или же происходить при немалых усилиях.
Такой нехитрый прибор поможет вам определить источник скрипов, стуков и шумов в двигателе, а также сэкономит ваши средства на диагностике, когда проблемы с мотором нет.
Если же кажется, что это все очень сложно, то воспользуйтесь способом попроще.
Надеюсь такая самоделка будет вам полезной. Не забывайте отмечать если статья понравилась и считаете такое приспособление необходимым для своего гаража!
Стетоскоп и фонендоскоп: разница между медицинскими приборами
Прослушивание работы турбонасоса, компрессора, редуктора.
Прослушивая с помощью стетоскопа двигатель автомобиля, необходимо обращать внимание на посторонние звуки. В оптимальном варианте все цилиндры мотора должны работать в унисон, без прерывистых шумов и вибраций. Качественный стетоскоп позволяет уловить малейшие неполадки в двигателе, своевременное устранение которых не приведет к более серьезным неисправностям.
Прослушивание подшипников коленвала осуществляется исключительно на прогретом корпусе двигателя, когда обороты резко меняются. Коренные и шатунные подшипники по характеру звука имеют отличия. Первый вариант звучит низко и глухо, а элементы шатуна издают звонкий шум, затихающий при переключении свечи на «массу». Стетоскоп поможет помочь проверить на посторонние звуки детали клапанного узла, поршневую группу и шестеренки.
Процедура пользования подручным электронным диагностическим прибором довольно проста и заключается в следующем:
Электронный вариант
Собственноручно созданный вариант домашнего диагноста авто в электронном виде способен более точно передавать колебания звуков. Его основными составляющими элементами является микросхема DA 1 (K140 УД 6)
, пара резисторов, транзисторы и наушники. Вибрационный датчик доступно выполнить из керамического кулачка с пьезовой активацией (подобные экземпляры можно отыскать в старых проигрывателях).
Передатчик с пьезоэлементом трансформирует вибрационные движения в электрические колебания, усиливаемые вмонтированным преобразователем звука. Воспроизводимые звуковые частоты в диапазоне от 1 000 до 3 000 Гц,
считаются оптимальным вариантом для восприятия сигналов человеческим слухом. Наушники служат в качестве передатчика звуковой информации от исследуемого объекта на считывание сведений человеком.
Применение и использование
Как сделать автомобильный стетоскоп своими руками в двух вариантах: электронном и механическом виде, рассмотрим далее, предварительно ознакомившись с областью его применения и правильным использованием.
Прослушивая с помощью стетоскопа двигатель автомобиля, необходимо обращать внимание на посторонние звуки. В оптимальном варианте все цилиндры мотора должны работать в унисон, без прерывистых шумов и вибраций. Качественный стетоскоп позволяет уловить малейшие неполадки в двигателе, своевременное устранение которых не приведет к более серьезным неисправностям.
Прослушивание подшипников коленвала осуществляется исключительно на прогретом корпусе двигателя, когда обороты резко меняются. Коренные и шатунные подшипники по характеру звука имеют отличия. Первый вариант звучит низко и глухо, а элементы шатуна издают звонкий шум, затихающий при переключении свечи на «массу». Стетоскоп поможет помочь проверить на посторонние звуки детали клапанного узла, поршневую группу и шестеренки.
Механический автостетоскоп
Для создания данной модели не потребуется поиск узкоспециализированных элементов и электронных схем. Элементарный способ изготовления механического стетоскопа подразумевает использование подручных предметов. В качестве основы устройства подойдет пустая пластиковая бутылка, желательно с широким горлышком, которое будет служить улавливателем акустических изменений.
После отрезания горла емкости, аккуратно под резьбой, к оборке (которую предварительно следует обработать наждачной бумагой) крепится абсолютно герметично пластиковый элемент. В середину детали, по диаметру обрезанной заготовки, вставляется металлический болт диаметром не более 5 мм. Широкая часть детали должна располагаться изнутри заготовки. На резьбовую часть болта крепится пластик, который зажимается гайкой с умеренным усилием, чтобы не продавить конструкцию.
Готовый пластиковый круг с болтом приклеивается к горлышку по принципу воронкообразной лейки. В самом краешке бутылки проделывается отверстие, в которое монтируется эластичная тонкая трубка (например, капельница). После тщательного подгона трубки, место соединения фиксируется клеем, который не агрессивен к ПВХ материалам.
. Диагностика автомобиля играет большую роль в его дальнейшей эксплуатации, безопасности водителя и пассажиров. Как сделать автомобильный стетоскоп своими руками в двух вариантах, было рассмотрено выше. Выбор механического или электронного образца остается за владельцем транспортного средства. Но, стоит отметить, что электронная модель, как покупная, так и самодельная, дает более точную информацию.
Схемы простых стетоскопов на ОУ
На рисунке 1 представлена схема простого УНЧ с высоким входным сопротивлением и двойным источником питания. Источником сигнала служит пьезоэлемент или пьезоизлучатель. Микрофон-стетоскоп.
R4С4, С2, С3 обеспечивают устойчивость УНЧ (на ВЧ). Конденсаторы С2, C3 размещают максимально близко к ОУ.
Рис.1. Схема простого УНЧ с высоким входным сопротивлением и двухполярным источником питания. (Микрофон-стетоскоп).
Элементы для схемы на рисунке 1 :
На рисунке 2 представлена схема простого УНЧ с высоким входным сопротивлением и одним источником питания. Источником сигнала служит пьезоэлемент или пьезоизлучатель. Микрофон-стетоскоп.
R4С4, С2 обеспечивают устойчивость УНЧ (на ВЧ). Конденсатор С2 размещают максимально близко к ОУ.
Рис. 2. Схема простого УНЧ с высоким входным сопротивлением и однополярным источником питания. (Микрофон-стетоскоп).
Элементы для схемы на рисунке 2 :
На рисунке 3 представлена схема УНЧ с высоким входным сопротивлением, двойным источником питания и корректором АЧХ. Источником сигнала служит пьезоэлемент или пьезоизлучатель. Микрофон-стетоскоп с достаточно высокими параметрами!
Первый каскад УНЧ (ОУ А1) обеспечивает предварительное усиление сигнала и согласование с корректором АЧХ (темброблок или эквалайзер). После корректора и регулятора громкости сигнал подается на усилитель мощности на ОУ А2 и Т1 и Т2. На выходе — телефон или динамический громкоговоритель (Т1 и Т2 — КТ502 и КТ503).
R8С4, С5, С6, С7, С8 обеспечивают устойчивость УНЧ (на ВЧ). Конденсаторы С5, С6, С7, С8 размещают максимально близко к ОУ. С2, R5 обеспечивают гальваническую развязку между ОУ А2 и предыдущей схемой. Это минимизирует разбаланс нуля на выходе ОУ А2.
Подключение датчика к УНЧ осуществляется с помощью экранированного провода.
Рис. 3. Схема простого УНЧ с высоким входным сопротивлением, двухполярным источником питания и корректором АЧХ. (Микрофон-стетоскоп).
Элементы для схемы на рисунке 3 :
Тот же эксперимент можно повторить, но уже с оконным стеклом. В данном случае пьезокристалл крепится к стеклу. При этом для обеспечения скрытности пьезокристалл крепится к стеклу близко у рамы! Прикрепить его к стеклу можно и со стороны улицы. При этом хорошо слышно все, что происходит в комнате.
Неплохо слышно даже если прикрепить кристалл к внешнему стеклу в случае двойной рамы. Даже двойная рама не защищает полностью! И можно поверить, что при использовании пьезокристалла относительно большой площади (1-2 кв. см), малошумящего и чувствительного усилителя звук будет достаточно громким и отчетливым.
Аналогичный опыт может быть проведен со столом. Оказывается, традиционная ДСП-плита стола с прикрепленным пьезокристаллом может быть прекрасным микрофоном, обеспечивающим хорошее качество звука. Больше площадь поверхности стола, обычно сделанного на основе ДСП-плиты, — выше качество звука.
Стетоскоп и фонендоскоп: разница, фото (как отличить приборы)
В данной статье мы попробуем разобрать отличительные особенности данных медицинских диагностических приборов, позволяющих слушать внутренние органы на предмет издаваемых ими шумов.
Стетоскоп и фонендоскоп (разница наблюдается в улавливании звуков и тонов) применяются при аускультации разных органов. Первый предоставляет возможность отчетливо услышать тоны звуков и применяется при исследовании сердца и кишечника.
Фонендоскоп лучше ловит высокочастотные звуки, но заглушает низкие тона. Этот прибор чаще используют при проведении аускультации органов дыхания и сосудов. С его помощью реально прослушивать аномальные звуковые проявления, несмотря на присутствие других шумов.
Стетоскоп и фонендоскоп (разница этих приборов заключается в том, что фонендоскопы, в отличие от своих предшественников, бывают только бинауральной конструкции) являются инструментами, с помощью которых проводятся эффективные процедуры диагностики внутренних органов.
Как сделать самодельный автомобильный стетоскоп
Механический автомобильный стетоскоп
Для его изготовления не понадобится искать специальных деталек и паять электрические схемы. Он предназначен для прослушивания что и где стучит в двигателе, а также для прослушивания подшипников на предмет износа или отсутствия смазки.
Простейший стетоскоп изготавливается из отрезанного горлышка обычной пластиковой бутылки. Чем шире сливное отверстие бутылки и её пластмассовая пробка, тем она больше уловит звуковых вибраций. Итак, отрезаем горлышко бутылки аккурат после окончания резьбы (перед началом расширения горлышка). Рваный край надо тщательно, как можно ровнее обработать. Так как к нему предстоит приклеить тонкую пластиковую деталь, и зазоров между горлышком и пластиком быть не должно.
Пластик потребуется идеально плоский и достаточно тонкий. В такой обычно запаивают продукты и товары. В центре обрезанного куска пластика (обрезаем в виде круга по диаметру горлышка бутылки) проделываем отверстие и вставляем длинный тонкий болт диаметром 3-4 мм. Шляпка болта должна располагаться с внутренней стороны пробки. А наружу должен выступать длинный конец болта, который фиксируется гайкой с шайбой. Зажимая гайку – не переусердствуйте, чтобы не продавить пластик. Теперь пластиковый круг с болтом приклеиваем к пробке-горлышку.
Далее в самой крышечке бутылки, навёрнутой на резьбу горлышка, тоже проделывается отверстие. Туда надо вставить полихлорвиниловую трубку из под капельницы. Поэтому диаметр отверстия делается соответствующим диаметру трубки. Вместо трубки подойдёт резиновый жгут. Трубка вставляется в пробку и место контакта заклеивается. Подберите клей, который не разъедает пластмассу.
В принципе, самодельный автомобильный стетоскоп готов к работе. Свободный конец трубки прикладывается к уху, а к работающим агрегатам автомобиля прикладывается конец болта. Болт снимает звуки, а пластиковая вставка выполняет роль мембраны. Дальше звуковые колебания по трубке поступают в ушную раковину. Получилось почти как у врачей, с той лишь разницей, что звук не такой громкий, поэтому оглохнуть от него водителю не грозит.
Электронный автомобильный стетоскоп
Самодельный электронный стетоскоп, в отличие от механического, способен более точно передавать звуковые колебания. Также позволяет регулировать уровень громкости и чувствительности. Основа электронного стетоскопа с усилителем звуковой частоты – это микросхема DA1 типа К140УД6. Два резистора R1 и R2 задают режимы работы микросхемы. Коэффициент усиления определяет значение сопротивления резистора R3. Транзисторы VT2 типа КТ361 и VT1 типа КТ315 подключаются по схеме эмиттерных повторителей, тем самым усиливая выходной сигнал по току. Головные телефоны ТЭМ-2 служат нагрузкой усилителя. Датчик вибрации можно сделать из пьезокерамической головки (В1) от старого проигрывателя.
Пьезодатчик преобразует вибрационные колебания в электрические, которые дополнительно усиливаются усилителем DA1. Можно использовать в качестве пьезодатчика (В2) пьезоизлучатель ЗП-22 или ЗП-1 от электронных игрушек и часов. Они хорошо воспроизводят звуковые частоты в диапазоне 800-3000 Гц, оптимальные для человеческого слуха. Если необходимо, дополнительным усилителем звуковой частоты можно усилить звуковой сигнал. В этом случае сигнал поступает с выхода операционного усилителя DA1. Корпус стетоскопа для микросхемы можно сделать на своё усмотрение. А в качестве передатчика звукового сигнала служат наушники.
Что такое фонендоскоп
Многие интересуются тем, что такое стетоскоп и фонендоскоп. Разница (фото является доказательством этого факта) этих приборов заключается в более усовершенствованной конструкции фонендоскопа.
Данные медицинские инструменты предназначены для одной и той же цели: диагностики работы внутренних органов человеческого организма.
Фонендоскоп, спустя почти сто лет после изобретения стетоскопа, создал русский врач Николай Сергеевич Коротков.
Большое количество людей желают обладать информацией о том, как устроены стетоскоп и фонендоскоп. Разница в устройстве данных приборов заключается в том, что фонендоскоп, в отличие от стетоскопа, имеет еще одну составляющую часть — мембрану, усиливающую колебания звука. Он состоит из головки, двух трубок и мембраны.
История создания стетоскопа
Стетоскоп создал врач Рене Лаэннек в 1816 году. Чтобы прослушать биение сердца стеснительной представительницы прекрасного пола, имевшей слишком пышный бюст, ему пришлось приложить к ее груди свернутые бумажные листы. В результате врачу удалось не только поставить точный диагноз больной, но и убедиться, что с помощью простой бумаги, свернутой в трубочку и приложенной к уху, звуки можно услышать намного отчетливее.
Через некоторое время Лаэннеку удалось усовершенствовать прибор. Постепенно на практике стали использовать трубки из дерева или других пригодных материалов, имеющие расширение на концах в форме воронки.
В наши дни стетоскоп — это инструмент, наделенный несколькими режимами прослушивания звуков разных частот. Он включает в себя определенные составляющие части: головку, трубки и наушники.
В медицине в настоящее время применяются бинауральные стетоскопы, оснащенные двумя трубками. Моделями из дерева часто пользуются гинекологи, которые с их помощью слушают сердечный ритм плода.
Правила проведения аускультации
При проведении данной процедуры главное значение имеет соблюдение некоторых условностей, а не выбор стетоскопа или фонендоскопа, имеющий свои особенности. Рекомендуется пользоваться одним прибором, соблюдать определенные правила и придерживаться техники аускультации.
Стетоскоп и фонендоскоп (разница между их модификациями и особенностями довольно несущественна) на протяжении долгого времени являются одними из самых востребованных диагностических инструментов, применяемых в медицине.
Хорошо известен простой и распространенный медицинский прибор, традиционно и привычно висящий на шее практически каждого врача-терапевта — это стетофонендоскоп, называемый чаще просто как фонендоскоп или стетоскоп. Им можно прослушать сердце и легкие, а можно, при необходимости, и какое-либо механическое устройство в процессе его работы, например, механический станок, двигатель и т.д. Полезный прибор.
Но… Кроме медиков и механиков, к сожалению, этим же замечательным акустическим прибором успешно пользуются и те, кто прослушивают стенки, полы и потолки в офисах, частных домах и квартирах. Однако интересуют их совсем НЕ стенки, а то, что ЗА стенкой.
И делают это они не только из желания узнать подробности очередного семейного скандала у соседей…
Особенно просто подобное любопытство удовлетворяется в случае стен, а также полов, потолков и т.д. изготовленных из железобетонных панелей. Хотя, надо отметить, и кирпичные стенки не всегда являются надежным препятствием для подобного, акустического и безэлектронного способа получения информации.
Кстати, нет друзей среди медиков — сгодится такой простой и известный прибор как … стеклянный стакан. Тонкий стакан — неплохой акустический резонатор. Пользоваться им — и лучше, и комфортнее, и удобнее, чем неподвижно сидеть у стенки, просто прижав к ней любопытное ухо. Конечно, со стаканом — приятнее: все-таки технический прибор, хотя и без уже привычной электроники.
Однако следует отметить, что лучше чай в стакане, а не ухо.
Упомянутые выше акустические приборы — фонендоскоп и стакан-резонатор дают хорошие эффекты, но, конечно, фонендоскоп лучше. Но подобные приборы требуют постоянного присутствия «пользователя”. Это создает некоторые трудности и вносит определенные ограничения в такой способ получения информации.
К большому сожалению, для обладателей ценной информации у данной проблемы есть достаточно простое и сравнительно дешевое решение.
Речь идет о применении в качестве микрофонов чувствительных к вибрациям элементов — пьезокристаллов. Это могут быть пьезоэлементы, например, из обычных звукоснимателей для проигрывателей уже устаревших, виниловых пластинок — ГЗП-308 и др. Это могут быть пьезоизлучатели, например, от электронных часов, игрушек и т.д. — ЗП-1, ЗП-22 и др.
Используя подобные элементы и чувствительные, малошумящие усилители (УНЧ) с соответствующим входным сопротивлением (рис. 1 — 3) можно обойтись и без прикладывания уха к стене — непосредственно, через стакан или пользуясь фонендоскопом. Для реализации возможностей указанных элементов необходимо приклеить такой кристалл к стене эпоксидным клеем и подключить данный кристалл к усилителю короткими проводами. Получается прибор с неплохими качественными характеристиками — микрофон-стетоскоп. Оказывается железобетонные стены в панельном доме, а также тонкие кирпичные, очень хорошо передают звуки из соседних комнат и не препятствуют такому способу получения звуковой информации.
В составе микрофонов-стетоскопов лучше использовать большие и плоские пьезокристаллы.
Применение и использование
Как сделать автомобильный стетоскоп своими руками в двух вариантах: электронном и механическом виде, рассмотрим далее, предварительно ознакомившись с областью его применения и правильным использованием.
Прослушивание работы турбонасоса, компрессора, редуктора.
Прослушивая с помощью стетоскопа двигатель автомобиля, необходимо обращать внимание на посторонние звуки. В оптимальном варианте все цилиндры мотора должны работать в унисон, без прерывистых шумов и вибраций. Качественный стетоскоп позволяет уловить малейшие неполадки в двигателе, своевременное устранение которых не приведет к более серьезным неисправностям.
Прослушивание подшипников коленвала осуществляется исключительно на прогретом корпусе двигателя, когда обороты резко меняются. Коренные и шатунные подшипники по характеру звука имеют отличия. Первый вариант звучит низко и глухо, а элементы шатуна издают звонкий шум, затихающий при переключении свечи на «массу». Стетоскоп поможет помочь проверить на посторонние звуки детали клапанного узла, поршневую группу и шестеренки.
Процедура пользования подручным электронным диагностическим прибором довольно проста и заключается в следующем:
Как сделать стетоскоп для диагностики авто своими руками.
Иногда в двигателе автомобиля слышны посторонние шумы, но откуда они исходят и где их источник очень трудно найти. Но есть такой прибор, который называется стетоскоп, им очень удобно искать проблемные места в двигателе.
Было решено сделать такой прибор самому, так как в изготовлении он не сложный.
Для его реализации нам понадобится:
Всё это я зашёл в магазин сантехники и купил. Да, забыл ещё сказать, что нам потребуется простой медицинский стетоскоп, если у вас его нет, то он продается в любой аптеке.
И так свою поделку я начал с изготовления мембраны, для этого я взял оцинкованное железо толщиной 0.4 мм и вырезал из него круг, таким диаметром чтобы он был равен большому диаметру ППР вставки в американку. Затем взял сверло 4 мм и просверлил в центре отверстие. Далее берём спицу, немного срезаем кончик и нарезаем на ней резьбу 4 мм.
Теперь осталось только собрать всё в единое целое, собираем в такой последовательности; гайка, шайба, мембрана, резиновая прокладка, гайка, шайба.
Всё показано на фото ниже:
Затем берём широкую часть ППР американки и срезаем её. Далее надо будет расточить по внутреннему диаметру (прокладка белая в центре).
Собираем как показано на фото
Для надежного соединения американки и штуцера использовал фум ленту.
После того как собрал, нужно подуть в штуцер, проверить на герметичность, воздух должен выходить с большим трудом или вообще не выходить.
Вот что у нас получилось
Диагностировать двигатель теперь одно удовольствие, все скрипы и шумы отлично слышны. Прямо как доктор над пациентом :). Всем спасибо за внимание надеюсь, что кому-то такая поделка пригодится.
Электронный вариант
Собственноручно созданный вариант домашнего диагноста авто в электронном виде способен более точно передавать колебания звуков. Его основными составляющими элементами является микросхема DA 1 (K140 УД 6)
, пара резисторов, транзисторы и наушники. Вибрационный датчик доступно выполнить из керамического кулачка с пьезовой активацией (подобные экземпляры можно отыскать в старых проигрывателях).
Передатчик с пьезоэлементом трансформирует вибрационные движения в электрические колебания, усиливаемые вмонтированным преобразователем звука. Воспроизводимые звуковые частоты в диапазоне от 1 000 до 3 000 Гц,
считаются оптимальным вариантом для восприятия сигналов человеческим слухом. Наушники служат в качестве передатчика звуковой информации от исследуемого объекта на считывание сведений человеком.
Механический автостетоскоп
Для создания данной модели не потребуется поиск узкоспециализированных элементов и электронных схем. Элементарный способ изготовления механического стетоскопа подразумевает использование подручных предметов. В качестве основы устройства подойдет пустая пластиковая бутылка, желательно с широким горлышком, которое будет служить улавливателем акустических изменений.
После отрезания горла емкости, аккуратно под резьбой, к оборке (которую предварительно следует обработать наждачной бумагой) крепится абсолютно герметично пластиковый элемент. В середину детали, по диаметру обрезанной заготовки, вставляется металлический болт диаметром не более 5 мм. Широкая часть детали должна располагаться изнутри заготовки. На резьбовую часть болта крепится пластик, который зажимается гайкой с умеренным усилием, чтобы не продавить конструкцию.
Готовый пластиковый круг с болтом приклеивается к горлышку по принципу воронкообразной лейки. В самом краешке бутылки проделывается отверстие, в которое монтируется эластичная тонкая трубка (например, капельница). После тщательного подгона трубки, место соединения фиксируется клеем, который не агрессивен к ПВХ материалам.
. Диагностика автомобиля играет большую роль в его дальнейшей эксплуатации, безопасности водителя и пассажиров. Как сделать автомобильный стетоскоп своими руками в двух вариантах, было рассмотрено выше. Выбор механического или электронного образца остается за владельцем транспортного средства. Но, стоит отметить, что электронная модель, как покупная, так и самодельная, дает более точную информацию.
Не каждый владелец машины знает, как проводится автодиагностика, а тем более как это сделать своими руками. А ведь можно в домашних условиях соорудить один прибор, который поможет выявить многие проблемы автомобиля ещё на этапах их зарождения без лишних затрат и максимально качественно. Это автомобильный стетоскоп. При помощи данного устройства можно в прямом смысле слова прослушать силовые узлы автомобиля на предмет неполадок, а также оценить их степень только по звуку. Это незаменимая вещь для звуковой проверки труднодоступных мест. Пусть самодельный вариант будет несколько уступать в эстетическом плане покупной модели, зато по эффективности он будет аналогичен, а по стоимости материалов обойдётся в разы дешевле.
Для чего нужен стетоскоп
Данный прибор, несмотря на свою техническую простоту, весьма универсален и применяется для многих целей:
Диагностики силового агрегата, ходового узла, электронного оборудования автомобиля.
Прослушивания функционирования турбонасоса, редуктора и компрессора.
Применяя автомобильный стетоскоп как технический инструмент для проведения звуковой диагностики силового агрегата, нужно хорошо уметь выделять посторонние звуки. При «здоровом» двигателе все его цилиндры звучат в унисон, без каких-либо излишних вибраций и посторонних шумов. С помощью качественно сделанного технического стетоскопа можно уловить даже самые незначительные неполадки в моторе автомобиля. Своевременно их устранив, вы избежите более серьёзных проблем.
Интересные факты!
Появление первого стетоскопа обязано стеснительному доктору, который не мог приложить ухо к груди пациентки для прослушивания сердца. В то время это можно было сделать только так. Не преодолев смущения, он взял свёрнутую трубочку. Так и появился самый первый стетоскоп. После этого идея стала стремительно развиваться. Сейчас мы имеем не только современные медицинские приборы, но и технические устройства для проведения автомобильной диагностики.
Диагностировать возможные неисправности подшипников коленчатого вала нужно только на прогретом корпусе силового агрегата, когда обороты резко меняют свой ход. Коренные и шатунные подшипники отличаются по своему звучанию. Первые издают низкие и глухие звуки, а вторые звонкие, но затихают, когда свеча зажигания переключается на «массу». Приборы для диагностики автомобиля, которые созданы своими руками, помогут проверить детали клапанного узла, поршневую и шестерёнки на предмет лишних звуков.
Как сделать механический стетоскоп своими руками
Чтобы создать самостоятельно технический стетоскоп, вам не потребуются знания тонкостей электронных схем и узкоспециализированных составляющих, так как его устройство совсем простое. Механический стетоскоп можно соорудить из подручных предметов. За основу можно взять обычную пластиковую бутылку. Лучше взять с широким горлышком, которое послужит в стетоскопе улавливателем акустических колебаний.
Отрежьте в аккурат под резьбой горлышко.
Обработайте наждаком оборку и герметично прикрепите к ней пластиковый элемент.
В середину вставьте металлический болт толщиной не более полсантиметра. Широкая часть будущего стетоскопа должна быть внутри заготовки.
На резьбу болта проденьте пластик и зажмите гайкой, но так, чтобы не продавить конструкцию.
Готовый элемент приклейте к горлышку по типу лейки-воронки.
У края бутылки сделайте отверстие и просуньте туда тонкую гибкую трубку, например, из системы капельницы.
Зафиксируйте место соединение клеем, который не разъедает пластик. Всё, автостетоскоп готов.
Как можно сделать электрический стетоскоп
Электронный стетоскоп, сделанный своими руками, является более точным прибором, точно передающим звуковые колебания. Также правильно сделанное устройство позволит производить настройку его чувствительности и регулировку громкости.
За базу электронного стетоскопа, усиливающего звуковые частоты, можно взять микросхему DA1 типа К140УД6.
Задавать рабочие режимы будут два резистора R1 и R2.
Коэффициент усиления определяет значение сопротивления резистора R3. Транзисторы VT2 типа КТ361 и VT1 типа КТ315 подключаются как эмиттерные повторители и усиливают выходной сигнал.
Головные телефоны ТЭМ-2 – это нагрузка усилителя.
Вибродатчик можно соорудить из пьезокерамической головки В1 или применить пьезоизлучатель ЗП-22 или ЗП-1 от электрических игрушек и часов – В2. Они воспроизводят звуковые волны в диапазоне 800-3000 Гц, который приемлем для человеческого уха.
Корпус электрического стетоскопа для готовой микросхемы можно сделать любым. Для передачи звукового сигнала используйте наушники.
Можно соорудить вариант и попроще, который будет ещё и записывать диагностические показания. Вам потребуются следующие детали:
Капсульный или петличный микрофон.
Записывающее устройство с микрофонным входом.
Инструкция по сборке:
Подсоедините микрофон к звукопроводящей трубке. Если диаметры их не совпадают, возьмите в качестве проводника отрезок резиновой трубки с большим сечением.
Обрежьте вторую звукопроводящую трубку и заглушите её, чтобы лишние шумы не передавались на микрофон.
Возьмите квадратный кусок пенополистирола 5х5 см и проделайте в нём углубление для головки с мембраной.
Возьмите тонкий электрод на 2,5 и проткните пенополистирол в центр углубления.
Плотно закрепите головку стетоскопа в углублении.
Важно!
Электрод должен только касаться мембраны и не проткнуть её.
6.
Подключите разъём микрофона и наушники к звукозаписывающему устройству.
Представляем очень простой самодельный технический стетоскоп. Он был сделан с целью тестирования систем подвески и для этой цели использовался уже много лет. Зонды выполнены в виде неодимовых магнитов с приклеенными емкостными микрофонами (электретными). Датчик заливается эпоксидным клеем, так что получается очень устойчивым к повреждению, воде и в то же время он достаточно жесткий, чтобы хорошо передавать вибрации.
Принципиальная схема технического стетоскопа
Сигнал через экранированный кабель от каждого зонда направлен на «коммутатор», который содержит переключатели.
Сигнал регулируется путем изменения коэффициента усиления операционного усилителя чтобы чётко услышать звуки обследуемых объектов. Все питается от 9-вольтовой батареи и ее хватает на пару лет — это чрезвычайно энергоэффективная схема.
Зонды могут крепиться к элементам из стали, поскольку ручка выполнена с использованием неодимовых магнитов диаметром около 1 см и высотой около 5 мм. Конструкция зонда показана на картинке.
Их можно прикрепить в любом месте помня, что соединительные кабеля должны быть расположены безопасным образом. Крепить их можно на рычаги подвески, амортизаторы, а затем пустить в машину через боковую дверь или кабель канал.
Весь комплект держится настолько туго, что ни один зонд не отсоединился и не сдвинулся, несмотря на движение с хорошей скоростью (важно правильно расположить провода).
Зонды имеют номера и прикрепляют их к местам, описанным на центральном блоке. Во время теста вы можете включить зонды и послушать звук из одного, двух или сколько зондов вы хотите услышать.
Это устройство, которое кстати очень распространено в строительстве и обслуживании технических машин, позволило найти много интересных неполадок на протяжении многих лет — именно поэтому, несмотря на его примитивное исполнение оно заслуживает публикации.
Не все автомобильные умельцы знают, как сделать автомобильный стетоскоп своими руками качественно и без лишних затрат. С помощью такого приспособления можно прослушать функционирование силовых узлов транспортного средства и по звуку оценить степень неполадки. В труднодоступных местах авто, стетоскоп для звуковой диагностики является незаменимой вещью.
Самодельный вариант по эффективности ненамного уступает покупной модели, зато по стоимости он гораздо дешевле.